МОТИВАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
УДК/UDC 372.8:796
Поступила в редакцию 20.11.2021 г.
Кандидат биологических наук, доцент Е.В. Спирина1
Кандидат педагогических наук, доцент В.В. Зарубина1
Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н.Ульянова, Ульяновск
ASPECTS OF iNCREASiNG THE MOTIVATIONAL AND PSYCHOLOGiCAL PERCEPTION OF PHYSICAL EDUCATION CLASSES BY STUDENTS
Candidate of Biological Sciences, Associate Professor E.V. Spirina1 Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor V.V. Zarubina1
1 Ulyanovsk State University of Education, Ulyanovsk
Информация для связи с автором: elspirin@yandex.ru
Аннотация
Цель исследования - анализ использования кейс-технологии как средства повышения мотивационно-психологического восприятия обучающимися занятий физической культурой.
Методика и организация исследования. В педагогическом эксперименте приняли участие 162 обучающихся с 1-го по 9-й класс. Предложены подходы к конструированию кейсов, которые можно использовать на уроках физической культуры и во внеурочное время. Для оценки эффективности использования кейс-технологии как средства повышения мотивационно-психологического восприятия занятий физической культурой проведена входная и выходная диагностики.
Результаты исследования и выводы. На основе полученных результатов авторы констатируют, что использование кейс-технологии на занятиях физической культуры обеспечивает повышение мотивационно-психологи-ческого восприятия обучающимися занятий физической культуры, а также формирование экологической культуры.
Ключевые слова: мотивация, диагностика мотивации на уроках физической культуры, кейс-технология, формирование экологической культуры.
Abstract
Objective of the study was to analyze benefits of a case study technology for improvement of the trainees' school physical education motivations and predispositions.
Methods and structure of the study. The case study technology model testing experiment was run in 2017 to 2021 at a secondary school in Radishchevsky district (Ulyanovsk Oblast) on a 1-9-graders' sample (n=162). The new case study technology was piloted as complementary to the class/ off-class physical education practices, with the case study technology benefits for the physical education motivations and predispositions rated by the pre- versus post-experimental tests. The ecological culturing component of the case study technology model was geared to promote healthy lifestyle in the school population with sustainable physical education and sports motivations. Results and conclusion. The case study technology model testing experiment showed benefits of the new physical education motivations and predispositions improvement toolkit both for the trainees' physical education and sports motivations and ecological culture.
Keywords: motivation, diagnostics of motivation at physical education classes, case study technology, ecological culture formation.
□ и
£ г. CL
4—
О OJ и
CL ' -о с
га
^
О (U .с Н
Введение. Обучающиеся современных школ за счет возрастающих объемов информации испытывают большие учебные нагрузки, неблагоприятно воздействующие на двигательную активность и приводящие к гиподинамии, а вследствие этого и к снижению здоровья. В связи с этим становится необходим поиск средств повышения мотива-ционно-психологического восприятия обучающими занятий физической культурой.
Одним из действенных способов является кейс-технология [4, 5], которая основана на создании кейсов, отображающих ситуации с некоторой проблемой, требующей разрешения. При использовании кейс-технологии происходит смещение акцента в обучении, так как происходит не овладение готовыми знаниями, умениями, а ведется активный поиск, осуществляется анализ и совместная деятельность как обучающегося и учителя, так и между обучающимися, происходит формирование системы ценностей и миропонимания.
Цель исследования - анализ использования кейс-технологии как средства повышения мотивационно-психологи-
ческого восприятия обучающимися занятий физической культурой.
Методика и организация исследования. Педагогический эксперимент проводился с 2017 по 2021 г. на базе МБОУ Октябрьская средняя школа МО «Радищевский район» Ульяновской области. Исследовали 162 обучающихся с 1-го по 9-й класс.
Для педагогического эксперимента были разработаны кейсы, направленные на повышение мотивационно-психологиче-ского восприятия обучающимися занятий физической культурой по следующей структуре: название с интригой или проблемой; цель кейса; содержание, включающее научные тексты, отрывки из художественных произведений, материалы из Интернета, газет и журналов; вопросы и задания кейса; источники информации и предполагаемый ход рассуждений обучающихся.
