Научная статья на тему 'Формирование творческих способностей студентов с использованием средств хореографии и подвижных игр'

Формирование творческих способностей студентов с использованием средств хореографии и подвижных игр Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ / ХОРЕОГРАФИЯ / ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ / НОВИЗНА / ОРИГИНАЛЬНОСТЬ / ОДАРЕННОСТЬ / СПОРТИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ / ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заячук Т.В.

Важным компонентов педагогической самореализации является способность специали-ста физической культуры и спорта к творчеству. В исследовании предложены: шкалы оценивания творческих способностей студентов; теоретические и практические задачи и задания для формирова-ния творческих способностей студентов средствами хореографии и подвижных игр; в эксперименте показана эффективность методики формирования творческих способностей студентов в процессе обучения; теоретико-методические подходы к развитию творческого мышления студентов, форми-рованию умений проявлять творческие способности с позиций новизны и оригинальности при реше-нии двигательных, педагогических задач и заданий в различных проблемных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование творческих способностей студентов с использованием средств хореографии и подвижных игр»

Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма Казань, Россия Для связи с автором: tatyana-zayachuk@yandex.ru

Аннотация:

Аннотация. Важным компонентов педагогической самореализации является способность специалиста физической культуры и спорта к творчеству. В исследовании предложены: шкалы оценивания творческих способностей студентов; теоретические и практические задачи и задания для формирования творческих способностей студентов средствами хореографии и подвижных игр; в эксперименте показана эффективность методики формирования творческих способностей студентов в процессе обучения; теоретико-методические подходы к развитию творческого мышления студентов, формированию умений проявлять творческие способности с позиций новизны и оригинальности при решении двигательных, педагогических задач и заданий в различных проблемных ситуациях. Ключевые слова. Творческие способности студентов, хореография, подвижные игры, новизна, оригинальность, одаренность, спортивно-педагогическая деятельность, двигательные задачи, проблемные ситуации, профессиональная подготовка.

FORMING OF CREATIVE ABILITIES OF STUDENTS BY MEANS OF CHOREOGRAPHY AND ACTIVITY GAMES T.V. Zayachuk

Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism, Russia, Kazan Abstract:

An important component of the pedagogical self-implementation is an ability of the specialist of the physical culture and sport to the creativity. In research the following methods were offered: scales for assessment of creativity abilities of students, theoretical and practical objectives and tasks for formation of creative abilities of students by means of choreography and activity games; the effectiveness of the methodics of the formation of students' creative abilities by means of choreography and activity games is shown in the experiment during the study process; theoretical and methodological approaches to development of the creative thinking of students, to formation of abilities to express creative skills from position of novelty and originality during solving of movement and pedagogical objectives and tasks in different problem situations.

Key words: Creative abilities of students, choreography, activity games, novelty, originality, talent, sport and pedagogical activity, movement tasks, problem situations, professional preparation.

ПОВОЛЖСКОЙ АКАДЕМИИ СПОРТА И ТУРИЗМА40 ЛЕТ: ПУБЛИКАЦИИ ЮБИЛЯРА УДК 378.14

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ХОРЕОГРАФИИ И ПОДВИЖНЫХ ИГР

Т.В. Заячук

Актуальность. Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают проблемы, связанные с поиском путей формирования творческих способностей студентов в сфере физической культуры и спорта. Предпочтение в использовании новых средств, методов организации отдается тем, которые многофункциональны по своему характеру, способствуют самореализации личности, вписываются в современную учебно-воспитательную систему. Важным компонентом педагогической самореализации является способность специалиста

физической культуры к творчеству. Под творческой личностью понимается индивид, который, во-первых, имеет установку на осуществление творческой деятельности, готовность к творческой деятельности; во-вторых, умеет её осуществлять, т.е. владеет средствами и способами и имеет опыт их использования в процессе собственной работы.

Исследованиям формирования творческих способностей посвящено большое количество работ (В.М. Вильчек, Л.С. Выготский, Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, A.M. Маттошкин, С.Л. Рубинштейн, И.А. Степанова и др.). Однако

