ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ
ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИИ В СФЕРЕ ДОСУГА
О. В. Опарина
В статье подводятся некоторые итоги экспериментальной работы по формированию творческой личности средствами хореографии (классический танец). Автор определяет условия и специфику формирования творческой личности, а также рассматривает хореографию как универсальное средство формирования творческой личности. На основе этого предлагается авторская методика, содержащая нетрадиционный музыкальный материал (народная татарская музыка) с целью усиления антиконформизма и освобождения от стереотипов.
Ключевые слова: творческая личность, хореография, музыка, классический танец, набор креативных тестов.
The article sums up the results of the experimental work on forming a creative person by classic dance. The author represents the conditions and peculiarities of forming creativeness in entertaining areas, and also considers choreography to be an effective means of forming a creative person. On the basis of these conclusions, the author suggests a new method using Tatar folk music in order to intensify anticonformism and get rid of stereotypes.
Key words: creative, choreography, music, classical dance, creativity assessment packet.
Интенсивное развитие поликультурного образовательного пространства обусловило становление новой образовательной парадигмы, ориентированной, прежде всего, на развитие духовности и творческой сущности человека. По мнению исследователей, с этой задачей призвано справиться инновационное креативное образование [6, с.32]. Формирование творческой личности,
изучение психических закономерностей и механизмов творческого процесса на всех этапах развития общества являлись актуальной проблемой. Как неотъемлемая сторона духовной культуры, творчество тесно связано с самовыражением и самоактуализацией, представляя собой основу личностного развития и являясь существенным резервом гуманизации общества.
Важнейшим условием, необходимым для формирования творческой личности, по мнению ряда исследователей, является нерегламентирован-ная среда с демократическим стилем общения, основанным на увлеченности совместной творческой деятельностью и подражании творческой личности (В. Н. Дружинин, А. Н. Лук, К. Роджерс). Кроме того, определены факторы проявления творчества; это творческая личность, творческий процесс, творческая среда [6, с.96]. Система образования, основанная на развитии в основном логического мышления, в условиях жесткой регламентации образовательного процесса не способствует в полной мере развитию творческих способностей, в то время как сфера досуга обладает уникальными возможностями для формирования творческой личности.
Анализ основных концепций и подходов в изучении проблемы творческих способностей, позволяет выявить ряд обязательных условий для формирования творческой личности, так или иначе отмеченных всеми исследователями [1,4,6]. Их можно разделить на внутренние и внешние условия: внутренние - это личностные характеристики (общая культура, интеллект), внешние - окружающая среда и всё, что с ней связано (среда воспитания, общения). Культурно-досуговая деятельность, в рамках которой осуществляется процесс воспитания, обладает необходимым педагогическим потенциалом и обеспечивает реализацию вышеуказанных внутренних и внешних условий, где в достаточной мере развиваются личностные качества, осуществляется совместная творческая деятельность
с эмоциональной вовлечённостью и общим позитивным настроем. Педагогика досуга является наиболее динамичной, ситуативной, творческой отраслью педагогики.
Известно, что одно из основных направлений в изучении психических закономерностей и механизмов формирования творческой личности рассматривает творчество как деятельность человека, создающего новые ценности. В связи с этим, необходимо отметить, что основным направлением в деятельности культурно-досуго-вых учреждений является художественно-творческая деятельность, в процессе которой создается и воспринимается произведение искусства.
Важнейшее значение художественно-творческой деятельности для формирования творческой личности отмечали В. А. Воловик, Л. С. Выготский, Т. С. Комарова, А. И. Савенков, Б. М. Теплов, причём, наиболее эффективной её формой была признана коллективная форма. Она позволяет реализовать важнейшее условие формирования творческой личности - совместную творческую и продуктивную деятельность, основанную на подражании творческой личности педагога (Д. Б Богоявленская, Н. М. Гнатко, В. Н. Дружинин, В. А. Просецкий).
Принимая во внимание тот факт, что необходимыми условиями для проявления творчества являются: творческая личность, творческий процесс, творческая среда, а творческими способностями в той или иной мере обладают все, то остальные условия (творческий процесс и творческая среда) являются естественными составляющими любой художественно-
творческой деятельности. Следовательно, необходимо конкретизировать жанр и вид художественно-творческой деятельности, в процессе которой осуществлялось бы интенсивное формирование творческой личности в сфере досуга. Таким универсальным средством является искусство хореографии, реализованное в деятельности различных творческих объединений, самодеятельных детских и взрослых хореографических коллективах.
