Научная статья на тему 'МЕТОД CASE-STUDY В ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ'

МЕТОД CASE-STUDY В ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / МЕТОД CASE-STUDY / МЕТОД BRAIN STORM / ДИСЦИПЛИНА "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ" / МЕТОД КЕЙСОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болдов Александр Сергеевич, Рысакова Ольга Геннадьевна, Пряникова Наталья Геннадьевна, Пучкова Наталья Григорьевна

Использование инновационных методик преподавания теоретической дисциплины «Физическая культура и спорт» в ВУЗах с различной профессиональной направленностью для формирования общекультурных и универсальных компетенций имеет огромное значение в контексте общемировой парадигмы развития образования. Цель исследования - оценить возможность применения метода кейсов (Case-study) с «неструктурированным кейсом» в теоретической подготовке студентов, разработка и апробация технологии его применения, и оценка её эффективности. Методика и организация исследования: В экспериментальном исследовании приняли участие 2193 студента в течение 4 лет (2017-2020). В ходе эксперимента были использованы метод кейсов (Case-study) с «неструктурированным кейсом» в качестве целевых показателей системы KPI (Key Performance Indicators) и метод «мозгового штурма» (Brain Storm) в качестве составной части технологии применения. Результаты исследования и их обсуждение: В ходе эксперимента была выявлена положительная динамика во временной составляющей проведения групповых «мозговых штурмов», вариативность количества положительной и отрицательной аргументации и увеличении количества индифферентных «вердиктов», свидетельствующая об отсутствии «декларированности» участия респондентов и их большей вовлеченности в процессе выполнения кейс-заданий. Выводы: Для обеспечения большей эффективности в формировании образовательных компетенций у будущих специалистов вариант метода Case-study (метод кейсов) с «неструктурированным кейсом», может быть использован в педагогической практике преподавания теоретического раздела дисциплины «Физическая культура и спорт» в высших учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Болдов Александр Сергеевич, Рысакова Ольга Геннадьевна, Пряникова Наталья Геннадьевна, Пучкова Наталья Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CASE-STUDY METHOD AT STUDENTS’ THEORETICAL TRAINING ON THE DISCIPLINE "PHYSICAL EDUCATION AND SPORT"

The use of innovative teaching methods for the theoretical discipline "Physical culture and sport" at the universities with different professional orientation for the formation of general cultural and universal competencies is of great importance in the context of the global paradigm of education development. The purpose of the study is to assess the possibility of using the case-study method with the “unstructured case” in the theoretical training of students, developing and testing the technology for its application and assessing its effectiveness. Research methodology and organization: 2,193 students took part in the pilot study during 4 years (2017-2020). During the experiment, the case study method was used with the “unstructured case” as the target indicators of the KPI system (Key Performance Indicators) and the “Brainstorm” method as an integral part of the application technology. Research results and their discussion: during the experiment, the positive dynamic was revealed in the time component of group brainstorming, variability in the number of positive and negative argumentation and increase in the number of indifferent “verdicts”, indicating the lack of “declared” participation of respondents and their greater involvement in the process of carrying out case tasks. Conclusions: to ensure greater efficiency in the formation of educational competencies among the future specialists, the variant of the case-study method (case method) with the “unstructured case” can be used in the pedagogical practice of teaching the theoretical section of the discipline “Physical culture and sports” in higher educational institutions.

Текст научной работы на тему «МЕТОД CASE-STUDY В ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ»

REFERENCES

1. Bityutskikh, I.V., and Sabirova, I.A. (2020), "Analysis of competitive activity of qualified and highly qualified kickboxers of the discipline K1", Physical culture and health, No. 3, pp. 84-86.

2. Oskolkov, V.A., Suleymanov, N.L., and Soloviev, P.Yu. (2017), "Analysis of a long-term system of technical and tactical training of boxers", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (152), pp. 206-211.

3. Sabirova, I.A. and Bityutskikh, I.V. (2019), "Analysis of competitive activity in various disciplines of kickboxing", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (168), pp. 259-262.

