Научная статья на тему 'Система педагогических условий развития логической культуры младшего школьника'

Система педагогических условий развития логической культуры младшего школьника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
248
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНИК / ЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ЛОГОСФЕРА / SCHOOLCHILD / LOGICAL CULTURE / PEDAGOGICAL CONDITIONS / LOGOSPHERE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гуляихина Евгения Сергеевна

Автор исходит из положения, что перед педагогической наукой стоит задача по созданию модели педагогической системы деятельности учителя и учащихся по формированию логической культуры ребенка и перевода его мышления на теоретический уровень. Педагог должен стремиться сформировать логосферу, представляющую собой фундамент системы педагогических условий, в рамках которой формировалась бы логическая культура учащихся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical conditions system for the development of the logical culture for elementary schoolchildren

The author suggests that there is a pedagogical issue that the model of pedagogical activity of a teacher and schoolchildren forms the logical culture of a child and transfers child's thinking to a theoretical level. The teacher should try to form the logosphere that is the pedagogical system basis within which the logical culture of schoolchildren might be formed.

Текст научной работы на тему «Система педагогических условий развития логической культуры младшего школьника»

4. [Электронный ресурс]. URL: http: // www. leam-line.nrw.de/angebote/portfoliomk/.

Electronic portfolio as effective means of forming the IT competence of a foreign language teacher

There is discussed the informative and technical competence (IT competence) as the first priority competence of a future specialist and conditions for that at the language faculty. The electronic portfolio model is suggested, it is the effective and motivating means for reflexive and professionally oriented IT competence development for a teacher to be.

Key words: information and communication technologies, IT competence pedagogical technologies of personality oriented foreign languages training, student electronic portfolio, reflection.

е.с. гуляихина

(Волгоград)

система педагогических условий развития логической культуры младшего школьника

Автор исходит из положения, что перед педагогической наукой стоит задача по созданию модели педагогической системы деятельности учителя и учащихся по формированию логической культуры ребенка и перевода его мышления на теоретический уровень. Педагог должен стремиться сформировать логосферу, представляющую собой фундамент системы педагогических условий, в рамках которой формировалась бы логическая культура учащихся.

Ключевые слова: школьник, логическая культура, педагогические условия, логосфера.

Если обратиться к периоду зарождения логики и первым ее шагам, то актуальные для того времени характеристики данной науки в выражениях типа «искусство мыслить» и «искусство рассуждать» сегодня воспринимаются как некие метафоры. Но если логику понимать как «искусство», то данную область знания следует отнести к культуре, а не к науке. По мнению

Н.М. Борытко, «средством формирования социальных сил личности и сферой их реализации выступает культура, во взаимодействии с которой личность можно рассматривать в трех важнейших отношениях: личность усваивает культуру, является объектом культурного воздействия, принимая типические черты, характерные для своей общности; личность функционирует в культурной среде как носитель и выразитель культурных ценностей, она отстаивает ценности культуры, целостность культуры, в которой протекает ее бытие; личность создает культуру, развивает и углубляет культурные традиции и ценности, будучи сама субъектом культурного творчества» [2: 29]. возникают вопросы: как человек может усваивать ценности культуры? Что должно входить в систему педагогических условий, являющуюся важным компонентом логосферы, для формирования логической культуры ребенка? Для того чтобы найти ответ на эти вопросы, необходимо рассмотреть социокультурные основания и педагогические условия, необходимые для овладения приемами рационального мышления.

Как известно, центральным понятием логики является мышление. в данном случае оно выступает как средство познания окружающей действительности. Но ребенок воспринимает окружающий мир прежде всего посредством органов чувств. восприятие лежит в основе познавательного процесса. здесь возникают определенные гносеологические трудности. ведь он не может непосредственно отражать в своем сознании прошлое или будущее, как и объекты, которые остаются вне области действия органов чувств. Кроме того, такая способность, как отделение главного от второстепенного, цикличного от линейного, остается непосильной для познания, осуществляемого органами чувств, а значит, оно не в состоянии постигнуть суть отношений между объектами. Подобные связи, которые определяются в совокупностях суждений и понятий, познаются мышлением. решающую роль в познавательном процессе выполняют анализ, синтез, доказательство, классификация, определение и т.д. Данными мыслительными действиями в определенной мере умеет оперировать

© гуляихина Е.С., 2009

каждый индивид. Наличие таких умений составляет содержание логической культуры личности ребенка.

Педагоги уделяют большое внимание развитию формально-логического мышления учащихся начальной школы (И.И. Гит-тис, А.З. Зак, Л.В. Занков, П.П. Люблинская, В.М. Паламарчук, Н.Ф. Талызина, К.Д. Ушинский). В.В. Давыдовым была разработана теория постепенного перехода на уровень рационального мышления и дедуктивной логики, начиная с младшего школьного возраста. Многие аспекты развития формально-логического мышления младших школьников рассматривались в трудах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Н.Э. Унт, Д.Б. Элько-нина, И.С. Якиманской. Решения проблем овладения логическими методами представлены в исследованиях Д.Н. Богоявленского, Г.И. Ибрагимова, Е.Н. Кабановой-Меллер, М.И. Кругляка, М.Ф. Морозова. Вопросы приобщения школьников к рациональным способам научного познания в процессе обучения отражены в трудах Л.Я. Зорина, В.Н. Мощанского, Ю.В. Сенько, Т.И. Ша-мова, С.А Шапоринского. Особый интерес представляют работы Е.В. Яковлевой, которая создала модель педагогической системы деятельности учителя и учащихся по формированию логической культуры ребенка и перевода его мышления на теоретический уровень.

