Научная статья на тему 'Отношение студентов к физкультурно-спортивной деятельности и ВФСК "ГТО"'

Отношение студентов к физкультурно-спортивной деятельности и ВФСК "ГТО" Текст научной статьи по специальности «Физическая культура и спорт»

CC BY
93
10
Поделиться
Ключевые слова
ГТО / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ УСТАНОВКИ / GTO / PHYSICAL CULTURE AND SPORTS ACTIVITY OF STUDENTS / VALUE-SEMANTIC INSTALLATIONS

Аннотация научной статьи по физической культуре и спорту, автор научной работы — Тяглова Светлана Александровна

Изучено отношение студентов института психологии и педагогики Тюменского государственного университета к физкультурно-спортивной деятельности и комплексу ГТО на основе анкетирования. Выявлена значимость здоровья в иерархии ценностных ориентиров студентов педагогического профиля, желаемые и реальные виды физической активности, мотивы посещения занятий физической культурой в вузе и на досуге, отношение к ВФСК ГТО.

Похожие темы научных работ по физической культуре и спорту , автор научной работы — Тяглова Светлана Александровна,

ATTITUDE OF STUDENTS TO SPORTS AND SPORTS ACTIVITY AND GTO

Student attitudes of the students of the Institute of Psychology and Pedagogy of the Tyumen State University to physical culture and sports activities and the GTO complex on the basis of the questionnaire. The importance of health in the hierarchy of the value orientations of pedagogical profile has been revealed, the desired and real types of physical activity, the motives for attending physical education at the university and at leisure, the attitude towards the WFSK GTO.

Текст научной работы на тему «Отношение студентов к физкультурно-спортивной деятельности и ВФСК "ГТО"»

NORDIC WALKING AND ITS MODIFICA TIONS AS A MEANS OF LEARNING TECHNIQUE IN SKIING STUDENTS

T.A. Sagiev, M.A. Milenina, O.E. Barkova, O. V. Marakhovskaya

The technique of modification of the Scandinavian walk has been developed, which makes it possible to master the technique of ski runs qualitatively and quickly and to increase aerobic capabilities, special speed-strength qualities of first-year students of technical universities who do not have theoretical and practical experience in skiing. The results of a pedagogical experiment confirming the effectiveness of the proposed method are presented.

Key words: Nordic walking, a simulation exercise in skiing with the Nordic sticks,

students.

Sagiev Talgat Abayevich, senior lecturer, n222omsktalgat@yandex.ru, Russia, Omsk, Omsk State Technical University,

Milenina Marina Anatolievna, senior lecturer, milenina_1963@,mail. ru, Russia, Omsk, Omsk State Technical University,

Barkova Olga Evgenievna, senior lecturer, fizomgtu@,mail. ru, Russia, Omsk, Omsk State Technical University,

Marakhovskaya Oksana Valer'evna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, marakhovskiy. 76@mail.ru, Russia, Omsk, Omsk State Technical University

УДК 796.011

ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВФСК «ГТО»

С. А. Тяглова

Изучено отношение студентов института психологии и педагогики Тюменского государственного университета к физкультурно-спортивной деятельности и комплексу ГТО на основе анкетирования. Выявлена значимость здоровья в иерархии ценностных ориентиров студентов педагогического профиля, желаемые и реальные виды физической активности, мотивы посещения занятий физической культурой в вузе и на досуге, отношение к ВФСК ГТО.

Ключевые слова: ГТО, физкультурно-спортивная деятельность студентов, ценностно-смысловые установки.

Внимание государства к решению задач улучшения и сохранения физических и психофизических кондиций населения проявилось в поэтапном внедрении комплекса ГТО, расширении его миссии в сторону патриотического, духовно-нравственного, культурно-ценностного воспитания молодежи. Детализация, вариативность, мотивационная составляющая отличают современный комплекс ГТО от предыдущего. Основными проблемами внедрения комплекса в современные образовательные условия вуза учеными (Л.И. Лубышева, М.Я. Виленский,

Д.Д. Прокофьева, П.А. Виноградов и др.) названы: новая социально-экономическая парадигма, смена идеологических ориентиров страны в XXI веке, снижение физической активности молодежи, недостаточное осознание ими ценностей физической культуры и способов реализации ценностей в жизнеобеспечении личности. Внедрение ГТО в вузовскую студенческую среду, осознание его ценностей, а значит, и ценностей физической культуры в целом нами реализуется путем актуализации социокультурного и индивидуально-личностного развития студента, создания индивидуальных образовательных траекторий внутри специально организованной физкультурно-спортивной среды вуза.