4. Sinegubova, S.V. and Sinegubov, S.V. (2020), "On comparison of sample variances", Security, Security, Communications, Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Voronezh, pp. 92-95.

5. Suleymanov, N.L., Ponomarev, A.A. and Sychev, P.A., (2020), "Planning of speed and strength training load of powerlifters in an annual macrocycle at the stage of specialized basic training", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (188), pp. 363-368.

Контактная информация bitiushkin@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.11.2021

УДК 796.011.1:378.147

МЕТОД CASE-STUDY В ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

Александр Сергеевич Болдов, кандидат педагогических наук, доцент, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва; Ольга Геннадьевна Ры-сакова, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный социальный университет, г. Москва; Наталья Геннадьевна Пряникова, кандидат педагогических наук, доцент, Московский городской педагогический университет; Наталья Григорьевна Пучкова, доцент, заведующая кафедрой, Московский архитектурный институт

Аннотация

Использование инновационных методик преподавания теоретической дисциплины «Физическая культура и спорт» в ВУЗах с различной профессиональной направленностью для формирования общекультурных и универсальных компетенций имеет огромное значение в контексте общемировой парадигмы развития образования. Цель исследования - оценить возможность применения метода кейсов (Case-study) с «неструктурированным кейсом» в теоретической подготовке студентов, разработка и апробация технологии его применения, и оценка её эффективности. Методика и организация исследования: В экспериментальном исследовании приняли участие 2193 студента в течение 4 лет (2017-2020). В ходе эксперимента были использованы метод кейсов (Case-study) с «неструктурированным кейсом» в качестве целевых показателей системы KPI (Key Performance Indicators) и метод «мозгового штурма» (Brain Storm) в качестве составной части технологии применения. Результаты исследования и их обсуждение: В ходе эксперимента была выявлена положительная динамика во временной составляющей проведения групповых «мозговых штурмов», вариативность количества положительной и отрицательной аргументации и увеличении количества индифферентных «вердиктов», свидетельствующая об отсутствии «декларированности» участия респондентов и их большей вовлеченности в процессе выполнения кейс-заданий. Выводы: Для обеспечения большей эффективности в формировании образовательных компетенций у будущих специалистов вариант метода Case-study (метод кейсов) с «неструктурированным кейсом», может быть использован в педагогической практике преподавания теоретического раздела дисциплины «Физическая культура и спорт» в высших учебных заведениях.

Ключевые слова: студенты, теоретическая подготовка, метод case-study, метод brain storm, дисциплина «физическая культура и спорт», метод кейсов, профессионально-прикладная физическая подготовка.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.11.p37-42

CASE-STUDY METHOD AT STUDENTS' THEORETICAL TRAINING IN THE DISCIPLINE "PHYSICAL EDUCATION AND SPORT"

Alexander Sergeevich Boldov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Moscow State University of Psychology and Education, Moscow; Olga Gennadyevna Rysakova, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Russian State Social University, Moscow; Natalia Gennadievna Pryanikova, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Moscow City University, Moscow; Natalia Grigorievna Puchkova, the senior lecturer, physical culture department chair, Moscow Architectural Institute, Moscow

Abstract

The use of innovative teaching methods for the theoretical discipline "Physical culture and sport" at the universities with different professional orientation for the formation of general cultural and universal competencies is of great importance in the context of the global paradigm of education development. The purpose of the study is to assess the possibility of using the case-study method with the "unstructured case" in the theoretical training of students, developing and testing the technology for its application and assessing its effectiveness. Research methodology and organization: 2,193 students took part in the pilot study during 4 years (2017-2020). During the experiment, the case study method was used with the "unstructured case" as the target indicators of the KPI system (Key Performance Indicators) and the "Brainstorm" method as an integral part of the application technology. Research results and their discussion: during the experiment, the positive dynamic was revealed in the time component of group brainstorming, variability in the number of positive and negative argumentation and increase in the number of indifferent "verdicts", indicating the lack of "declared" participation of respondents and their greater involvement in the process of carrying out case tasks. Conclusions: to ensure greater efficiency in the formation of educational competencies among the future specialists, the variant of the case-study method (case method) with the "unstructured case" can be used in the pedagogical practice of teaching the theoretical section of the discipline "Physical culture and sports" in higher educational institutions.

