Научная статья на тему 'Экспериментальная проверка эффективности действенно-практических и творческих педагогических технологий творческого саморазвития студентов'

Экспериментальная проверка эффективности действенно-практических и творческих педагогических технологий творческого саморазвития студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКОЕ САМОРАЗВИТИЕ / ДЕЙСТВЕННО-ПРАКТИЧЕСКАЯ И ТВОРЧЕСКАЯ (ЭВРИСТИЧЕСКАЯ) ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / КОМПОНЕНТЫ ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ / КОНТРОЛЬНАЯ ГРУППА / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА / CREATIVE SELF-DEVELOPMENT / EFFECTIVE-PRACTICAL AND CREATIVE (HEURISTIC) PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / COMPONENTS OF CREATIVE SELF-DEVELOPMENT / CONTROL GROUP / EXPERIMENTAL GROUP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хафизова Айгуль Айдаровна, Закирова Венера Гильмхановна, Телегина Надежда Викторовна

Статья описывает результаты исследования эффективности действенно-практических и творческих (эвристических) педагогических технологий творческого саморазвития студентов. Выявлены компоненты творческого саморазвития студентов. Отслежена динамика показателей базовых компонентов творческого саморазвития. Проанализированы и интерпретированы результаты исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хафизова Айгуль Айдаровна, Закирова Венера Гильмхановна, Телегина Надежда Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIMENTAL VERIFICATION OF THE EFFECTIVENESS OF PRACTICAL AND CREATIVE PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES OF STUDENTS' CREATIVE SELF-DEVELOPMENT

The article describes the results of the study of the effectiveness of effective practical and creative (heuristic) pedagogical technologies of creative self-development of students. The components of creative self-development of students are revealed. Dynamics of indicators of basic components of creative self-development is tracked. The results of the research are analyzed and interpreted.

Текст научной работы на тему «Экспериментальная проверка эффективности действенно-практических и творческих педагогических технологий творческого саморазвития студентов»

(2012 Г.) Об инклюзивном образовании и организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья // Учитель и время. 2013. № 8. С. 124-127.

7. Пономарева Г.Т. Инклюзивное образование в России // Педагогика высшей школы. 2017. № 2 (8). С. 59-62.

8. Учащимся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]. - URL: http://www.magtu.ru/student-ovz.html. - Загл. с экрана.

9. Bayramov V.D., Raydugin D.S., Kirik V.A., Starygina A.M., Zagutin D.S. Inclusion and inclusive education: interpretation conflict // Indian Journal of Science and Technology. 2016. Т. 9. № 5.

10. Stepanova G. A., Tashcheva A. I., Stepanova O. P., Kassimova G.K., Menshikov P.V. The problem of management and implementation of innovative models of network interaction in inclusive education of persons with disabilities // International Journal of Education and Information. 2018. №11. Р. 156-162.

11. Stepanova G. A., Tashcheva A.I., Markova T. A., Shpakovskaya E.Yu., Bazhenova N. G. Value-notional Relations of People with Persons with Disabilities in Additional and Alternative Education and in Other Inclusive Social Practices // International journal of education and information technologies. 2019. № 13. Р. 41-48.

Педагогика

УДК 378.2

аспирант Хафизова Айгуль Айдаровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

"Казанский (Приволжский) федеральный университет" (г. Казань);

доктор педагогических наук, профессор Закирова Венера Гильмхановна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

"Казанский (Приволжский) федеральный университет" (г. Казань);

доцент, кандидат педагогических наук Телегина Надежда Викторовна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

"Казанский (Приволжский) федеральный университет" (г. Казань)

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЙСТВЕННО-ПРАКТИЧЕСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ

СТУДЕНТОВ

Аннотация. Статья описывает результаты исследования эффективности действенно-практических и творческих (эвристических) педагогических технологий творческого саморазвития студентов. Выявлены компоненты творческого саморазвития студентов. Отслежена динамика показателей базовых компонентов творческого саморазвития. Проанализированы и интерпретированы результаты исследования.

