Научная статья на тему 'Развитие творческой активности студентов средствами ТРИЗ-педагогики'

Развитие творческой активности студентов средствами ТРИЗ-педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
710
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
STUDENTS' CREATIVE ACTIVITY DEVELOPMENT USING CREATIVE TASKS SOLVING THEORY / ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ТРИЗ / ТРИЗ-ПЕДАГОГИКА / ДИАГНОСТИКА ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ / РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРИЗ ПЕДАГОГИКИ / CREATIVE ACTIVITY / CREATIVE TASKS SOLVING THEORY / CREATIVE TASKS SOLVING THEORY PEDAGOGICS / CREATIVE ACTIVITY DIAGNOSTICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фуфаев Иван Валентинович

В статье уточняется понятие творческой активности, раскрываются ее компоненты; рассматриваются основы ТРИЗ; раскрываются компоненты ТРИЗ-педагогики; анализируются результаты опытно-поисковой работы по развитию творческой активности студентов с использованием ТРИЗ педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Students' Creative Activity Development by Means of Creative Tasks Solving Pedagogics

In the article the notion of creative activity is specified and its components are revealed; the bases of the Creative Tasks Solving Theory are considered; the components of the Creative Tasks Solving Theory pedagogics are explained; the results of the experimental-research work on the students' creative activity development using Creative Tasks Solving Theory are analyzed.

Текст научной работы на тему «Развитие творческой активности студентов средствами ТРИЗ-педагогики»

УДК 378.147 ББК 74.58

Фуфаев Иван Валентинович

преподаватель кафедра философии и культурологи Ульяновский государственный педагогический университет

имени И.Н. Ульянова г. Ульяновск Fufaev Ivan Valentinovich Lecturer

Chair of Philosophy and Culturology Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov

Ulyanovsk

Развитие творческой активности студентов средствами ТРИЗ-педагогики Students’ Creative Activity Development by Means of Creative Tasks Solving Pedagogics

В статье уточняется понятие творческой активности, раскрываются ее компоненты; рассматриваются основы ТРИЗ; раскрываются компоненты ТРИЗ-педагогики; анализируются результаты опытно-поисковой работы по развитию творческой активности студентов с использованием ТРИЗ педагогики.

In the article the notion of creative activity is specified and its components are revealed; the bases of the Creative Tasks Solving Theory are considered; the components of the Creative Tasks Solving Theory pedagogics are explained; the results of the experimental-research work on the students’ creative activity development using Creative Tasks Solving Theory are analyzed.

Ключевые слова: творческая активность, ТРИЗ, ТРИЗ-педагогика, диагностика творческой активности, развитие творческой активности с использованием ТРИЗ педагогики.

Key words: creative activity, Creative Tasks Solving Theory, Creative Tasks Solving Theory pedagogics, creative activity diagnostics, students’ creative activity development using Creative Tasks Solving Theory.

Особенностью происходящего периода социально-экономических преобразований является провозглашение общечеловеческих ценностей, демократизация жизни общества. В значительной степени возросла ответственность каждого человека за свою судьбу в ее социальном, профессиональном и личностном значении. От активности, способности найти применение своим интеллектуальным и профессиональным качествам, способности проявить гибкость и нестандартность в решении, прежде всего своих личных проблем, сегодня зависит то, как сложится профессиональная карьера, а также личная жизнь челове-

ка. Следствием этого является увеличение возможности и необходимости повышения творческого потенциала каждого человека.

Таким образом, рейтинг качеств личности, которые предопределяют успешность социальной адаптации, в настоящее время перераспределяется в пользу тех, которые характеризуются проявлением творческой активности, способности правильной оценки ситуаций и быстрого поиска правильного решения. Развитие творческой активности личности - процесс сложный и длительный. На различных возрастных этапах ее формирования он имеет свою специфику, во многом обусловленную общими особенностями каждого из этих этапов.

