Научная статья на тему 'МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ В СТРУКТУРЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ'

МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ В СТРУКТУРЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
50
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ / СПОРТ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТЫ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Насырова Э.Ф., Муллер О.Ю.

Цель исследования - определение содержания мотивационно-ценностного компонента в структуре готовности студентов с особыми образовательными потребностями к занятиям физической культурой и спортом. Методика и организация исследования. В проведенном исследовании приняли участие студенты с особыми образовательными потребностями АУ СПО «Сургутский политехнический колледж» с различными нозологиями (всего 40 человек), которые были разделены на две группы: обучающиеся с нарушениями слуха и с соматическими заболеваниями. Диагностика мотивационно-ценностного компонента готовности студентов осуществлялась посредством использования методики А.В. Шаболтас «Мотивы занятий спортом». Результаты исследования и выводы. Студенты с нарушениями слуха отдают предпочтение в реализации своих спортивных интересов в области индивидуальных занятий физической культурой, а лица с соматическими заболеваниями - в коллективных видах спорта. В таком случае обучающиеся получают полноценное удовлетворение собственных мотивов, что, в частности, положительным образом отражается на состоянии их здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Насырова Э.Ф., Муллер О.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACADEMIC SPECIAL HEALTH GROUPS: PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS MOTIVATIONS AND VALUES SURVEY

Objective of the study was to survey and analyze the physical education and sport motivations and values of the special health group students. Methods and structure of the study. We surveyed the physical education and sport motivations and values of the special health group students using the A.V. Shaboltas Sports Motivations Survey method. We sampled for the survey the Surgut Polytechnic College’s special health group students (n=40) and provisionally grouped them into Hearing Impaired Group and Somatic Diseases Group. Results and conclusion. The physical education and sport motivations and values of the special health group students may be grouped into general cultural, socio-psychological and specific ones. The general cultural motivations and values refer to the group conceptions of the ongoing socio-cultural processes in the key communities and their own potential contributions to the social life and cultures. The socio-psychological motivations and values refer to the public priorities, public opinions, motives, interests, values and priorities of the relevant social groups, plus the physical education-and-sport-specific social relationships.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ В СТРУКТУРЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ»

МотивАЦионно-ЦЕнностныи компонент в структуре готовности студентов с особыми образовательными потребностями к занятиям физической культурой и спортом

УДК/UDC 796.011.3

Поступила в редакцию 07.10.2021 г.

Доктор педагогических наук, профессор Э.Ф. Насырова1 Кандидат педагогических наук, старший преподаватель О.Ю. Муллер1

Сургутский государственный университет, Сургут

ACADEMIC SPECIAL HEALTH GROUPS: PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS MOTIVATIONS AND VALUES SURVEY

Dr. Hab., Professor E.F. Nasyrova1 PhD, senior lecturer O.Y. Muller

1 Surgut State University, Surgut

Информация для связи с автором: elm.n@mail.ru

Аннотация

Цель исследования - определение содержания мотивационно-ценностного компонента в структуре готовности студентов с особыми образовательными потребностями к занятиям физической культурой и спортом. Методика и организация исследования.В проведенном исследовании приняли участие студенты с особыми образовательными потребностями АУ СПО «Сургутский политехнический колледж» с различными нозологиями (всего 40 человек), которые были разделены на две группы: обучающиеся с нарушениями слуха и с соматическими заболеваниями. Диагностика мо-тивационно-ценностного компонента готовности студентов осуществлялась посредством использования методики А.В. Шаболтас «Мотивы занятий спортом».

Результаты исследования и выводы. Студенты с нарушениями слуха отдают предпочтение в реализации своих спортивных интересов в области индивидуальных занятий физической культурой, а лица с соматическими заболеваниями - в коллективных видах спорта. В таком случае обучающиеся получают полноценное удовлетворение собственных мотивов, что, в частности, положительным образом отражается на состоянии их здоровья.

Ключевые слова: мотивационно-ценностный компонент, спорт, физическая культура, студенты с особыми образовательными потребностями.

Abstract

Objective of the study was to survey and analyze the physical education and sport motivations and values of the special health group students. Methods and structure of the study. We surveyed the physical education and sport motivations and values of the special health group students using the A.V. Shaboltas Sports Motivations Survey method. We sampled for the survey the Surgut Polytechnic College's special health group students (n=40) and provisionally grouped them into Hearing Impaired Group and Somatic Diseases Group.

