Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРАЗВИТИЕ / ТВОРЧЕСКОЕ САМОРАЗВИТИЕ / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ / КОМПОНЕНТЫ ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ / УРОВЕНЬ ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / SELF-DEVELOPMENT / CREATIVE SELF-DEVELOPMENT / FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHER / COMPONENTS OF CREATIVE SELF-DEVELOPMENT / LEVEL OF CREATIVE SELF-DEVELOPMENT / MODERN EDUCATION / CREATIVE POTENTIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хафизова А.А., Закирова В.Г.

Актуальность статьи обусловлена стремительной трансформацией образовательной системы, которая предъявляет обучающимся, педагогам и студентам - будущим учителям актуализацию имеющихся теоретических знаний, нестандартные решения практических ситуаций и задач, проявления новых учебных достижений и колоссальное количество других критериев. Становление студента-педагога как профессионального учителя с высокой квалификацией - процесс длительный и требует активизации персональных качеств личности. Для преодоления барьеров профессиональной деятельности и мягкой адаптации к переменам в образовательной системе будущий учитель начальной школы должен уметь выискивать пути саморазвития, повышать творческое саморазвитие. Способности к творческому саморазвитию будущих учителей начальной школы позволят успешно исполнять профессиональные требования. В статье анализируется уровень творческого саморазвития студентов - будущих учителей начальной школы, исходя из результатов констатирующего, формирующего, контрольного этапов исследования. При реализации исследования использовались диагностические инструменты: тест В.И. Андреева и авторская анкета, содержащая компоненты творческого саморазвития. При решении проблемы творческого саморазвития будущих учителей начальной школы использовались практические задания с творческим уклоном. Отслежена динамика базовых компонентов творческого саморазвития будущих учителей начальной школы. Проанализированы и интерпретированы результаты исследования. Будущий учитель начальной школы - многогранный и универсальный профессионал, выступает главенствующим компонентом образовательной системы и своими действиями формирует, влияет на образовательный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хафизова А.А., Закирова В.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH ON CREATIVE SELF-DEVELOPMENT OF FUTURE PRIMARY-SCHOOL TEACHERS

The relevance of the article is due to the rapid transformation of the educational system, which presents students, teachers and students - future teachers with the actualization of existing theoretical knowledge, non-standard solutions to practical situations and problems, the manifestation of new educational achievements and a colossal number of other criteria. The formation of a student-teacher as a professional teacher with high qualifications is a long process and requires the activation of personal qualities of the individual. To overcome the barriers of professional activity and soft adaptation to changes in the educational system, the future primary-school teacher should be able to look for ways of self-development, increase creative self-development. The ability for creative self-development of future primary school teachers will allow them to fulfill successfully their professional requirements. The article analyzes the level of creative self-development of students - future primary school teachers, based on the results of the ascertaining, formative, control stages of the study. During the implementation of the study, diagnostic tools were used: V.I. Andreev and the author's questionnaire containing components of creative self-development. When solving the problem of creative self-development within future primary-school teachers, practical tasks with a creative bias were used. The dynamics of the basic components of creative self-development of future primary-school teachers is tracked. The research results are analyzed and interpreted. The future primary school teacher is a multifaceted and universal professional who acts as the dominant component of the educational system and, through his actions, shapes, influences the educational process.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

УДК.378

Исследование творческого саморазвития будущих учителей начальной школы

Research on creative self-development of future primary-school teachers

Хафизова А.А., Институт психологии и образования ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», aigulj@mail.ru

Закирова В.Г., Институт психологии и образования ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», zakirovav-2011@mail.ru

Khafizova A., Institute of Psychology and Education Kazan (Volga Region) Federal University, aigulj@mail.ru

Zakirova V., Institute of Psychology and Education Kazan (Volga Region) Federal University, zakirovav-2011@mail. ru

DOI: 10.34772/KPJ.2020.142.5.007

Ключевые слова: саморазвитие, творческое саморазвитие, будущий учитель начальной школы, компоненты творческого саморазвития, уровень творческого саморазвития, современное образование, творческий потенциал.

