Научная статья на тему 'Обзор изменений законодательства, регулирующего пенсионное обеспечение в российской Федерации'

Обзор изменений законодательства, регулирующего пенсионное обеспечение в российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5081
717
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАХОВЫЕ ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ / ПЕНСИОННЫЙ ВОЗРАСТ / ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА / ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА / СТРАХОВОЙ СТАЖ / INSURANCE PENSIONS GIVEN FOR OLD-AGE / RETIREMENT AGE / PENSION SYSTEM / PENSION REFORM / INSURANCE EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Широких С. В.

Социальное страхование в целом и пенсионное обеспечение как один из его видов являются важнейшими элементами социальной защиты в рыночной экономике социального государства. Бюджет Пенсионного фонда сопоставим с федеральным бюджетом и превышает суммарный объем остальных видов социального страхования, что объясняется значимостью пенсионного страхования и важностью задач, решаемых пенсионным страхованием, его состоянием и настоятельной необходимостью его реформирования. Пенсионное обеспечение одна из важнейших социально-экономических задач государства. Ее важность и значимость в Российской Федерации обусловлена ответственностью за материальное обеспечение 42 млн пенсионеров. Демографические и макроэкономические тенденции в мире и России изменяют условия функционирования пенсионного механизма. В связи с этим возникла настоятельная необходимость его реформирования. Возросшая значимость этой проблематики в современных социальноэкономических условиях, необходимость разработки методов экономического регулирования определили начало очередного этапа реформирования пенсионной системы. Цель исследования анализ и систематизация изменений законодательства, регулирующего пенсионное обеспечение. В результате реформирования пенсионного законодательства был повышен общеустановленный пенсионный возраст, что закономерно повлекло за собой множество других изменений, которые вызвали крайне противоречивую реакцию общественности. Однако на сегодняшний момент данное решение уже принято и законодательно закреплено, следовательно, необходимо проанализировать нововведения и попытаться оценить последствия очередного этапа пенсионной реформы. В результате исследования сделаны выводы о необходимости и неизбежности произошедшей пенсионной реформы, а также предпринята попытка оценить целесообразность изменений законодательства и их способность в будущем привести к устойчивому повышению уровня пенсионного обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REVIEW OF CHANGES OF THE LEGISLATION REGULATING PROVISION OF PENSIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Social insurance in general and pension insurance are the most important elements of social protection in market economy of social state. The budget of the Pension Fund is comparable with the Federal budget and exceeds the total amount of other types of social insurance, which is explained by the importance of pension insurance and the importance of the tasks solved by pension insurance, its condition and urgent need for its reform. Pension provision is one of the most important social and economic tasks of the state. Its importance and significance in the Russian Federation is due to the responsibility for material security of 42 million pensioners. Demographic and macroeconomic trends in the world and in Russia are changing the conditions for the functioning of pension mechanism. In this regard there is urgent need to reform it. Increased importance of this problem is in current social and economic conditions, the need to develop economic regulation methods of pension system determined the beginning of the next stage of reforming pension system. The aim of the research is to analyze and systematize the changes in the legislation governing pension provision. As a result of the reform of the pension legislation, generally established retirement age was raised, which led to many other changes that caused an extremely contradictory reaction of the public. However, at the moment this decision has already been made and legislated, therefore, it is necessary to analyze the innovations and try to assess the consequences of the next stage of pension reform. As a result of the research, the conclusions are drawn on the necessity and inevitability of the pension reform, and an attempt is made to assess the feasibility of changes in legislation and their ability to lead to sustainable increase in the level of pension provision in future.

