Научная статья на тему 'Техническая подготовка футболистов 12-13 лет с учётом игрового амплуа'

Техническая подготовка футболистов 12-13 лет с учётом игрового амплуа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
283
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУТБОЛ / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ / АМПЛУА / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ФУТБОЛИСТОВ / FOOTBALL / COMPETITIVE ACTIVITY / TECHNICAL AND TACTICAL ACTIONS OF FOOTBALL PLAYERS / PLAYER'S POSITION / TECHNICAL TRAINING OF FOOTBALL PLAYERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суворов Владимир Вячеславович

Актуальность рассматриваемых в статье вопросов связана необходимостью учёта показателей соревновательной деятельности при определении содержания тренировочного процесса. Представленные в статье материалы описывают технико-тактических действий футболистов 12-13 лет в процессе соревновательной деятельности. Особое внимание уделяется установлению особенностей применения технико-тактических действий футболистами различных игровых амплуа. В связи с изменением игрового амплуа в статье раскрывается механизм определения наиболее важных, элементов игры, на которые необходимо акцентировать внимание в процессе тренировки. В статье показано, что основой для определения должной структуры технической подготовки футболистов определённого игрового амплуа должны выступать типологические особенности применения технико-тактических действий в матче игроками на данной позиции. Структура технической подготовки подвергается коррекции на основе прежнего игрового амплуа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Суворов Владимир Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technical training of football players aged 12-13 years old depending on player's position

The relevance of the questions considered in the article is connected with the need of accounting of the indicators of the competitive activity when determining the contents of training process. The materials presented in the article describe the technical and tactical actions of football players aged 12-13 years during of the competitive activity. Special attention is paid to establishment of the features of application of the technical and tactical actions by football players of player's position. Due to the change of player's position in the article there is opened the mechanism of definition of the most important, game elements on which it is necessary to focus attention in the course of the training. The article shows that the basis for determining the proper structure of technical training of the players of the certain player's position should be of the typological features of the use of the technical and tactical actions in the match by the players in this position. The structure of technical training is subject to correction on the basis of player's position in the past.

Текст научной работы на тему «Техническая подготовка футболистов 12-13 лет с учётом игрового амплуа»

теграция науки и практики : материалы XI междунар. науч.-практ. конф. (5 октября 2014 г.). - Ставрополь, 2014. - С. 266-269.

3. Степанова, М.Е. Разработка шкал оценки уровня сформированности базовых умений и навыков у юных теннисистов / М.Е. Степанова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2018. - № 3. - С. 24.

4. Davies, K. Perceptions of coaches of a scaled tennis equipment program / K. Davies // ITF Coaching and Sport Science Review. - 2019. - Vol. 77 (27). - P. 26-29.

5. Pankhurst, A. 10U Tennis: The essentials of developing players for the future / A. Pankhurst // The Young Tennis Player / A. Colvin and J. Gladstone (Eds.). - Switzerland : Springer International Publishing, 2016. - Р. 1-16.

REFERENCES

1. Zhuravleva, A. (2013), "Before going to the court: summing up exercises with tennis balls", Sport at school, No. 10, pp. 38-40.

2. Kozlov, V.V. and Kosmina, I.P. (2014), "Scale of assessment of the level of professional and applied acrobatic readiness of motor inspectors", Physical culture and sport: integration of science and practice, Proceedings of the XI International Scientific Conference, Stavropol, October 5, 2014, Stavropol, NCFU publishing House, pp. 266-269.

3. Stepanova, M.E. (2018), "Development of scales for assessing the level of formation of basic skills in young tennis players", Physical culture: education, training, No. 3, p. 24.

4. Davies, K. (2019), "Perceptions of coaches of a scaled tennis equipment program", ITF Coaching and Sport Science Review, Vol. 77 (27), pp. 26-29.

5. Pankhurst, A. (2016), "10U Tennis: The essentials of developing players for the future", in A. Colvin and J. Gladstone (Eds.). The Young Tennis Player, Switzerland, Springer International Publishing, pp. 1-16.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 20.09.2019

УДК 796.332

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ФУТБОЛИСТОВ 12-13 ЛЕТ С УЧЁТОМ

ИГРОВОГО АМПЛУА

Владимир Вячеславович Суворов, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и

туризма, Краснодар

Аннотация

Актуальность рассматриваемых в статье вопросов связана необходимостью учёта показателей соревновательной деятельности при определении содержания тренировочного процесса. Представленные в статье материалы описывают технико-тактических действий футболистов 12-13 лет в процессе соревновательной деятельности. Особое внимание уделяется установлению особенностей применения технико-тактических действий футболистами различных игровых амплуа. В связи с изменением игрового амплуа в статье раскрывается механизм определения наиболее важных, элементов игры, на которые необходимо акцентировать внимание в процессе тренировки. В статье показано, что основой для определения должной структуры технической подготовки футболистов определённого игрового амплуа должны выступать типологические особенности применения технико-тактических действий в матче игроками на данной позиции. Структура технической подготовки подвергается коррекции на основе прежнего игрового амплуа.

