бальном воспроизведении комплексов движений путем их описания после показа (зрительный образ) было обнаружено и в исследовании В. Л. Скитневско-го (1989).
Увеличение времени воспроизведения, которое наблюдалось у нас во 2ом воспроизведении, уравнивает возможности способов воспроизведения. Их эффективность становится практически одинаковой.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания [Текст]/Б.Г.Ананьев. - М., Наука. - 1977. - 380 с.
2. Богуш, Н.Р. Особенности запоминания комплекса элементарных
движений при различных формах мнемической деятельности
[Текст]/Н.Р.Богуш. - XVIII Международный психологический конгресс. Симпозиум 22. Память и деятельность. М., 1966. - С.187-190.
3. Bartlett F., Remembering: A study in experimental and social psychology. Cambridge, Camridge University Press, 1932. - 258 p.
4. Гончаров, В.И. Эффективность запоминания физических упражнений при различных методах обучения [Текст]/В .И.Гончаров. - В кн.: Психофизиологические особенности учебной и спортивной деятельности. Л., 1984. -С.59-71.
5. Гончаров, В.И. Методы обучения в физическом воспитании (мнеми-ческие аспекты) [Текст]/В.И.Гончаров//Материалы XXI учебно-методической конференции Приморской ГСХА. Уссурийск, 1996. - С.121-123.
6. Гончаров, В.И. Эффективность запоминания физических упражнений при использовании традиционных методов обучения в условиях естественной мнемической задачи [Текст]/В.И.Гончаров //Вестник Бурятского университета. Серия 17: Физкультура и спорт. Вып.2. Улан-Удэ, Издательство Бурятского госуниверситета, 2006. - С.67-73.
7. Скитневский, В.Л. Психологические особенности усвоения школьниками учебного материала по физической культуре [Текст]/В.Л.Скитневский.
- Автореф.дис... канд. пед. наук, Л., 1989. - 17 с.
8. Скобенников, К. А. Запоминание движений при разучивании вольных упражнений в гимнастике (к проблеме двигательной памяти и ее развития) [Текст]/К.А.Скобенников. - Автореф. дис... Канд.пед.наук - Л., 1950. - С.21.
9. Скобенников, К.А. Запоминание движений при разучивании вольных упражнений в гимнастике [Текст]/К. А.Скобенников. - В кн.: Вопросы психологии спорта. М., 1955. - С.83-124.
10. Сурков, Е.Н. О роли «слова» и «показа» в запоминании гимнастических упражнений [Текст]/Е.Н.Сурков//Теория и практика физической культуры, 1952. - №7. - С.519-525.
ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИИ И
ПОДВИЖНЫХ ИГР
Т.В. Заячук
Основная задача исследования состояла в разработке методики формирования творческих способностей студентов, которая позволяет повысить уро-
3i
вень профессиональной подготовки педагогов по физической культуре.
Педагогический эксперимент поводился на базе Нижнекамского Муниципального института. В эксперименте приняли участие 70 студентов 3 курса кафедры физической культуры. Студенты были разделены на 2 группы (контрольная и экспериментальная) по 35 человек.
Важной составляющей общепедагогической подготовки студентов является воспитание положительного отношения к будущей профессиональной, творческой деятельности. Учитывая условия формирования творческих способностей студентов и характерные признаки творчества, такие как: новизна (применение в реальной педагогической деятельности средств, методов работы, отличных от уже имеющихся) и оригинальность (особенность выполнения педагогической деятельности, выражающаяся в нестандартном её проявлении), нами была разработана программа и методика её реализации для участников педагогического эксперимента.
