Научная статья на тему 'Концепция логосферы: определение и проблемы структурации'

Концепция логосферы: определение и проблемы структурации Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
765
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГОСФЕРА / LOGOSPHERE / ЭПИСТЕМА / EPISTEME / КОНЦЕПТОСФЕРА / ЛОГОПРОСТРАНСТВО / ЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / LOGICAL CULTURE / ВЕРБАЛЬНО-ДИСКУРСИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONCEPTSPHERE / LOGOSPACE / VERBAL AND DISCURSIVE FORMATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Петрова Елена Александровна

Статья посвящена проблеме взаимоотношения объективной действительности языка и мышления, которая предполагает исследование языковых феноменов в тесной связи с человеком, его мышлением и различными видами духовно-практической деятельности, невозможной без учёта существования логосферы, которая понимается как вербально-дискурсивное образование и связана, с одной стороны, с языковым сознанием и, шире, с мышлением, а с другой с языковой картиной мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF LOGOSPHERE: DEFINITION AND THE PROBLEMS OF STRUCTURATION

The article is devoted to the problem of relationship between the objective reality of language and thinking which assumes the research of language phenomena in close connection with the person, his thinking and different types of spiritual practical activities is impossible without taking into consideration the existence of logosphere, which is understood as a verbal-discursive formation and is connected with language consciousness and, more widely, with thinking, on the one hand; and with the language picture of the world -on the other.

Текст научной работы на тему «Концепция логосферы: определение и проблемы структурации»

YAK 802.0 ББК 81.2Англ.

E.A. ПЕТРОВА

Y.A. PETROVA

КОНУЕПиИЯ ЛОГОСФЕРЫ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ПРОБЛЕМЫ СТРУКТУРАМИ

THE CONCEPT OF LOGOSPHERE: DEFINITION AND THE PROBLEMS OF STRUCTURATION

Статья посвящена проблеме взаимоотношения объективной действительности языка и мышления, которая предполагает исследование языковых феноменов в тесной связи с человеком, его мышлением и различными видами духовно-практической деятельности, невозможной без учёта существования логосферы, которая понимается как вербально-дискурсивное образование и связана, с одной стороны, с языковым сознанием и, шире, с мышлением, а с другой - с языковой картиной мира.

The article is devoted to the problem of relationship between the objective reality of language and thinking which assumes the research of language phenomena in close connection with the person, his thinking and different types of spiritual practical activities is impossible without taking into consideration the existence of logosphere, which is understood as a verbal-discursive formation and is connected with language consciousness and, more widely, with thinking, on the one hand; and with the language picture of the world -on the other.

Ключевые слова: логосфера, эпистема, концептосфера, логопространство, логическая культура, вербально-дискурсивное образование.

Key words: logosphere, episteme, conceptsphere, logospace, logical culture, verbal and discursive formation.

Проблема взаимоотношения объективной действительности, языка, мышления и сознания предполагает исследование языковых феноменов в тесной связи с человеком, его мышлением и различными видами духовно-практической деятельности. Именно акцентирование «человеческого фактора» привело к появлению в разных науках ряда понятий, которые представляют психические, лингвистические, логические, философские модели объективного мира, а именно - концептуальная картина мира, картина мира, образ мира, модель мира, концептуальная система, индивидуальная когнитивная система, языковая картина мира и логосфера.

Логико-когнитивная интерпретация языковых единиц в рамках дискурсивных образований осуществляется в области определённого пространства, которое образует логический субстрат сознания и отражает когнитивную деятельностью человека. Это пространство невозможно без учёта существования логосферы языка, связанной с одной стороны, с языковым сознанием и, шире, с мышлением, а с другой - с языковой картиной мира. Данное положение подводит к целесообразности разработки концепции логосферы, в которой формируются универсальные формы и стиль мышления как отражение интеллектуально-рациональной деятельности человека, а также черты, определяющие специфику национально-этно-культурного мышления, миропонимания и склада ума [10, с. 135].

В этой связи возникает ряд вопросов: что входит в логосферу в качестве основных составляющих, какие формы интеллектуально-речевого общения включаются в неё, как они взаимодействуют с мышлением и сознанием человека, носят ли единицы логосферы врождённый характер или они приобретаются и формируются в течение жизни? Очевидно, что данные проблемы относятся к философии языка и логике и едва ли могут быть исчерпывающе решены лингвистами.

