Научная статья на тему 'Лекции по формальной логике: логика как наука (лекция 1)'

Лекции по формальной логике: логика как наука (лекция 1) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1634
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИКА / МЫШЛЕНИЕ / СПЕЦИАЛИСТ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бардединов Х. К.

Известно, что в процессе подготовки специалиста (врача, юриста, психолога, педагога, журналиста и т.д.) не только накапливаются нужные знания, но формируется так называемое «профессиональное» мышление. Это своеобразная мыслительная деятельность специалиста, предполагающая особые формы и взаимосвязи анализа, синтеза, обобщения, которые связаны с необходимостью соотношения общего (общая картина болезни, картина поведения, преступления, успеваемости и др.) с отдельными составляющими (факторы, влияющие на поведение, успеваемость, симптомы болезни и др.). Профессиональное мышление также предполагает быстрое и своевременное принятие единственно правильного решения. Значительную составляющую в таком мышлении, кроме интуитивного и творческого, представляет аналитическое (логическое) мышление, которое позволяет специалисту создавать картину ситуации в виде четких мыслей в виде понятий, суждений, умозаключений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The lectures on formal logic: the logic as science (lecture 1)

During training the specialist (doctor, lawyer, psychologist, teacher, journalist etc.) not only the necessary Knowledge is stored, but so-called professional intellect is reshaped. It is peculiar thought activity of specialist suspected the special forms and interrelations of analysis, generalizations, which are connected to necessity of a ratio general (common picture of illness, picture of behavior, crime, progress) with separate amounting (factors influenced on behavior, progress, signs of illness etc.). The professional intellect also supposes fast and in-time acceptance of the only right solution. The considerable component in such intellect, except for intuitive and creative, is introduced by analytical (logical) intellection, which one allows the specialist to create picture of situation by the way of legible thoughts by the way of concepts, opinions, conclusions.

Текст научной работы на тему «Лекции по формальной логике: логика как наука (лекция 1)»

Маяковского исполнено самим Маяковским в необычных условиях, наиболее вероятной причиной которых является психофизиологическое состояние, вызванное волнением. Непосредственно перед самоубийством признаки необычности были бы выражены более ярко» [11].

Таким образом, версия В. Скорятина (а также и других разоблачителей, о которых мы упоминали выше), содержащая немало весьма серьезных открытий, все-таки не опровергает факт самоубийства поэта, который

подтверждается органами дознания, показаниями очевидцев, результатами квалифицированной комплексной экспертизы рубашки и посмертного письма В. Маяковского.

Мы полагаем, что в «маяковедении» гениальный поэт для всех нас запечатлелся с удесятеренным чувством жизни. Имя В. Маяковского навсегда останется в памяти нашего народа, как величайшего поэта, выразителя идей своего времени.

FORENSIC ASPECTS OF TRAGIC DEATH OF V.V. MAYAKOVSKY

N.F. Nedelko (Irkutsk State Medical University)

More that 75 years have passed since tragic death of great poet V. Mayakovsky. A lot of new facts are presented to us, myths and unfounded fictions of true reason of his death are destroyed. The article includes the problems concerning true circumstances of the incedent, the reason of poet's death, distance of shot, etc. The far-fetched versions are not conconsidered. The formal (documented) version of his suicide is refused.

литература

I. Беляков А. Мученики поневоле // Аргументы и факты.

- 2000. - № 5.

2 Бошко И. «Бедный Маяковский» // Независимая газета. - 1992. - J№ 1. - 11 апреля.

3. Валюженич А Зачем нужна эта неправда? // Журналист.

- 1991. - J№ 6. - С.80-89.

4. Денисовский Н. Воспоминания. - Гос. музей Маяковского /ГММ/. - инв. №№22633. - В-76.

5. Кааприкин Н. Смерть пришла из «Бани» // Труд. - 1997.

- 13 сентября.

6. Катанян В."Последние дни // Слово. - 1991. - J№ 7. -C. 59-63.

7. Кедров К. Самоубийство Маяковскому могли внушить... // Известия. - 1993. - J№ 67. - 10 апреля.