Keywords: self-development, creative self-development, future primary school teacher, components of creative self-development, level of creative self-development, modern education, creative potential.

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена стремительной трансформацией образовательной системы, которая предъявляет обучающимся, педагогам и студентам - будущим учителям актуализацию имеющихся теоретических знаний, нестандартные решения практических ситуаций и задач, проявления новых учебных достижений и колоссальное количество других критериев. Становление студента-педагога как профессионального учителя с высокой квалификацией - процесс длительный и требует активизации персональных качеств личности. Для преодоления барьеров профессиональной деятельности и мягкой адаптации к переменам в образовательной системе будущий учитель начальной школы должен уметь выискивать пути саморазвития, повышать творческое саморазвитие. Способности к творческому саморазвитию будущих учителей начальной школы позволят успешно исполнять профессиональные требования. В статье анализируется уровень творческого саморазвития студентов - будущих учителей начальной школы, исходя из результатов констатирующего, формирующего, контрольного этапов исследования. При реализации исследования использовались диагностические инструменты: тест В.И. Андреева и авторская анкета, содержащая компоненты творческого саморазвития. При решении проблемы творческого саморазвития будущих учителей начальной школы использовались практические задания с творческим уклоном. Отслежена динамика базовых компонентов творческого саморазвития будущих учителей начальной школы. Проанализированы и интерпретированы результаты исследования. Будущий учитель начальной школы - многогранный и универсальный профессионал, выступает главенствующим компонентом образовательной системы и своими действиями формирует, влияет на образовательный процесс.

Abstract. The relevance of the article is due to the rapid transformation of the educational system, which presents students, teachers and students - future teachers with the actualization of existing theoretical knowledge, non-standard solutions to practical situations and problems, the manifestation of new educational achievements and a colossal number of other criteria. The formation of a student-teacher as a professional teacher with high qualifications is a long process and requires the activation of personal qualities of the individual. To overcome the barriers of professional activity and soft adaptation to changes in the educational system, the future primary-school teacher should be able to look for ways of self-development, increase creative self-development. The ability for creative self-development of future primary school teachers will allow them to fulfill successfully their professional requirements. The article analyzes the level of creative self-development of students - future primary school teachers, based on the results of the ascertaining, formative, control stages of the study. During the implementation of the study, diagnostic tools were used:

V.I. Andreev and the author's questionnaire containing components of creative self-development. When solving the problem of creative self-development within future primary-school teachers, practical tasks with a creative bias were used. The dynamics of the basic components of creative self-development offuture primary-school teachers is tracked. The research results are analyzed and interpreted. The future primary school teacher is a multifaceted and universal professional who acts as the dominant component of the educational system and, through his actions, shapes, influences the educational process.

Введение. Образовательный процесс современности мобилизует педагогов и обучающихся к освоению общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Первостепенным ориентиром профессионального становления будущего учителя, а именно создания творческого потенциала, умения развиваться творчески и профессионально становится проявление личностных характеристик будущего учителя. Претенциозное саморазвитие, творческое развитие будущих учителей в учебном процессе университета выступает в совокупности с индивидуализированностью студента и гранями субъективного саморазвития. Будущие учителя начинают проявлять саморазвитие при реализации конкретных методов и приёмов педагогической технологии, гарантирующих творческое развитие и творческое саморазвитие.