данная проблема нуждается в постоянном поиске новых средств, методов и форм её решения, т.к. каждый человек неповторим и уникален. Роль преподавателя в педагогическом процессе заключается в формировании индивидуальности с заданными свойствами, создании условий для их полноценного проявления. Вопросы развития творческих способностей приобретают особую актуальность в сфере физической культуры и спорта, где имеется многообразие различных средств и особенности педагога имеют неоднозначный смысл. Научные исследования И.А. Степановой (1991) по формированию профессиональных умений на основе решения творческих задач по обучению двигательным действиям; В.Н. Дружинина (1995, 2002) об основных подходах к проблеме формирования творческих способностей; Л.В. Пашковой (1997) о компонентах творческой деятельности учителя физической культуры (на примере гимнастики); A.A. Зюзи (2000) по изучению индивидуальных познавательных стилей у школьников; И.Б. Карнауховой (2001) по исследованию творческой деятельности; В.А. Сальникова (2001) о способностях применительно к специфике конкретной деятельности демонстрируют различные подходы к формированию творческих способностей в области физической культуры и свидетельствуют о пробуждении интереса к подобным исследованиям. Среди многообразия средств физической культуры подвижные игры и хореография имеют познавательную, развивающую, диагностирующую, корректирующую и другие образовательные, воспитательные функции и наиболее адекватны процессу формирования творческих способностей студентов.

Гипотеза исследования. Предполагалось, что формирование творческих способностей студентов будет наиболее эффективным, если использовать средства хореографии и подвижных игр на основе принципов личностно-ориентированного обучения с включением в учебный процесс творческих задач и заданий по признакам новизны и оригинальности способов их решения.

Цель исследования. Экспериментально обосновать методику формирования творческих способностей студентов на основе использо-

вания средств хореографии и подвижных игр с включением в учебный процесс творческих задач и заданий. Задачи исследования:

1. Исследовать педагогические условия реализации творческих способностей студентов.

2. Разработать методику формирования творческих способностей студентов средствами хореографии и подвижных игр.

3. Экспериментально проверить эффективность разработанной методики формирования творческих способностей студентов. Методы исследования. Для решения поставленных задач использованы следующие методы: теоретический анализ и обобщение источников специальной литературы; опрос специалистов и студентов в виде анкетирования; экспертная оценка; тестирование; педагогический эксперимент; результаты исследования обрабатывались с использованием общепринятых методов математической статистики. Теоретико-методологическую основу исследования составили результаты научных изысканий в следующих областях:

— теории понятия творчества (В.М. Вильчек,

A.И. Гирнык), сущности педагогического творчества в создании новых способов воздействия на обучаемых (Кузьмина Н.В.);

— теории одарённости, проявления, развития и формирования способностей в деятельности (A.C. Выготский, Я.А. Пономарев, СЛ. Рубин-штей, Б.М.Теплов);

— активных методов обучения в подготовке к творческой деятельности (С.И. Архангельский,

B.Н. Дружинин, И.Я. Лернер);

— деятельностной концепции подготовки физкультурных кадров (СП. Евсеев, М.В. Прохорова, В.А. Солодянников, Р.Н. Терёхина);

— оценки творческого компонента в спортивно-педагогической деятельности и способностей в составлении упражнения (A.A. Карпенко, ПА. Степанова);

— концепции личностного подхода, проектирования личностно-ориентированного образования (К. А. Абульханов, H.A. Алексеев, И. С. Конн., М.Е. Кузнецов, A.B. Мудрик, B.C. Яки-мович).

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в обобще-

нии теоретических и методических материалов по решению вопросов формирования творческих способностей студентов, будущих специалистов сферы физической культуры и спорта. В исследовании предложены:

— шкалы оценивания творческих способностей студентов;

— теоретические и практические задачи и задания для формирования творческих способностей студентов средствами хореографии и подвижных игр;

— методика формирования творческих способностей студентов в процессе обучения;

— теоретико-методические подходы к развитию творческого мышления студентов, формированию умений проявлять творческие способности с позиций новизны и оригинальности при решении двигательных, педагогических задач и заданий в различных проблемных ситуациях.

Практическая значимость исследования состоит в том, что методика формирования творческих способностей студентов позволяет повысить уровень профессиональной подготовки специалистов физической культуры и спорта.

Разработаны и внедрены задачи и задания, способствующие эффективному формированию творческих способностей средствами хореографии и подвижных игр. Результаты исследования и их обсуждение. Учитывая условия формирования творческих способностей студентов и характерные признаки творчества, такие как новизна (применение в реальной педагогической деятельности средств, методов работы, отличных от имеющихся), оригинальность (особенность выполнения педагогической деятельности,

выражающаяся в нестандартном её проявлении), была разработана программа и методика её реализации. Перед студентами ставилась педагогическая задача. Смысл её заключался в том, что была известна исходная ситуация и нужно было предложить свои (новые) варианты ее решения. Учитывалось количество вариантов решения задачи, отличных от традиционного (правилами оговоренного). В начале эксперимента у студентов оценивался уровень творческих способностей средствами хореографии и подвижных игр. Далее в занятия добавлялся элемент творчества, т.е. предлагались задания, способствующие формированию творческих способностей с учетом новизны и оригинальности. Эффективность разработанной методики определялась показателями:

— введением элементов новизны и оригинальности в задания;

— повышением интереса к занятиям и к будущей профессии;

— уровнем сформированности творческих способностей.

