УДК 378.016:796.01 DOI 10.37972/chgpu.2021.111.2.025
В. П. Сименъ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ
ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ В ВУЗЕ
Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,
г. Чебоксары
Аннотация. В статье представлено содержательное и технологическое обеспечение реализации компетентностного подхода в обучении студентов вузов элективному курсу по физической культуре и спорту, включающее теоретическую модель обучения данному курсу. В содержании этой модели представлены и раскрываются целевой, содержательный, процессуальный и контрольный компоненты, которые во взаимодействии между собой обеспечивают существенное повышение эффективности обучения элективному курсу по физической культуре и спорту и достижение его результата в виде универсальной компетенции, обуславливающей готовность использовать средства и методы физической культуры и спорта для полноценной социальной и профессиональной деятельности. В работе описан комплекс педагогических условий эффективной реализации теоретической модели в процессе физического воспитания студентов. Результаты формирующего педагогического эксперимента, приведенные здесь, свидетельствуют о том, что применение авторского подхода к содержанию и организации учебного процесса по элективному курсу по физической культуре и спорту приводит к улучшению показателей физического здоровья, физической подготовленности, мотивации к занятиям физической культурой и спортом; повышению качества усвоения методических знаний, умений и навыков самостоятельного использования средств и методов физического воспитания и спортивной тренировки для личностного и профессионального развития.
Ключевые слова: компетентностный подход, физическое воспитание, элективный курс, физическая культура и спорт, учебная программа, теоретическая модель, педагогические условия, универсальные компетенции.
V. P. Si теп'
IMPROVING THE SYSTEM OF FORMATION OF UNIVERSAL COMPETENCE OF STUDENTS IN THE IMPLEMENTATION OF ELECTIVE COURSES IN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS
AT THE UNIVERSITY
I. Yakovlev CHSPU, Cheboksary, Russia
Abstract. The article considers the content and technological provision for the implementation of the competence approach in teaching university students the elective course on physical culture and sports, including the theoretical model of training. The content of this model presents the target, content, process and testing components, which in the interaction of each other provide a significant increase in the efficiency of the elective course on physical culture and sports and achieving its result in the form of universal competence, which results in the readiness to use the means and methods of physical culture and sports for complete social and professional activities. The paper presents a complex of pedagogical conditions for the effective implementation of the theoretical model in the process of physical education of students. The results of the formative pedagogical experiment given here indicate that the use of the
author's approach to the content and organization of the educational process on the elective course on Physical culture and Sports leads to an improvement in the figures of physical health, physical fitness, motivation for physical culture and sports, improve quality of the methodological knowledge, skills and skills of self-use of the means and methods of physical education and sports training for personal and professional self-development
Keywords: competence-based approach, physical education, elective course, physical culture and sports, training program, theoretical model, pedagogical conditions, universal competences.
Введение. Предметом наших изысканий стал процесс формирования универсальной компетенции (УК) студентов при реализации элективных курсов по физической культуре и спорту (ФКиС) в вузе.
Сегодня уровень здоровья и физической подготовленности населения Российской Федерации существенно ниже, чем несколько десятилетий назад.
Согласно Докладам о состоянии физического здоровья населения по итогам деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в 2016 году прирост общей заболеваемости в сравнении с 2012 годом составил 4,1 %. Общая заболеваемость детского населения за 2014-2016 гг. выросла на 2,4 %. Общее число зарегистрированных случаев всех заболеваний в 2016 году возросло на 1,2 % по сравнению с 2015 годом и на 3,4 % по сравнению с 2010 годом [17], в 2017 году на 0,2 % заболеваний больше, чем в 2016 году. В 2019 году по сравнению с 1990 годом общее число зарегистрированных случаев заболеваний увеличилось на 48 % [18].
В ряде исследований, выполненных в последние годы [8], [15], [17], [18], представлены тревожные данные, свидетельствующие об ухудшении показателей физического развития, функциональной и физической подготовленности подрастающего поколения.
Традиционная система организации физического воспитания реализует свои функции не в полной мере. У многих студентов за период обучения в вузе снижается двигательная активность и утрачивается интерес к физкультур но-спортивной деятельности.
В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по не физкультурным направлениям и профилям подготовки педагогического вуза целью и результатом обучения студентов элективному курсу по ФКиС определено формирование УК, определяющей готовность использовать средства и методы физической культуры и спорта для полноценной социальной и профессиональной деятельности.
Это стало началом интенсивных научных разработок теоретических и методических аспектов проблемы формирования готовности студентов к организации своей физ-культурно-спортивной деятельности [3], [7], [16].