Саморазвитие личности исходит от потребностей современного мира и духовной сущности индивида, корни которой произрастают из древних веков. Анализируя проблему творческого саморазвития, источники указывают нам путь на разные эпохи совершенствования человеческой мысли. Данный анализ отслеживает идею педагогического, психологического, философского аспектов саморазвития от прошлого к настоящему, консолидируя в монолитную систему, которая очерчивает эволюцию творческого саморазвития. Эволюция позволяет нарисовать образ модернизированного саморазвития, обеспечивая организацию деятельности, нацеленную на изыскание методологической базы творческого

саморазвития. Саморазвитие можно

истолковывать с интересом в идеальном построении своей личности с учётом специфичности научных знаний, устремляясь в бездну души личности и к абстрактному началу бытия. Современная жизнь с её необузданными противоречиями и историческими надломами увеличивает значимость способности личности к адекватному саморазвитию, а впоследствии творческому саморазвитию. Начальное обращение к саморазвитию указывают на изречения Фалеса Милетского «познай самого себя», который акцентировал внимание на сложности изучения самого себя. Далее история

философии обращается к цитате Гераклита «Я исследую самого себя» [9].

Федеральный государственный

образовательный стандарт высшего образования уровня бакалавриат, по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» также выделяет формирование саморазвития и творческих составляющих в выпускниках -будущих учителях. Данный ФГОС прописывает овладение следующими компетенциями творческой направленности:

- способность к самоорганизации и самообразованию (общекультурная компетенция 6);

- способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности (профессиональная компетенция 7);

- способность проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития (профессиональная компетенция 10) [14].

Соответственно, компетентность будущих учителей, уровень их профессионализма, авторитетность в будущей профессиональной среде обусловлены личностным творческим потенциалом, аспектом творческого саморазвития, устоявшимися принципами творческих способностей. Приобретённые и сформированные качества способствуют собственным ресурсам регулировать исключительные случаи в профессиональной сфере и в жизни. Соответственно творческая эволюция в будущих учителях вполне позволяет превращаться в квалифицированных специалистов.

Обзор отечественной и зарубежной литературы. Осознание творческого

саморазвития, реформы саморазвития в смысловых, интенсиональных и процессуальных подходах активно освещается в исследовательских работах многих авторов современности. Описание процессов

саморазвития отражены в статьях Сергеевой Н.И., Авакян И.Б., Афанасьевой Е.Г., Куровского В.Н., Михальцовой Л.Ф., Воронина Б.С., Усмановой С.Г. и других. Перечисленные авторы актуализируют в своих научных трудах потребность в саморазвитии, изменение личностных характеристик в процессе саморазвития и уделяют значительное внимание анализу протекания процесса саморазвития.

Практически все авторы во главу проблемы саморазвития ставят потребности трансформации образования, отмечая, что процесс саморазвития личности, саморазвития педагогов продиктован ежегодными изменениями в образовательном пространстве. Непосредственно изучение проблемы творческого саморазвития

характеризуется цельностью и согласованностью [1;3;8;12;13]. В научной литературе отмечаются неоднородные подходы к определению понятия «творческое саморазвитие» и представлены в трудах философов, психологов, педагогов и других учёных. Проблемы творческого саморазвития личности описываются в трудах отечественных учёных Калошиной И.П., Кашапова М.М., Шарипова Ф.В. и многих других. Актуализация творческого саморазвития представлена в научных трудах, статьях иностранных учёных A. Adler, H. Meyer, W. Matess, Plucker J.A., Beghetto R.A., & Dow G.T. и других.

Образовательная организация должна располагать арсеналом инновационных «педагогических инструментов» для творческого развития студентов, применять определенные средства педагогической технологии, необходимые для самостоятельного запуска процесса творческого саморазвития и личностного развития будущих учителей начальной школы. Соответственно, проблемой нашего исследования являются выявление уровня творческого потенциала и оценка личностных качеств на творческое саморазвитие будущих учителей начальной школы.

Формирование целей исследования. Экспериментальной базой для реализации исследования стал Казанский федеральный университет и охватил 86 обучающихся -будущих учителей начальной школы. Исследование проходило в первом семестре 2019-2020 учебного года и содержало три этапа с соответствующими целями:

- констатирующий этап исследования -синопсис проблемы исследования, определение исходного уровня творческого саморазвития и наличия личностно-индивидуальных компонентов творческого саморазвития;

- формирующий этап исследования -обеспечение повышения уровня творческого саморазвития обучающихся путем разработки и реализации мероприятий для развивающего формирования компонентов творческого саморазвития;

- контрольный этап исследования -определение уровня творческого саморазвития и анализ выдвинутой проблемы, после реализации

формирующих мероприятий с творческими заданиями.