До начала эксперимента студенты контрольных и экспериментальных групп по творческой подготовленности были однородны (таблица 1, р>0,05).

C.B. Дмитриев (2000), В.А. Солодянников (2002) рекомендуют учитывать ряд требований, которые использовались при разработке задач и заданий в экспериментальных группах:

1. Задания отражали сущность профессиональной функции, совокупность приёмов, отвечающих содержанию будущей деятельности специалиста.

2. Система заданий учитывала необходимый

Таблица 1 - Показатели творческих способностей (баллы) студентов контрольных и экспериментальных групп в начале эксперимента

Тесты по хореографии Тесты по подвижным играм

Группы

Контрольные

№ теста 1 2 3 4 1 2 3 4 5

M 1,93 2,29 2,23 2,37 2,63 2,74 2,99 3,03 2,80

±m 0,10 0,08 0,10 0,11 0,17 0,13 0,09 0,09 0,17

Экспериментальные

M 2,00 2,21 2,26 2,54 2,66 2,79 3,03 2,96 2,89

±m 0,09 0,09 0,09 0,11 0,14 0,12 0,09 0,11 0,15

P >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05

для их реализации уровень усвоенных знаний. Знания выражались в аргументировании практических действий с позиций различных дисциплин (педагогики, психологии, физиологии, анатомии, биомеханики и т.д.). Для решения задач в соответствии с первым пунктом предварительно формировались профессионально-педагогические умения, позволяющие контролировать, оценивать, осуществлять анализ и вносить коррективы в учебно-воспитательный процесс. В ходе эксперимента исследовалась динамика состояния творческих способностей во всех опытных группах. Повторное тестирование показало, что во всех группах произошёл существенный рост уровня способностей студентов решать задачи с элементами творчества, однако более высокая тенденция роста творческих способностей наблюдается в группах экспериментальных, хотя достоверных различий между группами не обнаружено (таблица 2, р>0,05).

В заключительной части экспериментальной работы обучение велось только на основе творческих заданий в экспериментальных группах. Результаты педагогического эксперимента, полученные в ходе итогового тестирования сту-

дентов, подтвердили эффективность использования разработанной методики формирования творческих способностей студентов. Показатель личностного развития творческих способностей по окончании эксперимента составил статистически значимые различия между группами при р < 0,05 (рисунок 1, а, б). Анализ результатов педагогического эксперимента показал достоверный прирост творческих способностей в экспериментальных группах и по позициям новизны (самостоятельный перенос усвоенных знаний и умений в новую ситуацию, создание нового, отличного от имеющихся, способа деятельности) и оригинальности (комбинирование известных способов решения проблемных задач) принимаемых решений двигательных и педагогических задач. Анализ результатов по позициям новизны и оригинальности в конце эксперимента показал, что из элементов проявления творчества студентов наиболее трудным считается проявление оригинальности.

Уровень творческих способностей студентов контрольных групп средствами хореографии составил 4,11 балла, средствами подвижных игр — 4,94, что соответствует низкому уровню творческих способностей.

Таблица 2 - Показатели творческих способностей (в баллах) студентов опытных групп в ходе эксперимента

Тесты по хореографии Тесты по подвижным играм

Контрольные группы

№ теста 1 2 3 4 1 2 3 4 5

М 4,61 5,21 4,77 5,37 5,62 5,96 6,07 6,17 6,00

±т 0,11 0,15 0,16 0,15 0,11 0,10 0,09 0,06 0,11

Экспериментальные группы

М 5,06 6,10 6,00 6,21 6,23 6,30 6,29 6,26 6,33

±т 0,12 0,10 0,10 0,06 0,07 0,05 0,08 0,06 0,05

Р >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05

Таблица 3 - Проявление творческих способностей (в баллах) студентов опытных групп по позициям новизны и оригинальности в конце эксперимента