Results and conclusion. The physical education and sport motivations and values of the special health group students may be grouped into general cultural, socio-psychological and specific ones. The general cultural motivations and values refer to the group conceptions of the ongoing socio-cultural processes in the key communities and their own potential contributions to the social life and cultures. The socio-psychological motivations and values refer to the public priorities, public opinions, motives, interests, values and priorities of the relevant social groups, plus the physical education-and-sport-specific social relationships.

Keywords: motivations and values, sports, physical education, special health group students.

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с

ra

^

O (U .c I—

Введение. Требования современного общества затрагивают актуальные вопросы, касающиеся направления физической подготовки обучающихся, что особенно важно в отношении лиц с особыми образовательными потребностями (ООП). Изучение и анализ различных точек зрения на феномен «готовность к спортивной деятельности» показал, что он включает в себя мотивационно-ценностный, гностический, операционально-деятельностный компоненты. Одним из значимых является мотивационно-ценностный компонент, отражающий внутреннее желание и интерес к спортивной деятельности у таких лиц, поэтому необходимо формировать у них систему ценностей, связанных с занятиями физической культурой и спортом [1, 2].

Цель исследования - определение содержания моти-вационно-ценностного компонента в структуре готовности

студентов с особыми образовательными потребностями (далее - ООП) к занятиям физической культурой и спортом.

Методика и организация исследования. С целью диагностики мотивационно-ценностного компонента готовности студентов с ООП к занятиям физической культурой и спортом использовалась методика А. В. Шаболтас «Мотивы занятий спортом». В эксперименте приняли участие студенты с ООП АУ СПО «Сургутский политехнический колледж» с различными нозологиями в составе 40 человек, которые были разделены на две группы: студенты с нарушениями слуха и обучающиеся с соматическими заболеваниями.

Результаты исследования и их обсуждение. При изучении содержания мотивационно-ценностного компонента в структуре готовности студентов с ООП к занятиям физической культурой и спортом мы выявили, что данный компонент

74

http://www.teoriya.ru

№12^ 2021 Декабрь | December

включает в себя несколько составляющих: общекультурную, социально-психологическую, специфическую.

Общекультурная составляющая связана с пониманием обучающимися с ООП социокультурных процессов, происходящих в социально-общественной среде. Такие лица осознают, что благодаря занятиям спортивной деятельностью, а также определенным достижениям в данном направлении, они приобщаются к общественной жизни и ее культуре [4].

Социально-психологическая составляющая, в свою очередь, включает в себя мотивы и ценности, связанные с общественным сознанием, общественным мнением, мотивами и интересами окружения, ценностными ориентациями общества или социальной группы, а также со взаимоотношениями, которые создаются вследствие занятий спортом.

Специфическая составляющая связана с совершенствованием обучающегося с ООП, его социализацией, формированием здоровья, самореализацией, повышением социального престижа и установлением высокого социального статуса [3].

В совокупности данные составляющие элементы определяют целостное содержание мотивационно-ценностного компонента в структуре готовности студентов с ООП к занятиям физической культурой и спортом.

В процессе исследования нами были получены данные, которые отражают показатели мотивации к занятиям физической культурой и спортом у студентов с ООП (см. таблицу).

Исходя из вышеприведенных данных, можно сделать заключение о том, что студенты с нарушениями слуха преимущественно склоняются к таким мотивационным показателям, как социальное самоутверждение, социально-эмоциональные мотивы и достижение успеха. Это свидетельствует о том, что данная категория лиц с ООП стремится достичь больших успехов в спортивной деятельности, прикладывая для этого существенные усилия. Они готовы бороться за победу, стремясь к соответствующему результату.

Вместе с тем, эти студенты стараются самоутвердиться как личности среди других обучающихся на занятиях физической культурой и спортом, показывая свои достижения и умения в данной деятельности, заметно выделяясь при этом из всей команды или группы.

Тем самым, ключевым мотивом студентов с нарушениями слуха является получение результата, который целостно раскрывает их мотивационно-ценностный потенциал, базирующийся на стремлении к постоянному развитию. Вследствие этого обучающиеся данной категории могут стать наиболее успешными в индивидуальной спортивной деятельности.