Реферативный обзор литературных данных показал, что учеными и специалистами рассматривается и научно обосновывается высокий потенциал физического воспитания на основе реализации системного, личностно ориентированного, профессионально-деятельностного, компетентностного, философско-культурологического концептуальных положений [10], теории позного метода [19] и содержательного обобщения в обучении [5], раскрывается современное понимание содержания компетенций в области физической культуры, степень их сформированности у студентов вузов [2], [12], готовность студентов к психофизической нагрузке с учетом типа темперамента [6].
В ряде диссертационных исследований разработаны теоретические и методические основы совершенствования системы физического воспитания студентов на основе формирования готовности к развитию физической культуры [1], модульно-компетентностного обучения [4], [10] и рейтингового контроля [11].
Наряду с этим проблема формирования УК, представленной в современном ФГОС ВО по нефизкультурным направлениям и профилям подготовки в качестве цели и результата
обучения элективному курсу по ФКиС, до настоящего времени остается недостаточно научно разработанной.
Вопросы совершенствования физического воспитания студентов на основе реализации концептуальных положений компетентностного подхода рассматривались только в научных статьях Г. В. Бобровой, Т. В. Нурматовой, И. В. Горшениной [2], Л. Т. Куда-шовой, Н. Н. Венгеровой [6], И. В. Манжелей, С. Н. Черняковой [9], Г. Н. Сагеевой, Н. Н. Дьяченко [12], В. П. Сименя [13], [14].
Сложившаяся ситуация создает определенные трудности при планировании и организации учебных занятий, направленных на формирование готовности поддерживать уровень физической подготовленности, необходимой для полноценной социальной и профессиональной деятельности.
С другой стороны, для научного решения этой проблемы сложились определенные теоретические предпосылки.
Вышесказанное обусловливает научную актуальность разработки и внедрения в педагогическую практику новых, более эффективных педагогических технологий физического воспитания, отвечающих вызовам современности.
Проблема исследования сформулирована нами следующим образом: каково содержательное и технологическое обеспечение процесса обучения студентов элективному курсу по ФКиС, обеспечивающее повышение готовности использовать средства и методы физической культуры и спорта для полноценной социальной и профессиональной деятельности?
Решение этой проблемы выступает в качестве цели исследования.
Для достижения цели исследования нами последовательно решались следующие задачи:
1. Разработать теоретическую модель обучения студентов элективному курсу по ФКиС, обеспечивающую повышение готовности использовать средства и методы физической культуры и спорта для полноценной социальной и профессиональной деятельности.
2. Разработать комплекс педагогических условий эффективной реализации этой модели в процессе физического воспитания студентов.
3. Апробировать эффективность практической реализации теоретической модели и комплекса педагогических условий обучения студентов элективному курсу по ФКиС.
Актуальность исследуемой проблемы. На сегодняшний день в теории и методике физического воспитания существуют объективные противоречия на:
- социальном уровне - между научно-техническим прогрессом в общественной жизни, с одной стороны, и сохранением конкурентоспособности в профессиональной деятельности на основе повышения собственного здоровья, функциональных возможностей и физических качеств, с другой;
- практическом уровне - между высоким потенциалом построения процесса физического воспитания, основанного на теоретическом моделировании и разработке комплекса педагогических условий эффективной реализации модели формирования УК, с одной стороны, и готовностью преподавателей проводить его на интуитивном уровне, с другой;
- научно-методическом уровне - между возникшей необходимостью совершенствования системы физического воспитания в процессе обучения в вузе с учетом компетентностного подхода, с одной стороны, и недостаточной научной разработанностью организационно-методических основ решения этой задачи, с другой.
Необходимость разрешения этих противоречий представляет как социально-практическую, так и научно-методическую актуальность выбранной нами темы исследования.
Материал и методы исследования. В качестве материала исследования использовались представленные в научно-методической литературе научно обоснованные знания
о содержании и результатах применения различных подходов к решению исследуемой проблемы, собственный педагогический опыт и опыт коллег в области преподавания физической культуры в вузе, материалы предварительных исследований уровня сформированное™ структурных компонентов физической культуры студентов, программно-нормативные документы, регулирующие образовательный процесс по физической культуре, а также результаты формирующего педагогического эксперимента.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: анализ и обобщение специальной научно-методической литературы и собственного опыта физкультурно-педагогической и спортивной деятельности; формирующий педагогический эксперимент; педагогическое тестирование и методы математической статистики.
