Научная статья на тему 'Формирование музыкально-коммуникативной культуры студентов-бакалавров в процессе профессиональной подготовки в вузе'

Формирование музыкально-коммуникативной культуры студентов-бакалавров в процессе профессиональной подготовки в вузе Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
370
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МУЗЫКАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / СЛУШАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MUSICAL COMMUNICATION / MUSICAL EDUCATION / MUSIC-AND-COMMUNICATIVE CULTURE / LISTENING ACTIVITY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Миронова Марина Петровна

В статье поставлена проблема целенаправленного формирования музыкально-коммуникативной культуры студентов-бакалавров в образовательном процессе педагогического вуза; рассматривается содержание профессиональной подготовки, включающее в себя мотивационную, теоретическую и практико-ориентированную составляющие; подчеркивается роль музыкальной слушательской деятельности в исследуемом аспекте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bachelors’ Musical-and-Communication Culture Forming During Professional Training at Higher School

The article puts forward the question of forming a focused musical communicative culture of bachelors in the educational process of a higher school; considers the content of training, which includes motivation, theoretical and practice-oriented components; emphasizes the role of the music listeners in the mentioned aspect.

Текст научной работы на тему «Формирование музыкально-коммуникативной культуры студентов-бакалавров в процессе профессиональной подготовки в вузе»

УДК 37: 78 ББК 85. 31

Миронова Марина Петровна

кандидат педагогических наук, доцент

кафедра музыкального образования Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева

г. Саранск Mironova Marina Petrovna Candidate of Pedagogics,

Assistant Professor Chair of Music Education Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evseviev,

Saransk

Формирование музыкально-коммуникативной культуры студентов-бакалавров в процессе профессиональной подготовки в вузе1 Bachelors’ Musical-and-Communication Culture Forming During Professional

Training at Higher School В статье поставлена проблема целенаправленного формирования музыкально-коммуникативной культуры студентов-бакалавров в образовательном процессе педагогического вуза; рассматривается содержание профессиональной подготовки, включающее в себя мотивационную, теоретическую и практи-ко-ориентированную составляющие; подчеркивается роль музыкальной слушательской деятельности в исследуемом аспекте.

The article puts forward the question of forming a focused musical communicative culture of bachelors in the educational process of a higher school; considers the content of training, which includes motivation, theoretical and practice-oriented components; emphasizes the role of the music listeners in the mentioned aspect.

Ключевые слова: музыкальная коммуникация, музыкальное образование, музыкально-коммуникативная культура, слушательская деятельность.

Key words: musical communication, musical education, music-and-

communicative culture, listening activity.

1 Работа проводится при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках проекта 2.1.2 «Решение комплексных проблем формирования профессиональной компетентности педагога и психолога в системе непрерывного образования» мероприятия 2.1 «Развитие фундаментальных, прикладных исследований и НИОКР по гуманитарным направлениям науки и образования» Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» на 20122016 гг.

Коммуникативная культура - определяющее свойство человека XXI века, она «формирует качество и содержательность современного человечества, создавая универсальные схемы мышления и поведения на уровне целостности» [3, с. 258]. Следует согласиться с мнением исследователя, что «без определения закономерностей и особенностей развития коммуникативной культуры личности эволюция общего и профессионального образования невозможна» [2, с. 58].

Коммуникативная направленность музыкально-образовательного процесса реализуется в разнообразных формах и способах общения с музыкой, открывающих возможности для духовного становления личности и ее самовыражения. Как верно подчеркивает И. Е. Молоствова, «взаимодействие с музыкальным произведением, которое представляет собой некое сообщение, закодированное в знаках специфического по своей природе музыкального языка, органично взаимосвязанное с условиями его создания (историческими, социальнокультурными, коммуникативными и пр.), является ведущим компонентом профессиональной деятельности музыканта» [5, с. 7]. Следовательно, субъекты музыкально-образовательного процесса (педагог, обучающийся) являются активными участниками системы межкультурной коммуникации, находятся в многомерном межличностном диалоге с создателями произведений - представителями различных культурно-исторических эпох, этносов, художественностилевых систем. А главной целью такого диалога является приобщение личности к миру художественных ценностей, заложенных в музыкальном произведении, к переживаниям и пониманию мира композитором, который в своем творении передает другим участникам художественной коммуникации собственное эмоционально-ценностное отношение к явлениям окружающей жизни.

