УДК 374.1+377.5
ТЕХНОЛОГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ С ЭЛЕМЕНТАМИ АВТОДИДАКТИКИ В ПРОЦЕССЕ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
© Елена Александровна БЕЛОВА
аспирант, кафедра педагогики и образовательных технологий Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: [email protected]
Рассмотрено описание технологии использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР) с элементами автодидактики в процессе саморазвития личности студентов профессиональной образовательной организации, которая условно разбита на четыре этапа: 1) констатирующий - формирование экспериментальной и контрольной группы, мониторинг и анализ начального уровня саморазвития студентов, а также составление алгоритма действий, направленных на изменение уровня саморазвития в положительную сторону в процессе самостоятельной работы с ЭОР с элементами автодидактики; 2) проектирующий - отбор ресурсов для проведения эксперимента на основе ранее сформированных параметров; 3) конструктивный - поэтапное внедрение ресурсов в процесс саморазвития студентов в урочное и внеурочное время; 4) контрольно-коррекционный - анализ полученных результатов, составление рекомендаций по дальнейшему использованию результатов исследования. Сопоставлены полученные результаты контрольной и экспериментальной групп как в начале, так и в конце эксперимента. Приведен и обоснован процентный прирост каждого из показателей по сравнению с данными констатирующего эксперимента как в контрольной, так и в экспериментальной группах. Сделан вывод об изменении уровня саморазвития личности студентов профессиональной образовательной организации в положительную сторону в ходе использования ЭОР с элементами автодидактики.
Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы; саморазвитие; автодидактика; технология
DOI: 10.20310/1810-0201-2016-21-12(164)-26-34
В настоящее время глобальное внедрение информационных технологий затронуло все сферы человеческой жизни. Так, в психолого-педагогической литературе все чаще и чаще стали появляется новые формы, методы и технологии обучения, связанные с внедрением информационных технологий в процесс образования и самообразования личности студентов. При этом плавное изменение процесса самообразования оказало активное влияние и на процесс саморазвития в целом.
Сложилась достаточная научная база [1-4], связанная с изучением процесса образования и самообразования в сложившихся условиях информатизации. Однако, несмотря на существующие исследования, посвященные вышеуказанному процессу, приходится констатировать следующие недостаточно изученные вопросы:
1) не рассмотрены все новейшие информационные средства обучения, в том числе и электронные образовательные ресурсы (ЭОР) с точки зрения их степени воздей-
ствия на процесс самообразования и, как следствие, саморазвития личности;
2) исследованы разрозненные понятия, такие как ЭОР и автодидактика, но не существует научных исследований, посвященных изучению специфики ЭОР с элементами автодидактики, возможности синхронизации процесса саморазвития в рамках развития познавательных процессов с процессом самообразования в ходе использования ЭОР с элементами автодидактики;
3) не выявлены и не обоснованы психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективность реализации процесса саморазвития личности на базе использования ЭОР с элементами автодидактики в условиях образовательной и самообразовательной среды.
Изучение процесса саморазвития как целостного явления в условиях информатизации общества, выделение педагогических условий, способствующих изменению уровня саморазвития личности студентов профессиональной образовательной организации,
позволило нам разработать и организовать технологию внедрения ЭОР с элементами автодидактики в образовательный и самообразовательный процесс студентов профессиональной образовательной организации для апробации выделенных педагогических условий.
Целью проектируемой нами технологии саморазвития личности студентов профессиональной образовательной организации в процессе их регулярной самостоятельной работы с ЭОР с элементами автодидактики является создание условий для формирования каждого из компонентов саморазвития и их активное воздействие на этапы саморазвития. По нашему мнению, основным результатом реализации технологии является динамический рост показателей оценки уровня саморазвития личности студентов и, как следствие, повышение уровня саморазвития личности студентов профессиональной образовательной организации.