Таблица 1
Методологическая схема формирования творческих способностей
студентов экспериментальной группы
Методический принцип Задания Критерии оценки Оценка
Создание проблемной ситуации Хореография: - на обнаружение и опровержение ошибок при выполнении того или иного танцевального движения. Подвижные игры: -при проведении игр предвидение ошибки при распределении игроков; -при построении групп; -при распределении нагрузки; - предупреждение травм при проведении игр. Наличие трудности в решении практической задачи, выход из создавшегося положения, решив задачу 1 балл
Новое, творческое решение уже имеющихся задач Хореография: -соединить движения классического танца с ритмической гимнастикой; -выполнить элементы классического танца под современную музыку; -составить новую композицию народного, бального танцев. Подвижные игры: -добавить несколько правил игры Наличие нового способа решения, отличного от имеющегося Каждый новый способ -1 балл
Оригинальное решение традиционных педагогических задач Хореография: -составить одно или несколько оригинальных танцевальных движений. Подвижные игры: -изменить сюжет игры и добавить несколько решений. Изменение имеющегося способа решения по технике исполнения 1 балл
То есть до эксперимента у студентов проверялось наличие творческих способностей средствами хореографии и подвижных игр. Далее в занятия добавляется небольшой элемент творчества, т.е. задания, способствующие формированию творческих способностей, с учетом новизны и оригинальности. Эффективность разработанной методики определялась следующими показателями: введение элементов новизны и оригинальности в задания; повышение интереса к занятиям и к дальнейшей будущей профессии; уровнем сформиро-ванности творческих способностей.
В ходе эксперимента студенты осваивали одну и туже программу обучения по данным дисциплинам, но в экспериментальных группах добавляется элемент творчества, проблемные задания, ситуации на изучение материла по данным дисциплинам, т.е. обучение велось разными методами: в контрольных группах репродуктивным методом обучения, в экспериментальных группах творческим методом. Исходя, из выше сказанного на первом этапе эксперимента студенты уточняют теоретические знания понятий «творчество», «творческая деятельность», «творческие способности», «личностно-
ориентированное обучение» и др. Проверяются творческие способности студентов. По хореографии студентам предлагается видоизменить элементы 1 -классического танца, 2 - движения народного танца, 3 - бального танца и 4 -ритмической гимнастики. По подвижным играм студентам предлагается также видоизменить подвижные игры для 1 - дошкольного возраста, 2 - младшего, 3
- среднего, 4 - старшего школьного возраста и 5 - подвижные игры по виду спорта.
Таблица 2
Показатели творческих способностей студентов контрольных и экспериментальных групп на занятиях хореографией и подвижными играми
до эксперимента
Тесты по хореографии Тесты по подвижным играм
Контрольные группы Контрольные группы
Группы 401 и 411 1 2 3 4 1 т 2 3 т 4 т 5 а
X 1,93 2,29 2,23 2,37 2,63 2,74 2,99 3,03 2,80
и 0,62 0,47 0,57 0,67 0,99 0,76 0,55 0,51 0,99
А X) 0,10 0,08 0,10 0,11 0,17 0,13 0,09 0,09 0,17
Тесты по хореограс ии Тесты по подвижным играм
Экспе риментальные г руппы Экспериментальные группы
Группы 421 и 431 1 2 3 4 1 2 3 4 5
X 2,00 2,21 2,26 2,54 2,66 2,79 3,03 2,96 2,89
и 0,53 0,55 0,53 0,68 0,81 0,69 0,53 0,65 0,88
А X) 0,09 0,09 0,09 0,11 0,14 0,12 0,09 0,11 0,15
Результаты тестирования, полученные в начале педагогического эксперимента, показали, что студенты не могут видоизменить упражнения без участия преподавателя, следовательно, творческие способности у студентов плохо сформированы. В контрольных и экспериментальных группах нет достоверных различий в средних показателях, что послужило поводом для их дальней-
шего сравнения творческих способностей студентов. Все показатели оценивались в баллах.
Далее для развития творческих способностей студентам предлагалось выполнить творческие задания, способствующие формированию творческих способностей, с учетом новизны и оригинальности. Необходимо включить студентов в процесс творческой деятельности. В ходе занятия перед студентами ставятся различные творческие задачи, проблемные ситуации, в результате которых студенты самостоятельно находят интересные приемы обучения, новые условия для их выполнения. В таблице 3 представлены творческие способности студентов в конце эксперимента.
