Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ САМОРАЗВИТИЮ'

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ САМОРАЗВИТИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / УЧИТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ САМОРАЗВИТИЕ / САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ САМОРАЗВИТИЮ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мезинов В.Н., Захарова М.А., Карпачева И.А., Ларина И.Б.

Цель исследования - выявить и экспериментально обосновать организационно-педагогические условия формирования готовности будущих учителей физической культуры к профессионально-личностному саморазвитию в образовательном процессе вуза. Методика и организация исследования. Готовность будущего учителя к профессионально-личностному саморазвитию рассматривается как процесс собственной активности в изменении, духовно-нравственном развитии. Ее диагностика и формирование осуществляются в единстве структурных компонентов: мотивационно-ценностном, когнитивном, деятельностном и рефлексивно-оценочном. Экспериментальная работа осуществлялась на базе Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина. В исследовании приняли участие 65 студентов 2-4-х курсов. Диагностика была проведена с использованием методики К. Замфир (в модификации А. Реана) «Мотивация профессиональной деятельности», тестов и тестовых заданий на оценку сформированности компонентов готовности будущих учителей физической культуры к профессионально-личностному саморазвитию. Результаты исследования и выводы. Результаты исследования свидетельствуют о том, что формирование готовности будущих учителей физической культуры к профессионально-личностному саморазвитию обеспечивается совокупностью следующих организационно-педагогических условий: осуществление педагогического сопровождения профессионального становления будущего учителя с опорой на систему стимулов и мотивов в условиях конкурентной среды; погружение будущих учителей в профессионально-насыщенную образовательную среду; вовлечение студентов в совместную творческую деятельность, направленную на реализацию личностного и профессионального потенциала; включение будущих учителей в рефлексию и самооценку результатов учебно-творческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUTURE PHYSICAL EDUCATION TEACHER: SELF-RELIANT PROFESSIONAL PROGRESS AGENDA FORMATION MODEL

Objective of the study was to offer and experimentally test benefits of a future physical education teacher’s SRPP agenda building model recommended as complementary to the standard university physical education curricula. Methods and structure of the study. The future physical education teacher’s self-reliant professional progress agenda may be interpreted as the self-activation process geared to secure spiritual and ethical development on an integrated basis, to attain new personality qualities for professional success. The future physical education teacher’s self-reliant professional progress agenda may be presented as composed of motivations, values and cognitive, operational and reflexive analyzing components. The new model testing experiment was run at Physical Education, Sports and Life Safety Institute of I.A. Bunin Yelets State University in 2016-2019. We sampled for the study the 2-4-year students (n=65). Progress in the model testing experiment was rated by the K. Zamfir's Teaching Motivations Test adapted by A. Rean; cognitive component rating test; operational component test; and the reflexive analyzing component test. Results and conclusion. The physical education teacher’s self-reliant professional progress agenda formation service is recommended being based on the following organizational provisions: pedagogical support in the professional skills building process using an incentives and motivation system and a competitive environment; immersion of future physical education teachers in the self-reliant professional progress agenda formation process; involving students in joint creative activities to help them mobilize the personality and professional resource for progress; and due emphasis on the reflexive analyzing competencies building in the future physical education teachers for own progress rating and correction.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ САМОРАЗВИТИЮ»

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ САМОРАЗВИТИЮ

УДК/UDC 37.02

Поступила в редакцию 12.10.2020 г.

Информация для связи с автором: vmezinov127@yandex.ru

Доктор педагогических наук, профессор В.Н. Мезинов1 Кандидат педагогических наук, доцент М.А. Захарова1 Кандидат педагогических наук, доцент И.А. Карпачева1 Кандидат педагогических наук, доцент И.Б. Ларина1

1 Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, Елец

FUTURE PHYSiCAL EDUCATiON TEACHER: SELF-RELiANT PROFESSiONAL PROGRESS AGENDA FORMATiON MODEL

Dr.Hab., Professor V.N. Mezinov1 Associate Professor, PhD M.A. Zakharova1 Associate Professor, PhD I.A. Karpacheva1 Associate Professor, PhD I.B. Larina1

1 Bunin Yelets State University

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

Аннотация

Цель исследования - выявить и экспериментально обосновать организационно-педагогические условия формирования готовности будущих учителей физической культуры к профессионально-личностному саморазвитию в образовательном процессе вуза.

Методика и организация исследования. Готовность будущего учителя к профессионально-личностному саморазвитию рассматривается как процесс собственной активности в изменении, духовно-нравственном развитии. Ее диагностика и формирование осуществляются в единстве структурных компонентов: мотивационно-ценностном, когнитивном, деятельностном и рефлексивно-оценочном.