Под саморазвитием личности мы понимаем процесс личностного становления под действием симбиоза внешних и внутренних факторов (преимущественно жизненного опыта и внутренней активности) с целью самореализации [5-6]. При разработке технологии мы оперировали тем фактом, что изменение уровня саморазвития личности студентов профессиональной образовательной организации может происходить как в качестве необходимого, так и в качестве целенаправленного жизненного направления. Соответственно, первый из которых осуществляется под действием внешней, а второй - под действием внутренней мотивации. Необходимо отметить, что основная задача педагога -смотивировать студента на профессиональный и личностный рост.
Мы выделили следующие последовательно реализуемые этапы технологии взаимодействия: констатирующий, проектирующий, конструктивный и контрольно-коррекционный.
Целью первого (констатирующего) этапа является:
1) выбор контрольных и экспериментальных групп;
2) мониторинг и анализ исходного уровня саморазвития студентов АНПОО «Кооперативный техникум Тамбовского облпотребсоюза», составление алгоритма
действий, направленных на изменения уровня саморазвития студентов в положительную сторону в ходе использования ЭОР с элементами автодидактики и включающих в себя исследование мотивационных установок по отношению к саморазвитию в целом, определения степени сформированности «Я-концепции», наличия умений по формированию и реализации стратегии саморазвития, в том числе в ходе использования ЭОР с элементами автодидактики.
В констатирующем эксперименте [7] принимали участие 100 студентов 1 и 2 курсов (по 50 студентов в контрольной и экспериментальной группах, причем в каждой из групп присутствовали студенты как гуманитарных, так и математических направленно-стей). Диагностика исходного уровня саморазвития осуществлялась на занятиях по предмету «Психология» преподавателем данной дисциплины в виде подобранного ранее сочетания надежных опытных методик и разработанных нами специальных анкет, а также эвристических тематических бесед, затрагивающих проблемы личностного саморазвития. Совместное обсуждение со студентами полученных результатов позволило выделить основные причины невысоких показателей. Рассмотрим основные из них:
1) отсутствие желания меняться;
2) нехватка времени;
3) неясное понимание терминов «саморазвитие», «электронный образовательный ресурс»;
4) недостаточное владение навыками планирования собственных действий для достижения поставленных целей;
5) отсутствие навыков самостоятельного построения образовательной траектории;
6) отсутствие в учебной программе интегрированных дисциплин, связанных с обучением студентов саморазвитию различными методами и средствами;
7) недостаточная активность преподавателей в оказании помощи студентам при построении стратегии саморазвития и др.
Целью второго (проектирующего) этапа является отбор ЭОР с элементами автодидактики [8] для участия в педагогическом эксперименте. ЭОР с элементами автодидактики - это образовательные ресурсы, представленные в цифровой форме с линейным или нелинейным принципом построения, отличи-
тельными особенностями которых являются вариативность, адаптивность и цикличность обучения.
Для данного процесса была собрана экспертная комиссия из ведущих преподавателей и методистов Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина в области разработки и создания ЭОР. В конкурсном отборе принимало участие около 20 ресурсов. По нашему мнению, процесс саморазвития ассоциируется не только с самостоятельным приобретением необходимых знаний для достижения чувства самоудовлетворенности, но и с параллельным развитием познавательных процессов [9-10]. Именно они являются регуляторными и отвечают за формирование знаний, умений и навыков личности, что немаловажно для развития общекультурных и профессиональных компетенций. Исходя из вышесказанного, было принято решение:
1) отбирать только те ЭОР с элементами автодидактики, внутреннее содержание которых направлено на развитие познавательных процессов;
2) каждый тип ресурсов предоставлять в двух вариантах для осуществления права выбора участникам эксперимента.
В результате чего были отобраны следующие ЭОР:
- LinguaLeo, Duolingo - ресурсы для изучения иностранных языков;
- Lumosity, Quantified-mind - ресурсы для развития умственных способностей, работа с которыми носит игровой характер;
- Соло на клавиатуре, vse10 - ресурсы для развития навыков быстрой печати;
- Samum, Speedread - ресурс для развития навыков скорочтения.
