Научная статья на тему 'Анализ двигательной асимметрии при выполнении координационных тестов начинающими футболистами'

Анализ двигательной асимметрии при выполнении координационных тестов начинающими футболистами Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
139
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ / ФУТБОЛИСТЫ / КООРДИНАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА / COORDINATION ABILITIES / MOTOR ASYMMETRY / FOOTBALL PLAYERS / COORDINATION TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Горская Инесса Юрьевна, Баймаков Григорий Станиславович, Терещенко Алексей Анатольевич

Цель исследования изучение выраженности двигательной асимметрии при выполнении тестов, оценивающих отдельные показатели координационной подготовленности футболистов 8-9 лет на начальном этапе подготовки. В результате исследования проведен сравнительный анализ результатов тестирования показателей общих и специальных координационных способностей при выполнении тестов ведущей и неведущей конечностью (ногой). Выявлена и проанализирована выраженность двигательной асимметрии у юных футболистов при выполнении разных координационных тестов. Выявлено, что выраженность двигательной асимметрии усиливается при выполнении более сложных тестов, следствием чего является сниженная эффективность выполнения действий в игровых ситуациях, требующих ответа с неведущей стороны, неведущей конечностью. Намечены пути педагогической коррекции, направленной на снижение выраженности двигательной асимметрии при выполнении координационных тестов футболистами и повышения эффективности технических действий в игровых ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Горская Инесса Юрьевна, Баймаков Григорий Станиславович, Терещенко Алексей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of motor asymmetry under performance of coordination tests by beginning football players

The purpose of the study is to study the severity of motor asymmetry when performing tests that evaluate individual indicators of coordination preparedness of football players aged 8-9 years old at the initial stage of preparation. As a result of the study, a comparative analysis of the results of testing indicators of general and special coordination abilities when performing tests with the leading and non-knowing limbs (legs) was carried out. The severity of motor asymmetry in young football players was revealed and analyzed during various coordination tests. It was revealed that the severity of motor asymmetry is enhanced when more complex tests are performed, which results in a reduced efficiency of actions in game situations, requiring an answer from the non-leading side, the non-leading limb. The ways of pedagogical correction aimed at reducing the severity of motor asymmetry when performing coordination tests by football players and increasing the effectiveness of technical actions in game situations are outlined.

Текст научной работы на тему «Анализ двигательной асимметрии при выполнении координационных тестов начинающими футболистами»

УДК 796.332

АНАЛИЗ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ КООРДИНАЦИОННЫХ ТЕСТОВ НАЧИНАЮЩИМИ ФУТБОЛИСТАМИ

Инесса Юрьевна Горская, доктор педагогических наук, профессор, Григорий Станиславович Баймаков, аспирант, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск; Алексей Анатольевич Терещенко, старший преподаватель, Омский государственный университет путей сообщения

Аннотация

Цель исследования - изучение выраженности двигательной асимметрии при выполнении тестов, оценивающих отдельные показатели координационной подготовленности футболистов 8-9 лет на начальном этапе подготовки. В результате исследования проведен сравнительный анализ результатов тестирования показателей общих и специальных координационных способностей при выполнении тестов ведущей и неведущей конечностью (ногой). Выявлена и проанализирована выраженность двигательной асимметрии у юных футболистов при выполнении разных координационных тестов. Выявлено, что выраженность двигательной асимметрии усиливается при выполнении более сложных тестов, следствием чего является сниженная эффективность выполнения действий в игровых ситуациях, требующих ответа с неведущей стороны, неведущей конечностью. Намечены пути педагогической коррекции, направленной на снижение выраженности двигательной асимметрии при выполнении координационных тестов футболистами и повышения эффективности технических действий в игровых ситуациях.