Текст научной работы на тему «Обзор изменений законодательства, регулирующего пенсионное обеспечение в российской Федерации»

УДК 349.3 С.В. Широких

ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

S.V. Shirokikh

THE REVIEW OF CHANGES OF THE LEGISLATION REGULATING PROVISION OF PENSIONS IN THE RUSSIAN

FEDERATION

Социальное страхование в целом и пенсионное обеспечение как

л л С

один из его видов являются важнейшими элементами социальной защиты в рыночной экономике социального государства. Бюджет Пенсионного фонда сопоставим с федеральным бюджетом и превышает суммарный объем остальных видов социального страхования, что объясняется значимостью пенсионного страхования и важностью задач, решаемых пенсионным страхованием, его состоянием и настоятельной необходимостью его реформирования. Пенсионное обеспечение - одна из важнейших социально-экономических задач государства. Ее важность и значимость в Российской Федерации обусловлена ответственностью за материальное обеспечение 42 млн пенсионеров. Демографические и макроэкономические тенденции в мире и России изменяют условия функционирования пенсионного механизма. В связи с этим возникла настоятельная необходимость его реформирования. Возросшая значимость этой проблематики в современных социально-экономических условиях, необходимость разработки методов экономического регулирования определили начало очередного этапа реформирования пенсионной системы. Цель исследования - анализ и систематизация изменений законодательства, регулирующего пенсионное обеспечение. В результате реформирования пенсионного законодательства был повышен общеустановленный пенсионный возраст, что закономерно повлекло за собой множество других изменений, которые вызвали крайне противоречивую реакцию общественности. Однако на сегодняшний момент данное решение уже принято и законодательно закреплено, следовательно, необходимо проанализировать нововведения и попытаться оценить последствия очередного этапа пенсионной реформы. В результате исследования сделаны выводы о необходимости и неизбежности произошедшей пенсионной реформы, а также предпринята попытка оценить целесообразность изменений законодательства и их способность в будущем привести к устойчивому повышению уровня пенсионного обеспечения.

Ключевые слова: страховые пенсии по старости, пенсионный возраст, пенсионная система, пенсионная реформа, страховой стаж.

Social insurance in general and pension insurance are the most important elements of social protection in market economy of social state. The budget of the Pension Fund is comparable with the Federal budget and exceeds the total amount of other types of social insurance, which is explained by the importance of pension insurance and the importance of the tasks solved by pension insurance, its condition and urgent need for its reform. Pension provision is one of the most important social and economic tasks of the state. Its importance and significance in the Russian Federation is due to the responsibility for material security of 42 million pensioners. Demographic and macroeconomic trends in the world and in Russia are changing the conditions for the functioning of pension mechanism. In this regard there is urgent need to reform it. Increased importance of this problem is in current social and economic conditions, the need to develop economic regulation methods of pension system determined the beginning of the next stage of reforming pension system. The aim of the research is to analyze and systematize the changes in the legislation governing pension provision. As a result of the reform of the pension legislation, generally established retirement age was raised, which led to many other changes that caused an extremely contradictory reaction of the public. However, at the moment this decision has already been made and legislated, therefore, it is necessary to analyze the innovations and try to assess the consequences of the next stage of pension reform. As a result of the research, the conclusions are drawn on the necessity and inevitability of the pension reform, and an attempt is made to assess the feasibility of changes in legislation and their ability to lead to sustainable increase in the level of pension provision in future.

Keywords: insurance pensions given for old-age, retirement age, pension system, pension reform, insurance experience.

В соответствии с положениями Конституции Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, которые должны обеспечивать достойную жизнь человека [1]. Одним из необходимых признаков социального государства является эффективно функционирующая система социального обеспечения и защиты, в том числе пенсионная система. 1оворя o российской пенсионной системе, следует отметить, что в течение последних двадцати лет она является объектом постоянных изменений, что объясняется попытками государственной власти обеспечить ее эффективное функ-

ционирование, отвечающее требованиям, предъявляемым к социальному государству.

Наиболее острый интерес вызывают последние изменения, внесенные в пенсионное законодательство. Следует отметить, что действующее пенсионное законодательство, несмотря на многочисленные изменения, все же не позволяет пенсионной системе работать эффективно, обеспечивая достойную жизнь пенсионерам. Одной из основных причин сложившегося положения, как правило, называют соотношение работающих граждан и пенсионеров, которое с течением времени изменяется в сторону уменьшения количества трудоспособных граждан, приходящихся на одного пенсионера. Для примера, в 1926 г. на 47 830 трудоспособных граждан приходилось 7 945 пенсионеров, в 1979 г. - на 82 959 трудоспособных - 22 436 пенсионеров, по прогнозу Росстата к 2020 г. эти показатели будут следующими: на 79 000 работающих граждан будет приходится 36 000 пенсионеров, т. е. на одного пенсионера будет приходиться 2,1 работающих гражданина, а к 2030 г. соотношение будет 1,8/1,7 при оптимальном показателе - 3 работающих гражданина на 1 пенсионера.

