Научная статья на тему 'КОНСТРУКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ В ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗАПО ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ'

КОНСТРУКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ В ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗАПО ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ / КОНСТРУКТ / БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / ИНКЛЮЗИЯ / ВОВЛЕЧЕННОСТЬ / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болдов А.С.

Цель исследования - разработка критериев оценки вовлеченности студентов в физкультурно-спортивную деятельность по формированию универсальных компетенций на основе анализа конструктов организационной психологии и бизнес-процессов.Методы и организация исследования: в исследовании применялись аналитический и синтетический методы, методы абстрагирования и систематизации.Результаты исследования и их обсуждение. В результате исследования изучены конструкты организационной психологии и бизнес-процессов, такие как «персональная вовлеченность», «организационная приверженность», «организационное гражданское поведение», «вовлеченность в работу», «увлеченность работой», «личностный ресурс», «удовлетворенность работой», универсальные компетенции физкультурно-спортивной деятельности в системе высшего образования. На основе применения синтетического метода сформулированы возможности применения данных конструктов в процессе формирования компетенций у студентов вузов через критерии оценки вовлеченности в физкультурно-спортивную деятельность на основе экспертного мнения профессорско-преподавательского состава, анкетирования и социальных опросов.Заключение. В заключении постулируется: малая степень изученности возможности использования представленных конструктов; отсутствие четкой и сформированной классификации критериев вовлеченности студентов в физкультурно-спортивную деятельность по формированию универсальных компетенций; процесс формирования универсальных компетенций физкультурно-спортивной деятельности студентов способствует их личной вовлеченности; возможность применения авторской критериальной оценки вовлеченности студентов в зависимости от материально-технических организационных условий и профессиональных возможностей профессорско-преподавательского состава подразделений вузов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Болдов А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTRUCTS OF ORGANIZATIONAL PSYCHOLOGY AND BUSINESS PROCESSES IN THE PHYSICAL CULTURE AND SPORTS ACTIVITIES OF UNIVERSITY STUDENTS ON THE FORMATION OF UNIVERSAL COMPETENCIES

The purpose of the research is to develop criteria for assessing the involvement of students in physical culture and sports activities for the formation of universal competencies based on the analysis of the constructs of organizational psychology and business processes.Methods and organization of the research. Analytical and synthetic methods, methods of abstraction and systematization were used.Results and discussion. As a result of the research, the constructs of organizational psychology and business processes such as «personal involvement», «organizational commitment», «organizational civic behavior», «involvement in work», «passion for work», «personal resource», «job satisfaction» and universal competencies of physical and sports activity in the system of higher education were studied. Based on the synthetic method, the possibilities of using these constructs in the process of developing competencies among university students are formulated through the criteria for assessing involvement in physical culture and sports activities according to the expert opinions of the higher-education teaching personnel, questionnaires and social surveys.In conclusion, it is postulated: a low degree of knowledge of the possibility of using the presented constructs; lack of a clear and well-formed classification of criteria for the students’ involvement in physical culture and sports activities for the formation of universal competencies; the process of formation of universal competencies of physical culture and sports activities of students contributes to their personal involvement; the possibility of using the author's criteria-based assessment of students’ involvement, depending on the material and technical organizational conditions and professional capabilities of the higher-education teaching personnel.

Текст научной работы на тему «КОНСТРУКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ В ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗАПО ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ»

УДК 796.011.1:378.14 DOI: 10.36028/2308-8826-2022-10-1-128-136

КОНСТРУКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ И БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ В ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

ПО ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

А. С. Болдов

Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия

Аннотация

Цель исследования - разработка критериев оценки вовлеченности студентов в физкультур-но-спортивную деятельность по формированию универсальных компетенций на основе анализа конструктов организационной психологии и бизнес-процессов.

Методы и организация исследования: в исследовании применялись аналитический и синтетический методы, методы абстрагирования и систематизации.

