УДК 372.881.1 ББК 74.580 Г-83
Григорьева Марина Александровна, аспирант кафедры коррекционной педагогики Астраханского государственного университета, старший преподаватель кафедры «Иностранные языки в инженерно-техническом образовании» Астраханского государственного технического университета, т.: (8512)614366
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В КОНТЕКСТЕ ВОСПИТАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА (рецензирована)
В статье рассматриваются особенности воспитания творческой личности студента в процессе обучения иностранному языку. Представлены результаты экспериментального исследования. Содержание языкового образования в данном исследовании выступает как определенный уровень предметной и коммуникативной компетентности студента, уровень творческого развития его личности, сформированного в процессе выполнения учебно-развивающей деятельности.
Ключевые слова: творчество, творческая личность, иностранный язык, творческая активность, педагогическое сотрудничество.
Grigorieva Marina Alexandrovna, a post graduate student of the Department of Correctional Pedagogics of Astrakhan State University, a senior lecturer of the Department of Foreign Languages in Engineering and Technical Education of Astrakhan State Technical University, tel.: (8512) 614366.
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING IN THE CONTEXT OF A STUDENT'S CREATIVE
PERSONALITY FORMING
(Reviewed)
The article considers features of a student's creative personality forming in the process of teaching a foreign language. The results of the experimental study are presented. Language education content in this research acts as a certain level of subject and communicative competence of a student, level of his creative development formed in the process of performing educational and development activities.
Key words: creativity, creative personality, foreign language, creative activity, pedagogical cooperation.
Система образования в России в настоящее время претерпевает значительные изменения. Непрерывное социальное, политическое и экономическое развитие свидетельствует о важности ее реформирования. Особое значение в данном процессе приобретают формы обучения, способствующие формированию и развитию творческого потенциала личности, ее самостоятельности, активности, инициативности, способности к нестандартному мышлению. Обучение студента иностранному языку, развитию у него способности самостоятельно усваивать информацию, содержащую сложный лексический и грамматический материал, импровизировать, генерировать нестандартные идеи позволяет преподавателю иностранного языка формировать творческую личность обучающихся.
Психологические аспекты творчества достаточно полно разработаны А. Луком, Б.М. Тепловым, В.Д. Шадриковым, Д. Гилфордом, К. Роджерсом, Е. Торренсом, В. Франклом и другими исследователями; обозначены теоретические предпосылки для изучения природы творческого потенциала личности, её диагностики и развития (Д.Б. Богоявленская, И.П. Волков, В.Н. Дружинин, А.М. Матюшкин, А.И. Савенков, М.Б. Шумакова, Е.Л. Яковлева и др.). Однако при этом студент не всегда воспринимается как творческая личность, как целостный субъект деятельности, стремящийся к самореализации и саморазвитию, недостаточно рассматриваются противоречия между потребностями в развитии творческих способностей студента и действующими установками системы высшего образования.
Проведенное нами исследование обозначило предположение о наличии глубинного личностного механизма в воспитании творческой личности будущих специалистов. Это вызвано, прежде всего, активным отношением обучающихся к процессу творческого развития в овладении профессией. Соответственно, творческая активность становится основным вектором в проявлении творческого отношения к процессу обучения, будучи обусловленной именно личностными особенностями, которые необходимо развивать при организации познавательно-развивающей деятельности студентов [ 1].
Известно, что специфика гуманизации образования состоит в утверждении не только ценности знания, но и ценности отдельно взятого человека воплощенной, прежде всего, в его уникальности [2]. Более отчетливо в связи с этим прослеживается расхождение между содержанием обучения и содержанием языкового образования, которые обычно считают тождественными [3]. Содержанием развивающего обучения являются иностранные языки, которые представлены как знаковая форма учебной информации и составляют учебный предмет. При этом содержание языкового образования представляет уровень предметной и коммуникативной компетентности будущего специалиста, уровень творческого развития его личности, который трансформируется в процессе выполнения учебно-развивающей деятельности и становится ее результатом [4]. Психолого-педагогическое взаимодействие будет продуктивным, если педагог, используя свои личностные возможности и профессиональные качества, преобразует его в целенаправленную, увлекательную творческую деятельность, когда студенты выступают в качестве реальных субъектов всех ее видов и форм [5].