Опытно-экспериментальной базой исследования являлся Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева. Студенты, принимавшие участие в эксперименте, были подразделены на две однородные по изучаемым показателям группы -экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ). Учебные занятия по элективному курсу по ФКиС с участниками КГ проводились в рамках традиционных подходов к организации физического воспитания студентов. В учебном процессе участников ЭГ было реализовано разработанное мною содержательное и технологическое обеспечение процесса обучения данной учебной дисциплине.
Результаты исследования и их обсуждение. В соответствии с первой задачей исследования нами создана теоретическая модель обучения студентов элективному курсу по ФКиС.
Методологическим ориентиром разработки модели формирования выступил ком-петентностный подход, который предполагает построение модели в соответствии с сущностью и содержанием физической культуры как вида деятельности и ее целевой направленности на формирование УК, определяющей готовность использовать средства и методы физической культуры и спорта для полноценной социальной и профессиональной деятельности.
В структуре модели выделены целевой, содержательный, процессуальный и контрольный компоненты.
Целевой компонент включает цель и задачи обучения элективному курсу по ФКиС. Целью обучения данному курсу является формирование у студентов УК как интегральной характеристики, обуславливающей готовность к самостоятельной физкультурно -спортивной деятельности для полноценной социальной и профессиональной жизни.
Задачами обучения элективному курсу по ФКиС выступают: 1) формирование осознанного и действенного интереса и мотивационно-ценностного отношения к занятиям физической культурой и спортом; 2) развитие физических и психических качеств; 3) вооружение теоретическими, практическими, организационными и методическими знаниями для творческого осуществления своей физкультурно-спортивной деятельности; 4) совершенствование потенциальных резервов организма и укрепление здоровья; 5) овладение готовностью к самостоятельной организации тренировочных занятий по ФКиС.
Содержательный компонент включает разработанную нами рабочую учебную программу элективного курса по ФКиС. Она содержит теоретический, практический, организационно-методический и контрольный разделы.
На изучение данной дисциплины по учебному плану отведено 328 часов, в том числе на аудиторные практические занятия - 172 часа, на самостоятельную работу - 156 часов.
Студентам основной медицинской группы в начале учебного года предлагается выбрать вид спорта для аудиторных и самостоятельных практических занятий из перечня, включающего легкую атлетику, спортивные игры, лыжный спорт, гимнастику и плавание.
Студенты, не желающие заниматься отдельным видом спорта или не выдержавшие конкурсный отбор в спортивные группы, занимаются в группах общей физической подготовки.
Процессуальный компонент включает организационно-методические мероприятия в области образовательной и физкультурно-спортивной активности, направленные на повышение качества организации учебного процесса: организация учебного процесса в соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам высшего образования (ОПОП ВО), включая:
1. Образовательную деятельность, которая включает следующие организационно-методические мероприятия:
а) повышение качества организации учебного процесса: 1) анализ состояния учебно-методической документации и методического обеспечения дисциплин кафедры на соответствие требованиям ФГОС ВО; 2) составление и утверждение расписания учебных занятий, планов и графиков работы учебных кабинетов и спортивных залов, учебных поручений преподавателей, расписаний промежуточной аттестации обучающихся, плана работы учебно-методической группы кафедры; 3) организация регулярных занятий для студентов групп спортивного совершенствования и лечебной физической культуры по специальному расписанию; 4) систематический анализ расписаний учебных занятий на соответствие учебным планам; 5) качественная организация работы по распределению дисциплин по выбору для комплектования групп спортивного совершенствования и формирования расчета часов; 6) своевременная проверка и приведение в готовность спортивных залов, лыжной базы, раздевалок, душевых кабинетов, санузлов к осуществлению образовательной деятельности; 7) рациональное распределение аудиторного фонда кафедры для проведения практических учебных занятий; 8) уточнение и корректное распределение аудиторий для лекционных занятий; 9) своевременное подведение итогов выполнения учебной нагрузки преподавателями кафедры; 10) работа по оснащению спортивных залов, кабинетов современным оборудованием и инвентарем; 11) ведение мониторинга состояния учебно-методической и материально-технической баз кафедры, обеспечивающих реализацию дисциплин кафедры в соответствии с ФГОС ВО; 12) организация и проведение научно-практических конференций, семинаров, мастер-классов, круглых столов по совершенствованию системы ФВ и спортивной тренировки; 13) модернизация РПД и ФОС в соответствии с современными требованиями ФГОС ВО; 14) модернизация порядка оценки приобретенных компетенций для текущей и промежуточной аттестации;