Результаты исследования и их обсуждение. В результате исследования изучены конструкты организационной психологии и бизнес-процессов, такие как «персональная вовлеченность», «организационная приверженность», «организационное гражданское поведение», «вовлеченность в работу», «увлеченность работой», «личностный ресурс», «удовлетворенность работой», универсальные компетенции физкультурно-спортивной деятельности в системе высшего образования. На основе применения синтетического метода сформулированы возможности применения данных конструктов в процессе формирования компетенций у студентов вузов через критерии оценки вовлеченности в физкультурно-спортивную деятельность на основе экспертного мнения профессорско-преподавательского состава, анкетирования и социальных опросов. Заключение. В заключении постулируется: малая степень изученности возможности использования представленных конструктов; отсутствие четкой и сформированной классификации критериев вовлеченности студентов в физкультурно-спортивную деятельность по формированию универсальных компетенций; процесс формирования универсальных компетенций физкультурно-спортивной деятельности студентов способствует их личной вовлеченности; возможность применения авторской критериальной оценки вовлеченности студентов в зависимости от материально-технических организационных условий и профессиональных возможностей профессорско-преподавательского состава подразделений вузов. Ключевые слова: студенты, физкультурно-спортивная деятельность, организационная психология, конструкт, бизнес-процесс, инклюзия, вовлеченность, ключевые компетенции, компетентностный подход.

CONSTRUCTS OF ORGANIZATIONAL PSYCHOLOGY AND BUSINESS PROCESSES IN THE PHYSICAL CULTURE AND SPORTS ACTIVITIES OF UNIVERSITY STUDENTS ON THE FORMATION OF UNIVERSAL COMPETENCIES A.S. Boldov

Moscow State University of Psychology and Education, Moscow, Russia Abstract

The purpose of the research is to develop criteria for assessing the involvement of students in physical culture and sports activities for the formation of universal competencies based on the analysis of the constructs of organizational psychology and business processes.

Methods and organization of the research. Analytical and synthetic methods, methods of abstraction and systematization were used.

Results and discussion. As a result of the research, the constructs of organizational psychology and business processes such as «personal involvement», «organizational commitment», «organizational civic behavior», «involvement in work», «passion for work», «personal resource», «job satisfaction» and universal competencies of physical and sports activity in the system of higher education were studied. Based on the synthetic method, the possibilities of using these constructs in the process of developing competencies among university students are formulated through the criteria for as-

sessing involvement in physical culture and sports activities according to the expert opinions of the higher-education teaching personnel, questionnaires and social surveys.

In conclusion, it is postulated: a low degree of knowledge of the possibility of using the presented constructs; lack of a clear and well-formed classification of criteria for the students' involvement in physical culture and sports activities for the formation of universal competencies; the process of formation of universal competencies of physical culture and sports activities of students contributes to their personal involvement; the possibility of using the author's criteria-based assessment of students' involvement, depending on the material and technical organizational conditions and professional capabilities of the higher-education teaching personnel.

Keywords: students, physical culture and sports activities, organizational psychology, construct, business process, involvement, involvement, key competencies, competence-based approach.

ВВЕДЕНИЕ

Организационно-экономическая наука совместно с организационной психологией уже с рубежа XX-XXI века занимаются проблематикой изучения вовлеченности персонала в трудовую деятельность для повышения ее эффективности [8]. Данное направление научного дискурса по управлению человеческими ресурсами хотя и достаточно молодое, но уже приобрело большую популярность, особенно у зарубежных исследователей [8, 9, 16-19]. Сама по себе вовлеченность персонала тесным образом связана с потребностно-мотивационной сферой человека, удовлетворением его потребностей в деятельности как таковой, ее результативности и эффективности при положительном психологическом подкреплении. Особенно это касается студенческой молодежи, которая в период обучения в вузах перепрофилирует свою ведущую деятельность в сторону формирования своих профессиональных навыков, что может негативно сказываться на ее отношении к физкуль-турно-спортивной деятельности [3] как менее значимой.

Проблематике изучения потребностно-мотивационной сферы студенческой молодежи в области физкультурно-спор-тивной деятельности (ФСД) посвящено очень большое количество работ как отечественных [4-7, 11, 12], так и зарубежных исследователей [13-15]. Большинство из них посвящено изучению интересов [4], потребностей и мотивов [5, 11, 13-15] непосредственно в практическом проявлении структурированной двигатель-

ной деятельности студентов в рамках учебных и внеучебных мероприятий, предусмотренных рабочими программами дисциплин физкультурно-спортив-ного, физкультурно-оздоровительного, здоровьесберегающего блока (модуля). В большинстве своем измерение степени сформированности соответствующих компетенций студентами и уровня их физической культуры личности проводится на основе статических результатов усредненной результирующей составляющей (контрольные нормативы, квалификационные достижения в массовой и профессиональной физ-культурно-спортивной деятельности)

[3, 5, 11, 12].