Цель статьи заключается в определении уровня творческого потенциала и творческого саморазвития будущих учителей начальной школы. Положительной динамике творческого потенциала и творческого саморазвития должен способствовать комплекс мероприятий формирующего этапа. Для этого необходимо реализовать исследование в три этапа.

Материалы и методы исследования. Для достижения поставленных целей исследования использовался анализ научной литературы, изучение педагогического опыта, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ, обработка результатов методами описательной статистики. На констатирующем и контрольном этапах исследования нами были выбраны два диагностических инструмента. Первым инструментом выступает тест В.И. Андреева «Оценка уровня творческого потенциала», в котором применяется десятибалльная шкала самооценки личностных качеств либо частоты их проявления, характеризирующие уровень развития творческого потенциала [2]. При прохождении теста необходимо оценить собственный уровень развития соответствующего качества, где наивысший 10 уровень, а низший 1 уровень. Параллельно с тестированием предложили будущим учителям начальной школы авторскую анкету «Определение уровня творческого саморазвития» с двадцатью закрытыми вопросами для определения уровня творческого саморазвития, содержащую в себе пятнадцать компонентов творческого саморазвития. Компоненты творческого саморазвития были выделены на основе анализа научной литературы. В анкете использовалась пятибалльная шкала с утверждениями: 5 - полностью соответствует действительности, а 1 - не соответствует действительности. При этом учтены содержание и словесная формулировка общих утверждений, которые отражают специфичность исследования и вопросы фонового характера, предназначенных для отслеживания существенных признаков творческого саморазвития будущих учителей начальной школы. Диагностика проводилась в очной форме, непринужденной обстановке, респонденты заполняли опросные листы письменно и располагали необходимой устной инструкцией заполнения.

Результаты исследования. Для оценки уровня творческого потенциала 86 респондентов - будущих учителей начальной школы прошли тестирование, аттестовав собственные качества

по десятибалльной шкале самооценки личностных качеств либо частоты их проявления, характеризирующие уровень развития творческого потенциала. После тестирования респондентам была предложена авторская анкета с двадцатью закрытыми вопросами для определения уровня творческого саморазвития, содержащая в себе пятнадцать компонентов творческого саморазвития. Анализ научной литературы позволил выявить такие качества в человеке, как самодвижение, самопознание [7], генетическая предрасположенность и

саморефлексия, самотворчество [15] реализация себя как личности, обучение на протяжении всей жизни [17], аккумулирование энергии [5], планирование, созидательная деятельность [16], кооперация индивидуальных особенностей, потенциал окружающей среды [10] и много других качеств личности, содействующих творческому саморазвитию. Впоследствии данные характеристики личности составили фундаментальную основу авторской анкеты и выступали в качестве критериальных компонентов процесса творческого саморазвития. Результаты констатирующего этапа исследования представлены ниже.

Один из предложенных вопросов теста В.И. Андреева «Оценка уровня творческого потенциала» звучал так: «Как часто решение возникающих у Вас проблем зависит от Вашей энергии и напористости?». Большая часть респондентов контрольной группы 22% остановили свой выбор на восьмом уровне. Седьмой уровень выбрали 15,3% тестируемых, а предпоследний девятый уровень 10,9%. Похожая картина сложилась и в экспериментальной группе, где большинство респондентов 18,2% выбрали восьмой уровень, а девятый уровень -12,2%. На вопрос «Как часто Вам приходилось отстаивать свои принципы, убеждения?» участники тестирования контрольной и экспериментальной групп выдвинули