На наш взгляд, воспитание творческой личности обучающихся в условиях применения инфокоммуникационных технологий средствами иностранного является многоаспектным феноменом. Оно должно рассматриваться как интерактивное взаимодействие педагога и студентов на основе коммуникативно-ориентированного подхода и личностно-ориентированной образовательной технологии, предполагающих использование современных средств обучения.
Целью проводимого нами эксперимента стало обеспечение студентам психолого-педагогических средств, раскрывающих возможности выявления и реализации ими собственной индивидуальности. В ходе занятий мы актуализируем и развиваем у студентов творческие возможности к самостоятельному осмыслению проблем определенной предметной сферы, а также к нахождению способов их решения в процессе коллективного и индивидуального познавательного поиска. В основу были положены принципы развивающего обучения (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин): проблемность,
диалогичность, индивидуализация.
Среди условий, стимулирующих воспитание творческой личности в процессе обучения иностранному языку, мы выделили следующие: создание ситуации
незавершенности или открытости, отрицающей строгий контроль; поощрение большого количества вопросов; одобрение ответственного и независимого поведения; активизация стремления к самостоятельным наблюдениям, обобщениям и сопоставлениям; билингвистический опыт, открывающий разноплановый взгляд на мир; внимание к интересам окружающих; безоценочное восприятие друг друга всеми участниками группы; эмоциональное принятие происходящего в группе.
Для решения задач разработанной нами программы мы подобрали: специальные упражнения, включающие: психолого-педагогические задачи; коммуникативные и педагогические ситуации; медитативные техники с использованием текстов; темы групповых дискуссий; работу с ассоциациями; работу с образами: зрительными (картинки, на которых изображены предметы, цветы, животные), слуховыми (магнитофонные записи звуков, шорохов).
Целью исследования стало доказательство влияния выделенных нами психолого-педагогических условий на воспитание творческой личности студента в процессе обучения иностранному языку.
Согласно разработанной педагогической модели воспитания творческой личности студента в процессе обучения иностранному языку мы выделяем следующие особенности:
- При организации речевой деятельности студентов в процессе изучения иностранного языка происходит освоение способов преодоления психологических барьеров.
- Процесс творчества обуславливает повышение качества профессионализма студента вуза.
- Происходит следование принципам творческого воспитания личности студента (принцип трансформации когнитивного содержания в эмоциональное; принцип диалогичности в учебно-познавательном процессе; принцип активно-положительного стиля отношений; принцип развивающего обучения; принципы гуманистической психологии).
Влияние данных особенностей на воспитание личности будущего специалиста, а также определение взаимосвязи между уровнями языковой, речевой и коммуникативной компетенций, уровнем тревожности и творческого мышления стало основной задачей дальнейшего исследования.
Экспериментальное исследование воспитания творческой личности студента проводилось в три этапа.
На первом этапе отбирались экспериментальные группы из обучающихся в Астраханском государственном техническом университете, определялись критерии проведения предстоящего тестирования, проводилась первичная диагностика для выявления исходного уровня речевой, языковой и коммуникативной компетенций, а также уровня тревожности и творческого мышления.
На втором этапе была апробирована программа «Развитие творческой личности в языковом образовании» для 1-го курса (английский язык), и курса английского языка для 1-го курса, фиксировались изменения в творческом развитии студентов: в эмоциональном состоянии, развитии их творческой активности.
На третьем этапе была сформирована контрольная группа для сравнительного анализа, проведены контрольные тестирования обучающихся. В состав экспериментальной группы вошли студенты 1 -го курса, изучающие английский язык, исследование проводилось в течение двух семестров.
В ходе занятий мы стремились к актуализации и эффективному развитию
творческих способностей студентов, проявляющихся в самостоятельном осмыслении проблем заданной предметной области, а также в способности нахождения путей их решения в ситуации коллективного и индивидуального познавательного поиска.
Было организовано непрерывное общение студентов и преподавателя через решение различных коммуникативных задач, отраженных в коммуникативных заданиях. Задания создавались как смоделированные жизненные ситуации, на базе конкретного языкового и речевого материала, включенного в эти задания для необходимого этапа его отработки. Практически любая жизненная ситуация, смоделированная в коммуникативном задании, может быть решена общеизвестными средствами в результате использования познавательного «багажа» всей группы.
Для измерения уровня творческого мышления был применен тест Торренса, в данном исследовании тест применялся в групповом варианте. Мы выявили различия по уровню развития творческого мышления у студентов первого года обучения.
Полученные результаты диагностики обучающихся первого курса представлены в таблице 1, при этом разница в уровне творческого развития у студентов экспериментальной и контрольной групп очевидна.