На современном этапе развития социокультурной среды, общественно-экономической жизни и повсеместного применения компетентностного подхода в развитии системы высшего образования, предусматривающего необходимость через универсальные компетенции формировать у студентов способность «... поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности», возникает необходимость поиска интегративных (инклюзивных) педагогических механизмов управления человеческими ресурсами в операционной (процессной) физкультур-но-спортивной деятельности вузов [3]. Таким образом, цель данного аналитического исследования можно определить как разработку критериев оценки вовлеченности студентов в физкультурно-

спортивную деятельность по формированию универсальных компетенций на основе анализа конструктов организационной психологии и бизнес-процессов.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В данном аналитическом исследовании использовался анализ конструктов организационной психологии и бизнес-процессов, абстрагирование и изучение их составных частей по доступным источникам научной и научно-методической литературы; анализ элементов физкуль-турно-спортивной деятельности студентов высших учебных заведений в контексте использования компетентностного подхода в высшем образовании; синтез и адаптация конструктов организационной психологии и бизнес-процессов в системе физкультурно-спортивной деятельности вузов в виде структурирования и систематизации критериальной оценки вовлеченности студентов в процесс формирования универсальных компетенций.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Впервые о персональной вовлеченности сотрудников организации, ее структуре упомянул Kahn WA. [15], указав на 3 аспекта:

• когнитивный (убеждения сотрудников об организации, руководителях и условиях труда);

• эмоциональный (личностное отношение к организации, руководителям и условиям труда, личностное взаимодействие);

• физический (затраты физической энергии на осуществление обязанностей, инициативность).

Такие аспекты персональной вовлеченности сотрудников тесно коррелируют с группами ключевых компетенций физ-культурно-спортивной деятельности, представленными в работе Мельниковой О .А. и Шевелевой И.Н. [9]:

• компетенции, относящиеся к человеку как личности, субъекту деятельности, общения (здоровьесбережения, ценностно-смысловая, интегративная, гражданская, самосовершенствования);

• компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной среды (организационно-социальная, гуманитарно-нравственная);

• компетенции, относящиеся к деятельности человека (познавательная, непосредственная, информационная).

По мнению Е.Ю. Мандриковой с соавт. [9], вовлеченность в трудовую деятельность строится на таких взаимозависимых компонентах, как увлеченность работой, личностные ресурсы и удовлетворенность трудом. Причем, как выяснилось в экспериментальном исследовании, наибольшее влияние на увлеченность трудовой деятельностью оказывают личностный ресурс (жизнестойкость), высокий уровень удовлетворенности жизнью (во всеобъемлющем понимании) и два компонента удовлетворенности трудом (заработанная плата, условия и организация труда). По нашему мнению, исходя из педагогических наблюдений [3], физкультур-но-спортивная деятельность по формированию универсальных компетенций в вузе является некоторой моделью трудовой деятельности, так как она, во-первых, имеет достаточно большую энергоёмкость в соотношении с другими образовательными дисциплинами программы высшей школы, способствуя тем самым формированию и развитию личного тайм-менеджмента студентов; во-вторых, способствует развитию личностных ресурсов в области здоровьесбережения [6, 10], профессиональной работоспособности и трудоспособности; в-третьих, при правильной и стратегически выстроенной физкультурно-спортивной деятельности, с учетом индивидуальных предпочтений и особенностей студентов, приносит ярко выраженное удовлетворение этой деятельностью через общественное при-

знание и даже материальное стимулирование посредством грантов стипендиальных фондов конкретного вуза , которые можно оценить через рефлексию. Липатов С.А. [8], опираясь на данные отечественных и зарубежных исследователей, приводит следующие конструкты организационной психологии и бизнес-процессов: организационная приверженность, организационное гражданское поведение, вовлеченность в работу и увлеченность работой.

