Научная статья на тему 'Педагогико-психологический анализ проблемы исследования креативности личности'

Педагогико-психологический анализ проблемы исследования креативности личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
470
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / ТВОРЧЕСТВО / ЛИЧНОСТЬ / КРЕАТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ТВОРЧЕСКАЯ СРЕДА / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ / CREATIVITY / PERSONALITY / CREATIVITY OF PERSONALITY / CREATIVE ENVIRONMENT / CREATIVE ACTIVITY / CREATIVE PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Крайник В.Л., Диянова Р.Т.

Проведен теоретический анализ одной из наиболее интересных и, в то же время, наиболее сложных категорий педагогики и психологии креативности личности. Раскрыты такие сущностные характеристики данного феномена как творческие способности, преобразовательная активность, открытость, чувствительность к новому, индивидуальность, самостоятельность, нестандартность и др. Установлено, что необходимым условием проявления и развития креативности личности является особая среда, предполагающая отсутствие строгой регламентации деятельности и мышления, а также наличие определённой свободы действий. Показано, что важнейшую роль в реализации креативных способностей личности играет мотивация. При этом приоритетное значение имеют внутренние мотивы, поскольку именно они, в первую очередь, положительно влияют на личностный рост, саморазвитие и создают предпосылки для запуска механизма самоактуализации личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Крайник В.Л., Диянова Р.Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGY-A PSYCHOLOGICAL ANALYSIS OF THE PROBLEMS OF THE STUDY OF THE INDIVIDUAL CREATIVITY

The theoretical analysis of one of the most interesting and, at the same time, the most complex categories of pedagogy and psychology the creativity of the individual. Such essential characteristics of this phenomenon as creativity, transformative activity, openness, sensitivity to the new, individuality, independence, non-standard, etc. Are revealed, it is established that the necessary condition for the manifestation and development of creativity of the individual is a special environment, assuming the absence of strict regulation of activity and thinking, as well as the presence of a certain freedom of action. It is shown that the most important role in the realization of creative abilities of the individual is played by motivation. At the same time, internal motives are of priority importance, because they, first of all, have a positive impact on personal growth, self-development and create prerequisites for the launch of the mechanism of self-actualization of the individual.

Текст научной работы на тему «Педагогико-психологический анализ проблемы исследования креативности личности»

На вопрос «Хотели бы вы принять участие в КВН?» 36% респондентов дали утвердительный ответ и 46% - хотели сами бы принять участие в игре, только 18% респондентов дали отрицательный ответ

Итак, мы выяснили, что молодёжи данный проект интересен.

Цель проекта «Школа КВН» - организация досуга обучающихся ГБОУ «Курганский областной лицей - интернат для одаренных детей» путем проведения «Школы КВН в 2018 - 2019 учебном году.

Для достижения поставленной цели мы выделили ряд задач:

1. Исследовать проблемы, потребности, интересы обучающихся ГБОУ «Курганский областной лицей - интернат для одаренных детей» в сфере досуга.

2. Согласовать возможность реализации проекта на базе ГБОУ «Курганский областной лицей - интернат для одаренных детей».

3. Организовать участие экспертов в основном мероприятии проекта «Школа КВН».

4. Информировать обучающихся ГБОУ «Курганский областной лицей -интернат для одаренных детей» о проведении основного мероприятия проекта «Школа КВН».

5. Реализовать проект «Школа КВН».

6. Подвести итоги реализации проекта «Школа КВН».

В проекте приняли участия 39 обучающихся ГБОУ «Курганского областного лицея - интерната для одаренных детей» в возрасте 16 - 17 лет

Проект предусматривал следующие этапы реализации.

Подготовительный этап длился с 01.09.2018 по 01.10.2018. На нём мы определили географию и целевую аудиторию проекта «Школа КВН», разработали анкету, направленную на исследование потребностей в досуге обучающихся лицея, провели ряд организационных встреч с представителями ГБОУ «Курганский областной лицей - интернат для одаренных детей» и привлеченными специалистами, разработали программу занятий.