Экспериментальная работа осуществлялась на базе Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина. В исследовании приняли участие 65 студентов 2-4-х курсов. Диагностика была проведена с использованием методики К. Замфир (в модификации А. Реана) «Мотивация профессиональной деятельности», тестов и тестовых заданий на оценку сформиро-ванности компонентов готовности будущих учителей физической культуры к профессионально-личностному саморазвитию. Результаты исследования и выводы. Результаты исследования свидетельствуют о том, что формирование готовности будущих учителей физической культуры к профессионально-личностному саморазвитию обеспечивается совокупностью следующих организационно-педагогических условий: осуществление педагогического сопровождения профессионального становления будущего учителя с опорой на систему стимулов и мотивов в условиях конкурентной среды; погружение будущих учителей в профессионально-насыщенную образовательную среду; вовлечение студентов в совместную творческую деятельность, направленную на реализацию личностного и профессионального потенциала; включение будущих учителей в рефлексию и самооценку результатов учебно-творческой деятельности.

Ключевые слова: личность, учитель физической культуры, профессионально-личностное саморазвитие, самосовершенствование, готовность к профессионально-личностному саморазвитию.

Annotation

Objective of the study was to offer and experimentally test benefits of a future physical education teacher's SRPP agenda building model recommended as complementary to the standard university physical education curricula. Methods and structure of the study. The future physical education teacher's self-reliant professional progress agenda may be interpreted as the self-activation process geared to secure spiritual and ethical development on an integrated basis, to attain new personality qualities for professional success. The future physical education teacher's self-reliant professional progress agenda may be presented as composed of motivations, values and cognitive, operational and reflexive analyzing components. The new model testing experiment was run at Physical Education, Sports and Life Safety Institute of I.A. Bunin Yelets State University in 2016-2019. We sampled for the study the 2-4-year students (n=65). Progress in the model testing experiment was rated by the K. Zamfir's Teaching Motivations Test adapted by A. Rean; cognitive component rating test; operational component test; and the reflexive analyzing component test.

Results and conclusion. The physical education teacher's self-reliant professional progress agenda formation service is recommended being based on the following organizational provisions: pedagogical support in the professional skills building process using an incentives and motivation system and a competitive environment; immersion of future physical education teachers in the self-reliant professional progress agenda formation process; involving students in joint creative activities to help them mobilize the personality and professional resource for progress; and due emphasis on the reflexive analyzing competencies building in the future physical education teachers for own progress rating and correction.

Keywords: personality, physical education teacher, self-reliant professional progress, self-fulfillment, self-reliant professional progress agenda.

CL

с

га

^

О (U .с H

Введение. Формирование готовности будущего учителя физической культуры к профессионально-личностному са-

моразвитию актуализируется потребностью общества в квалифицированном, творчески мыслящем, конкурентоспособ-

ном учителе, способном к достижению высокого качества образования. Проблема формирования готовности будущего учителя к профессионально-личностному саморазвитию находит отражение в работах отечественных и зарубежных ученых. В исследованиях Т. В. Киселевой, Л. М. Митиной, О. В. Москаленко и других утверждается, что профессиональное развитие неотделимо от личностного, так как в основе и того, и другого лежит принцип саморазвития, способствующий творческой самореализации педагога [3, 4, 6, 7].

А. В. Батаршев, И. В. Васютенкова, И. С. Макарьев, О. В. Москаленко, И. Ю. Степанова профессионально-личностное развитие учителя связывают в основном с процессами саморазвития его педагогического потенциала, с позитивным конструированием дальнейшего профессионально-творческого движения с целью реализации своей уникальности, достижения успешности в профессиональной деятельности [1, 2, 5, 8].

Научно-теоретический анализ исследуемого понятия дает возможность рассматривать готовность будущего учителя к профессионально-личностному саморазвитию как процесс собственной активности в изменении, духовно-нравственном развитии и как интегральное образование, которое влечет за собой новое качественное состояние личности и ее деятельности. Структура готовности будущих учителей физической культуры к профессионально-личностному саморазвитию включает мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный и рефлексивно-оценочный компоненты.

Мотивационно-ценностный компонент включает: совокупность потребностей, мотивов, убеждений в постоянной работе над собой, над своими личностными и профессиональными качествами; комплекс факторов и процессов, побуждающих и направляющих студента к овладению знаниями, умениями, навыками, современными технологиями физкультурно-спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности.

Когнитивный компонент отражает информированность будущего педагога в области педагогики и методики, физической культуры и спорта, характеризуется степенью владения и умением оперировать основными понятиями, категориями, закономерностями и принципами будущей профессиональной деятельности и профессионально-личностного саморазвития.