Главной целью современной начальной школы является содействие интеллектуальному, этическому, эмоциональному и физическому развитию ребенка в процессе раскрытия его креативных способностей. Учитывая, что все школьники различаются по своим индивидуальным способностям, необходимо создать систему педагогических условий для максимально возможного повышения уровня компетентности каждого ученика, удовлетворяя при этом его духовные интересы и влечения. Большое значение для интеллектуального развития учащегося начальной школы играет формирование основ логической культуры.

Любой младший школьник в той или иной степени обладает логической культурой. Что же влияет на процесс ее формирования? Многие психолого-педагогические причины и социокультурные факторы воздействуют на ход ее развития. Однако решающую роль необходимо отвести социальному окружению, которое оказывает непосредственное воздействие на формирование

рационального мышления ребенка. Ученик формируется в определенной социокультурной и психолого-педагогической среде, которая детерминирует систему его установок и убеждений, т.е. он развивается в определенной логосфере, под действием которой происходит становление навыков логического мышления, логической культуры. Здесь будет уместно провести аналогию между логической культурой и культурой речи. ребенок учится говорить в процессе взаимодействия с другими людьми, так же он обучается и мыслить. Можно предположить, что данный процесс не прекращается на протяжении всей жизни человека, но в детском возрасте он идет особенно интенсивно. в ранние годы логосфера достаточно узкая: она ограничена кругом лиц, участвующих во взаимодействии с ребенком. Затем на некоторой стадии социализации она начинает включать в себя опосредованные формы функционирования субъектов окружающего мира. Особое внимание следует уделять младшему школьному возрасту, ведь именно в этот период начинается формирование умения проводить такие сложные мыслительные операции, как анализ, классификация, абстрагирование, обобщение и т.д. На данном этапе учитель и учебный материал являются не только носителями информации, они способствуют развитию навыков мышления, создают условия для формирования логической культуры ребенка.

Мышление ученика начальных классов конкретно, эгоцентрично и персонализировано. Процесс овладения понятийным аппаратом научного знания является вместе с тем и процессом формирования способности к такой логической операции, как обобщение. развитие способностей младшего школьника к обобщению как методу образования понятия является предпосылкой и следствием его интеллектуальной деятельности, направленной на познание окружающего мира. Суть того или иного феномена осознается учеником с разной мерой глубины. Адекватность усвоения им различных терминов существенно зависит от уровня заключенного в соответствующем понятии обобщения, от близости или отдаленности его от наглядного содержания [3]. Ребенок достаточно легко трактует термины, обозначающие конкретные объекты (милиционер, судья, деньги, президент и т.д.). Он указывает существенные признаки в дефинициях таких понятий, для каждого из них

у него находится вполне адекватное определение. Младший школьник раскрывает, обычно без ошибок, содержание конкретных понятий через указание на род и видовое отличие. Трудности возникают при определении абстрактных понятий (справедливость, честность, государственность и т.д.). В отношении подобных терминов у большинства учеников наблюдаются значительные колебания в уровне адекватности дефиниций: от субъективнонеадекватных в одних случаях до объективных и содержательных - в других. Поэтому учитель должен стремиться сформировать логосферу, представляющую собой фундамент системы педагогических условий, в рамках которой развивалась бы логическая культура учащихся. Для нее необходима соответствующая среда. Здесь следует сказать об одном важном педагогическом аспекте, который отметила Е.В. Бон-даревская: «Основные функции культуросообразного воспитания состоят в создании различных культурных сред, где будут осуществляться развитие ребенка и приобретение им опыта культуросообразного поведения и оказание ему помощи в культурной самоидентификации и самореализации своих творческих задатков и способностей» [1: 20]. Логосфера и является такой средой, где осуществляется формирование логической культуры личности.

Педагог - это человек, не только профессионально влияющий на формирование логической культуры личности в процессе познания окружающей действительности, но и постоянно испытывающий на себе его влияние. Здесь важно отметить, что «смысл как сложная ментальная структура сознания вначале должен зародиться у воспитателя, нельзя эффективно заниматься личностным опытом другого, не обладая собственным» [5: 180]. Есть основания говорить об особых возможностях, которыми в этом плане обладают работники сферы образования, потому что они находятся в перманентном процессе взаимодействия с формирующейся личностью. Дошкольные образовательные учреждения, школы, гимназии, лицеи являются такими ступенями формирования логической культуры, на которых определившиеся в течение учебного периода мыслительные операции способствуют становлению морально-ценностной системы и мировоззренческой позиции.