Ключевые слова: координационные способности, двигательная асимметрия, футболисты, координационная подготовка.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p98-101

ANALYSIS OF MOTOR ASYMMETRY UNDER PERFORMANCE OF COORDINATION TESTS BY BEGINNING FOOTBALL PLAYERS

Inessa Yurevna Gorskaya, the doctor of pedagogical sciences, professor, Grigory Stanislavo-vich Baimakov, the post-graduate student, Siberian State University of Physical Culture and Sports, Omsk; Alexey Anatolyevich Tereshchenko, the senior teacher, Omsk State Transport

University

Abstract

The purpose of the study is to study the severity of motor asymmetry when performing tests that evaluate individual indicators of coordination preparedness of football players aged 8-9 years old at the initial stage of preparation. As a result of the study, a comparative analysis of the results of testing indicators of general and special coordination abilities when performing tests with the leading and non-knowing limbs (legs) was carried out. The severity of motor asymmetry in young football players was revealed and analyzed during various coordination tests. It was revealed that the severity of motor asymmetry is enhanced when more complex tests are performed, which results in a reduced efficiency of actions in game situations, requiring an answer from the non-leading side, the non-leading limb. The ways of pedagogical correction aimed at reducing the severity of motor asymmetry when performing coordination tests by football players and increasing the effectiveness of technical actions in game situations are outlined.

Keywords: coordination abilities, motor asymmetry, football players, coordination training.

ВВЕДЕНИЕ

Координационная подготовка в футболе вызывает повышенный интерес исследователей на современном этапе, так как рассматривается в качестве значимого фактора повышения эффективности технической и физической подготовки [1, 2, 3, 4, 6]. В отдельных исследованиях отмечается необходимость «двусторонней» координационной подготовки в тех видах спорта, где деятельность носит ситуационный характер и связана с необходимостью одинаково эффективно выполнять технические действия правой и левой стороной

тела [5, 7, 8]. Сложность адекватного обеспечения такой подготовки обусловлена опасностью возникновения и закрепления технических ошибок, возникновения неблагоприятных последствий так называемого «переучивания» детей, имеющих определенный тип межпо-лушарного взаимодействия, жестко генетически обусловленный, что доказано в многочисленных исследованиях. Поскольку эффективность действий футболиста в игре характеризуется результатами успешного выполнения технических приемов как правой, так и левой ногой, действий в ситуациях, возникающих внезапно с обеих сторон, необходимо уделять двусторонней подготовке определенное внимание уже на начальном этапе подготовки. Исследования в этом направлении позволяют говорить о возможности снижения выраженности двигательной асимметрии, однако большинство сведений получено с участием квалифицированных спортсменов [5, 7, 8].

Цель исследования. Изучение выраженности двигательной асимметрии при выполнении тестов, оценивающих отдельные показатели координационной подготовленности футболистов на начальном этапе подготовки.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В ходе исследования проведена оценка уровня координационной подготовленности начинающих футболистов по показателям общих и специальных координационных способностей. Для оценки общей координационной подготовленности использованы общепринятые тесты, позволяющие оценить способности к реагированию, сохранению равновесия, точности отмеривания и воспроизведения пространственных, силовых, временных параметров движения, ориентации в пространстве. Для оценки специальной координационной подготовленности использованы три теста, содержащие элементы техники футбола, связанные с проявлением двигательной точности. Тестирование проводилось ведущей и неведущей конечностью (таблицы 1, 2).

Таблица 1 - Показателей общей координационной подготовленности начинающих футболистов 8-9 лет (Х±о)____

Показатель Конечность Х±о Выраженность асимметрии

Проба Ромберга, пяточно-носочная поза, с ведущая 73,80±17,38* 38,9%

неведущая 45,10±14,61

Проба Ромберга, поза «Аист», с ведущая 4,30±1,12* 34,9%

неведущая 2,80±1,22

Время реакции на свет, мс ведущая 451,50±92,14 4,4%

неведущая 472,42±104,77

Время реакции на звук, мс ведущая 422,79±75,42 3,1%

неведущая 436,08±104,71

Время реакции слежения, мс ведущая 172,27±33,20* 16,1%

неведущая 205,44±14,71

Точность воспроизведения заданной величины отрезков, величина ошибки, % ведущая 16,5±2,22 9,3%

неведущая 18,2±3,22

Точность воспроизведения силовых и пространственных параметров движения (/ от макс. прыжка в длину на одной ноге, ошибка, см) ведущая 11,4±2,6* 30,9%