Целью третьего (конструктивного) этапа является вовлечение студентов в организацию процесса саморазвития. Данный этап педагогического эксперимента является ключевым и подразумевает следующее:
1) выработку системы личностного отношения к процессу самопознания, самоорганизации и самообразования;
2) выстраивание совместно с преподавателем стратегии саморазвития: выбор целей и задач;
3) поэтапное формирование и реализацию стратегии саморазвития посредством отобранных ЭОР с элементами автодидактики;
4) анализ собственных действий на каждом из этапов сформированной стратегии и корректировку программы саморазвития.
Для эффективного выполнения данных целей администрацией техникума за счет вариативного компонента учебного плана было введено факультативное занятие «Информационные технологии — путь к повышению рейтинговой оценки знаний, умений и навыков», рассчитанное на 34 часа. Занятия со студентами проводились 2 раза в месяц по 2 академических часа каждое: 7 занятий (14 академических часов) в первом семестре и 10 занятий (20 академических часов) во втором семестре. Важно отметить, что экспериментальная группа в количестве 50 человек состоит из двух учебных групп, поэтому занятия в каждой из учебных групп было решено проводить отдельно (по числителю -с одной группой, и знаменателю - с другой).
Немаловажно и то, что, учитывая специфику календарно-тематического плана факультативного занятия, после проведения четырех занятий каждая из учебных групп была разбита на подгруппы, в результате чего получилось две подгруппы по 12 человек и две подгруппы по 13 человек. В связи с тем, что методика преподнесения материала у каждого из преподавателей своя, для чистоты эксперимента было выдвинуто решение вовлечь в данный процесс только по одному преподавателю каждой из фигурирующих дисциплин в календарно-тематическом плане. Поэтому занятия с каждой из подгрупп в учебной группе проходили не параллельно, а в разный промежуток времени одними и теми же преподавателями.
При построении системы занятий учитывался «алгоритмический принцип», который подразумевает разбиение тем занятий на соответствующие блоки. Каждый из блоков направлен на стимулирование тех или иных компонентов саморазвития:
1 блок - выработка конструктивной мотивации - был направлен на осознание студентами важности саморазвития в условиях ориентации социальных установок на всесторонне развитую личность. Занятия со студентами проводил преподаватель дисциплины «Психология» 4 академических часа. Основная форма работы на занятии носила дискуссионный характер между преподавателем и студентами, где происходило зна-
комство студентов с содержанием и структурой процесса саморазвития личности, совместное обсуждение перспективы саморазвития личности в целом, мотивов самовоспитания, самоорганизации, самопознания, современного состояния проблемы саморазвития, роли самоутверждения человека при формировании внутренней и внешней мотивации, основных требований, предъявляемых к специалисту в современном мире. В заключение работы первого блока были проведены дебаты по теме: «Саморазвитие личности - путь гармонии самим с собой». В связи с тем, что данный блок носил подготовительный характер, применение ЭОР с элементами автодидактики было нецелесообразным.
2 блок - выработка познавательных и самопознавательных интересов на основе использования инновационных методов и средств. Основная задача педагога - помощь студентам в раскрытии их личностных особенностей; привлечение внимания к современным средствам саморазвития, в частности, к ЭОР с элементами автодидактики, побуждение к их регулярному использованию в свободное время, в том числе и во время подготовки к занятиям. В связи с направленностью данного блока, занятия со студентами проводили два преподавателя (отдельно друг от друга): психологических и информационно-технологических дисциплин. Занятия преподавателя-психолога включали в себя вовлечение студентов в различного рода ситуации, с помощью которых они могли лучше познать свой внутренний мир, осмыслить собственный потенциал. Преподавателем была разъяснена важность когнитивных тренировок и их роль в процессе саморазвития. На такого рода занятия было отведено 2 академических часа.