Ключевые слова: творческое саморазвитие, действенно-практическая и творческая (эвристическая) педагогическая технология, компоненты творческого саморазвития, контрольная группа, экспериментальная группа.

Annotation. The article describes the results of the study of the effectiveness of effective practical and creative (heuristic) pedagogical technologies of creative self-development of students. The components of creative self-development of students are revealed. Dynamics of indicators of basic components of creative self-development is tracked. The results of the research are analyzed and interpreted.

Keywords: creative self-development, effective-practical and creative (heuristic) pedagogical technology, components of creative self-development, control group, experimental group.

Введение. Творческое саморазвитие студентов представляется одним из ведущих сторон личностного развития, которое выражается через собственную оригинальность и индивидуальность обучающегося. Свою индивидуальность студенты начинают раскрывать при определённых педагогических технологиях, позволяющих обеспечить творческое саморазвитие и, в которых проявление аспектов творческого развития возможно также и при индивидуальном маршруте обучения. Степень профессионализма и компетентность будущих выпускников зависят от их творческого потенциала, аспектов их развития и саморазвития, сформированных представлений о своей личности и о своих творческих возможностях, позволяющих стимулировать собственные ресурсы для преодоления нестандартных ситуаций на рабочем месте и в жизни. Соответственно, творческое формирование студентов как квалифицированных специалистов, их приспособленность к мобильному окружающему миру - предъявляют требования к их высокой творческой инициации, личностному развитию и саморазвитию [2, 8]. Следовательно, появляется необходимость в определенных средствах педагогических технологий для автозапуска процесса творческого саморазвития и развития личности студента.

Изложение основного материала статьи. Думать творчески - сегодня это необходимая часть обучения и воспитания. Развивать творческое мышление студента - означает дальнейшее развитие его конкурентоспособности в жизни, формирование творческого подхода к решению проблем, что дают нам возможности современной жизни. Образовательной организации следует учитывать активное использование современных педагогических технологий с целью творческого саморазвития студентов. В качестве гипотезы исследования выступает предположение о том, что творческое саморазвитие студентов при изучении дисциплин экономического цикла повысится, если обучение будет реализовано с применением действенно-практических и творческих (эвристических) педагогических технологий. Исследование проходило на базе Казанского технологического колледжа федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет». Генеральная совокупность респондентов составила 456 обучающихся, выборка состоит из экспериментальной группы - 21 обучающийся и контрольной группы в количестве 24 обучающихся.

Нами был разработан письменный опросник «Выявление компонентов творческого саморазвития студентов» на русском языке с учетом актуальных ценностей для установления в наличии компонентов творческого саморазвития студентов, который позволил упорядочить набор логических закрытых вопросов, служащих достижению цели исследования, решению его задач, доказательству гипотезы исследования.

Опросник (опросный лист) состоит из 19 закрытых вопросов объемом две страницы А4. При этом учтены содержание и словесная формулировка общих утверждений, которые отражают специфичность исследования и вопросы фонового характера, предназначенные для отслеживания существенных признаков творческого саморазвития студентов. В таблице Опросника представлены 19 вопросов с утверждениями, которые необходимо было оценить рейтингом от 1 до 5 по восходящему приоритету (необходимо было выбрать 1 вариант ответа). Опрос проводился в очной форме, непринужденной обстановке, респонденты заполняли опросный лист письменно и располагали необходимой устной инструкцией.

В начале исследования был осуществлен констатирующий этап эксперимента, а именно проведен опрос среди обучающихся КТК ФГБОУ ВО «КНИТУ» в контрольной и экспериментальной группах. Результаты опроса были усреднены и появился предварительный вывод, что показатели констатирующего этапа в экспериментальной и контрольной группах существенно не различаются. Так, итоговый средний показатель опроса в экспериментальной группе равен 3,54 балла из 5 максимально возможных, а в контрольный группе -3,52 из 5 максимально возможных. Такие данные позволяют сказать, что существующие компоненты творческого саморазвития студентов контрольной и экспериментальной групп на момент проведения констатирующего эксперимента находятся на одном уровне.