Keywords: students, theoretical training, case-study method, brain-storm method, discipline "physical culture and sports", case method, professionally applied physical training.

ВВЕДЕНИЕ

Проблематика преподавания теоретических основ физкультурно-спортивной деятельности в вузах на занятиях по дисциплине «Физическая культура и спорт» предъявляет профессорско-преподавательскому составу общеуниверситетских кафедр физической культуры, физического воспитания, спорта и ОБЖ достаточно обширные и наукоемкие требования по учету возрастной, когнитивной, профессиональной, мотивационной структуре контингента обучающихся студентов. В силу своей практико-ориентированности блок здоровьесберегающих дисциплин рабочих планов, преподаваемых дисциплин ставит перед преподавателями условия обязательного поиска и использования технологий и методов обучения, которые могли бы быть максимально приближены и когруэнтны практической части данного блока, а именно дисциплинам «Элективные курсы по физической культуре и спорту», «Базовые виды физической культуры» и «Базовые виды спорта». Одновременно с этим, в общемировой парадигме развития высшего образования становится все сложнее и сложнее использовать традиционные дидактические методы в теоретической подготовке при проведении лекционных и семинарских занятий. Кроме того, существует насущная необходимость в формировании общекультурных и универсальных компетенций студентов, как составных частей не только общей культуры будущего профессионала, но и аксиологической и когнитивной составляющих его профессиональной физической культуры личности [1].

Для эффективного решения в теоретической подготовке студентов в рамках реализации здоровьесберегающего блока дисциплин был применен метод Case-study (метод кейсов) с использованием «неструктурированного кейса».

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на базе кафедры Физической культуры и ОБЖ Московского государственного психолого-педагогического университета с 2017 по 2020 год. В исследовании принимали участие студенты 2-го курса (3 академический семестр), проходящие теоретическую подготовку по дисциплине «Физическая культура и спорт» в количестве 2193 человека. В 2020 году, экспериментальное исследование проводилось с использованием электронного обучения (ЭО) и дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в виртуальной оболочке компании Cisco (программный продукт Webex meetings), частично, где имелась возможность отдельного группового взаимодействия студентов. В силу специфики теоретической подготовки по дисциплине «Физическая культура и спорт», исключающее существенное физиолого-биологическое влияние ген-дерных различий на результативную составляющую показателей исследования, гендер-ные различия не учитывались. Однако, в связи со спецификой студенческого контингента психолого-педагогического вуза и обеспечения валидности результатов, такой учет осуществлялся и находился в пределах соотношения 1/20 (~ 5% мужского тендерного контингента ежегодно).

В исследовании применялась методика Case-study (метод кейсов) с использованием «неструктурированного кейса» в качестве целевых показателей системы KPI (Key Performance Indicators) [1]. На теоретическом семинаре студенты получали кейс-задание на тему «Физическая культура и спорт - хорошо или плохо?», которое заключалось в следующем: академическая группа выбирала одного представителя в качестве «третейского судьи»; далее академическая группа делилась на 2 подгруппы, приблизительно равных по количеству студентов, каждая из которых занимала позицию либо «прокурорскую» (отрицательного отношения), либо «адвокатскую» (положительного отношения); после распределения каждой подгруппе давалось время для осуществления «мозгового штурма» (метод Brain Storm) для аргументированного выступления перед «третейским судьёй»; затем из каждой подгруппы выбирался представитель (оратор) для публичной защиты групповой позиции; согласно регламенту «судебного заседания», в начале представители (ораторы) поочередно представляли сформированные аргументы обеих позиций, а далее осуществлялись «прения сторон»; в терминальной стадии кейс-задания «третейский судья» выносил аргументированный «вердикт» о положительном, индифферентном или отрицательном значении физической культуры и спорта в обществе. В исследовании оценивались параметры работы подгрупп (время подготовки, время выступления представителей (ораторов), время «прений сторон», количество положительных и отрицательных аргументов и их %-ное соотношение) и параметры работы «третейского судьи» (время подготовки, время выступления, количество положительных, отрицательных и индифферентных «вердиктов», индекса рефлексии «третейского судьи» [2]). Время для подготовки, выступления в подгруппах по озвучиванию аргументированных позиций и «прения сторон», время подготовки и озвучивания «вердиктов» «третейского судьи» не нормировалось, но коррелировало с академической длительностью проведения теоретических семинаров.