Организационная приверженность постулируется Meyer J.P. и Allen N. [17] в виде 3-компонентной структуры:

• аффективная приверженность (эмоциональная привязанность, преданность и самоидентификация сотрудников с организацией);

• приверженность стажа (вынужденная деятельность при понимании возможных негативных последствий при уходе);

• нормативная приверженность (повышенный уровень чувства долга к выполнению деятельности в организации).

В физкультурно-спортивной деятельности вузов данный конструкт, по нашему мнению, является критерием лояльности и его можно интерпретировать и дополнить следующим образом:

• аффективная приверженность двигательной деятельности (инициативная деятельность студентов не только в рамках физкультурно-спортивной деятельности вуза по формированию компетенций, но и в активном участии в спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятиях различного масштаба, как аффилированных, так и не аффилированных с вузом);

• приверженность стажа в двигательной активности (привычная индифферентная деятельность студентов без инициативы по освоению предлагаемых средств и методов физкультур-но-спортивной деятельности в рамках вузовских материально-технических возможностей при формировании компетенций);

• нормативная приверженность двигательной активности (вынужденное осознанное участие в формировании компетенций на низком уровне студентами в физкультурно-спортивной деятельности вуза при условии отсутствия дифференциации аттестационных требований и даже с наличием таковых).

Организационное гражданское поведение было введено в научный дискурс Organ D.W. [18] как некая инициативность, не зависящая от формальной системы вознаграждений в организации, но повышающая эффективность ее работы. В физкультур-но-спортивной деятельности студентов вуза инициативность, по данным педагогических наблюдений [3], может проявляться и в формировании студентами даже минимального уровня универсальных компетенций. В частности, при методической помощи преподавателям (проведение отдельных элементов занятий, сопровождение отстающих студентов и студентов с особыми образовательными потребностями); при организационном участии в соревновательных и физкультурно-оздоровительных мероприятиях вуза в качестве волонтеров и судей (при наличии двигательного опыта и спортивной квалификации); при участии в научно-исследовательской и/или просветительской деятельности акмеологического компонента физкультурно-спортивной деятельности [1] и т.д.

Конструкты «вовлеченность в работу» и «увлеченность работой», по мнению Липатова С.А. [8], недостаточно освещены в отечественной науке, однако в зарубежных источниках представлены более подробно. В частности, Schaufeli WB. и Bakker A.B. [19] характеризуют эти два конструкта как тождественные, но не эквивалентные друг другу. Согласно их пониманию, человек, увлеченный работой или вовлеченный в работу (деятельность), испытывает психологическое состояние личности, включающее в себя:

• энергичность (готовность прикладывать усилия для решения поставленных задач);

• преданность делу (сопричастность с деятельностью, вдохновение, гордость, принятие вызовов в процессе деятельности);

• поглощенность (полная концентрация, отсутствие адекватного восприятия времени, трудности абстрагирования от деятельности).

В физкультурно-спортивной деятельности студентов вузов увлеченность или вовлеченность, как правило, трактуют в виде проявляемого интереса к ней [4] или сформированности уровней само-

стоятельной двигательной активности [5] и мотивации [11], однако, по нашему мнению, это не совсем верно, так как является некой констатацией факта, а не динамики проявления самого процесса физкультурно-спортивной деятельности. Таким образом, основываясь на вышеописанных аналитических данных, критерии вовлеченности студентов в процесс физкультурно-спортивной деятельности по формированию универсальных компетенций можно представить следующим образом:

Таблица - Критерии уровня вовлеченности студентов в процесс физкультурно-спортивной деятельности Table - Criteria for the level of students' involvement during physical culture and sports activities

Показатели Indicators Высокий (аффективный, личностный) High (affective, personal) Средний (привычный, индифферентный) Middle (regular, indifferent) Низкий (вынужденный, нормативный) Low (forced, standard)

Посещаемость Attendance Посещаемость от 75% и выше Посещаемость от 50% до 75% Посещаемость менее 50%

Тайм-менеджмент Time management Готовность к занятию заранее (более 15 минут) Готовность к занятию точно в срок начала занятия и в течение академического опоздания (до 15 минут от начала) Готовность к занятию более академического опоздания (более 15 минут)

Инициативность Initiative Проявление инициативы до и во время занятий Проявление инициативы отсутствует или осуществляется по просьбе Инициатива отсутствует, просьбы игнорируются или выполняются принудительно

