Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ'

РАЗВИТИЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
90
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНСИИ / ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васильева Ю.Ю., Лашук К.В.

В данной работе проведен анализ состояния системы пенсионного обеспечения и пенсионного страхования в Республике Беларусь, рассмотрены основные показатели системы пенсионного обеспечения и пенсионного страхования, а также предложены меры по развитию пенсионной системы Республики Беларусь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PENSION PROVISION AND PENSION INSURANCE IN THE REPUBLIC OF BELARUS

In this paper, the state of the pension system and pension insurance in the Republic of Belarus is analyzed, the main indicators of the pension system and pension insurance are considered,as well as measures for the development of the pension system of the Republic of Belarus.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ»

составляют 75 кг на метр кубический, следовательно, формула веса:

m= V*m, где mс - масса «всего», тс - масса сена на 1 м3. m= 250*75=18750 кг. Итого, полная масса стога сена составила 18750 килограмм. Наглядным примером можно объяснить то, что применение математических знаний на практике, а именно, в данном случае, в фермерском хозяйстве, играет большую роль, и без ее применения не обойтись.

Таким образом, можно сказать, что математика - это не просто наука. Математика - это неотъемлемая часть любой сферы деятельности. Она имеет свои особенности и разнообразие. Если знать математику и уметь правильно применять ее, то на практике она обязательно пригодится и упростит любую деятельность.

Использованные источники:

1. Стариков, В.Н. Заметки по геометрии // Научный поиск: гуманитарные и социально-экономические науки: сборник научных трудов. Выпуск 1/ гл. ред. Романова И .В Чебоксары: ЦДИП «ШеЪ>, 2014. С. 37-39.

2. Кудашева, Е.Г. Некоторые аспекты использования модульно-рейтинговой системы в математических дисциплинах / Е.Г. Кудашева. - Уфа.: ФГОУ ВПО Башкирский ГАУ, 2013. С. 135-136.

3. Пособие «Математическое моделирование и проектирование» для студентов магистратуры по направлению «Агрономия» [Электронный ресурс]: [сайт] - Режим доступа: http://do.gendocs.ru.

4. Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]: [сайт] / - Режим доступа: http://www.consultant.ru.

УДК 368.914

Васильева Ю.Ю. студент 3 курса Лашук К.В. студент 3 курса факультет "Банковское дело" Полесский государственный университет научный руководитель: Ливенский В.М.

доцент Беларусь, г. Пинск РАЗВИТИЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Аннотация: в данной работе проведен анализ состояния системы пенсионного обеспечения и пенсионного страхования в Республике Беларусь, рассмотрены основные показатели системы пенсионного обеспечения и пенсионного страхования, а также предложены меры по развитию пенсионной системы Республики Беларусь.

Ключевые слова: пенсионное обеспечение; пенсионное страхование;

социальная защита; пенсионная система; пенсии.

Vasylieva Yu. Yu.

Lashuk K. V.

Strudents

3year, Faculty of "Banking" Polessky State University Belarus, Pinsk city Scientific adviser: Livenskiy VM assistant professor DEVELOPMENT OF PENSION PROVISION AND PENSION INSURANCE IN THE REPUBLIC OF BELARUS

Abstract: in this paper, the state of the pension system and pension insurance in the Republic of Belarus is analyzed, the main indicators of the pension system and pension insurance are considered,as well as measures for the development of the pension system of the Republic of Belarus.

Keywords: pensions; pension insurance; social protection; pension system; pensions.

Наличие системы социальной защиты населения характерно практически для всех стран. Необходимость в ней для конкретного гражданина обусловлена наступлением обстоятельств, исключающих возможность создания его трудом условий, обеспечивающих ему основные жизненные потребности. Важнейшей составляющей системы социальной защиты является пенсионное обеспечение. Гарантированное Конституцией Республики Беларусь право на пенсионное обеспечение реализуется через Закон Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» и другие законодательные акты.