Основной этап длился с 02.10.2018 по 01.05.2019. На нём мы организовали 16 занятий, 4 генеральных репетиции и 6 выступлений на играх команды КВН.

В качестве примера рассмотрим детально содержание некоторых занятий.

Занятие 1. «Основы создания шутки. Виды мозгового штурма. Основы игры в разминку».

На данном занятии мы рассмотрели понятие «шутка», рассмотрели виды мозгового штурма в КВНе, структуру шутки, виды шуток в КВНе на примере команд КВН участников МС КВН, а также изучили основы конкурса «Разминка».

Участники получили информацию об основных видах мозгового штурма, структуре и видах шуток, начали осваивать навык написания шуток, а также навык игры в «Разминку».

Занятие 2. «Команда КВН. Основы командного взаимодействия в КВН. Практика игры в «Разминку». Редактирование написанного материала».

На этом занятии мы рассмотрели состав и роли участников команды КВН. Изучили полномочия капитана команды, руководителя, звукооператора, администратора в команде КВН. Провели несколько упражнений на командообра-зование. Отредактировали материал, написанный командой. Провели конкурс «Разминка».

Участники узнали структуру команды КВН, полномочия членов команды КВН, продолжили оттачивать навык игры в «Разминку» и навык написания шуток.

Библиографический список

Занятие 3. «Название, стиль, концепция команды КВН. Практика игры в разминку».

На данном занятии мы научили ребят придумывать название команды КВН, рассмотрели основные стили команд КВН на примере команд КВН участников МС КВН. Рассмотрели основные концепции команд КВН, определили название, стиль и концепции командам КВН ГБОУ «Курганский областной лицей - интернат для одарённых детей». Провели конкурс «Разминка».

Участники узнали, что такое концепция и стиль команды. На практике воспользовались методами мозгового штурма для придумывания названия команды КВН, продолжили оттачивать свои навыки игры в «Разминку».

Занятие 4. «Конкурс «Приветствие». Основы поведения на сцене. Редактура написанного материала. Практика игры в «Разминку»».

На данном занятии мы рассмотрели основы конкурса «Приветствие». Обсудили с ребятами, какие шутки лучше использовать, в чем особенность структуры приветствия команд. На практике рассмотрели основы поведения на сцене и за кулисами, особенности работы с микрофоном, отредактировали написанный материал и провели конкурс «Разминка».

Занятие 5. «Конкурс «Биатлон». Основы актёрского мастерства. Практика игры в «Разминку» и «Биатлон»».

На данное занятие мы пригласили эксперта и с его помощью рассмотрели основы конкурса «Биатлон», правила игры в «Биатлон», порядок шуток на этом конкурсе и его основные виды. В качестве практического занятия придумали вместе с ребятами шутки для «Биатлона» и рассмотрели основы актерского мастерства.

Участники узнали, что такое «Биатлон», научились основам актерского мастерства, продолжили оттачивать навык игры в «Разминку», познакомились с экспертом - участником команды КВН МС КВН.

Занятие 6. «Конкурс «Домашнее задание» и «СТЭМ». Работа с редактором. Редактирование написанного материала».

На данном занятии мы рассмотрели основы конкурсов «Домашнее задание» и «СТЭМ», особое внимание уделили правилам данных конкурсов и их особенностям. Изучили специфику работы с редакторами игр кВн. В качестве практического задания отредактировали написанный ребятами материал.

Участники узнали, как правильно простроить работу с редактором и презентовать материал на редактуре, продолжили оттачивать навык написания шуток.

Всего мы провели 16 занятий в рамках проекта «Школа КВН»

Заключительный этап проекта длился с 02.05.2019 по 30.05.2019. На нём мы подвели итоги основного мероприятия проекта с участниками - обучающимися ГБОУ «Курганский областной лицей - интернат для одарённых детей», а также с экспертами, приглашёнными специалистами, с руководством ГБОУ «Курганский областной лицей-интернат для одарённых детей».

