Научная статья на тему 'СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПРОЦЕССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ'

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПРОЦЕССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / ИНКЛЮЗИЯ / ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / КРИТЕРИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болдов А.С., Карпов В.Ю., Аленуров Э.А., Скоросов К.К.

Цель исследования - обосновать систему оценки эффективности процессной деятельности студентов в рамках практических занятий по физической культуре и спорту. Методика и организация исследования. В аналитическом исследовании применялись методы анализа и синтеза, обобщение и моделирование, аксиоматико-индуктивный метод. Результаты исследования и выводы. Авторами были разработаны критерии процессной деятельности студентов вузов по освоению ими дисциплин физкультурно-спортивного блока, с учетом инклюзии, не только в качестве достиженческих оценочных детерминант отдельных семестров, но и в динамическом развитии целевой результативности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Болдов А.С., Карпов В.Ю., Аленуров Э.А., Скоросов К.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT SYSTEM OF PROCESS ACTIVITY OF STUDENTS IN PRACTICAL LESSONS IN PHYSICAL CULTURE AND SPORT7

Objective of the study was to substantiate the system for evaluating the effectiveness of students' process activities in the framework of practical classes in physical culture and sports. Methods and structure of the study. In the analytical study, methods of analysis and synthesis, generalization and modeling, and the axiomatic-inductive method were used. Results and conclusions. The authors have developed criteria for the process activity of university students in mastering the disciplines of the physical culture and sports block, taking into account inclusion, not only as achievement evaluation determinants of individual semesters, but also in the dynamic development of target performance.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПРОЦЕССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ»

система оценки процессной деятельности студентов на практических занятиях по физической культуре и спорту

УДК/UDC 796.011.1:378.14

Поступила в редакцию 18.02.2022 г.

Информация для связи с автором: boldovas@gmail.com

Кандидат педагогических наук, доцент А.С. Болдов1 Доктор педагогических наук, профессор В.Ю. Карпов2 Кандидат социологических наук, доцент Э.А. Аленуров2 Кандидат педагогических наук, профессор К.К. Скоросов3

1Московский государственный психолого-педагогический университет 2Российский государственный социальный университет, Москва 3Пензенский государственный университет, Пенза

assessment system of process activity of students in practical lessons in physical culture and sport

PhD, Associate Professor A.S. Boldov1 Dr. Hab., Professor V.Yu. Karpov2 PhD, Associate Professor E.A. Alenurov2 PhD, Professor K.K. Skorosov3

1 Moscow State University of Psychology & Education, Moscow

2 Russian State Social University, Moscow

3 Penza State University, Penza

Аннотация

Цель исследования - обосновать систему оценки эффективности процессной деятельности студентов в рамках практических занятий по физической культуре и спорту.

Методика и организация исследования. В аналитическом исследовании применялись методы анализа и синтеза, обобщение и моделирование, ак-сиоматико-индуктивный метод.

Результаты исследования и выводы. Авторами были разработаны критерии процессной деятельности студентов вузов по освоению ими дисциплин физкультурно-спортивного блока, с учетом инклюзии, не только в качестве достиженческих оценочных детерминант отдельных семестров, но и в динамическом развитии целевой результативности.

Ключевые слова: студенты, физическая культура, спорт, инклюзия, процессный подход, критерии, педагогическая система.

Abstract

Objective of the study was to substantiate the system for evaluating the effectiveness of students' process activities in the framework of practical classes in physical culture and sports.

Methods and structure of the study. In the analytical study, methods of analysis and synthesis, generalization and modeling, and the axiomatic-inductive method were used.

Results and conclusions. The authors have developed criteria for the process activity of university students in mastering the disciplines of the physical culture and sports block, taking into account inclusion, not only as achievement evaluation determinants of individual semesters, but also in the dynamic development of target performance.

Keywords: students, physical culture, sport, inclusion, process approach, criteria, pedagogical system.

Введение. Процессный подход - это взаимосвязанное и взаимозависимое применение в образовательной деятельности совокупности процессов (развития, образования, воспитания, обучения), в которых студент одновременно выступает как объект и субъект взаимодействий, а преподаватель может быть и ответственным владельцем, и достиженческим ресурсом эффективной результативности [5]. В области физкультур-но-спортивной деятельности (ФСД) вузов [3] процессный подход применяется при обучении новым двигательным действиям и воспитании физических качеств, таким образом, способствуя развитию когнитивно-аксиологической сферы студентов и их вовлеченности в процесс физкультурного образования [1].