Использование кейс-технологии экологической направленности на уроках физической культуры в начальной школе позволяет заложить основы здорового образа жизни, обеспечить устойчивую мотивацию на физкультурную деятельность. Во время выполнения кейса обучающиеся
42
http://www.teoriya.ru
№!• 2022 Январь | Yanuary
не только усваивают экологические знания, но и перевоплощаются в различные образы.
Повышение мотивационно-психологического восприятия занятий физической культурой происходило при знакомстве учащихся с экологическими проектами в области спорта. К примеру, целью разработанного нами кейса для учащихся 9-го класса «Спорт заботится об экологии» стало выявление проблемы переработки старой спортивной обуви после ее износа и сохранение природы. Работая над кейсом, учащиеся определяли, как спорт связан с природой; выявляли влияние спорта на окружающую среду. Кроме того, от учащихся требовалось найти информацию о производителях спортивных товаров, которые заботятся об экологии. Завершая работу над кейсом, обучающиеся обобщают полученные знания, делают вывод.
Для оценки эффективности использования кейс-технологии как средства повышения мотивационно-психо-логического восприятия занятий физической культурой была проведена входная и выходная диагностика.
Оценку уровня спортивной мотивации школьников проводили по методике Н. Г. Лускановой [6]. Уровень сформи-рованности экологической культуры определяли по диагностике «Мое отношение к природе» [3], диагностике Ю. А. Полещук [2, 3], вербальной ассоциативной методике диагностики экологических установок личности «ЭЗОП» (эмоции, знания, охрана, польза) (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин), диагностике мотивации взаимодействия с природой «Альтернатива» (В. А. Ясвин) [1, 2].
Результаты исследования и их обсуждение. Согласно результатам диагностики Н. Г. Лускановой на начальном этапе эксперимента 56 % обучающихся имеют 3-й уровень мотивации: они положительно относятся к урокам по физической культуре, но познавательные мотивы у них сформированы слабо. Более высокий - 4-й уровень мотивации выявлен у 32,8 % учащихся, что является средней нормой. Количество обучающихся с 5-м уровнем мотивации составило 11,2 %, что свидетельствует о добросовестном и ответственном их отношении к занятиям физической культурой. В результате экспериментальной работы число участников с максимально высоким уровнем (5) мотивации возросло на 4,8 а с 4-м уровнем мотивации - на 21 %.
Использование кейс-технологий на уроках физической культуры способствует формированию экологического сознания и мышления, о чем свидетельствуют результаты диагностики обучающихся 1-4-го классов «Мое отношение к природе» (рис. 1, 2).
Оценка уровня сформированности экологической культуры с использованием диагностики Ю. А. Полещук [1, 2] в начале эксперимента выявила средний уровень у 64 % обучающихся, низкий уровень - у 36 % обучающихся, что свидетельствует о недостаточном развитии экологических убеждений у младших школьников, которые осознают важность охраны природы, но не проявляют инициативу и активность по ее охране. В ходе эксперимента число участников со средним уровнем сократилось до 43 %, а у большинства
Средний уровень 57%
Рис. 1. Результаты входной диагностики «Мое отношение к природе», 1-4-й класс
Рис. 2. Результаты выходной диагностики «Мое отношение к природе», 1-4-й класс
(57 %) уровень повысился до высокого. Это означает, что обучающиеся имеют прочные знания о единстве природы, осведомлены о взаимосвязях и взаимозависимостях между организмами, есть стремление в приобретении экологических знаний. При общении с животными и растениями обучающиеся проявляют заботу.
Определение типа экологической установки личности на основе вербальной ассоциативной методики диагностики экологических установок личности «ЭЗОП» показало, что в начале эксперимента у школьников преобладают эстетическая (57 %) и прагматическая (64 %) установки, то есть основная масса воспринимает природу как объект красоты и пользы. На заключительном этапе ведущими выступают эстетическая (50 %) и этическая (64 %) установки. Более половины обучающихся воспринимают природу уже как объект охраны.
Анализ результатов диагностики «Мое отношение к природе» свидетельствует о том, что пятиклассники имеют неосознанное эгоистическое отношение к природе, при этом осознанного и глубокого отношение выявлено не было. В 6-м классе уже преобладает неактивное и мало осознанное отношение, при этом глубоко осознанное отношение достигает всего 7,7 %. В 7-м классе происходит снижение результатов по сравнению с 6-м классом, что объясняется особенностями подросткового возраста. В 8-м классе наблюдается тенденция перехода к осознанному, глубокому отношению к природе (61,5 %). У большинства девятиклассников отношение к природе достаточно осмысленное.