Таким образом, КВН представляет собой востребованный вид досуга молодёжи, который не теряет своей актуальности. Мы относим КВН к сложным по структуре досуговым занятиям молодёжи, которые состоят из комплекса мероприятий. При этом КВН принадлежит к активному виду досуга молодёжи и реализуется как художественное творчество.

1. Рыбалова Т.В. Развлекательно-досуговая деятельность: учебное пособие. Тюмень: ТюмГУ, 2015.

2. Большой толковый словарь русского языка. Гл. ред. С.А. Кузнецов. Санкт-Петербург, 2003.

3. Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга: учебник. Москва: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998.

4. Цимбалюк Н.М. Организация культурно-досуговой деятельности. 2000.

5. Шевчук И.В. Педагогическая сущность досуга и досуговой деятельности. Наука вчера, сегодня, завтра: сборник статей по материалам IX междунар. науч.-практ. конференции. Новосибирск: СибАК, 2014; № 2(9).

6. Аванесова Г. А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации. Москва, 2006: 74 - 75.

7. Шевчук И.В. Сущность понятий «досуг» и «досуговая деятельность». Уфа, 2016.

References

1. Rybalova T.V. Razvlekatel'no-dosugovaya deyatel'nost': uchebnoe posobie. Tyumen': TyumGU, 2015.

2. Bol'shoj tolkovyj slovar'russkogo yazyka. Gl. red. S.A. Kuznecov. Sankt-Peterburg, 2003.

3. Volovik A.F., Volovik V.A. Pedagogika dosuga: uchebnik. Moskva: Flinta: Moskovskij psihologo-social'nyj institut, 1998.

4. Cimbalyuk N.M. Organizaciya kul'turno-dosugovoj deyatel'nosti. 2000.

5. Shevchuk I.V. Pedagogicheskaya suschnost' dosuga i dosugovoj deyatel'nosti. Nauka vchera, segodnya, zavtra: sbornik statej po materialam IX mezhdunar. nauch.-prakt. konferencii. Novosibirsk: SibAK, 2014; № 2(9).

6. Avanesova G.A. Kul'turno-dosugovaya deyatel'nost': Teoriya iprakiika organizacii. Moskva, 2006: 74 - 75.

7. Shevchuk I.V. Suschnost'ponyatij «dosug» i «dosugovaya deyatel'nost'». Ufa, 2016.

Статья поступила в редакцию 27.05.19

УДК 37.015.3

Kraynik V.L., Dr. of Sciences (Pedagogy), professor, Altay State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: kraynlkviktor@mail.ru

Diyanova R.T., senior teacher of the Department of pedagogy and psychology, Academy "Bolashak' (Karaganda, Kazahkstan), E-mail: rahat_dyanova@mail.ru

PEDAGOGY-A PSYCHOLOGICAL ANALYSIS OF THE PROBLEMS OF THE STUDY OF THE INDIVIDUAL CREATIVITY. The theoretical analysis of one of the

most interesting and, at the same time, the most complex categories of pedagogy and psychology - the creativity of the individual. Such essential characteristics of this phenomenon as creativity, transformative activity, openness, sensitivity to the new, individuality, independence, non-standard, etc. Are revealed, it is established

that the necessary condition for the manifestation and development of creativity of the individual is a special environment, assuming the absence of strict regulation of activity and thinking, as well as the presence of a certain freedom of action. It is shown that the most important role in the realization of creative abilities of the individual is played by motivation. At the same time, internal motives are of priority importance, because they, first of all, have a positive impact on personal growth, self-development and create prerequisites for the launch of the mechanism of self-actualization of the individual.

Key words: creativity, personality, creativity of personality, creative environment, creative activity, creative personality.

