УДК 378.14 DOI 10.17238^П1998-5320.2017.29.150
О. М. Чусовитина,
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск
РАЗВИТИЕ КОМПОНЕНТОВ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Раскрывается проблема развития творческой личности будущих педагогов физической культуры в процессе профессионально-педагогической подготовки. Проанализированы понятия «творческая личность» и «структура творческой личности». Обоснована программа развития компонентов творческой личности, ориентированная на активизацию творческой деятельности студентов. Приведены результаты педагогического эксперимента по внедрению предлагаемой программы, показаны изменения уровня проявления компонентов творческой личности студентов СибГУФК. Ключевые слова: творческая личность, структура творческой личности, педагогическое творчество, педагог физической культуры, компетентностный подход.
Введение. В современной ситуации развития высшего образования профессиональная подготовка будущих специалистов направлена на максимальное раскрытие в человеке его активного начала, воспитания творческой личности, являющейся субъектом саморазвития, самоопределения и самореализации [3]. Главной задачей высшего образования становится формирование самостоятельных, творчески активных, грамотных специалистов, способных адаптироваться и реализовать себя в динамичной профессиональной среде (Л. М. Митина, 2002, В. К. Геберт, 2006, А. А. Деркач, 2007, В. П. Подвойский, 2007, Т. Н. Щербакова, 2013).
Профессия педагога по своему характеру давно и однозначно отнесена к творческим видам деятельности и рассматривается как весьма нелёгкий труд. Его сложность проявляется в многообразии компонентов, в разноплановости взаимосвязей между этими компонентами и внешней средой [6]. Поэтому эффективная реализация педагогической деятельности возможна только при наличии у педагога показателей творчества. В связи с этим, вопрос о проявлении творчества в педагогической деятельности стал как никогда актуален.
Анализ научных источников по проблеме педагогического творчества позволяет сделать вывод о том, что на современном этапе развития педагогической науки существуют разнообразные направления изучения творчества педагога [1]. К настоящему моменту проведено множество исследований, в ходе которых была выявлена необычайная сложность и многоаспектность категории «педагогическое творчество». При этом, учёных интересуют и собственно процесс творчества педагога, его условия и специфика, и результаты творчества педагога, понимаемые и как создание урока, практического занятия, методики, и как создание (творение) личности ребёнка [10].
Педагогическое творчество характеризует наличие у педагога (Г. М. Коджаспирова, 2003) глубоких и всесторонних знаний и их критическую переработку и осмысление, умение перевести теоретические и методические положения в педагогические действия, способность к самосовершенствованию и самообразованию, разработку новых методик, форм, приёмов и средств и их оригинальные сочетания, диалектичность, вариативность, изменчивость системы деятельности, эффективное применение имеющегося опыта в новых условиях, способность к рефлексивной оценке собственной деятельности и её результатов, к формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности на основе сочетания и выработки эталонных и индивидуально неповторимых черт личности педагога, способность к импровизации, основанной на знаниях и интуиции [4].
Данные характеристики педагогического творчества можно соотнести с требованиями ФГОС ВО по направлению «физическая культура» (2014). По сути, их содержание отражено в общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенциях, которыми должен овладеть бакалавр направления «физическая культура» [8].
Формирование вышеуказанных компетенций неразрывно связано с проявлением педагогического творчества в профессиональной деятельности педагога физической культуры. А значит можно предположить, что формирование общекультурных и профессиональных компетенций будет более эффективным, если рассматривать этот процесс через призму развития творческой личности.
Характерные черты творческой личности исследуются рядом специалистов, среди которых наибольшее распространение и признание получили взгляды таких авторов, как Е. Боярский (2007), И. Н. Кузнецов (2005), Я. А. Пономарев (2008), Л. М. Митина (2002) [2].
Как отмечает Л. М. Митина (2002), творческая личность характеризуется как личность, обладающая личностными способностями, позволяющими оптимально менять приёмы действий в соответствии с новыми условиями, а также знаний, умений, убеждений, определяющих результаты деятельности (новизну, оригинальность, уникальность подходов субъекта к осуществлению деятельности) и побуждающими личность к творческой самореализации и саморазвитию [5].
