ЦИВ1ЛЬНЕ ПРАВО I ПРОЦЕС
УДК 369.041+369.042+314.87
М. В. Андрияшко
Барановичский государственный университет,
канд. юрид. наук,
доц., заведующий кафедрой государственного управления
и уголовно-правовых дисциплин
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ ПО ПЕНСИОННОМУ И СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ ДЛЯ РАБОТАЮЩИХ ПЕНСИОНЕРОВ
© Андрияшко М. В., 2016
В статье приводится обзор основных причин депопуляции в Республике Беларусь. Анализ данных Национального статистического комитета страны позволил сделать вывод о невостребованности у граждан предложения о повышении размера трудовой пенсии при условии продолжения осуществления трудовой деятельности без получения пенсии после получения права на нее. Внесен ряд обоснованных предложений, направленных на совершенствование законодательства в сфере обязательного государственного социального страхования для работающих пенсионеров.
Ключевые слова: демографическая безопасность, пенсионный возраст, трудовые и социальные пенсии.
М. В. Андрiяшко
ОБОВ'ЯЗКОВ1 СТРАХОВ1 ВНЕСКИ З ПЕНС1ЙНОГО I СОЦ1АЛЬНОГО СТРАХУВАННЯ ДЛЯ ПЕНС1ОНЕР1В, ЯК1 ПРАЦЮЮТЬ
Розглянуто основш причини депопуляци в Республ^ Бшорусь. Аналiз даних Национального статистичного комггету краши дав змогу зробити висновок щодо вщсутност пвдтримки громадянами пропозици про пщвищення розмiру трудово! пенси за умови продовження трудово! дiяльностi без отримання пенен н1сля отримання права на не!. Внесено низку обгрунтованих пропозицiй, спрямованих на удосконалення законодавства у сфер1 обов'язкового державного сощального страхування для пенсш-нер1в, як! працюють.
Ключовi слова: демографiчна безпека, пенсшний вiк, трудовi i соц1альн1 пенси.
M. V. Andryiashka
REQUIRED PREMIUMS ON PENSION AND SOCIAL INSURANCE FOR WORKING PENSIONERS
The article provides an overview of the major causes of depopulation in the Republic of Belarus. Analysis of the data of the National Statistical Committee led to the conclusion about the absence of demand from citizens on proposals to increase the size of the retirement pensionunder condition of continuation the work without receiving a pension after obtaining
the rights to it. Introduced a number of reasonable proposals to improve legislation on
compulsory state social insurance for working pensioners.
Key words: demographic safety, retirement age, labour and social pensions.
Постановка проблемы. Реализация мероприятий по обеспечению демографической безопасности в Республике Беларусь предусматривалась рядом программных документов: программами социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 - 2005 гг., 2006 - 2010 гг., 2011 -2015 гг.; Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь 1995 г., 2001 г. и 2010 г.; Национальной программой демографической безопасности Республики Беларусь на 2007 - 2010 гг., 2011 -2015 гг.; и другими. Однако, в целях совершенствования программно-целевого метода при формировании и выполнении государственных программ, а также в связи с переходом с 2016 г. на бюджетирование, ориентированное на результат, Программа демографической безопасности оказалась в структуре Программы здравоохранения и дополнила ее содержание. Необходимость объединения указанных программ обусловлена задачей по рациональному использованию бюджетных средств, а также несовершенством механизма составления и реализации государственных программ и проектов. Вместе с тем, решение о приоритете критерия экономической эффективности при предварительной оценке возможных результатов реализации государственной Программы здравоохранения "Здоровье народа и демографическая безопасность" автоматически нивелирует значение объема многолетней работы по промежуточному повышению показателей демографического роста в условиях сверхсмертности населения Республики Беларусь.
