DOI 10.7442/2071-9620-2016-8-4-60-65
УДК 378.146 ББК 74.489.28
С.А. Домрачева
(Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Россия)
МОНИТОРИНГ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Рассматривается проблема готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности в поликультурной образовательной среде. Указываются причины недостаточной готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности и смены ими профессии.
Акцент сделан на формирование готовности студентов педагогических специальностей к преодолению профессиональных затруднений, умений решать педагогические задачи и эффективно взаимодействовать с участниками образовательного процесса.
Представлены результаты исследования по таким параметрам, как мотивация к профессиональной деятельности и способность к саморазвитию у студентов - будущих педагогов.
Ключевые слова: готовность к профессиональной деятельности; мотивация, способность к саморазвитию, профессиональные затруднения.
го
ш
ф
т го ср S о
ч
<
О
S.A. Domracheva
(Mary State University, Yoshkar-Ola, Russia)
MONITORING OF READINESS OF THE FUTURE TEACHERS FOR PROFESSIONAL WORK IN A MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT
The problem of readiness of the future teachers for the professional work in a multicultural educational environment is discussed. The reasons for the lack of readiness of the future teachers to the profession and change of profession are considered. The article deals with development of readiness of the students to overcoming of professional difficulties, to solve pedagogical problems and effectively communicate with the participants of the educational process. The results of the research on parameters such as motivation for professional activity and the ability to self-development of the students are described.
Keywords: readiness for professional activities; motivation, ability to self-development, professional difficulties.
В системе российского образования проблема квалифицированных кадров, готовых к профессиональной деятельности и взаимодействию в поликультурной образовательной среде, является одной из самых острых. Современная школа нуждается в компетентных и ответственных педагогических работниках, действующих в соответствии с государственной политикой и принципами гражданского общества. Система образования постоянно совершенствуется как в области содержания, так и технологий, поэтому к молодым педагогам предъявляются новые требования, изложенные в «Профессиональном стандарте педагога» и отражающие структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка [5]. В документе среди трудовых действий воспитателя/учителя обозначено формирование навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде.
Проблема готовности молодого педагога к профессиональной деятельности освещена в исследованиях А.А. Деркач, Л.В. Лежниной, В.Н. Никитенко, Е.В. Пис-куновой, Ю.П. Поваренкова, В.А. Сласте-нина, И.И. Соколовой, Н.А. Сорокина, В.Д. Шадрикова и других.
Большинство отечественных ученых рассматривают данную проблему в контексте феноменов «профессиональные компетенции» и «профессиональная компетентность» (А.Г. Асмолов, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Е.В. Харитонова, А.В. Хуторской и др.).
Анализ литературы по данной проблеме показал, что готовность педагога к профессиональной деятельности заключается в усвоении им специальных знаний, социальных отношений, в сформи-рованности профессиональных качеств личности, необходимых для выполнения своих функций.
Цель статьи - исследовать причины профессиональных затруднений будущих педагогов и определить уровень их готовности к деятельности в поликультурной образовательной среде.
Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что у молодых педагогов, начинающих работать в системе образования, возникают профессиональные затруднения, что свидетельствует об их недостаточной готовности к профессиональной деятельности. Среди причин неготовности и принятия ими решения о смене профессии можно выделить следующие:
1) несформированность ценностно-смысловых ориентаций, что выражается в пассивной позиции к саморазвитию и личностному росту;
2) неудовлетворенную потребность молодого педагога к самовыражению, которая проявляется в том, чтобы быть замеченным со стороны администрации;
3) неблагоприятный психологический климат в коллективе;
4) непринятие педагога членами педагогического коллектива, неумение молодого специалиста успешно взаимодействовать с участниками образовательного процесса;
5) неготовность педагога к выполнению своих функциональных обязанностей (недостаточная профессиональная компетентность);
6) недостаточную сформированность компетенции профессионального общения,
7) невысокий уровень толерантности по отношению к воспитанникам и их родителям, принадлежащим к разным национальностям, культурам, религиям.