8. Колесникова Л. «И, пожалуйста, не сплетничайте...» // Лиг. Россия. - 1993. - J№ 24-25.' - С.4-5.

9. Колосков А.Я. Я обвиняю // Молодая гвардия. - 1991. -J 10. - С.224-258.

10. Маслов А.В. Как погиб Маяковский: Спор завершают эксперты // Лит. газета. -1991. - J 48. - 4 декабря.

II. Маслов А.В. Загадки смерти // Знак вопроса. -1996. -С.27-36.

12. Млечин Л. Застрелился Маяковский или его убили // Книжное обозрение. - 1993. - J 29. - 23 июля.

13. Полонская В.В. Воспоминания о В.В. Маяковском // Вопросы литературы. - 1987. - № 5. - С.144-198.

14. Радзишевский В. Как погиб Маяковский: к чему приводят «сенсационные» расследования // Лит» газета. —

1989. - № 13. - 29 марта.

15. Скорятин В. Почему Маяковский не поехал в Париж / / Журналист. - 1989. - № 9. - С.87-95.

16. Скорятин В. Послесловие к смерти // Журналист. -

1990. - № 5. - С.52-62.

17. -1срятин1 ВВ. Момент лжи // Журналист. - 1992. - № 5/6.

18. Скорятин В. Зевс осведомляет... // Журналист. - 1993.

- № 1. - С.68-73.

19. СкорятшС^Зевс осведомляет... // Журналист. - 1993.

20. Скорятин В. Сказано еще не все // Журналист. - 1994.

- № 10. - С.36-44.

21. -кооряпг^ ВВ. Прозрение... // Журналист. - 1991. - № 6.

22. Скорятин В. Маяковский: «Кто, я застрелился? Такое загнут!» // Чудеса и приключения.- 1995. - № 2. - С.16-

23. Чхартишвили Г.Ш. Писатель и самоубийство. - М., 2000. - 574 с.

24. Янгфелъд Б. Когда откроются архивы КГБ... // Журналист. - 1991. - № 6. - С.82-83

ЛЕКЦИИ

© бардединов х.к. - 2006

ЛЕКЦИИ ПО ФОРМАЛЬНОЙ ЛОГИКЕ: ЛОГИКА КАК НАУКА (лекция 1)

Х.К. Бардединов

(Иркутский институт повышения квалификации работников образования, ректор - д. ист. н., проф. Л.М. Дамешек, кафедра коррекционно-развивающего обучения, и.о. зав. - Х.К. Бардединов)

Резюме. Известно, что в процессе подготовки специалиста (врача, юриста, психолога, педагога, журналиста и т.д.)

обобщения, которые связаны с необходимостъю соотношения общего (общая картина болезни, картина поведения, преступления, успеваемости и др.) с отделънъми составляющими (факторы влияющие на поведение, успеваемостъ, симптомы болезни и др.). Профессионалъное мышление также предполагает быстрое и своевременное принятие единственно правилъного решения. Значителъную составляющую в таком мышлении, кроме интуитивного и творческого, представляет аналитическое (логическое) мышление, которое позволяет специалисту создаватъ картину ситуации в виде четких мыслей — в виде понятий, суждений, умозаключений.

Ключевые слова. Мышление, логика, специалист._

К сожалению, далеко не все наши специалисты изучали курс логики в вузе, и их логические умения, навыки приобретены практически, зачастую методом «проб и ошибок». В помощь специалистам, не изучавшим логику, мы начинаем публиковать лекции по основам формальной логики.

Начнем наши лекции с описания сценки, которую пришлось наблюдать в букинистическом магазине.

Молодой (с виду весьма интеллигентный) человек, вероятно, студент, просматривает разньгеучебники и не-орежно отбрасывает в сторону книгу «Формальная ло-

понятная какая-то наука... Я как-то пытался почитать учебник по этой самой формальной логике... Вы знаете, там такая абракадабра... Вот физика, география, ис-

тория — это все понятно. А логика... Нет, меня совершенно не привлекает».

Мне оставалось только пожалеть этого молодого человека, который, сам того не подозревая, лишает себя знаний по технологии теоретического (абстрактного) мышления, возможности его развивать.