Целеустремленность Purposefulness Достижение высокой оценки не акцентируется, но подразумевается Достижение высокой оценки акцентируется или не акцентируется, но не подразумевается Достижение высокой оценки не акцентируется. Целеустремленность направлена на достаточность оценки

Концентрация Concentration Поглощенность деятельностью на занятиях, удержание внимания Деятельность осуществляется строго дозированно, внимание рассеяно Деятельность игнорируется возможными способами, внимание сконцентрировано на другой деятельности

Лояльность Loyalty Готовность к волонтерству, участию в соревнованиях постоянна , с энтузиазмом Готовность к волонтерству, участию в соревнованиях ситуативна, выгодо-центрична Готовность к волонтерству, участию в соревнованиях отсутствует или по принуждению

Рефлексия Reflection Положительная в динамике занятий Индифферентная в динамике занятий Отрицательная в динамике занятий

Консультации Consultations Потребность в консультативных уточнениях присутствует Потребность в консультативных уточнениях отсутствует или минимальна Потребность в консультативных уточнениях отсутствует полностью, игнорируется

Изменения Changes Присутствует желание положительных организационно- методических изменений Желание организационно-методических изменений отсутствует Присутствует желание отрицательных организационно-методических изменений

Представленные критерии уровня вовлеченности студентов в процесс физ-культурно-спортивной деятельности по формированию универсальных компетенций нуждаются в уточнении. Как видно из таблицы, возможны 9 критериев — посещаемость, тайм-менеджмент, инициативность, целеустремленность, концентрация, лояльность, рефлексия, консультации, изменения. Каждый из критериев может использоваться как в теоретической, так и в практической составляющих физкультурно-спортивной деятельности по формированию универсальных компетенций.

Критерий динамики посещаемости применим в индивидуальном и групповом мониторинге. При индивидуальном мониторинге данный критерий проявляет уровень развития праксиологического компонента [1] отдельного студента по завершении определенного этапа формирования универсальных компетенций. В групповом мониторинге данный критерий применим в отслеживании не только уровня развития праксиологического компонента группы, но и достаточности группового взаимодействия в моделируемом трудовом коллективе. Критерий тайм-менеджмента и его соблюдения характеризует личностные ресурсы и ответственность студентов. В процессе освоения теоретической дисциплины мониторинг динамики может быть подвержен влиянию показателей внешней среды [3], а в практической дисциплине может быть проявлен более отчетливо (студенты до начала занятия осуществляют двигательную деятельность в соответствии со своими личными предпочтениями и т.д.).

Критерий инициативности у студентов может проявляться как до занятия, так и во время его проведения в виде высказывания личной готовности к активным действиям — проведение элементов занятий (разминки или заминки), наведение порядка, осуществление тьюторской поддержки студентов с особыми обра-

зовательными потребностями и т.д. При среднем уровне такая личная инициатива у студентов отсутствует, но может быт инициирована преподавателем. При низком уровне развития также отсутствует личная инициатива, а просьбы преподавателя игнорируются или встречаются непониманием и отказом выполнения. Критерий целеустремленности у студентов может проявляться в виде отсутствия акцентуации достижения высокой оценки через личную физкультурно-спортивную деятельность в учебной и внеучебной активности без подтверждения ее у преподавателя (самостоятельное и осознанное действие) — на высоком уровне развития; акцентуации достижения высокой оценки с подтверждением у преподавателя (торг, договор) или без акцентуации и подтверждения (индифферентно, как есть по факту) — на среднем уровне развития; акцентуация направлена на достижение достаточной оценки личной физкультурно-спортив-ной деятельности студента — на низком уровне.

Критерий концентрации при физкультур-но-спортивной деятельности студентов в процессе занятий можно охарактеризовать и оценить через поглощенность деятельностью и удержание внимания на дидактической наполненности занятия, особенно через косвенные признаки утомления (покраснение кожных покровов, учащенное дыхание и т.д.) — в практической дисциплине; концентрацию внимания на объяснениях преподавателя — на теоретических занятиях.