Математическая обработка результатов проводилась в программном продукте Microsoft Office 365.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Параметрические критерии оценки эффективности выполнения кейс-задания «Физическая культура и спорт - хорошо или плохо?» студентами в подгруппах представлены в таблице 1. Согласно таблице 1, среднее время подготовки подгрупп по формированию аргументов положительной или отрицательной позиции методом «мозгового штурма» (Brain Storm) из года в год увеличивалось (2017 г. - Xt=9,7 мин; 2018 г. - Xt=10,2 мин; 2019 г. - Xt=11,4 мин; 2020 г. - Xt=11,3 мин).

Таблица 1 - Критерии оценки эффективности работы подгрупп

Параметры Xt подготовки (мин) Xt положительной позиции (мин) Xt отрицательной позиции (мин) Xt «прения сторон» (мин) X положительных аргументов (ед.) X отрицательных аргументов (ед.) %-ное отношение аргументов

Годы эксперимента N проведенных кейсов

2017, (N=583 ст.) 19 9,7 2,5 2,3 10,7 14±2,1 12±2,4 14%

2018, (N=562 ст.) 20 10,2 2,6 2,5 13,6 12±3,2 15±4,1 -25%

2019, (N=531 ст.) 18 11,4 1,9 2,4 15,4 11±1,5 13±3,8 -18%

2020, (N=517 ст.) 17 11,3 2,8 2,7 14,9 18±5,1 14±5,4 22%

В то же время, количество минут, которое затрачивали представители подгрупп (ораторы) на представления своих аргументированных позиций «третейскому судье», разнилось, особенно у представителей положительной позиции (2017 г. - Xt =2,5 мин;

2018 г. - Xt=2,6 мин; 2019 г. - Xt=1,9 мин; 2020 г. - Xt=2,8 мин), в отличии от представителей отрицательной позиции, имевшим относительно стабильную длительность (2017 г.

- Xt=2,3 мин; 2018 г. - Xt=2,5 мин; 2019 г. - Xt=2,4 мин; 2020 г. - Xt=2,7 мин). Положительная динамика обнаружилась и в таком показателе эффективности деятельности подгрупп, как «прения сторон» (2017 г. - Xt=10,7 мин; 2018 г. - Xt=13,6 мин; 2019 г. -Xt=15,4 мин; 2020 г. - Xt=14,9 мин), что в совокупности с возрастающей динамикой времени подготовки к выступлениям («мозговой штурм» подгрупп), может свидетельствовать о ежегодном повышении эффективности применяемого метода кейсов (case-study) с «неструктурированным кейсом» и положительной динамике в формировании общекультурных и универсальных компетенций аксиологического и когнитивного компонента профессиональной физической культуры личности будущих профессионалов в своей области.

Относительно таких параметров эффективности работы подгрупп, как средние значения количества положительных и отрицательных аргументов отмечается синусоид-образная динамика, особенно в отрицательной аргументации (2017 г. - X=12±2,4 ед.; 2018 г. - X=15±4,1 ед.; 2019 г. - X=13±3,8 ед.; 2020 г. - X=14±5,4 ед.). Синусоидообразность динамики показателей количества положительных аргументов более затяжная в период с 2017 по 2019 гг., когда она снижалась в абсолютных показателях (X=14±2,1 ед.; X=12±3,2 ед. и Х=11±1,5 ед., соответственно) и резко возросла в 2020 году (X=18±5,1 ед.). В показателе процентного соотношения приводимых положительных и отрицательных аргументаций наблюдается несколько нестабильная ситуация, когда в 2017 и 2020 гг. отмечается преобладание положительных аргументов (на 14% и 22% соответственно году), а в 2018 и

2019 гг. - преобладание отрицательных аргументов (на 25% и 18% соответственно). Данная нестабильность может быть объяснена как стабильной картиной средних значений времени выступлений представителей подгрупп (ораторов) отрицательной аргументации относительно подгрупп с положительной аргументацией, так и увеличением абсолютных значений времени работы подгрупп. Тем не менее, такая разнонаправленная динамика преобладающих соотношений той или иной аргументации достоверно свидетельствует об отсутствии декларированности [3] при выполнении кейс-заданий студентами.