Основная форма занятий преподавателя-информатика носила объяснительно-иллюстративный характер. Студентами были рассмотрены основные достоинства и недостатки, а также традиционные и инновационные свойства ЭОР в целом; продемонстрированы отличительные свойства линейных от нелинейных ЭОР; рассмотрены понятия автодидактики, ЭОР с элементами автодидактики. В заключении отведенных двух академических часов студентам, поддерживая позицию преподавателя предмета «Психология» о развитии когнитивных способностей как ос-
новного инструмента самопознавательной деятельности, было предложено регулярно в течение всего учебного года использовать в свободное от занятий время один из вариантов ЭОР с элементами автодидактики: Lumosity или Quantified-mind. Доля отводимого времени на работу с выбранным ресурсом никак не регламентировалась преподавателем, а фиксировалась в свою очередь как технической составляющей ресурса, так и мотивационной составляющей студента. То есть студент, выбрав для себя ежедневное занятие с ресурсом, в свою очередь получал дополнительные бонусы, нежели если он пропускал те или иные дни. Тем не менее, несмотря на ежедневные или бессистемные занятия, контент ресурса накладывал ограничения как на время для выполнения того или иного упражнения, так и на количество упражнений в день.
3 блок - выработка навыков формирования стратегии саморазвития в ходе использования ЭОР с элементами автодидактики. Основная задача педагога - оказать помощь студенту в выборе целей и задач, способствующих их дальнейшему саморазвитию; содействовать в выработке навыков планирования; провести корректировку его образовательной траектории; продемонстрировать образовательную траекторию, заложенную в контенте ЭОР с элементами автодидактики. Данный блок является самым объемным - на его реализацию отводится 28 академических часов.
Первое занятие данного блока в количестве двух академических часов было проведено преподавателем предмета «Психология». Данное занятие носило исключительно практический характер. Каждому из студентов было предложено в тезисной форме ответить на ряд вопросов, отражающих их концепцию саморазвития. После чего студенты зачитывали свои работы. Важно заметить, что только некоторые из них смогли преодолеть стеснение и публично ознакомить коллектив со своими работами. Далее было произведено совместное обсуждение, где преподаватель предлагал студентам найти, если таковы имеются, ошибки, посоветовать, как оптимизировать выбранный план действий.
Второе занятие данного блока (2 академических часа) было направлено на знакомство с принципом построения образователь-
ной траектории на примере следующих ЭОР с элементами автодидактики: Соло на клавиатуре и vse10. Основная суть занятия -донести до студентов, что при работе с ресурсом, имеющим четкую сюжетно-образо-вательную линию, прослеживается прямая зависимость качества усвоения нового материла от степени усвоения предыдущего. После чего студентам было предложено помимо выбранного ранее ЭОР с элементами автодидактики снова ознакомиться с предложенными ресурсами для обучения быстропечатанию и выбрать один из понравившихся для регулярных самостоятельных занятий (при этом не бросая обучение с предыдущим).
Следующее занятие (2 академических часа) носило комбинированный характер. Преподавателем дисциплины «Психология» была проведена лекция-дискуссия «Самоорганизация - ключ на пути достижения поставленной цели». Основная цель занятия -донести до студентов, что верно подобранная стратегия саморазвития предполагает не только систематическое и упорное выполнение поставленных задач, но и организацию выгодных условий для достижения положительных результатов. В свою очередь преподавателем информационно-технологических дисциплин было предложено студентам написать эссе на тему «Как ЭОР с элементами автодидактики влияют на мою самоорганизацию».
Кроме того на занятии прошла негласная проверка успехов студентов при работе с первым видом ЭОР с элементами автодидактики, способствующих развитию когнитивных способностей. В связи с тем, что в каждом из выбранных ресурсов имеется визуализация достижений, преподавателем информационно-технологических дисциплин было предложено в программе AdobePhotoshop, или CorelDRAW, или Paint составить коллаж на тему: «Мои достижения - моя маленькая победа», в котором обязательно должен фигурировать скриншот с достигнутым уровнем. На сдачу работы отводилась одна неделя, после чего была организована выставка, где каждый из студентов техникума мог проголосовать за понравившуюся работу. Все работы были не подписаны, а пронумерованы, следовательно, большая часть студентов не знала, кому принадлежит каждая из работ. Победителю и призерам данного конкурса на
общестуденческом собрании были вручены грамоты от администрации техникума.