б) повышение качества и результативности проведения учебного процесса: 1) организация медицинского осмотра студентов 1 курса; 2) систематический контроль над выполнением учебных планов и качеством проводимых занятий: взаимопосещения открытых лекционных и практических занятий с последующим их обсуждением заведующим кафедрой, председателем и членами учебно-методической группы и научно-педагогическими работниками кафедры; 3) прием и анализ сведений о причинах академической задолженности по результатам промежуточных аттестаций, отчетов по выполнению учебной и внеучеб-ной нагрузки преподавателями кафедры, отчетов УМГ об учебно-методической работе кафедры за учебный год; 4) наполнение электронных образовательных информационных систем учебно-методическими материалами по дисциплинам кафедры; 5) обновление банка учебной и научной литературы, методических указаний и рекомендаций на кафедре; 6) разработка аннотаций дисциплин; 7) заполнение анкеты по мониторингу организации образовательной деятельности университета; 8) организация работы по совершенствованию механизмов внутренней независимой оценки качества образовательной деятельности; 9) работа по совершенствованию балльно-рейтинговой системы оценки качества знаний,
умений и практического опыта студентов; 10) размещение актуальной информации на сайте кафедры и университета; 11) организация и контроль проведения внутривузовских предметных олимпиад; 12) организационное сопровождение работ по взаимодействию преподавателей и обучающихся в единой информационной образовательной среде вуза; 13) организация обучения профессорско-преподавательского состава по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации; 14) организация занятий обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам: «Физкультурно-спортивное совершенствование», «Повышение спортивного мастерства» и «Лечебно-оздоровительный массаж»; 15) организация самостоятельной учебной работы обучающихся по дисциплине; 16) создание комфортных межличностных отношений преподавателя и студентов, оптимального психологического фона на основе партнерства и сотрудничества; 17) организация работы по разработке монографий, учебных и учебно-методических пособий, электронных учебных пособий, сборников научных трудов; 18) разработка и ведение электронных журналов текущего и промежуточного контроля рейтинга учащихся по дисциплине; 19) распределение учебной нагрузки на штатных преподавателей по максимуму, включая и почасовую нагрузку, что позволяет повысить уровень зарплаты и качество образовательного процесса - преподаватели не «распылялись» на двух-трех работах.
2. Физкультурно-спортивную деятельность, которая включает следующие мероприятия: 1) повышение качества организации и проведения спортивных мероприятий: мониторинг интереса студентов к участию в соревнованиях; разнообразие проводимых мероприятий; поощрение участников спортивных мероприятий; сотрудничество с федерациями видов спорта; привлечение обучающихся, входящих в состав сборных команд, к судейству соревнований различного масштаба; размещение таблиц розыгрышей и результатов соревнований на сайте вуза; 2) реализация комплекса мер по развитию студенческого спорта: организация и проведение регулярных учебно-тренировочных занятий по видам спорта в объеме не менее 6 часов в неделю; создание условий для регулярной спортивной подготовки обучающихся (предоставление спортивных залов, инвентаря и оборудования); организация и проведение соревнований среди студентов; 3) пропаганда физической культуры и спорта: активное использование средств Интернета (сайт кафедры, университета, социальные сети ВКонтакте, Одноклассники, платформы Teams, Zoom и др.), проведение мастер-классов; 4) реализация мер по внедрению Всероссийского физ-культурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ВФСК «ГТО»): проведение занятий в отделениях ОФП по ФКиС с направленностью на подготовку обучающихся к выполнению нормативов ВФСК «ГТО»; своевременное информирование обучающихся, преподавателей и сотрудников кафедры о сроках проведения мероприятий по выполнению нормативов ВФСК «ГТО»; приведение в соответствие нормативных требований физической подготовленности с нормативными требованиями ВФСК «ГТО».
Эффективным методическим приемом стимулирования студентов к систематическим занятиям физической культурой и спортом является постоянный оперативный контроль качества усвоения учебного материала с применением фонда оценочных средств (ФОС). Поэтому в структуре теоретической модели представлен контрольный компонент. Он включает разработанный нами ФОС, содержащий комплект вопросов к рефератам студентов с критериями их оформления и оценивания, перечень вопросов к зачету, фонды тестовых заданий.
В рефератах студенты раскрывают характеристику средств физической культуры и спорта, их оздоровительное и прикладное значение, вопросы личной гигиены и профилактики травматизма на занятиях, технику, тактику, методику обучения и тренировки, особенности организации занятий по избранному виду спорта, организацию самоконтроля.
