Научная статья на тему 'К вопросу о логической культуре в школе'

К вопросу о логической культуре в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СРЕДНЯЯ ШКОЛА / LOGICAL CULTURE / SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бардединов Х. К.

Логическая культура человека формируется в определенной логосфере, при этом процесс становления ее во многом носит стихийный характер. Логико-операциональные навыки, как правило, не осознаются. Сегодня зачастую учителя как носители логосферы сами имеют далеко недостаточный уровень логической культуры, а логика как предмет, направленный на развитие теоретического мышления, не имеет-соответствующего статуса в школе. Было предпринято экспериментальное обучение основам формальной логики по специально разработанным программам и учебникам в разных классах школы. Наибольшую предрасположенность к этому новому предмету обнаружили ученики 3-го класса. Успешно прошли апробацию и соответствующие пособия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON IHE QUESTION OF LOGICAL CULTURE AT SCHOOL

The logical culture of an individual develops in the definite logosphere, and the process of its coming-to-be has, in many respects, spontaneous nature. The logical and operational habits are not realized, as a rule. At present, teachers, as the carriers of logosphere themselves have rather insufficient level of logic culture, and logic as the subject, directed at the development of theoretical thinking, has no appropriate status at school. There has been conducted the experimental teaching the foundations of formal logic on the programs specially developed and the textbooks at various school forms. The pupils of the third form showed the greatest predisposition to this new subject. The appropriate school appliances were successfully approved.

Текст научной работы на тему «К вопросу о логической культуре в школе»

Педагогика

© БАРДЕДИНОВ Х.К. -УДК 37.011.32-0524421

К ВОПРОСУ О ЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ШКОЛЕ

Х.К. Бардедипов.

(Институт повышения квалификации работников образования, ректор - д.н.н. Я.Б. Санжиева, лаборатория коррекционно-развивающего обучения, зав. - д.н.н. О.Л. Подлиняев)

Резюме. Резюме. Логическая культура человека формируется в определенной логосфере, при этом процесс становления ее во многом носит стихийный характер. Логико-операциональные навыки, как правило, не осознаются. Сегодня зачастую учителя как носители логосферы сами имеют далеко недостаточный уровень логической культуры, а логика как предмет, направленный на развитие теоретического мышления, не имеет-соответствующего статуса в школе.

Было предпринято экспериментальное обучение основам формальной логики по специально разработанным программам и учебникам в разных классах школы. Наибольшую предрасположенность к этому новому предмету обнаружили ученики 3-го класса. Успешно прошли апробацию и соответствующие пособия.

Известно, что в дореволюционной школе в качестве учебного предмета, направленного специально на развитие мышления, преподавалась классическая (формальная) логика. В связи с гуманизацией в образовании сегодня возрождается логика не только в высших, но и в средних учебных заведениях. К сожалению, в школах этот процесс идет вяло. Между тем, логическая грамотность, логическая культура - неотъемлемая часть общей культуры личности.

Было время, когда считалось, что следование логическим схемам (моделям) мышления - это свойство, которое изначально присуще человеку, поскольку человек - существо разумное. Такой позиции, например, в начале XX века придерживались представители Вюрцбургской психологической школы. Однако позже было доказано, что модели мышления - это результат сложного процесса развития психики человека.

Возникает закономерный вопрос: чем же определяется логическая грамотность, логическая культура каждого человека? Здесь много факторов. Не исключается и врожденный потенциал. Но среди прочих обстоятельств решающая роль в становлении логической культуры отводится социальной среде, которая оказывает постоянное воздействие на человека, формируя его логикооперациональные умения. Подобно тому, как человек учится говорить в ситуациях контакта с другими людьми, так он учится и мыслить. Этот процесс протекает особенно интенсивно в детские годы, однако есть основания полагать, что он продолжается в течение всей жизни.

Человек живет и воспитывается в определенной логосфере. Именно иод влиянием логосферы в первую очередь формируются навыки логического мышления, складывается логическая куль-

Для каждой личности логосфера первоначально довольна узка. Это круг лиц, которые контактируют с ребенком в детские годы. Но постепенно

логосфера расширяется и начинает в себя включать не только непосредственные, но и опосредованные формы интеллектуально-речевого общения. Формирование логической культуры каждого человека иод влиянием логосферы носит стихийный характер. Важно подчеркнуть, что логикооперациональные навыки, как правило, не осознаются: человек не анализирует их внутренние механизмы, не задумывается над тем, соответствуют ли они определенным логическим правилам, законам, схемам. Подобно акту речи интеллектуальный акт для человека естественен и автоматичен. Логические операции в типичных ситуациях мы осуществляем неосознанно, автоматизированно. Так же неосознанно мы воспринимаем логическую организацию получаемого нами от других сообщения. Здесь имеет место интуиция, но она -довольно зыбкое основание для выбора решения в проблемной ситуации, для грамотного ведения спора, дискуссии.