Параметрические критерии оценки эффективности выполнения кейс-задания «Физическая культура и спорт - хорошо или плохо?» выбранным академическими группами «третейским судьей» представлены в таблице 2. Согласно таблице 2, время подготовки «третейского судьи» к объявлению «вердикта» из года в год достаточно стабильно (2017 г.

- Xt=5,2 мин; 2018 г. - Xt=5,1 мин; 2019 г. - Xt=4,8 мин), даже немного увеличивается к

2020 году (Xt=5,7 мин), а время его выступления стабильно увеличивается (2017 г. -Xt=2,9 мин; 2018 г. - Xt=3,4 мин; 2019 г. - Xt=3,5 мин; 2020 г. - Xt=3,4 мин). Однако, в ходе эксперимента выявилась отрицательная динамика по объявлению положительных «вердиктов», выраженная в показателе %-ного отношения (2017 г. - 74%; 2018 г. - 75%;

2019 г. - 72%; 2020 г. - 65%). Данный факт в ходе эксперимента был следствием перераспределения самих «вердиктов» в сторону их индифферентности (2017 г. - 4 ед.; 2018 г. -3 ед.; 2019 г. - 4 ед.; 2020 г. - 5 ед.) при относительной стабильности количества отрицательных (2017 г. - 1 ед.; 2018 г. - 2 ед.; 2019 г. - 1 ед.; 2020 г. - 1 ед.).

Таблица 2 - Критерии оценки эффективности работы «третейского судьи»

Параметры Xt подготовки (мин) Xt выступления «третейского судьи» (мин) N положительных «вердиктов» (ед.) N отрицательных «вердиктов» (ед.) N индифферентных «вердиктов» (ед.) %-ное отношение положительных «вердиктов» Индекс рефлексии «третейского судьи» (ИР)

Годы эксперимента N проведенных кейсов

2017, (N=583 ст.) 19 5,2 2,9 14 1 4 74% 0,68

2018, (N=562 ст.) 20 5,1 3,4 15 2 3 75% 0,65

2019, (N=531 ст.) 18 4,8 3,5 13 1 4 72% 0,67

2020, (N=517 ст.) 17 5,7 3,4 11 1 5 65% 0,59

На основе данных результатов вычислялся Индекс рефлексии «третейского судьи» [2], говорящий об уровне эффективности выполнения им кейс-задания. По абсолютным значениям данного индекса у «третейских судей» данная эффективность находится на очень высоком уровне (2017 г. - ИР=0,68; 2018 г. - ИР=0,65; 2019 г. - ИР=0,67; 2020 г. -ИР=0,59). По данным педагогических наблюдений и экспертной оценке ведущего преподавателя, индифферентность «вердиктов» заключалась в том, что в отношении профессиональных занятий спортом студентами высказывалась скорее отрицательная оценка, а в отношении физкультурно-оздоровительных занятий - преимущественно положительная, что не позволяло «третейскому судье» выносить «вердикт» той или иной направленности (положительной или отрицательной) и вынуждало прибегать к индифферентному «вердикту».

ВЫВОДЫ

Применение метода Case-study (метода кейсов) с «неструктурированным кейсом» в качестве целевых показателей системы KPI (Key Performance Indicators) дает положительную динамику в формировании аксиологической и когнитивной составляющей профессиональной физической культуры личности, формируя тем самым общекультурные и универсальные компетенции у будущих специалистов.

