INTEGRATION OF EDUCATION, vol. 19, no. 4, 2015 ШШ^Ш^Щ^ УДК 37.015.3:004.9 DOI: 10.15507/1991-9468.081.019.201504.117
особенности использования электронно-образовательных
ресурсов с элементами автодидактики в процессе саморазвития личности
Е. А. Белова
ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Россия
В статье обозначена проблема исследования, направленная на увеличение уровня саморазвития учащихся информационно-коммуникационными средствами, в частности электронно-образовательными ресурсами с элементами автодидактики в условиях протекания процесса образования. Дано базисное определение саморазвития личности. Выделены и проанализированы компоненты саморазвития личности (мотивационно-ценностный, информационно-когнитивный, креативно-деятельностный, оценочно-коррекционный). Выявлены стадии саморазвития с учетом работы вышеперечисленных компонентов. Представлена физическая интерпретация наглядного представления процесса саморазвития личности в виде пружины из различных материалов, отличающихся жесткостью. Наглядно продемонстрирована прямая зависимость увеличения уровня саморазвития личности от обогащения его внутренних характеристик, что физически соответствует увеличению расстояния между витками пружины. Дано ключевое определение автодидактики и электронно-образовательным ресурсам с элементами автодидактики. Рассмотрены электронно-образовательные ресурсы с линейной и нелинейной сюжетно-образовательной линией. Описаны их отличительные особенности, на основании которых сделан вывод, что для достижения высшей точки саморазвития на основании электронно-образовательных ресурсов в процессе эксперимента необходимо использовать оба варианта, поскольку каждый из ресурсов отвечает за формирование определенных навыков. Продемонстрированы этапы проведения педагогического эксперимента. Особое внимание уделено критериям оценки электронно-образовательных ресурсов с элементами автодидактики, определяющих их качество, а именно учебно-методическому, инновационному, дизайн-эргономическому. В заключении статьи представлены электронно-образовательные ресурсы, отобранные в результате экспертной оценки и направленные на развитие внимания, памяти, интеллекта, скорости мышления, улучшение навыков восприятия иностранной речи, увеличение скорости, качества чтения и печати, которые и будут применяться на следующем этапе педагогического эксперимента.
Ключевые слова: саморазвитие личности; компоненты саморазвития; стадии саморазвития; электронно-образовательные ресурсы; критерии оценки электронно-образовательных ресурсов; автодидактика
Благодарности:
Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ, проект № 15-36-01032а1
SPECIFICS OF USE OF ELECTRONIC
EDUCATIONAL RESOURCES WITH ELEMENTS OF AUTODIDACTICS FOR PERSONAL DEVELOPMENT
E. A. Belova
G. R. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russia
The article deals with the problem of enhancing personal development of students via information and communication means with elements of autodidactics in the educational process. The author points out to the contradictions which are characteristic of the area. A basic definition of self-identity is given. The author isolates and analyses components of self-identity concept - namely, motivational and axiological component, information and cognitive component, creative and pragmatic component, assessment and correction component. The article reveals the stages of self-development, taking into account the functioning of the above components. Also the article contains a physical interpretation of visual representation of the process of personal development of an individual in the form of a coil spring made of materials with different stiffness. A key definition of autodidactics and electronic educational resources with elements of autodidactics are presented. Electronic educational resources with linear and nonlinear plot-line education are considered.
© Белова E. А., 2015 117
Particular attention is paid to define the criteria for assessment of electronic educational resources with elements of autodidactics in order to estimate their quality.