Структура творческой личности педагога рассматривается как совокупность потенциальной, мотивационной и когнитивно-поведенческой составляющих. При этом потенциальная составляющая включает индивидуальные, психические процессы, способности педагога. Мотивационная составляющая включает убеждения, социально-психологические установки на развёртывание сущностных сил, потребностей, ценностных ориентаций, мотивов. Когнитивно-поведенческая составляющая характеризует приобретённый в результате образования опыт творческой деятельности, включение в процесс социализации знаний, умений, отношений, способов деятельности и самоактуализации, проявление в деятельности индивидуальности личности [5].
Следовательно, творческая личность педагога включает не только природные ресурсы и резервы личности, но и те образования, которые формируются у индивида в результате социализации и непрерывного образования.
В связи с вышесказанным, целью исследования стало теоретическое и экспериментальное обоснование программы развития компонентов творческой личности будущих педагогов физической культуры.
Программа исследования.
Для решения поставленной цели исследования применялись следующие методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Тестирование (методика определения потенциальной составляющей творческой личности П. И. Пидкасистого [6], методика изучения мотива творческой деятельности Э. Д. Телегиной, В. П. Подвойского [7], методика изучения творческой индивидуальности С. А. Гильманова [2]).
3. Экспертная оценка.
4. Педагогический эксперимент.
5. Методы математической статистики.
В рамках исследования был проведён констатирующий эксперимент, направленный на выявление уровня сформированности компонентов творческой личности будущих педагогов физической культуры, в котором приняли участие 112 человек - студентов 3 курса направления подготовки 46.03.01 Физическая культура.
В ходе формирующего эксперимента, в котором приняли участие 60 человек - студенты 3 курса направления подготовки 46.03.01 Физическая культура, была реализована программа развития компонентов творческой личности будущих педагогов физической культуры.
Результаты и их интерпретация. Проведённое исследование показало, что у большинства студентов имеются потенциальные составляющие творческой личности педагога, им доступны самые разнообразные формы творчества, при условии правильного применения способностей, однако в деятельности они не проявляют творческую индивидуальность.
В связи с этим возникла необходимость поиска путей целенаправленного развития творческой личности студентов. Анализ научно-методической литературы позволил сделать нам предположение о том, что развитие компонентов творческой личности будущих педагогов возможно путём создания педагогических условий активизации творческой деятельности. В связи с этим, нами была разработана программа развития компонентов творческой личности будущих педагогов физической культуры в соответствии с принятой нами структурой творческой личности, включающей потенциальный, мотивационный, когнитивно-поведенческий компоненты.
Цель программы - развитие компонентов творческой личности будущих педагогов физической культуры.
Задачи:
1. Развивать личностные качества, определяющие предпосылки творчества.
2. Формировать оптимальные мотивационные комплексы творческой личности педагога.
3. Развивать педагогическое мышление, педагогическую импровизацию, творческие умения.
4. Развивать творческое проявление личности в профессии.
Разработанная программа включает использование активных и интерактивных методов обучения, предполагающих такую познавательную и коммуникативную деятельность, в которой студенты оказываются вовлечёнными в процесс познания, имеют возможность рефлексировать по поводу своей деятельности. При проведении занятий использовались такие методы, как тренинговые упражнения, деловые игры, решение педагогических задач и проблемных ситуаций. Реализация программы развития компонентов творческой личности студентов направления «физическая культура» осуществлялась в рамках дисциплины «Педагогика физической культуры», которая реализуется на 3 курсе. Объём дисциплины составляет 10 лекционных и 15 семинарских занятий.
С целью регистрации изменений в развитии компонентов творческой личности до и после педагогического эксперимента были проанализированы результаты обследования студентов 3 курса СибГУФК контрольной (п = 30) и экспериментальной групп (п = 30). Результаты эксперимента показали статистически достоверные различия в сдвигах средних показателей проявления изучаемых компонентов творческой личности будущих педагогов физической культуры.