Что же представляет собою логика как наука? Как разобраться в ее содержании? Какое отношение она имеет к мышлению? Начнем с того, что переведем на русский языж слово «logos» (греч.). Оно многозначно: речь, слово, разум, мысль. Поскольку название науки произведено от этого слова, то легко установить ее предмет изучения — это мышление. Однако мы с Вами знаем, что мышление изучает и такая известная Вам наука, как психология. Не отбирает ли логика «хлеб» у психологии? Нет! У каждой из этих наук свой предмет в изучении мышления: психология изучает мышление как познавательный процесс, а логика изучает мышление как средство познания окружающего мира. А именно: она изучает формы и законы мышления, которые необходимо соблюдать в условиях познавательной деятельности.

Известно, что вопросы, связанные с познанием, — это и философские вопросы. Да, это так. Поэтому мы подчеркиваем, что логика — философская наука о формах, в которых протекает человеческое мышление, и о законах, которым оно подчиняется.

Итак, мы определили предмет науки «логика» и фактически наметили план ее изучения: изучить надо формы мышления (это первое) и законы мышления (второе). Поскольку основное место в логике отведено формам мышления, ее называют «формальной» (также — «классическая», «традиционная»). Но ее еще называют и «аристотелевская». Вы догадались почему? Да, Аристотель — основатель этой науки. Но об этом немного позже. Разговор о предмете мышления требует от нас разобраться в том, что такое чувственное познание и что такое абстрактное мышление. Вы отлично знаете, что познание нами внешнего мира начинается с «живого созерцания», т.е. с познания при помощи органов чувств. В результате мы имеем разные ощущения, восприятия, представления, эмоции.

Но чувственное познание дает знание только о внешних свойствах предметов. Познать же сущность вещей, закономерности природы и общества можно только с помощью абстрактного (теоретического) мышления.

Что характерно для абстрактного мышления?

1. Абстрактное мышление — это процесс обобщенного познания действительности. Это легко уяснить, если мы задумаемся над тем, что почти каждое слово, используемое нами, всегда обобщает. Так, слово «человек» обозначает не одного, а всякого человека; слова «дом», «цветок», «река» и т.д. тоже обозначают любой дом, цветок, реку и т.д. А мыслим мы словами, которые, как видим, обладают «силой обобщения». В таком случае грамотно сказать, что мыслим мы понятиями (в силу способности слов-понятий обобщать). Более подробно мы это рассмотрим в специальной теме.

2. Абстрактное мышление — это процесс опосредованного познания действительности. Это означает, что человек способен познать не только то, что дается непосредственно, через органы чувств (ощущения, восприятия). Но человек может познать и то, что не может быть дано через ощущения, восприятия вообще или на определенном этапе познания.

Так, не выходя на улицу, я могу узнать, какая погода, опосредованно — по показанию термометра за окном и с помощью рассуждения:

«Люди подняли воротники и одели перчатки».

Люди так утепляют себя, когда холодно._

Следовательно, на улице далеко не тепло.

Значит, в данной ситуации знание о погоде получено опосредованно:

1) через посредство термометра;

2) с помощью логического рассуждения.

Вы наверняка поздравили себя с тем, что, оказывается, Вы часто пользуетесь абстрактным мышлением. Ну и осталось сказать о таком мышлении, что оно неразрывно связано с языком. Какая бы мысль ни возникла в нашей голове, она обретает ясность и четкость на базе языкового материала. С помощью слов человек выражает и закрепляет результаты своего мышления.

Итак, Вы уже, наверное, сделали вывод, что фор-

мальная логика изучает именно абстрактное мышление.

Логика рассматривает три формы абстрактного мышления: понятие, суждение и умозаключение. Почему именно три? Да потому, что других форм мышления никто не обнаружил. Их только три! КаЖдая из трех форм далее будет рассмотрена подробно. А пока попытаемся выяснить, что такое логическая форма? Это очень просто. Логическая форма — это структура мысли, это определенный способ связи элементов данной мысли, способ их организации.