практические идентичные ответы: седьмой уровень (15,2% и 14,8% соответственно), восьмой уровень (13,3% и 12,5%), девятый уровень (8,5% и 8,4%). При обдумывании ответа на данный вопрос большинство респондентов устно озвучили, что в современном мире необходимо учиться отстаивать свои принципы, убеждения, уметь избегать столкновения разносторонних личностных интересов, когда некоторые вынуждены обращаться за психологической помощью либо проходить курсы-тренинги по «искусству убеждения». В четырнадцатом вопросе теста В.И. Андреева: «Как часто и в какой степени Ваши идеи, проекты удаётся

воплотить в жизнь?» ответы респондентов распределились следующим образом: седьмой уровень 18,9% контрольная группа и 19,3% экспериментальная группа, восьмой уровень 17,9% и 17,4% соответственно, девятый уровень 6,9% и 7,3% соответственно. Респонденты устно отметили, что воплощение идей и проектов даётся легко при наличии поддержки близких людей, тщательного анализа и планирования самого процесса реализации замыслов.

После тестирования будущим учителям начальной школы было предложено ответить на вопросы авторской анкеты «Определение уровня творческого саморазвития». Анкета содержит такие вопросы, как: «Мои способности и умения соответствуют выбранной профессии», «Я не останавливаюсь на достигнутом, нахожусь в постоянном самосовершенствовании»,

«Накопленная жизненная энергия позволяет мне активно мобилизоваться и трансформироваться во внешнем мире», «Я обладаю созидающим характером для коррекции и решения противоречивых проблем» и другие вопросы, в которые заложены компоненты творческого саморазвития для будущего учителя начальной школы. Результаты анкетирования подверглись обработке и приведены к усредненным значениям, но можно было видеть, что показатели контрольной и экспериментальной группы существенно не отличаются: средний показатель анкетирования в контрольной группе 3,54 балла из 5 максимально возможных, а в экспериментальной группе 3,52 из 5 максимально возможных. Таким образом, мы предполагаем, что наличие компонентов творческого саморазвития у будущих учителей начальной школы на момент реализации констатирующего эксперимента находится на одном уровне.

Для реализации формирующего этапа исследования мы анализировали теорию интерактивного обучения, выделили творческие (эвристические) педагогические технологии, разобрали педагогические методы и приёмы, актуализировали теоретические знания по дидактике учебных занятий. Данные мероприятия позволили спроектировать частично лекционные занятия и практические занятия с творческим уклоном для будущих учителей начальной школы экспериментальной группы [4;6;18;19;20]. Были разработаны педагогические правила, способствующие внедрению творческих (эвристических) педагогических технологий в учебный процесс. Практические занятия в экспериментальной группе содержали задания, которые требуют создания особенных объектов определённого вида, при котором

актуализировался теоретический материал, тренировались навыки и умения, обучающиеся овладевали практическими навыками. Например, одно из практических занятий прошло в формате групповой работы (был определён руководитель подгруппы, с целью реализации управленческих решений, которые выступают одним из компонентов творческого саморазвития), где студентам предоставили ватман, фломастеры, карандаши, клей, маркеры, стикеры и другие заранее приготовленные канцтовары. Задача каждой подгруппы: отобразить на ватмане, который является образовательным

пространством начального образования, права и обязанности учителя и школьника в соответствии с нормативно-правовыми документами, действующими на территории Российской Федерации [11]. Другое практическое занятие было направлено на разработку частной образовательной организации, а именно бренда, логотипа, миссии, цели, рекламного слогана и других управленческих, маркетинговых составляющих, необходимых при создании новой организации. Спроектированные частично лекционные и практические занятия с творческим уклоном в большей степени реализовывались в интерактивном формате с постоянной обратной связью от будущих учителей начальной школы экспериментальной группы. По завершению формирующих мероприятий студентам контрольной и экспериментальной групп снова предложили пройти тест и заполнить анкету. Результаты контрольного этапа представлены ниже.

