Научная статья на тему 'СИСТЕМА ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ'

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Компетентность
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБЩАЯ ПОДГОТОВКА / СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ТЕХНИКА / КОМПЛЕКС ТЕСТОВ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ / GENERAL TRAINING / SPECIAL TRAINING / TECHNIQUE / SET OF TESTS / MOTOR TASKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лысенко В.В., Аршинник С.П., Павельев И.Г., Артемьева Н.К.

Показано несовершенство действующей общероссийской системы мониторинга физической подготовленности юных футболистов. Рассмотрены результаты экспертной оценки существующих тестов, на основе которой предложены способы оптимизации системы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лысенко В.В., Аршинник С.П., Павельев И.Г., Артемьева Н.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM FOR ASSESSING THE TECHNICAL READINESS OF YOUNG FOOTBALL PLAYERS AT THE INITIAL TRAINING STAGE

Until recently, Russia adopted a system called the All-Russian system for monitoring physical fitness. It existed in the tests set form. However, this program does not allow you to evaluate coordination abilities (dexterity). At the same time, there are even 14 groups of coordination abilities, which at school age are evaluated by 125 special tests for coordination.In the scientific literature, you can find descriptions of many different tests for evaluating physical qualities, checking the condition, and the degree of readiness, but they are not systematized, scattered across various sports, and do not have the appropriate certification and licensing.We were able to choose the optimal test tasks. This will optimize the educational and training process, improve the students sports training’s level.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ»

52 ИССЛЕДОВАНИЯ

Компетентность / Competency (Russia) 1/2021 DOI: 10.24411/1993-8780-2021-10108

Система оценки технической подготовленности юных футболистов на этапе начальной подготовки

Показано несовершенство действующей общероссийской системы мониторинга физической подготовленности юных футболистов. Рассмотрены результаты экспертной оценки существующих тестов, на основе которой предложены способы оптимизации системы

B.В. Лысенко1

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, канд. биол. наук, профессор, v-v-lysenko@yandex.ru

C.П. Аршинник2

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, канд. пед. наук, доцент, arschinnik_fk@mail.ru

И.Г. Павельев3

Краснодарский филиал ФГАОУ ДПО «Академия стандартизации, метрологии и сертификации (учебная)», канд. пед. наук, доцент, povidlov@yandex.ru

Н.К. Артемьева3

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, д-р биол. наук, профессор, nkartem@mail.ru

1 профессор кафедры, г. Краснодар, Россия

2 доцент кафедры, г. Краснодар, Россия

3 заведующий кафедрой, г. Краснодар, Россия

Для цитирования: Лысенко ВВ., Аршинник С.П., Павельев И.Г., Артемьева Н.К. Система оценки технической подготовленности юных футболистов на этапе начальной подготовки // Компетентность / Competency (Russia). — 2021. — № 1. DOI: 10.24411/1993-8780-2021-10108

ключевые слова

общая подготовка, специальная подготовка, техника, комплекс тестов, двигательные задания

о недавнего времени в нашей стране действовала общероссийская система мониторинга физической подготовленности юных футболистов. Однако данная программа не позволяла оценить координационные способности (ловкость) спортсменов, степень их готовности к состязаниям, не имела соответствующей сертификации и лицензирования, поэтому возникла необходимость ее оптимизации.

В современной спортивной подготовке существует несколько видов контроля: предварительный, оперативный, текущий и этапный [1, 2]. Главными инструментами контроля являются тестирование и мониторинг. Мониторинг — это процесс наблюдения за объектом, оценивание его состояния, контроль характера происходящих событий, предупреждение нежелательных тенденций развития [3-5]. Мониторинг — непрерывный продолжительный процесс, позволяющий фиксировать состояние объекта в определенные моменты и давать прогноз их развития.

Другими словами, это оценка состояния физических качеств и технических способностей человека: силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных и других. Тесты (испытания) различаются не только в разных странах, но и в рамках одного государства, поэтому их (а тем более нормативов оценки) очень много [3, 6, 7]. Различаются также подходы к проведению тестирования и преследуемые цели [3, 8].