Создание языка классического танца явилось следствием и завершением определенного этапа эволюции танцевальной культуры. В классике заключены универсальные, высокоэстети-чески организованные танцевальные движения, в идеале свойственные людям вообще. Четко выработанная система движений, строгие рамки балетной техники, с одной стороны, и предельно обобщённые и абстрагированные позы и положения, с другой стороны, дают возможность для развития основных компонентов креативности: стремление к самосовершенствованию, артистичность, творческое воображение, интуицию, эстетическое чувство красоты, логическую стройность.
Сочетая в себе силу двух искусств - музыки и пластики, хореография имеет огромный потенциал, осуществляя формирование творческой личности, развивая её в трёх основных направлениях: музыкально-эстетическом, нравственном и физическом (Е. Н. Водовозова, В. А. Гринер, Э. Ж. Далькроз, Н. А. Зотов, М. С. Каган). Это положение подтверждается и в исследованиях русских и советских физиологов и психологов П. К. Анохина, И. М. Сеченова, И. П. Павлова,
В. М. Бехтерева, А. А. Ухтомского и др. Они выделяли два основных фактора воздействия: эмоциональное моделирование, ритмизация деятельности.
Как уже было отмечено выше, одним из внешних условий формирования творческой личности является общение в различных его видах, формах и типах. Хореография, в свою очередь, как одна из граней искусства и часть общечеловеческой культуры, представляет собой специфическую форму общения, коммуникации. Поскольку танец - это синтез музыки и пластики, то выполняются условия сразу трёх знаковых систем невербальной формы коммуникации: оптико-кинетической, пара- и экстралингвистической, а так как танец представляет собой яркое костюмированное представление, то и визуальной. Следовательно, искусство хореографии является наиболее эффективным невербальным средством коммуникации.
Таким образом, хореография - универсальное средство формирования творческой личности, поскольку в процессе художественно-творческой деятельности в хореографическом коллективе, выполняются вышеуказанные внутренние и внешние условия, а также присутствуют факторы и компоненты, необходимые для формирования творческой личности.
В ходе теоретического анализа проблемы исследования и обобщения педагогического опыта был выявлен комплекс организационно-педагогических условий, реализация которых способствует формированию творческой личности средствами хореографии:
- наличие в программе хореографического коллектива стержня, центрального методического звена - азбуки классического танца, цементирующего и объединяющего весь танцевальный материал, являющийся технологической базой для развития креативности;
- готовность педагога к инновационной деятельности (педагогическая креативность, новаторство);
- введение в содержание учебного процесса принципов активного обучения (проблемное и эвристическое обучение), необходимых для формирования основных компонентов креативности - познавательной мотивации, дивергентного и продуктивного мышления;
- создание благоприятных условий для развития креативности обучающихся: нерегламентированная среда с демократическим стилем общения, основанном на увлеченности совместной творческой деятельностью, подражание творческой личности.
Реализация проанализированных необходимых и достаточных организационно-педагогических условий обеспечила результативность формирующего эксперимента. Экспериментальной базой исследования стало Елабужское училище культуры и искусств (студенты ЕУКИ, специализация «Хореографическое творчество»). Экспериментальное исследование проводилось в три этапа: констатирующий, формирующий и итоговый.
Анализ современных стандартизированных методик позволил использовать для исследования уровня сфор-мированности творческой личности в ходе педагогического эксперимента набор креативных тестов Ф. Вильям-
са в адаптации Е. Е. Туник. Критериями креативности явились: когнитивно-интеллектуальные показатели - беглость, гибкость, оригинальность, разработанность мышления; личност-но-индивидуальные - рискованность, сложность, любознательность, воображение. По мнению исследователей, батарея тестов Вильямса - лучший психодиагностический инструмент для диагностики креативности, так как не требует длительного времени для ее проведения и обработки результатов, в то же время, позволяет сопоставить показатели творческого мышления с самооценкой детей своих личностных черт, связанных с креативностью, а также с экспертной оценкой педагогов [7, с.79].
Педагогический эксперимент проводился в течение 2007/2008 учебного года. На констатирующем этапе эксперимента была проведена диагностика уровня креативности студентов с помощью набора креативных тестов Ф. Вильямса в адаптации Е. Туник. Формирующий этап эксперимента состоял из трёх этапов. На первом этапе приобретались знания, направленные на развитие качеств личности, её индивидуальных особенностей, которые являются необходимыми внутренними факторами для формирования креативности (общая культура, уровень интеллекта, мировоззрение, мышление). На этой стадии основную нагрузку нёс блок общегуманитарных и общепрофессиональных дисциплин.
На втором этапе была реализована авторская методика «Хрестоматия для урока классического танца на основе татарской музыки». Предполагалось, что использование национальной музыки на занятиях по классическому
танцу повысит показатели констатирующей части эксперимента.