Следует, однако, отметить, что тенденция к увеличению доли нетрудоспособного населения является общемировой, а не исключительно российской (например, по данным ООН, в Бразилии в 50-х гг. ХХ в. на одного пенсионера приходилось 18 работающих граждан, во Франции -12, сейчас же показатели существенно снизились, кроме этого, тенденция на снижение сохранится и в будущем при условии отсутствия изменений в законодательстве). Связано это, в первую очередь, с увеличением продолжительности жизни, а также изменениями в системе социального обеспечения, которое с течением времени распространяет свое действие на все более многочисленные категории граждан, что является естественным процессом в развитии любого социального государства.

Наиболее значимым изменением является увеличение пенсионного возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости. С 2019 г. в России началось поэтапное повышение общеустановленного возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости и пенсии по государственному обеспечению. Изменения будут происходить постепенно в течение длительного переходного периода, который составит 10 лет и завершится в 2028 г. В результате пенсионный возраст будет повышен на 5 лет и установлен на уровне 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. Ожидается, что данное изменение позволит обеспечить устойчивый рост размера страховых пенсий и в долгосрочной перспективе сбалансировать соотношение работающих граждан и пенсионеров.

Законодателем предусмотрена повышенная индексация страховых пенсий темпами, опережающими прогнозный рост инфляции в течение

6 последующих лет, начиная с 2019 г. Следует отметить, что с 1 января 2019 г. уже была произведена первая индексация на 7,05 %, что выше показателя прогнозной инфляции по итогам 2018 г. Размер фиксированной выплаты после индексации увеличился до 5334,2 руб. в месяц, стоимость пенсионного балла - до 87,24 руб. В результате индексации страховая пенсия по старости вырастет в среднем по России на 1 тыс. руб., а ее среднегодовой размер составит 15,4 тыс. руб.

При этом у каждого пенсионера прибавка к пенсии будет индивидуальной в зависимости от размера получаемой пенсии. Для того чтобы узнать, на сколько с 1 января 2019 г. повысится пенсия, необходимо размер получаемой пенсии умножить на 0,0705 (7,05 %). Кроме этого, была увеличена доплата к пенсии при достижении пенсионерами возраста 80 лет. К сожалению, данные изменения коснулись лишь неработающих пенсионеров, пенсии же работающих пенсионеров по прежнему не подлежат индексации и пересчитываются раз в год в зависимости от страховых взносов, внесенных работодателем в Пенсионный фонд, за продолжающего трудовую деятельность пенсионера. Данная мера была введена в 2016 г. в связи с тяжелым экономическим положением, и, несмотря на то, что в Государственную думу неоднократно поступали предложения об отмене данного ограничения, на сегодняшний день пенсии работающим пенсионерам не индексируются [2].

Говоря об увеличении пенсионного возраста, следует обратить внимание на то, что данное изменение коснулось не всех пенсионеров, для определенных категорий граждан возраст выхода на пенсию по старости остался неизменным. К таким лицам относятся:

- лица, которым пенсия назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста в связи с работой в тяжелых, опасных и вредных условиях труда, за которые работодатели уплачивают дополнительные страховые взносы на пенсию по специальным тарифам (ст. 30 ФЗ РФ «О страховых пенсиях») [4];

- лица, которым пенсия назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста по социальным мотивам и состоянию здоровья (ст. 32 ФЗ РФ «О страховых пенсиях»);

- лица, которым пенсия назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста в связи с радиационными или техногенными катастрофами, включая катастрофу на Чернобыльской АЭС, катастрофу на химическом предприятии «Маяк», аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросы радиоактивных отходов в реку Теча, а также в связи с радиационным воздействием вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (ФЗ РФ «О государственном пенсионном обеспечении» [4]);

- лица, которым пенсия назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста в связи с работой в летно-испытательном составе,

а также в связи с летными испытаниями и исследованиями опытной и серийной техники: авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной (ст. 31 ФЗ РФ «О страховых пенсиях»).