Анализ последних исследований и публикаций. В соответствии со шкалой демографического старения ООН, население считается стареющим, если доля лиц в возрасте "65+" составляет 7 процентов и более. По данным Фонда ООН в области народонаселения, в Республике Беларусь доля людей в возрасте "65+" в 2014 г. составила 1 317 тыс. человек (13,9 процента населения), а к 2050 г. составит 28 процентов [1]. Указанное свидетельствует о депопуляции и старении населения как угрозах устойчивому состоянию демографической безопасности.
Формулировка цели статьи. В связи с тем, что законодательство в социальной сфере является динамичным, его можно охарактеризовать как нестабильное, достаточно затруднительное в аспекте правоприменения и нуждающееся в унификации.
Изложение основного материала. Депопуляция, согласно абзацу второму части первой статьи 3 Закона Республики Беларусь от 4 января 2002 г. № 80-З "О демографической безопасности Республики Беларусь" [2], является одной из демографических угроз, под которыми понимаются демографические явления, социально-экономические последствия которых оказывают отрицательное воздействие на устойчивое развитие страны.
По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, по состоянию на 1 января 2016 г. численность населения страны составила 9 498,4 тыс. человек, при этом в 2015 г. естественный прирост составил 119 509 человек, естественная убыль - 120 130 человек [3].
Проведенное ранее исследование позволило выявить и обосновать причины депопуляции в Республике Беларусь с выделением наиболее значимых из них [4, с. 26]:
1) высокие показатели смертности среди граждан Республики Беларусь, в том числе мужчин в трудоспособном возрасте и в целом от внешних причин;
2) высокие показатели бесплодия у мужчин и женщин, а также латентное бесплодие;
3) высокаячисленность случаев искусственного прерывания беременности;
4) низкие коэффициенты воспроизводства населения;
5) инвалидизация населения.
В соответствии со стандартами Всемирной организации здравоохранения, темпы смертности, превышающие показатель 10 человек на 1 000 свидетельствуют о сверхсмертности.
Согласно данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, в стране в 2014 г. смертность составила 12,8 человек на 1 000 населения [5]. При этом всего в 2014 г. умерло 121 542 человека, из них в трудоспособном возрасте 24 367 человек, из которых 6 749 человек умерли от внешних причин (несчастные случаи, связанные с транспортными средствами; случайные отравления алкоголем; случайные утопления; самоубийства; убийства) [6, с. 328]. В 2015 г. численность родившихся составила 12,5 человек на 1 000 населения, умерших -12,6 человек на 1 000 населения [7, с. 4].Численность занятых в экономике Республики Беларусь граждан сокращается и по состоянию на декабрь 2015 г. составляла 4 470 тыс. человек [8]. Указанные данные являются официальными и свидетельствуют об увеличении нагрузки на экономически активное население.
По мнению Г. А. Василевича, "в социальном государстве расходы на обеспечение социально-экономических и социально-культурных прав должны осуществляться в максимальных пределах имеющихся ресурсов" [9, с. 37]. С другой стороны, справедливым является мнение отдельных авторов (М. П. Коновалова, В. В. Мосейко, Е. А. Фролова [10, с. 361; 11, с. 103]) о том, что удовлетворенность населения набором и качеством социальных благ снижается, а государство начинает испытывать финансовые трудности по исполнению взятых на себя социальных обязательств, так как по мере развития социальной ориентации экономик ряда стран стали обнаруживаться серьезные проблемы организации социальных институтов, следствием которых стало социальное иждивенчество [11, с. 103].
Среди причин социального иждивенчества некоторые авторы (В. В. Мосейко, Е. А. Фролова) называют закрепление национальными правовыми системами большинства современных государств конституционных норм о предоставлении индивиду социальных прав и благ, которые способствуют социальному иждивенчеству [11, с. 103].