Полученные необходимые теоретические знания на первом этапе и практические навыки на втором этапе формирующего эксперимента реализовались в третьей - закрепляющей части. Данный этап был осуществлён во время производственной практики, где проводилась диагностика творческой личности подростков хореогра-
Таблица 1.
Показатели средних значений дивергентного мышления и творческой характеристики студентов ЕУКИ: 3 А - третий курс, группа А (экспериментальная); 3 В - третий курс, группа В (контрольная); 4 А - четвёртый
курс, группа А (экспериментальная); 4 В - четвёртый курс, группа В (контрольная); М - средний балл; конст. э. - констатирующий этап эксперимента; контр. э. - контрольный этап эксперимента
фической студии «Детской академии искусств», а затем была внедрена авторская методика «Хрестоматия для урока классического танца на основе татарской музыки».
По окончании формирующего эксперимента была проведена контрольная диагностика участников эксперимента, результаты которой представлены в виде средних значений
Курс, Дивергентное мышление Творческая характеристика
группа личности
бег- гиб- ори- раз- наз- общая любо- вооб- слож- рис- об-
лость кость ги-наль-ность рабо-тан-ность вание зна-тель-ность раже-ние ность кован-ность щая
3 А 10,6 7,2 21,2 14,4 23,5 76,9 16,9 16,4 15 14,9 62,8
конст. э.
3 А 11,9 8,8 23,9 16 24,9 85,5 17,3 17,2 15,5 15,8 65,8
контр. э.
3 В 11,1 7.3 21,7 14 23,4 77,5 16,4 15,9 14,9 15,1 62,3
конст. э.
3 В 11 7,5 21,8 14,3 23,3 77,9 16,5 15,8 15 15,1 62,4
контр. э.
4 А 11,2 6,8 21,6 14,9 23,4 77,9 16,7 16,3 15 15,1 63,1
конст. э.
4 А 11,9 7,3 23,5 15,9 24,5 83,1 17,9 17,5 15,9 16 67,3
контр. э.
4 В 10,3 6,7 22,8 14,8 22,9 77,5 16,8 15,8 14,9 15,2 62,7
конст. э.
4 В 10,5 6,8 22,7 15 23 78 16,9 15,7 15 15,4 63
контр. э.
М конст. э. 10,8 7 21,8 14,5 23,3 77,4 16,6 16,1 14.9 15 62,6
(сырых баллов) для каждой группы в таблице 1.
Анализ полученных результатов позволяет сделать следующие обобщения. Зафиксирован рост числовых значений по всем критериям дивергентного мышления в экспериментальных группах: 3-й курс, группа А - показатель «беглость» вырос на 1,3 балла, «гибкость» - на 1,6 балла, «оригинальность» - на 2,7 балла, «разработанность» - на 1,6 балла, «название» - на 1,4. Общий балл = 85,5, что выше средних значений по таблице нормативных данных; кроме того, этот показатель на 8,6 балла выше того же показателя на констатирующем этапе эксперимента (76,9 балла). В контрольных группах изменения показателей по всем критериям оказались незначительными.
Существенный прирост числовых значений отмечен в показателях теста творческих характеристик личности в экспериментальных группах: 3-й курс, группа А - критерий «любознательность» вырос на 0,4 балла, «воображение» - на 0,8 балла, «сложность»
- на 0,5 балла, «рискованность» - на 0,9 балла. Общий балл теста творческих характеристик личности в данной группе = 65,8, что выше средних значений по таблице нормативных данных на 3,7 балла, а также выше того же показателя на констатирующем этапе эксперимента (62,8 балла). Кроме того, 4-й курс, группа А
- показатели «любознательность» и «воображение» выросли на 1,2 балла, «сложность» и «рискованность» - на 0,9 балла. Общий балл теста творческих характеристик личности в дан-
ной группе = 67,3, что выше средних значений по таблице нормативных данных на 5,2 балла, а также выше того же показателя на констатирующем этапе эксперимента (63,1 балла). В контрольных группах изменения показателей по всем критериям теста оказались незначительными.
Корреляция между тестом дивергентного мышления и опросником творческих характеристик составила ~ 0, 69.
Полученные результаты позволяют утверждать, что проведённая работа по формированию творческой личности студентов оказалась успешной.
Литература:
1. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 320 с.
2. Ваганова А. Я. Основы классического танца. - Л.: Искусство, 1980. - 192 с.
3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1967. - 91 с.
4. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 2008. -368 с.
5. Максютин Н. Ф. Культурно-досуго-вая деятельность. - Казань, 1995. - 140 с.
6. Морозов А. В., Чернилевский Д. В. Креативная педагогика и психология: Учебное пособие. - М.: Академический Проект, 2004. - 560 с.
7. Туник Е. Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. - СПб.: Речь, 2003. - 96 с.