При применении данного метода (Case-study) отсутствует «декларированность» участия вследствие непосредственной вовлеченности в процесс выполнения кейс-задания всего контингента участников и подтвержденная не только увеличением временных параметров (по времени подготовки и «прения сторон»), но и вариативной картине %-ного отношения аргументов и распределения «вердиктов».

Данный вариант применения метода Case-study (метод кейсов) с «неструктурированного кейса» может быть использован в практике теоретической подготовки студентов по дисциплине Физическая культура и спорт.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болдов А.С. Возможности применения системы key performance indicators в педагогической деятельности кафедр физической культуры и спорта ВУЗов / А.С. Болдов // Наука и спорт: современные тенденции. - 2021. - Т.9, № 2. - С. 40-47.

2. Болдов А.С. Методика определения уровня рефлексии на занятиях физической культурой и спортом / А.С. Болдов, В.Ю. Карпов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2021. - № 9 (199). - С. 23-27.

3. Мягков А.Ю. Искренность респондентов в массовых опросах: дис. ... д-ра социол. наук : 22.00.01 / Мягков Александр Юрьевич. - Иваново, 2003. - 401 с.

4. Карпов В.Ю. Инновационные подходы к преподаванию учебной дисциплины «Теория и методика физической культуры» / В.Ю. Карпов // Социальная политика и социология. - 2013. - No.

4-1 (96). - С. 49-58.

5. Карпов В.Ю. Педагогическое воздействие средств физической культуры и спорта на воспитание межличностного общения и профессионального взаимодействия студентов / В.Ю. Карпов // Теория и практика физической культуры. - 2004. - No. 12. - С. 49-53.

REFERENCES

1. Boldov, A.S. (2021), "Possibilities of the key performance indicators system in the pedagogical activity of the universities' departments of physical culture and sport", Science and sport: current trends, Vol. 9, No.2, pp. 40-47.

2. Boldov, A.S. and Karpov, V.Yu. (2021), "Methodology for determining the level of reflexia at physical education and sport exercises", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9 (199), pp. 23-27.

3. Myagkov A.Yu. (2003), Sincerity of respondents in mass surveys, dissertation, Ivanovo.

4. Karpov, V.Yu. (2013), "Innovative approaches to teaching discipline: "Theory and methodology of physical education", Social politics and sociology, No. 4-1 (96), pp. 49-58.

5. Karpov, V.Yu. (2004), "Pedagogical influence of the physical culture and sports in foster interpersonal and professional interaction of students", Theory and practice of physical culture, No. 12, pp. 49-53.

Контактная информация: vu2014@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.11.2021

УДК 376:616:614

АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ЮНОШЕЙ ПРИЗЫВНОГО ВОЗРАСТА С НЕЙРОЦИРКУЛЯТОРНОЙ ДИСТОНИЕЙ

Татьяна Игоревна Бочкарева, кандидат биологических наук, доцент, Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал) Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского, г. Севастополь

Аннотация

В настоящее время у юношей призывного возраста в Российской Федерации увеличился удельный вес хронических неинфекционных заболеваний, среди которых нейроциркуляторная дистония занимает особое место, ограничивая выбор профессии и службу в Вооруженных силах. В данной работе показано эффективное применение комплексной методики адаптивной физической культуры с использованием аэробных и силовых упражнений на тренажерах, а также фитнес-аэробики в процессе коррекции функционального состояния организма у призывников с нейроцир-куляторной дистонией по гипертоническому типу.

Ключевые слова: адаптивная физическая культура, нейроциркуляторная дистония, юноши призывного возраста, функциональные показатели организма.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.11.p42-48

ADAPTIVE PHYSICAL TRAINING IN COMPLEX REHABILITATION OF YOUNG MEN WITH NEURO-CIRCULATORY DYSTONIA AT THE AGE OF

RECRUITMENT

Tatiana Igorevna Bochkareva, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Sevastopol Institute of Economics and Humanities (branch) of V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Sevastopol

Abstract

Recently the proportion of chronic non-infectious diseases has increased with young men at the age of recruitment in the Russian Federation. Neuro-circulatory dystonia stands out reducing the range of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.