Результаты по определению показателей мотивации, баллы

Показатели мотивации Студенты с нарушениями Студенты с соматическими забо-

слуха леваниями

Эмоциональное удовольствие 13 14

Социальное самоутверждение 14 13

Физическое самоутверждение 13 13

Социально-эмоциональные мотивы 15 11

Социально-моральные мотивы 12 15

Достижение успеха 15 10

Спортивно-познавательные мотивы 14 14

Рационально-волевые (рекреационные) мотивы 18 18

Мотивы подготовки к профессиональной деятельности 2 1

Гражданско-патриотические мотивы 4 2

У студентов с соматическими заболеваниями, в свою очередь, выделены такие показатели, как эмоциональное удовольствие и социально-моральные мотивы, первый из которых направлен на удовлетворение потребностей в получении отдачи от занятий спортивной деятельностью, в частности, от других обучающихся в команде. Так, они стремятся установить эмоциональные контакты со своими единомышленниками и часто взаимодействуют с ними в процессе занятий физической культурой и спортом.

Социально-моральные мотивы характеризуются стремлением к успеху своей команды, ради которой студенты готовы преодолеть самих себя и достойно участвовать в спортивной деятельности. В силу такой приверженности к взаимодействию с другими людьми и потребности в совместной деятельности, студенты с соматическими заболеваниями зачастую выбирают занятия коллективным спортом, в рамках которого происходит полное раскрытие их мотивационно-ценностного потенциала.

Необходимо отметить, что у обеих категорий студентов с ООП наблюдаются высокие рационально-волевые (рекреационные) мотивы, которые обусловлены потребностью заниматься физической активностью.

Выводы. На основании результатов исследования можно сделать заключение, что студенты с нарушениями слуха отдают предпочтение реализации своих спортивных интересов в области индивидуальных занятий физической культурой, а лица с соматическими заболеваниями - в коллективных видах спорта. В таком случае обучающиеся получают полноценное удовлетворение собственных мотивов, что, в частности, положительным образом отражается на состоянии их здоровья.

Литература

1. Бурцев В.А. Инновационные формы привлечения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов к физкультур-но-спортивной деятельности / В.А. Бурцев, А.Г. Черенщинков, Е.А. Герасимов // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 1. - С. 136-140.

2. Воронов Н.А. Занятия спортом как средство повышения личностного адаптационного потенциала лиц с ограниченными возможностями здоровья / Н.А. Воронов // Наука, техника и образование. - 2018. - № 3. - С. 110-113.

3. Седоченко С.В. Исследование мотивации к занятиям адаптивным спортом в аспекте социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья / С.В. Седоченко, О.Н. Савинкова, Т.П. Бегидова // Вестник Университета Российской академии образования. - 2018. - № 4 (11). - С. 115-118.

4. Черкасов В.В. Физкультурно-спортивная ориентация детей с ОВЗ / В.В. Черкасов, И.А. Ильиных, Е.А. Лапаев // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. -2021. - № 1. - С. 126-133.

References

1. Burtsev V.A., Cherenshchinkov A.G., Gerasimov E.A. Innovatsionnye formy privlecheniya lits s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorovya i invalidov k fizkulturno-sportivnoy deyatelnosti [Innovative forms of attracting people with disabilities to physical education and sports activities]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018. no. 1. pp. 136-140.

2. Voronov N.A. Zanyatiya sportom kak sredstvo povysheniya lichnost-nogo adaptatsionnogo potentsiala lits s ogranichennymi vozmozh-nostyami zdorovya [Sports as tool to increase personal adaptive potential of people with disabilities]. Nauka, tekhnika i obrazovanie. 2018. No. 3. pp. 110-113.

3. Sedochenko S.V., Savinkova O.N., Begidova T.P. Issledovanie moti-vatsii k zanyatiyam adaptivnym sportom v aspekte sotsialnoy integrat-sii lits s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorovya [Study of motivation for adaptive sports in context of social integration of people with disabilities]. Vestnik Universiteta Rossiyskoy akademii obrazovaniya. 2018. No. 4 (11). pp. 115-118.

4. Cherkasov V.V., Ilyinykh I.A., Lapaev E.A. Fizkulturno-sportivnaya ori-entatsiya detey s OVZ [Physical education and sports orientation of children with disabilities]. Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2021. No. 1. pp. 126-133.

№12 • 2021 Декабрь | December

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.