Оценка рефератов или устный опрос проводятся по окончании изучения раздела дисциплины согласно предусмотренному в учебном плане графику вида промежуточной аттестации.
Выбор темы реферата осуществляется по семестрам с учетом: 1) логики усвоения содержания избранного вида спорта или физической культуры как вида деятельности; 2) индивидуальных интересов (нравящихся физических упражнений), способностей и склонностей студента к тому или иному разделу дисциплины.
С целью совершенствования механизмов независимой оценки качества подготовки обучающихся и выпускников нами разработаны 5-уровневые тестовые задания.
При текущей рейтинговой аттестации оцениваются показатели качества овладения технико-тактическими приемами избранного вида спорта или упражнений ОФП, показатели объема выполняемой физической нагрузки, результаты контроля физической подготовленности, показатели умений проводить разминку, тренировку, заминку по курсу.
При промежуточной аттестации в конце второго, четвертого и шестого семестров измеряются и оцениваются показатели шести тестовых физических упражнений.
При разработке экспериментальной учебной программы и ФОС элективного курса по ФКиС нами учитывались географическая расположенность региона, традиции, материально-техническая база, личностные интересы обучающихся, компетентность преподавателей, результаты мониторинга количества студентов, отнесенных по состоянию здоровья к медицинским группам. В учебной программе активно используются спортивная деятельность, спортивные технологии в учебное и внеучебное время.
Процессуальный компонент содержит теоретический, методический и практический разделы. В теоретический раздел включены теоретические сведения об оздоровительном, прикладном и оборонном значениях элективного курса по ФКиС, личная гигиена и предупреждение травм на занятиях по элективному курсу по ФКиС. В методический раздел введены знания, умения и навыки эффективного планирования, рациональной организации и продуктивного проведения учебно-тренировочных занятий, судейства соревнований и инструкторской деятельности. В практическом разделе знания, умения и навыки выражаются в овладении способностью подготовиться технически, физически, тактически и психологически к результативному использованию средств и методов элективного курса по ФКиС для полноценной социальной и профессиональной деятельности и участию в соревнованиях. Учебно-тренировочная деятельность охватывает развитие физических качеств. Видами занятий в данной деятельности являются академические учебно-тренировочные занятия и самостоятельная работа. Средствами выступают физические упражнения: имитационные, общеподготовительные, специально-подготовительные, подводящие, соревновательные. Образовательная деятельность решает задачи обучения технике и тактике. Средствами решения этих задач являются интеллектуальные действия (восприятие, осмысление, воспроизведение), теоретические репродуктивные задания, подводящие и специальные упражнения. Соревновательная деятельность включает в себя участие в контрольных, основных, отборочных и главных соревнованиях.
Педагогический контроль обеспечивает преподавателей и студентов информацией о качестве усвоения содержания учебного материала, достижения поставленной цели и решения частных задач.
Контрольный компонент включает в себя предварительную, оперативную, текущую и итоговую педагогическую проверку. На предварительном контроле изучается контингент занимающихся (состояние здоровья, уровень физической подготовленности, спортивная квалификация и готовность к предстоящим занятиям - степень усвоения нового учебного материала и выполнения нормативных требований учебно-тренировочной программы). Оперативный контроль проводится с целью проверки срочного тренировочного
эффекта. На текущем контроле оцениваются работа на практических занятиях, результаты сдачи контрольных тестовых нормативов по физической подготовленности, рубежных проверок по разделам курса и т. д. На данном контроле выявляется текущее состояние организма студентов. Этапный контроль служит для выявления кумулятивного эффекта тренировки в макроцикле. На итоговом контроле анализируются выполнение учебно-тренировочного плана, степень решения поставленных задач, положительные и отрицательные стороны физического воспитания и спортивной подготовки.
В соответствии со второй задачей исследования нами разработан комплекс педагогических условий эффективной реализации теоретической модели обучения элективному курсу по ФКиС: 1) предоставление студентам возможности заниматься избранным видом спорта, что обеспечивает переживание чувства удовлетворенности; 2) техническая подготовка с учетом общего и частного в содержании физических упражнений, выделяя граничные позы по заблаговременно обусловленной программе; 3) изложение материала с указанием проблемы и применением методов конкретных ситуаций; 4) распределение объема и интенсивности психических и физических нагрузок с учетом расписания занятий в течение дня (утро, день, полдень, вечер), периода семестра (начало, середина, конец), индивидуального здоровья и физической подготовленности; 5) введение в процесс физического воспитания соревновательной деятельности по избранному виду спорта; 6) образовательная направленность процесса физического воспитания - овладение теоретическими, методическими знаниями, умениями и практическим опытом осуществления физкультурно-спортивной деятельности; 7) внедрение механизмов независимой оценки приобретенных компетенций.