Для реализации формирующего этапа исследования была изучена теория интерактивного обучения, отобраны действенно-практические и творческие (эвристические) педагогические технологии, позволяющие спроектировать занятия по дисциплинам экономического цикла для студентов [3, 5, 9]. Были разработаны педагогические правила, способствующие внедрению действенно-практических и творческих (эвристических) педагогических технологий в учебный процесс. Обучение студентов КТК ФГБОУ ВО «КНИТУ» с применением действенно-практических и творческих (эвристических) педагогических технологий было осуществлено на дисциплинах экономического цикла. В экспериментальной группе занятия ведутся основным преподавателем с включением и применением предложенных конкретных действенно-практических и творческих педагогических технологий в течение двух семестров, а в контрольной группе занятия проводятся основным преподавателем без предложенных действенно-практических и творческих (эвристических) педагогических технологий в течение двух учебных семестров.

В процессе формирующего этапа исследования представилась возможность провести опрос у обучающихся (19 человек) профессионально-технической школы-училища г.Дрезден с целью выявления компонентов творческого саморазвития у студентов. Доступ на европейскую площадку был получен во время академической стажировки по программе «Эрасмус+». Обучение проходило в Техническом университете Дрездена (Германия). В рамках некоторых профессиональных модулей присутствует включенная пассивная практика в качестве наблюдателя. Основная цель пассивной практики заключается в изучении опыта, методики, дидактики преподавания дисциплин. Нам определили посещение следующих дисциплин экономического цикла: Berufliche Sozialisation (Профессиональная социализация) и Einführung in der Wirtschaftsdidaktik (Введение в экономическую дидактику). Определено, что занятия активно проводятся с применением средств интерактивных педагогических технологий. На посещенных занятиях преподавателем дисциплины Einführung in der Wirtschaftsdidaktik (Введение в экономическую дидактику) применились метод фасилитации, анализ видеоролика, лекция-дискуссия и другие. Преподаватель позволил посмотреть план-конспект учебных занятий. Были проанализированы четыре плана учебных занятий, в которых прописывались действенно-практические и творческие (эвристические) педагогические технологии: групповая работа, кейс - метод, деловая игра, анализ фильма. С учетом включенного обучения слегка изменилась траектория деятельности, а именно конкретизировалась гипотеза исследования, корректировалось содержание исследования, произведен анализ немецкой научной литературы по проблеме исследования, проанализирован разработанный Опросник и отредактирована его версия на немецком языке. В ПТШУ Дрездена опрос производился выборочно с устного согласия студента. Данную группу студентов мы обозначили ознакомительной группой.

Объединенные средние показатели результатов опроса на констатирующем этапе в контрольной, экспериментальной и ознакомительной группах был проанализирован. Высокий результат 4, 2 из 5 возможных имеют студенты ознакомительной группы против 3,5 у студентов контрольной и экспериментальной групп. Такой результат позволяет нам предположить, что высокий результат студентов ознакомительной группы по компонентам творческого саморазвития обеспечиваются использованием действенно-практических и творческих (эвристических) педагогических технологий в изучении экономических дисциплин. Следовательно, итоговые результаты студентов ознакомительной группы дают возможность предположить, что включенные интерактивные педагогические технологии способствуют творческому саморазвитию студентов. Мы предполагаем, что итоговые результаты студентов ознакомительной группы могут послужить ориентиром для предстоящих результатов контрольного этапа контрольной и экспериментальной групп.

После окончания академической стажировки по программе «Эрасмус+» мы продолжаем наше исследование в КТК ФГБОУ ВО «КНИТУ». При этом необходимо учесть, что в экспериментальной группе основной преподаватель дисциплин экономического цикла в течение двух семестров организовывала учебные занятия с применением предложенных нами действенно-практических и творческих (эвристических) педагогических технологий, а в контрольной группе указанные технологии не применялись. По окончании формирующего эксперимента в двух группах контрольной и экспериментальной были произведены контрольные замеры, а именно студенты прошли повторный опрос по разработанному и использованному на констатирующем эксперименте опроснику «Выявление компонентов творческого саморазвития студентов».

