УДК: 796.011.2 DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-4-68-75
Структурирование педагогической системы отработки пропущенных занятий в физкультурно-спортивной деятельности вузов
Болдов А.С.*
Московский государственный психолого-педагогический университет, г. Москва, Россия ORCID: 0000-0003-3370-9860, [email protected]*
Аннотация: Физкультурно-спортивная активность студентов является одним из приоритетных направлений в профессиональной подготовке будущих специалистов, и её реализация происходит в четко структурированной системе физкультурно-спортивной деятельности ВУЗов в виде общего и специального физкультурного образования. В силу ряда причин психологического, социального, организационного и педагогического характера студенты пропускают не только академические, но и внеучебные занятия по физической культуре и спорту, что приводит к возникновению у них академических задолженностей. Вследствие этого, в педагогической практике кафедр физической культуры и спорта ВУЗов возникает необходимость изыскания дополнительных возможностей для адекватного формирования закрепленных за практическими и теоретическими дисциплинами компетенций у студентов, что иногда может приводить к конфликтным ситуациям ввиду отсутствия четко структурированной педагогической системы отработок пропущенных занятий. Таким образом, данная проблематика актуализирует цель нашего научного исследования - структурирование педагогической системы отработки пропущенных занятий в физкультурно-спортивной деятельности ВУЗов. Материалы и методы. Анализ и синтез научной литературы, системный метод, аксиоматико-индуктивный метод. Результаты и обсуждение. По итогам исследования структурирована педагогическая система отработки пропущенных занятий в виде блок-схемы алгоритмов ликвидации академических задолженностей по практической и теоретической дисциплине, предложены варианты реализации отработок с учетом ситуативного детерминизма и возможности применения инклюзии. Заключение. Данная педагогическая система может быть использована в физкультурно-спортивной деятельности кафедр физической культуры и спорта ВУЗов в качестве основы формирования компетенций при возникновении академических задолженностей у студентов.
Ключевые слова: педагогическая система, студенты, компетенции, отработки, пропущенные занятия, аттестация, психолого-педагогический подход, инклюзия.
Для цитирования: Болдов А.С. Структурирование педагогической системы отработки пропущенных занятий в физкультурно-спортивной деятельности ВУЗов. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2021; 16(4): 68-75. DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-4-68-75
The pedagogical system structuring of completing missed classes in physical culture and sports activities at universities
Alexander S. Boldov*
Moscow State University of Psychology and Education
Moscow, Russia ORCID: 0000-0003-3370-9860, [email protected]*
Abstract: Physical culture and sports activity of students is one of the priority directions in the professional training of future specialists. Its implementation takes place in a clearly structured system of physical culture and sports activity of universities in the form of general and special physical education. For several psychological, social, organizational, and pedagogical reasons, students miss not only academic, but also extracurricular physical education and sports classes. It leads to academic debts. As a result, in the pedagogical practice of the departments of physical culture and sports of universities, there is a need to find additional opportunities for the adequate
formation of the competencies assigned to practical and theoretical disciplines among students. They can sometimes lead to conflict situations due to the lack of a clearly structured pedagogical system for practicing missed classes. Thus, this issue actualizes the goal of our scientific research - the structuring of the pedagogical system of working off missed classes in the physical culture and sports activities of universities. Materials and methods. Analysis and synthesis of scientific literature, system method, axiomatic-inductive method. Results and discussion. Based on the results of the study, a pedagogical system for working off missed classes was structured in the form of algorithms flowchart for eliminating academic arrears in a practical and theoretical discipline, options for the implementation of tests were proposed, considering situational determinism and the possibility of using inclusion. Conclusion. This pedagogical system can be used in physical culture and sports activities of the universities physical culture and sports departments as the basis for the formation of competencies in the event of academic debts among students.
Keywords: pedagogical system, students, competencies, practicing, missed classes, certification, psychological and pedagogical approach, inclusion.
For citation: Alexander S. Boldov*. The pedagogical system structuring of complitting missed classes in
physical culture and sports activities at universities. Russian Journal of Physical Education and Sports.
