Научная статья на тему 'Пенсионное обеспечение спортсменов и тренеров'

Пенсионное обеспечение спортсменов и тренеров Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3093
256
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / SOCIAL SECURITY LAW / ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СПОРТСМЕНОВ И ТРЕНЕРОВ / PENSION BENEFITS FOR ATHLETES AND COACHES / ДОСРОЧНЫЕ ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ / EARLY OLD-AGE PENSION / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ / ADDITIONAL PENSION INSURANCE / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ / PROFESSIONAL INSURANCE / PENSION BENEFITS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Акатнова Мария Игоревна

В статье анализируется современное состояние пенсионного обеспечения спортсменов и тренеров в Российской Федерации. Приведены доводы о необоснованности исключения тренеров детских спортивных школ из числа лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение. Предлагается введение досрочного пенсионного обеспечения профессиональных спортсменов при условии уплаты работодателем дополнительных страховых взносов с учетом специальной оценки условий труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PENSION BENEFITS FOR ATHLETES AND COACHES

The current pension system of athletes and coaches in Russia is analyzed in the article; given the arguments about the unreasonableness exception of coaches of children’s sports schools from among persons who are entitled to early retirement benefits; proposed introduction of early retirement for professional athletes, subject to payment by the employer additional insurance contributions considered special assessment of working conditions.

Текст научной работы на тему «Пенсионное обеспечение спортсменов и тренеров»

24

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОМ НАУКИ

РУНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Мария Игоревна АКАТНОВА,

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры трудового права и права социального обеспечения Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СПОРТСМЕНОВ И ТРЕНЕРОВ

В статье анализируется современное состояние пенсионного обеспечения спортсменов и тренеров в Российской Федерации. Приведены доводы о необоснованности исключения тренеров детских спортивных школ из числа лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение. Предлагается введение досрочного пенсионного обеспечения профессиональных спортсменов при условии уплаты работодателем дополнительных страховых взносов с учетом специальной оценки условий труда. Ключевые слова: право социального обеспечения; пенсионное обеспечение; пенсионное обеспечение спортсменов и тренеров; досрочные пенсии по старости; дополнительное пенсионное страхование; профессиональное страхование.

M. I. AKATNOVA, Ph. D. (Law),

Senior Lecturer of the Department of Labour Law and Social Security Law of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL)

PENSION BENEFITS FOR ATHLETES AND COACHES

The current pension system of athletes and coaches in Russia is analyzed in the article; given the arguments about the unreasonableness exception of coaches of children's sports schools from among persons who are entitled to early retirement benefits; proposed introduction of early retirement for professional athletes, subject to payment by the employer additional insurance contributions considered special assessment of working conditions. Keywords: social security law; pension benefits; pension benefits for athletes and coaches; early old-age pension; additional pension insurance; professional insurance.

Российская государственная пенсионная система в настоящее время не устанавливает каких-либо особенностей в пенсионном обеспечении тренеров и профессиональных спортсменов. Тренеры детских спортивных школ утратили право на досрочное пенсионное обеспечение с 2002 г., а спортсмены такого права в нашей стране никогда не имели и не приобрели в результате нескольких пенсионных реформ. При этом профессиональные спортсмены приобрели статус работника и субъекта трудовых отношений с введением в 2008 г в Трудовой кодекс РФ главы 54.1 «Особенности регулирования труда спортсменов и тренеров»1.

© М. И. Акатнова, 2015 1 СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. I). Ст. 3.

имени О.Е. Кутвфина (МГЮА)

В соответствии с Законом РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации»2 лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в школах и других учреждениях для детей, устанавливалась пенсия за выслугу лет при наличии выслуги не менее 25 лет. К таким должностям относилась должность тренера-преподавателя в детско-юношеских спортивных школах (всех наименований)3. Таким образом, тренеры приравнивались к работникам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

С вступлением в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»4, заменившего пенсию за выслугу лет отдельным категориям работников, в том числе педагогическим, на досрочную пенсию по старости, и постановления Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона " О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона " О трудовых пенсиях в Российской Федерации"»5 тренеры детских спортивных школ утратили право на досрочное назначение пенсии.