На вопрос теста «Как часто решение возникающих у Вас проблем зависит от Вашей энергии и напористости?» показатели контрольной группы изменились незначительно, и большая часть 22,5% также предпочла восьмой уровень. В экспериментальной группе на констатирующем этапе были выбраны также низкие первый и второй уровни, а на контрольном этапе первые три уровня остались на нулевой позиции, и большая часть респондентов 29,5% заняли седьмой уровень. Показатели восьмого и девятого уровня прибавились и составили 20,1% и 15,9% соответственно. На вопрос «Как часто Вам приходилось отстаивать свои принципы, убеждения?» 15,8% участников тестирования контрольной группы выбрали восьмой уровень, на девятом уровне остались 12,9%. В экспериментальной группе на контрольном этапе нулевым остались первый и второй уровень, против констатирующего, когда присутствовала пара ответов. Значительно увеличились

показатели восьмого уровня: с 12,5% на констатирующем этапе до 22,8% на контрольном. В четырнадцатом вопросе теста, «Как часто и в какой степени Ваши идеи, проекты удаётся воплотить в жизнь?» ответы респондентов контрольной группы существенно не изменились. В экспериментальной группе лидирующие позиции занимают также седьмой уровень с увеличением на 3,4%, восьмой уровень увеличился на 3,1%, девятый уровень увеличился на 2%, десятый - на 2,7%. Результаты творческой анкеты на контрольном этапе подверглись обработке, приведены к усредненным значениям, были сопоставлены с констатирующим этапом. Средний показатель анкетирования в контрольной группе на контрольном этапе увеличился на 0,21 балла и составил 3,75 балла из 5 максимально возможных. В экспериментальной группе средний балл увеличился значительно на 1,07 балла и составил в экспериментальной группе 4,59 балла из 5 максимально возможных. Одним из базовых компонентов творческого саморазвития выступает саморефлексия. В экспериментальной группе на констатирующем этапе компонент саморефлексии составлял 3,4 балла, на контрольном этапе увеличился до 4 из 5 возможных. Анализ научной литературы показал, что рефлексия позволяет устранить пассивность, повысить самооценку и осмыслить свои действия для дальнейшего развития, творческого саморазвития. Еще один компонент творческого саморазвития - это обучение на протяжении всей жизни. Любые приобретаемые знания всегда выступают в первостепенном значении для профессионального становления. Не только знания, полученные в образовательной организации, способствуют развитию, а будущие учителя начальной школы экспериментальной группы имеют возможность черпать дополнительные знания в разных кружках, изучать опыт от педагогов-наставников, посещать курсы подготовки. В совокупности постоянное овладение новыми знаниями и использование полученных навыков открывают новые возможности для творческого саморазвития. Таким образом, мы предполагаем, что увеличение показателей теста и анкеты экспериментальной группы на контрольном этапе связано с внедрением в учебный процесс педагогических правил, активным применением заданий с творческим уклоном, реализацией творческой (эвристической) педагогической технологии, а также успешным выполнением

спроектированных учебных занятий.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. По

результатам исследования можно утверждать, что комплекс мероприятий формирующего этапа способствовал творческому саморазвитию будущих учителей начальной школы, так как творческий потенциал имел тенденцию к увеличению, а компоненты творческого саморазвития формировались ускоренно. Следовательно, творческая эволюция в будущих учителях начальной школы повышает их квалификацию, и трансформируют студентов-педагогов в специалистов начальной школы. По итогам исследования сделан вывод, что прогрессия творческого потенциала даёт возможность будущим учителям начальной школы наращивать личностные компоненты творческого саморазвития, которые имеют ценность в перспективной профессиональной деятельности. В результате исследования обнаружена динамика интереса и готовности к творческому саморазвитию. Будущие учителя начальной школы открыты к саморазвитию и осознают значимость творческого саморазвития. Анализ и интерпретация описанного выше