В.Л. Крайник, д-р пед. наук, проф., зав. каф. спортивных дисциплин института физической культуры и спорта Алтайского государственного

педагогического университета, г. Барнаул, E-mail: kraynikviktor@mail.ru

Р.Т. Диянова, ст. преп. кафедры педагогики и психологии Академии «Болашак», г. Караганда, E-mail: rahat_dyanova@mail.ru

ПЕДАГОГИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КРЕАТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Проведен теоретический анализ одной из наиболее интересных и, в то же время, наиболее сложных категорий педагогики и психологии - креативности личности. Раскрыты такие сущностные характеристики данного феномена как творческие способности, преобразовательная активность, открытость, чувствительность к новому, индивидуальность, самостоятельность, нестандартность и др. Установлено, что необходимым условием проявления и развития креативности личности является особая среда, предполагающая отсутствие строгой регламентации деятельности и мышления, а также наличие определённой свободы действий. Показано, что важнейшую роль в реализации креативных способностей личности играет мотивация. При этом приоритетное значение имеют внутренние мотивы, поскольку именно они, в первую очередь, положительно влияют на личностный рост, саморазвитие и создают предпосылки для запуска механизма самоактуализации личности.

Ключевые слова: креативность, творчество, личность, креативность личности, творческая среда, творческая деятельность, творческая личность.

Общая глобализация и интеграция национального образования в мировое образовательное пространство требуют более высокого качества профессиональной подготовки будущих педагогов, чья компетентность и творческая активность существенно влияют на уровень интеллектуального потенциала общества [1]. В современном быстро меняющемся мире креативность считается жизненно необходимой для учения, обучения и работы человека и людям постоянно необходимо думать по-новому Проблемы, с которыми люди сталкиваются дома, в обществе, в стране, новы и трудны, и поэтому им необходимо думать креативно и дивергентно, чтобы решать эти проблемы.

Креативность является одной из важнейших общенаучных категорий, которая по настоящее время исследуется на философском, педагогическом, психологическом, социально-психологическом уровнях. С помощью креативности можно саморазвиваться, адаптироваться в новом изменяющемся мире. Креативность дает возможность развивать личностные качества, которые в дальнейшем благоприятствуют раскрытию способностей.

В психологической и педагогической науке понятие «креативность» переводится как «творческость» или, иногда, - как «творческостность» и рассматривается как способность, отражающая свойство индивида создавать новые понятия и формировать новые навыки, т.е. способность к творчеству; как потребностное поисково-преобразовательное отношение личности к действительности, которое проявляется в поисковой преобразовательной активности; как некоторая способность бессознательного творческого субъекта порождать множество моделей мира; как готовность к применению и развитию своих способностей.

Креативность не свойственна личности от рождения. Эта специфическая человеческая деятельность приводит к появлению нового, новаторского продукта. Клаус Урбан выделяет ряд способов проявления креативности: создание нового, необычного и неожиданного продукта, благодаря инсайту и сенситивности заданной проблемы; на основе и посредством тонкого, инсайтного, широкого восприятия существующих, доступных, открытых данных, а также открытого и целенаправленного поиска информации; посредством анализа, ориентированного на обработку и использование необычных ассоциаций и новых комбинаций данных, с помощью собственных широких исчерпывающих знаний и воображаемых элементов; при помощи синтеза, структуризации и объединения данных, элементов, структур в новый гештальт-решение; новый гештальт-решение, произведенный как продукт в продукте,который благодаря коммуникации может быть понят другими, будучи представлен непосредственно через органы чувств или через символическое представление, и оценен как имеющий смысл и значение [2].

Л.Б. Ермолаева-Томина рассматривает креативность как совокупность разнообразных способностей, каждая из котоых может быть представлена в той или иной степени у той или иной индивидуальности, и выделяет следующие ее признаки: открытость опыту - чувствительность к новым проблемам; широту категоризации - отдаленность ассоциаций, широта ассоциативного ряда; беглость мышления - способность быстро переходить от одной категории к другой, от одного способа решения к другому; оригинальность мышления - самостоятельность, необычность, остроумность решения [3].

Особенности мышления, способствующие творческим достижениям, предложил Д. Гилфорд, где экспериментально обосновал перечни этих особенностей. Ж. Годфруа отмечает, что с раннего детства, в школе при обучении детей в основном используется конвергентное мышление, что в свою очередь не способствует развитию дивергентности, свойственной творческим личностям [4].

