Научная статья на тему 'Применение средств специфического характера для повышения технико-тактической подготовленности юных футболистов'

Применение средств специфического характера для повышения технико-тактической подготовленности юных футболистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
318
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ / КОЭФФИЦИЕНТ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Даев Вячеслав Евгеньевич, Зайцев Александр Анатольевич

Проведено исследование, направленное на оценку уровня технико-тактической подготовленности юных футболистов. Установлено, что применение в учебно-тренировочном процессе упражнений игровой направленности способствовало повышению как количественных, так и качественных показателей игровой деятельности юных спортсменов, специализирующихся в футболе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Даев Вячеслав Евгеньевич, Зайцев Александр Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of specific methods for increasing the technical and tactical readiness of young football players

Research has been performed with the aim of establishing the technical and tactical readiness of the young soccer players. It has been found that applying the playstyle exercises in the course of training resulted in the increase of the quantitative and qualitative characteristics relating to the performance of young players specializing in soccer.

Текст научной работы на тему «Применение средств специфического характера для повышения технико-тактической подготовленности юных футболистов»

Контактная информация: victorgoncharov@ya.ru

Статья поступила в редакцию 15.08.2015.

УДК 796.332

ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ СПЕЦИФИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ

ФУТБОЛИСТОВ

Вячеслав Евгеньевич Даев, кандидат педагогических наук, мастер спорта России, Футбольная Школа Молодежи, г. Москва, Александр Анатольевич Зайцев, доктор биологических наук, профессор, Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя

Аннотация

Проведено исследование, направленное на оценку уровня технико-тактической подготовленности юных футболистов. Установлено, что применение в учебно-тренировочном процессе упражнений игровой направленности способствовало повышению как количественных, так и качественных показателей игровой деятельности юных спортсменов, специализирующихся в футболе.

Ключевые слова: учебно-тренировочный процесс, технико-тактическая подготовленность, соревновательная деятельность, технико-тактические действия, коэффициент эффективности.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.08.126.p45-47

APPLICATION OF SPECIFIC METHODS FOR INCREASING THE TECHNICAL AND TACTICAL READINESS OF YOUNG FOOTBALL PLAYERS

Vyacheslav Evgenyevich Daev, the candidate of pedagogical sciences, Master of sports (Russia), Youth Football School, Moscow, Alexander Anatolievich Zaytsev, the doctor of biological sciences, professor, Moscow University of Ministry of Internal Affairs

Annotation

Research has been performed with the aim of establishing the technical and tactical readiness of the young soccer players. It has been found that applying the playstyle exercises in the course of training resulted in the increase of the quantitative and qualitative characteristics relating to the performance of young players specializing in soccer.

Keywords: training process, technical and tactical readiness, competitive activity, technical and tactical actions, efficacy coefficient.

Существующий учебно-тренировочный процесс в спортивных школах с присущей ему жесткой организацией и регламентацией практически не оставляет простора для творческого подхода что необходимо при обучении технике владения мячом. Так как, воспитанники спортивных школ не имеют возможности играть в футбол во дворе, то есть вероятность получить усредненный тип футболиста, лишенного яркого индивидуального «почерка». Возможно, разрешение этой проблемы лежит через использование игровых упражнений, которые бы моделировали специфику соревновательной деятельности обучающихся. Этот момент особенно важен при работе с юными, начинающими футболистами, которые сегодня не особенно охотно играют во дворах. При составлении комплексов средств, использовались разработки некоторых специалистов [1, 3, 4, 5].Основным принципом применения средств являлось создание сложной дискретной совокупности элементов оперативной задачи, для преобразования которой требуется реализация интеллектуального и моторного потенциала. За основу были взяты следующие принципы:

- создание эмоционально насыщенных ситуаций;

- применение фактора неопределенности игрового действия путем создания

много альтернативного выбора, лимитирующего время на принятие решения;

- увеличение плотности игры;

- поощрение нестандартных решений.

В качестве регуляторов были выбраны различные ограничительные меры: регламентация количества касаний мяча, выполнение различных технико-тактических действий (ТТД) в различных зонах и мячами различного цвета, сокращение времени и пространства, введение нескольких мячей и игровых зон.

Особое внимание было обращено на поиск возможностей обучения технике посредством разработанных упражнений. Существует мнение, что при обучении молодого игрока метод строго регламентированного упражнения не должен быть основным так как чрезмерное его использование не вызывает интереса у обучающихся и изначально ведет к созданию психического «барьера», боязни ошибиться. Применение игрового и соревновательного методов позволяют создать обстановку, когда нет чрезмерной концентрации внимания непосредственно на техническую сторону выполнения.

Проведено исследование, направленное на повышение технико-тактической подготовленности юных футболистов, посредством применения игровых заданий с использованием педагогических и статистических методов.

