дающей ультразвуковое раздражение на путь кожно-висцеральных рефлексов. Кроме того, ультразвуковое раздражение, падая на рецепторный аппарат кожи, передается по всем направлениям на периферические и центральные образования симпатической и парасимпатической нервной системы, на все уровни спинного и головного мозга как по специфическому, так и неспецифическому путям. На основании экспериментальных и клинических исследований многими авторами выявлены закономерные изменения сердечно-сосудистой деятельности.
Исследование сосудистых реакций организма на воздействие ультразвука позволило установить, что малые дозы высокочастотного ультразвука (0,2^1 Вт/см2) вызывают сосудорасширяющий эффект, большие дозы (3 Вт/см2 и более) — сосудосуживающий. Заметное влияние оказывает ультразвук и на тонус артерий крупного и среднего калибра. Достаточно широко известны изменения деятельности желудочно-кишечного тракта и других органов, развивающиеся под действием высокочастотного ультразвука. Исследователи связывают наблюдаемые ими изменения с воздействием ультразвука на гипоталамус, регулирующий деятельность внутренних органов рефлекторным и нейрогуморальным путем.
Ультразвуковые повреждающие изменения кохлеар-
ного аппарата и других тканей (костей) трактуются как неспецифические, вызванные действием вибрации.
Механизм действия ультразвуковых колебаний на организм объясняется не только непосредственным специфическим влиянием ультразвука на нервную систему, но и рефлекторным влиянием, осуществляемым путем сложнейших перекрестных рефлексов.
Приведенные сведения о действии высокочастотного ультразвука на организм животных и человека свидетельствуют о полиморфных и сложных изменениях, происходящих почти во всех тканях, органах и системах организма соответственно степени их резистентности к ультразвуку. Изменения происходят на клеточном, молекулярном и субмикроскопическом уровнях тканей, вызывая «перестройку» физиологических реакций, ней-рогуморальных, обменных процессов, эндокринной функции и деятельности различных систем и органов, подчиняясь общей закономерности: малые интенсивности стимулируют, активируют, средние и большие угнетают, тормозят и могут полностью подавлять функции.
Таким образом, этот материал, изложенный с позиции воздействия ультразвука на биологические системы, поможет медикам ориентироваться в выборе параметров ультразвука при использовании этого лечебного фактора.
THE INFLUENCE OF ULTRASOUND ON THE ORGANISM
E.V. Shevchenko, N.A. Kchlopenko (Irkutsk State Medical University)
Its shown that main ultrasound charaecteristics (intensity, exposition duration, rate) establish the peculiarities of its spreading in medium and biotissues. A number of effects (mechanical, thermal and physical-chemical) occurs when the biotissues ifluenced by ultrasound. These effects result in some deviations from physical laws (principles) the nature of which is to be taken into the consideration when diagnostic and medical (theraupeutic) measures are performed.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мшш/юв И.Г. Ультразвук и его применение. — Л., 1968.
2. ультразвук и термодинамические свойства. — Курск,
3. Мрименение82льтразвука к исследованию вещества. —
4. Бюгюлюбюв ВА, Пюнюмаренкю В.Н. Общая физиотерапия. - М., 1998. - ¿.239-259.
5. Бюгюлюбюв В.А. Техника и методики физиотерапевтических процедур. — М.: Медицина, "2002. — С.246-272.
6. Руденкю Т.Л. Физиотерапия. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. — С.214-228.
7. МюЛчатв Г.И. Ультразвук в фармации. — М., 1980. —
8. Царцис П.Г., Френкель И.Д. Биохимические основы физической терапии или общая физиотерапия. — М., 1987. — 453 с.