Следует отметить еще одно изменение, расширяющее круг лиц, имеющих право на досрочный выход на страховую пенсию по старости -ст. 32 ФЗ РФ «О страховых пенсиях» была дополнена следующими пунктами:

- женщины, родившие четырех детей и воспитавшие их до достижения ими возраста 8 лет, достигшие возраста 56 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет;

- женщины, родившие трех детей и воспитавшие их до достижения ими возраста 8 лет, достигшие возраста 57 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет.

Кроме этого, право на досрочный выход на пенсию по старости закреплено за лицами, имеющими длительный страховой стаж, к ним относятся лица, имеющие страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины). Данным лицам страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста 65 и 60 лет, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

Однако для некоторых категорий работников предусмотрено изменение условий досрочного приобретения права на страховую пенсию по старости. К ним относятся педагогические, медицинские работники, работники некоторых творческих профессий (артисты балета, цирка, оперные певцы и др.). Особенностью пенсионного обеспечения этих работников является то, что пенсия им назначается не по достижении пенсионного возраста, а после приобретения необходимой выслуги лет (специального страхового стажа). Для работников таких профессий сохраняется право досрочного выхода на пенсию. Минимально необходимый специальный стаж для назначения пенсии при этом не увеличивается и в зависимости от конкретной профессии, как и раньше, составляет от 25 до 30 лет.

Вместе с тем, начиная с 2019 г., выход на пенсию работников перечисленных профессий определяется с учетом переходного периода по повышению пенсионного возраста. В соответствии с ним назначение пенсии врачам, учителям и артистам постепенно переносится с момента выработки специального стажа, срок обращения за пенсией будет переноситься на период от 1 до 5 лет (год, в котором специальный стаж выработан - фиксируется, а обратиться за досрочной пенсией можно по истечении определенного срока). При этом они могут продолжать трудовую деятельность после приобретения необходимой продолжительности специального страхового стажа либо прекратить работу.

Кроме этого, изменения также коснулись и жителей Крайнего Севера и приравненных местностей. Говоря о данной категории пенсионеров, нужно отметить, что они имеют право досрочного выхода на пенсию на 5 лет раньше общеустановленного пенсионного возраста. Это право сохраняется у северян и в дальнейшем. Вместе с тем возраст досрочного выхода на пенсию у жителей Севера поэтапно повышается на 5 лет: с 50 до 55 лет у женщин и с 55 до 60 лет у мужчин.

Минимально необходимый северный стаж для досрочного назначения пенсии при этом не меняется и по-прежнему составляет 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и 20 календарных лет в приравненных местностях. Требования по страховому стажу аналогично не меняются и составляют 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин.

Переходный период по повышению пенсионного возраста северян продлится, как и у всех, в течение 10 лет - с 2019 по 2028 г. На первом этапе повышение возраста затронет женщин 1969 г. рождения и мужчин 1964 г. рождения. При этом северяне, которым пенсия по старому законодательству должна была быть назначена в 2019-2020 г., также имеют право на льготу по выходу на полгода раньше нового пенсионного возраста.

По итогам переходного периода в 2028 г. в возрасте 55 лет выйдут на пенсию женщины-северяне 1973 г. рождения и в возрасте 60 лет мужчины-северяне 1968 г. рождения.

Помимо изменений, связанных с пенсионным возрастом, необходимо также обратить внимание и на льготы, введенные для лиц предпенсионного возраста.

По общему правилу большинство предпенсионных льгот будет возникать за 5 лет до нового пенсионного возраста с учетом переходного периода. Например, в 2021 г., когда пенсионный возраст повышается на три года, правом на льготы по диспансеризации или повышенному размеру пособия по безработице смогут воспользоваться женщины, которым исполнилось 53 года, и мужчины, достигшие 58 лет.