Таблица 3
Формирование творческих способностей студентов контрольных и экспериментальных групп на занятиях хореографией и подвижными иг-
рами в конце эксперимента
Тесты по хореографии Тесты по подвижным играм
Контрольные группы Контрольные группы
Группы 401 и 411 1 2 3 4 1 2 3 4 5 к
X 5,63 6,16 5,94 6,23 6,26 6,29 6,34 6,21 6,36
и 0,63 0,58 0,64 0,39 0,46 0,25 0,24 0,28 0,33
А X) 0,11 0,10 0,11 0,07 0,08 0,04 0,04 0,05 0,06
Тесты по хореографии Тесты по подвижным играм
Экспериментальные группы Экспериментальные группы
Группы 421 и 431 1 2 3 4 1 2 3 4 5 к
X 5,91 6,66 6,50 7,23 7,86 7,89 7,93 7,79 7,86
и 0,51 0,45 045 0,66 0,36 0,34 0,32 0,46 0,51
^ X ) 0,09 0,07 0,08 0,11 0,06 0,06 0,05 0,08 0,09
Р <0,01 <0,01 <0,01 <0,01 <0,01 <0,01 <0,01 <0,01 < 0,01
В итоговом срезе педагогического эксперимента были выявлены достоверные различия между контрольными и экспериментальными группами. Статистический анализ результатов тестирования показал достоверные различия (р<0,01) между контрольными и экспериментальными группами, что свидетельствует о высокой эффективности предложенной методики формирования творческих способностей студентов педагогического вуза. Студенты экспериментальной группы самостоятельно переносят усвоенные знания и умения в новую ситуацию, предвидят проблему в традиционной ситуации, комбинируют известным способом решения проблемных задач, т.е. с учетом новизны и оригинальности творческие способности сформированы. У студентов, обучаемых по традиционной методике, предполагающей репродуктивный тип обучения, происходят незначительные сдвиги в показателях творческих способностей, и выражаются в приобретении знаний для сдачи экзамена по данной дисциплине. Результаты эксперимента показали, что формирование творческих
способностей вполне реально, если систематически насыщать учебные занятия заданиями с элементами творческой деятельности, т.е. новизны и оригинальности. Полученные данные позволяют подтвердить эффективность использования методики формирования творческих способностей студентов.
Анализ результатов формирования творческих способностей студентов контрольных и экспериментальных групп на занятиях хореографией и подвижными играми, с учетом новизны и оригинальности после эксперимента показал, что из элементов проявления творчества студентов наиболее трудным считается в хореографии и подвижных играх проявление оригинальности. Формирование творческих способностей студентов (по разработанной нами шкале): в контрольных группах по хореографии составило - 4,11 баллов, по подвижным играм - 4,94 балла, что соответствует низкому проявлению творческих способностей. Формирование творческих способностей студентов экспериментальных групп по хореографии составило - 8,29 баллов, по подвижным играм - 9,04 баллов, что соответствует проявлению творческих способностей выше среднего.
Таким образом, данная методика повлияла на формирование творческих способностей студентов кафедры физической культуры педагогического вуза.
ВЫВОДЫ
1. На основе теоретического анализа и проведенных исследований выявлено, что способность формирования творческих способностей студентов включает в себя не только формирование у будущих педагогов физической культуры необходимых творческих умений и навыков, теоретических знаний в области физической культуры и спорта, профессиональных умений, но и воспитание потребности к творчеству и способности к решению творческих задач.
2. Формирование направленности на творчество и стимулирование творческих способностей студентов осуществляется на основе насыщения учебных занятий творческими ситуациями, включения их в активный поиск новых способов решения различного типа педагогических задач, развивающих познавательно-творческий интерес к своей профессии и требующих от будущих педагогов физической культуры умения мобилизовать свои потенциальные возможности, проявления новизны и оригинальности в действиях и др.
