their importance in technical and technical and tactical improvement", Theory and practice physical culture, No. 2, pp. 56-59.
8. Lyakx, V.I. (1999), O concepts, tasks, a place and basic provisions of coordination preparation in sport", Theory and practice ofphysical culture, No. 11, pp. 27-33
9. Petrov, A.M. (1997), Central programming of mechanisms of realization of coordination abilities of athletes and their pedagogical justification, dissertation, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.01.2015.
УДК 796.332
ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И ТЕХНИКО-
ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ
Дмитрий Сергеевич Цветков, научный сотрудник, Государственный научно-исследовательский институт социально-экономических проблем и спортивно-оздоровительных технологий (ГНИИ СЭП и СОТ), г. Санкт-Петербург, Александр Александрович Старых, Генеральный директор, ООО «Эверест», г. Москва
Аннотация
В статье рассматриваются различные способы оценки функционального состояния и технико-тактической подготовленности юных футболистов с целью повышения эффективности их соревновательной деятельности. Отмечены особенности в оценке указанных показателей на различных этапах подготовки с учетом возраста юных спортсменов. Использование предлагаемых способов позволяет с достаточной степенью достоверности оценивать показатели функционального состояния и технико-тактической подготовленности футболистов на стадии учебно-тренировочных групп. Полученная оценка позволяет корректировать управление тренировочным процессом и, как следствие, повышать результат соревновательной деятельности.
Ключевые слова: оценка показателей, юные футболисты, фиксация уровня подготовленности, физические качества, функциональное состояние, технико-тактическая подготовленность.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.02.120.p195-197
PERFORMANCE ASSESSMENT OF THE FUNCTIONAL STATUS AND TECHNICAL AND TACTICAL READINESS OF THE YOUNG FOOTBALL
PLAYERS
Dmitry Sergeevich Tsvetkov, the research assistant, The state scientific research institute of social and economic problems and sports technologies,
St. Petersburg, Alexander Alexandrovich Staryh, General Director, Ltd "Everest", Moscow
Annotation
The article discusses the various ways to assess the functional status and the technical and tactical training of the young players in order to improve their competitive activities. The features for the evaluation of these indicators at various stages of preparation, taking into account the age of the young athletes, have been marked. Using the proposed method makes it possible to estimate reliably the parameters of the functional status and the technical and tactical training of players at the stage of training groups. The resulting estimate of control allows you to adjust the training process and as a result, improve the result of the competitive activity.
Keywords: evaluation indicators, young players, fixing the level of preparation, physical qualities, functional status, technical and tactical training.
Технико-тактическая подготовленность юных футболистов на этапе учебно-тренировочных групп можно определять с помощью следующих тестов:
1) Выполнение ударов по воротам с расстояния 16,5 м на точность по 5 ударов правой и левой ногой. Учитывается суммарное количество попаданий в ворота.
2) С линии старта (30 м от линии штрафной площадки) выполняется: ведение мяча - 20 м, обвод змейкой 4-х стоек, удар по воротам с линии штрафной площадки. Фиксируется время от старта до пересечения мячом линии ворот. Выполняется три попытки, учитывается лучший результат.
3) Жонглирование мячом - удержание мяча в воздухе правой и левой ногой, бедром и головой. Выполнение ударов допускается в произвольной последовательности. Учет осуществляется по количеству ударов, которые выполнены разными приемами.
Для юных вратарей предлагаются следующие тесты: удар по мячу с рук по коридору шириной 10 м на дальность; бросок мяча рукой по коридору шириной 3 м на дальность. Разбег не более 4-х шагов. Результаты тестирования дополняются экспертными оценками уровня физической и технико-тактической подготовленности юных футболистов [1]. Базовыми нормативными показателями считаются: удары по воротам на точность, 8 попаданий из 10; обводка 4-х стоек и удар по воротам, 8 секунд; удар по мячу на дальность 45 метров. Также определяется точность передач мяча между игроками: короткие - 5-10 м; средние - 10-15 м; длинные - 45-50 м.
В соревновательный период оценка подготовленности юных футболистов проводится способом определения количества технико-тактических действий, выполненных за один матч путем установления процента ошибочно выполненных действий относительно общего количества выполненных действий. Этот показатель не должен превышать 29%.
На сегодняшний день наиболее эффективной системой оценки уровня физической подготовленности является 10-балльная шкала. Результат, полученный в конкретном тесте, переводится в очки, сумма которых может служить показателем интегральной оценки уровня физической подготовленности юных футболистов. Оценку уровня физической подготовленности можно проводить по трем параметрам: скоростные возможности; ско-ростно-силовые способности; выносливость [2, 3, 4].