Keywords: self-development of the personality; components of self-development; self-development stage; electronic and educational resources; criteria of an assessment of electronic and educational resources; autodidactics
Acknowledgements:
The study was supported by Russian Foundation for Basic Research, project no. 15-36-01032а1
Современные тенденции развития общества направлены на раскрытие внутреннего потенциала личности в рамках сложившейся глобальной информатизации. Увеличение потоков информации, ее форм и способов передачи значительно расширяют границы информационных потребностей. Неотъемлемой частью саморазвития личности становится формирование информационной культуры. Поэтому новые реалии современного мира диктуют личности продумывать этапы процесса саморазвития с использованием новых коммуникационных технологий. Тем не менее возникают противоречия:
- между запросами общества во всесторонне развитой личности с высоким уровнем информационной культуры и готовностью личности саморазвиваться, используя современные инфокоммуникационные средства;
- между необходимостью создания условий для активного саморазвития на базе использования инфокомму-никационных средств и отсутствием достаточного уровня наработок по формированию данных условий;
- между насущной потребностью образовательных учреждений в совершенствовании процесса самообразования учащихся и отсутствием механизма активного внедрения информационных средств автодидактики в образовательный процесс и методики их использования.
Принимая во внимание вышеизложенное, прослеживается вывод о существовании актуальной проблемы подготовки учащихся к саморазвитию информационно-коммуникационными средствами автодидактики в условиях протекания процесса образования.
Анализ научно-теоретических исследований в области саморазвития
личности позволил рассмотреть данный феномен в качестве процесса личностного становления под действием внешних факторов на базе жизненного опыта и внутренней активности [1; 3; 4; 6-9; 12].
Процесс саморазвития личности является бесконечным, который запускается в раннем детстве и продолжается всю жизнь. На каждом из временных отрезков, установленных личностью самостоятельно, происходит поочередная работа следующих компонентов: мотивационно-ценност-ного, информационно-когнитивного, креативно-деятельностного и оценоч-но-коррекционного.
Мотивационно-ценностный компонент направлен на формирование позитивной готовности по отношению к процессу саморазвития личности. Работа данного компонента задает тон для дальнейших действий, от которого зависит успешность запланированного результата. Информационо-ког-нитивный компонент включает в себя совокупность знаний, умений и навыков, раскрывающих внутренний потенциал личности. От того, насколько верно сформированы теоретические представления о себе и окружающем мире зависит работа креативно-дея-тельностного компонента, которая заключается в практической реализации выстроенных личностью этапов, приводящих к изменению уровня его саморазвития. Оценочно-коррекцион-ный компонент включает постоянную диагностику и корректировку полученных результатов за счет регуляции информационно-когнитивного и кре-ативно-деятельностного компонентов, включает стратегии самоанализа и самоконтроля. Работа данного компонента направлена на подведение
итогов, где на основании полученных выводов о проделанной работе формируется новая или корректируется предыдущая стратегия саморазвития, после чего личность выходит на новый уровень и работа вышеперечисленных компонентов начинается заново.
Важно подчеркнуть, что интенсивность процесса саморазвития может как увеличиваться за счет активной работы над собой, правильно подобранной стратегии и т. д., так и уменьшаться, поэтому не всегда характерно, что новый уровень саморазвития личности будет выше предыдущего.
Таким образом, процесс саморазвития является непрерывным. Преобразование внутренних характеристик личности возможно с ее выходом на новый уровень. Изменение уровня саморазвития, вариация которого возможна как в сторону увеличения, так и уменьшения, происходит вследствие поочередной работы вышеперечисленных компонентов. На рисунке 1 представлены стадии саморазвития с учетом работы мотивационно-цен-ностного, информационно-когнитивного, креативно-деятельностного и оценочно-коррекционного компонентов.
Р и с. 1. Стадии саморазвития личности F i g 1. Stages of self-development of personality
Физическую интерпретацию наглядного представления процесса саморазвития личности можно рассмотреть в виде пружины из различных материалов, отлича-
ющихся жесткостью (рис. 2). Такая модель была выбрана не случайно, она направлена на повышение степени наглядности вышеизложенного процесса.