ЛИТЕРАТУРА
1. Авксентьев Е.Н. Формирование готовности студентов педагогических вузов к физкультурно-спортивной деятельности : автореф. дис. ...канд. пед. наук / Е.Н. Авксентьев. - Чебоксары, 2004. - 22 с.
2. Акимова А.П. Формирование у студентов творческих умений решать педагогические задачи в области воспитания : дис. ... канд. пед. наук / Акимова А.П. - Л., 1982. - 203 с.
3. Берак О.Л. Соотношение репродуктивных и творческих компонентов учебно-профессиональной деятельности при формировании специалиста : дис. ... канд. пед. наук / Берак О.Л. - М., 1985. - 211 с.
4. Гаппарова, Т. Воспитание у студентов педвузов творческого отношения к педагогическому труду : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т. Гаппарова. - Ташкент, 1984. - 16 с.
5. Гирнык А.И. Методологические проблемы формирования творческого мышления студенческой молодежи : дис. ... канд. пед. наук / А.И. Гирнык.
- Львов, 1982. - 208 с.
6. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя / В.И. Загвя-зинский. - М. : Педагогика, 1987. - 159 с.
7. Истомина Н.Б. Подготовка будущего учителя к методическому творчеству / Н.Б. Истомина // Начальная школа, 1991. - № 4. - С. 2-5.
АКВААЭРОБИКА КАК НЕТРАДИЦИОННОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ
УЛУЧШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОК
Н.А. Казакова
ВВЕДЕНИЕ.
В работах многих исследователей (В.К. Бальсевич 1996; В.И. Бондин, 2004; Ю.И. Евсеев, 2005; Виленский М.Я., 1996; А.И. Зайцев, 2003) отмечены тенденции ухудшения здоровья у выпускников гуманитарных и технических вузов - будущих специалистов и будущих родителей, за время обучения. Особое беспокойство вызывает физическое здоровье девушек, которое на 80% определяет здоровье будущего ребёнка. Существует мнение, что современная педагогическая наука, занимающаяся проблемами высшей школы (в частности, технической), недостаточно принимает во внимание гендерные особенности формирования физического развития и здоровья студенток (Заводевкина Т.В., 2006).
Приходится констатировать, что имеет место проблема, связанная с необходимостью повышения физического состояния и здоровья студенток и одновременно с трудностями ее разрешения в рамках традиционной системы физического воспитания в высших учебных заведениях.
В настоящее время преподавателям вузов нелегко привлекать студенток к занятиям по физической культуре, которые по форме и содержанию мало отличаются от традиционных. Среди молодёжи стало модным проводить время в спортивных клубах, посещать горнолыжные базы, заниматься нетрадиционными видами спорта (А.А.Русяева, Е.Б. Коломейцева, Л.С. Черкасова, 2006). Отмечается повышенный интерес студенток к различным видам оздоровительной аэробики (Е.В.Бондаренко, 2003; О.Г. Ванина, Л.П. Канакова, 2003), которые предоставляют возможности для одновременного решения ряда задач физического воспитания, формирования культуры движений. Одним из таких видов является аквааэробика.
Исследования, проведенные Н.Ж. Булгаковой, И. А. Лысовой (1994); Л. Насоновой (1995), Т.С. Лисицкой (2002); Т. Г. Полухиной (2005) показали, что двигательная активность в условиях водной среды является одним из эффективных средств повышения физической подготовленности и физического здоровья у девочек и женщин среднего и старшего возраста. В зарубежных исследованиях по этой теме наибольшее внимание также уделено представителям старших возрастных групп (Lanza M., Raffaelli C., 2005).
Одновременно с этим необходимо отметить недостаток научно обоснованных данных о влиянии занятий водной аэробикой в виде комплексов на физическое состояние и здоровье девушек в возрасте 17-19 лет. Поэтому нами была выдвинута гипотеза о возможности эффективного применения комплек-