Ключевые слова: футбол, соревновательная деятельность, технико-тактические действия, амплуа, техническая подготовка футболистов.

TECHNICAL TRAINING OF FOOTBALL PLAYERS AGED 12-13 YEARS OLD DEPENDING ON PLAYER'S POSITION

Vladimir Vyacheslavovich Suvorov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Department chairman, Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism,

Krasnodar

Annotation

The relevance of the questions considered in the article is connected with the need of accounting of the indicators of the competitive activity when determining the contents of training process. The materials presented in the article describe the technical and tactical actions of football players aged 12-13 years during of the competitive activity. Special attention is paid to establishment of the features of application of the technical and tactical actions by football players of player's position. Due to the change of player's position in the article there is opened the mechanism of definition of the most important, game elements on which it is necessary to focus attention in the course of the training. The article shows that the basis for determining the proper structure of technical training of the players of the certain player's position should be of the typological features of the use of the technical and tactical actions in the match by the players in this position. The structure of technical training is subject to correction on the basis of player's position in the past.

Keywords: football, competitive activity, technical and tactical actions of football players, player's position, technical training of football players.

ВВЕДЕНИЕ

Современным подходом к созданию тренировочных планов на любом из этапов подготовки не может обойтись без учёта особенностей соревновательной деятельности [1, 2]. Особое значение это приобретает в начале спортивной специализации в возрасте 12-13 лет, когда начинается активная соревновательная деятельность. Тренеру необходимо чётко представлять каким образом дифференцировать подготовку футболистов в соответствии с планом игры [2, 5]. Зачастую тренер в детском футболе сталкивается с проблемой перепрофилирования футболистов того или иного амплуа в случае нехватки игроков на определённую позицию. Тогда-то и возникает вопрос о модельных характеристиках технической подготовки, определяемых не только функциональными обязанностями футболистов, но и в зависимости от того какое игровое амплуа представлял игрок в прошлом [3, 4].

Следовательно, основной задачей данного исследования будет выступать разработка методического подхода, обеспечивающего техническую подготовленность футболистов 12-13 лет с учётом игрового амплуа.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Решение данной задачи возможно с помощью педагогических наблюдений за соревновательной деятельностью футболистов 12-13 лет, где вовремя матчей команд ФК «Краснодар», ГБУ КК "СШ по Футболу" и ДЮСШ «Академия футбола» фиксировались технико-тактические действия футболистов различных игровых амплуа. Всего было зарегистрировано 41 матч с участием этих команд. Основу математической обработки составил т-тест, обеспечивающий оценку достоверности различий двух выборок.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Установленные типологические особенности применения технико-тактических действий футболистами линии защиты, полузащиты и нападения, а также выявленные отличительные особенности между игровыми амплуа позволяют выделить технико-тактические действия, на которые необходимо обратить внимание при подготовке футболиста на конкретное амплуа. В эту группу не будут отбираться те технико-тактические действия, которые имеют важное значение для данного амплуа, но по объёму использования футболистом на своём прежнем месте соответствуют будущему амплуа. Таким образом подго-

товка футболистов 12-13 лет может иметь две группы целевых приёмов, на которые необходимо обращать внимание в зависимости от того из игрока какого амплуа нужно подготовить, например защитника.

Анализируя результаты полученных показателей технико-тактических действий, необходимо отметить, что футболисты защиты и полузащиты не отличаются между собой в применении таких игровых приёмов как отбор мяча у соперника, единоборство с соперником за мяч в воздухе и передачи мяча головой. Следовательно, они не могут выступать как ключевые игровые приёмы для формирования защитника из полузащитника, так как данный футболист в полном объёме использует эти элементы футбола в своей игре. В данном случае целевыми технико-тактическими действиями для обучения будут выступать короткие и средние передачи мяча во всех направлениях, длинные передачи, ведение мяча, перехват мяча и единоборства за мяч внизу (рисунок 1).