На данном этапе развития высшего образования существует острая необходимость в критериальной оценке сформирован-ности физической культуры личности будущих специалистов на основе индивидуальных инклюзивных образовательных стратегий [4]. При таком подходе возникает необходимость оценивания процессной составляющей освоения дисциплин

физкультурно-спортивного, физкультурно-оздоровительного и здоровьесберегающего блоков (модулей) рабочих программ наряду с результирующей [1].

Цель исследования - обосновать систему оценки эффективности процессной деятельности студентов в рамках практических занятий по физической культуре и спорту.

Результаты исследования и их обсуждение. Современную структуру системы физкультурно-спортивной деятельности в вузах можно рассматривать с позиции трех составляющих: теоретической, практической и акмеологической [2]. В свою очередь практический компонент можно представить в виде двух элементов: практической элективной дисциплины по физической культуре и спорту (328 ак. часов) и внеучебной секционной работы, включающей спортивное, спортивно-прикладное, оздоровительно-реабилитационное и адаптивное направления с учетом характеристик и ценностных ориентаций студентов. Для определения эффективности процессной деятельности в физкультурно-спортивной работе вуза [1] было определено

№9^ 2022 Сентябрь | September

http://www.teoriya.ru

Показатели процессной деятельности практического компонента ФСД студентов

Показатели Критериальный уровень процессной деятельности

Низкий Средний Высокий

Посещаемость занятий Менее 50% посещений практических занятий От 50% до 75% посещаемости практических занятий Более 75% посещаемости практических занятий

Удовлетворенность занятием (рефлексия) Отрицательный уровень рефлексии средних значений курса занятий Индифферентный уровень рефлексии средних значений курса занятий Положительный уровень рефлексии средних значений курса занятий

Физиологическая кривая пульсометрии Средние значения ЧСС не превышают 50% в соответствии с возрастом Средние значения ЧСС в диапазоне 50-70% в соответствии с возрастом Средние значения ЧСС в диапазоне 70-90% в соответствии с возрастом

Моторная плотность занятия Средние значения индивидуальной моторной плотности курса занятий не превышают 50% Средние значения индивидуальной моторной плотности курса занятий в диапазоне 50-70% Средние значения индивидуальной моторной плотности курса занятий в диапазоне 70-90%

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

четыре показателя: посещаемость занятий, удовлетворенность занятием, физиологическая кривая пульсометрии и моторная плотность занятия (см. таблицу).

Для унификации системы оценивания, по нашему мнению, необходимо ранжировать критериальность процессных показателей по трем уровням (низкий, средний и высокий). В показателе «посещаемость занятий» возможно применение классического процентного соотношения по итогам семестровой деятельности, а также их динамики от семестра к семестру. В показателе «удовлетворенность занятием (рефлексия)» возможно использование индекса рефлексии, рассчитываемого по результатам тайного голосования студентов после каждого занятия. Показатель «физиологическая кривая пульсометрии» возможно рассчитывать на основании данных индивидуальных пульсометров (фитнес-браслетов) по средним значениям в течение каждого занятия из расчета классической формулы Хаскела-Фокса по интенсивности физической нагрузки с соответствующим процентным отношением. Показатель «моторная плотность занятия» рассчитывается на основе данных фитнес-браслетов или экспертных педагогических наблюдений преподавателя на каждом занятии по итогам среднего значения за семестровый курс.

В совокупном оценивании уровня процессной деятельности студентов, по нашему мнению, стоит руководствоваться следующими критериями:

Все четыре показателя процессной деятельности имеют равноправное значение в итоговом семестровом оценивании физкультурно-спортивной деятельности студентов вузов.

При достижении студентом высоких критериальных уровней по двум и более показателям допустимо выставление высшей дифференцированной оценки семестровой успеваемости.

При достижении студентом высоких критериальных уровней по первому показателю, при условии полного отсутствия низких уровней процессной деятельности, возможно выставление средней дифференцированной оценки семестровой успеваемости.

При достижении студентом не менее первого и более средних уровней показателей, при условии полного отсутствия высших уровней критериальной оценки, возможно выставление достаточной дифференцированной оценки семестровой успеваемости. Кроме этого, достаточная оценка семестровой успеваемости может быть выставлена студенту с достигнутыми единичными критериями процессной деятельности высокого и/или низкого уровня. При отсутствии дифференциации семестровой оценки, данный критериальный уровень будет являться пороговым для выставления достаточной успеваемости по дисциплине.