Пятилетний срок актуален и в тех случаях, когда при назначении пенсии учитываются одновременно достижение определенного возраста и выработка специального стажа. Это прежде всего относится к работникам опасных и тяжелых профессий по спискам № 1, 2 и др., позволяющим досрочно выходить на пенсию. Наступление предпенсионного возраста и соответственно права на льготы в таких случаях будет возникать за 5 лет до возраста досрочного выхода на пенсию при соблюдении одного из условий: выработка требуемого льготного стажа, в случае если человек уже прекратил работу по соответствующей специальности, либо факт работы по соответствующей специальности. Например, водители общественного городского транспорта при наличии необходимого специального стажа (15 или 20 лет в зависимости от пола) выходят на пен-

сию в 50 лет (женщины) или 55 лет (мужчины). Это значит, что границы наступления предпенсионного возраста будут установлены для женщин-водителей начиная с 45 лет, а для мужчин-водителей - начиная с 50 лет.

Предпенсионный возраст врачей, учителей и других работников, у которых право на пенсию возникает не с определенных лет, а при выработке специального стажа, наступает одновременно с его приобретением. Никакие другие условия в расчет не берутся. Так, школьный учитель, который в марте 2019 г. выработает необходимый педагогический стаж, начиная с этого же момента будет считаться предпенсионером.

Несмотря на то, что у некоторых людей пенсионный возраст с 2019 г. не меняется, право на предпенсионные льготы за 5 лет до выхода на пенсию им все равно будет предоставлено. Например, многодетные мамы с пятью детьми смогут рассчитывать на льготы начиная с 45 лет, т. е. за 5 лет до обычного для себя возраста выхода на пенсию (50 лет). При определении статуса предпенсионера в подобных случаях учитываются два фактора. Во-первых, основание, дающее человеку право на досрочное назначение пенсии - им может быть необходимое количество детей, инвалидность, стаж на вредном производстве и пр. А во-вторых, непосредственно возраст назначения пенсии, от которого и отсчитывается пятилетний период предоставления льгот.

Исключением, на которое не распространяется правило 5 лет, являются налоговые льготы. Они предоставляются по достижении прежних границ пенсионного возраста. То есть для большинства россиян это 55 или 60 лет в зависимости от пола, а в случае с досрочно выходящими на пенсию людьми - ранее этого возраста. Например, для северян, которые по прежнему законодательству выходят на пенсию на 5 лет раньше всех остальных, предпенсионным возрастом для получения налоговых льгот соответственно является 50 лет для женщин и 55 лет для мужчин.

Начиная с 2019 г., Пенсионный фонд России запускает новый сервис информирования, через который предоставляются сведения о россиянах, достигших предпенсионного возраста. Эти данные используются органами власти, ведомствами и работодателями для предоставления соответствующих льгот гражданам.

Благодаря сведениям Пенсионного фонда, самому предпенсионеру не нужно получать документ, подтверждающий право на льготы, - достаточно просто подать заявление в ведомство, предоставляющее льготу, где уже будет вся необходимая информация. К примеру, граждане предпенсионного возраста освобождены от уплаты имущественного налога на жилье и земельного налога с шести соток земли. Для того чтобы воспользоваться льготой, достаточно просто подать заявление в налоговый орган, специалисты которого самостоятельно сделают запрос в ПФР для подтверждения предпенсионного статуса заявителя.

Аналогичное взаимодействие у ПФР налажено с центрами занятости, которые с 2019 г. предоставляют предпенсионерам повышенное пособие по безработице и занимаются программами профессионального переобучения и повышения квалификации предпенсионеров (размер пособия по безработице в 2019 г. составляет 11 280 руб., что существенно выше стандартного размера данного пособия).