© БАРДЕДИНОВ Х.К. - 2006
ЛЕКЦИИ ПО ФОРМАЛЬНОЙ ЛОГИКЕ: ВВЕДЕНИЕ В УЧЕНИЕ О
ПОНЯТИИ (лекция 2)
Х.К. Бардединюв
(Иркутский институт повышения квалификации работников образования, ректор — д. ист. н., проф. Л.М. Дамешек, кафедра коррекционно-развивающего обучения, и.о. зав. — Х.К. Бардединов)
Резюме. Известню, чтю в прюцессе пюдгютювки специалиста (врача, юриста, психюлюга, педагюга, журналиста и т.д.) не тюлькю накапливаются нужные знания, ню фюрмируется так называемюе «прюфессиюнальнюе» мышление. Этю свю-еюбразная мыслительная деятельнюсть специалиста, предпюлагающая юсюбые фюрмы и взаимюсвязи анализа, синтеза, юбюбщения, кютюрые связаны с неюбхюдимюстью сюютнюшения юбщегю (юбщая картина бюлезни, картина пюведения, преступления, успеваемюсти и др.) с ютдельными сюставляющими (фактюры влияющие на пюведение, успеваемюсть, симптюмы бюлезни и др.). Прюфессиюнальнюе мышление также предпюлагает быстрюе и свюевременнюе принятие един-ственню правильнюгю решения. Значительную сюставляющую в такюм мышлении, крюме интуитивнюгю и твюрческюгю, представляет аналитическюе (люгическюе) мышление, кютюрюе пюзвюляет специалисту сюздавать картину ситуации в виде четких мыслей — в виде пюнятий, суждений, умюзаключений. Ключевые слова. Мышление, люгика, пюнятие, сюдержание, специалист.
Логическая теория — своеобразна. Она высказывает об обычном человеческом мышлении то, что покажется Вам на первый взгляд необычным и без необхо-
димости усложненным. Основное содержание логики формулируется зачастую на особом, созданном специально для формализации мысли искусственном языке.
Отсюда возникает определенная сложность первого знакомства с логикой. Вам просто придется на привычное взглянуть новыши глазами и увидеть глубину в том, что представляется Вам само собою разумеющимся.
Итак, первая форма логического мышления — понятие. Оно по справедливости считается одной из основный форм человеческого познания, в том числе, научного познания. Каждая наука имеет свою систему понятий и отражает в них изучаемые ею предметы, процессы, явления. Так, физика, проникая в тайны строения материи, сформулировала следующие понятия: «электрон», «протон», «фотон», «нейтрино» и др. Психология использует такие понятия, как: «личность», «темперамент», «характер», «способности», «склонности» и т.д. Врачи используют свою систему понятий: «хроническое заболевание», «ревматизм», «анемия», «гипотония», «желчнокаменная болезнь» и т.д.
Понятия окружают нас повсюду... Зайдите на собственную кухню... Каких только понятий здесь нет! «Те-фаль», «миксер», «кофеварка», «сито», «кастрюля», «вилка», «тарелка», «бокал» и т.д. Вы скажете: «Да это просто предметы!» Да, предметы, но они отражаются в нашем сознании в форме понятий, т.е. в них всякий раз мыслятся только общие и существенные признаки соответствующих предметов. Так, сидя за столом и собираясь напиться чаю, мы просим кого-нибудь, кто «на ногах»: «Дай, пожалуйста, кружку». На вопрос: «Какую тебе кружку?» «Да все равно... Любую... Я просто страшно хочу пить!» Значит, здесь слово «кружка» — не знак конкретной кружки, но знак понятия «кружка», то есть мысль о виде чайной посуды, имеющей зачастую конусообразную или цилиндрическую форму и являющейся некоторой емкостью для жидкости. Эти признаки присущи любой кружке и являются общими и в то же время существенными, важными для того, чтобы не подать вместо кружки вилку или сито.
Понятие определяют как мысль о наиболее общих (присущих многим однородным предметам) и существенных признаках предмета.
Что такое «существенный признак»? Это такое свойство, которое необходимо присуще предмету и выражает его качественную определенность. Так, у треугольника существенные признаки — три угла и три стороны. Если эти признаки «утрачиваются» в нашем рассуждении о треугольнике, то треугольник перестает быть треугольником. Причем указанные признаки треугольника являются общими для всех треугольников.
Итак, понятие — это мысль. Она, образно говоря, «сидит» в нашей голове до тех пор, пока мы не попытаемся ее четко выразить для других или для себя. Как же понятие выражается, каким способом?