Уровень итоговых средних показателей контрольной группы констатирующего (3,52 балла) и контрольного этапа (3,53 балла) экспериментов практически не изменился. По контрольной группе существенная разница в показателях утверждений опросника не наблюдается.

Анализируя результаты экспериментальной группы можно сказать, что произошли существенные изменения, а именно наличие значительного прироста между показателями констатирующего (3,54 балла) и контрольного этапов (4,15 баллов) в утверждениях опросника «Выявление компонентов творческого саморазвития студентов». Для более детального анализа и возможности доказательства гипотезы мы выделили базовые компоненты творческого саморазвития (опираясь на анализ отечественной и зарубежной литературы), в которых прослеживается существенное изменение в экспериментальной группе между констатирующим и контрольным экспериментами.

Утверждение 1 Опросника «Я использую самоанализ своей деятельности для последующего развития». На констатирующем этапе эксперимента показатель составил 3,60 баллов из 5 возможных. После формирующего эксперимента, когда при изучении дисциплин экономического цикла были реализованы действенно-практические и творческие (эвристические) педагогические технологии, показатель констатирующего этапа составил 4,2 из 5 возможных. Следовательно, можно сказать, что студенты экспериментальной группы действительно анализируют свой внутренний мир, сопоставляя свои возможности с условиями внешнего окружения. Анализ теоретической литературы указывает, что изучение, самоанализ своей деятельности является одним из условий для творческого саморазвития студентов [2, 11].

Утверждение 2 Опросника «Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя». На констатирующем этапе эксперимента показатель составил 3,30 из 5 возможных. После формирующего эксперимента, когда при изучении дисциплин экономического цикла были реализованы действенно-практические и творческие (эвристические) педагогические технологии, показатель констатирующего этапа составил 4 из 5 возможных. Это означает, что студенты экспериментальной группы овладели техникой «учиться друг у друга», что свидетельствует о повышении коммуникативности студентов, они обмениваются знаниями, навыками. Можно уверенно сказать, что при поиске обратной связи постепенно ликвидируется пассивность, активизируется самооценка, которая необходима для переосмысления своей деятельности с целью последующего саморазвития. Анализ теоретической литературы указывает, что поиск обратной связи является одним из компонентов творческого саморазвития студентов [8, 10].

Утверждение 8 Опросника «Я использую знания, полученные на учебных занятиях с компонентами творчества, в последующем творческом саморазвитии». На констатирующем этапе эксперимента показатель составил 3,30 из 5 возможных. После формирующего эксперимента, когда при изучении дисциплин экономического цикла были реализованы действенно-практические и творческие (эвристические) педагогические технологии, показатель констатирующего этапа составил 4 из 5 возможных. Такой высокий результат можно объяснить тем, что студенты, постигая новые знания, подсознательно формируют в себе эрудированную личность и интересного собеседника. Именно использование полученных знаний являются движущей силой творческого саморазвития, а также одним из компонентов творческого саморазвития студентов [2, 6, 10].

Утверждение 9 Опросника «У меня есть несколько хороших идей». На констатирующем этапе эксперимента показатель составил 3,60 из 5 возможных. После формирующего эксперимента, когда при изучении дисциплин экономического цикла были реализованы действенно-практические и творческие (эвристические) педагогические технологии, показатель констатирующего этапа составил 4,1 из 5 возможных. Наличие хороших идей помогает начать и освоить новую деятельность. Идеи способствуют достижениям поставленных целей, а если студенты достигли этих целей, следовательно, они на правильном пути творческого саморазвития. Исходя из анализа 9 утверждения, можем уверенно сказать, что студентам экспериментальной группы характерна креативность, творчество, они могут генерировать идеи, с легкостью и приятным удовольствием включаются в творческий процесс, соответственно, постигают творческое саморазвитие. Анализ теоретической литературы указывает, что наличие идей является одним из компонентов творческого саморазвития студентов [6, 7].