Также, в качестве еще одной льготы для лиц предпенсионного возраста, в отношении работодателей предусматривается административная и уголовная ответственность за увольнение работников предпенсионного возраста или отказ в приеме их на работу по причине возраста. Однако, не до конца понятно, каким образом данная норма может быть реализована, ведь ни один работодатель в качестве основания для увольнения или отказа в приеме на работу не укажет возраст. То есть, данная норма, вероятнее всего, носит, скорее, декларативный характер и вряд ли будет подлежать повседневному применению.

Еще одной категорией пенсионеров, которых коснулись недавние изменения законодательства, стали пенсионеры, проживающие в сельской местности. С 2019 г. вступили в силу законодательные поправки, предусматривающие дополнительную пенсионную поддержку для жителей села. Она выражается в повышенной на 25 % фиксированной выплате, которая устанавливается к страховой пенсии по старости или по инвалидности. Право на такую надбавку предоставляется при соблюдении трех условий:

- пенсионер или тот, кто только обращается за пенсией, должен иметь не менее 30 лет стажа в сельском хозяйстве;

- пенсионер должен проживать на селе;

- пенсионер не должен быть работающим пенсионером, т. е. чтобы за него не отчислялись взносы на обязательное пенсионное страхование (это может происходить не только в рамках трудовых договоров, но и, например, по договорам авторского права или лицензионным договорам).

Прибавка к пенсии сельских пенсионеров с 1 января 2019 г. составляет не менее 1,3 тыс. руб. в месяц, у получателей пенсии по инвалидности, имеющих третью группу, - не менее 667 руб. в месяц.

Специально обращаться в Пенсионный фонд России за перерасчетом пенсии не требуется - он будет сделан автоматически по сведениям выплатного дела. При этом пенсионер вправе в любое время представить документы, необходимые для перерасчета.

При подсчете стажа, дающего сельским пенсионерам право на повышенную фиксированную выплату, учитывается работа в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях и организациях при условии занятости в животноводстве, растениеводстве и рыбоводст-

ве. Например, в качестве агрономов, трактористов, ветеринаров, пчеловодов и др. - всего более 500 профессий.

При этом работа, которая выполнялась до 1992 г. в российских колхозах, машино-тракторных станциях, межколхозных предприятиях, совхозах, крестьянских хозяйствах, сельскохозяйственных артелях, включается в сельский стаж вне зависимости от наименования профессии, специальности или занимаемой должности.

Несмотря на то, что большая часть нововведений коснулась страховых пенсий по старости, однако и государственное пенсионное обеспечение также претерпело ряд изменений, что представляется вполне естественным и логичным, так как страховые и государственные пенсии взаимосвязаны и изменение нормативного регулирования страховых пенсий закономерно повлекло за собой изменения в государственном пенсионном обеспечении в части изменения пенсионного возраста.

Абсолютное число пенсионеров (98,5 %), получающих социальную пенсию, составляют инвалиды и дети, потерявшие кормильцев. Остальные получатели социальной пенсии - это граждане из числа малочисленных народов Севера и те, кто не приобрел права на страховую пенсию по старости. Особенностью социальной пенсии по старости является то, что она назначается на 5 лет позже общеустановленного пенсионного возраста.

Изменения в пенсионной системе, вступающие в силу с 2019 г., не затрагивают социальную пенсию по инвалидности и потере кормильца, которые назначаются безотносительно к общеустановленному пенсионному возрасту. Как и в случае со страховой пенсией, в отношении пенсий по государственному обеспечению полностью сохраняется право людей, потерявших трудоспособность из-за инвалидности, обратиться за назначением пенсии независимо от возраста.

При этом возраст, по достижении которого возникает право на социальную пенсию по старости, повышается на 5 лет в соответствии с поэтапным переходным периодом. К 2028 г. мужчинам социальная пенсия по старости будет назначаться по достижении 70 лет, женщинам - начиная с 65 лет.

Для государственных гражданских служащих всех уровней власти (федеральных, региональных и муниципальных) повышение пенсионного возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, началось с 2017 г. Так же, как и у всех россиян, переход к новым значениям пенсионного возраста у госслужащих происходит поэтапно. Вплоть до 2021 г. повышение возраста составляет по полгода в год, далее темп синхронизируется с общим темпом повышения пенсионного возраста в стране и начинает расти по году. В итоге мужчины-госслужащие к 2028 г. будут выходить на пенсию в 65 лет, женщины-госслужащие, начиная с 2034 г., будут выходить на пенсию в 63 года.