Вступление в силу закона «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.) привело к смене приоритетов и системы оценивания уровня профессионализма педагога. Поликультурная образовательная среда выступает фактором преодоления разобщенности народов, объединения их усилий по пути к прогрессу. Все это обосновывает значимость поликультурного образования, целью которого является формирование творческой личности, способной к активной
о
0
1
_0 ц
ф
н
к ф
ч
0
1 _0
го
о
о ф
-&
о с
5 о ф
1= о
X ^
? 5
^ н
С! ГО
^ ш
ю о
^ п
ъ -
° <8
Ш
° §
2 I
* £
Ё! £
о ^
о
и продуктивной жизни в поликультурной образовательной среде.
От педагогов требуются умения эффективно взаимодействовать с разными категориями учащихся: с учениками, для которых русский язык является родным и неродным, детьми с девиантным поведением, проявлять по отношению к ним толерантность; обеспечивать развитие одаренных детей; оказывать психологическую помощь и поддержку детям, имеющим ограниченные возможности здоровья.
Согласно современным представлениям, готовность к профессиональной деятельности рассматривается как интегральное образование, как совокупность компетенций, позволяющих сотруднику профессионально решать типичные профессиональные задачи, возникающие в ходе педагогической деятельности.
Как отмечает Л.В. Лежнина, «готовность выпускника к профессиональной деятельности - это совокупное психологическое новообразование, состоящее в направленности и способности субъекта выполнять избранную профессиональную деятельность в соответствии с нормативными требованиями» [4, с. 32].
Проблема влияния различных факторов на успешность профессионального становления молодого педагога отражена в работах Л.Н. Аксеновой, И.Н. Зотовой, О.П. Морозовой, ВВ. Руднева, М.Л. Хасановой, А.Ю. Чистобае-вой, И.Г. Шапошниковой. Исследователями Л.Н. Аксеновой, М.Л. Хасановой, В.В. Рудневым представлена модель общепрофессиональной подготовки, направленной на развитие у специалистов компетенции профессионального общения [1, с. 36].
Осмысление роли профессиональной деятельности педагога в жизни общества возможно благодаря рефлексии: соотнесению своих возможностей с требовани-т ем времени, с запросами работодателя. го Профессиональный смысл определяется § благодаря «Я-концепции» - совокупно-^ сти представлений о себе, сопряженных о с самооценкой (К. Роджерс).
Ценностно-смысловой подход в современной отечественной психологии представлен концепцией смысловой организации личности Д.А. Леонтьева. «Ценностные ориентации, как высшие смыслы человеческой жизни, выполняют функцию регуляторов поведения» [6, с. 402].
Проблему развития конкурентоспособности личности современных выпускников необходимо рассматривать в сочетании с характеристикой условий и факторов, оказывающих влияние на готовность и способность будущего специалиста к продуктивной профессиональной деятельности [3, с. 39].
Процесс обучения педагога в высшей школе постоянно совершенствуется, однако современные выпускники испытывают профессиональные затруднения, прежде всего в процессе взаимодействия с участниками образовательного процесса, что, безусловно, влияет на их уровень профессиональной компетентности и конкурентоспособности.
Н.А. Бирюкова и Д.Л. Коломиец для проведения мониторинга профессиональных затруднений определили «совокупность признаков: оценка социального статуса и престижа профессии, в том числе, мотивация на учительскую профессию, особенности взаимодействия субъектов в образовательном пространстве; профессиональные проблемы учителей, особенности взаимодействия с образовательной средой» [2, с. 59].
В последние годы в отечественной педагогике и социологии всё больше и больше появляется исследований о важности поликультурных аспектов в школьной и вузовской аудитории. Так, в докладе ученых, реализующих проект по программе Темпус, указывается, что использование программно-целевого подхода в системе образования обеспечивает создание в Республике Марий Эл наиболее благоприятных условий для удовлетворения национальных интересов всех народов, проживающих на ее территории, их полного участия в политическом, социальном, экономическом и
культурном развитии, сохранение межнационального мира и согласия в регионе [7, с. 176].