Порассуждаем по этому поводу. Мы уже договорились, что мыслим мы словами-понятиями, а логически грамотно сказать — «понятиями». В понятиях отражаются отдельные предметы и явления действительности. И эти понятия различны по своему содержанию. Например, понятия «студент» и «сахарный диабет» совершенно различны по содержанию. Так, студент — это учащийся высшего учебного заведения. А «сахарный диабет»? Это медицинское понятие (термин) имеет следующее содержание: «Сахарный диабет — эндокринное заболевание, вызванное абсолютной или относительной инсулиновой недостаточностью».

Итак, перед нами два разных понятия, но форма их выражения одинаковая. А именно — каждая из них — это совокупность наиболее важных, существенных признаков, которые мы и попытались указать, когда раскрывали содержание каждого понятия.

Познакомимся со второй формой мышления — с суждением. Различные связи и отношения между предметами и их свойствами отражаются именно в суждениях. При этом такие связи непременно утверждаются или отрицаются. Возьмем примеры суждений: «Все квадраты являются четырехугольниками». «Сатурн есть планета». «Этот цветокневроза»-Обозначив через S субъект суждений и через Р предикат (в тексте S подчеркнут одной чертой, а Р пунктиром), получим одинаковую формулу для всех трех суждений: S — Р, где «—» означает связь между S и Р (утвердительную и отрицательную). Отметим сразу, что данная формула ^ — Р) может считаться «базовой». Ее мы привели для первого знакомства с суждением. А дальше Вы узнаете формулы для разных видов суждений.

Если анализировать третью форму мышления — умозаключение, то в нем вывод из суждений (посылок) получается всегда одинаковым способом — через отношение двух понятий к третьему. Например:

Каждый студент юридического факультета изучает логику.

Иванов — студент юридического факультета.

Следовательно, Иванов изучает логику.

Нетрудно заметить, что вывод относительно Иванова сделан потому, что понятие «студент юридического факультета» имеется и в первом, и во втором суждении. Оно соединяет понятие «Иванов» и «студент юридического факультета».

Вы отметили про себя, что умозаключение очень часто использовалось уже Вами в практике Ваших рассуждений или когда Вы пытались доказать собеседнику свою правоту? Это не удивительно: мы фактически пользуемся интуитивно (научились по ходу жизни) всеми тремя формами мышления. Однако интуитивного опыта недостаточно, чтобы избавиться от возможностей ошибок в рассуждении. Это очень хорошо знали ораторы в Древней Греции и других странах древнего мира. Ведь логика родилась из потребностей ораторского искусства! Логика помогала в решении важнейшего для оратора вопроса: как говорить, чтобы убедить и заставить согласиться с оратором. Сформулированы были три важных правила, которые для этого используются:

1. Мысли, из которых строится рассуждение, должны быть истинными по содержанию (т.е. должны соответствовать действительности).

2. Необходима в рассуждении правильная связь между мыслями, правильное их построение (в соответствии с особенностями каждой из трех форм мышления).

3. Необходимо соблюдать четыре закона мышления (тождества, противоречия, исключенного третьего и достаточного основания), которые будут рассмотрены далее.

Настало время познакомиться кратко с историей возникновения и развития логики.

Хотя зарождение логики связано с философскими учениями в странах Древнего Востока (нарубеже I тысячелетия до н.э.), родиной ее считается Древняя Гре-

ция (V-IV в.в. до н.э.). Основателя этой науки мы уже назвали ранее — это Аристотель (384-322 г.г. до н.э.). В своих сочинениях он рассматривал вопросы формальной правильности мышления. В своем главном логическом труде «Аналитики» Аристотель сумел отделить логическую форму от содержания мыслей. Впервые в истории философии Аристотелю удалось выявить внутреннюю сторону человеческого мышления. Великий мыслитель постоянно подчеркивал, что законы и правила логики не произвольные, они отражают реальные отношения предметного мира. Принято считать, что Аристотель сформулировал первые три формально-логических закона (тождества, противоречия, исключенного третьего).