Кроме этого, для всех федеральных госслужащих, начиная с 2017 г., повышаются требования к минимальному стажу гражданской или муниципальной службы, позволяющему получать государственную пенсию за выслугу лет, которая обычно назначается в качестве доплаты к страховой пенсии по старости. Каждый год указанный стаж растет на полгода (с 15 лет в 2016 г.) до тех пор, пока не достигнет 20 лет в 2026 г.

С учетом всех изменений страховая пенсия госслужащим назначается в 2019 г. по достижении 56 лет (для женщин) и 61 года (для мужчин). Пенсия за выслугу лет назначается при наличии 16,5 лет стажа на государственной службе.

Таким образом, подводя итог анализу изменений пенсионного законодательства, следует сделать вывод о том, что действовавшая пенсионная система уже давно не отвечала требованию обеспечения достойного уровня жизни пенсионерам и, безусловно, нуждалась в реформировании. Текущие социально-экономические и демографические тенденции указывают на то, что изменения были необходимы.

Высвобождаемые средства, рост числа занятых и отчислений в бюджет позволят правительству увеличить коэффициент замещения заработка с нынешних 33 до 40 %. Увеличение численности рабочей силы, скорее всего, приведет к расширению потенциала экономики. Повышение пенсионного возраста неизбежно приведет к росту вовлеченности в рабочую силу представителей старших возрастных категорий - люди будут заинтересованы в трудоустройстве, чтобы получать доход. К примеру, вовлеченность мужчин в возрасте от 60 до 64 лет вырастет до 60 %, а доля работающих/ищущих работу женщин в возрастной группе 55-59 лет достигнет 72 %, в группе 60-64 лет - 50 %. Такие уровни вовлеченности наблюдались некоторое время назад или наблюдаются сейчас в развитых странах, где возраст выхода на пенсию близок к предлагаемому в России [5]. Конечно, повышение пенсионного возраста является крайне непопулярной мерой среди населения. Однако эта вынужденная мера позволит изменить соотношение работающих граждан и пенсионеров, что со временем приведет к стабильному росту размера пенсий.

Литература

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.

приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий: федер. закон от 29.12.2015 № 385-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2016. - № 1 (часть I). - Ст. 5.

3. О страховых пенсиях: федер. закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ // Российская газета. - 2013. - № 296.

4. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации: федер. закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 51. - Ст. 4831.

5. Чакаров И. Что ждет Россию в результате пенсионной реформы. -URL: https://www.ved0m0sti.ru/ec0n0mics/bl0gs/2018/07/11/775186-chto-zhdet-pensionnoi-reformi (дата обращения: 13.01.2019).

Literatura

1. Konstituciya Rossijskoj Federacii ot 12.12.1993 // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 2014. - № 31. - St. 4398.

2. O priostanovlenii dejstviya otdel'nyh polozhenij zakonodatel'nyh aktov Rossijskoj Federacii, vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii i osobennostyah uvelicheniya strahovoj pensii, fiksirovannoj vyplaty k strahovoj pensii i social'nyh pensij: feder. zakon ot 29.12.2015 № 385-FZ // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 2016. - № 1 (chast' I). - St. 5.

3. O strahovyh pensiyah: feder. zakon ot 28.12.2013 № 400-FZ // Rossijskaya gazeta. - 2013. - № 296.

4. O gosudarstvennom pensionnom obespechenii v Rossijskoj Federacii: feder. zakon ot 15.12.2001 № 166-FZ // Sobranie zakonodatel'stva RF. -2001. - № 51. - St. 4831.

5. Chakarov I. CHto zhdet Rossiyu v rezul'tate pensionnoj reformy. - URL: https://www.ved0m0sti.ru/ec0n0mics/bl0gs/2018/07/11/775186-cht0-zhdet-pensionnoi-reformi (data obrascheniya: 13.01.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.