Утверждение 10 Опросника «Я считаю, что задания с творческими компонентами позволяют лучше узнать и понять друг друга». На констатирующем этапе эксперимента показатель составил 3,20 из 5 возможных. После формирующего эксперимента, когда при изучении дисциплин экономического цикла были реализованы действенно-практические и творческие (эвристические) педагогические технологии, показатель констатирующего этапа составил 4 из 5 возможных. С уверенностью можно сказать, что группа сплотилась при выполнении творческих заданий, потому что взаимное общение способствует грамотному взаимодействию с людьми в реальном мире, а также помогает лучше понять влияние на развитие общения, на развитие человека с последующим саморазвитием. Творческие задания способствуют преодолению трудностей и проблем, которые возникают в коммуникационном процессе [6, 9].

Утверждение 12 Опросника «Занимаясь творческим саморазвитием, я становлюсь открытым и независимым». На констатирующем этапе эксперимента показатель составил 3,40 из 5 возможных. После формирующего эксперимента, когда при изучении дисциплин экономического цикла были реализованы действенно-практические и творческие (эвристические) педагогические технологии, показатель констатирующего этапа составил 4,1 из 5 возможных. Открытость и свобода несут в себе множество значений, а именно независимость от внешних и внутренних факторов и полную самостоятельность. С появлением независимости студенты становятся свободной личностью. В свою очередь свобода и саморазвитие схожи между собой, так как без свободных условий не получится саморазвивать себя. Соответственно, открытость и независимость приобретаются студентами при изучении дисциплин экономического цикла, когда они занимаются творческим саморазвитием, а это достижимо при использовании действенно-практических и творческих (эвристических) педагогических технологий. Анализ теоретической литературы показывает, что открытость и независимость являются одними из базовых компонентов творческого саморазвития студентов [7, 12].

Утверждение 14 Опросника «Я отношусь положительно к творческим элементам на учебных занятиях». На констатирующем этапе эксперимента показатель составил 3,8 из 5 возможных. После формирующего эксперимента, когда при изучении дисциплин экономического цикла были реализованы действенно-практические и творческие (эвристические) педагогические технологии, показатель констатирующего этапа составил 4,5 из 5 возможных. Творческие элементы в процессе обучения воспринимаются студентами положительно, так как они позволяют оптимально сочетать умственную деятельность с активной деятельностью. Творческие задания вызывают у студентов активный интерес к процессу обучения и к изучению дисциплины. Анализ теоретической литературы указывает, что положительный настрой студентов является одним из базовых компонентов творческого саморазвития студентов [6, 9].

Утверждение 17 Опросника «В процессе учебы я овладеваю и использую новые знания как составную часть дальнейшего саморазвития». На констатирующем этапе эксперимента показатель составил 3,49 из 5 возможных. После формирующего эксперимента, когда при изучении дисциплин экономического цикла были реализованы действенно-практические и творческие (эвристические) педагогические технологии, показатель констатирующего этапа составил 4,13 из 5 возможных. Какие бы знания студент не получал в процессе учебы, они являются важными в профессиональном становлении. Данное утверждение содержало основную

мысль, что не только дисциплины экономического цикла, которые реализовывались с применением действенно-практических и творческих (эвристических) педагогических технологий, способствовали творческому саморазвитию студентов, но и взгляд на остальные дисциплины поменялся в положительную сторону. В совокупности овладение и использование знаний на других дисциплинах дают толчок к творческому саморазвитию студентов. Анализ теоретической литературы показывает, что новые знания студентов являются составной частью творческого саморазвития студентов [2, 8, 111.

После анализа результатов опроса в ознакомительной группе, мы взяли ответственность предположить, что включенные интерактивные педагогические технологии способствуют творческому саморазвитию студентов. Мы считаем, что результаты ознакомительной группы могут послужить ориентиром для контрольного этапа контрольной и экспериментальной групп студентов при изучении экономических дисциплин.

Опираясь на результаты проведённых исследований можно сказать, что наше предположение: высокий результат студентов ознакомительной группы компонентов творческого саморазвития обеспечен наличием действенно-практических и творческих (эвристических) педагогических технологий в изучении экономических дисциплин оказалось верным. Использование интерактивных - действенно-практических и творческих (эвристических) педагогических технологий - способствует творческому саморазвитию студентов, так как итоговый средний показатель констатирующего этапа экспериментальной группы равен 4,15 из 5 возможных, он максимально приблизился к показателю 4,2 ознакомительной группы. Уровень итоговых средних показателей контрольной группы констатирующего и контрольного этапа экспериментов практически не изменился.