В соответствии с постановлением Правительства РФ № 781 работа в должностях тренера-преподавателя, старшего тренера-преподавателя, тренера-преподавателя по адаптивной физической культуре и т.д. в учреждениях дополнительного образования детей (внешкольные учреждения), таких как: детско-юношеские спортивные школы всех наименований, специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва, детско-юношеские спортивно-адаптивные школы всех наименований, за периоды начиная с 1 января 2001 г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:

— на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;

— у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в этих должностях в указанных учреждениях.

При этом лица, работающие на должностях руководителей физического воспитания в общеобразовательной школе, право на досрочную пенсию сохранили. Контингент учащихся (дети до 18 лет) и режим рабочего времени для учителей общеобразовательных школ и педагогов (тренеров) дополнительного образования одинаков6. Ответственность же за спортивные результаты детей, обучающихся в специализированных спортивных школах, у тренеров значительно выше.

Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР 1990. № 27. Ст. 351 (утратила силу).

Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» (утратило силу) // СЗ РФ. 1999. № 40. Ст. 4857.

СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. 1). Ст. 4920. В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ данный документ не применяется с 1 января 2015 года, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей указанному Федеральному закону ^

СЗ РФ. 2002. № 44. Ст. 4393. т

Ш т

Л

4 □

"0

5 "0

п

Л

Приказ Минобрнауки РФ от 27.03.2006 № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. № 32. НАУК1

2

3

4

5

6

к i Ul/tlf

26 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ П5)тт ерситета

имени O.E. Кутафина(МГЮА)

Обращения в Верховный Суд РФ граждан, усмотревших в подобных новшествах ущемление своих прав, не привели к положительному решению, несмотря на то что Верховный Суд РФ признал связь права на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, с работой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц7. Полагаем, что указанные особенности характерны для тренеров детских спортивных школ, равно как и для учителей общеобразовательных учреждений. Далее Суд указал, что определение категорий граждан, деятельность которых связана с риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста из-за длительного воздействия на организм человека различного рода неблагоприятных факторов, обусловленных спецификой их профессиональной деятельности, а также в связи с особой значимостью, ценностью такой деятельности для государства и общества, отнесено законом к компетенции Правительства РФ8. Следовательно, если Правительство РФ считает, что работа детских тренеров не имеет специфики педагогической работы и ценности для государства и общества, то они лишены права на досрочную пенсию законно.

Не внесло никаких положительных изменений очередное реформирование пенсионного законодательства. Вступивший в силу с 1 января 2014 г. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»9 и принятое в целях реализации ст. 30 и 31 данного Закона постановление Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение»10, подтвердили положения, установленные ранее Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и постановлением Правительства РФ № 781, ущемляющие право тренеров детских спортивных школ, по сравнению с учителями общеобразовательных школ, на досрочное пенсионное обеспечение.

Ситуация, складывающаяся в сфере пенсионного обеспечения спортсменов, еще более неоднозначна. Очевидно, что профессиональная спортивная деятельность в большинстве видов спорта характеризуется большими нагрузками и является краткосрочной. Невозможно заниматься художественной или спортивной гимнастикой, горнолыжным спортом, синхронным плаванием и многими другими видами спорта на высоком профессиональном уровне до достижения общеустановленного пенсионного возраста.

Отсутствие льготного пенсионного обеспечения спортсменов в советское время (несмотря на наличие самих спортсменов и их выдающиеся результаты) объяснялось просто: профессионального спорта не существовало. Все спортсмены де-юре были любителями, числились в спортивных клубах, подчиненных различным ведомствам и организациям, и зарабатывали пенсии по основаниям, предусмотренным для работников этих ведомств и организаций. Следовательно, никаких особенностей пенсионного

Решение Верховного Суда РФ от 06.04.2006 № ГКПИ06-282 // Бюллетень ВС РФ. 2007. № 8.