Только знание логики дает человеку быстрот}' и надежность смыслового анализа любого сообщения.

Стремление совершенствовать логическую культуру естественным образом приводит к рефлексиям о том, каковы основные формы мышления, основные интеллектуальные операции, что такое гипотеза, доказательство, каковы правила спора и т.д. Логическая грамотность, логическая культура, конечно, необходимы каждому человеку, но особенно тем людям, кто занимается умственным трудом, кто учится в школе, в вузе, кто учит других.

К сожалению, приходится признать, что логосфера сегодняшнего дня оставляет желать лучшего. Учителя как носители и важные формирующие логосферы сами имеют далеко недостаточный уровень логической культуры. А сам предмет "формальная логика" не получил соответствующего статуса в школе.

История педагогики и педагогической психологии дает нам убедительные аргументы в пользу преподавания логики в школе. Я.А. Коменский рекомендовал широко использовать в обучении логические операции, знакомить детей с правилами умозаключений. К.Д. Ушинский подчеркивал, что логика должна стоять в преддверии всех наук; важные выводы из своей логической теории он излагает в "Первых уроках логики". Большое значение развитию логического мышления придавал В. А. Сухомлинский. Умственное воспитание, подчеркивал он. начинается там, где есть теоретическое мышление.

Известный логик А Д. Гетманова убеждена в том, что логика доступна не только подросткам и старшеклассникам, но даже ученикам младших классов. Конечно, преподавание логики должно в полной мере учитывать возрастные особенности. Есть попытки обучать элементам формальной логики глухих детей в бшшнгвистических классах (И.Л. Никольская, С.В. Куман).

Мы берем на себя смелость предположить, что вузовский курс логики (на основании мнения учителей) не готовит в полной мере будущего учителя к использованию знаний и умений но этому предмету в практике обучения. Исходя из предположения. что в ходе реализации развивающего обучения так или иначе (минуя специальные уроки логики) учитель формирует мышление учащихся. мы провели анкетирование учителей начальной школы с целью выяснения понимания и хода этого процесса. Результаты нашего анкетирования перекликаются с теми данными, о которых пишет Н.И. Чуирикова. а именно: ответы учителей носят слишком общий, неопределенный характер. Только 30% ответов имеют более конкретный характер: суть развивающего обучения в основном в формировании логического мышления. Однако респонденты затрудняются дать полную характеристику логического мышления.

В феврале 2003 года на курсах повышения квалификации в ИПКРО было проведено анкетирование учителей начальных классов, направленных на авторские курсы (Х.К. Бардединов) для изучения формальной логики. Цель анкетирования - выяснить общую ориентировку и уровень знаний но этому предмету. Ни один из респондентов не смог дать полного ответа на вопрос: "Что изучает формальная логика?". Были слишком неопределенные высказывания. Наиример. "Изучает законы мышления". "Изучает связь предметов", "Помогает в решении нестандартных задач" и т.н. Такие ответы неудивительны, поскольку подавляющее большинство учителей указали, что логику никогда не изучали (85%), хотя они имеют высшее педагогическое образование и только два человека имеют среднее специальное образование. Такие ответы заставляют задуматься.

При существующем положении нам представляется целесообразным введение уроков логической культуры уже в начальном звене обучения, что позволит интенсифицировать формирование абстрактного мышления.

Нами было проведено экспериментальное обучение основам формальной логики но разработанным нами программам и учебным пособиям в разных классах средней школы. Начали мы обучение в 10-11 классах, продолжили экспериментальное обучение в 5-6 классах. Затем нам было предложено ввести уроки формальной логики во 2-3 классах. Результат оказался в значительной мере неожиданным. Успешнее всего в овладении новым учебным предметом проявили себя третьеклассники. Объяснение этому мы находим во многом в возрастных особенностях младших школьников и достоинствах их обучаемости (Н С. Лейтес).

Наше экспериментальное обучение в начальной школе позволило подготовить три части учебного пособия но формальной логике ("Уроки логики в школе". Клуб "Аристотель" - две книги), которые ирошли успешную апробацию во 2 и 3 классах.

С целью выяснения отношения детей к новому предмету нами было проведено анкетирование во вторых и третьих классах, которое выявило несомненный интерес к логике и попытку его мотивировать ("Развивает речь, мышление, буду умным", "Дает знания, каких нет на других уроках" и др.).

Интересно было узнать и мнение родителей. Подавляющее число родителей (всего четыре отрицательных ответа) приветствуют введение уроков логики, считают целесообразным начинать ее изучение с третьего класса (с продолжением в пятом).