Средство выгражения понятия — слово или группа слов (студент, педагогический университет, река Ангара и т.д.). Понятие и слово неразрытно связаны: понятие и слово — это единство, но не тождество, поскольку одно и то же понятие в разных языках бытает выгражено разными словами. Даже у одного народа одно и то же понятие нередко выражается разными словами (синонимами): «труд» и «работа», «увлечение» и «склонность».
Во всех языках есть и слова — омонимы, которые совпадают по звучанию и написанию, но относятся к разным понятиям: «коса» (отмель) и «коса» (девичья коса).
Данное явление характеризует многозначность слов. К таким словам в логическом рассуждении необходимо особое внимание и уточнение смысла слова в соответствующем контексте. В противном случае — возможны логические ошибки.
Всякое понятие как форма мысли имеет совершенно определенную структуру. Какова же структура понятия? Ответ довольно прост: в структуру понятия входят его объем и содержание.
Объем понятия — это совокупность (класс) предметов, которая мыслится в данном понятии. Так, объем понятия «стул» бесконечен, т.к. в нем мыслятся все стулья, которые есть, были (но давно сломались, сгнили) и которые будут еще сделаны мастерами. А вот «стул, на котором я сижу постоянно, потому что очень его люблю» — единичное понятие, даже индивидуальное. Соответственно объем в понятии «мой стул» — значительно меньше, чем в понятии «стул».
Второй элемент в структуре понятия — содержание. А это совокупность существенных признаков, которая мыслится в данном понятии. Возьмем снова понятие «стул». Каково его содержание? Каковы существенные признаки стула? Это вид мебели, состоящий из сиденья, спинки и нескольких вертикальных подставок (от одной до четырех); предназначен для того, чтобы на нем мог сидеть человек.
Объем и содержание связаны особыш логическим законом — законом обратного отношения между объемом и содержанием. Закон означает, что объем и содержание понятия находятся в обратном количественном отношении: чем больше объем, тем беднее его содержание и, наоборот, с увеличением содержания уменьшается объем понятия.
Например, возьмем понятие «учитель». Объем его велик, бесконечен, т.к. «учителями» мы нередко считаем и тех, кто не имеет специального образования. Содержание понятия «учитель» — человек, занимающийся обучением и воспитанием детей и взрослых. Можно уменьшить объем понятия «учитель», если мы добавим к нему некоторые признаки: «учитель начальной школы». Содержание его увеличилось с добавлением «работающий в начальной школе», а объем явно уменьшился, т.к. теперь мы мыслим не обо всех учителях, а только об учителях начальной школы. Далее возьмем такое понятие, как «заслуженный учитель, работающий в начальной школе». Содержание увеличили, добавив еще признак «заслуженный», а объем стал еще меньше, т.к. теперь подразумеваются в нем только заслуженные учителя. Так можно прийти и к единичному понятию: «Н.В. Кондратенкова, первая учительница Ю. Гагарина». Объем понятия уменьшился до одного элемента, зато в содержании теперь мыслятся многие признаки, перечисленные выше.
Если объем одного понятия меньше другого и целиком входит в объем этого другого, то более широкое по объему понятие — родовое. Понятие, входящее в него, — видовое («словарь» — родовое; «словарь английского языка» — видовое).
По объему понятия делятся на три вида:
1. Единичные — в них мыслится один элемент (школа № 72 г. Иркутска, оз. Байкал, река Ангара и т.д.).
2. Общие — в них мыслится совокупность однород-
ных предметов, которые имеют общие существенные признаки (студент, учитель, город и т.д.).
3. Нулевые — в их объем не входит ни одного элемента. Мы можем думать о некоторый предметах (ведь мысль может все!), представлять их себе, соответственно назытать их словом-понятием, но в реальном мире эти вещи, явления не существуют (по крайней мере, не известны пока человечеству). Например, к нулевыш понятиям относятся: «Дед Мороз», «русалка», «вечный двигатель», «круглый квадрат», «эликсир бессмертия» и т.д.
По содержанию понятия делятся на:
1. Конкретные — в них отражаются конкретные предметы (или классы предметов) как нечто самостоятельно существующие (книга, озеро, человек, государство и др.).
2. Абстрактные — в них мыслится не предмет, а только признак, взятый отдельно от предмета (красота, смелость, белизна и др.).