Важную роль в становлении логики сыграла школа стоиков (Стоя - название портика в Афинах, где собирались для бесед философы). Одним из известных представителей этой школы был Хризипп (III в. до нз.).

Заслуга стоиков состоит в том, что они выбрали принципиально иную (по сравнению с Аристотелем) структурную единицу мышления. Если Аристотель в основном рассматривал отношения между понятиями внутри простых суждений (по схеме: S - P), то в логике стоиков единицами мышления становятся простые суждения, и фокус исследования обращен на связи именно между суждениями. Таким образом, логика стоиков стала исходной для изучения дизъюнкции, импликации и т.д. (Все это будет рассмотрено позже).

Отметим, что аристотелевская логика и логика стоиков в дальнейшем сливаются и дают основание соответствующим разделам классической логики. Аристотелевская силлогистика (теория умозаключений) легла в основу логики предикатов, а теория стоиков - в основу логики высказываний (или суждений).

Логика складывалась не только как теоретическая, но и практическая наука, чтобы можно было ее применять в повседневной интеллектуально-речевой деятельности. Практическая направленность прослеживается в средневековой логике и в логике Нового Времени. Умение правильно мыслить включалось в понимание идеала образованного, воспитанного человека наряду с умением хорошо говорить, разбираться в музыке, в живописи и т.д.

Большим событием в истории логики было появление книги английского мыслителя Ф. Бэкона (XVII в.) под названием «Новый Органон», где описаны способы раскрытия причинной связи между явлениями. Ф. Бэкон положил начало индуктивной логике (в отличие от дедуктивной логики Аристотеля).

Немецкий математик в.) выдвига-

ет идею математизации логики; он видел перспективу азвития логики в полном переходе к идеальной (осво-ожденной от содержания) логической форме при помощи универсального символического языка (аналогично языку алгебры).

С середины XIX в. математическая (символическая) логика интенсивно развивается в работах Д. Буля, Э. Шредера, П.С. Порецкого и др. Математическая логика значительно обогатила науку. Современная математическая логика - сложная наука, включающая в себя множество разделов.

На Руси первые логические сочинения появились в X веке. Это были переводы трудов Аристотеля и его комментаторов. К XVII в. курсы логики становятся обязательным элементом образования в заведениях классического типа (Киево-Могилянский коллегиум, Славяно-греко-латинская академия). В XVIII в. в России появляются оригинальные логические работы. Так М.В. Ломоносов в своих трудах предлагает свою классификацию умозаключений, отграничивает суждение от грамматического предложения и др. Д.С. Аничков в трактате «заметки по логике» исследует модальные суждения, формулирует правила диспута. А.Н. Радищев ставит проблему необходимости логического анализа отношений, которого нет у Аристотеля и в логике средневековых схоластов.

Крупнейшими логиками в России в XIX в. были М.И."Каринский и Л.В. Рутковский. Весьма оригинальными были идеи казанского логика Н.А. Васильева (1880-1940), которые оказали влияние на развитие математической логики. Он вслед за русским логиком С.О.

Шатуновским высказал мысль о неуниверсальности закона исключенного третьего.

В наше время в области логики успешно работали В.Ф. Асмус, Д.П. Горский,К.С. Бакрадзе; в области математической логики — П.С. Новиков, А.А. Марков, А.Н. Колмогоров и др.

Сегодня нередко высказывается мнение, что формальную логику как устаревшую должна полностью заменить математическая логика. При всех достоинствах математической логики нельзя ее противопоставлять традиционной логике. Дело в том, что, решая свои специальные задачи, математическая логика довольно далеко отошла от мышления как сложного феномена интеллектуально-речевой деятельности.

Эта наука использует такие абстракции, которые продуктивны в определенном отношении, но лишают ее практически-дидактической направленности, которая характерна для формальной логики. Курсы формальной логики имеют целью формирование и совершенствование логической культуры, развитие интеллекта личности.

Вот мы и подошли к заключительной части нашей лекции - вопросу о значении логики. Общее представление о значении этой науки, вероятно, у Вас уже сложилось в ходе нашей лекции. Осталось кое-что конкретизировать, уточнить.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Знание логики повышает культуру мышления; способствует четкости, последовательности и доказательности рассуждения, усиливает убедительность речи.