Представляется, что указанное явление следует из многолетней практики реализации социально-обеспечительных отношений в рамках модели государственного патернализма. Отдельные исследователи (И. А. Туманова и В. С. Раковская) отмечают высокоэффективность такой модели отношений в определенных исторических, социокультурных условиях и в качестве примера приводят японский опыт внутрифирменных социально-трудовых отношений на предприятиях. Вместе с тем указанные исследователи отмечают, что "известны и другие последствия патернализма: пассивность в поведении работника относительно труда, минимальные требования к качеству жизни в целом и качеству трудовой жизни в частности" [12].
Согласно частям первой - второй ст. 7 Закона Республики Беларусь от 6 января 1999 г. № 239-З "О прожиточном минимуме в Республике Беларусь", минимальные государственные социально-трудовые гарантии (минимальная заработная плата, минимальный размер пенсии по возрасту, стипендии, пособия) повышаются поэтапно с учетом экономического развития республики до уровня бюджета прожиточного минимума, а в дальнейшем - до уровня минимального потребительского бюджета соответствующих социально-демографических групп населения.
Однако численность получателей соответствующего законодательству Республики Беларусь набора социальных гарантий, выплати других благ постоянно возрастает. Например, по состоянию на 1 января 2015 г. в органах по труду, занятости и социальной защите в республике было зарегистрировано 2 565 тыс. пенсионеров, из которых 644 тыс. (6,79 процента от численности населения страны) (женщины - 428 тыс., мужчины - 216 тыс.) осуществляли трудовую деятельность (из них 21 человек достиг возраста 90 лет; при этом 14 граждан в возрасте 90 лет зарегистрировано в г. Минске) [13].
По данным Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на 1 января 2016 г. общая численность получателей пенсий в органах по труду, занятости и социальной защите достигла 2 593 тыс. человек, из которых получателями трудовых пенсий являлись 2 527 тыс. граждан. Трудовую деятельность продолжали осуществлять 651,2 тыс. пенсионеров (6,86 процента от численности населения страны) (женщины - 438,4 тыс., мужчины - 212,8 тыс.) [14]. Для сравнения, в 1995 г. численность работающих пенсионеров составляла 338,8 тыс. человек, при численности населения 10 264,3 тыс. человек [15, с. 12].
Растет в целом удельный вес работающих пенсионеров: на 1 января 2013 г. трудилось 23,4 процента пенсионеров; на 1 января 2014 г. - 23,8 процентов; на 1 января 2015 г. - 25,1 процентов [13].
С другой стороны, по состоянию на первое полугодие 2015 г. правом продолжать работать без получения государственной пенсии после получения права на нее, по правилам ст. 231 Закона Республики Беларусь № 1596-Х11 от 17 апреля 1992 г. "О пенсионном обеспечении", воспользовались лишь 6,2 тыс. человек, что соответствует 0,95 процента от численности пенсионеров в стране, продолжающих работать.
Численность лиц, продолжающих трудиться после достижения пенсионного возраста без получения государственной пенсии в целях повышения ее размера в последующем (ст. 231 Закона Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении"), более чем в 100 раз меньше численности тех граждан, кто получает пенсию и продолжает работать. Указанное демонстрирует неготовность граждан к объективно необходимому повышению пенсионного возраста. Однако в условиях затяжной депопуляции эволюционный путь развития пенсионной системы маловероятен и опасен для устойчивости демографической безопасности страны. Так, с 1 января 2016 г. увеличилась минимальная продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения трудовой пенсии по возрасту и за выслугу лет: с 15 лет до 15 лет 6 месяцев. С 1 января каждого последующего года страховой стаж будет увеличиваться на 6 месяцев до достижения 20 лет. Принятое решение лишено элементов новеллизма и представляет собой временный компромисс в вопросе повышения пенсионного возраста, что позволит избежать невыполнения государством взятых на себя социальных обязательств в условиях рекордно высокой численности получателей пенсий и других социальных выплат.