В соответствии с третьей задачей исследования нами была экспериментально обоснована эффективность практической реализации разработанного нами содержательного и технологического обеспечения процесса обучения студентов элективному курсу по ФКиС.
Установлено, что после завершения формирующего педагогического эксперимента участники ЭГ имели в сравнении с участниками КГ существенное преимущество в показателях физического здоровья, физической подготовленности, мотивации к занятиям физической культурой и спортом, качества усвоения методических знаний, умений и практического опыта самостоятельного использования средств и методов физического воспитания и спортивной тренировки. В ЭГ наблюдалось снижение количества обучающихся, по состоянию здоровья отнесенных к специальной медицинской группе и освобожденных от занятий физической культурой; увеличение доли студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом.
Выводы. В исследовании были поставлены задачи, решение которых позволяет сделать следующие выводы:
1. Концептуальные положения теории деятельности позволили построить модель обучения элективному курсу по ФКиС в соответствии с сущностью и содержанием физического воспитания как вида деятельности. Системный анализ и системный синтез привели к идее выявления целевой, содержательной, технологической и управляющей составляющих модели. Внедрение разработанной технологии физического воспитания позволит эффективно планировать и организовывать учебно-тренировочные занятия по формированию у студентов готовности к демонстрации самостоятельно использовать средства и методы физической культуры и спорта для полноценной социальной и профессиональной деятельности.
2. Педагогическими условиями эффективной реализации модели обучения элективному курсу по ФКиС являются: предоставление студентам возможности заниматься избранным видом спорта, что обеспечивает переживание чувства удовлетворенности; техническая подготовка с учетом общего и частного в содержании физических упражнений,
выделяя граничные позы по заблаговременно обусловленной программе; изложение материала с указанием проблемы и применением методов конкретных ситуаций; распределение объема и интенсивности психических и физических нагрузок с учетом расписания занятий в течение дня (утро, день, полдень, вечер), периода семестра (начало, середина, конец), индивидуального здоровья и физической подготовленности; введение в процесс физического воспитания соревновательной деятельности по избранному виду спорта; образовательная направленность процесса физического воспитания - овладение теоретическими, методическими знаниями, умениями и практическим опытом осуществления физ-культурно-спортивной деятельности; внедрение механизмов независимой оценки приобретенных компетенций.
3. Знание и применение разработанного содержательного и технологического обеспечения процесса обучения элективному курсу по ФКиС способствует формированию у студентов УК. По итогам рейтинга к концу педагогического эксперимента, несмотря на снижение количества часов, отводимых аудиторному физическому воспитанию, у обучающихся наблюдается способность поддерживать уровень физической подготовленности для полноценной социальной и профессиональной деятельности на уровне 85,4 среднего балла в ЭГ против 76,7 среднего балла в КГ (Р=0,01).
ЛИТЕРАТУРА
1. Андрющенко Л. Б. Педагогическая система формирования готовности к развитию физической культуры у студентов сельскохозяйственных вузов : дис... д-ра пед. наук : 13.00.04. - Волгоград, 2006. - 464 с.
2. Боброва Г. В., Нурматова Т. В., Горшенина И. В. Технология построения системы физического воспитания студентов с учетом уровня их компетенций // Известия Тульского государственного университета. -2018. -Вып. 1.-С. 9-16.
3. Бурбыгина В. В. Физическая культура в формировании общекультурных компетенций студентов : учеб. пособие. - Комсомольск-на-Амуре : КнАГТУ, 2014. - 92 с.
4. Дулова О. В. Технология реализации модульно-компетентностного подхода в системе среднего физкультурного образования : дис... канд. пед. наук : 13.00.04. - Улан-Удэ, 2010. - 175 с.
5. Костюченко В. Ф. Концепция специального профессионального образования в вузах физической культуры в современных условиях : дис... д-ра пед. наук : 13.00.08. - СПб., 1996. -421 с.
6. Кудашова Л. Т., Венгерова Н. Н. Формирование компетенций студентов в рамках элективного курса по физической культуре // Известия Тульского государственного университета. - 2017. - С. 33-40.
7. КурамшинЮ. Ф., Грец И. А., Ху Чжин Мин. Профессионально-деятельностный подход к систематизации методов физического воспитания : учебное пособие. - Смоленск : СГАФКСиТ, 2010. - 267 с.