Формирование коммуникативной культуры студентов-бакалавров, обучающихся по профилю «Музыка», накопление ими опыта межкультурного взаимодействия с произведениями музыкального искусства наиболее эффективно осуществляется в цикле музыкально-исторических и музыкальнотеоретических дисциплин, призванных раскрыть художественно-культурный

контекст изучаемых явлений в соответствии со сложившейся системой музыкально-языковых средств.

Содержание подготовки включает в себя следующие компоненты:

- мотивационно-ценностную составляющую (блок развития мотивации музыкально-коммуникативной деятельности);

- теоретическую составляющую (блок историко-теоретической подготовки);

- практико-ориентированную составляющую (блок перцептивноаналитической и блок креативной деятельности).

Блок развития мотивации музыкально-коммуникативной деятельности необходим для формирования потребности, положительной мотивации к самому процессу музыкальной коммуникации, ориентации студентов на достижение личностно-значимого результата в коммуникативном взаимодействии средствами музыки. Являясь «ядром» психологии личности, мотивация «детерминирует особенности ее поведения, общения и деятельности - основные сферы жизни человека» [4, с. 87].

Данный блок включает в себя комплекс диагностических методик, реализуемых в курсе «Музыкально-историческая подготовка». Основной задачей на данном этапе становится формирование ценностного отношения к музыкальнокоммуникативному общению и деятельности. Ценностное отношение - это особое, пристрастное отношение, которое «озвучивает» внутренний духовный мир будущего педагога-музыканта, содержанием которого являются художественные и педагогические ценности, профессиональные и личностные интересы, репродуцируемые в музыкально-коммуникативном взаимодействии субъектов музыкальнообразовательного процесса. Ценностные ориентиры позволяют осмысливать гуманистические цели и задачи профессиональной музыкальной коммуникации, решать этико-нравственные проблемы межличностного и личностноориентированного общения.

Блок историко-теоретической подготовки включает актуализацию содержания профильных дисциплин, таких как «Музыкально-теоретическая под-

готовка», «Музыкально-историческая подготовка» (знаний о специфике функционирования музыкального искусства и его музыкально-языковой природы), в ходе изучения студентами курса по выбору «Основы музыкальнокоммуникативной культуры».

Задачами данного курса являются: рассмотрение сущностных характеристик музыкальной коммуникации; формирование представлений о музыкальной коммуникации как способе ценностного взаимодействия личности с музыкой; выявление специфики музыкально-коммуникативной культуры как важного фактора социально-культурной и педагогической деятельности в условиях модернизации и духовного развития личности XXI века; овладение технологиями организации и проектирования музыкально-коммуникативной деятельности учащихся в образовательном процессе.

Структура курса включает в себя три основных модуля. Первый модуль представляет собой изложение общих теоретических основ музыкальной коммуникации в контексте современного гуманитарного знания (сущностные характеристики музыкальной коммуникации; музыкальный язык как средство коммуникации; музыкальная коммуникация как знаковая система). Второй модуль раскрывает особенности функционирования музыкальной коммуникации в условиях современной культуры (социокультурные основания музыкальной коммуникации; коммуникативные характеристики функционирования музыки в эпоху социальной модернизации современного общества; музыкальная коммуникация в электронно-сетевой и медиасреде). Третий модуль акцентирует роль музыкальной коммуникации в образовательной среде, отражает взаимосвязь музыкально-коммуникативной культуры с процессами, тенденциями и потребностями развития сферы профессиональной музыкально-педагогической деятельности (психолого-педагогические основы музыкальной коммуникации; музыкально-коммуникативная культура учителя как компонент профессиональной деятельности; критерии и показатели развития музыкальнокоммуникативной культуры личности; педагогические условия и технологии

формирования музыкально-коммуникативной культуры у школьников в процессе музыкального обучения).