Цель исследования - изучение отношения студентов - будущих педагогов к физкультурно-спортивной деятельности и комплексу ГТО.

Методы и организация исследования. В рамках внедрения комплекса «Готов к труду и обороне» нами проведена сравнительная характеристика отношения студенческой молодежи к физкультурно -спортивной деятельности (ФСД). Выявлена значимость здоровья в иерархии ценностных ориентиров студентов педагогического профиля, желаемые и реальные виды физической активности, мотивы посещения занятий физической культурой в вузе и на досуге, отношение к ВФСК ГТО.

Результаты получены при помощи методов анкетирования, наблюдения, математической обработки результатов. В анкетировании принимали участие 206 девушек 18-24 лет первого, второго и третьего курсов института психологии и педагогики Тюменского государственного университета 2014, 2016 гг. обучения.

Результаты и их обсуждение. Личную значимость ВФСК ГТО студенты определяют, как возможность регулярно проверять уровень своей физической подготовленности и улучшить состояние своего здоровья (32-36 %), как символ патриотизма (21-25 %). Считают себя патриотами 66-71 %, отмечая, что на формирование патриотических чувств в большей мере повлияли родители (около 50 %).

Более 20 % планируют участвовать в сдаче норм ГТО. Студенты считают, что внедрению ВФСК ГТО наиболее будут способствовать такие мероприятия, как организация массовых соревнований, спартакиад по месту жительства, проведение пропагандистских, физкультурно -спортивных акций, применение механизма льготного и бесплатного посещения спортивных сооружений.

Изучение самооценки состояния здоровья студентов показало, что от первого к третьему курсу студенты оценивают свое здоровье с положительной динамикой (в 2014 г оценивали свое здоровье как хорошее- 34 % девушек, в 2016 г. - 54 %.).

В процессе обучения в вузе иерархия жизненных ценностей

студенток значительно не изменяется - для всех курсов важны семейное счастье, любовь, интересная работа, здоровье. К третьему году обучения наблюдается рост интереса к физическому совершенству.

На вопрос «Как вы оцениваете свое отношение к физкультурно -спортивной деятельности?» большинство (35 % - 1-й курс, 36 % - 2-й курс, 42 % - 3-й курс) отметили, что занятия ФСД проходят периодически, в основном это сезонные виды спорта. Регулярно занимаются 15-17 % студенток. Третья часть опрашиваемых не находят времени для занятий ФСД, но считают их полезными.

Динамика роста интереса к ФСД у студентов наблюдается к третьему курсу, несмотря на уменьшение свободного от учебы времени. Половина студентов имеют 3-4 часа свободного времени в сутки (42-63 %), третья часть - 1-2 часа, и 13-14 % - 5-6 часов.

Согласно опросу, студенты готовы потратить на дополнительные занятия ФСД до 3000 руб. в месяц, 12-23 % - в пределах 500-2500 руб., более 4000 руб. - 4 % третьекурсников. Не готовы к материальным затратам на ФСД 25-29 % студентов первого и второго курсов и 7 % третьекурсников.

Выбор студентами видов активности («Как часто вы занимаетесь или хотели бы заниматься...?») выявил значительное несоответствие между желаемым и реальным результатом - потребность студентов в физической активности оказалась гораздо выше существующей в действительности. Первокурсники занимаются гимнастикой в течение дня, посещают занятия по индивидуальной системе тренировки, участвуют в походах выходного дня. Студенты третьих курсов занимаются утренней гимнастикой и посещают секции по видам спорта.

Из предложенных в анкете вариантов желаемой физической активности студенты хотели бы больше уделять времени на выполнение утренней гимнастики, заниматься гимнастикой в течение дня, плаванием, в секциях по видам спорта (рис. 1 и 2).

Изучение приоритетов в области досуговых физкультурно-спортивных занятий показало, что наибольшее количество человек хотели бы заниматься плаванием, гимнастикой, волейболом. В целом, круг предпочтений досуговых физкультурно-спортивных занятий студентов -будущих учителей достаточно широк.