Исследование мотивации по методике «Альтернатива» (В. А. Ясвин) выявило, что у учащихся 5-го класса преобладает эмоционально-ценностный вид деятельности взаимодействия с природными объектами (62 %). При этом у учащихся 8-го класса преобладает поведенческо-деятельностный тип деятельности (46 %), когнитивный тип - у 31 %, мотивацион-ный тип - 15 %, эмоционально-ценностный тип - 8 % учащихся. У восьмиклассников проявляется готовность и стремление получать, искать и перерабатывать информацию о природных объектах. Результаты свидетельствуют об изменениях у обучающихся, обучение физической культуры которых проходило с использованием кейс-технологии. Так, эмоционально-ценностный вид деятельности у обучающихся, являющийся доминирующим в 5-м классе, у восьмиклассников составляет 8 %, а преобладающим стал поведенческо-деятельностный вид деятельности, характеризующийся восприятием обучающимися природы как объекта познания и активного преобразования самим человеком окружающей действительности.
Выводы. Таким образом, использование кейс-технологии на уроках физической культуры способствует повышению мотивационно-психологического восприятия обучающими этих занятий и формирует экологическую культуру.
Литература
1. Дерябо С.Д. Экологическая педагогика и психология [Текст]
/ С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. -
С. 28, 34, 112, 113.
№1 • 2022 Январь | Yaпuary
http://www.teoriya.ru
Полещук Ю.А. Профессиональная направленность личности: теория и практика: пособие / Ю.А. Полещук. - Минск: БГПУ, 2006.
- С.30-33.
Соловьева Д. Мониторинг экологической культуры обучающихся: как проводить учителю / Д. Соловьева // Управление начальной школой. - 2017. - № 12. - С. 36-44.
Формирование экологической культуры обучающихся средствами кейс-технологии на предметах естественно-научного цикла [Текст]: метод. пособ. / Н.А. Наумова, Е.В. Спирина, М.А. Храмова и др. - Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 2019. - 96 с.
Формирование экологической культуры обучающихся средствами кейс-технологии на уроках физической культуры [Текст]: учеб.-метод. пособие. / И.И. Пешехонова, Е.В. Спирина, Н.Н. Потапова.
- Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 2020. - 39 с. Чакалев О.В. Методы диагностики спортивной мотивации: Методическая разработка / О.В. Чакалев. - Новосибирск, 2019. [Электронный ресурс]. URL https://infourok.ru/metodi-diagnostiki-sportivnoy-motivacii-3527794.html (дата обращения: 18.10.2021).
References
Deryabo S.D., Yasvin V.A. Ekologicheskaya pedagogika i psikhologiya [Environmental pedagogy and psychology]. Rostov-on-Don: Feniks publ., 1996. p. 28, 34, 112, 113.
2. Poleshchuk Y.A. Professionalnaya napravlennost lichnosti: teoriya i praktika [Individual professional orientation: theory and practice]. Study guide. Minsk: BSPU publ, 2006. pp. 30-33.
3. Solovyeva D. Monitoring ekologicheskoy kultury obuchayushchikh-sya: kak provodit uchitelyu [Monitoring of students' ecological culture: teacher's guide]. Upravlenie nachalnoy shkoloy. 2017. No.12. pp. 36-44.
4. Naumova N.A., Spirina E.V., Khramova M.A. et al. Formirovanie ekologicheskoy kultury obuchayushchikhsya sredstvami keys-tekhnolo-gii na predmetakh estestvenno-nauchnogo tsikla [Formation of students' ecological culture by means of case technology on subjects of natural science cycle]: metod. posob. Ulyanovsk: UlSPU n.a. I.N. Uly-anov publ, 2019. 96 p.
5. Peshekhonova I.I., Spirina E.V., Potapova N.N. Formirovanie ekologicheskoy kultury obuchayushchikhsya sredstvami keys-tekh-nologii na urokakh fizicheskoy kultury [Building ecological culture of students by means of case technology at physical education lessons]. Teaching aid. Ulyanovsk: UlSPU n.a. I.N. Ulyanov publ., 2020. 39 p.