8. Лозовая М. А., Лозовой А. А. Самостоятельные занятия спортом как профилактика распространенных заболеваний студентов // Актуальные проблемы развития физической культуры и спорта в Восточной Сибири : мат. X Областной науч.-пракг. конф. студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых (20-21 апреля 2017 г.). - Иркутск : ООО «Мегапринт», 2017. - С. 54-57.
9. Манжелей И. В., Чернякова С. Н. Формирование физкультурных компетенций у бакалавров в образовательной среде вуза // Вестник Тюменского государственного университета. - 2014. - № 9. - Педагогика. Психология. - С. 78-91.
10. Наговицын С. Г. Система формирования компетенций в сфере физической культуры в процессе обучения студентов в вузе : автореф. дис. ... д-ра. пед. наук : 13.00.04,13.00.08. - Набережные Челны, 2013. - 30 с.
11. Попова А. И. Методики рейтингового контроля качества профессиональной подготовки студентов по направлению «Физическая культура» : дис... канд. пед. наук : 13.00.08. - Ижевск, 2011. -236 с.
12. Сагеева Г. П., Дьяченко Н. Н. Элективные занятия по физической культуре как средство формирования общекультурных компетенций // Сборник статей по материалам международного научного конгресса «Ингерэкспо Гео-Сибирь». - Сиб.ГУГиТ, 2016. Т. 10. - С. 178-180.
13. Симень В. П. Модель спортивной подготовки гиревиков в процессе обучения в спортивной школе // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2021 .-№1(101).-С. 207-215.
14. Симень В. П. Формирование общекультурной компетенции студентов при реализации элективной дисциплины по физической культуре и спорту в вузе // Актуальные проблемы физической культуры и спорта : матер. VIII междунар. науч.-практ. конфер. (г. Чебоксары, 26 февраля 2019 г.) / под ред. Г. JI. Драндрова, А. И. Пьянзина. - Чебоксары : Чуваш, гос. пед. ун-т, 2019. - С. 441^150.
15. Степаненко Д. А. Ожирение - глобальная социальная проблема // Актуальные проблемы развитая физической культуры и спорта в Восточной Сибири : мат. X Областной науч.-практ. конф. студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых (20-21 апреля 2017 г.). - Иркутск, 2017. - С. 304-307.
16. Шилько В. Г. Физическое воспитание студентов с использованием личностно ориентированного содержания технологий избранных видов спорта : учебное пособие. - Томск, 2005. - 176 с.
17. Щербакова Е. М. Заболеваемость населения России, 2016-2017 годы [Электронный ресурс] // Демоскоп Weekly. 2018. № 767-768. - Режим доступа : http://demoscope.ru/weekly/2018/0767/barom01.php
18. Щербакова Е. М. Заболеваемость населения России, 2017-2018 годы [Электронный ресурс] // Демоскоп Weekly. 2019. № 807-808. - Режим доступа : http://demoscope.ru/weekly/2019/0807/barom01.php
19. Romanov N. S. The pose method of running: Drill book. - Miami, 2001. -23 p.
Статья поступила в редакцию 15.01.2021
REFERENCES
1. Andryushchenko L. В. Pedagogicheskaya sistema formirovaniya gotovnosti k razvitiyu fizicheskoj kul'tury u studentov sel'skohozyajstvennyh vuzov : dis... d-ra ped. nauk : 13.00.04. - Volgograd, 2006. - 464 s.
2. Bobrova G. V., Nurmatova Т. V., Gorshenina I. V. Tekhnologiya postroeniya sistemy fizicheskogo vospitaniya studentov s uchetom urovnya ih kompetencij // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. - 2018. -Vyp. l.-S. 9-16.
3. Burbygina V. V. Fizicheskaya kul'tura v formirovanii obshchekul'turnyh kompetencij studentov : ucheb. posobie. - Komsomol'sk-na-Amure : KnAGTU, 2014. - 92 s.
4. Dulova О. V. Tekhnologiya realizacii modul'no-kompetentnostnogo podhoda v sisteme srednego fizkul'turnogo obrazovaniya : dis... kand. ped. nauk : 13.00.04. - Ulan-Ude, 2010. - 175 s.
5. Kostyuchenko V. F. Koncepciya special'nogo professional'nogo obrazovaniya v vuzah fizicheskoj kul'tury v sovremennyh usloviyah : dis... d-ra ped. nauk : 13.00.08. - SPb., 1996. - 421 s.