исследования является частью продолжающегося исследования по педагогической технологии творческого саморазвития будущих учителей начальной школы. В проектной стадии находится комплектование компонентов творческого саморазвития в блоки, корректируется модель педагогической технологии творческого саморазвития, а также дополнительно анализируются результаты 54 респондентов, с которыми удалось частично реализовать формирующие мероприятия в условиях дистанционного обучения. Исследования в области творческого саморазвития всегда актуальны. Современный мир испытывает дефицит в творческо-мобильных людях, выстраивается проблема самореализации и саморазвития личности, которая проявляет сложности во многих науках. Творческое саморазвитие в жизнедеятельности людей занимает одно из главенствующих положений в процессе саморазвития человека и выступает индикатором личных достижений.

1. Авакян И.Б. Стремление к саморазвитию как фактор инновационной готовности преподавателей вузов / И.Б. Авакян // Образование и саморазвитие. -2020. - № 2. - С. 88-102.

2. Андреев В.И. Пакет десяти тестов на оценку интеллигентности, конкурентоспособности и творческого потенциала личности / В.И. Андреев // Казань: СКАМ. - 1992. - С. 45.

3. Афанасьева Е.Г. Система работы классного руководителя колледжа по формированию у студентов направленности на самообразование и саморазвитие / Е.Г. Афанасьева // Балтийский гуманитарный журнал. - 2017. - Т. 6. - № 2(19). - С. 77- 80.

4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. - Педагогика, 1989. - С. 190.

5. Богоявленская Д.Б. Проблемы диагностики креативности / Д.Б. Богоявленская // Журнал практического психолога. - 2007. - № 33. - С. 133-148.

6. Голованова И.И. Практики интерактивного обучения: метод. пособие / И.И. Голованова, Е.В. Асафова, Н.В. Телегина. - Казань: Казан. ун-т, 2014. -288 с.

7. Духавнева А.В., Столяренко Л.Д. История зарубежной педагогики и философия образования / А.В. Духавнева, Л.Д. Столяренко. - 2000. - С. 480.

8. Куровский В.Н., Михальцова Л.Ф., Воронин Б.С. Педагогическая технология творческого саморазвития будущих педагогов на основе формирования ценностей как современная проблема

российского образования / В.Н. Куровский, Л.Ф. Михальцова, Б.С. Воронин // Вестник томского государственного педагогического университета. -2018. - № 5(194). - С. 175-182.

9. Лихачев Б. Философия воспитания / Б. Лихачев. - Litres, 2019. - С. 470.

10. Пономарев Я.А. Психология творчества / Я.А. Пономарев. - М., 1976.

11. Программа дисциплины «Правовые основы управления» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: htlps://kpiu.ru/pdf/portal/oop2/415818.pdi#5269

12. Сергеева Н.И. Профессионально-личностное саморазвитие как цель профессионального роста педагога / Н.И. Сергеева // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2. - С. 95-102.

13. Усманова С.Г. Саморазвитие преподавателя вуза - основа его профессиональной деятельности / С.Г. Усманова // Поволжский педагогический вестник.

- 2014. - № 4-5. - С. 37-39.

14. ФГОС 44.03.01 «Педагогическое образование» / Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 декабря 2015 г. № 1426.

15. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов / Г.А. Цукерман.

- Рига, ПЦ «Эксперимент», 1997. - С. 277.

16. Шарипов Ф.В. Психология и педагогика творчества и обучение исследовательской деятельности: педагогическая инноватика: учебник для

вузов [Электронный ресурс] / Ф.В. Шарипов - М.: Логос, 2017. - 584 с. - Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785986991597

17. Щукина М.А. Психология саморазвития личности: монография [Электронный ресурс] / М.А. Щукина - СПб: СПбГУ, 2015. - 348 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/941690

18. Mattes W. Methoden für den Unterricht: 75

kompakte Übersichten für Lehrende und Lernende. -Schöningh, 2002. - S. 132.