При достижении студентом только низких критериальных уровней процессной деятельности студенту выставляется оценка недостаточности семестровой успеваемости.

Вывод. Предложенные критерии процессной деятельности студентов на занятиях по физической культуре и спорту могут быть использованы в практической деятельности ка-

федр физической культуры, физического воспитания и спорта для оценки достижений студентов.

Исследование выполнено в рамках Договора № 0373100110420000008 на выполнение НИР по теме: «Разработка современных форм и методов физической активности для вовлечения населения в систематические занятия физической культурой и спортом с учетом диапазона допустимых физических нагрузок для лиц, занимающихся физической культурой и спортом, в зависимости от возраста и пола» (ФГБУ ФНЦ ВНИИФК).

Литература

1. Болдов, А.С. Возможности применения системы key performance indicators в педагогической деятельности кафедр физической культуры и спорта вузов / А.С. Болдов // Наука и спорт: современные тенденции. - 2021. - Т. 9, № 2. - С. 40-47.

2. Болдов, А.С. Структурирование педагогической системы отработки пропущенных занятий в физкультурно-спортивной деятельности вузов / А.С. Болдов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2021. - Т. 16. - № 4. - С. 68-75.

3. Карпов, В.Ю. Управление воспитательным процессом в вузе с применением средств физической культуры и спорта / В.Ю. Карпов.- Санкт-Петербург: ВекторБук, 2003. - 204 с.

4. Кетриш, Е.В. Теория и практика инклюзивного образования (на примере физического воспитания) [Электронный ресурс]: учебное пособие / Е.В. Кетриш, Т.В. Андрюхина, Н.В. Третьякова; под общ. ред. Е.В. Кетриш. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2017. 127 с. Режим доступа: https://elar.rsvpu.ru/bitst ream/123456789/21891/1/978-5-8050-0622-8_2017.pdf.

5. Матвеева Н.Н. Процессный подход в управлении качеством образовательного процесса как средство повышения качества образовательных результатов (на примере факультета и кафедры ВУЗа): дис. ... канд. пед. наук / Н.Н. Матвеева. - Самара, 2009. - 203 с.

References

1. Boldov A.S. Vozmozhnosti primeneniya sistemy key performance indicators v pedagogicheskoy deyatelnosti kafedr fizicheskoy kultury i sporta vuzov [Possibilities of using the key performance indicators system in the pedagogical activity of the departments of physical culture and sports of universities]. Nauka i sport: sovremennyye tenden-tsii. 2021. Vol. 9. No. 2. pp. 40-47.

2. Boldov A.S. Strukturirovaniye pedagogicheskoy sistemy otrabotki propushchennykh zanyatii v fizkulturno-sportivnoy deyatelnosti vuzov [Structuring the pedagogical system for working off missed classes in the physical culture and sports activities of universities]. Pedagogiko-psikhologicheskiye i mediko-biologicheskiye problemy fizicheskoy kultury i sporta. 2021. Vol. 16. No. 4. pp. 68-75.

3. Karpov V.Yu. Upravleniye vospitatelnym protsessom v vuze s primen-eniyem sredstv fizicheskoy kultury i sporta [Management of the educational process at the university with the use of physical culture and sports]. St. Petersburg: VectorBuk publ., 2003. 204 p.

4. Ketrish E.V., Andryukhina T.V., Tretyakova N.V. Teoriya i praktika inklyuzivnogo obrazovaniya (na primere fizicheskogo vospitaniya) [Theory and practice of inclusive education (on the example of physical education)] [Electronic resource]. Study guide. Yekaterinburg: Rossiyskiy gos. professionalno-pedagogicheskiy univer-sitet publ., 2017. 127 p. Available at: https://elar.rsvpu.ru/bitstre am/123456789/21891/1/978-5-8050-0622-8_2017.pdf.

5. Matveeva N.N. Protsessnyy podkhod v upravlenii kachestvom obrazo-vatelnogo protsessa kak sredstvo povysheniya kachestva obrazovatel-nykh rezultatov (na primere fakulteta i kafedry VUZa) [Process approach in quality management of the educational process as a means of improving the quality of educational results (on the example of the faculty and department of the university)]. PhD diss. Samara, 2009. 203 p.

74

http://www.teoriya.ru

№9^ 2022 Сентябрь | Sebtember

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.