Финансирование пенсионного обеспечения в республике осуществляется из двух источников: внебюджетных фондов и государственного бюджета. Выплата трудовых пенсий осуществляется из средств Фонда социальной защиты населения. Фонд социальной защиты населения не входит в состав государственного бюджета и формируется за счет страховых взносов работодателей, страховых взносов работающих граждан, а также части средств государственного бюджета Республики Беларусь. Бюджетные фонды образуют систему социальной помощи.

Законом закреплены условия предоставления трудовых пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги перед республикой. Право на трудовую пенсию по возрасту на общих основаниях предоставляется мужчинам - по достижении 60,5 лет, женщинам - по достижении 55,5 лет, при этом общеустановленный пенсионный возраст будет повышаться ежегодно на 6 месяцев до достижения мужчинами 63 лет, женщинами - 58 лет.

C 1 января 2009 года вступил в силу Закон Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании».

Закон «О профессиональном пенсионном страховании» направлен на формирование отдельного источника финансирования досрочных пенсионных выплат работникам, занятым в неблагоприятных условиях, и постепенное освобождение общей пенсионной системы от таких расходов. Профессиональные пенсии предоставляются за счет предварительного накопления целевых дополнительных взносов работодателей, уплачиваемых за работников, занятых на «вредных» рабочих местах.

Важной проблемой в пенсионном обеспечении является многие годы дискутируемый вопрос о негосударственных пенсионных фондах (НПФ). В отличие от законодательно регламентированных государственных обязательных норм пенсионного обеспечения негосударственное пенсионное обеспечение основано на добровольном участии части членов общества. Дополнительно пенсию человек формирует себе сам посредством страхования дополнительной пенсии.

Дополнительное пенсионное обеспечение (страхование) - система накоплений с помощью различных финансовых организаций будущей пенсии, основанная на тех же принципах, что и обязательное пенсионное страхование. Отличие состоит, во-первых, в том, что добровольное пенсионное страхование является дополнительным по отношению к обязательному. Во-вторых, размер взносов определяет не государство, а сам застрахованный, т.е. гражданин.

Необходимость развития дополнительного пенсионного страхования обусловлена изменениями в экономике и демографической ситуации. Так, спад производства и снижение рождаемости потребуют или увеличивать тарифы страховых взносов в ФСЗН, или финансировать часть выплат пенсий за счет бюджета. Внедрение дополнительного пенсионного страхования позволяет в этом случае ослабить финансовую напряженность, создав уверенность у потенциальных пенсионеров в достаточности своего обеспечения при достижении пенсионного возраста. Это же создаст побудительный мотив повышению эффективности своего труда для изыскания возможности обеспечения достойной старости с помощью накопительного страхования.

Пенсионное обеспечение - самая масштабная составляющая системы социальной защиты Республики Беларусь, как по кругу охватываемых лиц, так и по объему распределяемых средств. По информации Министерства труда и социальной защиты, в органах по труду, занятости и социальной защите на 01.01.2017 года на учете состояло 2 619.3 тыс. пенсионеров.

Рассмотрим динамику изменения численности пенсионеров в период с 2013-2016 гг. на рисунке 1.

2620 2600 2580 2560 2540 2520 2500 2480

2592,8

2559,7

2537,3

— —

2013 2014 2015 2016

□ Численность пенсионеров, тыс. чел.

Рисунок 1 - Численность пенсионеров, состоящих на учете в органах по труду, занятости и социальной защите, тыс. человек

Примечание - Источник: собственная разработка на основании источника [1]

Можно заметить, что количество пенсионеров в период с 2013-2016 гг. постепенно увеличивается. Так, в период с 2013-2016 гг. их количество выросло на 82 тыс. чел. [1].