6. Chakalev O.V. Metody diagnostiki sportivnoy motivatsii: Metodiches-kaya razrabotka [Sports motivation diagnostic methods: Methodological development]. Novosibirsk, 2019. [Electronic resource]. Available at: https://infourok.ru/metodi-diagnostiki-sportivnoy-moti-vacii-3527794.html (Date of access: 18.10.2021).
из портфеля редакции
£ CL
о
y
ÏJ
ra CL ■a с ra
£ О ш п I-
оценка анаэробного порога в подготовке бегунов спортивного клуба вуза
Кандидат педагогических наук Р.Н. Володин1 Доктор педагогических наук, доцент Л.В. Тарасова2
Доктор педагогических наук, доцент В.Д. Кряжев2 Кандидат педагогических наук, доцент В.М. Скуднов3
''Филиал Военной академии МТО, Пенза 2Федеральный научный центр физической культуры и спорта, Москва
3Пензенский государственный университет, Пенза УДК/UDC 796.034.2
Ключевые слова: студент, бег на средние дистанции, анаэробный порог.
Введение. Анаэробный порог (АнП) является важным показателем, определяющим границу интенсивности физической нагрузки у бегунов на средние дистанции. Известны неинвазивные методы определения анаэробного порога, основанные на использовании теста Конкони, темпового бега на 3000 м и регрессионных зависимостей между спортивным результатом и АнП [2]. Однако для каждого контингента спортсменов существуют особенности зависимости «АнП - время бега», что влияет на точность оценки исследуемого показателя.
Цель исследования - обоснование неинвазивного метода определения анаэробного порога у квалифицированных бегунов-студентов по результатам педагогического тестирования.
Методика и организация исследования. В эксперименте приняли участие 18 студентов в возрасте от 19 до 23 лет, рост - 176,2±3,4 см, вес - 64,1±2,3 кг, имеющие результат в беге на 1500 м в диапазоне 3.56,2-4.38,3 мин/с. Перед началом зимнего соревновательного сезона в декабре месяце спортсмены проходили тестирование на тредбане - бег со ступенчато-повышающийся скоростью, которая увеличивалась от 2,5 до 5,0 м/с на 0,5 м/с через каждые 3 мин. В конце каждой ступени регистрировалась частота сердечных сокращений (ЧСС) и производился забор капиллярной крови из пальца для определения концентрации лактата. Анаэробный порог оценивался на основе Ехр^тах метода [1].
Результаты исследования и их обсуждение. Полученная регрессионная зависимость (см. рисунок) позволяет рассчитывать скорость бега на уровне анаэробного порога по удобной модифицированной формуле:
assessment of anaerobic threshold in training of academic sports club runners
PhD R.N. Volodin1
Dr. Hab., Associate Professor L.V. Tarasova1 Dr. Hab., Associate Professor V.D. Kryazhev2 PhD, Associate Professor V.M. Skudnov3 1Branch of Military Academy for Logistics, Penza 2Federal Scientific Center for Physical Education and Sports, Moscow 3Penza State University, Penza
Поступила в редакцию 09.11.2021 г.
Регрессия скорости бега на уровне АнП от времени преодоления дистанции 1500 м
VAHn = 10,26-0,02*Т1500 (м/с) с погрешностью в пределах ± 0,1 м/с.
Выводы. Удобство использования данного метода для оценки АнП заключается в том, что в процессе тренировочной работы всегда можно опираться на индивидуальный уровень ЧСС, связанный с уровнем анаэробного порога. Кроме того, данный метод может с успехом применяться в начале подготовительного периода, в сентябре месяце, для формирования тренировочных групп и выбора режима предстоящей тренировочной нагрузки, а также на всех этапах годичного цикла подготовки, что позволяет проводить мониторинг физического состояния и управление тренировочным процессом.
Литература
1. Неинвазивные методы определения лактатного порога в подготовке бегунов-студентов / В.Д. Кряжев, Р.Н. Володин, В.Б. Соловьёв и др. // Вестник спортивной науки. - 2020. - № 1. - С. 36-41.
2. James C. McGehee, Charles J. Tanner and Joseph A., Houmard. A Comparison of Methods for Estimating the Lactate Threshold. Journal of Strength and Conditioning Research, 2005. 19 (3). р. 553-558.
Информация для связи с автором: volodika7@rambler.ru
44
http://www.teoriya.ru
№!• 2022 Январь | Yanuary