Решение Верховного Суда РФ от 04.08.2008 № ГКПИ08-1468 // Текст официально опубликован не был.

СЗ РФ. 2013. № 52 (ч. I). Ст. 6965. СЗ РФ. 2014. № 30 (ч. II). Ст. 4306.

имени О.Е. Кутвфина (МГЮА)

обеспечения, связанных с профессиональной деятельностью, существовать не могло. Как отмечает О. А. Шевченко, профессиональный спорт — явление достаточно молодое даже в мировом масштабе, а в России о его легальном закреплении можно говорить только с момента принятия Федерального закона от 04.12.2007 № Э29-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»11, но и данный Закон не дает определения термина «профессиональный спортсмен», выделяя категории «спортсмен» и «спортсмен высокого класса», не позволяя однозначно отнести лицо к тем, для кого спорт — это работа, и тем, для кого спорт ею не является12.

Расширение перечня категорий работников, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение, в условиях непростой экономической ситуации и постоянных указаний на недостаточность средств Пенсионного фонда РФ представлялось нереальным. Профильные ведомства обращали внимание на то, что сначала ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а впоследствии ст. 30 Федерального закона « О страховых пенсиях» не устанавливают право на досрочное назначение трудовой/страховой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста, а лишь сохраняют такое право за определенными категориями граждан, имевшими его до пенсионной реформы 2002 года, в том числе за лицами, имевшими право на пенсию за выслугу лет. Так как спортсмены такого права не имели ранее, то и принятие указанных законов данное право не закрепило.

Между тем Федеральный закон «О страховых пенсиях» помимо общих условий возникновения права на страховую пенсию по старости (возраст, стаж, наличие установленной величины индивидуального пенсионного коэффициента) одним из условий возникновения права на досрочную пенсию по старости устанавливает обязательность начисления и уплаты работодателем дополнительных страховых взносов по соответствующим тарифам13, которые применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда. Предполагается, что досрочные страховые пенсии по старости будут выплачиваться за счет именно этих дополнительных страховых взносов. Условия труда большинства категорий спортсменов можно отнести к вредным и/или опасным, предусматривающим «профессиональное» пенсионное страхование, и с этим условием включить их в список работников, имеющих право на досрочные пенсии. Дифференциацию по возрасту выхода на пенсию и продолжительности специального страхового стажа можно провести аналогично лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (п. 21 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» и постановление Совета Министров РСФСР от 28.08.1991 № 447 «Об утверждении списка профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет»14).

В качестве примера подобного подхода к пенсионному обеспечению спортсменов можно привести опыт Республики Беларусь. До 2009 г. в соответствии со ст. 49.2 Закона

т

__л

ч

11 СЗ РФ. 2007. № 50. Ст. 6242. °

12 Подробнее: Шевченко О. А. Особенности регулирования труда в сфере профессионального ^ спорта / Международная ассоциация спортивного права (1Ав1_), Комиссия по спортивному праву Ассоциации юристов России. М., 2013. С. 23—27.

13 Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд т Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный К фонд обязательного медицинского страхования». Ст. 58.3 // СЗ РФ. 2009. № 30. Ст. 3738. О

14 Текст постановления официально опубликован не был. НАУК1 4/2015

28 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ /^З^ерситета

имени O.E. Кутафина(МГЮА)

Республики Беларусь от 17.04.1992 № 1596-Х11 «О пенсионном обеспечении»15 профессиональные спортсмены подлежали пенсионному обеспечению за выслугу лет. С 1 января 2009 г пенсионное обеспечение профессиональных спортсменов претерпело существенные изменения в связи с введением профессионального пенсионного страхования.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.10.2008 № 1490 «О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования»16 был закреплен перечень видов спорта (55 видов) для целей профессионального пенсионного страхования отдельных категорий спортсменов, занимающихся профессиональным спортом, и перечень спортивных достижений, дающих спортсменам из числа членов национальных команд Республики Беларусь по видам спорта право на профессиональную пенсию раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста на 5—10 лет

Все профессиональные спортсмены подразделяются на две категории: спортсмены, являющиеся членами национальных команд Республики Беларусь, и иные спортсмены.