2021; 16(4): 68-75. DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-4-68-75
ВВЕДЕНИЕ
Физкультурно-спортивная деятельность в высших учебных заведениях Российской Федерации представляет собой четко структурированную систему двигательной активности студентов в рамках академических и внеучебных занятий. Физическая культура, как учебная дисциплина в высших учебных заведениях, получила свое бурное развитие еще в 20-40-е годы XX века [1], имея в своем целеполагании преимущественно прикладное значение с вариативной дидактической наполненностью и академической
длительностью. В этот период времени в систему физкультурной деятельности в ВУЗах было заложено не только обязательное структурирование достаточного количества теоретических занятий наряду с практическими и система оценивания эффективности практических занятий в виде контрольных нормативов (испытаний по физической подготовленности), но и возможности осуществления внеучебной физкультурно-спортивной деятельности (секционной по видам спорта). В дальнейшей динамике развития программно-нормативной базы, в послевоенные годы второй половины XX века, начала приобретать культурно-воспитательный и оздоровительно-развивающий характер, и в связи с успехами и повышением престижа советского спорта на международной арене, в
ВУЗах появилась дифференциация студентов по функциональным и медицинским показаниям на 3 отделения - подготовительное, специальное и спортивного совершенствования [2]. На данный момент, по данным Агеевец А.В. и соавт. [3], физическая культура в высшем учебном заведении представляет собой систему педагогической деятельности, выражающейся в различных формах и видах обязательной и элективной работы студентов, включающая в себя не только теоретическую и практическую общефизическую подготовку, но и возможности спортивной и профессионально-прикладной физической подготовки в зависимости от материально-технического обеспечения
и условий реализации в образовательном пространстве конкретного ВУЗа. Как видно из научного дискурса о структурности двигательной активности студентов в ВУЗах, сама система физкультурно-спортивной деятельности
на современном этапе имеет следующие компоненты (Рис.1).
Согласно рисунку 1, в образовательном пространстве высших учебных заведений Российской Федерации существуют достаточные возможности для реализации студентами повышения своего уровня физкультурного образования [4], как общего, так и специального [5]. К сожалению, студенты, при всем многообразии возможностей, как наиболее «беззаботные люди» [6], с периодичной
Физкультурно-спортивная деятельность в ВУЗах
I
Теор етич еский ко мпонент (ко гнитивно - а ксиол о гическнй блок)
V___/
Пр а кгач еский ко мпонент (праксиологаческий блок)
Теор етическаяучебная дисциплина "Физическая культура" (72 часа)
Внеучебная научно-теоретическая деятельность студентов (конференции, научные кружки, пу блика ции, пр о св етитель ска я деятельность)
Акмеол о гич еский ко мпонент (достиженческий, контр ольно-р ефлексивный блок)
Практическая элективная
учебнаяднсциплнна "Элективные курсы по ФК и С" (328 часов)
В неучебная спортивная спор тивно-приют а дная, о з д ор овительно-р еа бнлнтационная н адаптивная секционная работа
К онтр ольные нор мативы по ОФП, СФП н адаптивной физической подготовке (в моментеив динамике)
Контр ольные мер оприягая
сф ор мир ов анносга теоретического компонента (тестирования, эссе, опросы, кейс-задания, лабораторныеи пр а кгач еские р а б оты)
v.__У
f Портфолио досгаженийв ФСД (спортивные звания, пу блнка цнонна я а ктивно сть, массовая фшкультурно-спортивная активность, динамика бьпов ой двигательной V.__активности)_у
Рис. 1. Структура физкультурно-спортивной деятельности в ВУЗах.
настойчивостью находят причины непосещения как теоретических, так и практических занятий по обязательным учебным предметам, не говоря уж о внеучебной физкультурно-спортивной активности. Такими причинами могут быть комплекс психологических причин [7], социальные причины [8], а также причины организационного характера [9]. Кроме того, ввиду того факта, что в высших учебных заведениях студенты начинают формировать свою социально-профессиональную структуру своей индивидуальности и самостоятельности в принятии решений посредством моделирования будущей профессиональной деятельности, ее организационной структуры, через профессиональное обучение, у некоторых из них может возникнуть более высокий уровень самооценки и специфичной приоритетности в выборе предметной деятельности в сторону профессиональной ориентированности,
приводящая к изыскиванию ими возможностей уклонения от осуществления структурированной физкультурно-спортивной деятельности как в рамках ВУЗа, так, иногда и самостоятельной [6].