Целью следующего занятия (2 академических часа), проводимого преподавателем информационно-технологических дисциплин, являлось знакомство студентов с ресурсами, улучшающими навыки скорочтения: Speedread, Samum. Также преподаватель предложил студентам пройти онлайн-тест на определение скорости чтения, по результатам которого была определена средняя скорость чтения студентов в обеих экспериментальных группах, которая составила в среднем 600 знаков в минуту. После подведения итогов тестирования студентам в дополнение к предыдущим ресурсам было рекомендовано снова выбрать один из вышеперечисленных для дальнейших занятий во внеурочное время. Помимо этого на занятии происходило обсуждение написанного студентами эссе на тему: «Как ЭОР с элементами автодидактики влияют на мою самоорганизацию».
Следующее занятие в объеме двух академических часов было проведено преподавателем дисциплины «Правоведение». На уроке студенты демонстрировали навыки, не только полученные при работе с одним из выбранных ресурсов по улучшению навыков быстрой печати, но также навыки устной речи, умения анализировать, доказывать, приводить аргументы. Была проведена ролевая игра «Суд идет».
Следующее занятие (2 академических часа) было интегрированным и проводилось одновременно двумя преподавателями дисциплин «Иностранный (английский) язык» и «Информационные технологии». Так как среди студентов экспериментальной группы лишь 8 человек изучают немецкий язык, привлечение педагога данной дисциплины было нецелесообразным. Целью данного занятия являлось рассказать студентам о роли иностранного языка в современном информационном обществе, его влиянии на профессиональную деятельность и саморазвитие. Студентам было продемонстрировано два ЭОР с элементами автодидактики -LinguaLeo, Duolingo. Рассказаны их основные возможности и способы обучения иностранному языку на основе данных ресурсов. В конце занятия были проведены дебаты на тему: «Обучение иностранному языку с помощью интерактивного ЭОР или с носителем
языка?», в которых участвовали две команды по три человека в каждой. Остальные участники были слушателями.
Студентам было задано домашнее задание в виде написания образовательной траектории обучения иностранному языку на основе выбранного ими ЭОР с элементами автодидактики.
На следующем занятии (2 академических часа) осуществлялась проверка домашнего задания преподавателем дисциплины «Иностранный язык». Студенты зачитывали и анализировали работы друг друга. В результате чего данное задание способствовало не только активизации рефлексивной деятельности, его основная суть - научить студентов самостоятельно формулировать и решать поставленные задачи на основе выбранных целей и предложенных средств ее реализации, опираясь на данные внутреннего самоанализа.
Кроме того преподавателем дисциплины «Психология» было решено провести занятия, направленные на выработку у студентов навыков регулирования поставленных целей в зависимости от возникновения определенных трудностей на пути их реализации.
Следующее занятие также было проведено в игровой форме. Основная цель игры -проверить, имеются ли положительные результаты от занятий с ЭОР, направленных на развитие навыков скрочтения. Студенты были разделены на четыре команды по 3-4 человека в каждой. Методом жеребьевки каждой из команд присваивался порядковый номер. Первая из команд выбирала категорию, а также стоимость вопроса. Ведущий передавал команде энциклопедию по выбранной категории. По сигналу произносился номер страницы. Основная задача участников - за отведенный промежуток времени прочитать как можно больше информации, начиная с озвученной страницы. Чтение текста должно быть максимально осмысленным, а не только с максимальной скоростью. Необходимо запомнить все существенные факты. После сигнала книга закрывалась, ведущий озвучивал вопрос, ответ которого скрывался в прочитанном куске текста, и давал команде 15 секунд на его обсуждение. Если команда верно отвечала на вопрос, то ей присваивалось выбранное количество очков, если нет, то ход переходил к следующей команде.
По мнению преподавателя дисциплины «Иностранный язык», обучение иностранному языку является долгим и упорным процессом, требующим определенной усидчивости, самоорганизации, силы воли и достаточно большого периода времени. Поэтому спустя два месяца после вовлечения студентов в ЭОР с элементами автодидактики, направленными на изучение иностранных языков, не следует ждать колоссальных результатов. Таковы могут возникнуть не ранее чем через полгода. Именно поэтому мы не стали проводить негласную игру по определению результатов работы с вышеуказанными ресурсами. Преподавателем дисциплины «Иностранный язык» было предложено провести ее в начале октября нового учебного года на своем занятии. Тем не менее нам показалось небезынтересным все же просмотреть результаты студентов, фиксируемых в ЭОР. Поэтому студентам было предложено создать газету на тему: «Как я добился таких результатов». При этом обязательным условием являлось следующее: каждый из способов достижения результатов необходимо написать в краткой форме, а рядом поместить фотографию реализации данного способа. Количество способов не должно быть меньше пяти; приветствуются способы, записанные в шуточной форме. В конце описанных способов необходимо приложить распечатанный скриншот «Прогресса» из программы. Данное задание являлось домашним.