19. Meyer H. Unterrichtsentwicklung: Buch mit CD-ROM. - Cornelsen Schulverlage, 2015. - S. 435.

20. Palmer C. Berufsbezogene Kreativitätsdiagnostik: Entwicklung und Validierung eines Verfahrens zur Erfassung der personalen Voraussetzungen von Innovationen. - 2015.

References:

1. Avakyan I.B. Striving for self-development as a factor of the innovative readiness of university teachers / I.B. Avakyan // Education and self-development. - 2020. -№ 2. - P. 88-102.

2. Andreev V.I. A package of ten tests for assessing intelligence, competitiveness and creative potential of a person / V.I. Andreev // Kazan: SKAM. - 1992. - S. 45.

3. Afanasyeva E.G. The system of work of the class teacher of the college for the formation of students' focus on self-education and self-development / E.G. Afanasyeva // Baltic Humanitarian Journal. - 2017. - T. 6. - № 2(19). - Pp. 77-80.

4. Bespalko V.P. The components of pedagogical technology / V.P. Bespalko. - Pedagogy, 1989. - S. 190.

5. Bogoyavlenskaya D.B. Problems of diagnostics of creativity / D.B. Epiphany // Journal of Practical Psychologist. - 2007. - № 33. - P. 133-148.

6. Golovanov I.I. Interactive learning practices: method. allowance / I.I. Golovanova, E.V. Asafova, N.V. Telegin. - Kazan: Kazan. un-t, 2014. - 288 p.

7. Dukhavneva A.V., Stolyarenko L.D. History of foreign pedagogy and philosophy of education / A.V. Dukhavneva, L.D. Stolyarenko. - 2000. - S. 480.

8. Kurovsky V.N., Mikhaltsova L.F., Voronin B.S. Pedagogical technology of creative self-development of future teachers based on the formation of values as a modern problem of Russian education / V.N. Kurovsky, L.F. Mikhaltsova, B.S. Voronin // Bulletin of the Tomsk State Pedagogical University. - 2018. - № 5(194). - S. 175-182.

9. Likhachev B. Philosophy of education / B. Likhachev. - Litres, 2019. - P. 470.

10. Ponomarev Ya.A. Psychology of creativity / Ya.A. Ponomarev. - M., 1976.

11. The program of the discipline "Legal foundations of management" [Electronic resource]. - Access mode:

https://kpfu.ru/pdf/portal/oop2/415818.pdf#5269

12. Sergeeva N.I. Professional and personal self-development as the goal of the teacher's professional growth / N.I. Sergeeva // Modern problems of science and education. - 2015. - № 2. - P. 95-102.

13. Usmanova S.G. Self-development of a university teacher is the basis of his professional activity / S.G. Usmanova // Volga Pedagogical Bulletin. - 2014. - № 4-5. -S. 37-39.

14. FSES 44.03.01 "Pedagogical education" / Approved by order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated December 4, 2015 No. 1426.

15. Zuckerman G.A. Psychology of self-development: a task for adolescents and their teachers / G.A. Zuckerman. - Riga, PC "Experiment", 1997. - P. 277.

16. Sharipov F.V. Psychology and pedagogy of creativity and teaching of research activity: pedagogical innovation: textbook for universities [Electronic resource] / F.V. Sharipov - M.: Logos, 2017. - 584 p. - Access mode: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785986991597

17. Shchukina M.A. Psychology of personality self-development: monograph [Electronic resource] / M.A. Shchukina. - SPb: SPbGU, 2015. - 348 p. - Access mode: http://znanium.com/catalog/product/941690

18. Mattes W. Methoden für den Unterricht: 75 kompakte Übersichten für Lehrende und Lernende. -Schöningh, 2002. - S. 132.

19. Meyer H. Unterrichtsentwicklung: Buch mit CD-ROM. - Cornelsen Schulverlage, 2015. - S. 435.

20. Palmer C. Berufsbezogene Kreativitätsdiagnostik: Entwicklung und Validierung eines Verfahrens zur Erfassung der personalen Voraussetzungen von Innovationen. - 2015.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.