Критерий лояльности раскрывается в личной физкультурно-спортивной деятельности студентов вузов через их постоянную, эпизодическую (ситуативную, выгодо-центричную) или принудительную (избегательную) активность во вне-учебных компонентах системы физкуль-турно-спортивной деятельности вузов [1]. Критерий рефлексии может проявляться в удовлетворенности занятиями практической и теоретической дисциплиной,

внеучебными секционными занятиями по двигательной активности (оздоровительные, спортивные, адаптивные) через перманентный или этапный мониторинг индекса рефлексии (ИР) [2] посредством анкетирования.

Критерий консультаций при осуществлении процесса формирования универсальных компетенций характеризуется наличием или отсутствием у студентов необходимости методических и организационных уточнений, консультаций по возможности использования различных средств и методов физической культуры и спорта, адаптации их к текущим функциональным состояниям для результативной достижимости этапов и конечной цели — сформированных универсальных компетенций.

Критерий изменений представляет собой обязательный элемент системы физ-культурно-спортивной деятельности в виде «обратной связи» для корректировки педагогических воздействий и дона-стройки системы [ 7, 10, 12]. Исходя из педагогических наблюдений [1, 3], большинство студентов достаточно индифферентны в желании изменений, однако существуют и те, кто таких изменений хочет в сторону личностной ориентации и учета потребностей, как положительных, так, увы, и отрицательных (эмоциональное выгорание спортсменов, негативные эмоции при двигательной активности, перепрофилирование предпочтений в соответствии с ведущей деятельностью в определенном возрасте и т.д.) [1, 3, 5 ].

Оценка сформированности каждого из критериев, по нашему мнению, возможна в непараметрических формах (балльно-рейтинговая система) на основе экспертного мнения профессорско-преподавательского состава конкретных подразделений вузов (кафедр, спортклубов), этапных тайных голосований или социальных опросов, данных журналов успеваемости студентов, хронологического секундирования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение нашего исследования можно сделать следующие выводы:

1. Возможности использования конструктов организационной психологии и бизнес-процессов в физкультурно-спортивной деятельности вузов по формированию универсальных компетенций студентов ещё недостаточно изучены и нуждаются в дальнейших теоретических исследованиях.

2. В системе физкультурно-спортив-ной деятельности студентов вузов отсутствует четкая и структурированная система оценки процесса формирования универсальных компетенций по их организационной приверженности и гражданскому поведению в рамках системы.

3. Процесс формирования универсальных компетенций в системе физ-культурно-спортивной деятельности студентов вуза способствует в итоге их личной (персональной) вовлеченности в данную деятельность.

4. На основе анализа конструктов организационной психологии и бизнес-процессов разработаны авторские критерии оценки вовлеченности студентов в физкультурно-спортивную деятельность по формированию универсальных компетенций.

5. Представленная классификация критериев вовлеченности не является незыблемым конструктом и может быть не только вариативна в оценивании, но и дополняема или изменяема в своей структуре в зависимости от материально-технических организационных условий и профессиональных возможностей профессорско-преподавательского состава конкретного подразделения вуза.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болдов, А. С. Структурирование педагогической системы отработки пропущенных занятий в физ-культурно-спортивной деятельности вузов / А. С. Болдов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2021. - Т. 16, № 4. - С. 68-75.

2. Болдов, А. С. Методика определения уровня рефлексии на занятиях физической культурой и спортом / А. С. Болдов, В. Ю. Карпов // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2021.

- № 9(199). - С. 23-26. - DOI 10.34835/issn.2308-1961.2021.9.p23-27.

3. Болдов, А. С. Возможности применения системы key performance indicators в педагогической деятельности кафедр физической культуры и спорта вузов / А. С. Болдов // Наука и спорт: современные тенденции. - 2021. - Т. 9, № 2. - С. 40-47.

4. Болдов, А. С. Формирование интереса к физкуль-турно-спортивной деятельности у студентов специальных медицинских групп : дис. ... канд. пед. наук / Болдов Александр Сергеевич. - М., 2006. - 180 с.

5. Воротилкина, И. М. Педагогическая система развития самостоятельности в двигательной деятельности детей и учащейся молодежи : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Воротилкина Ирина Михайловна. - Омск, 2007. - 43 с.

6. Карпов, В. Ю. Здоровый образ жизни как глобальная проблема современности / В. Ю. Карпов, В. А. Околелова, Г. А. Абрамишвили // Известия Сочинского государственного университета. - 2009.