неведущая 16,5±2,22

Теппинг-тест (ногой), max, кол-во раз за 10 с ведущая 75,15±12,40* 8,6%

неведущая 68,71±13,36

Теппинг-тест, разница между max и min, кол-во раз ведущая 23,00±10,16 4,7%

неведущая 24,13±11,29

Теппинг-тест, сумма за 60 с, кол-во раз ведущая 382,08±61,32* 12,4%

неведущая 334,75±60,95

Примечание: * - отмечены статистически значимые различия между результатами выполнения теста ведущей и неведущей конечностью

Анализ результатов тестирования свидетельствует о том, что по большинству примененных тестов результаты выполнения неведущей конечностью (или в неведущую сторону) находятся на достоверно более низком уровне в сравнении с результативностью

выполнения ведущей конечностью (таблицы 1, 2).

Таблица 2 - Показатели специальной координационной подготовленности начинающих футболистов 8-9 лет____

Показатель Конечность (нога) Х±о Выраженность асимметрии

Жонглирование мячом, кол-во раз ведущая 8,70± 3,09* 43,7%

неведущая 4,90± 1,68

Удары в заданную часть ворот 2х6 метров после ведения мяча, кол-во точных ударов из пяти предложенных ведущая 3,80±0,85* 23,7%

неведущая 2,90±0,86

Удары по воротам 1 метр на расстоянии 8 метров, кол-во точных ударов из пяти предложенных ведущая 3,30±1,23* 39,4%

неведущая 2,00±1,15

Примечание: * - отмечены статистически значимые различия между результатами выполнения теста ведущей и неведущей конечностью

Для сравнения степени выраженности двигательной асимметрии при выполнении тестов ведущей и неведущей конечностью оценивался процент выраженности асимметрии. Выявлено, что степень выраженности двигательной асимметрии при выполнении координационных тестов футболистами 8-9 лет возрастает по мере усложнения задания. Наиболее наглядно это проявилось при выполнении двух тестов на точность выполнения удара по воротам - в тесте, где размеры ворот были меньше, результаты тестирования при выполнении ведущей и неведущей ногой различаются более значимо. Наиболее выражена двигательная асимметрия при выполнении специальных координационных тестов в сравнении с асимметричностью выполнения тестов общей направленности (кроме тестов, оценивающих способности к сохранению статического равновесия и точности воспроизведения силовых и пространственных параметров движения) (таблица 1, 2).

В меньшей степени выражена двигательная асимметрия при выполнении тестов, связанных с реагированием и частотой движений ногой, что позволяет предполагать, что в игровой ситуации футболист не потеряет эффективности в процессе реакции на изменение ситуации с неведущей стороны, однако точность и результативность ответного действия будет значительно снижена при необходимости выполнения его с неведущей стороны, неведущей ногой.

ВЫВОД

В результате проведенного исследования выявлена степень выраженности двигательной асимметрии по разным координационным тестам, выполненным футболистами 89 лет. По отдельным показателям результаты выполнения теста неведущей конечностью снижены на 30-40% в сравнении с показателями тестирования по ведущей стороне тела. Определено, что в большей степени выражена двигательная асимметрия при выполнении специальных координационных тестов, усиливающаяся при усложнении тестового задания. Полученная информация может служить основой для разработки эффективных педагогических решений, направленных на снижение выраженности двигательной асимметрии за счет акцентированной координационной подготовки по неведущей стороне тела. Это позволит обеспечить подготовку юных футболистов к более быстрому и качественному освоению технических действий неведущей стороной тела.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аверьянов, И.В. Исследование психомоторных показателей футболистов 8-17 лет, значимых для точности технико-тактических действий / И.В. Аверьянов, С.В. Осипов // Омский научный вестник. - 2015. - № 2 (136). - С. 177-180.

2. Аль Рубайе, Н.Х.А. Техническая подготовка футболистов на основе развития способности к дифференцировке мышечных усилий / Н.Х.А. Аль Рубайе, М.А. Правдов, Д.М. Правдов // Сборник трудов Межвузовской научно-практической конференции (23 марта 2016 года). - Москва, 2016. - С. 167-176.