Проведенные нами исследования в ходе экспериментального обучения основам формальной логики в начальной школе позволило подтвердить мнение ряда ученых (В В. Давыдов. Д.Б. Элько-нин) о неиспользованных резервах умственного развития в данном возрасте. Нам представляется целесообразным ввести логику как учебный предмет уже во 2-3 классах. Разумеется, такое обучение требует соответствующей методики, соответствующей подготовки самих учителей. Положительную роль в процессе иривития школьникам логической культуры может сыграть спецкурс "Методика преподавания логики в школе" в педагогических вузах.

Видимо, назрела необходимость введения как обязательного учебного предмета в школе формальной логики. Соответственно, необходима и новая педагогическая специальность "учитель логики". Можно ее совместить, как это было в конце 40-х - начале 50-х годов XX в., с другой специальностью. Так, в указанные годы педвузы готовили таких специалистов, у которых в дипломах была запись: "учитель логики, исихологии и русского языка". К сожалению, уже в конце 50-х годов логику изъяли из учебных планов школ, затем исчезла и психология, и эти универсально подготовленные специалисты сузили свою сферу деятельности, став учителями только русского языка и литературы.

ON IHE QUESTION OF LOGICAL CULTURE AT SCHOOL

Kh.K. Bardedinov (Institute for Educational Advanced Studies. Irkutsk)

The logical culture of an individual develops in the definite logosphere, and the process of its coming-to-be has, in many respects, spontaneous nature. The logical and operational habits are not realized, as a rule. At present, teachers, as the carriers of logosphere themselves have rather insufficient level of logic culture, and logic as the subject, directed at the development of theoretical thinking, has no appropriate status at school.

There has been conducted the experimental teaching the foundations of formal logic on the programs specially developed and the textbooks at various school forms. The pupils of the third form showed the greatest predisposition to this new subject. The appropriate school appliances were successfully approved.

Литература

1. Гетманова А.Д. Логика. - М., 1995. - 416 с.

2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М., 1986. - 362 с.

3. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. - Москва-Воронеж, 1997. -447 с.

4. Никольская И.Л., Куман С.В. О преподавании логики в билингвистических классах дня глухих детей //Дефектология. - 1998. - № 2. - С,24-28.

5. Свинцов В.И. Логика. - М.: Высшая школа, 1987. -287 с.

6. Сухомлинский В.А. О воспитании. - М., 1975. -450 с.

7. Ушинский К.Д. Первые уроки логики // Собр. соч.-М.-Л., 1948. -Т.4.

8. Чуіірикова Н.И. Умственное развитие и обучение. -М., 1995. - 368 с.

9. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. -Москва.: Педагогика, 1989. - 560 с.

Защищенные диссертации (Presented Theses)

УДК 616.031-084:614.2

НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ В СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ВОПРОСЫ ЕЕ ОПТИМИЗАЦИИ

В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

И, С. Кицул.

24 октября 2002 года на заседании диссертационного совета Д.001,048.02 при Научном центре клинической и экспериментальной медицины Сибирского отделения Российской академии медицинских наук (г. Новосибирск) состоялась защита диссертации Кицул Игоря Сергеевича "Научное обоснование потребности взрослого населения в стоматологической помощи и вопросы ее оптимизации в современных условиях" на соискание ученой степени доктора медицинских наук но специальности 14.00.33 - общественное здоровье и здравоохранение. Работа выполнена на кафедре общественного здоровья и здравоохранения Иркутского государственного медицинского университета. Научные консультанты: доктор медицинских наук, профессор Г.М. Гайдаров; доктор медицинских наук, профессор И.Ю. Лебеденко.

Целью исследования - на основании углубленного изучения заболеваемости произвести обоснование потребности взрослого населения в стоматологической помощи для совершенствования ее планирования и разработки основных направлений но оптимизации в современных условиях (на примере крупного города)

В работе впервые в современных условиях проведено исследование и дана комплексная характеристика стоматологической заболеваемости

взрослого населения, оценены ее особенности, проведен медико-статистический анализ потребления населением стоматологических услуг, разработаны научно-методические подходы к обоснованию объемов стоматологической помощи взрослому населению, включаемых в Территориальную программу государственных гарантий обеснеч ия граждан бесплатной медицинской помощи и прогнозированию ресурсного обеспечения стоматологической службы.

Результаты исследования внедрены на федеральном уровне и в ряде субъектов РФ в части оптимизации планирования стоматологической помощи населению в современных условиях, разработан ряд федеральных и региональных нормативных актов органов управления здравоохранением, фондов обязательного медицинского страхования и органов социальной защиты населения.

Таблиц - 35, рисунков - 28, библиография -324 источника, из них 263 - отечественных и 61 иностранных.

I.S. Kitsoul

"The scientific basis of necessity of population in dental care and problems of its optimization in modern conditions"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.