На фоне изменяющейся половозрастной структуры населения и других социально значимых демографических показателей по состоянию на 2016 г. пенсионный возраст на территории Беларуси продолжает оставаться в возрастных границах, впервые установленных в 1928 г. [16, с. 149]. Однако для Республики Беларусь 2016 г. окажется последним, когда общеустановленный пенсионный возраст для назначения трудовых пенсий будет применяться ниже максимально допустимого значения, предусмотренного нормами Конвенции МОТ № 102 "О минимальных нормах социального обеспечения" (1952),на 5 лет для мужчин и на 10 лет - для женщин, так как с 1 января 2017 г. общеустановленный пенсионный возраст увеличится на три года,как длямужчин, так и для женщин и составит 63 и 58 лет соответственно. Для назначения социальных пенсий в Республике Беларусь возраст мужчин соответствует требованиям Конвенции (65 лет), возраст женщин - ниже на 5 лет (60 лет).
Учитывая данные Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь о рекордной, начиная с 1995 г., численности получателей пенсий в 2015 г. [17], следует вывод о наличии социальных рисков, угрожающих стабильности функционирования пенсионной системы в условиях существующей системы социальной защиты.
С другой стороны, численность работающих пенсионеров свидетельствует о желании граждан продолжать работать после достижения пенсионного возраста. Мотивация такого решения может быть различной: от желания повысить качество и уровень жизни, имея дополнительный к пенсии доход в виде заработной платы, до желания продолжать самореализацию в профессиональной
сфере и применять имеющийся уникальный профессиональный опыт (возможный мотив для 21 гражданина продолжать трудиться после достижения возраста 90 лет).
Указанные мотивы тем более очевидны, если учесть, что работающие пенсионеры продолжают уплачивать взносы в счет обязательного государственного социального страхования, накапливают дополнительные периоды осуществления трудовой деятельности, что в совокупности с уже достигнутым пенсионным возрастом образует юридический состав для возникновения права на пенсию в исчисленном согласно законодательству размере (части первая - вторая ст. 23 Закона Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении"). При этом размер назначенной трудовой пенсии вне зависимости от продолжительности приобретаемого стажа работы после выхода на пенсию и продолжительности периода вновь уплачиваемых страховых взносов остается неизменным. Поступающие от работающих пенсионеров взносы в счет обязательного государственного социального страхования аккумулируются в бюджете Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и перераспределяются между другими получателями социальных выплат.
Указанное свидетельствует от том, что в настоящее время легальная процедура повышения размера пенсии в связи с увеличением стажа работы, приобретенного после выхода на пенсию и получения пенсии с одновременным продолжением работы, отсутствует. Однако в Письме Министерства социального обеспечения Республики Беларусь (название по состоянию на 1993 г.) от 25 мая 1993 г. № 2-1/115 "О порядке включения в стаж времени работы после назначения пенсии" (не являющемся нормативным правовым актом) предусматривается, что для включения в стаж работы после назначения пенсии по возрасту необходимо, чтобы пенсионер добровольно, в письменной форме отказался от получения уже назначенной ему пенсии. Выбор продолжительности периода, в течение которого пенсионер отказывается от получения пенсии, с определением момента приостановления и момента возобновления выплаты пенсии, осуществляется лично заявителем и отражается в заявлении.
Представляется, что часть вторую ст. 51 Закона Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении" следует дополнить новым абзацем следующего содержания: "работы после назначения трудовой пенсии по возрасту лицами, подлежащими государственному социальному страхованию.", что позволит дополнительно зачесть в трудовой стаж пенсионера периоды работы, следовавшие после назначения ему трудовой пенсии по возрасту. Кроме того, ст. 23Закона Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении" следует дополнить новой частью следующего содержания "За каждый полный год стажа работы по трудовому договору, гражданско-правовому договору или выполнения иной работы в период уплаты обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь после выхода на пенсию и назначения пенсии по правилам части первой настоящей статьи, пенсия, в том числе минимальная, увеличивается, на один процент заработка, но не менее чем на один процент минимального размера пенсии.".