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. Т. 19, № 4, 2015
Р и с. 2. Физическая интерпретация наглядного представления процесса саморазвития личности F i g. 2. Physical interpretation of visual presentation of personality self-development process
На рисунке 2 показано, что пружина состоит из витков, расстояние между которыми то увеличивается, то уменьшается в неравномерном порядке. По нашему мнению, каждый из витков пружины -это новый уровень саморазвития личности. Изменение уровня саморазвития происходит на определенном временном интервале, установленным личностью на основании выстроенной стратегии саморазвития, поэтому приращение витков к пружине является неравномерным. Как показывает практика, процесс саморазвития не является однородным, поэтому интенсивность протекания данного процесса можно представить в виде расстояния между витками пружины. Во время активной работы над собой внутренние характеристики личности обогащаются, уровень саморазвития повышается, а, следовательно, расстояние между витками, соответствующее предыдущему и новому уровню саморазвития, увеличивается. Во время спада активности, что возможно из-за отсутствия достаточной мотивации, нехватки навыков самоорганизации, действия внешних факторов и т. д., уровень саморазвития уменьшается, а расстояние между вит-
ками, соответствующее предыдущему и новому уровню саморазвития, сокращается. Таким образом, на каждый из витков пружины действует некая сила выраженная в упорстве и стремлении личности усовершенствоваться. Она либо растягивает сформированный виток, либо сжимает. С нашей точки зрения, такое растяжение или сокращение витков представляет собой аналогию с деформацией пружины. Увеличивая уровень саморазвития, личность становится «пластичнее», уменьшая, соответственно, «жестче». Часто расстояния между начальными витками пружины незначительны, поскольку в начале жизненного пути личность не способна грамотно формировать программу саморазвития вследствие недостатка необходимых о себе знаний, нехватки соответствующих умений и навыков. Именно поэтому на ранней стадии процесса саморазвития важна помощь педагога-наставника [11; 15], основной задачей которого является формирование внутренних ценностных установок, позитивной направленности на данный процесс, корректировка выбранной стратегии. При этом возможно три варианта исхода данной работы:
- советы наставника полностью принимаются личностью (полная зависимость от наставника);
- советы наставника видоизменяются (частичная зависимость от наставника);
- советы наставника отвергаются (полная самостоятельность).
С точки зрения авторов статьи, углубленная работа с педагогом-наставником заканчивается в студенческие годы, где процесс саморазвития расширяется вследствие профессионально-творческого саморазвития [10]. По мере осуществления процесса саморазвития личностью педагогу-наставнику важно выбрать правильный временной период и «отойти в сторону», т. е предоставить личности полную свободу действий. Важно отметить, что в такой момент личность должна обладать рядом способностей и качеств для достижения положительного результата. В такой временной период особая роль отводится работе механизма самоорганизации, а именно, способности к целеполаганию, прогнозированию, планированию и т. д. Процесс самоорганизации в условиях образовательной среды направлен не только на приобретение профессиональных качеств, но и на параллельное раскрытие имеющихся внутренних сил и возможностей, что еще раз подчеркивает значимость данного процесса.
как показывает практика, полная самостоятельность, приводящая к положительному исходу, достигается только при наличии осознанной потребности личностного самосовершенствования, развитого логического мышления, умений адекватно оценивать свои внутренние силы и полученные результаты.
таким образом, интенсивность саморазвития личности может изменяться как в положительную, так и отрицательную сторону. Физическую интерпретацию процесса саморазвития личности можно представить в виде аналогии деформации пружины. Согласно законам физики, коэффициент упругости зависит от свойств материала и размера упругого тела (важно заметить, что все витки в пружине имеют одинаковый раз-
мер). Применительно к нашему случаю прослеживается вывод, что расстояние между соседними витками пружины напрямую зависит от внутренних усилий и внешних факторов, т. е. от коэффициента жесткости: чем выше интенсивность саморазвития, и «пластичнее» личность, тем больше расстояния между соседними витками пружины. Пружина -это альтернативный график интенсивности саморазвития личности, по которой видны внутренние изменения личности. Большие расстояния между витками свидетельствуют о верно сформированной стратегии саморазвития, достижении положительных результатов, маленькие -о спаде интенсивности саморазвития, регрессе.