В науках, связанных с исследованием различных сторон человеческого мышления, общепризнанной является гипотеза о том, что любые этнические особенности мышления, этнически обусловленные идеи, мысли могут быть выражены в ограниченном и общем для всех народов наборе логических формул - умозаключений (А.С. Ахманов, Б.В. Бирюков, Г.Д. Гачев, Д.П. Горский, В.А. Звегинцев, А.А. Ивин, А.Т. Кривоносов, В.И. Свинцов и др.). Действительно, исследование логосферы - во многом ключ к пониманию специфики мен-талитетов и ментальности народов. Вместе с тем анализ языка показывает, что логические формулы универсальны лишь при выражении наиболее простых, свойственных всем народам, идей и мыслей. Более сложные, уникальные идеи и мысли, которые могут возникнуть только в определённой культурной среде, у определённого народа, требуют отличных от унифицированного набора умозаключений форм выражения. Таким образом, структура языка накладывается на логическую структуру умозаключения и, наоборот, на структуру языка накладывается структура умозаключения. Следовательно, человек задаёт текст на основе мышления, облекая его в соответствующие языковые формы, которое формируется в определённой логосфере.

Логосфера (от слова «логос») - это философская категория, обозначающая мыслительно-речевую область культуры. Идея «логосферы» принадлежит французскому философу-постструктуралисту и семиотику Ролану Барту. В его концепции логосфера относится к вербально-дискурсивной сфере культуры, фиксирующей в языковом строе специфику ментальной и коммуникативной парадигм той или иной традиции. Следовательно, обращение к исследованию логосферы является ключом к пониманию специфики способов мышления личности или общественной группы, присущей им духовности, складу ума, мировосприятию [1, с. 288-290]. Наблюдения ученых показывают, что логические формулы универсальны лишь при выражении наиболее простых, свойственных всем народам, идей и мыслей. Более сложные, уникальные идеи и мысли, которые могут возникнуть только в определённой культурной среде, у определённого народа, требуют отличных от унифицированного набора умозаключений форм выражения. Таким образом, в мыслительно-речевой деятельности структура языка взаимодействует с логической структурой умозаключения и, с другой стороны, в структуре языка воплощается определённая структура умозаключения. Следовательно, человек задаёт текст на основе мышления, облекая его в соответствующие языковые формы, которые отражают мыслительные коммуникации, формируемые в определённой логосфере.

Развиваемая нами концепция логосферы углубляет идеи Р. Барта, А.Т. Кривоносова, В.И. Свинцова и других ученых, которые представляют логосферу как богатство форм вербального мышления. Данный подход основывается на том, что без логического мышления, которое реализуется в логических формах, нет процесса познания. Концепция названных ученых основывается на том, что без логического мышления, которое реализуется в логических формах, нет процесса познания. Они полагают, что роль логосферы в формировании внутреннего мира личности огромна. «Подобно тому, как человек учится говорить в контактах с другими людьми, он учится и мыслить. Этот процесс протекает особенно интенсивно в детском возрасте, но... он не прекращается в течение всей жизни человека. Люди воспитываются не только в определённой политической, нравственной, эстетической и т. д. атмосфере, формирующей их соответствующие взгляды и убеждения. Но точно так же они воспитываются и в определённой логосфере, под влиянием которой, прежде всего и складываются навыки логического мышления, формируется логическая культура человека» [8, с. 23]. Таким образом, результатом проявления логосферы, в которой формируется культурно-языковая личность, является логическая культура. Действительно, в мыслительно-речевой области важны не только знание предмета речи, сознательно выполняемые логические действия и логические построения языковых единиц в цепи умо-

заключений, но и воспитанные в данной культуре навыки выражения своих мыслей, аргументированного изложения своей точки зрения, которое осуществляется под влиянием логосферы народа.

Мы придерживаемся мнения, что под логической культурой мышления можно рассматривать способность мышления человека осуществлять и контролировать различные интеллектуальные операции: умозаключать, доказывать, выдвигать и развивать гипотезы, классифицировать, строить определения и т. д. [4, с. 67]. Чрезвычайно убедительно данная особенность была в своё время представлена в исследованиях А.Р. Лурия, где на обширном этнологическом материале была показана достаточно жёсткая зависимость степени развитости логического мышления людей от их социальной логосферы [7, с. 89]. Сказанное позволяет подчеркнуть, что логическая культура мышления личности имеет в качестве «первоосновы» объективную логику бытия человека. Бытие же человека многообразно.