- № 2 (8). - С. 161-169.

7. Карпов, В. Ю. Управление воспитательным процессом в вузе с применением средств физической культуры и спорта / В. Ю. Карпов. - СПб. : Издательство «ВекторБук» , 2003. - 204 с.

8. Липатов, С. А. «Вовлеченность работника в организацию» или «увлеченность работой»: соотношение понятий / С. А. Липатов // Организационная психология. - 2015. - Т. 5, №. 1. - С. 104-110.

9. Мандрикова, Е. Ю. Взаимосвязь увлеченности работой, личностных ресурсов и удовлетворенности трудом сотрудников / Е. Ю. Мандрикова, А. А. Гор -бунова // Организационная психология. - 2012. -Т. 2, № 4. - С. 2-22.

10. Мельникова, О. А. Формирование компетенций в сфере физического воспитания у студентов технического вуза [Текст] : монография / О. А. Мель-

REFERENCES

1. Boldov, A.S. [The pedagogical system structuring of completing missed classes in physical culture and sports activities at universities], Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports [Russian journal of physical education and sports], 2021, Vol.16, No.4, pp.68-75. (in Russ.).

2. Boldov, A.S., Karpov, V.Yu. [Methodology for determining the level of reflection at physical education and sports classes], [Scientific Notes of the P. F. Lesgaft University], 2021, Vol.199, No.9, pp.23-26. (in Russ.).

никова, И. Н. Шевелева ; Минобрнауки России, ФГБОУ ВПО «Омский гос. технический ун-т». -Омск : Изд-во ОмГТУ, 2014. - 122 с.

11. Пантюхина, Л. В. Психолого-педагогическое исследование значимости мотивации к занятиям физическими упражнениями и спортом студентов высших учебных заведений / Л. Е. Пантюхина, А. С. Махов // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2015. - № 4. - С. 54-64.

12. Столяров, В. И. Современная система физического воспитания (понятие, структура, методы): монография / В. И. Столяров, А. Н. Блеер. - Саратов : Наука, 2013. - 313 с.

13. Chatzisarantis, N. L. D. and Hagger, M. S. Effects of an intervention based on self-determination theory on self-reported leisure-time physical activity participation / N.L.D. Chatzisarantis, M.S. Hagger // Psychology and Health. - 2009. - T. 24, No. 1. -С. 29-48.

14. Tessier, D. The effect of an intervention to improve newly qualified teachers' interpersonal style, students' motivation and psychological need satisfaction in sport-based physical education / D. Tessier, P. Sarrazin, N. Ntoumanis // Contemporary Educational Psychology. - 2010. - T. 35, No. 4. - C. 242-253.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Capdevilla, L. Exercise motivation in university community members: A behavioral intervention / L. Capdevilla, J. Ninerola, J. Cruz, J.M. Losilla, E. Parrado, M. Pintanel, J. Vives // Psicothema. - 2007. - No. 19, pp. 250-255.

16. Kahn, W.A. Psychological conditions of personal engagement and disengagement at work / W.A. Kahn // Academy of Management Journal. - 1990. - № 33. - pp. 692-724.

17. Meyer, J.P. A three-component conceptualization of organizational commitment / J.P. Meyer, N. Allen // Human resource Management Review. - 1991. - No. 1. - pp. 61-89.

18. Organ, D.W. Organizational Citizenship behavior: The good soldier syndrome / D.W. Organ // Administrative Science Quarterly. - 1988. - Vol. 33, No. 2. - pp. 331-333.

19. Schaufeli, W.B., Bakker, A.B. Defining and measuring work engagement: Bringing clarity to the concept. In A. Bakker, M. Leiter (eds.) / W.B. Schaufeli, A.B. Bakker // Work engagement: A handbook of essential theory and research. - N.Y.: Psychology Press. - 2010. - New York. - pp.5-24.

3. Boldov, A.S. [Possibilities of the key performance indicators system in the pedagogical activity of the universities' departments of physical culture and sport], [Science and sport: current trends], 2021, Vol. 9, No.2, pp.40-47. (in Russ.).

4. Boldov, A.S. [Formation of interest in physical culture and sports activities among students of special medical groups], 2006, thesis research, Moscow (in Russ.).