6. Kudashova L. Т., Vengerova N. N. Formirovanie kompetencij studentov v ramkah elektivnogo kursa po fizicheskoj kul'ture // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. - 2017. - S. 33-40.
7. Kuramshin Yu. F., Grec I. A., Hu Chzhin Min. Professional'no-deyatel'nostnyj podhod k sistematizacii metodov fizicheskogo vospitaniya : uchebnoe posobie. - Smolensk : SGAFKSiT, 2010. - 267 s.
8. Lozovaya M. A., Lozovoj A. A. Samostoyatel'nye zanyatiya sportom kak profilaktika rasprostranennyh zabolevanij studentov // Aktual'nye problemy razvitiya fizicheskoj kul'tury i sporta v Vostochnoj Sibiri : mater. X Ob-lastnoj nauch.-prakt. konf. studentov, magistrantov, aspirantov i molodyh uchenyh (20-21 aprelya 2017 g.). - Irkutsk : ООО «Megaprint», 2017. - S. 54-57.
9. Manzhelej I. V., Chernyakova S. N. Formirovanie fizkul'turnyh kompetencij u bakalavrov v obrazo-vatel'noj srede vuza // Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2014. - № 9. - Pedagogika. Psi-hologiya. - S. 78-91.
10. Nagovicin S. G. Sistema formirovaniya kompetencij v sfere fizicheskoj kul'tury v processe obucheniya studentov v vuze : avtoref dis. ... d-ra. ped. nauk : 13.00.04,13.00.08. - Naberezhnye Chelny, 2013. - 30 s.
11. Popova A. I. Metodiki rejtingovogo kontrolya kachestva professional'noj podgotovki studentov po napravleniyu «Fizicheskayakul'tura» : dis... kand. ped. nauk : 13.00.08. - Izhevsk, 2011. - 236 s.
12. Sageeva G. N., D'yachenko N. N. Elektivnye zanyatiya po fizicheskoj kul'ture kak sredstvo formirovaniya obshchekul'turnyh kompetencij // Sbornik statej po materialam mezhdunarodnogo nauchnogo kongressa «Interek-spo Geo-Sibir'». - Sib.GUGiT, 2016. T. 10. - S. 178-180.
13. Simen' V. P. Model' sportivnoj podgotovki girevikov v processe obucheniya v sportivnoj shkole // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva. - 2021. - № 1 (101). -S. 207-215.
14. Simen' V. P. Formirovanie obshchekul'turnoj kompetencii studentov pri realizacii elektivnoj discipliny po fizicheskoj kul'ture i sportu v vuze // Aktual'nye problemy fizicheskoj kul'tury i sporta : mater. VIII mezhdunar. nauch.-prakt. konfer. (g. Cheboksary, 26 fevralya 2019 g.) / pod red. G. L. Drandrova, A. I. P'yanzina. - Cheboksary : Chuvash, gos. ped. un-t, 2019. - S. 441^150.
15. Stepanenko D. A. Ozhirenie - global'naya social'naya problema // Aktual'nye problemy razvitiya fizicheskoj kul'tury i sporta v Vostochnoj Sibiri: mat. X Oblastnoj nauch.-prakt. konf. studentov, magistrantov, aspirantov i molodyh uchenyh (20-21 aprelya 2017 g.). - Irkutsk, 2017. - S. 304-307.
16. Shil'ko V. G. Fizicheskoe vospitanie studentov s ispol'zovaniem lichnostno orientirovannogo soderzhani-ya tekhnologij izbrannyh vidov sporta : uchebnoe posobie. - Tomsk, 2005. - 176 s.
17. Shcherbakova E. M. Zabolevaemost' naseleniya Rossii, 2016-2017 gody [Elektronnyj resurs] // Demoskop Weekly. 2018. № 767-768. -Rezhim dostupa : http://demoscope.ru/weekly/2018/0767/barom01.php
18. Shcherbakova Е. М. Zabolevaemost' naseleniya Rossii, 2017-2018 gody [Elektronnyj resurs] // Demoskop Weekly. 2019. № 807-808. - Rezhim dostupa : http://demoscope.ru/weekly/2019/0807ftarom01.php
19. Romanov N. S. The pose method of running: Drill book. -Miami,2001. -23 p.
The article was contributed on January 15, 2021 Сведения об авторе
Сименъ Владимир Петрович - кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физического воспитания Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, Чебоксары, Россия; e-mail: [email protected]
Author information
Simen, Vladimir Petrovich - Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Head of the Department of Physical Education, I. Yakovlev CHSPU, Cheboksary, Russia; e-mail: simen [email protected]