В процессе анализа научной литературы установлено, что при контроле технической подготовленности футболистов достаточно использовать тесты для оценки их умения вести мяч, осуществлять передачи мяча и удары по воротам. Конечно, арсенал спор-

тсменов содержит гораздо больше технических элементов (передвижения, вбрасывание аута, остановка мяча, подкаты и т.п.), однако для «оптимальности объема получаемой информации» достаточно этих трех, самых важных технических элементов игры в футбол, что единогласно подтвердили опрошенные нами эксперты.

Для получения объективной информации мы провели поиск двигательных заданий в различных источниках (литература, интернет, опрос тренеров) и определили девять тестовых упражнений (по три на каждый технический прием). Далее путем анкетирования и последующей статистической обработки были выбраны нужные тестовые задания (см. таблицу).

Среди тестов, направленных на контроль техники ведения футбольного мяча, приоритетным, по мнению экспертов, оказался тест «ведение мяча с обводкой пяти стоек (расстояние между стойками 1 м, общее 5 = 14 м)».

Одновременно мы проводили поиск наиболее целесообразных двигательных заданий (тестов), направленных на оценку технической подготовленности юных футболистов. К сожалению, на этом этапе удалось опросить лишь 19 специалистов — тренеров по футболу.

Относительно использования тестов, направленных на оценку умения выполнять удары по воротам, мнения экспертов существенно разделились. Это, прежде всего, касалось тестов «5 ударов в створ ворот с 11-метровой отметки ведущей и неведущей ногой» (за него высказалось 52,6 ± 11,46 % специалистов) и «5 ударов в левую и правую стороны ворот с линии штрафной площади (16 м) ведущей и неведущей ногой» (его одобрили 42,1 ± 11,33 % человек). При этом ранговый показатель

Компетентность / Competency (Russia) 1/2021 DOI: 10.24411/1993-8780-2021-10108

ИССЛЕДОВАНИЯ 53

в обоих случаях оказался одинаковым и составил 1,5 при статистически незначимом различии.

В этой связи мы решили опробовать оба теста. Проведенное испытание позволило установить, что для данной категории обучающихся наиболее приемлемым является первое контрольное упражнение (удары с 11-метровой отметки), поскольку при использовании второго теста (удары с 16 метров) большинство занимающихся не смогли должным образом (то есть «по воздуху») выполнить удар (причем как ведущей, так и неведущей ногой).

Среди тестов, направленных на оценку техники передач мяча, большинство экспертов отдали предпочтение (63,2±11,46 %) тесту «5 передач мяча «на точность» ведущей и неведущей ногой на расстояние 10 м в «коридоре» 1 м». Второе-третье места разделили тесты «5 передач мяча «на точность» ведущей и неведущей ногой на расстояние 15 м в «коридоре» 0,5 м» (21,0 ± 9,34 %) и «10 передач мяча «на точность» ведущей и неведущей ногой на расстояние 20 м в «коридоре» 1 м» (5,3 ± 5,14 %).

Таким образом, для оценки техники передач мяча целесообразно использовать контрольное упражнение «5 пере-

Система тестирования технической подготовки юных футболистов позволит унифицировать и оптимизировать учебно-тренировочный процесс, улучшить уровень спортивной подготовки обучающихся

дач мяча «на точность» ведущей и неведущей ногой на расстояние 10 м в «коридоре» 1 м». Тестирование нескольких передач будет способствовать дифференциации оценок.

Выводы

Таким образом, комплекс тестов контроля технической подготовленности юных футболистов должен включать следующие испытания:

► ведение мяча с обводкой 5 стоек (расстояние между стойками 1 м, общее расстояние 14 м);

► 5 передач мяча «на точность» ведущей и неведущей ногой на расстояние 10 м в «коридоре» 1 м (количество точных передач);

Таблица

Предложения специалистов по использованию тестов, направленных на контроль технической подготовленности футболистов [Suggestions of specialists on using tests aimed at monitoring the technical readiness of football players]

№ наименование теста [Test name ] Результат [Result], % Ранг [Rank] Приоритет [Priority]

Контроль техники ведения мяча

1 Ведение мяча с обводкой 3-х стоек (расстояние между стойками 2 м, общее расстояние 16 м) 31,6 ± 10,67 2,0 -

2 Ведение мяча с обводкой 5-ти стоек (расстояние между стойками 1 м, общее расстояние 14 м) 68,4 ± 10,67 1,0 +