Формирование творческой активности связано с созреванием внутренних предпосылок творчества - творческих способностей, следовательно, структура этого процесса определенным образом вписана в цикличную структуру процесса развития способностей, описанную С.Л. Рубинштейном. Согласно его концепции, ключевым звеном в спирали развития способностей является реализация возможностей, осуществляемая в деятельности. По ходу реализации возможностей, формируется новый уровень развития способностей, превращающийся в базу для нового цикла реализации возможностей. Таким образом, включение ситуативной творческой активности является шагом в процессе развития творческой активности, как характеристики личности, а внешние и внутренние предпосылки генезиса ситуативной творческой активности соответствуют факторам развития творческой активности в целом [6]

Так как целью нашего исследования являлся поиск оптимальных условий развития творческой активности студентов средствами ТРИЗ-педагогики, то, определяя творческую активность, нам и нужно было сосредоточить внимание на субъекте деятельности, тех изменениях, которые с ним происходят в процессе творчества.

Проблема развития творческой активности многопланова и разрабатывается рядом наук. Существующие подходы в исследовании творческой активности в философии, социологии, психологии и педагогике дополняют и обогащают

друг друга. В течение многих лет психологами изучался генезис вопроса творческой активности личности, и поэтому психологический аспект творчества и развития творческой активности является наиболее изученным.

Вопросы развития творческой активности личности нашли свое отражение в работах психологов А.В. Брушлинского, А.В. Петровского, М.Г. Ярошевско-го. Исследованиями М.С. Бернштейна, А.Н. Лука, Ю.Н. Кулюткина и Т.С. Су-хобской, Я.А. Пономарева раскрыта сущность единства творческого процесса детей и взрослых и установлены возможности развития творческой активности во всех видах деятельности.

Наиболее разработанной в современных условиях можно считать теорию неадаптивной активности В. А. Петровского. Анализ понятия «неадаптивная активность» дает возможность полагать, что творческая активность - одна из форм активности неадаптивной. Неадаптивная активность (в широком смысле) имеет место в той мере, в какой (при значимости данной ситуации) складываются и начинают воплощаться новые требования к себе, избыточные по отношению к первоначальным. «Надситуативность» в пределах этого определения, по мнению автора, может означать сочетание принятия требований ситуации и преодоления их. Таким образом, при надситуативной активности личность строит образ возможного, но избыточного преобразования ситуации, что и становится для него целью деятельности [5].

Мы разделяем точку зрения педагогов, рассматривающих творческую активность как свойство личности. Источником творческой активности личности, находящейся под воздействием внутренних и внешних факторов, являются ее потребности. А сама творческая активность, являясь одним из основополагающих свойств личности, проявляется в интеллектуальной, эмоциональной, волевой готовности личности (то есть ее способности, стремлении и желании) включиться в творческую деятельность; осуществлять эту деятельность наиболее рациональными, оптимальными способами, направленными на достижение результатов деятельности.

Завершая характеристику понятия «творческая активность», будем считать, что, как и любая другая форма активности (познавательная, общественная, волевая, репродуктивная и т.п.) творческая активность есть способ существования личности, ее свойство (качество или способность в различной трактовке авторов), которое проявляет себя в жизнедеятельности (личность есть субъект жизнедеятельности), предметной деятельности (личность есть субъект предметной деятельности), общении (личность есть субъект общения), самосознании (личность есть субъект самосознания).

Развитие творческой активности, в определенной степени, связано с развитием методов творческого поиска. Потребность в методах генерирования новых идей первыми ощутили представители технических дисциплин. Творческий процесс на производстве - часть ежедневной работы, и для решения постоянно возникающих технических проблем нужны эффективные практические методы. Исторически первым появился метод проб и ошибок. Сущность этого метода заключалась в следующем: исследователь перебирает один за другим различные варианты и со временем находит решение поставленной задачи. Все творчество заключается в упорном переборе вариантов. Следует отметить, что технология творчества, основанная на методе проб и ошибок, исключает возможность творческой учебы [2,3].