Формирование логической культуры младших школьников будет успешно осу-

ществляться при условии, что постоянно действует психолого-педагогический механизм стимулирования рациональной деятельности ребенка, важными компонентами которой являются формальнологическое мышление и рефлексия. в образовательном процессе необходимо уделять внимание развитию интереса ребенка не только к предметному познанию, но и к самопознанию и самоанализу посредством специальной организации его рефлексивной деятельности. здесь важна направленность ребенка на самовоспитание, самообразование, самооценку, самоанализ, саморазвитие, самоопределение, самоидентификацию, самодетерминацию и пр. [4: 36]. важно соблюдать принцип системности в создании педагогических условий для формирования логической культуры школьников, развития их рационального мышления и способности к рефлексии.

в систему педагогических условий, обеспечивающих реализацию модели развития логической культуры младших школьников, входит содержание образования, позволяющее детям усвоить нормы когнитивной деятельности. здесь важно, чтобы отношения «учитель - ученик» носили субъект-субъектный характер в процессе обучения, что способствует лучшему овладению детьми основными логическими операциями.

Таким образом, процесс формирования логической культуры младшего школьника в логосфере, важным компонентом которой является образовательный процесс, не должен носить стихийного характера. Учитель должен создать соответствующую систему педагогических условий для ее развития.

литература

1. Бондаревская Е.В. Введение в тексты и ценностные основания личностно ориентированного воспитания гуманистического типа // Образование в поисках человеческих смыслов. Ростов н/Д., 1995. 3 - 27 с.

2. Борытко Н.М. Пространство воспитания: образ бытия. Волгоград, 2000. 225 с.

3. Гиттис И. Историческая терминология в начальном обучении истории // Сов. педагогика. 1937. № 3. С. 23 - 27.

4. Сергеев Н.К. Теория и практика становления педагогических комплексов в системе непрерывного образования учителя: дис. в виде науч. докл. ... д-ра пед. наук. Волгоград, 1998. 80 с.

5. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М., 1999. 272 с.

Pedagogical conditions system for the development of the logical culture for elementary schoolchildren

The author suggests that there is a pedagogical issue that the model of pedagogical activity of a teacher and schoolchildren forms the logical culture of a child and transfers child’s thinking to a theoretical level. The teacher should try to form the logosphere that is the pedagogical system basis within which the logical culture of schoolchildren might be formed.

Key words: schoolchild, logical culture, pedagogical conditions, logosphere.

и.е. молоствова

(Москва)

уровневая модель художественноинтерпретационной компетентности учащегося-музыканта

Интерпретационная деятельность рассматривается как основа профессиональной компетентности музыканта, дается аргументация построения процесса ее формирования в условиях учебной практики. Автор описывает модель овладения художественноинтерпретационной компетентностью, образовательные уровни которой характеризуются с позиций как содержания, так и специфики деятельности преподавателя и освещения источников учебной мотивации учащегося. Изложенное фокусируется в характеристике образовательной эффективности описанной учебной деятельности.

Ключевые слова: художественная интерпретация музыкальных произведений, интерпретаторская учебная практика, уровневая модель формирования художественноинтерпретационной компетентности.

Интерпретация является профессионально значимой деятельностью специалиста в области музыкального искусства, обу-

словливающей успешность освоения им культурно-художественных смыслов. Признанная в гуманитарных науках одной из важнейших познавательных операций, она способствует совокупной реализации личностных потенциалов индивида: познавательного, творческого, коммуникативного, художественно-эстетического, ценностного, тем самым обеспечивая результативность деятельности музыканта в социокультурном пространстве. Образовательная эффективность используемой в учебном процессе интерпретации заключается в том, что она позволяет моделировать условия деятельности специалиста в области музыки, охватывая ее ключевые аспекты, актуализируя комплексное, культуроадекватное применение имеющихся знаний, умений при опоре на актуализированные личностные качества. Готовность к художественному толкованию музыкальных произведений рассматривается как компетентность в силу того, что, являясь индивидуально обусловленной характеристикой, она неотъемлемо присутствует в решении различных социокультурно значимых профессиональных задач, максимально отражает специфику труда музыканта как субъекта культуры. Таким образом, под художественно-интерпретационной компетентностью музыканта понимается способность к освоению, хранению и трансляции отраженных в музыкальном искусстве культурно-художественных ценностей и смыслов при опоре на соответствующие музыкально-познавательные операции и реализацию их результатов в профессиональной деятельности с учетом межличностной коммуникации в условиях социокультурного пространства.

Несмотря на необходимость для музыканта сформированной художественноинтерпретационной компетентности, в реальной образовательной практике изучение закономерностей интерпретации и адекватно ориентированная учебнопрактическая деятельность занимают весьма скромное место, ассимилируясь в содержании музыкально-исполнительских и теоретических дисциплин и почти не проглядываясь в методике их преподавания. Заметим, что ГОС СПО в области художественного образования содержат курс «Анализ и интерпретация музыкально-

© Молоствова И.Е., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.