2. Знание логики помогает замечать логические ошибки в устной и письменной речи других людей, найти более короткий и корректный путь опровержения этих ошибок, не допускать их самому.

3. Логика помогает в овладении методологией и методикой научного познания, в формировании творческого мышления.

Особо скажем о значении логики в работе врача.

Значение формальной логики в медицинской диагностике неоднократно отмечали известные врачи прошлого и настоящего. Еще Гиппократ хвалил того врача, который достигает «вывода из явлений методическим путем», а Гален в полемике с Асклепиадом упрекал его в незнании «принципов логического мышления». В настоящее время требования к строгой логической правильности диагностического заключения особенно возрастают. При этом логику нужно использовать не только для построения верного вывода, но и для доказательства его достоверности и для выявления ошибок в мышлении врача.

По мнению академика Е.И. Чазова, диагностика становится одной из сфер человеческого мышления, где с наибольшей остротой ощущается потребность в точном знании ее методологической и логической основы.

Логические знания повышают не только качество диагноза, но и профессиональный уровень врача в целом, эффективность его лечебно-профилактической работы. Сегодня врачебную деятельность не могут удовлетворить ни здравый смысл, ни случайный опыт клинициста.

Увеличение и совершенствование специальной техники, появление новых приборов не упрощают, а усложняют диагностическое мышление врача. Дело в том, что врач вынужден осмыслить и связать большое количество симптомов, что снижает точность и увеличивает время постановки диагноза. В связи с этим продуктивным представляется мнение В.С. Смоленского, который утверждал, что самый быстрый, доступный, организационно и экономически выигрышный путь резкого повышения врачебной квалификации проходит не столько через новые тонкие методы исследования, сколько через более рациональное клиническое мышление [Смоленский В.С., 1979].

Сегодня становится все более очевидным, что диагностические ошибки - это не столько результат недостаточной медицинской квалификации, сколько зачастую следствие незнания и нарушения законов и правил формальной логики. Отсутствие в медицинском вузе полного курса «Формальной логики» - большое упущение в подготовке врачей.

THE LECTURES ON FORMAL LOGIC: THE LOGIC AS SCIENCE (lecture 1)

H.K. Bardedinov

During training the specialist (doctor, lawyer, psychologist, teacher, journalist etc.) not only the necessary Knowledge is stored, but so-called "professional" intellect is reshaped. It is peculiar thought activity of specialist suspected the special forms and interrelations of analysis, generalizations, which are connected to necessity of a ratio general (common picture of illness, picture of behavior, crime, progress) with separate amounting (factors influenced on behavior, progress, signs of illness etc.). The professional intellect also supposes fast and in-time acceptance of the only right solution. The considerable component in such intellect, except for intuitive and creative, is introduced by analytical (logical) intellection, which one allows the specialist to create picture of situation by the way of legible thoughts — by the way of concepts, opinions, conclusions.

литература 6. Сборник упражнений по логике: Для вузов. — 3-е изд.,

1. Гетманова АД. Логика. — М., 1995. — 416 с. перераб. и доп. / Под ред. АС. Клевчени и В.И. Барто-

2. ГригорьевБ.В. Классическая логика. — М.: Гуманит. изд. на. — Мн.: Университетское, 1990. — 288 с.

центр ВЛАДОС, 1996. — 192 с. 7. Сибирякрова В. Ф., Бардединов Х.К. Формальная логи-

3. Ивин АЛ Логика. — М.: Просвещение, 1996. — 206 с. ка. — Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 1999. —

4. Ивин А.А. Практическая логика. — М.: Просвещение, 100 с.

1996. — 1998 с. 8. Тарасова К.Е., Великов В.К., Фролова А.И. Логика и се-

5. Кириллов В.И., Старченко АА. Логика. - М.: Юристъ, миотика диагноза (методологические проблемы). - М.: 1995. - 256 с. Медицина, 1989. - 272 с.