Заключительное занятие данного блока в объеме двух академических часов проводил преподаватель информационно-технологических дисциплин. Студентам было предложено смоделировать процесс саморазвития на основе выбранных всех четырех ЭОР с элементами автодидактики с помощью обычных фигур в программе MS Word или в программе ERwin. Основное условие - отразить используемые студентом разделы ресурсов и их очередность, показать взаимосвязь ресурсов, отразить, как усвоение одного раздела помогает при усвоении другого (причем не важно, находятся ли разделы внутри одного ресурса или нет). Данное задание плавно перетекло в домашнее задание.
Важно отметить, что газеты, созданные студентами в рамках домашнего задания, были развешаны в техникуме в качестве мотивации для студентов, не участвующих в эксперименте.
Таблица 1
Распределение студентов по уровням саморазвития личности на основе использования ЭОР в конце педагогического эксперимента
Уровень саморазвития Распределение по уровням, %
Контрольная группа Экспериментальная группа
в начале в конце в начале в конце
Эталонный 6 10 2 14
Высокий 10 22 14 46
Средний 34 28 32 30
Низкий 50 40 52 10
4 блок - выработка навыков конструктивного анализа полученных результатов. Основная задача педагога - научить студентов переосмысливать и корректировать собственные действия в зависимости от полученных как промежуточных, так и конечных результатов. На реализацию поставленной задачи было отведено 4 академических часа (два занятия). Немаловажно и то, что студенты на занятиях уже привлекались к рефлексивной деятельности, анализируя работы своих сокурсников.
На первом занятии данного блока преподавателем дисциплина «Психология» была проведена мини-лекция на тему: «Насколько важно уметь делать верные выводы из сложившихся жизненных ситуаций». После небольшой лекции-беседы каждому из студентов раздавались карточки с отрывками из философской литературы. Основная задача студентов: за 30 минут написать начало сочинения на заданную концовку, причем в самом сочинении должна фигурировать определенная жизненная ситуация, анализ и пути ее разрешения. После чего работы студентов зачитывались и подвергались критике со стороны одногруппников.
Заключительное занятие как данного блока, так и курса в целом начиналось с игры-ассоциации «Видел. Слышал. Полагаю». Каждому из студентов раздавался лист с расчерченными графами. В графах «Видел» и «Слышал» описывались факты, которые участник игры мог где-то увидеть и услышать (причем не одновременно). Исходя из анализа полученных данных, каждому из студентов необходимо сделать предположение или соответствующий вывод. На данную работу отводилось 15 минут, после чего участники делились своими предположениями.
Целью четвертого (контрольно-коррек-ционного) этапа являлся анализ результатов педагогического эксперимента.
Исходя из табл. 1 видно, что большинство студентов экспериментальной группы за время формирующего эксперимента повысили свой уровень саморазвития на одну-две позиции. Таким образом, после внедрения ЭОР в образовательный и самообразовательный процесс можно констатировать наличие положительной динамики изменения уровней саморазвития у студентов профессиональной образовательной организации. Итак, количество студентов экспериментальной группы с низким уровнем саморазвития в результате самообразовательной деятельности на основе использования ЭОР уменьшилось на 94,8 %. Число студентов со средним уровнем за счет уменьшения количества низкого уровня возросло на 51 %. А количество студентов с высоким уровнем выросло на 50 %, так как студенты со средним уровнем перешли в высокий.
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы выявил значительный прирост по всем показателям и критериям, прослеживается изменение уровня саморазвития личности студентов экспериментальной группы в положительную сторону (по сравнению с контрольной), что свидетельствует об эффективности разработанной нами технологии внедрения ЭОР с элементами автодидактики в образовательный и самообразовательный процесс студентов профессиональной образовательной организации.