Деятельностный компонент, представленный комплексом диагностических, проектировочных, организационных, коммуникативных умений, связан с готовностью учителя физической культуры проектировать и применять современные технологии физкультурно-спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности в образовательном процессе.

Рефлексивно-оценочный компонент связан с пониманием и признанием значимости профессионально-личностного саморазвития для эффективного осуществления будущей профессиональной деятельности, с коррекцией собственных моделей поведения и деятельности в области профессионального становления.

Цель исследования - выявить и экспериментально обосновать организационно-педагогические условия формирования готовности будущих учителей физической культуры к профессионально-личностному саморазвитию в образовательном процессе вуза.

Методика и организация исследования. Экспериментальная работа была проведена на базе института физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВО «ЕГУ им. И. А. Бунина» в 2016-2019 гг. Объем вы-

борки - 65 студентов 2-4-х курсов (31 - в экспериментальной группе - ЭГ, 34 - в контрольной группе - КГ), обучающихся по направлению подготовки 44.03.01 - «Педагогическое образование» (уровень бакалавриата), направленность (профиль) «Физическая культура».

В качестве диагностирующего инструментария определения уровня сформированности компонентов готовности будущего учителя физической культуры к профессионально-личностному саморазвитию в исследовании были использованы: методика К. Замфир (в модификации А. Реана) «Мотивация профессиональной деятельности» [5]; тест на определение уровня сформированности когнитивного компонента; тестовые задания на определение уровня сфор-мированности деятельностного компонента и рефлексивно-оценочных умений.

В ходе экспериментальной работы были обеспечены следующие организационно-педагогические условия формирования готовности будущих учителей физической культуры к профессионально-личностному саморазвитию.

Первое условие: осуществление педагогического сопровождения профессионального становления будущего учителя с опорой на систему стимулов и мотивов в условиях конкурентной среды, которая является фактором, побуждающим человека к раскрытию своих потенциальных возможностей, творческому саморазвитию, поднятию своего социального статуса.

Второе условие: погружение будущих учителей в профессионально-насыщенную образовательную среду посредством внедрения в учебный процесс постоянно усложняющихся практико-ориентированных заданий (в том числе кейсов, деловых игр и пр.), направленных на расширение общепедагогических и общепрофессиональных компетенций, а также приобретение первоначального профессионального опыта. База подобных заданий формируется на основе использования материалов, размещенных в свободном доступе на профессиональных образовательных сайтах и/или материалов, предоставленных педагогами образовательных организаций - партеров.

Третье условие: вовлечение студентов в совместную творческую деятельность, направленную на реализацию личностного и профессионального потенциала. Совместная творческая деятельность способствует повышению качества профессиональной подготовки будущего учителя, обеспечивает диалог, в центре которого - коллективная интеграция опыта. Использование разнообразных способов комплектования групп (произвольно (по списку), гомогенных или гетерогенных (по уровню подготовленности), на основе учета симпатий, на основе выбора формальным или неформальным лидером и пр.)) способствует развитию у студентов коммуникативных умений и навыков (делегировать роли и обязанности; делиться разными взглядами, объединять знания и навыки и т. п.). Совместное созидание, сотворчество придает законченный вид профессионально-коммуникативным умениям и формирует готовность к саморазвитию, самообразованию, самосовершенствованию.

Четвертое условие: систематическая оценка и коррекция процесса профессионально-личностного саморазвития будущих учителей физической культуры посредством стимулирования рефлексии результатов учебно-творческой деятельности, в том числе предъявлением лучших образцов профессиональной деятельности. Например, после решения кейса или практико-ориентированного задания сту-

№3 • 2021 Март | МагсГ:

http://www.teoriya.ru

Динамика уровня сформированности компонентов готовности будущего учителя физической культуры к личностно-профессиональному саморазвитию (ЭГ)

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с га

О (U .с Н

дентам предлагается оценить свое решение, сравнить его с решением одногруппников и решением, предложенным опытным учителем (на основе использования материалов вышеуказанной базы). Целенаправленное обучение рефлексии обеспечит развитие способности мысленного анализа профессиональных проблем, которые будут возникать в преподавательской деятельности, позволит выстраивать педагогически целесообразные отношения с обучаемыми, коллегами, обобщать опыт своей практической работы, анализировать и решать конкретные педагогические ситуации.

Результаты исследования и их обсуждение. Количественные результаты проведенной экспериментальной работы представлены на рисунке.

Сравнительный анализ представленных результатов позволяет сделать следующие выводы:

- экспериментальная группа демонстрирует существенную динамику сформированности компонентов готовности будущих учителей физической культуры к личностно-профессиональному саморазвитию, что свидетельствует об эффективности проведенной нами работы;

- мотивационно-ценностный компонент в меньшей степени подвергается формированию, вероятно, это связано с достаточно высоким начальным уровнем его сформиро-ванности у студентов.