3. Физиологическое обоснование методики повышения кинестетических координационных способностей у футболистов детей младшего школьного возраста / С.С. Артемьева, Я.Е. Козлов,

И.С. Анискевич, А.В. Ежова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 9 (127).

- С. 28-32.

4. Бобровский, Е.А. «Чувство мяча» и его развитие у юных футболистов в учебно-тренировочном процессе / Е.А. Бобровский, А.В. Володин // Теория и практика физического воспитания. -2014. - № 1. - С. 14-16.

5. Буянов, В.Н. Билатеральная тренировка в настольном теннисе / В.Н. Буянов // Интеграция инновационных систем и технологий в процесс физического воспитания молодежи : сборник научных трудов. - Ульяновск, 2010. - С. 14-15.

6. Войтус, Л.В. Обучение техническим действиям юных футболистов 10-11 лет / Л.В. Вой-тус, А.П. Михайловский, В.В. Яненко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018.

- № 12 (166). - С. 35-37.

7. Староста, В. Симметризация движений - новая концепция обучения и совершенствования спортивной техники / В. Староста // Перспективы развития современного студенческого спорта. Итоги выступлений российских спортсменов на Универсиаде-2013 в Казани : материалы Всероссийской научно-практической конференции (12-13 декабря). - Казань : Отечество, 2013. - С. 470-473.

8. Изменение точности различения пространственных и силовых параметров движений у юных футболистов 13-15 лет под воздействием утомления / М.М. Шестаков, И.В. Кулекин, Ж.Г. Ани-киенко, А.Г. Забуга // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2019. - № 3. - С. 26-33.

REFERENCES

1. Averyanov, I.V. and Osipov S.V. (2015), "The study of psychomotor indicators of football players of 8-17 years old, significant for the accuracy of technical and tactical actions", Omsk Scientific Herald, No. 2 (136), рр. 177-180.

2. Al Rubaye, N.X.A., Pravdov, M.A. and Pravdov, D.M. (2016), "Technical training of football players on the basis of the development of the ability to differentiate muscle effort", Proceedings of the Interuniversity scientific-practical conference (March 23, 2016), Moscow, рр. 167-176.

3. Artemyeva S.S., Kozlov, Ya.E., Aniskevich, I.S. and Ezhova. A.V. (2015), "Physiological substantiation of the method for increasing kinesthetic coordination abilities in football players of primary school children", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 9 (127), рр. 28-32.

4. Bobrovsky, E.A. and Volodin, A.V. (2014), ""Feeling the ball" and its development among young football players in the educational process", Theory and practice ofphysical culture, No. 1, рр. 14-16.

5. Buyanov, V.N. (2010), "Bilateral training in table tennis", Integration of innovative systems and technologies in the process ofphysical education of youth: collection of scientific papers, Ulyanovsk, рр. 14-15.

6. Voitus, L.V., Mikhailovsky, A.P. and Yanenko, V.V. (2018), "Teaching the technical actions of young soccer players 10-11 years old", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12 (166), рр. 35-37.

7. Starosta, V. (2013), "Symmetrization of movements - a new concept of training and improvement of sports equipment", Prospects for the development of modern student sports: Results ofperformances of Russian athletes at the Universiade 2013 in Kazan: materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference (December 12-13), Kazan: Fatherland, рр. 470-473.

8. Shestakov, M.M., Kulekin, I.V., Anikienko, J.G. and Zabuga A.G. (2019), "Changing the accuracy of distinguishing spatial and power parameters of movements in young football players aged 13-15 under the influence of fatigue", Physical Culture, Sport - Science and Practice, No. 3, рр. 26-33.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 14.02.2020

УДК 796.011

ВЛИЯНИЕ ЛОКОМОТОРНОЙ ФУНКЦИИ ЛЕВОРУКОСТИ НА ПАРАМЕТРЫ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У КУРСАНТОВ-ШТУРМАНОВ, ПРОЯВЛЯЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Александр Васильевич Еганов, доктор педагогических наук, профессор, Уральский

государственный университет физической культуры, г. Челябинск; Алексей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.