Процесс формирования логической культуры под влиянием логосферы носит стихийный характер, не осознаётся человеком. По мнению А.Т. Кри-воносова, «совершая разного рода логические операции, мы не анализируем их внешнего механизма. Не задумываемся над тем, соответствуют ли они каким-либо законам. Интеллектуальный акт для нас естественен и автоматичен в той же степени, что и акт речи. Эти логические операции осуществляются неосознанно, что позволяет оценить разные явления и ситуации лишь интуитивно» [5, с. 485].

Интуиция, как известно, слишком зыбкая почва для выбора правильного решения, ибо все люди, обладая своей собственной интуицией, могут с равным правом апеллировать лишь к своей интуиции. И вот здесь необходим анализ интуиции и выбор обоснованного решения. Но анализ может осуществляться на разных уровнях истинности, и, прежде всего, на уровне так называемого «здравого смысла», который, как известно, также обладает существенным недостатком, ибо каждый может предложить свой эталон «здравого смысла». Поэтому минимум логических знаний делает анализ ситуации более объективным и более экономным: логика видит в мышлении воплощение какой-то общей мысли, соответствие или несоответствие универсальным законам [8, с. 23-25]. Будучи для каждой отдельной личности первоначально достаточно узкой, логосфера постепенно расширяется и с некоторого периода начинает включать в себя не только непосредственные, но и опосредованные формы интеллектуально-речевого общения.

Логосфера понимается нами как мыслительно-коммуникативное пространство, отражающее в своих единицах реальность мышления и связанное с организацией и протеканием интеллектуальной (рациональной) деятельности в процессе коммуникации. Отсюда можно заключить, что под логос-ферой подразумевается некая типичная для данной социально-культурной среды совокупность стереотипов мышления, проявляющаяся в способах аргументации, в умении строить и оценивать умозаключения. Таким образом, в логосфере складываются основы логического мышления, и формируется логическая культура человека.

Так как мышление опирается на знания, в качестве базовой, осново-пологающей единицы логосферы можно признать эпистему, представляющую «рече-мысль в чисто духовном аспекте» [3, с. 189]. По М. Фуко, эписте-ма определяется как культурно-познавательное априори, задающее условия возможности форм культуры и конкретных форм знания определённой исторической эпохи, причём её основу составляют скрытые структуры, определяющие способ упорядочивания «вещей» в «словах» и обнаруживаемые в системе синхронистических изоморфизмов культурных феноменов. Позже М. Фуко предлагает другую трактовку: эпистема как уже не «культурная трансценденталия, задающая способ упорядочивания мира, а подвижная сеть отношений на уровне регулярностей дискурса как практики, налагающая на его конкретные разновидности, определённые ограничения» [9, с. 66].

В философии науки понятие эпистемы иногда используется в смысле, близком к значению понятия парадигмы, однако при сохранении определённого различия между ними, обусловленного разными мыслительными контекстами формирования этих понятий.

Исходя из положения о том, что языковое мышление есть способ сегментации концептуальной картины мира [2, с. 34-36], в данном случае правомерно остановиться и на понятии концептосферы, в структуре которой и выделяется логосфера, образованная мыслительными (ненаблюдаемыми) сущностями, отражающими реальность мышления и связанными с организацией и протеканием интеллектуальной (рациональной) деятельности. Термин «концептосфера» введён Д.С. Лихачёвым в работе «Концептосфера русского языка» по типу терминов В.И. Вернадского - ноосфера, биосфера и прочее. Под концептосферой Д.С. Лихачёв понимает «в совокупности потенции, открываемые в словарном запасе отдельного человека, как и всего языка в целом. Таким образом, концептосфера языка - это в сущности концептос-фера культуры» [6, с. 3-9].