Данная проблематика естественным образом порождает возникновение академических отработок пропущенных занятий студентами по неуважительным причинам (отсутствие официальных справок об ограничениях двигательной активности, документации по самостоятельной физкультурно-
спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности, нарушения сроков их предоставления и т.д.) и необходимость изыскания профессорско-преподавательским составом ВУЗов возможностей для не только принятия этих академических отработок, но и создание адекватных ситуации форм их организации. Таким образом, данная проблематика актуализирует цель нашего научного исследования - структурирование педагогической системы отработки
пропущенных занятий в физкультурно-спортивной деятельности ВУЗов.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
В исследовании применялись следующие методы: анализ и синтез научной
литературы по проблемам аттестации студентов в физкультурно-спортивной деятельности в ВУЗах, аксиоматико-индуктивный метод построения алгоритмов отработок и аттестации студентов по теоретической и практической учебным дисциплинам физкультурно-спортивной деятельности в ВУЗах, системный метод.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
В начале нашего аналитического исследования необходимо определить главные структурные составляющие педагогической системы отработок пропущенных занятий в физкультурно-спортивной деятельности ВУЗов, которыми, по нашему мнению будут являться: мера достаточности отработок для аттестации студентов по теоретической и практической учебным дисциплинам; формы организации отработок в теоретической и практической учебных дисциплинах; критериальные показатели аттестации отработок в теоретической и практической учебных дисциплинах; комплекс вариативных алгоритмов действий студентов для аттестации по теоретической и практической учебным дисциплинам.
Согласно п.40 Приказа Министерства образования и наука РФ №301 от 05 апреля 2017 г. [10], вся ответственность по организации, формам, срокам, критериям проведения промежуточной аттестации студентов возложена на саму образовательную организацию и регулируется ее локальными правовыми актами. В педагогической практике физкультурно-спортивной деятельности
кафедр физической культуры и спорта ВУЗов доминирует общепринятая норма посещаемости не менее 50% практических занятий, входящая в сбалансированную бально-рейтинговую систему (БРС) наряду с набором баллов по сдаче контрольных нормативов и дополнительными вариативными возможностями такого набора по параметрам социально-профессиональной активности в зависимости от медицинской дифференциации распределения по уровням функционального здоровья и ситуативной
объективности [11]. Для унификации освоения компетенций практически все БРС структурированы по 5-бальной системе, однако в некоторых ВУЗах такой унификации не существует вследствие отсутствия дифференциации при промежуточной аттестации (зачет/незачет). По нашему мнению, такое отсутствие дифференциации наиболее приемлемо в педагогической практике, так как таким образом нивелируется негативное влияние на когнитивно-аксиологическую сферу студента в области физкультурно-спортивной деятельности. Тем не менее, при возникновении академических задолженностей у студентов, возникает необходимость в их ликвидации, что вынуждает ППС кафедр физической культуры и спорта ВУЗов изыскивать дополнительные возможности по временным периодам и алгоритмам взаимодействия со студентами в комплексной системе формирования, закрепленной за теоретической и практической дисциплинами компетенции. Для решения данной ситуации, по нашему мнению, необходимо представить абстрактную блок-схему ситуативных алгоритмов взаимодействия для ликвидации академической задолженности (Рис.2).
Согласно представленной блок-схеме, существует 2-а основных алгоритма для студентов-задолжников ликвидации своих академических задолженностей по практической и теоретической дисциплинам физкультурно-спортивной деятельности ВУЗов. Рассмотрим подробнее каждый из вариантов.
Первый вариант алгоритма ликвидации академической задолженности предусматривает добор студентами посещаемости до 75-100% пропущенных занятий. Данный вариант потребует от профессорско-преподавательского состава кафедр достаточно больших трудозатрат, особенно при проведении практической дисциплины в силу ее высокой энергоемкости, однако может быть применим в отношении теоретической подготовки студентов-задолжников из-за меньшей энергоемкости. Применение контрольных мероприятий при данном варианте ликвидации академической
АКАДЕМИЧЕСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ПО ПРАКТИЧЕСКОЙ ИЛИ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
Альтернативные возможности отработок пропущенных занятий
(когнитивно-аксиологического или праксиологического блока) ^
Алтернативные возможности проведения контрольных мероприятий (когнитивно-
аксиологического или праксиологического блока)
Отработка занятий до 75100% посещаемости
Отработка занятий до 50% посещаемости
ликви
ДАЦИЯ АКАДЕ МИЧЕС КОЙ ЗАДОЛ ЖЕНН ОСТИ ПО ПРАКТ ИЧЕСК ОЙ
или
ТЕОРЕ ТИЧЕС КОЙ
дисци
ПЛИНЕ
Рис. 2. Блок-схема алгоритмов ликвидации задолженностей по практической и теоретической
дисциплинам
задолженности вариативно в зависимости от экспертного мнения преподавателя. особенно оно мало оправдано в отношении практической дисциплины. При невозможности непосредственной отработки занятий студентом в форме лекций, семинаров или практических занятий возможно использование альтернативных возможностей, в частности, для практической и теоретической дисциплин доступны следующие варианты:
1. Дистанционное проведение дополнительных практических занятий, лекций и семинаров преподавателем, принимающим отработки студентов-задолжников
(практическая и теоретическая дисциплины)
2. Самостоятельная двигательная активность с еженедельным отчетом в виде фото-видео и презентационных материалов, включающим «Дневник самоконтроля студента» (практическая дисциплина)
3. Самостоятельный сбор, подготовка и видеозапись студентом видео-лекции (видео-семинара) согласно тематическому плану пропущенных занятий и в соответствии с академическим интервалом (теоретическая дисциплина)
4. Самостоятельный сбор, подготовка и проведение лекции (семинара)
или его части, в зависимости от потокового количества студентов-отработчиков с применением дистанционных технологий (теоретическая дисциплина) - деловая игра «Обмен социальными ролями» или в виде докладов.