Блок историко-теоретической подготовки для будущих педагогов необходим, так как без знакомства с теорией и историей музыкальной коммуникации, особенностями современной музыкально-коммуникативной среды преподаватель, на наш взгляд, фактически будет приближен к уровню соответствующих знаний своих учеников. Кроме того, такой информационный запас, несомненно, положительно повлияет на его общий культурный уровень.

Блок перцептивно-аналитической деятельности включает организацию слушательской деятельности будущих педагогов в курсе «Слушание музыки».

Акцент при изучении данной дисциплины делается на развитие умений студентов воспринимать и анализировать музыкальные произведения различных видов и жанров. В том числе: самостоятельно распознавать характерные особенности временной, звуковысотной, пространственно-логической организации музыкальной ткани; воспринимать интонацию, давать адекватную образно-эмоциональную характеристику музыки; осуществлять анализ жанровой основы тематизма, композиционных структур, драматургических закономерностей музыкальной речи; осознавать музыкально-художественную идею произведения на основе осмысления авторского замысла в историческом и культурном контекстах; давать аргументированную оценку музыки с точки зрения художественно-эстетических критериев.

Специфичность музыкальной слушательской деятельности выражается, прежде всего, в активной духовно-творческой работе личности. Содержательно-смысловой аспект музыкального восприятия-познания, выражающийся в проникновении в художественно-смысловую структуру музыкального произведения, неоднократно подчеркивали Е. В. Назайкинский, Л. М. Кадцын, М. Ш. Бонфельд. Социокультурный контекст восприятия музыкальных произведений выступает в связях, обусловленных культурной принадлежностью сочинения, выражающихся в конкретно-исторических особенностях его языка, в отличительных свойствах жанра и стиля. В этом ракурсе сущность восприятия

музыки выражена в словах А. В. Тороповой, которая указывает, что оно направлено на «приобщение личности к общечеловеческой музыкальной культуре в процессе порождения, освоения и развития индивидом музыкальных смыслов, образов и их значений» [7, с. 29]. Музыкально-коммуникативная специфика слушательской деятельности становится очевидной, если принять во внимание ее целевые установки - понимание смысла, закодированного в музыкальном сообщении, и истолкование звучащей музыки в соответствующем ей культурно-историческом контексте.

Среди умений и навыков музыкальной слушательской деятельности, формируемых в процессе преподавания курса «Слушание музыки», важнейшими являются: умение осознанно и эмоционально воспринимать музыкальное искусство; умение творчески слушать (т.е. слушать-мыслить, а не просто пассивно воспринимать) и интерпретировать музыкальное содержание; умение сформировать в своем сознании образ прослушанной музыки в соответствии с ее жанрово-стилевыми закономерностями; умение следить за тематическим развитием, сопоставлять звучащее с отзвучавшим и предслышать будущее на основе запоминания и непрерывного оперирования с индивидуальной комбинацией музыкально-языковых элементов, характерной лишь для данного произведения; умение осознавать индивидуальные композиционные отношения элементов как целостный образ, опирающийся на аналитическую форму музыкального произведения; владение навыками художественно-эстетического и отчасти - музыковедческого анализа произведений.

Таким образом, можно заключить, что слушательская деятельность обладает наиболее широкими возможностями в плане накопления музыкальнокоммуникативного опыта общения с образцами отечественной и зарубежной, национальной и мировой музыкальной культуры, направлена на сопереживание и внутреннее (субъективное) воссоздание слушателем содержания сочиненного композитором музыкального произведения, имеет ярко выраженный сотворческий характер как результат диалектического взаимодействия субъ-

ектно-личного с объективным и вариативно-интерпретационным, содержащимся в произведении и его трактовке.

Блок креативной деятельности предполагает развитие творческих умений студентов самовыражаться в музыкально-коммуникативной деятельности; творчески применять полученные знания и умения в области музыкальной коммуникации в процессе педагогической практики.