Некоторыеисследователи признают, что по-настоящему творческого результата возможно добиться в том случае, если существует единство когнитивных способностей и соответствие матрицы мотивационных, личностных и ситу-

ационных характеристик. Так, среди личностных и мотивационных переменных, связанных с креативным поведением, креативным проявлением называют такие как самоуважение, настойчивость, высокий уровень энергии, широкий круг интересов, сенситивность к проблемам, любознательность, энтузиазм и глубина переживаний, предпочтение сложных или неопределенных замыслов и высокие эстетические ценности. Более глубоко рассматриваются такие уровникак функциональные аспекты креативного поведения, открытость опыту и нестандартность. Эти личностные факторы дают возможность образовывать индивидуальные структуры, в которых креативное поведение может найти наиболее полную реализацию. При этом креативность как динамически развивающаяся структура личности характеризуется своеобразием и целостной совокупностью следующих личностных особенностей: творческим потенциалом, творческой активностью, творческой направленностью, творческой индивидуальностью, инициативностью, импровизированностью.

Е.Л. Яковлева понимает под креативностью личностную характеристику, которая рассматривается не как определенный набор личностных черт, а то, как человек реализовывает собственную индивидуальность. Каждый человек оригинален, неподражаем, своей уникальностью вносит в мир что-то новое, необычное, такое, чего раньше не было. Поэтому проявление индивидуальности является творческим процессом. Характеристики креативности непредметны, то есть не предусматриваютналичие продукта (материального или идеального), процессуальны, потому как креативность предполагает процесс проявления собственной индивидуальности [5].

В.Н. Дружинин предполагает, что креативность есть свойство, которое начинает активироваться тогда, когда это позволяет окружающая среда. Для формирования креативности необходимы следующие условия: отсутствие образца регламентированного поведения; наличие позитивного образца творческого поведения; создание условий для подражания творческому поведению; социальное подкрепление творческого поведения [6].

Креативность - является основой для открытий и новшеств. Считается, что креативность определяют два качества: новизна и полезность. Определения могут отличаться в зависимости от того,как исследователи трактуют креативность относительно креативной личности, креативного процесса, креативного продукта или креативной среды, а также в зависимости от теоретических перспектив самих исследователей.

Креативность как ценностная созидательная категория, являющаяся неотъемлемой стороной человеческой духовности и условием творческого саморазвития личности, выступаетзначительным ресурсом ее самоактуализации и выражается не столько многоликостью имеющихся у личности знаний, сколько восприимчивостью, чувствительностью к новым идеям и склонностью менять устоявшиеся стереотипы. Это, в свою очередь, приводитк созданию нового, получениюнестандартных, своеобразных и необычных решений жизненных проблем.

А. Маслоу считает, что личность имеет способность интегрировать, способность играть с интеграцией внутри себя и способность интегрировать все из среды своего существования. Степень креативности личности зависит от уровня ее внутренней интеграции. Именно внутреннее принятие позволяет самоактуализирующимся людям смело исследовать настоящую природу мира и делает их поведение более спонтанным, конгруэнтным (менее контролируемым, менее ингибированным, менее запланированным, менее подчиненным воле). Их мало интересуют мнения окружающих по поводу того, что они могут сказать что-то нето, либо могут выгдядеть глупо или смешно. Они меньше боятся неприятия или насмешек и могут позволить себе преисполнитьсяэмоциями [7].

Если мотивом творческой деятельности выступает в первую очередь удовольствие, получаемое от нее, а также личные интересы, люди склонны работать более креативно, чем в том случае, когда их мотивируют извне. Считается, что креативность является индивидуальным феноменом, тем не менее, она неизбежно приобретает черты социального процесса. Проявляя конструктивнуюкре-ативность,личностьзачастую склонна иметь способности систематизировать и организовывать не только свои усилия, но и чужие. Кроме того, креативность-легче проявляется в той среде, в которой дается возможность допускать ошибки и снова пробовать осуществить данную деятельность, гдесохраняется широта и разнообразие, стимулирующие творчество во всех его провокационных формах. При этом, необходимыми условиями развития креативности выступают психологическая безопасность, принятие, эмпатическое понимание и свобода от оценок, осуждения, а также климат психологической свободы, атмосферы дозволенности, открытости, игры и спонтанности.