3 Ведение мяча с обводкой 1-й стойки по кругу (общее расстояние 10 м) 0,0 ± 0,00 3,0 -

Контроль техники передач мяча

1 5 передач мяча «на точность» ведущей и неведущей ногой на расстояние 10 м в «коридоре» 1 м 63,2 ± 11,46 1,0 +

2 5 передач мяча «на точность» ведущей и неведущей ногой на расстояние 15 м в «коридоре» 0,5 м 21,0 ± 9,34 2,5 -

3 10 передач мяча «на точность» ведущей и неведущей ногой на расстояние 20 м в «коридоре» 1 м 5,3 ± 5,14 2,5 -

Контроль техники ударов по воротам

1 5 ударов в створ ворот с 11-метровой отметки ведущей и неведущей ногой 52,6 ± 11,46 1,5 +

2 5 ударов в левую и правую стороны ворот с линии штрафной площади (16 м) ведущей и неведущей ногой 42,1 ± 11,33 1,5 -

3 10 ударов в створ ворот с линии штрафной площади (16 м) только ведущей ногой 5,3 ± 5,14 3,0 -

дл П I— П /ЛП Л I_||ИО Компетентность / Competency (Russia) 1/2021

54 ИССЛЕДиОпПИл doi: 10.24411/1993-8780-2021-10108

Статья поступила в редакцию 17.11.2020

► 5 ударов в створ ворот с 11-метровой отметки ведущей и неведущей ногой (количество точных ударов).

Разработанная на основе опроса мнений экспертов система тестиро-

вания технической подготовки юных футболистов позволит унифицировать и оптимизировать учебно-тренировочный процесс, улучшить уровень спортивной подготовки обучающихся. ■

Список литературы

1. Лысенко В.В. Метрологические основы измерений в физической культуре и спорте: учебник / В.В. Лысенко, И.Г. Павельев. — Краснодар: КГУФКСТ, 2018.

2. Тхорев В.И. Физическая культура: региональная учебная программа для общеобразовательных организаций Краснодарского края. Начальные классы: учебно-методическое пособие / В.И. Тхорев, С.П. Аршинник. — Краснодар: КГУФКСТ, 2017.

3. Аршинник С.П. Мониторинг физического состояния: учебное пособие. — Краснодар: КГУФКСТ, 2018.

4. Баландин В.А. Классификация и состав тестов, характеризующих координационные способности детей и подростков 7-12 лет / В.А. Баландин, С.П. Ахметов, Ю.К. Чернышенко, А.О. Кузнецов, А.И. Величко // Физическая культура, спорт — наука и практика. — 2019. — № 4.

5. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов общеобразовательной школы: программы общеобразовательных учреждений. Учебное издание. 7-е изд. — М.: Просвещение, 2010.

6. Афонский В.И. Особенности методики интеграции физической и технической подготовок в футболе на этапе начальной спортивной специализации / В.И. Афонский, Ю.А. Селезнева // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. — 2019. — Вып. 6.

7. Губа В.П. Методология подготовки юных футболистов: учебно-методическое пособие / В.П. Губа, А. Стула. — М.: Человек, 2015.

8. Максименко А.М. Теория и методика физической культуры: учебник для вузов физической культуры. — М.: Физическая культура, 2009.

СОБЫТИЕ

В Новосибирской области повысили точность магнитных измерений

Метрологи новосибирского ЦСМ запустили современный магнитометр с программным обеспечением, который позволит проводить более точные измерения магнитного поля. Прибор разработан российскими учеными

Существует большое количество приборов, с помощью которых измеряют то, что нельзя увидеть или потрогать руками. Ярким примером таких устройств является магнитометр — прибор для измерения параметров магнитного поля и магнитных свойств отдельных материалов.

Новая компактная версия прецизионного магнитометра на базе импульсных методов ядерного магнитного резонанса разработана учеными Института ядерной физики им. Г.И. Будкера СО РАН и заменит эталон первого разряда — измеритель магнитной индукции — в отделе виброакустических и магнитных измерений Новосибирского ЦСМ.