Результаты исследования потенциальной составляющей творческой личности студентов показали, что произошли изменения в обеих группах (табл. 1). Значительные изменения произошли в экспериментальной группе, где увеличилось количество студентов, имеющих высокий уровень творческого потенциала (12 человек), данные студенты имеют богатый выбор творческих возможностей, владеют разнообразными формами творчества. Значительно уменьшилось количество студентов, имеющих низкий уровень мотивации (1 человек). В контрольной группе произошли незначительные изменения.
Таблица 1
Соотношение студентов 3 курса СибГУФК по уровням проявления творческого потенциала
Уровень Экспериментальная группа (п=30) Контрольная группа(п=30)
До эксп. После эксп. До эксп. После эксп.
Низкий 4 1 5 2
Средний 20 17 21 23
Высокий 6 12 4 5
Расчёт средних показателей творческого потенциала в группе позволил нам говорить о достоверности прироста (рис. 1). Значительный прирост произошёл в показателях проявлении творческого потенциала студентов экспериментальной группы (Р < 0,05). В контрольной группе произошли статистически недостоверные сдвиги.
50 40 30 20 10
46,4
37,3
34,5 33,6
Экспериментальная группа Контрольная группа
□ До эксперимента □ После эксперимента
0
Рис. 1. Изменения показателей творческого потенциала студентов 3 курса СибГУФК (средний балл)
Изменения мотивационного компонента оценивались в изменении уровня мотивации творческой деятельности. Результаты исследования мотивации творческой деятельности показали (табл. 2), что произошли изменения в обеих группах. Значительные изменения произошли в экспериментальной группе, где увеличилось количество студентов, имеющих высокий уровень (14 человек), который свидетельствует о стремлении студентов через полученные знания реализовывать свои профессиональные планы. В контрольной группе произошли незначительные изменения.
Таблица 2
Соотношение студентов 3 курса СибГУФК по уровням проявления мотивации творческой
деятельности
Уровень Экспериментальная группа (п=30) Контрольная группа (п=30)
До эксп. После эксп. До эксп. После эксп.
Низкий 8 5 10 11
Средний 14 11 12 13
Высокий 8 14 5 6
Расчёт средних показателей проявления мотивационного компонента творческой личности студентов в группе позволил нам говорить о достоверности прироста (рис. 2). Значительный прирост произошёл в показателях проявления мотивации творческой деятельности студентов экспериментальной группы (Р < 0,05). В контрольной группе произошли статистически недостоверные сдвиги.
45 40 35 30 25 20 15 10 5 0
39,3
33,6
31,6 31,1
Экспериментальная группа Контрольная группа
□ До эксперимента □ После эксперимента
Рис. 2. Изменение показателей мотивации творческой деятельности студентов 3 курса СибГУФК (средний балл)
Когнитивно-поведенческая составляющая включает приобретённый в результате образования опыт творческой деятельности, проявление в деятельности творческой индивидуальности личности. Изменения когнитивно-поведенческого компонента оценивались в изменении уровня проявления творческой индивидуальности. Результаты исследования показали (табл. 3), что произошли изменения в обеих группах. В экспериментальной группе увеличилось количество студентов, имеющих высокий уровень (10 человек). Студенты данного уровня обладают ярко выраженной творческой индивидуальностью, которая проявляется в профессиональной деятельности при решении нестандартных педагогических ситуаций. Значительно уменьшилось количество студентов, имеющих низкий уровень проявления творческой индивидуальности (1 человек). В контрольной группе произошли незначительные изменения.
Таблица 3
Соотношение студентов 3 курса СибГУФК по уровням проявления творческой индивидуальности
Оценка Экспериментальная группа (п=30) Контрольная группа (п=30)
До эксп. После эксп. До эксп. После эксп.
Низкий 4 1 5 2
Средний 21 19 20 21
Высокий 5 10 5 7
Расчёт средних показателей проявления творческой индивидуальности студентов в группе позволил нам говорить о достоверности прироста (рис. 3). Значительный прирост произошёл в показателях проявления творческой индивидуальности студентов экспериментальной группы (Р < 0,01). В контрольной группе произошли статистически недостоверные сдвиги.