единоборства за мяч внизу | 3,2%

перехват мяча ~ | 23,0%

ведение мяча ~ | 7,3%

длинные передачи мяча ~ | 3,0% передачи мяча вперёд | 29,9%

передачи мяча назад | 6,6%

Рисунок 1 - Объёмы технико-тактических действий для подготовки защитника с учётом прежнего амплуа

(полузащитник)

Рассматривая отличительные особенности футболистов линии защиты по отношению к футболистам играющим в нападении, можно также сформировать целевую группу технико-тактических действий для корректировки программы подготовки защитников из футболистов, играющих в нападении (рисунок 2).

единоборства за мяч вверху | 3,4%

единоборства за мяч внизу 3,2%

перехват мяча

отбор мяча 11,0%

ведение мяча 7,3%

длинные передачи мяча 3,0%

передачи мяча вперёд передачи мяча назад 6,6%

Рисунок 2 - Объёмы технико-тактических действий для подготовки защитника с учётом прежнего амплуа

(нападающий)

Рассматривая две сформированные целевые группы технико-тактических действий для планирования технической подготовки защитников сформированные на основе учёта специфики игры полузащитников и нападающих необходимо отметить, что в первом случае особое внимание уделяется на шесть, а во втором случае на восемь элементов футбола. В обеих целевых группах есть технико-тактические действия схожие по объёму для освоения, а отличаются они добавлением во вторую группу таких игровых приёмов как отбор мяча и единоборства с соперником за мяч вверху.

Аналогично формируются целевые группы для построения технической подготовки футболистов 12-13 лет линии полузащиты на основе сравнительных характеристик с линией защиты (рисунок 3) и нападения (рисунок 4). В первую очередь - это передачи мяча на короткие и средние расстояние в различных направлениях, контроль мяча с помощью ведения и перехват мяча. Необходимо выделить элементы футбола, обостряющие игру и позволяющие получить преимущество на конкретном участке поля - передачи мяча «на

] 23,0%

] 29,9%

ход», передачи мяча в штрафную площадь из-за её пределов, обводка соперника пытающегося прервать атакующие действия команды. Активность команды и её доминирование в создании полного контроля осуществляется с помощью выполнения большого объёма единоборств за ничейный мяч, что и характеризует данное амплуа.

единоборство за мяч внизу перехват мяча обводка соперника ведение мяча передачи мяча "прострелы" передачи мяча "на ход" передачи мяча вперёд передачи мяча назад

4,3%

11,2%

] 5,9%

15,5%

4,6%

3,7%

17,7%

12,8%

Рисунок 3 - Объёмы технико-тактических действий для подготовки полузащитника с учётом прежнего амплуа

(защитник)

Во втором случае (рисунок 4) профиль игроков линии полузащиты будет характеризоваться шестью технико-тактическими действиями, сформированными на основе отличительных особенностей футболистов данного амплуа от нападающих.

единоборства вверху перехват мяча отбор мяча обводка соперника передачи мяча "прострелы" передачи мяча вперёд передачи мяча назад

3,0%

11,2%

8,8%

5,9%

4,6%

17,7%

12,8%

Рисунок 4 - Объёмы технико-тактических действий для подготовки полузащитника с учётом прежнего амплуа

(нападающий)

Данная группа технико-тактических действий будет акцентировать подготовку футболистов на передачах в различных направлениях, не превышающих расстояние в 30 метров и перехватах мяча при передачах его между соперниками. К этой группе относятся и элементы футбола с малыми объёмами в структуре, но важными для достижения перевеса в игре - передачи мяча в штрафную площадь по воздуху или по земле, обводка соперника при его попытке отобрать мяч, отбор мяча у соперника при его контроле, а также ключевой элемент доминирования на «втором этаже» выигрыш единоборств за мяч вверху.

Техническая подготовка футболистов 12-13 лет в роли нападающих будет иметь также две целевые группы приёмов в зависимости от того из какого амплуа тренеру предстоит готовить нападающего из собственной команды. Ключевыми элементами игры при подготовке нападающего из защитников должны стать десять ведущих элементов футбола (рисунок 5).

Данные технико-тактические действия можно разделить на три группы. В первую войдут передачи мяча на расстояние, не превышающее 30 метров в различных направлениях и ведение мяча каждый из этих элементов по объёму в структуре подготовки, должен занимать более 10%. Вторую группу войдут также три технико-тактических действия с объёмами более 5% - это обводка соперника, перехват мяча и единоборства за мяч внизу. Третья группа будет включать - передачи мяча «на ход», отбор мяча у соперника, единоборства за мяч вверху и удары по воротам ногой.