Новый магнитометр обеспечит более точные измерения постоянных магнитных полей: по своим характеристикам он приближается к первичному эталону ВНИИМ им. Д.И. Менделеева. Использование в нем современных цифровых технологий позволит значительно ускорить и оптимизировать обработку данных. Несмотря на большой объем вычислений, процесс обработки сигналов будет занимать всего несколько десятков миллисекунд, общее минимальное время одного

измерения составит 70-80 мс. Наличие программного обеспечения позволит выводить результат сразу на экран.

Такой комплект оборудования позволит получать более точные данные при поверке приборов, используемых на железной дороге, в металлургии, сейсмологии, при аттестации испытательного оборудования и проведении специальной оценки условий труда.

По материалам Новосибирского ЦСМ Росстандарта

Kompetentnost / Competency (Russia) 1 /2021 ISSN 1993-8780. DOI: 10.24411/1993-8780-2021-10108

RESEARCH 55

System for Assessing the Technical Readiness of Young Football Players at the Initial Training Stage

V.V. Lysenko1, Kuban State University of Physical Culture, Sport and Tourism, Prof. PhD, v-v-lysenko@yandex.ru S.P. Arshinnik2, Kuban State University of Physical Culture, Sport and Tourism, Assoc. Prof. PhD, arschinnik_fk@mail.ru I.G. Pavel'ev3, Krasnodar Branch of FSAEI FVT Academy for Standardization, Metrology and Certification (Training), Kuban State University of Physical Culture, Sport and Tourism, PhD, povidlov@yandex.ru

N.K. Artem'eva3, Kuban State University of Physical Culture, Sport and Tourism, Prof. Dr., nkartem@mail.ru

1 Professor of Department, Krasnodar, Russia

2 Associate Professor, Krasnodar, Russia

3 Chief of Department, Krasnodar, Russia

Citation: Lysenko V.V., Arshinnik S.P., Pavel'ev I.G., Artem'eva N.K. System for Assessing the Technical Readiness of Young Football Players at the Initial Training Stage, Kompetentnost'/ Competency (Russia), 2021, no. 1, pp. 52-55. DOI: 10.24411/1993-8780-2021-10108

key words

general training, special training, technique, set of tests, motor tasks

References

Until recently, Russia adopted a system called the All-Russian system for monitoring physical fitness. It existed in the tests set form. However, this program does not allow you to evaluate coordination abilities (dexterity). At the same time, there are even 14 groups of coordination abilities, which at school age are evaluated by 125 special tests for coordination.

In the scientific literature, you can find descriptions of many different tests for evaluating physical qualities, checking the condition, and the degree of readiness, but they are not systematized, scattered across various sports, and do not have the appropriate certification and licensing.

We were able to choose the optimal test tasks. This will optimize the educational and training process, improve the students sports training's level.

1. Lysenko V.V. Metrological bases of measurements in physical culture and sport: textbook, Krasnodar, KSUPCST, 2018, 470 P.

2. Tkhorev V.I. Physical culture: regional curriculum for General education organizations of the Krasnodar territory. Primary classes: educational and methodological guide, Krasnodar, KSUPCST, 2017, 78 P.

3. Arshinnik S.P. Monitoring of physical condition: training manual, Krasnodar, KSUPCST, 2018, 76 P.

4. Balandin V.A. Classification and composition tests, characterizing coordination abilities of children and adolescents 7-12 years / V.A. Balandin, S.P. Akhmetov, Yu.K. Chernyshenko, A.O. Kuznetsov, A.I. Velichko, Physical culture, sport — science and practice, 2019, no. 4, pp. 3-11.

5. Lyakh V.I., Zdanevich A.A. Complex program of physical education of students of grades 1-11 of General education schools: programs of General education institutions, Moscow, Enlightenment, 2010, 128 P.

6. Afonskiy V.I. Features of the method of integration of physical and technical training in football at the stage of initial sports specialization, News of TulGU. Physical culture. Sport, 2019, no. 6, pp. 67-72.

7. Guba V.P. Methodology of training young players: textbook, Moscow, Man, 2015, 183 P.

8. Maksimenko A.M. Theory and methodology of physical culture: textbook for universities of physical culture, Moscow, Physical culture, 2009, 496 P.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПОЛИГРАФИЯ (499) 175 42 91

АСМС верстка и дизайн полиграфических изделий, полноценная цифровая печать,

ч/б копирование

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.