Современные научные данные убедительно подтверждают реальность существования концептосферы, а именно реальность мышления, не опирающегося на слова (невербального мышления). Таким образом, в структуре концептосферы можно выделить логосферу как упорядоченное мыслительное пространство интеллектуально-рационального, которое организует знания в плоскости сигнификации, отношений между словами и вещами, оценивая их по параметрам соответствия /несоответствия, истины/лжи, а также обеспечивает порядок речи. Таким образом, концептосфера - это упорядоченная совокупность концептов народа, информационнная база мышления, теснейшим образом связанная с логосферой, в которой происходит не только косвенное обучение навыкам мышления, но и формируется логическая культура личности и общества.

Правомерной поэтому будет попытка подойти к описанию логосферы как ментально-речевого образования, лежащего в основе логического синтаксиса, логической семантики, логических характеристик высказывания, предиката и диктемной дискурсивации. Такая трактовка логосферы позволяет нам выдвинуть гипотезу о том, что по своей структуре логопространство, например, сложноподчинённых пропозем по своей структуре представляет собой двухуровневое образование, ориентированное, с одной стороны, на поверхностный слой - структурно-семантическую организацию коммуникативных единиц (ССО), и, с другой стороны, на глубинный уровень -логико-семантическую организацию ментальных единиц (ЛСО). Структурно-семантическая организация коммуникативных единиц, являясь поверхностной структурой, формируется в языковой плоскости и позволяет соотносить выражаемые мысли с языковыми структурами на уровне высказывания и дискурса. Логико-семантическая организация ментальных единиц происходит на глубинном уровне, где взаимодействуют семантико-языковые и логические формы мысли на уровне высказывания и дискурса. Структура предлагаемой идеи логосферы может быть представлена в виде следующей модели:

вьсказь вание2

вьсказьвание1

ПОВЕРХНОСТНЫЙ СЛОИ

ГЛУБИННЫЙ СЛОИ

Итак, под логосферой нами понимается некая «незримая», но типичная для данной социальной среды совокупность стереотипов мышления, проявляющаяся в способах аргументации, в умении оценивать умозаключения, разрабатывать гипотезы (с последующим определением их вероятности), в способности систематизировать объекты (классифицировать или типоло-гизировать) и так далее. Разработка понятия логосферы позволяет поднять вопрос о единстве логического строя мышления и многообразии форм его выражения, обладающих своими особыми структурами и системами, что свидетельствует о сложности взаимосвязей языковых и логических категорий, закономерности которых далеко не познаны.

1. Барт, Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика [Текст] / Р. Барт ; пер. с фр. / сост., общ. ред. и вступ. ст. Г.К. Косикова. - М. : Прогресс, 1989. -

2. Блох, М.Я. Концепт, понятие, термин и картина мира в философском Языкознании [Текст] / М.Я. Блох // Вопросы языкознания. - М., 2007. - № 6. -С. 34-36.

3. Верещагин, Е.М. Язык и культура. Три лингвострановедческие концепции: лексического фона, рече-поведенческих тактик и сапиентемы [Текст] / Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров ; под ред. и с послесл. академика Ю.С. Степанова. - М. : Индрик, 2005. - 308 с.

4. Кириллов, В.И. Упражнения по логике [Текст] / В.И. Кириллов, Г.А. Орлов, Н.И. Фокина. - М. : Проспект, 2010. - 184 с.

5. Кривоносов, А.Т. Мышление, язык и крушение мифов о «лингвистической относительности», «языковой картине мира» и «марксистско-ленинском языкознании» [Текст] / А.Т. Кривоносов. - М. ; Нью-Йорк, 2006. - 805 с.

6. Лихачёв, Д.С. Концептосфера русского языка [Текст] / Д.С. Лихачёв // Известия Российской Академии наук. Сер. Лит. и яз. - М., 1993. - Т. 52. -№ 1. - С. 3-9.

7. Лурия, А.Р. Ощущения и восприятие [Текст] / А.Р. Лурия. - М. : Изд-во МГУ, 1975. - 112 с.

8. Свинцов, В.И. Логика [Текст] / В.И. Свинцов. - М., 1987. - 286 с.

9. Фуко, М. Археология знания [Текст] / М. Фуко. - Киев : Ника-Центр, 1996. -208 с.

10. Чанышёва, З.З. Этнокультурные основания лексической семантики [Текст] : монография / З.З. Чанышёва. - Уфа : РИО БашГУ, 2004. - 256 с.

Литература

616 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.