Исследование показало незначительную динамику уровня сформированности компонентов готовности ЛПС в контрольной группе (особенно когнитивного (на 18 %) и рефлексивно-оценочного (на 11 %)), что свидетельствует о необходимости целенаправленной работы в вузе по развитию готовности будущего учителя физической культуры к профессионально-личностному саморазвитию.

Вывод. Формирование готовности будущих учителей физической культуры к профессионально-личностному саморазвитию обеспечивается совокупностью следующих организационно-педагогических условий: осуществление педагогического сопровождения профессионального становления будущего учителя с опорой на систему стимулов и мотивов в условиях конкурентной среды; погружение будущих учителей в профессионально-насыщенную образовательную среду; вовлечение студентов в совместную творческую деятельность, направленную на реализацию личностного и профессионального потенциала; включение будущих учителей в рефлексию и самооценку результатов учебно-творческой деятельности.

Литература

1. Батаршев А.В. Профессионально-личностное становление и развитие педагога: теоретико-методические основания / А.В. Батаршев, И.И. Макарьев // Концепт. - 2014. - № 12. - С. 16-20.

2. Васютенкова И.В. Развитие поликультурной компетентности учителя: монография / И.В. Васютенкова. - LAP LAMBERT AcademicPublishing, Германия, 2014. - 148 с.

3. Замфир К. Методика «Мотивация профессиональной деятельности» / К. Замфир (в модификации А. Реана) / А.А. Реан, Я.Л. Ко-ломинский. - Социальная педагогическая психология. - СПб., 1999. - С. 235-237.

4. Карасева Т.В. Развитие ценностно-мотивационного компонента культуры здоровья будущего педагога средствами физического воспитания / Т.В. Карасева, О.В. Турбачкина, А.М. Лощаков // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 3. - С. 25-28.

5. Митина Л.М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования / Л.М. Митина. - М.; СПб.: Нестор-История, 2014. - 376 с.

6. Москаленко О.В. Личностно-профессиональное развитие современного человека / О.В. Москаленко // Мир психологии. - 2004.

- № 4. - С. 169-178.

7. Рыбанчук Н.А. Модель подготовки современного учителя в процессе физического воспитания в педагогическом вузе нефизкультурного профиля / Н.А. Рыбанчук // Теория и практика физ. культуры. - 2002. - № 12. - С. 5-7.

8. Степанова И.Ю. Становление профессионального потенциала педагога в процессе подготовки: монография / И.Ю. Степанова.

- Красноярск: СФУ, 2012. - 399 с.

References

1. Batarshev A.V., Makarev I.I. Professionalno-lichnostnoe stanovlenie i razvitie pedagoga: teoretiko-metodicheskie osnovaniya [Professional personal formation and development of teacher: theoretical and methodological foundations]. Concept. 2014. No. 12. pp. 16-20.

2. Vasyutenkova I.V. Razvitie polikulturnoy kompetentnosti uchitelya [Development of teacher's multicultural competency]. LAP LAMBERT Academic Publishing, Germaniya, 2014. 148 p.

3. Zamfir K., Kolominskiy Ya.L. Metodika «Motivatsiya professionalnoy deyatelnosti» (v modifikatsii A. Reana) [Methodology "Motivation of professional activity" (modified by A. Rean)]. Sotsialnaya pedagogicheskaya psikhologiya. St. Petersburg, 1999. pp. 235-237.

4. Karaseva T.V. Turbachkina O.V., Loshchakov A.M. Future teacher's health values and motivations building physical education model. Theory and Practice of Physical Culture. 2019. no. 3. pp. 25-28.

5. Mitina L.M. Psikhologiya lichnostno-professionalnogo razvitiya sub'ektov obrazovaniya [Psychology of personal professional development of subjects of education]. Moscow; St. Petersburg: Nestor-Istoriya publ., 2014. 376 p.

6. Moskalenko O.V. Lichnostno-professionalnoe razvitie sovremennogo cheloveka [Personal professional development of modern man]. Mir psikhologii. 2004. No. 4. pp. 169-178.

7. Rybanchuk N.A. Model podgotovki sovremennogo uchitelya v protsesse fizicheskogo vospitaniya v pedagogicheskom vuze nefizkul'turnogo profilya [Modern teacher training model within physical education process in pedagogical university not majoring in sports]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2002, no. 12, pp. 5-7.

8. Stepanova I.Yu. Stanovlenie professionalnogo potentsiala pedagoga v protsesse podgotovki [Formation of teacher's professional potential in training process]. Krasnoyarsk: SFU publ., 2012. 399 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.