Проект «Actions of Lifelong Learning addressing Multicultural Education and Tolerance in Russia» (Организация межкультурного образования и формирования толерантности в России) (сокр. ALLMEET), одним из участников которого является институт педагогики и психологии Марийского государственного университета, осуществляется консорциумом четырех европейских и шести российских университетов. Координатором проекта является Болонский университет (Италия). Результатами проекта стали созданные в каждом из российских университетов межкультурные образовательные платформы, программы учебных курсов, направленные на формирование мультикультурализма в образовании и толерантности; видеоматериалы, свидетельствующие о подготовке педагогов к профессиональной деятельности в поликультурной образовательной среде.
Проведенный нами мониторинг готовности студентов к профессиональной деятельности в поликультурной образовательной среде позволил выделить среди группы показателей мотивационный, ценностно-смысловой компоненты и готовность к саморазвитию. Выборка была представлена студентами 4-го выпускного курса, изучившими курсы поликультурной направленности.
Анализ результатов исследования по методике К. Замфира в модификации А.А. Реана «Изучение мотивации к профессиональной деятельности» показал, что у большинства выпускников (72%) выявлена внешняя положительная мотивация. Внешняя отрицательная мотивация была отмечена у 28% студентов. У большинства респондентов с положительной внешней мотивацией преобладает и внутренняя мотивация профессиональной деятельности (средний балл -4,3), у респондентов с внешней отрицательной мотивацией средний показа-
тель внутренней мотивации значительно ниже (2,7%). Внутренняя мотивация - это тип поведения, когда инициирующие и регулирующие его факторы происходят изнутри личностного «Я» и полностью находятся внутри самого поведения. Внутренняя мотивация обеспечивает смысловые аспекты самой деятельности.
На основе данной методики было сделано предположение о том, что мотивированные студенты демонстрируют и более высокий уровень готовности к профессиональной деятельности, у них лучше происходит адаптация в поликультурной образовательной среде, выше степень активности в плане саморазвития и карьерного роста. Они отличаются стремлением достичь в своей профессиональной деятельности определенных позитивных результатов, видя в этом определенный смысл.
По методике «Уровень готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию» Н.П. Фетискина выяснилось, что 75% студентов 4-го курса продемонстрировали высокий уровень готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию. У большей половины опрошенных студентов по всем семи показателям результаты выше 70%, наиболее сформированным у них оказался нравственно-волевой компонент, а наименее сформированным - гностический (или исследовательский).
В процессе мониторинга был проведен ряд дискуссий с выпускниками -будущими педагогами, в результате которого выяснилось, что респонденты осознают специфику педагогического труда, предлагают включать в самостоятельную работу больше практических заданий, а также процедуры обсуждения и анализа педагогических ситуаций, способствующих развитию толерантного сознания и формированию навыков толерантного поведения.
Таким образом, готовность будущих педагогов к профессиональной деятельности в поликультурной образовательной среде определяется как способность
о
0
1
_0 ц
ф
н
к ф
ч >s
0
1 _0
го
о
о ф
-&
о с
« а
ф JS
1= о
X i
? ф
^ н
CI ГО
^ m
ю о
^ п
ъ -
g ъ
m
° S
2 I
* £
S. £
о ^
о
вести профессиональную деятельность в данной среде, руководствуясь современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества. Она проявляется в творческом характере этой деятельности, зависит от степени мотивации, способности к саморазвитию и направленности на педагогическую деятельность, готовности преодолевать профессиональные затруднения и способности к эффективному взаимодействию с представителями различных этнических культур.