Таблица 1 - Уровень развития творческого мышления у студентов 1-го года обучения, в %
Уровень развития творческого мышления Экспериментальная Контрольная Экспериментальная Контрольная
группа группа группа группа
Высокий 10,71 11,10 52,38 11,76
Средний 50,0 49,70 34,52 47,06
Низкий 39,29 39,20 13,10 41,18
После анализа статистических расхождений, мы можем сделать вывод, что различия в уровне развития творческого мышления у студентов экспериментальной и контрольной групп достоверны. То есть, можно говорить о различии между уровнями развития творческого мышления студентов данных групп.
Уровень развития творческого мышления в экспериментальной группе повысился в сравнении с показателями до проведения экспериментального исследования и в сравнении с контрольной группой, где в образовательном процессе не были учтены разработанные нами психолого-педагогические условия. По результатам эксперимента отмечено изменение значений по дополнительно выявленным критериям развития творческого мышления (гибкость, беглость, оригинальность, разработанность), что также свидетельствует об эффективности использования творческого подхода на занятиях по иностранному языку с целью воспитания творческой личности студента.
Проведенное нами исследование подтвердило гипотезу о том, что процесс творчества, а также оптимизация педагогом творческого поиска в процессе обучения иностранному языку оказывает позитивное влияние на воспитание творческой личности студента. При этом система психолого-педагогических условий воспитания творческой личности должна быть ориентирована на активное саморазвитие обучающимися своих интеллектуальных и творческих способностей.
Реализация психолого-педагогической поддержки студентов в процессе обучения иностранному языку позволяет создать условия воспитания творческой личности студента, которая в условиях творческого процесса демонстрирует низкий уровень тревожности и высокий уровень развития творческого мышления.
Литература:
1. Чепракова А.В. Преподавание иностранного языка как средства межкультурной коммуникации // Личность в межкультурном пространстве: материалы III международной конференции к 100-летию социальной психологии (20-21.11.2008 г.). Ч. 2 / ред. А.И. Крупнов, З.Н. Новикова. М.: РУДН, 2008. С. 357-361.
2. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М.: Просвещение, 1985. 208 с.
3. Прохорова Т.Н., Степанова Т.Ю. Стратегии коммуникативного взаимодействия в процессе изучения иностранного языка: методические рекомендации по курсу «Психология». Астрахань, 2014. 29 с.
4. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. М.: Ось-89, 2006. 480 с.
5. Антонова Е.Е. Концепция обучения одарённых студентов в высших педагогических учебных заведениях // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2010. №3. С. 20-23.
6. Коряковцева Н.Ф. Теория обучения иностранным языкам: продуктивные образовательные технологии. М.: Академия, 2010. 192 с.
7. Мироненко В.В. Педагогические условия формирования творческих способностей в процессе изучения иностранного языка // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. №3. С. 130-133.
8. Современные образовательные технологии / под ред. Н.В. Бордовской. М.: КНОРУС, 2012. 432 с.
Literature:
1. Cheprakova A.V. Foreign language teaching as a means of intercultural communication. Moscow, 2008// Part 2: Personality in the intercultural space: materials of the III International Conference on the 100th Anniversary of Social Psychology, 20-21.11.2008, Moscow, RUPF / Ed. by A.I. Krupnov, Z.N. Novikov. M.: The Russian University of Peoples' Friendship, 2008. P. 357-361.
2. Passov E.I. Communicative method of teaching foreign-language speaking. M.: Prosveshchenie, 1985. 208 p.
3. Prokhorova T.N., Stepanova T.Yu. Strategies of communicative interaction in the process a foreign language learning: methodical recommendations for the "Psychology" course. Astrakhan, 2014. 29 p.
4. Savenkov A.I. Psychological foundations of the research approach to learning. M.: Os -89, 2006. 480 p.
5. Antonova E.E. The concept of teaching gifted students in higher pedagogical schools // Vector of science of TSU. 2010. № 3. P. 20-23.
6. Koryakovtseva N.F. Theory of teaching foreign languages: productive educational technologies. M.: Academy, 2010. 192 p.
7. Mironenko V.V. Pedagogical conditions for the formation of creative abilities in the process of a foreign language studying // Actual problems of the humanities and natural sciences. 2015. № 3. P. 130-133.
8. Modern educational technologies / ed. N. V. Bordovskoy. M.: KNORUS, 2012. 432 p.