80 60 40 20 0
73,3
57,2 59,1 61,2
Экспериментальная группа Контрольная группа □ До эксперимента □ После эксперимента
Рис. 3. Изменение показателей проявления творческой индивидуальности студентов
3 курса СибГУФК (средний балл)
Когнитивно-поведенческий компонент творческой личности проявляется, прежде всего, в практической деятельности и характеризуется включением знаний, умений, способов деятельности и самоактуализации в профессиональной деятельности. В связи с этим проявление когнитивно-поведенческого компонента творческой личности студентов после проведение педагогического эксперимента нами было оценено в рамках педагогической практики. С этой целью мы провели экспертную оценку, результаты которой показали, что в экспериментальной группе большая часть студентов (53,4 %) имеет высокий уровень проявления когнитивно-поведенческого компонента творческой личности (рис. 4). Данные студенты в ходе педагогической практики стремились самостоятельно применять на практике инновационные методы преподавания, активно использовали различные источники для подготовки тренировочного занятия, стремились к саморазвитию и самосовершенствованию.
60 50 40 30 20 10 0
Экспериментальная группа
53,4
36,7 35,6
30 27,7
16,6
Контрольная группа
□ Высокий уровень □ Средний уровень □ низкий уровень
Рис. 4. Уровни проявления когнитивно-поведенческого компонента личности студентов экспериментальной группы (%)
В контрольной группе количество студентов, имеющих высокий уровень проявления когнитивно-поведенческого компонента, значительно меньше (36,7 %). Значительная часть студентов (35,6 %) контрольной группы имеет средний уровень. Студенты этого уровня проводили учебно-тренировочные занятия самостоятельно, по образцу, они готовы развивать свои возможности в случае необходимости.
Выводы. Полученные результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о достаточной эффективности разработанной программы, которая выражается в положительных изменениях сформированности компонентов (потенциального, мотивационного, когнитивно-поведенческого) творческой личности студентов - будущих педагогов физической культуры. Эффективность реализации программы развития компонентов творческой личности будущих педагогов физической культуры во многом определяется направленностью, содержанием и организацией учебного процесса в вузе. Внедрение программы рекомендуется осуществлять в процессе профессиональной подготовки бакалавров и магистров на дисциплинах психолого-педагогического цикла, направленных на повышение педагогического мастерства будущих педагогов физической культуры. Также возможно реализация программы в рамках курсов повышения квалификации и переподготовки специалистов сферы физической культуры и спорта.
Библиографический список
1. Геберт В. К. Развитие педагогического творчества учителей физической культуры в системе повышения квалификации: автореф. дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.08. - Чита, 2006. - 26 с.
2. Гильманов С. А. Творческая индивидуальность педагога // Школьная практика. - 2004. - № 1. - С. 200.
3. Деркач А. А., Исаев А. А. Творчество тренера. - М.: Физкультура и спорт, 2007. - 239 с.
4. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. - М.: Академия, 2003. - 176 с.
5. Митина Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности. - М, 2002. - 400 с.
6. Пидкасистый П. И., Воробьева Н. А. Подготовка студентов к творческой педагогической деятельности. - М., 2007. - 192 с.
7. Подвойский В.П. Педагогические основы преодоления учебно-профессионального инфантилизма студентов вуза // Вестн. Моск. ун-та культуры и иск-в. - 2007. - № 6. - С. 68-70.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Направление подготовки 49.03.01 Физическая культура / Российское образование: [Федеральный портал]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadíiles/fgosvob/49_03_01_Fisra.pdf_(Дата обращения: 10.05.2017).
9. Чусовитина О. М., Черненко М. Ю., Москаленко С. В. Технология формирования творческой индивидуальности будущих специалистов физической культуры // Молодёжь в новом тысячелетии: проблемы и решения [Электронный ресурс] : материалы регион. науч.-прак. конференции для студентов высших и средних профессиональных учебных заведений, учащихся общеобразовательных школ. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2014. - Электронный текст (764 Кб). - Гос. рег. Эл N0 0321401148. - ISВN 978-5-8149-1748-5
10. Щербакова Т. Н. Творчество в деятельности современного педагога // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). - Уфа: Лето, 2013. - С. 21-25.