В ходе педагогических наблюдений фиксировались следующие количественно-качественные показатели технико-тактических действий: передачи мяча (короткие и средние, длинные), единоборства (внизу и вверху), отбор мяча, обводка соперника, перехваты мяча, удары по воротам, общее количество ТТД. Методика регистрации позволила рассчитать количественные и качественные показатели выполнения технико-тактических действий отдельными игроками и командой в целом. Суммарные значения ТТД, отражающие количественную сторону игровой деятельности, показывали игровую активность футболиста. О надежности выполнения технико-тактических действий судили по коэффициенту эффективности (КЭ) который рассчитывался как отношение общего количества выполненных приемов к удачно выполненным приемам (в процентном отношении). Показатели КЭ рассматривались в виде качественной оценки технико-тактической подготовленности.

Педагогический эксперимент проводился с введением экспериментальной (14 человек) и контрольной (14 человек) групп. Предложенные игровые задания прошли апробацию на экспериментальной группе юных футболистов. Зарегистрировано 8 матчей с участием игроков экспериментальной и контрольных групп. Рассчитывалось среднее арифметическое значение признака. Достоверность различий оценивалась по ^критерию Стьюдента. Результаты обрабатывались общепринятыми методами математической статистики [2], а также с использованием пакета компьютерных программ «Статистика».

Эффективность использования предложенных игровых заданий, направленных на совершенствование технико-тактического мастерства футболистов, которые составили в структуре тренировочного процесса 52^59%, оценивалась по показателям соревновательной деятельности.

Полученные данные выявили преимущество футболистов экспериментальной группы по большинству показателей ТТД. Так, количество передач мяча у игроков экспериментальной группы, в среднем, больше на 63 ТТД за игру и выполнялись они на 13.2% эффективнее. Преимущество воспитанников экспериментальной группы в выполнении атакующих действий подтверждалось данными об обводке соперников, которой больше в количественном отношении на 21.1 прием и лучше в качественном отношении - на 12.1%. Точность попаданий в створ ворот после ударов у игроков экспериментальной группы на 14.6% выше, чем у футболистов контрольной.

В целом, исходя из полученных данных, можно констатировать преимущество представителей экспериментальной группы, как в количественных, так и качественных показателях соревновательной деятельности, что подтверждает целесообразность приме-

нения предложенных средств технико-тактического характера в системе подготовки юных футболистов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев, С.Н. Организация подготовки спортивных резервов в футбольных клубах ГДР : методические рекомендации / С.Н. Андреев, В.Г. Киянченко. - М. : [б.и.], 1989. - 42 с.

2. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б.А. Ашмарин. - М. : Физкультура и спорт, 1978. - 223 с.

3. Зайцев, А. А. Динамика физической и технической подготовленности юных футболисток 10-12 лет различных соматических типов и вариантов биологического развития : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Зайцев А.А. - Малаховка, 1994. - 18 с.

4. Зайцев, А.А. Биологическое обоснование концепции развития компонентов подготовленности с учетом соматотипоспецифических особенностей растущего организма спортсменок командно-игровых видов : автореф. дис. ... д-ра биол. наук / Зайцев А.А. - М., 2006. -46 с.

5. Полишкис, М.С. Учет индивидуально-психологических особенностей юных футболистов при совершенствовании их тактической подготовленности : учебно-методическое пособие / М.С. Полишкис. - 3-е изд., доп. - М. : [б.и.], 2008. - 88 с.

REFERENCES

1. Andreev, S.N. and Kiyanchenko, V.G. (1989), Training organization of sports reserves in GDR soccer clubs: methodical recommendations, Moscow.

2. Ashmarin, B.A. (1978), Theory and methodology in pedagogical research of physical education, Physical Culture and Sports, Moscow.

3. Zaytsev, A.A. (1994), Young female soccer players aged 10-12 of different somatotypes and biological development variations: Physical and technical readiness dynamics, dissertation, Malakhovka.

4. Zaytsev, A.A. (2006), Biological foundation for conceptual development of readiness components accounting for growing organism somatotype specificities ofyoung female competitive sports players, dissertation, Moscow.

5. Polishkis, M.S. (2008), Accounting for individual psychological specificities of young soccer players in perfecting their technical readiness: study guide, 3rd ed., Moscow.

Контактная информация: zalex.65@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 24.08.2015.

УДК 796.89

ОПТИМИЗАЦИЯ ПОСТРОЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК НА АТЛЕТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ РАЗЛИЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Дмитрий Даниилович Дальский, кандидат педагогических наук, доцент, Геннадий Петрович Виноградов, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург); Александр Владимирович Барабанов, Директор и тренер по бодибилдингу и фитнесу, Спортивный клуб «Фитнес Форум», г. Ашкелон, Израиль; Ирина Александровна Афанасьева, доктор биологических наук, профессор, Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П.Ф.

Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Статья посвящена определению оптимизации трех основных тренировочных направлений в атлетической гимнастике (анаболическое, катаболическое и рекреационное), посредством которой возможно совершенствовать результативность, путем изменения тренировочной нагрузки, характерной каждому из направлений, и осуществляемую на основе использования данных оперативного контроля. В статье приводятся результаты исследования и анализ различия между двумя популярными системами тренировок в бодибилдинге, в период подготовки спортсменов к соревновани-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.