5. Vorotylkina, I.M. [Pedagogical system of development of independence in the motor activity of children and students], 2007, thesis research, Omsk. (in Russ.).

6. Karpov, V.Yu., Okolelova V.A., Abramishvili, G.А [Healthy lifestyle as a global problem of modernity], [Bulletin of The Sochi State University], 2009, Vol.8, No.2, pp. 161-169.

7. Karpov, V.Yu. [Management of the educational process at the university with the use of physical culture and sports], Publishing house «VectorBuk», 2003, St. Petersburg, 204p. (in Russ.).

8. Lipatov, S.A. [«Employee involvement in the organization» or «passion for work»: correlation of concepts], [Organizational psychology], 2015, Vol.5, No.1, pp.104-110.

9. Mandrikova, E.Yu., Gorbunova, A.A. [Relationship between job engagement, personal resources and employee job satisfaction], [Organizational psychology], 2015, Vol.2, No.4, pp.2-22. (in Russ.).

10. Melnikova, O.A., Sheveleva, I.N. [Formation of competencies in the field of physical education among students at technical university [Text]: monograph], Publishing house «Omsk State Technical University», 2014, Omsk, 122 p. (in Russ.).

11. Pantyukhina, L.V., Makhov, A.S. [Psychological and pedagogical research of the importance of motivation for physical exercises and sports activities in university students], [Scientists notes of Russian State Social University], 2015, No. 4, pp. 54-64. (in Russ.).

12. Stolyarov V. I., Bleer A. N. [Modern system of physical education (concept, structure, methods): monograph], Publishing house "Nauka", 2013, Saratov, 313 p. (in Russ.).

13. Chatzisarantis, N. L. D., Hagger, M. S. Effects of an intervention based on self-determination theory on self-reported leisure-time physical activity participation", Psychology and Health. 2009. T.24. No.1. pp.29-48.

14. Tessier, D., Sarrazin, P., Ntoumanis, N. The effect of an intervention to improve newly qualified teachers' interpersonal style, students' motivation and psychological need satisfaction in sport-based physical education. Contemporary Educational Psychology. 2010. T.35. No.4. pp.242-253.

15. Capdevilla, L., Ninerola, J., Cruz, J., Losilla, J. M., Parrado, E., Pintanel, M., Vives, J. Exercise motivation in university community members: A behavioral intervention, Psicothema, 2007. No.19, pp.250-255.

16. Kahn, W.A. Psychological conditions of personal engagement and disengagement at work. Academy of Management Journal. 1990. No.33. pp.692-724.

17. Meyer, J.P., Allen, N. A three-component conceptualization of organizational commitment. Human resource Management Review. 1991. No.1. pp.61-89.

18. Organ, D.W. Organizational Citizenship behavior: The good soldier syndrome", Administrative Science Quarterly. 1988. Vol.33. No.2. pp.331-333.

19. Schaufeli, W.B., Bakker, A.B. Defining and measuring work engagement: Bringing clarity to the concept. In A. Bakker, M. Leiter (eds.) Work engagement: A handbook of essential theory and research (5-24). 2010. N.Y.: Psychology Press.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Болдов Александр Сергеевич (Boldov Alexander Sergeevich) - кандидат педагогических наук, доцент; Московский государственный психолого-педагогический университет; 127051, Москва, ул. Сретенка, 29; e-mail: boldovas@gmail.com; ORCID 0000-0003-3370-9860

Поступила в редакцию 19 января 2022 г. Принята к публикации 5 февраля 2022 г.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Болдов, А.С. Конструкты организационной психологии и бизнес-процессов в физкультурно-спортивной деятельности студентов вуза по формированию универсальных компетенций / А.С. Болдов // Наука и спорт: современные тенденции. - 2022. - Т. 10, № 1. - С. 128136. DOI: 10.36028/2308-8826-2022-10-1-128-136

FOR CITATION

Boldov A.S. instructs of organizational psychology and business processes in the physical culture and sports activities of university students on the formation of universal competencies. Science and sport: current trends, 2022, vol. 10, no. 1, pp. 128-136 (in Russ.) DOI: 10.36028/2308-8826-2022-10-1-128-136

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.