5. Волонтерская деятельность студентов-задолжников на спортивных мероприятиях ВУЗа, выездных спортивных мероприятиях команд ВУЗа или спортивных мероприятиях регионального и федерального масштаба (с фото-видео отчетами, нормативной документацией), исходя из расчета непосредственно потраченного времени (практическая и теоретическая дисциплины)
6. Выполнение программы «Зритель» и «Болельщик» на спортивных мероприятиях различного масштаба (ВУЗ или совместно с органами государственной и муниципальной власти, если такие возможности имеются) с фото-видео отчетами и нормативной документацией, исходя из расчета непосредственно потраченного времени (практическая и теоретическая дисциплины)
7. Участие спортивных или оздоровительно-рекреативных мероприятиях ВУЗа, органов государственной и муниципальной власти в качестве спортсменов (участников) с фото-видео отчетами и нормативной документацией, исходя из расчета непосредственно потраченного времени (практическая и теоретическая дисциплины)
Второй вариант алгоритма ликвидации академической задолженности предусматривает добор студентами посещаемости до 50% пропущенных занятий с обязательным последующим проведением контрольных мероприятийпопрактическойилитеоретической дисциплинам, предусмотренных рабочими программами дисциплин. Альтернативные возможности применения отработок первого варианта ликвидации задолженностей сохраняются. При невозможности проведения контрольных мероприятий, особенно в практической дисциплине, в формате сдачи контрольных нормативов физической подготовленности, к применению возможны
следующие альтернативные варианты, в том числе акмеологического блока ФСД:
1. Замена нескольких контрольных нормативов на аналогичные по приоритетной направленности на аттестацию физических качеств
2. Замена, при необходимости, нескольких контрольных нормативов на функциональные тестирования или антропометрические измерения, соответствующие по значимости развития физических способностей
3. Использование элементов акмеологического блока - портфолио достижений в ФСД, спортивные звания, публикационная активность в области ФК и С, динамика бытовой двигательной активности при наличии фитнес-браслета, подтвержденная документально
В соответствии с развивающейся инклюзивной парадигмой непосредственного участия студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и особыми образовательными потребностями (ООП) в физкультурно-спортивной деятельности кафедр ВУЗов в максимально возможной степени [12,13,14,15,16], иногда возникают ситуации неполучения ими аттестации по практической и теоретической дисциплинам в силу различных причин, в том числе и большой степени личного нигилизма в отношении такой деятельности в рамках обучения. Это может приводить к достаточно стрессовым ситуациям как со стороны студентов с ООП, так и со стороны ППС кафедр в плане ликвидации задолженностей, особенно в практической физкультурно-спортивной деятельности. По нашему мнению, такие ситуации могут быть решены ППС кафедр ВУЗов с использованием представленной блок-схемы и форм, методов и средств адаптивной физической культуры (АФК) в виде следующих вариантов:
1. Включение элементов АФК в очные и дистанционные практические отработки пропущенных занятий с преподавателем
2. Самостоятельная двигательная активность по предложенным преподавателем
комплексов адаптированных физических упражнений с учетом ОВЗ и функциональной подготовленности (с фото-видео отчетами, нормативной документацией)
3. Использование элементов акмеологического блока - портфолио достижений в ФСД, спортивные звания, публикационная активность в области ФК и С, динамика бытовой двигательной активности при наличии фитнес-браслета, подтвержденная документально
4. Адаптированными контрольными мероприятиями в виде доступных к выполнению и соответствующих ОВЗ функциональных тестирований, антропометрических измерений и индексов, тестов физической подготовленности
В отношении теоретической
дисциплины вариативность отработок при ликвидации академических задолженностей, по нашему мнению, не всегда оправдана, так как сама по себе не затрагивает в своей реализации физические отклонения. Однако, такая вариативность возможна при наличии у студентов расстройств аутистического спектра (РАС) и задержек умственного развития. В данных случаях возможно только использование акмеологического блока ФСД и соответствующего снижения критериального порога оценивания достижений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Представленная в исследовании структура педагогической системы отработок пропущенных занятий в физкультурно-спортивной деятельности ВУЗов представляет собой универсальную блок-схему алгоритмов ликвидации задолженностей по практической и теоретической дисциплинам физкультурно-спортивной деятельности в рамках академической и внеучебной работы кафедр физической культуры и спорта ВУЗов с учетом не только критериальных составляющих оценивания сформированности закрепленных за дисциплинами компетенций, но и возможную вариативность их реализации с учетом ситуативных детерминант и использования
инклюзивного педагогического подхода. Данная вариативность может быть изменяема и дополняема в зависимости от материально-технического обеспечения работы кафедр физической культуры и спорта ВУЗов, уровня профессиональной подготовки профессорско-преподавательского состава и реорганизации самой структуры педагогической физкультурно-спортивной деятельности в ВУЗах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Курамшин Ю.Ф. Становление и развитие программно-нормативных основ вузовского физического воспитания в 20-40 годы XX века. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2014; 4 (110): 67-71.