Хореография Подвижные игры

Контрольные группы

позиции новизна оригинальность всего баллов новизна оригинальность всего баллов

М 2,23 1,91 4,11 2,83 2,09 4,94

Экспе риментальные г руппы

М 5,06 3,23 8,29 5,02 3,83 9,04

В экспериментальных группах уровень творческих способностей средствами хореографии составил 8,29 балла, подвижных игр — 9,04, что соответствует уровню творческих способностей выше среднего. Таким образом, результаты педагогического эксперимента подтвердили эффективность использования разработанной методики формирования творческих способностей. В группах, применяемых экспериментальную методику, произошёл существенный по сравнению с традиционными подходами (р <

0.05) рост показателей творческих способностей по окончании эксперимента. Эффективность экспериментальной методики формирования творческих способностей студентов во многом зависела от методических умений студентов, полученных в ходе поиска новых и оригинальных решений двигательных и педагогических задач, необходимых для реализации в будущей профессионально-педагогической деятельности. При построении процесса обучения с необходимостью проявления творчества формируется интерес, мотивация не только к занятиям, но и будущей профессии. ВЫВОДЫ:

1. При формировании профессиональных умений будущего специалиста физической культуры и спорта необходимо учитывать творческий характер его деятельности, так как творчество во многом определяет специфику деятельности специалиста по физической культуре и спорту. В исследовании выявлено, что развитие творческих способностей студентов включает в себя не только формирование у будущих специалистов сферы физической культуры и спорта необходимых умений и навыков, теоретических знаний в области физической культуры и спорта, профессиональных умений, но и воспитание по-

требности к творчеству и способности к решению творческих задач.

2. Одним из важнейших условий формирования способностей будущих специалистов, в том числе и творческих, является стремление в будущем работать по специальности. Профессионально-педагогическая направленность личности является важной характеристикой специалиста физической культуры и спорта, одной из ведущих характеристик, которые создают творческий характер деятельности и максимальное проявление способностей.

Профессиональное самоопределение требует высокой активности субъекта, зависит от уровня сформированности осознанной психической саморегуляции, степени развития контрольно-оценочной сферы, что в основном не наблюдается в полученных на начальных этапах эксперимента результатах исследования. Так, в контрольных группах средствами хореографии проявления творческих способностей среднее значение в начале эксперимента составило 2,86 балла (из 10 баллов); подвижных игр — 4,02 балла. В экспериментальных группах среднее значение проявления творческих способностей средствами хореографии составило 3,29 балла; подвижных игр — 4,26 балла. Творческие способности характеризуются новизной и оригинальностью применяемых средств; выполнением самостоятельных действий, требующих логического анализа и догадки, открытия нового способа решения творческой задачи.

3. Методика формирования творческих способностей студентов использует потенциальные возможности средств хореографии и подвижных игр, выражающиеся в многообразных вариантах двигательных решений реальных проблемных ситуаций. Экспери-

ментальная методика включает в себя создание проблемных ситуаций, постановку задач и заданий, требующих проявления новизны их решения и оригинальности. Технология реализации экспериментальной программы опирается на личностные характеристики обучаемых, полученные в результате предварительных исследований.

Формирование направленности на творчество и стимулирование творческих способностей студентов осуществляется на основе насыщения учебных занятий творческими ситуациями, включения студентов в активный поиск новых способов решения различного типа педагогических задач, развивающих познавательно-творческий интерес к своей профессии и требующих от будущих специалистов физической культуры и спорта умения мобилизовать свои потенциальные возможности по проявлению новизны и оригинальности в действиях.

4. Результаты педагогического эксперимента, полученные в ходе итогового тестирования студентов, подтвердили эффективность использования разработанной методики формирования творческих способностей средствами хореографии и подвижных игр. Показатель личностного развития творческих способностей имел по окончании эксперимента статистически значимые различия

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Выгодский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С.Выготский. - М.: Просвещение, 1991. -271 с.

2. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2002. - 368 с.

3. Карпенко, ЛА. Методика составления произвольных комбинаций, формирования творческих умений и музыкально-двигательной подготовки в художественной гимнастике : методические рекомендации / ЛА. Карпенко. - СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта. - СПб, 1994.- 29 с.

4. Медведева, E.H. Профессиональная подготовка студентов ИФК на занятиях по спортивно-педагогическому совершенствованию (на примере специализации «художественная гимнастика») : дис. ...канд.пед. наук: 13.00.04 : защищена 25.05.95 / Медведева Елена Николаевна; СПбГАФК им.П.Ф. Лесгаф-та.- СПб., 1995. - 253 с.

5. Пашкова, Л.В. Подготовка учителей физической культуры на основе творческой ориентации (на примере гимнастики) : дис.... канд. пед. наук : 13.00.04 / Пашкова Лариса Васильевна; СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта.