Предлагается установить размер обязательных страховых взносов для работодателей (ст. 3 Закона Республики Беларусь от 29 февраля 1996 г. № 138-Х111 "Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь") по социальному страхованию лиц, получающих пенсию и продолжающих трудовую деятельность, на случай временной нетрудоспособности, смерти застрахованного или члена его семьи в размере 6 процентов выплат всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленных в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования.В связи с указанным, видится целесообразным дополнение Закона Республики Беларусь от 29 февраля 1996 г. № 138-ХШ "Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь" новой статьей
31 следующего содержания:"Размеры обязательных страховых взносов по страхованию на случай инвалидности и потери кормильца (пенсионное страхование) в отношении граждан, получающих государственную трудовую пенсии и продолжающих работать, составляют: для работодателей - 28 процентов;
для работодателей, занятых производством сельскохозяйственной продукции, объем которой составляет более 50 процентов общего объема произведенной продукции, - 24 процента;
для потребительских кооперативов (кроме организаций потребительской кооперации (потребительских обществ, их союзов)); товариществ собственников; садоводческих товариществ; общественных объединений инвалидов (их законных представителей) и организаций, имущество которых находится в собственности этих общественных объединений; общественных объединений пенсионеров - 5 процентов;
для физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы, для Белгосстраха - 28 процентов.
Размер обязательных страховых взносов по страхованию на случай временной нетрудоспособности, ухода за ребенком в возрасте до трех лет, предоставления одного свободного от работы дня в месяц матери (мачехе) или отцу (отчиму), опекуну (попечителю), воспитывающей (воспитывающему) ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, смерти застрахованного или члена его семьи (социальное страхование) для работодателей, физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы (кроме граждан, работающих за пределами Республики Беларусь), Белгосстраха (за лиц, которым производится доплата до среднемесячного заработка или выплачивается страховое пособие по временной нетрудоспособности) составляет 6 процентов.".
Заключение. Внесенные предложение будет способствовать мягкому реформированию системы социальной защиты Республики Беларусь.
1. Фонд ООН в области народонаселения (ЮНФПА) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://unfpa.by/ru/news/novosti-yunfpa-v-belarusi/stareyushchee-naselenie-dopolnitelnaya-nagr uzka-dlya-gosudarstva-ili-vtoro y-demograficheskiy-dividen/. - Дата доступа: 25.02.2016. 2. О демографической безопасности Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 4 янв. 2002 г. № 80-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 31.12.2009 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2016. 3. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/demografiya_2/operativnaya-informatsiya_1/o-demograficheskoi-situatsii/o-demograficheskoy-situatsii-v-2015-godu/. - Дата доступа: 26.02.2016. 4. Андрияшко, М. В. Направления программы демографической безопасности 20162020 / М. В. Андрияшко // Юстиция Беларуси. - 2015. - № 11. - С. 25 - 30. 5. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/demografiya_2/g/obs chie-koeffitsienty-smertnosti-naseleniya-po-oblastyam-i-g-minsku/. - Дата доступа : 25.02.2016. 6. Демографический ежегодник Республики Беларусь. Статистический сборник. DemographicYear bookoftheRepublicofBelarus :StatisticalBook /редкол.: И. В. Медведева (пред.), И. С. Кангро [и др.]. -Минск : Нац. стат. ком. Респ. Беларусь, 2015. - 449 с. 7. О естественном движении населения по Республике Беларусь за 2015 год : Статистический бюллетень. - Минск : Нац. стат. ком. Респ. Беларусь, 2016. - 44 с. 8. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/trud/operativnaya-informatsiya_8/o-zanyatosti-naseleniya/o-zanyatosti-naseleniya-v-dekabre-2015-g/. -Дата доступа : 06.04.2016. 9. Василевич, Г. А. Конституция Республики Беларусь : науч.-практ.