2. Курамшин Ю.Ф. Состояние программно-нормативных основ физического воспитания во второй половине ХХ века и пути их развития на современном этапе. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2014; 5 (111): 77-82.
3. Агеевец А.В., Ефимов - Комаров В.Ю., Ефимова-Комарова Л.Б., Куликов М.Л., Пучкова М.В. Физическая культура в ВУЗе. Что это? Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2021; 3(193): 11-18.
4. Лубышева, Л.И., Грузных Г.М. О программных основах вузовского физкультурного образования. Теория и практика физической культуры. 1990; 3: 4245.
5. Кузнецова, З.М., Симаков Ю.П. Исторические предпосылки формирования физкультурного образования. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2007; 4(2): 8-14.
6. Бахирева Н.А., Саянова Е.Н. Обзор причин непосещаемости студентами занятий по физической культуре. Решетневские чтения. 2018; 2: 544-546.
7. Болдов А.С., Гусев А.В., Илькевич К.Б., Шарагин В.И. Исследование внешних и внутренних психологических причин отсутствия мотивации студентов к занятиям по физической культуре в вузе. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017; 4 (146): 275-281.
8. Кочерьян М.А., Тихомирова А.М., Сидоров Р.В. Социологический анализ отношения студентов к здоровью, занятие спорта и физической культурой в университете. Педагогический журнал. 2019; 9 (5-1): 391-399.
9.БурдинаН.Н.,ГариповаА.З.Физическая культура в ВУЗе: проблема посещаемости и ее решение. Психология, социология и педагогика.
2016; 1(52): 55-56.
10. Приказ Министерства образования и науки РФ №301 от 05.04.2017 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры». URL: https://minjust. consultant. ru/ documents/36015
11. Болдов А.С. Возможности применения системы key performance indicators в педагогической деятельности кафедр физической культуры и спорта вузов. Наука и спорт: современные тенденции. 2021; 9(2): 4047. DOI: 10.36028/2308-8826-2021- 9-2-40-47
12. Shevlin M., Kenny, M. & McNeela, E. Participation in higher education for students with disabilities: An Irish perspective. Disability & Society. 2004; 19(1): 15-30.
13. Jung K.E. Chronic illness and academic
accommodation: Meeting disabled "Unique needs" and preserving the institutional order of the university. Journal of Sociology and Social Welfare. 2003; 30(1): 91-112.
14. Rao S. Faculty attitudes and students with disabilities in higher education-A literature review. College Student Journal. 2004; 38(2): 191198.
15. Кузнецов А.С., Кузнецова З.М. Aleksandr S. Kuznetsov, Zinaida M. Kuznetsova. II Съезд членов общественной организации «Российское профессорское собрание». 2019; 14(4): 5-7. DOI: 10.14526/2070-4798-2019-14-4-57.
16. Болдов А.С. Возможности применения системы Key performance indicators в педагогической деятельности кафедр физической культуры и спорта вуза. Наука и спорт: современные тенденции. 2021; 9(2): 4047. DOI: 10.36028/2308-8826-2021-9-2-40-47.
Статья поступила в редакцию: 20.10.2021
Болдов Александр Сергеевич - кандидат педагогических наук, доцент, Московский государственный психолого-педагогический университет; 127051, Москва, ул. Сретенка, дом 29; e-mail: [email protected]