ПЕДАГОГИКА

© шевченко е.в., коржуев a.b. - 2006

ИСТОЧНИКИ СВЕТА, ИСПОЛЬЗОВАВШИЕСЯ В МЕДИЦИНЕ В XIX -

XX ВЕКАХ

Е.В. Шевченко, A.B. Коржуев

(Иркутский государственный медицинскийуниверситет, ректор — д.м.н., проф. И.В. Малов; Московская медицинская академия им. И.М.Сеченова, ректор — академик РАМН МА Пальцев)

Резюме. Рассматривается история появления различных источников света и их использование в медицинской практике.

Ключевые слова. Источники света, создание, виды, применение в медицине.

В 1802 г. русский ученый В.В. Петров получил электрическую дугу, возникающую между угольными электродами при их соединении с противоположными полюсами батареи. П.Н. Яблочков использовал это открытие для создания первой в мире электрической лампы — «свечи Яблочкова». А.Н. Лодыгин создал лампу накаливания, в которой источником света была накаливаемая током угольная нить, а не дуга между электродами, как в «свече Яблочкова». Вскоре после этого угольная нить была заменена металлической, и для увеличения срока службы лампы из нее стали выкачивать воздух. Так появился электрический свет, который получил в свое время название «русского света».

В 1890 г. русский врач П. В. Эвальд, работавший на механическом заводе в Коломне, обратил внимание на лечебное и болеутоляющее действие излучения электрической дуги, которому подвергались рабочие, пользовавшиеся ею для электросварки. Исходя из результатов сделанного наблюдения, В.П. Эвальд первым в мире предложил использовать электрическую дугу в медицине с лечебной целью. Им же самостоятельно была сконструирована специальная лампа, явившаяся первым искусственным источником света, предназначенным для лечебных целей.

В 1898 г. Н. Финзен опубликовал свой метод использования угольно-дуговой лампы для лечения ряда заболеваний. Уже очень давно физиотерапия использует дуговые лампы, лампу-прожектор, лампу Физена и ряд других ламп, действующих по тому же принципу. Иногда перед лампой ставят водяной фильтр для поглощения инфракрасных лучей или используют так называемый конденсатор. Это кусок хрусталя, который сильно прижимают к облученному участку кожи, выдавливая таким образом из него кровь, что способствует более глубокому проникновению лучей. Дуговые лампы применяются для лечения ряда заболеваний (невралгий, невритов, нефрозо-нефритов и др.).

Изобретенные А.Н. Лодыгиным лампы накаливания вскоре нашли применение в медицине как источник главным образом инфракрасных тепловых лучей. Имеется много конструкций ламп для местного и общего облучения (лампы «соллюкс», лампы Минина, лампы для облучения поверхностей тела с ожогами и т. д.). Все они действуют в основном как источник тепла и потому используются для лечения таких заболеваний, при лечении которых нужно применять тепло, как, например, ревматизм, невралгии различных нервов, невриты, воспаления сухожильных сумок, для образования струпа при ожогах II-III степеней, при некоторых формах воспалений суставов, некоторых гнойных процессах и других заболеваниях.

В связи с тем, что лампы накаливания экономически невыгодны, так как в них используется для освещения всего только около 2% потребляемой мощности, в СССР в XX веке были проведены большие работы по изысканию новых источников света. В качестве таких источников света были сконструированы газосветные лампы, где светятся газы неон, аргон, водород, пары ртути, натрия, кадмия и др., через которые пропускается ток высокого напряжения. Такие лампы получили применение для разных целей, в том числе и для медицинских.

В медицине наибольшее распространение получили прямые ртутно-кварцевые лампы (ПРК) и аргоно-ртутно-кварцевые лампы (АРК-4), дающие интенсивное излучение. Так как ультрафиолетовые лучи задерживаются обыкновенным стеклом, то колбы для ламп изготовляются или из увиолевого стекла, или из кварца, не задерживающего ультрафиолетовые лучи.

В медицинской практике нашли применение ртутные лампы низкого, высокого и сверхвысокого давления.

Ртутная лампа представляет собой длинную трубку из увиолевого или кварцевого стекла с небольшими утолщениями на концах, в которые налита ртуть. Не-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.