3. Соотносительные и безотносительные. В соотносительных отражаются предметы, существование который предполагает существование других предметов (родители — дети, учитель — ученик и др.). Безотносительные — это понятия, в который мыслятся предметы, су-
ществующие вне зависимости от другого предмета (тетрадь, река, город и др.).
4. Положительные и отрицательные. Понятия, содержащие признак, присущий предмету, являются положительными (грамотный, заботливый, принципиаль-ныш и др.). Отрицательные понятия — такие, в содержании которых указывается на отсутствие у предмета определенных признаков (неграмотный, беззаботный, беспринципный и др.).
5. Собирательные и несобирательные. Собирательные — это такие понятия, в которык совокупность однородных предметов мыслится как единое целое (лес, созвездие, стая и др.). Содержание такого понятия нельзя отнести к каждому элементу, который входит в объем понятия. А содержание несобирательных понятий можно отнести к каждому предмету класса (тетрадь, дом, цветок и др.).
Общие понятия могут быть регистрирующими, если предметы, входящие в данное понятие, подлежат счету, учету (учебник по истории, герой ВОВ и т.д.). Если же предметы, входящие в понятие, практически не подлежат учету (человек, стул, дерево и др.), то такое понятие считается нерегистрирующим.
THE LECTURES ON FORMAL LOGIC: THE LOGIC AS SCIENCE (lecture 2)
H.K. Bardedinov
During training the specialist (doctor lawyer, psychologist, teacher, journalist etc.) not only the necessary Knowledge is stored, but so-called "professional" intellect is formed. It is peculiar thought activity of specialist suspected the special forms and interrelations of analysis, generalizations, which are connected to necessity of a ratio general (common picture of illness, picture ofbehavior, crime, progress) with separate amounting (factors influenced on behavior, progress, signs of illness etc.). The professional intellect also supposes rapid and in-time acceptance of the only right solution. The considerable component in such intellect, except for intuitive and creative, is introduced by analytical (logical) intellection, which one allows the specialist to create picture of situation by the way of legible thoughts — by the way of concepts, opinions, conclusions.
ЛИТЕРАТУРА
Гетманова АД. Логика. — M., 1995. — 416 с. Григорьев Б.В. Классическая логика. — M.: Гуманиг. изд. — 'IOC, 1996. - 192 с.
lern A.A. Логика. — М.: Просвещение, 1996. — 206 с. Ивин A.A. Практическая логика. — М.: Просвещение, 1996. - 1998 с.
IQ^^^oeB-. И., Старченко A.A. Логика. — М.: Юристъ,
6. Сборник упражнений по логике: Для вузов. — 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А.С. Клевчени и В.И. Барто-на. — Мн.: Университетское, 1990. — 288 с.
7. Сибирякова В. Ф, Бардединов Х.К. Формальная логика. — Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 1999. — 100 с.
8. Тарасова К.Е, Великов В.К., Фролова АЙ. Логика и семиотика диагноза (методологические проблемы). — М.: Медицина, 1989. - 272 с.
О НРАВСТВЕННОСТИ
© ОБУХОВ А. - 2006
МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛЯЦИИ РЕПРОДУКТИВНОСТИ ФУНКЦИИ ЧЕЛОВЕКА (сообщение 3)
А. Обухов
(Красноярская государственная медицинская академия, ректор — д.м.н., проф. И.П. Артюхов)
Резюме. Статья посвящена медицинской и нравственной сторонам проблемы планирования семьи.
Ключевые слова. Контрацепция. Стерилизация. Планирование семьи. Консервативная нравственная точка зрения.
В акушерстве и гинекологии на уровне деонтологи-ческой модели в отличие от медицинской этики, где речь идет об «осторожности в высказываниях при пациентах», «о завоевании доверия», «о ровном, спокойном, радушном поведении врача, сочетаемого с забот-ливыш и внимательным отношением к пациентке» [13],
в биоэтике основным становится конфликт «права плода на жизнь» с «правом женщины на аборт».
Цель данной работы рассмотреть эти вопросы биоэтики, исходя из решаемой в настоящее время программы «планирования семьи».
Одной из составных частей программы планирова-