За рубежом пошли по пути интенсификации привычного метода проб и ошибок. Появились методы активизации творческой активности: мозговой штурм, морфологический анализ, синектика, метод контрольных вопросов, метод фокальных объектов и другие методы. Цель методов активизации творческой активности состоит в том, чтобы:

1) сделать процесс генерирования идей интенсивнее;

2) повысить «концентрацию» оригинальных идей, в общем, их потоке.

К достоинствам методов активизации творческой активности следует отнести простоту и доступность. Недостатком является то, что методы активизации творческой активности сохраняют (в несколько улучшенном виде) старую тактику перебора вариантов. То есть, старая технология, основанная на перебо-

ре вариантов, сохранялась; активизация сводилась к нескольким приемам, позволяющим в какой-то мере свести к минимуму психологическую инерцию и более интенсивно генерировать всевозможные идеи.

Таким образом, методы активизации активности подстегнули старую технологию, не затронув ее основу - поиск решения путем многочисленных проб и ошибок. Старая технология решения творческих задач исчерпала возможности своего развития. Требовалась новая технология, основанная на иных принципах построения творческого процесса.

С конца 1940-х годов в СССР началась разработка теории научнотехнического творчества, или, как его иначе называют, теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Автором и разработчиком этой теории является Г. С. Альтшуллер. Анализируя накопленный веками большой массив патентной информации, группа исследователей во главе с Г.С. Альтшуллером открыли законы развития технических систем, которые могут быть сознательно использованы в изобретательской и прогностической деятельности [3,4].

ТРИЗ превращает процесс создания технических идей в точную науку; технология решения творческих задач вместо поисков вслепую строится на системе планомерных операций.

Главными факторами новой технологии являются:

• Знание законов развития системы;

• Использование рационально организованной информации (фондов физических, геометрических, химических, биологических эффектов);

• Управление мышлением в процессе решения задачи (гашение психологической инерции, форсирование воображения, выполнение определенной последовательности умственных действий).

Практика показала, что ТРИЗ универсальна, способна работать не только в технических системах, но и в других системах (медицине, искусстве, образовании). В педагогике это направление получило название ТРИЗ-педагогики. ТРИЗ-педагогика как научное и педагогическое направление сформировалась в нашей стране в конце 80-х годов. Она является одной из современных техноло-

гий развивающего обучения. В ее основу, прежде всего, была положена теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) отечественной школы Г. С. Альтшуллера.

Если применение ТРИЗ при поиске наиболее эффективного решения технических проблем заменяет хаотичный перебор вариантов идей алгоритмическими действиями, при которых операции мышления становятся управляемыми и выполняются осознанно, то ТРИЗ-педагогика дает возможность формировать творческое мышление и творческую активность как осознанный, целенаправленный, управляемый и эффективный процесс мыследеятельности.

Действующими инструментами ТРИЗ-педагогики являются генетический анализ, алгоритм решения проблемных ситуаций (АРПС), комплекс методов развития воображения и др. Также основным понятием является понятие функционально-системный подход. Функционально-системный подход - подход, который дает возможность ввести учащегося в мир реальных потребностей, для удовлетворения которых были созданы конкретные объекты.

Концепцией ТРИЗ-педагогики стала структура развития знаний, повторяющая общий путь развития потребностей в знаниях и разделение наук на естественные, гуманитарные и теоретические.

Следует отметить, что при разработке содержания методологии в нее - в соответствии с принципами функционально-системного подхода - были заложены два исходных положения:

- окружающий нас природный мир представляет собой единую систему, в которой все происходящие процессы взаимосвязаны;

- чтобы выжить в условиях суровой окружающей среды, человек начал, используя законы природы, создавать искусственные объекты.

При проведении генетического анализа любой искусственный объект рассматривается как система, выполняющая определенные функции. Функционально-системный подход позволяет понять необходимость изучения гуманитарных и теоретических наук - тоже как следствие появления потребности человека получить полную картину мира и осознать свое место в нем.