между контрольными и экспериментальными группами при р < 0,05.

Педагогический эксперимент показал достоверный прирост творческих способностей в экспериментальных группах по позициям новизны (самостоятельный перенос усвоенных знаний и умений в новую ситуацию, создание нового, отличного от имеющихся, способа деятельности) и оригинальности (комбинирование известных способов решения проблемных задач) принимаемых решений двигательных и педагогических задач. В экспериментальных группах при формировании творческих способностей средствами хореографии по окончании исследования только 11,4% испытуемых показали низкое проявление творчества, 80% — средний уровень проявления творчества и 8,6% студентов показали уровень выше среднего; средствами подвижных игр - средний уровень показали 54,3% студентов, выше среднего - 45,7% студентов.

Таким образом, исследование показало высокую эффективность экспериментальной методики формирования творческих способностей студентов средствами хореографии и подвижных игр с применением проблемных двигательных и педагогических задач и заданий с позиций новизны и оригинальности их решения.

- СПб, 1997. - 205 с.

6. Педагогические проблемы творчества учителя физической культуры : метод, рекомендации. - Казань, 1988.- 54 с.

7. Румба, О.Г Народно-характерная хореография в системе подготовки специалистов по гимнастике и танцам на паркете : дис.... канд. пед, наук : 13.00.04 : защищена 6.07.06 / Румба Ольга Геннадьевна ; Санкт-Петербургский университет физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта, - СПб., 2006. - 206 с.

8. Сальников, ВА, Талант, одаренность и способности в структуре спортивной деятельности / ВА. Сальников // Теория и практика физической культуры. - №4. -2002.- С. 16-20.

9. Солодянников, ВА, с соавторами. Деятельностный подход к обоснованию объема и особенностей профессионально-педагогических умений студентов ИФК / ВА. Солодянников, - Малаховка, 1989. - С. 40-41.

10. Степанова, ИА. Формирование профессиональных умений студентов на основе решения творческих задач по обучению двигательным действиям в художественной гимнастике : автореф, дис.... канд. пед наук / И.А. Степанова. - Л., 1991. - 24 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

BIBLIOGRAPHY

1. Vigortsky L.S. Imagination and creativity in childhood / L.S.Vigotsky. - M.: Prosveshenie, 1991. - 271 p.

2. Druginin V.N. Psychology of common abilities / V.N.Druginin. - SPb.: Peter, 2002. - 368 p.

3. Karcenko L.A. Methodics of making up random combinations, formation of creative abilities and musical and movement preparation in choreographic gymnastics : methodic recommendations / L.A. Karcenko - SPbGAFK in a name of P.F.Lesgaft. - SPb, 1994. - 29 p.

4. Medevedeva E.H. Professional preparation of students IFK at lessons of sport and pedagogical perfection (on the example of the specialisation «choreographic gymnastics») : diss. ... PhD: 13.00.04 : submitted on 25.05.95 / Medvedeva Elena Nikolaevna; SPbGAFK in a name of P.F.Lesgaft. -SPb., 1995. - 253 p.

5. Pashkova L.V. Preparation of physical activity teachers on the basis of the creative orientation (on example of gymnastics) : diss. . PhD : 13.00.04 / Pashkova Larisa Vasilievna; SPbGAFK in a name of P.F.Lesgaft. - SPb, 1997. - 205 p.

6. Pedagogic problems of creativity of the physical activity teacher : methodology recommendations. -Kazan, 1988. - 54 p.

7. Rumba O.G. Traditional choreography in a system of gymnastics and dance on a carpet specialists preparation : diss. ... PhD : 13.00.04 : submitted on 6.07.06 / Rumba Olga Gennadievna ; Saint -Petersburg University of physical culture in a name of P.F.Lesgaft. - SPb., 2006. - 206 p.

8. Salnikov V.A. Talent, exceptional abilities in the structure of sport activity / V.A. Salnikov // Theory and practice of physical culture. - №4. - 2002. - P. 16-20.

9. Solodannikov V.A. et al. Activity approach to the ground of the volume and peculiarities of professional and pedagogical skills of students of physical culture institutes / V.A.Solodannikov. -Malackovka, 1989. - P.40-41.

10. Stepanova IA Formation of professional student skills on the basis of solving creative objectives aimed developing active movements in choreographic gymnastics : literary-research paper. diss. ... PhD / I.A.Stepanova. - L., 1991. - 24 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

ЗаячукТатьяна Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики спортивных дисциплин Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.