удары по воротам ногой единоборства вверху единоборства внизу отбор мяча перехват мяча обводка соперника ведение мяча передачи мяча "на ход" передачи мяча вперёд передачи мяча назад

4,0% 4,7% 5,4%

4,3%

6,3%

9,3%

17,7%

4,7%

10,7%

18,3%

Рисунок 5 - Объёмы технико-тактических действий для подготовки нападающего с учётом прежнего амплуа

(защитник)

Подготовка нападающих на основе отличительных особенностей выявленных при сравнении с игрой полузащитников позволяет выделить 8 ведущих технико-тактических действий (рисунок 6).

удары по воротам ногой единоборства вверху отбор мяча перехват мяча обводка соперника прострелы передачи мяча вперёд передачи мяча назад

4,0%

4,7% 4,3%

6,3%

9,3%

2,9%

10,7%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18,3%

Рисунок 6 - Объёмы технико-тактических действий для подготовки нападающих с учётом прежнего амплуа

(полузащитник)

Отличать структуру подготовки нападающего из полузащитника будут отсутствие такие технико-тактические действия как передачи мяча «на ход» и единоборства за мяч внизу которые входят в состав ключевых технических приёмов при подготовке из игроков защиты. С другой стороны, в структуру вошли прострелы и навесные передачи мяча в штрафную площадь.

ВЫВОДЫ

Таким образом структуру технической подготовки футболистов 12-13 лет можно определить на основе знаний о типологических особенностях технико-тактических действий, выполняемых в игре конкретным амплуа с учётом предыдущего игрового опыта с другими обязанностями на футбольном поле.

Установленные типологические характеристики технико-тактических действий расширяют возможности тренера по определению склонности того или иного футболиста в возрасте 12-13 лет к определённому амплуа.

Выявленные типологические особенности технико-тактических действий, обусловленные игровым амплуа, могут служить критерием оценивания выполняемых на футбольном поле игровых действий.

Используемый методический подход основанные на учёте типологических особенностей технико-тактических действий футболистов различных амплуа позволяет определить структуру технической подготовки правого защитника, центрального полузащитника, левого нападающего и т.д.

ЛИТЕРАТУРА

1. Золотарев, А.П. Структура и содержание многолетней подготовки спортивного резерва в футболе : дис. ... д-ра пед. наук / Золотарев А.П. - Краснодар, 1997. - 444 с.

2. Процесс индивидуализации технико-тактических действий юных футболистов 12-13 лет на основе соревновательной деятельности / Е.А. Масловский, А.Н. Яковлев, А.П. Саскевич, К.Л. Со-болевски, В.И. Стадник // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 9 (115).

- С. 92-97.

3. Савченко, О.Г. Характеристика показателей технико-тактических действий в футболе и их зависимость от различных факторов подготовленности футболистов / О.Г. Савченко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 7 (161). - С. 231-233.

4. Суворов, В.В. Индивидуально-типологические показатели технико-тактических действий футболистов 8-11 лет / В.В. Суворов // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2008.

- № 4. - С. 15-19.

5. Шестаков, М.М. Индивидуализация учебно-тренировочного процесса в командных спортивных играх : дис. ... д-ра пед. наук / Шестаков М.М. - М., 1992. - 509 с.

REFERENCES

1. Zolotarev, A.P. (1997), Structure and content of long-term preparation of the sports reserve in football, dissertation, Krasnodar.

2. Maslovsky, E.A., Yakovlev, A.N., Saskevich, A.P., Sobolewski, K.L. and Stadnik, V.I. (2014), "Process of individuation of the technical and tactical actions of young football players aged 12-13 years based on the competitive activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, 2014, No. 9 (115), pp. 92-97.

3. Savchenko, O.G. (2018), "Indicators of technical-tactic actions in football and their dependence on various factors of the fitness of players", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (161), pp. 231-233.

4. Suvorov, V.V. (2008), "Individual-typological parameters of technical-tactical actions of football players aged 8-11", Physical Education, Sport - Science and Practice, 2008, No. 4, pp. 15-19.

5. Shestakov, M.M. (1992), Individualization of educational and training process in team sports, dissertation, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 27.09.2019

УДК 796.322

ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ГАНДБОЛИСТОВ, С ПРИМЕНЕНИЕМ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МЕТОДИКИ ОСНОВАННОЙ НА РАБОТЕ В ТРЕНИРОВОЧНЫХ ДВОЙКАХ

Сули Таха, аспирант, Марина Владимировна Жийяр, доктор педагогических наук, доцент, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и

туризма, Москва

Аннотация

В данной статье описан процесс тактической подготовки гандболистов, осуществленный с применением экспериментальной методики, основанной на работе в тренировочных двойках. На основании проведенных экспериментальных исследований авторы выполнили анализ полученных результатов и сформировали выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.