Профессиональное становление определяется как непрерывный процесс формирования личности педагога, детерминированный социальной средой, профессиональной деятельностью и активностью самого человека. Библиографический список:
1. Аксенова Л.Н., Хасанова М.Л., Руднев В.В. Модель общепрофессиональной подготовки студентов, способствующая развитию компетенции профессионального общения // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2015. - № 4. С. 32-40.
2. Бирюкова Н.А., Коломиец Д.Л. Формирование готовности студентов к педагогической деятельности на основе анализа профессиональных затруднений // Современная высшая школа: инновационный аспект. -2016. - № 2. С. 57-64.
3. Домрачева С.А. Развитие конкурентоспособности личности в условиях диверсификации высшего образования // Вестник Марийского государственного университета. - 2013. -№ 11. С. 34-37.
4. Лежнина Л.В. Результат современного профессионального обучения: компетентность, компетенции или готовность к деятельности // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. - 2015. - № 3 (47). С. 30-34.
5. Приказ Минтруда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 № 544 (с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// portal.iv-edu.ru
6. Федорова Е.Н., Птицина Е.В. Ценности профессиональной деятельности будущего педагога // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2. С. 401-405.
7. Morova N.S., Lezhnina L.V., Biryu-kova N.A., Domracheva S.A. Makaro-va O.A. Diversity and Tolerance in a Multi-Ethnic Region of Mari El Republic, Russia // Review of European Studies. - Canadian Center of Science & Education. - 2015. - V.7. - № 8. P. 171181. [In English]
Поступила 30.11.16
ro m <u т ro
s
О
4
<
b
Об авторе:
Домрачева Светлана Алексеевна, доцент кафедры психологии развития и образования Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Марийский государственный университет», (Россия, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, д. 1), кандидат педагогических наук, доцент, [email protected]
Для цитирования: Домрачева С.А. Мониторинг готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности в поликультурной образовательной среде // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2016. - Т. 8. - № 4. С. 60-65. DOI: 10.7442/20719620-2016-8-4-60-65
References:
1. Aksenova L.N., Khasanov M.L., Rudnev VV. Model general professional training of students, contributing to the development of the competence of professional communication // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2015. - № 4. P. 32-40. [in Russian]
2. Biryukova N.A., Kolomiets D.L. Formation of readiness of students to educational activities based on the analysis of professional difficulties // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2016. - № 2. P. 57-64. [in Russian]
3. Domracheva S.A. Personality development of competitiveness in terms of diversification of higher education // Vestnik Mari State University. - 2013. - № 11. P. 34-37. [in Russian]
4. Lezhnina L.V. The result is a modern training: competence, competence and readiness for activity // Social and Human Sciences in the Far East. - 2015. - № 3 (47). P. 30-34. [in Russian]
5. On approval of the professional standard «The teacher (educational activities in the field of preschool, primary general, basic general, secondary education) (tutor, teacher)» Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian. Available at: https://portal.iv-edu.ru
6. Fedorova E.N., Ptitsina E.V. The values of the professional activity of the future teacher // Basic Research. - 2015. - № 2. P. 401-405. [in Russian]
7. Morova N.S., Lezhnina L.V., Biryukova N.A., Domracheva S.A. Makarova O.A. Diversity and Tolerance in a Multi-Ethnic Region of Mari El Republic, Russia // Review of European Studies. Canadian Center of Science & Education. - 2015. - V.7. - № 8. P. 171-181.
About the author:
Domracheva Svetlana Alekseevna, Head, Associate Professor, Department of developmental psychology and Education, Mary State University (Yoshkar-Ola, Russia), Candidate of Sciences (Education), Associate Professor, [email protected]
For citation: Domracheva S.A. Monitoring of readiness of the future teachers for professional work in a multicultural educational environment // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2016. - Vol. 8. - No. 4. P. 60-65. DOI: 10.7442/2071-9620-2016-8-4-60-65
о о x
_0 ц
ф
н
к ф
ч >s
0
1 _0
го