Рассмотрим долю работающих пенсионеров в общей численности пенсионеров. (Рисунок 2)

25,4

25,5

24,5

25,1

24,8

ш

□ Удельный вес численности работающих пенсионеров, %

2013 2014 2015

25

23,8

24

23,5

23

Рисунок 2 - Удельный вес численности работающих пенсионеров в общей численности пенсионеров

Примечание - Источник: собственная разработка на основании

источника [1]

Как видно из рисунка 2 численность работающих пенсионеров в общей численности пенсионеров увеличивается на протяжении рассматриваемого периода. Так она увеличилась на 1% в период с 2013-2014 гг., в период с 2014-2015 гг. она увеличилась на 0,3%, а в период с 2015 -2016 гг. произошло увеличение также на 0,3%. Таким образом, постоянное увеличение удельного веса численности работающих пенсионеров в общей численности пенсионеров демонстрирует низкий уровень пенсионного возраста в стране, а также неэффективность системы досрочного выхода на пенсию, которая должна обеспечивать охват лиц, которые являются нетрудоспособными или имеют плохое состояние здоровья. Это свидетельствует о том, что значительная часть лиц, имеющих право на получение пенсий, трудоспособны и могут найти работу [2, с. 88].

Рассмотрим динамику среднего размера назначенных пенсий в период

с 2013-2016 гг. (Рисунок 3)

300 250 200 150 100 50 0

264,35

280,57

220,68

□ Средний размер назначенных пенсий, руб.

2013 2014

2015

2016

Рисунок 2.5 - Средний размер назначенных пенсий в период с

2013-2016 гг.

Примечание - Источник: собственная разработка на основании источника [1]

Проанализировав изменение среднего размера назначенных пенсий можно заметить, что в период с 2013-2016 гг. происходит увеличение пенсий на 76,32 руб., при этом темп прироста составляет 35%.

Проанализировав основные показатели, можно сказать, что наблюдается сокращение численности занятых в экономике и рост численности пенсионеров, этот факт обусловлен неблагоприятной демографической ситуацией в стране. Также наблюдается рост среднего размера пенсий, что усиливает нагрузку на бюджет и может привести к его дефициту.

Основными проблемами пенсионной системы Республики Беларусь, которые отражают необходимость её реформирования, являются:

• сокращение численности занятых в экономике и рост численности пенсионеров;

• существование льготных пенсий;

• невозможность поддержания прежнего социального стандарта (уровня обеспеченности пенсиями и другими социальными выплатами). Имеет место дефицит бюджета Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь;

• увеличение нагрузки по социальным выплатам на экономически активное население;

• высокие ставки взносов социального страхования, которые создают серьезную нагрузку на бизнес (что не побуждает его к наращиванию уровня производства и способствует росту цен);

• патернализм со стороны государства при отсутствии обязательного участия работников в пенсионном страховании и, соответственно, несбалансированность в установлении размеров взносов, отчисляемых работодателями и работниками.

Таким образом, можно сделать вывод, что действующая пенсионная

система нуждается в преобразованиях и адаптации к изменяющимся условиям функционирования. Ее совершенствование в целях обеспечения финансовой устойчивости должно осуществляться постепенно, с учетом реальной ситуации в стране.

Учитывая мировой опыт, основными направлениями реформирования пенсионной системы Республики Беларусь является:

1) повышение пенсионного возраста;

2) отмена льгот;

3) расширение базы взимания пенсионных взносов;

4) увеличение трудового стажа для получения права на полную пенсию;

5) улучшение собираемости пенсионных взносов;

6) введение накопительного элемента [3].

С учетом вышеизложенного в республике было принято решение о необходимости реформирования нынешней системы пенсионного обеспечения, которое заключается в поэтапном повышении пенсионного возраста до достижения мужчинами 63 лет, женщинами - 58 лет. Увеличение пенсионного возраста приведет к снижению нагрузки на пенсионные фонды и дальнейшему экономическому росту страны.

Использованные источники:

1. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Социальная защита населения. — Режим доступа: http://www.belstat.gov.by. — Дата доступа: 15.02.2017.

2. Галина А. Винселетт, Пенсионная система: Поддержание устойчивости/ Галина А. Винселетт // Всемирный Банк: Доклад № Обзор государственных расходов в Республике Беларусь, 2015. - Ч. 1. - С. 83 - 100.

3. Согласие: Негосударственный фонд [Электронный ресурс] / Пенсионные системы. Мировой опыт. — Режим доступа: http://www.soglasie-npf.ru/pension-systems-world-experience.html. — Дата доступа: 20.02.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.