Креативная среда является очень важной составляющей для развития креативности личности. На проявление креативностивлияет отсутствие угрозы и принуждения от окружения. Если бы креативность могла возникнуть в результате принуждения или как продукт угрозы, соответственно в мире было бы больше креативности, но как мы видим по опыту, это приводит только к заторможенности, появлению повышенной осмотрительности, боязни выражать свободно свои идеи, боязни спонтанности, конгруэнтности.

Рассматривая проблему креативности, многие ученые стоят перед выбором - считать ли креативность наследственной характеристикой лишь немногих людей или имманентным качеством, присущим любому субъекту в большей или меньшей степени. Последнее время в психологии ярко выражено мнение о том, что у всех людей есть способности к творчеству. Творческие способности в совокупности с личными качествами и присущим типом мышления составляют неповторимую индивидуальность человека.

С креативностью сопряжены два личностных качества, а именно: интенсивность поисковой мотивации и чувствительность к побочным образованиям, которые возникают при мыслительном процессе. Мотивация тесно связана с настойчивостью и умением доводить начатое дело до конца. Широко известно высказывание академика А.Н. Крылова о том, что во всяком практическом деле идея составляет от 2% до 5%, а остальные 95-98% - это исполнение. В этой связи возникает проблема поддержания мотивации на всех этапах деятельности, которая может быть решена только в том случае, если вся творческая деятельность будет проходить на высоком эмоциональном уровне.

Несомненно, креативность также зависит и от любознательности, открытости новшествам и готовности к риску. При этом одним из значимых параметров креативности является оригинальность. Если исходить из базовых представлений о креативности, то именно оригинальность следует считать ее центральным параметром: ведь производство новых идей (критерий новизны) служит важнейшим признаком креативного мышления. Однако, некоторые ученые считают, что оригинальные идеи нельзя рассматривать в отрыве от их полезности. Если оригинальные идеи рассматривать безотносительно к их прикладному значению, то сложно будет отделить креативные идеи от эксцентричных или шизофренических, которые, в свою очередь также могут быть оригинальными, но непродуктивными.

А. Кропли считает необходимым отличать подлинную креативность от псевдокреативности и квазикреативности. Псевдокреативность имеет признак новизны как следствие нонконформизма и недостатка дисциплинированности, слепого неприятия того, что уже существует или просто желания неожиданно поставить дело «с ног на голову». Такого рода «новизна», по его мнению, не имеет никакого отношения к креативности. Квазикреативность содержит некоторые элементы подлинной креативности, например, высокий уровень фантазии. Однако в этом случае возникает проблема связи квазикреативности с реальностью [8].

Библиографический список

На основании сказанного выше можно признать, что в большинстве исследований под креативностью подразумевается некоторая совокупность мыслительных и личностных особенностей, способствующих становлению и проявлению творчества. На современном этапе развития психологии и педагогики нельзя считать устоявшимися как единое определение понятия «креативность», так и представление о системе структурных компонентов креативности.

По Р Стернбергу, в творческих проявлениях личности можно выделить следующие факторы: интеллект как способность, приобретенные знания, мотивацию, внешнюю среду. При этом, основным фактором автор видит интеллект со следующими важными составляющими:

- синтетическая способность - новое видение проблемы, преодоление границ обыденного сознания;

- аналитическая способность - выявление идей, достойных дальнейшей разработки;

- практические способности - умение убеждать других в ценности идеи.

Если у индивида слишком развита аналитическая способность в ущерб

двум другим, то он является блестящим критиком, но не творцом. Синтетическая способность, не подкрепленная аналитической практикой, порождает массу новых, но не обоснованных результатами исследований, бесполезных идей. Практическая способность без двух остальных может привести к продвижению недоброкачественных, но ярко презентованных публике идей [9].