Овладение студентами креативными умениями в области музыкальной коммуникации связано, прежде всего, с новыми информационнотехнологическими возможностями, которые открылись к началу XXI века в связи с массовым распространением компьютерной техники, использованием программных средств, содержащих музыкально-звуковой и видеоряд. Это позволяет реконструировать внутреннее смысловое коммуникативное пространство того или иного музыкального текста (произведения) в новый современный формат, в котором помимо аудиального и пространственно-визуального активно задействован виртуальный канал передачи художественной информации.

Другой областью применения творческих способностей является риторическая деятельность в ситуации педагогической музыкальной коммуникации, построение устно-речевых и письменно-речевых высказываний в отношении и по поводу воспринимаемого (передаваемого) музыкального сообщения.

Таким образом, педагогические проблемы музыкальной коммуникации выводят нас на необходимость формирования у студентов-бакалавров, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Музыка») музыкально-коммуникативной культуры - функционального комплекса личностно и профессионально значимых качеств, позволяющих реконструировать, воссоздавать в своем сознании интонационно-тематическое и художественно-смысловое содержание произведения в процессе духовноинтеллектуальной слушательской деятельности. Ее формирование становится насущной задачей современной педагогики музыкального образования, поскольку способствует становлению «настоящего» слушателя, умеющего жить в

художественном мире музыки, и духовно расти вместе с пережитыми произведениями.

Библиографический список

1. Бакаева, Ж. Ю. Информационно-языковая среда образовательного процесса [Текст] / Ж. Ю. Бакаева // Гуманитарные науки и образование. -2011. - № 2 (6). - С. 61-65.

2. Бобкова, О. В. Формирование коммуникативной культуры у детей с особыми образовательными потребностями [Текст] / О. В. Бобкова // Гуманитарные науки и образование. - 2011. - № 4 (8). - С. 58-61.

3. Кобозева, И. С. Музыкальное образование в контексте современной культурной политики [Текст] / И. С. Кобозева // Ярославский педагогический вестник. - 2011. - № 3. - Том 1. - С. 295-298.

4. Мешков, Н. И. Природа мотивации в контексте развития личности [Текст] / Н. И. Мешков // Гуманитарные науки и образование. - 2012. - № 1(9). -С. 87-91.

5. Молоствова, И. Е. Опыт конструирования модели художественноинтерпретационной компетенции музыканта [Текст] / И. Е. Молоствова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета.

- 2009. - № 1. - С. 131.

6. Молоствова, И. Е. Художественная интерпретация в музыкальном образовании : монография [Текст] / И. Е. Молоствова. - Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2010. - 169 с.

7. Торопова, А. В. Музыкальная психология и психология музыкального образования : учеб. пособие [Текст] / А. В. Торопова. - М. : ГРАФ-ПРЕСС, 2008. - 200 с.

Bibliography

1. Bakaeva, Zh. Yu. Informational Language Environment of the Educational Process [Text] / Zh. Yu. Bakaeva // Humanities and Education. - 2011. - № 2 (6). -P. 61-65.

2. Bobkova, O. V. Communicative Culture Forming at Children with Special Educational Needs [Text] / O. V. Bobkova // Humanities and Education. - 2011. - № 4 (8). - P. 58-61.

3. Kobozeva, I. S. Music Education in the Context of Contemporary Cultural Policy [Text] / I.S. Kobozeva // Yaroslavl Pedagogical Gazette. - 2011. - № 3. -Volume 1. - P. 295-298.

4. Meshkov, N. I. Nature of Motivation in the Context of Personal Development [Text] / N. I. Meshkov // Humanities and Education. - 2012. - № 1 (9). - P. 8791.

5. Molostvova, I. E. Experience of Model Designing Musicians’ Artistic-and-Interpretive Competence [Text] / I. E. Molostvova // Proceedings of the Volgograd State Pedagogical University. - 2009. - № 1. - P. 131.

6. Molostvova, I. E. Artistic Interpretation in Music Education: Monograph [Text] / I. E. Molostvova. - Mord. State. Ped. Inst. - Saransk, 2010. - 169 p.

7. Toropova, A. V. Music Psychology and Psychology of Music Education: Study Guide [Text] / A. V. Toropova. - Moscow: GRAPH-Press, 2008. - 200 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.