Список литературы
1. Бутыч Н.С. Формирование готовности к физкультурному самообразованию у студентов ссузов на основе информатизации образовательной среды // Физическая культура:
воспитание, образование, тренировка. 2012. № 5.
2. Абдуразаков М.М., Ниматулаев М.М., Цвет-кова О.Н. Повышение квалификации и самообразование в условиях информатизации образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2016. № 1. С. 113-120.
3. Тан Н.Н. Возможности применения информационных технологий в самообразовании обучающихся // Информационные технологии в преподавании и научно-технический перевод: сб. науч.-метод. ст. М.: Рос. ун-т дружбы народов, 2014. С. 175-182.
4. Царапкина Ю.М., Шкарупина В.В. Применение интерактивных технологий в учебном процессе как основа саморазвития студентов // Гуманитарные науки и образование. Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т им. М.Е. Ев-севьева, 2014. № 3. С. 87-92.
5. Шаршов И.А. Профессионально-творческое саморазвитие субъектов образовательного процесса в вузе: дис. ... д-ра пед. наук. Белгород, 2005.
6. Макарова Л.Н., Шаршов И.А. Технологии профессионально-творческого саморазвития учащихся. М., 2005.
7. Белова Е.А. Характеристика исходного уровня саморазвития личности студентов среднего звена // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2015. № 1 (25). С. 127-132.
8. Стрельников А.В. Автодидактика как одно из условий формирования информационно-коммуникационной культуры // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015. № 2 (42). С. 55-61.
9. Жожикова С.И. Организационно-педагогические условия саморазвития личности школьника в сети Интернет: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Якутск, 2009.
10. Елагина В.С., Ковалева Н.В. Организация исследовательской деятельности в педагогическом колледже как условие саморазвития личности студента // Гуманизация образования. 2014. № 3. С. 36-41.
References
1. Butych N.S. Formirovanie gotovnosti k fiz-kul'turnomu samoobrazovaniyu u studentov ssu-zov na osnove informatizatsii obrazovatel'noy sredy [Formation of readiness to physical culture self-education of students of secondary specialized college based on basic principles of informatisation of educational environment]. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical culture: upbringing, education, training], 2012, no. 5. (In Russian).
2. Abdurazakov M.M., Nimatulaev M.M., Tsvetkova O.N. Povyshenie kvalifikatsii i samoobrazovanie v usloviyakh informatizatsii obrazovaniya [Professional development and self-education in conditions of educational informatization] . Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Informatizatsiya obrazovaniya - Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series Informatization of Education, 2016, no. 1, pp. 113-120. (In Russian).
3. Tan N.N. Vozmozhnosti primeneniya informat-sionnykh tekhnologiy v samoobrazovanii obu-chayushchikhsya [Opportunities for using information technologies in self-education of students]. Informatsionnye tekhnologii v prepoda-vanii i nauchno-tekhnicheskiy perevod: sbornik nauchno-metodicheskikh statey [Digest of research and methodology articles "Information technologies in teaching and science and research translation"]. Moscow, Peoples' Friendship University of Russia Publ., 2014, pp. 175182. (In Russian).
4. Tsarapkina Yu.M., Shkarupina V.V. Primenenie interaktivnykh tekhnologiy v uchebnom prot-sesse kak osnova samorazvitiya studentov [The use of interactive technologies in the educational process as the basis of self-development of students]. Gumanitarnye nauki i obrazovanie - The Humanities and Education, 2014, no. 3, pp. 8792. (In Russian).
5. Sharshov I.A. Professional'no-tvorcheskoe samorazvitie sub"ektov obrazovatel'nogo prot-sessa v vuze [Professional-creative self-development of subjects ofeducational process in university]. Dissertatsiya ... doktora pedagogicheskikh nauk. Belgorod, 2005. (In Russian).
6. Makarova L.N., Sharshov I.A. Tekhnologii pro-fessional'no-tvorcheskogo samorazvitiya uchash-chikhsya [Technologies of professional-creative self-development of students]. Moscow, 2005. (In Russian).