Скоростные возможности юных футболистов можно оценивать по результатам бега на 10, 30 и 50 метров с высокого старта. Время 10-метровой дистанции оценивает стартовую скорость, результат 30 и 50 метров - дистанционную скорость. Допустимыми показателями являются:
- время прохождения 10-метровой дистанции - 1,65^1,90 с;
- время прохождения 30-метровой дистанции - 3,93^4,50 с;
- время прохождения 50-метровой дистанции - 6,10^7,00 с.
Скоростно-силовые способности юных футболистов предлагается оценивать по
высоте выпрыгивания вверх с места с помощью ленты Абалакова. Выполняется не менее трех попыток. Высота вертикального выпрыгивания вверх с места - 40,0^57,4 см. Оценивается в баллах от 0 до 10. Выносливость футболистов определяется способом челночного бега 7^50 метров. Дистанцию юный футболист должен пробегать на максимальной скорости. Время составляет 67,0^69,0 с.
Функциональное состояние юных футболистов может определяться следующими методами: Проба Генча (задержка дыхания на выдохе), определяет устойчивость к развитию гипоксии (нехватке кислорода). Время, в течение которого юный спортсмен может задерживать дыхание преодолевая возникающую гипоксию сугубо индивидуально. Оно зависит от возбудимости ЦНС спортсмена, состояния аппарата внешнего дыхания и сердечно-сосудистой системы. Конкретная оценка Пробы Генча: менее 20 с - неудовлетворительно; 21^29 с - удовлетворительно; 30 с и более - хорошо.
Методом оценки критической частоты слияния световых мельканий выявляется подвижность нервных процессов коркового отдела зрительного анализатора юных футболистов. Средний показатель составляет 45^50 Гц для центральной части сетчатки глаза спортсмена. Сенсомоторная реакция на световые раздражители позволяет исследовать
подвижность нервных процессов и оценить силу возбуждения и внутреннего торможения. Увеличение неточных реакций, то есть количество ошибок, больших чем 16% от всего количества сигналов показывает снижение внутреннего торможения. Важной оценкой является реакция юного спортсмена на движущийся объект. Этот метод позволяет установить точность реагирования юного спортсмена на раздражитель и определить уравновешенность процессов торможения и возбуждения в коре его головного мозга. Для оценки результатов данного испытания высчитывается точность ответа (в % от общего количества реакций). Вычисляется средняя алгебраическая величина отклонений из 25 реакций. Мышечную силу кистей рук для вратарей можно оценивать методом динамометрией. Для чего можно использовать гидравлический динамометр.
Заключение. В ходе проведенного исследования определены значимые физические качества юных футболистов, наиболее информативные показатели функционального состояния организма и технико-тактической подготовленности, повышающие эффективность тренировочной и соревновательной деятельности игроков. Выявлены особенности различных способов, определяющих физические качества, функциональные состояния и технико-тактическую подготовленность юных футболистов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Биохимия мышечной деятельности / Н.И. Волков, Э.Н. Несен, А.А. Осипенко, С.Н. Корсун. - Киев : Олимпийская литература, 2000. - 503 с. - ISBN 966-7133-29-Х.
2. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский. - М. : Физкультура и спорт, 1988. - 331 с.
3. Виноградов, Г.П. Специфика воздействия силовых видов физических упражнений на здоровье занимающихся / Г.П. Виноградов // Современные проблемы атлетизма : спортивные и рекреационные аспекты : сборник научных трудов / С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб. : [б. и.], 2000. - С. 123-128.
4. Зеленцов, А.М. Моделирование тренировки в футболе / А.М. Зеленцов, В.В. Лобановский. - Киев : Альтерпресс, 1998. - 216 с.
REFERENCES
1. Volkov, N.I., Nesen E.N., Osipenko A.A. and Korsun S.N. (2000), Biochemistry of muscle activity, Olympic Literature, Kiev, ISBN 966-7133-29-X.
2. Verkhoshansky, Yu.V. (1988), Fundamentals of special physical preparation of athletes, Physical Education and Sports, Moscow.
3. Vinogradov, G.P. (2000), "Specificity of the impact of power kinds of exercise on health", Modern problems of athleticism: sports and recreational aspects: collection of scientific papers, St. Petersburg GAFK of P.F. Lesgaft, St. Petersburg, pp. 123-128.
4. Zelencov, A.M. and Lobanovsky V.V. (1998), Simulation training in football, Alterpress, Kiev.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.02.2015.
УДК 378
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ ОФИЦЕРСКОЙ
ЧЕСТИ
Анатолий Петрович Шарухин, доктор педагогических наук, профессор,
Александр Павлович Легаев, соискатель, Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России
Аннотация
В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию педагогических условий необходимых для воспитания у курсантов вузов внутренних войск МВД России офицер-