O. M. Chusovitina,
Candidate of Philological Sciences, associate professor, e-mail: [email protected]
Siberian State University of Physical Education and Sports, 144 Maslennikov's st., Omsk, 644009, Russian Federation
DEVELOPMENT OF CREATIVE PERSONALITY COMPONENTS IN FUTURE TEACHERS OF PHYSICAL CULTURE
The article reveals the problem of creative personality development of future teachers of physical culture in the process of professional and pedagogical training. The concepts of «creative personality» and «the structure of creative personality» have been analyzed. The program of creative personality components development, focused on the activation of students creative activity has been founded. The results of the pedagogical experiment concerning the proposed program introduction indicate changes in the level of the creative personality components appearance in students.
Keywords: creative personality, structure of creative personality, pedagogical creativity, the teacher of physical culture, competence approach.
References
1. Gebert V. K. Razvitie pedagogicheskogo tvorchestva uchitelej fizicheskoj kul'tury v sisteme povyshenija kvalifikacii: avtoref. dis. ... kandid. ped. nauk. 13.00.08. [Development of pedagogical creation of physical education teachers in the system of professional development]. Chita, 2006. 26 p. (In Russ.).
2. Gil'manov S. A. Tvorcheskaja individual'nost'pedagoga . Shkol'najapraktika. [Teacher's creative singularity]. 2004. No 1. P. 200. (In Russ.).
3. Derkach A. A., Isaev A. A. Tvorchestvo trenera. [Trainer's creativity]. Moscow: Fizkul'tura i sport Publ., 2007. 239 p. (In Russ.).
4. Kodzhaspirova G. M., Kodzhaspirov A. Ju. Pedagogicheskij slovar'. [Pedagogical dictionary]. Moscow: Akademija Publ., 2003. 176 p. (In Russ.).
5. Mitina L. M. Psihologija razvitija konkurentosposobnoj lichnosti. [Psychology of development of competitive personality]. Moscow, 2002. 400 p. (In Russ.).
6. Pidkasistyj P. I., Vorob'eva N. A. Podgotovka studentov k tvorcheskoj pedagogicheskoj dejatel'nosti . [Preparation of students for creative pedagogical activity]. Moscow, 2007. 192 p. (In Russ.).
7. Podvojskij V.P. Pedagogicheskie osnovy preodolenija uchebno-professional'nogo infantilizma studentov vuza. Vestnik Moskovskogo universiteta kul'tury i iskusstv. [Pedagogical basic principles for overcoming the educational and professional infantilism of university students]. 2007. no 6. рр. 68-70. (In Russ.).
8. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovanija. [The federal state educational standard of higher education. Direction of training 49.03.01 Physical culture. Russian education]. Napravlenie podgotovki 49.03.01. Fizicheskaja kul'tura. Rossijskoe obrazovanie: Federal'nyj portal. Available at :http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/49_03_01_Fisra.pdf (Accessed 10.05.2017).
9. Chusovitina O.M., Chernenko M.Ju., Moskalenko S.V. Technology of developing creative individuality of future experts in physical culture. Molodezh' v novom tysjacheletii: problemy i reshenija. Materialy regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii dlja studentov vysshih i srednih professional'nyh uchebnyh zavedenij, uchashhihsja obshheobrazovatel'nyh shkol. Omsk, OmGTU Publ., 2014. Gos. reg. el. no 0321401148. ISBN 978-5-8149-1748-5
10. Shherbakova T. N. Creativity in the practice of a modern teacher. Aktual'nye voprosy sovremennoj pedagogiki: materialy IV mezhdunar. nauch. konf. (g. Ufa, nojabr' 2013 g.). Ufa: Leto Publ., 2013. рр. 21-25. (In Russ.).
Поступила в редакцию 5.05.2017 © О. М. Чусовитина, 2017
Автор статьи: Ольга Михайловна Чусовитина, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой педагогики и психологии, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 644009, Омск, ул. Масленникова, 144, e-mail: [email protected]
Рецензенты:
О. Р. Кривошеева, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета дополнительного образования, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск.
О. Л. Трещева, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры физического воспитания и спорта, Омский государственный университет путей сообщения.