7. Belova E.A. Kharakteristika iskhodnogo urov-nya samorazvitiya lichnosti studentov srednego zvena studentov professional'noy obrazovatel'noy organizatsii [Characteristics of baseline of self-development of personality of students of middle-level]. Psihologo-pedagogicheskij zhurnal Gaudeamus - Psychological-Pedagogical Journal Gaudeamus, 2015, no. 1 (25), pp. 127-132. (In Russian).
8. Strelnikov A.V. Avtodidaktika kak odno iz us-loviy formirovaniya informatsionno-kommuni-katsionnoy kul'tury [Autodidactics as condition formation of information-communications culture]. Vestnik Chelyabinskoy gosudarstvennoy akademii kul'tury i iskusstv - Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts, 2015, no. 2 (42), pp. 55-61. (In Russian).
9. Zhozhikova S.I. Organizatsionno-pedagogi-cheskie usloviya samorazvitiya lichnosti shkol'nika v seti Internet [Organisative-pedagogical conditions of personality self-development of pupil in the Internet]. Avtorefe-rat dissertatsii ... kandidata pedagogicheskikh nauk. Yakutsk, 2009. (In Russian).
10. Elagina V.S., Kovaleva N.V. Organizatsiya issledovatel'skoy deyatel'nosti v peda-gogicheskom kolledzhe kak uslovie samoraz-
vitiya lichnosti studenta [Organization of research in Teacher Training College as a condition of student's self-development]. Gumanizat-siya obrazovaniya [Humanization of education], 2014, no. 3, pp. 36-41. (In Russian).
Поступила в редакцию 07.09.2016 г. Received 7 September 2016
UDC 374.1+377.5
TECHNOLOGY OF ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES' USE WITH ELEMENTS OF AUTODIDAC-TICS IN THE PROCESS OF PERSONALITY'S SELF-DEVELOPMENT OF STUDENTS OF PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION
Elena Aleksandrovna BELOVA
Post-graduate Student, Pedagogy and Educational Technologies Department Tambov State University named after G.R. Derzhavin 33 Internatsionalnaya St., Tambov, Russian Federation, 392000 E-mail: [email protected]
The description of technology of introduction of electronic educational resources with elements of autodidactics in the process of self-development of students of professional educational organization which is conventionally divided into four steps: 1) ascertaining - the formation of the experimental and control groups, monitoring and analysis of the entry level of self-development of students as well as the drawing up of an algorithm of actions, designed to change the level of self-development in a positive way in the process of self-study with the EER with elements of autodidactics; 2) designing - selection of resources to carry out the experiment on the basis of previously generated parameter; 3) constructive - phased implementation of resources in self-development of students in the process, and a portion to outside school hours; 4) control and correction - analysis of the results, make recommendations on further use of research results. We compared the results of the experimental and control groups at the beginning and at the end of the experiment. An increase of each of the indicators in comparison with the data of ascertaining experiment in the control and experimental groups is given and justified. The conclusion about the change in the level of self-development of personality of students of professional educational organization in a positive way in the use of EER with elements autodidacticsos made.
Key words: electronic educational resources; self-development; autodidactics; technology DOI: 10.20310/1810-0201-2016-21-12(164)-26-34
Информация для цитирования:
Белова Е.А. Технология использования электронных образовательных ресурсов с элементами автодидактики в процессе саморазвития личности студентов профессиональной образовательной организации // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2016. Т. 21. Вып. 12 (164). С. 26-34. DOI: 10.20310/1810-0201-2016-21-12(164)-26-34.
Belova E.A. Tekhnologiya ispol'zovaniya elektronnykh obrazovatel'nykh resursov s elementami avtodidaktiki v protsesse samorazvitiya lichnosti studentov professional'noy obrazovatel'noy organizatsii [Technology of electronic educational resources' use with elements of autodidactics in the process of personality's self-development of students of professional educational organization]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2016, vol. 21, no. 12 (164), pp. 26-34. DOI: 10.20310/1810-0201-2016-21-12(164)-26-34. (In Russian).