коммент. /Г. А. Василевич. - Минск : ГИУСТБГУ, 2005. -487 с. 10. Коновалова, М. П. Социальное иждивенчество: причины и следствия / М. П. Коновалова // Вестник Томского государственного университета. - 2006. - № 292. - С. 360-362. 11. Мосейко В. В. Социальное государство vs Социальное иждивенчество / В. В. Мосейко, Е. А. Фролова // Вестник Томского государственного университета. - 2014. - № 8 (149). - С. 102-107. 12. Туманова, И. А. Влияние миграции на формирование типа социально-трудовых отношений в России / И. А. Туманова, В. С. Раковская // Современные проблемы науки и образования [Электронный научный журнал]. - 2013. - № 2. 13. 25 % белорусских пенсионеров продолжают работать : Официальный сайт журнала М-ва труда и социальной защиты Респ. Беларусь "Охрана труда и социальная защиты " [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.otsz.by/news.php?id=14953. - Дата доступа: 06.04.2016. 14. В Беларуси каждый четвертый пенсионер продолжает работать : Официальный сайт БЕЛТА - Новости Беларуси, 1999 - 2016 [Электронный ресурс]. - 2016. - Режим доступа : http://www.beUa. bysociety/view/v-belarusi-kazhdyj-chetvertyj-pensioner-prodolzhaet-rabotat-178178-2016/. - Дата доступа : 06.04.2016. 15. Ванеев, Д. И. Демографические аспекты развития национальных трудовых ресурсов Республики Беларусь / Д. И. Ванеев // Влияние текущих демографических тенденций в республике на национальные трудовые ресурсы : матер. науч.-практ. семинара, 20 нояб. 1996 г., г. Минск. - Минск, 1996. - С. 11-24. 16. Право социального обеспечения : учеб. пособие / Г. А. Василевич [и др.] ; под ред. Х. Т. Мелешко. - Минск : Амалфея, 2013. - 544 с. 17. Основные показатели пенсионного обеспечения : Официальный сайт Нац. стат. Комитета Респ. Беларусь, 1998 - 2015 [Электронный ресурс]. - 2015. - Режим доступа: http://belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/otrasli-statistiki/naselenie/sotsialnaya-zaschita-nseleniya/godovye-dannye_10/osnovnye-poka zateli-pensionnogo-obespecheniya/. - Дата доступа : 06.04.2016.
REFERENCES
1.Fond OONv oblasti narodonaseleniya (YuNFPA) [UN Fund in the area of population], Available at: http://unfpa.by/ru/news/novosti-yunfpa-v-belarusi/stareyushchee-naselenie-dopolnitelnaya-nagr uzka-dlya-gosudarstva-ili-vtoro y-demograficheskiy-dividen/. (accessed 25.02.2016). (In Russ.). 2. O demograficheskoi bezopasnosti Respubliki Belarus' [About demographic safety of Republic of Belarus], Zakon Respubliki Belarus', 4 yanv. 2002 g. № 80-Z : v red. Zakona Resp. Belarus' ot 31.12.2009. (In Russ.). 3. Natsional'nyi statisticheskii komitet Respubliki Belarus' [National statistical committee of Republic of Belarus], Available at: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/demografiya_2/operativnaya-informatsiya_1/o-demograficheskoi-situatsii/o-demograficheskoy-situatsii-v-2015-godu/. (accessed 26.02.2016). (In Russ.). 4. Andriyashko M.V. Napravleniya programmy demograficheskoi bezopasnosti 2016-2020 [Directions of the program of demographic safety, 2016-2020], Yustitsiya Belarusi, 2015, Vol. 11, pp. 25-30. (In Russ.). 5. Natsional'nyi statisticheskii komitet Respubliki Belarus' [National statistical committee of Republic of Belarus]. Available at: http://www.belstat. gov. by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/demografiya_2/g/obs chie-koeffitsienty-smertnosti-naseleniya-po-oblastyam-i-g-minsku/. (accessed 25.02.2016). (In Russ.). 