Р. Стернберг провел исследование, в котором участвовали студенты-психологи, предварительно разделенные на две группы. Им читали в колледже один и тот же психологический курс, но в двух разных вариантах: со стимулированием творческого мышления и без такового. Оценивался результат,которого достигали студенты в зависимости от начального уровня креативности и типа обучения. Студенты, изначально обладавшие более высоким уровнем креативности, чаще генерировали собственные идеи, выдвигали разнообразные гипотезы в случае варьирования условий эксперимента и выборки, т.е. показали более высокие результаты в условиях творческого обучения, чем те, которые тоже обладали высокими показателями креативности, но обучались в обыкновенных условиях. Из этого можно сделать вывод о том, что для проявления креативности большую значимость имеет соответствующая творческая среда.

Подводя итог психолого-педагогического анализа феномена креативности личности, будет уместным привести ряд характерных обобщений, сделанных известными исследователями данной проблематики Ф. Барроном и Д. Харринг-тоном:

1. Креативность - это способность адаптивно реагировать на необходимость новых подходов и новых продуктов. Данная способность позволяет также осознавать новое в бытии, хотя сам процесс может носить как сознательный, так и бессознательный характер.

2. Специфическими свойствами креативного процесса, продукта и личности являются их оригинальность, состоятельность, валидность, адекватность задаче и еще одно свойство, которое может быть названо пригодностью - эстетической, экологической, обладающей правильной и оригинальной на данный момент формой.

3. Креативные продукты могут быть очень различны по природе: новое решение проблемы в математике, открытие химического процесса, создание музыки, картины или поэмы, новой философской или религиозной системы, инновация в юриспруденции, свежее решение социальных проблем и мн. др.

4. Создание нового творческого продукта во многом зависит от личности творца и силы его внутренней мотивации [10].

Добавим от себя, что важным моментом для выявления необходимости развития креативности является положение о том, что личность, которая реализует свою творческую активность, преимущественно руководствуется внутренними мотивами поведения и ориентируется, прежде всего, на собственный личностный рост, саморазвитие.

1. Крайник В.Л., Мандаева А.Е. Содержание процесса формирования психолого-педагогической ориентации студентов. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 4: 272 - 275.

2. Урбан К.К. Поощрение и поддержка креативности в школе. Иностранная психология. 1999; № 11: 41 - 51.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества. Москва, 2003.

4. Годфруа Ж. Что такое психология?: В 2-х т.: Т. 1. Москва, 2004.

5. Яковлева Е.Л., Фельдштейн Д.И. Психология развития творческого потенциала личности. Москва, 1997.

6. Дружинин В.Н. Психологическая диагностика способностей: теоретические основы: В 2 ч. Ч. 1. Екатеринбург, 2000.

7. Маслоу А. Мотивация и личность. Санкт-Петербург, 2013.

8. Кропли А. Распознавание творческого потенциала: оценка полезности тестов креативности. Психология и школа. 2011; № 4: 85 - 100.

9. Стернберг Р. Практический интеллект. Санкт-Петербург, 2002.

10. Barron F., Harrington D. Creativity, intelligence and personality. Annual Review of Psychology. 1981: V. 32; 439 - 476. References

1. Krajnik V.L., Mandaeva A.E. Soderzhanie processa formirovaniya psihologo-pedagogicheskoj orientacii studentov. Mirnauki, kultury, obrazovaniya. 2018; № 4: 272 - 275.

2. Urban K.K. Pooschrenie i podderzhka kreativnosti v shkole. Inostrannaya psihologiya. 1999; № 11: 41 - 51.

3. Ermolaeva-Tomina L.B. Psihologiya hudozhestvennogo tvorchestva. Moskva, 2003.

4. Godfrua Zh. Chto takoepsihologiya?: V2-h t.: T. 1. Moskva, 2004.

5. Yakovleva E.L., Fel'dshtejn D.I. Psihologiya razvitiya tvorcheskogo potenciala lichnosti. Moskva, 1997.

6. Druzhinin V.N. Psihologicheskaya diagnostika sposobnostej: teoreticheskie osnovy: V 2 ch. Ch. 1. Ekaterinburg, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.