Большинство студентов занимаются ФСД в спортзале при школе, колледже, вузе (37 % - 1-й курс, 38 % - 2-й курс, 23 % - 3-й курс) и дома (25 % - 1-й курс, 28 % - 2-й курс, 17 % - 3-й курс). Пятая часть, принявших участие в опросе, занимается дополнительно в спортивных клубах, во дворах, парках, на базах отдыха.

3 2.8 2.6 2.4 2.2 2 1.8 1.6 1.4 1.2 1 0.8 0.6 0.4 0.2 0

■Занимаюсь (1 курс 2016 г.)

Хотел бы заниматься (1 курс 2016 г.)

Занимаюсь (1 курс 2014 г.)

Хотел бы заниматься (1 курс 2014 г.)

ж// /уV

Рис. 1. Желаемые и реальные виды физической активности студентов

первых курсов 2014, 2016 гг.

2.8 2.6 2.4 2.2 2 1.8 1.6 1.4 1.2 1 0.8 0.6 0.4 0.2 0

^ ^ ^ ^ # о^ #г

* // / ** ^ / ^ Ж &

Г Г

К

а

Занимаюсь (3 курс 2016 г.)

Хотел бы заниматься (3 курс 2016 г.)

Занимаюсь (3 курс 2014 г.)

Рис. 2. Желаемые и реальные виды физической активности студентов

третьих курсов 2014, 2016 гг.

3

Наиболее значимыми мотивами посещения дисциплины «Физическая культура» для студентов являются «желание поднять жизненный тонус», «улучшить здоровье», «стремление совершенствовать свое телосложение», «желание подвигаться, получить эмоциональную разрядку». Мотив необходимости аттестации по дисциплине «Физическая культура» становится наименее значим, что говорит об осознанном и ценностном отношении студенток к своему здоровью (рис. 3).

3.5

Рис. 3. Мотивы посещения студентами занятий ФСД

Выводы. В самостоятельном определении студентами состояния своего здоровья динамика положительная: все большее количество респондентов оценивают свое здоровье как хорошее, наблюдается рост интереса к физическому совершенству на старших курсах института. Несмотря на то, что круг физкультурно-спортивных потребностей и предпочитаемых видов двигательной активности студентов весьма широк, и в иерархии жизненных ценностей здоровье занимает лидирующие позиции, переход от значимости к деятельностному этапу осуществляется недостаточно. Среди мотивов, побуждающих студентов заниматься ФСД, первоочередными названы - желание подвигаться, улучшить здоровье, поднять тонус.

Положительная динамика отношения студентов к ФСД к старшим курсам института, принятие ценностей физической культуры, положительное отношение к патриотизму и комплексу ГТО, активизация внутренних механизмов к саморазвитию средствами физической культуры является следствием обширной работы вуза в области физического воспитания студентов, всесторонней подготовки личности к успешному жизнеобеспечению.

Список литературы

1. Виленский М.Я. Механизмы мотивационно -ценностного отношения студентов к освоению комплекса ГТО в образовательном процессе // Культура физическая и здоровье. 2016. № 2(57). С. 12-16.

2. Манжелей И.В. Педагогическое сопровождение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» в вузе // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2015. № 10(128). С.121-125.

3. Манжелей И.В. Программно-информационное сопровождение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» // Теория и практика физ. культуры. 2015. № 9. С. 31.

4. Положение о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне». М., 2014. URL: http:// www.minsport.gov.ru (дата обращения 10.10.2017).

Тяглова Светлана Александровна, старший преподаватель, st4182@mail. ru, Россия, Тюмень, Тюменский государственный университет

ATTITUDE OF STUDENTS TO SPORTS AND SPORTS ACTIVITY AND GTO

S.A. Tyaglova

Student attitudes of the students of the Institute of Psychology and Pedagogy of the Tyumen State University to physical culture and sports activities and the GTO complex on the basis of the questionnaire. The importance of health in the hierarchy of the value orientations of pedagogical profile has been revealed, the desired and real types of physical activity, the motives for attending physical education at the university and at leisure, the attitude towards the WFSK GTO.

Key words: GTO, physical culture and sports activity of students, value-semantic installations.

Tyaglova Svetlana Aleksandrovna, senior lecturer, st4182@mail. ru, Tyumen, Russia, Tyumen State University