6. Medvedeva I.V., Kangro I.S. Demo-graficheskii ezhegodnik Respubliki Belarus'. Statisticheskii sbornik. [Demographic Yearbook of the Republic of Belarus : Statistical Book], Minsk, Natsionalnyi statisticheskiy komitet Respubliki Belarus' Publ., 2015, 449p. (In Russ.). 7. O estestvennom dvizhenii naseleniyapo Respublike Belarus' za 2015 god : Statisticheskii byulleten' [About natural motion of population on Republic of Belarus, 2015], Minsk, Natsionalnyi statisticheskiy komitet Respubliki Belarus' Publ., 2016, 44 p. (In Russ.). 8. Natsional'nyi statisticheskii komitet Respubliki Belarus' [National statistical committee of Republic of Belarus], Available at: http://www. belstat.gov. by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/trud/operativnaya-informa-tsiya_8/o-zanyatosti-naseleniya/o-zanyatosti-naseleniya-v-dekabre-2015-g/. (accessed 06.04.2016). (In
Russ.). 9. Vasilevich G.A. Konstitutsiya Respubliki Belarus' : nauchno-prakticheskiy kommentariy [Constitution of Republic of Belarus : research-practice comment], Minsk, GIUST BGU Publ., 2005, 487 p. 10. Konovalova, M.P. Sotsial'noe izhdivenchestvo: prichiny i sledstviya [Social parasitic attitude: causes and effects], Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, 2006, Vol. 292. -pp. 360-362. (In Russ.). 11. Moseiko, V.V., Frolova E.A. Sotsial'noe gosudarstvo vs Sotsial'noe izhdivenchestvo [Social state vs Social parasitic attitude], Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, 2014, Vol. № 8 (149), pp. 102-107. (In Russ.). 12. Tumanova I.A., Rakovskaya V.S. Vliyanie migratsii na formirovanie tipa sotsial'no-trudovykh otnoshenii v Rossii, Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Influence of migration on forming of type of socially-labour relations in Russia], Elektronnyi nauchnyi zhurnal, 2013, Vol. 2. (In Russ.). 13. 25% belorusskikh pensionerov prodolzhayut rabotat' [25% of Belarussian pensioners continue to work], Ofitsial'nyi sait zhurnala Ministerstva truda i sotsial'noi zashchity Respubliki Belarus' "Okhrana truda i sotsial'naya zashchity" Available at: www.otsz.by/news.php?id =14953. (accessed 06.04.2016). (In Russ.). 14. V Belarusi kazhdyi chetvertyi pensioner prodolzhaet rabotat' [Every fourth pensioner continues to work in Belarus], Ofitsial'nyi sait BELTA, Novosti Belarusi, 2016 Available at: http://www. belta. by/society/view/v-belarusi-kazhdyj-chetvertyj-pensioner-prodolzhaet-rabotat-178178-2016/. (accessed 06.04.2016). (In Russ.). 15. Vaneev D.I. Demograficheskie aspekty razvitiya natsional'nykh trudovykh resursov Respubliki Belarus' [Demographic aspects of development of national labour resources of Republic of Belarus], Vliyanie tekushchikh demograficheskikh tendentsii v respublike na natsional'nye trudovye resursy : materialy nauch.-prakt. seminara, 20 noyabrya 1996 g., Minsk, Minsk Publ., 1996, pp. 11-24. (In Russ.). 16. Vasilevich G.A. Pravo sotsial'nogo obespecheniya [Law of public welfare], Minsk, Amalfeya Publ., 2013, 544 p. (In Russ.). 17. Osnovnye pokazateli pensionnogo obespecheniya : Ofitsial'nyi sait Natsional'nogo statisticheskogo komiteta Respubliki Belarus', 2015. [Basic indexes of the pension system], Available at :http://belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/otrasli-statistiki/naselenie/sotsialnaya-zaschita-nseleniya/godovye-dannye_10/osnovnye-pokazateli-pensionnogo-obespecheniya/. (accessed 06.04.2016). (In Russ.).