Алгоритм решения проблемных ситуаций (АРПС) представляет собой четкую программу в виде универсальной последовательности операций (шагов) по анализу проблемы, преобразованию исходной ситуации в задачу, выявлению противоречия, способов его устранения и поиска решения, максимально приближенного к идеальному.

Упражнения на развитие воображения как главного компонента творческого мышления также выполняются по специально разработанным алгоритмам в соответствии с требованиями функционально-системного подхода, что создает, помимо развивающего, еще и обучающий эффект.

На этапе констатирующего эксперимента нами была проведена диагностика творческой активности студентов. Констатирующий эксперимент проводился на базе Ульяновского государственного педагогического университета. В исследовании принимали участие студенты физико-математического факультета (3 группы студентов отделения математики; 2 группы отделения физики) и студенты исторического факультета (4 группы). Основная задача, решаемая в ходе диагностирующего эксперимента, заключалась в выявлении уровней творческой активности студентов. Для диагностики использовались различные методики определения компонент творческой активности: методики креативности Джонсона и Торренса, а также методика определения оригинальности (RAT) С. Медника.

Покомпонентный анализ результатов входной диагностики позволил сделать нам обобщенную картину уровней творческой активности. Нами были выделены уровни творческой активности студентов и получены следующие экспериментальные результаты. Низкий уровень - 12%; средний - 42%; высокий -31%, очень высокий - 15%.

На этапе формирующего эксперимента проводились занятия со студентами, с использованием ТРИЗ-педагогики. После проведения занятий была произведена повторная диагностика творческой активности студентов в экспериментальных и в контрольных группах. Результаты диагностики в эксперимен-

тальных группах показали: низкий уровень - 4%, средний уровень - 31%, высокий уровень - 39%, очень высокий - 26%.

Таким образом, исследование показало эффективность ТРИЗ-педагогики в развитии творческой активности студентов.

Библиографический список

1. Альтшуллер, Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач [Текст] / Г.С. Альтшуллер. - Новосибирск: Наука, 1991. - 225с.

2. Бухвалов, В.А. Алгоритмы педагогического творчества / В.А. Бухвалов. - Москва: Просвещение, 1993. - 96с.

3. Меерович, М.И. Технология творческого мышления. Библиотека практической психологии: практическое пособие / М.И. Меерович, Л.И. Шрагина. - Минск: Харвест-Москва, АСТ, 2008. - 430с.

4. Орлов, М.А. Основы классической ТРИЗ. Практическое руководство для изобретательного мышления. [Текст] / М. А. Орлов. - Москва: СОЛОН-ПРЕСС, 2006. - 432с.

5. Петровский, В.А. Психология неадаптивной активности. Российский открытый университет. / В.А. Петровский. - Москва, 1992. - 224с.

6. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - Москва, 1946. -

588с.

Bibliography

1. Altschuller, G.S. Find the Idea. Introduction to the Theory of Creative Tasks Solving [Text] / Altschuller G.S - Novosibirsk: Science, 1991 - 225 p.

2. Bukhvalov,V.A. Algorithms of Pedagogical Creativity / Bukhvalov V.A. - Moscow: Pros-veshchenie, 1993. - 96 p.

3. Meerovich, M.I. Technology of Creative Thinking. The Library of Practical Psychology: Practical Text-Book / M.I. Meerovich, L.I. Shragina. - Minsk: Harvest-Moscow, 2008. - 430 p.

4. Orlov, M.A. Bases of Classical Creative Task Solving Theory. Practical Quidance for Creative Thinking / M.A. Orlov. - Moscow: SOLON-PRESS, 2006. - 432 p.

5. Petrovski, VA. Unadapted Actility Psychology. Russian Open University / VA. Petrovski. - Moscow, 1992. - 224 p.

6. Rubinshtein, S.L. Bases of General Psychology / S.L. Rubinshtein. - Moscow, 1946. -

588 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.