Для первой категории предусмотрены следующие условия профессионального пенсионного страхования:

1) включение в состав национальной команды Республики Беларусь по виду спорта;

2) заключение трудового договора;

3) достижение одного из установленных постановлением № 1490 спортивных результатов (например, 1—6-е места на Олимпийский играх, 1—3-е места на чемпионатах мира, 1-е места на чемпионатах/Кубках мира в неолимпийских видах спорта и т.д.);

4) наличие у застрахованного лица профессионального стажа не менее 5 лет, стажа работы не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин;

5) достижение досрочного пенсионного возраста — 50 лет у мужчин и 45 лет у женщин;

6) уплата нанимателем после 1 января 2009 г. дополнительных страховых взносов в размере 4,8 % от доходов спортсмена.

Для второй категории предусмотрены следующие условия профессионального пенсионного страхования:

1) заключение трудового договора;

2) непосредственная занятость профессиональной спортивной деятельностью;

3) наличие у застрахованного лица профессионального стажа не менее 15 лет у мужчин и 10 лет у женщин, а также стажа работы не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин;

4) достижение досрочного пенсионного возраста — 55 лет у мужчин и 50 лет у женщин;

5) уплата нанимателем после 1 января 2009 г. дополнительных страховых взносов на персональное пенсионное страхование.

Помимо профессионального пенсионного обеспечения спортсмены и тренеры, имеющие особые заслуги перед Республикой Беларусь, имеют право на соответствующий вид пенсии согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 30.03.1993 № 185 «Об утверждении Положения о пенсиях за особые заслуги перед Республикой Беларусь»17. Например, указанные пенсии устанавливаются выдающимся спортсменам — победителям и призерам Олимпийских игр, чемпионам мира и Европы.

15 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1992. № 17. Ст. 275.

16 Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 20.10.2008. № 249. 5/28508.

17 Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 19.09.2001. № 5/8199.

имени O.E. Кутвфина (МГЮА)

Следует отметить, что аналогичный вид материальной поддержки граждан, имеющих особые заслуги, есть и в Российской Федерации. Представляет он собой не пенсии, а дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, устанавливаемое к пенсиям, и предоставляется более узкому кругу лиц. Федеральный закон от 04.03.2002 № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией»18 предусматривает выплату за счет средств федерального бюджета дополнительного ежемесячного материального обеспечения чемпионам Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских игр. Размер дополнительного материального обеспечения составляет 250 % размера социальной пенсии на день установления дополнительного материального обеспечения (на 1 января 2015 г. составляет 4 323,74 руб.). Выплата дополнительного материального обеспечения производится одновременно с выплатой соответствующей пенсии, но не производится в период выполнения оплачиваемой работы. Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение назначается также гражданам, имеющим определенные звания и государственные награды. Так, главному тренеру сборной России по синхронному плаванию в 2014 г. было присвоено звание Героя Труда Российской Федерации, которое также дает право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, как и орден «За заслуги перед Отечеством» I, II, III и IV степеней, которым неоднократно награждались спортсмены и тренеры после успешного выступления на Олимпийских играх.

Однако указанные доплаты не заменят полноценного профессионального пенсионного обеспечения ни для спортсменов, которым, несмотря на десятилетия подготовки и достижение высоких спортивных результатов, не удалось стать чемпионами Олимпийских игр, ни для тренеров детских спортивных школ, которые, к сожалению, не удостаиваются высоких государственных наград.

18 СЗ РФ. 2002. № 10. Ст. 964.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.