Выводы. Таким образом, подтверждена гипотеза исследования: творческое саморазвитие студентов при изучении дисциплин экономического цикла повысилось, так как обучение было реализовано с применением действенно-практических и творческих (эвристических) педагогических технологий.

Литература:

1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества. - Изд-во Казанского ун-та, 1988. - C. 238.

2. Андреев В.И. Педагогическая эвристика для творческого саморазвития многомерного мышления и мудрости // Казань: Центр инновационных технологий. - 2015. - Т. 288.

3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - Педагогика, 1989. - С. 190.

4. Власова Е.А. История становления проблемы процесса саморазвития // М.: Фолио. - 2007. - С. 18.

5. Голованова И.И. Практики интерактивного обучения: метод. пособие / И.И. Голованова, Е.В. Асафова, Н.В. Телегина. - Казань:Казан. ун-т, 2014. - 288 с.

6. Baudson T.G. „Ich hab gleich Krea."Kreative Schule I: So könnte Kreativität als Fach in die Schulen kommen // jetzt neu: Wie wir eine kreative (re) Gesellschaft werden. - 2010. - С. 190-199.

7. Konstruktive Selbstentwicklung und Organisationsentwicklung. Dissertation zur Erlangung des Doktorgrades der Wirtschafts-und Sozialwissenschaftlichen Fakultät der Eberhard Karls Universität Tübingen. Tübingen, - 2017

8. Lehrbuch für Lernen und Lehren mit Technologien: 2. Auflage (2013) Martin Ebner epubli, 2013 - 592 s.

9. Palmer C. Berufsbezogene Kreativitätsdiagnostik: Entwicklung und Validierung eines Verfahrens zur Erfassung der personalen Voraussetzungen von Innovationen. - 2015.

10. Selbst-Entwicklung: 9 Stufen zunehmenden Erfassens Susanne R. Cook-Greuter, Ed. D. Kodirektorin des Zentrums für Psychologie am Integral Institute Freie Wissenschaftlerin und Konsultant 2008.

11. Was ist Persönlichkeitsentwicklung? Von: Ralf Senftleben, Ralf Senftleben Zeit zu leben GmbH • 12 Kommentare Neu: Kompass-Challenge 2018.

12. www.malschule-friedenau.de/unterricht-mit-kindern/f%C3%B6rderung-durch-kreativit%C3%A4t (дата обращения 25.11.2017)

Педагогика

УДК: 378

кандидат педагогических наук Хижняк Елизавета Андреевна

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Московский городской педагогический университет» (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент Пилюгин Роман Васильевич

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Московский городской педагогический университет» (г. Москва)

АДДИТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ДИЗАЙНЕРОВ

Аннотация. В статье рассматривается роль современных 3D-технологий, том числе 3D-печати в формировании профессиональных компетенций у дизайнеров среды; актуализируется и прослеживается междисциплинарная связь, нацеленная на освоение инновационных технологий в дизайн-образовании и внедрение в практику дизайнера 3D-печати на основе компьютерного моделирования объектов дизайна.

Ключевые слова: аддитивные технологии, 3D-моделирование, 3D-печать, проектирование, междисциплинарные связи, компетенции.

Annotation. The article discusses the role of modern 3D technologies, including 3D printing in the formation of professional competencies among environmental designers; interdisciplinary communication is being actualized and traced, aimed at mastering innovative technologies in design education and introducing into practice the designer of 3D printing based on computer modeling of design objects.

Keywords: additive technologies, 3D modeling, 3D printing, design, interdisciplinary communication, competence.

Введение. В современном образовательном процессе при неотъемлемом использовании цифровых технологий трехмерная печать перестает быть чем-то экзотическим и сложно реализуемым. Аддитивные технологии активно внедряются в высших образовательных учреждениях, связанных не только с профессиональной подготовкой инженеров в области промышленного производства, но и подготовкой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.