По нашему мнению, уровень саморазвития личности на базе использования электронно-образовательный ресурсов (ЭОР) с элементами автодидактики зависит от степени сформированности всех вышеперечисленных компонентов. Наличие отличительных признаков при создании ЭОР, а именно, адаптивности обучения, цикличной проверки изученного материала, т. е. возврата к темам при наличии ошибок во время контроля знаний, вариативности материала, порождает его новый вид - ЭОр с элементами автодидактики. Автодидактика (от греч. autos - «сам» и didakticos - «поучительный») - деятельность субъекта, ориентированная на систематичное и самостоятельное получение знаний, умений и навыков, приобретение опыта посредством собственных усилий. Такой симбиоз учебного материала направлен на реализацию как внутренних (собственных побудительных сил), так и внешних (сформированных извне, к примеру, педагогами) мотивов учебной деятельности. Использование подобного гибкого подхода к наполнению ЭОр обеспечивает формирование специфической среды, которой присуще самообразование и самореализация личности с учетом познавательных интересов учащихся, т. е. способствует формированию и развитию определенных механизмов саморазвития.
Базируясь на мнениях А. Г. Вяткина, И. Я. Лернер, Н. В. Промотовой, саморазвитие в образовательном процессе подразумевает высшую степень познавательной самостоятельности, а именно, умение личности самостоятельно ставить пред собой познавательные цели и задачи, организовать свою познавательную деятельность для достижения поставленных задач, приобретать необходимые знания. ЭОР могут быть как с линейной, так и с нелинейной сюжет-но-образовательной линией.
линейная сюжетно-образовательная линия предполагает жесткую последовательность действий (упражнений), сформированных заранее разработчиками ресурса, пропустить которые для прохождения следующих невозможно. Такая структура ресурса направлена на формирования навыков самоорганизации и повышения уровня внутренней мотивации за счет встроенной визуализации достижений. В некоторых ЭОР данного вида возможен возврат к упражнениям предыдущего уровня для повышения результатов. Нелинейная сю-жетно-образовательная линия является полной противоположностью линейной. Структура таких ресурсов направлена на формирование навыков нестандартного, творческого мышления. Процесс самообразования зависит от верности построения образовательной траектории. В ресурсах такого вида сюжетно-образо-вательная линия формируется не разработчиком программы, а пользователем самостоятельно. По нашему мнению, для достижения высшей точки саморазвития на основании ЭОР в процессе эксперимента необходимо использовать как линейные, так и нелинейные ресурсы. Такое взаимодействие является закономерным, поскольку каждый из ресурсов отвечает за формирование определенных навыков.
ЭОР с элементами автодидактики - это образовательные ресурсы, представленные в цифровой форме с линейной или нелинейной сюжетно-образовательной линией, отличительной особенностью которых является
дуальное информационное наполнение: для основного и дополнительного изучения, наличие обратной связи с пользователем и цикличная проверка материала. Работа с подобным ЭОР подразумевает осуществление самостоятельной образовательной деятельности с электронным материалом, в результате чего личность становится педагогом для самого себя. Важно отметить, что элементы автодидактики проявляются и в том, что контент ресурса подстраивается под знания, цели и интересы личности, наглядно показывает прогресс обучения [5; 14].
Исходя из вышесказанного, выдвинуто предположение, что процесс саморазвития личности будет эффективнее при условии использования ЭОР с элементами автодидактики как в учебной [13], так и во внеурочной деятельности, где основным механизмом, выводящим саморазвития личности на новый уровень, является самообразование. Для подтверждения выдвинутого предположения необходимо провести педагогический эксперимент, суть которого заключается в подборе критериев и показателей для оценки изменения уровня саморазвития личности, отборе ЭОР ресурсов, их внедрении в образовательный процесс, оценки изменения динамики саморазвития личности на основании использования ЭОР.
Основными методами оценки качества ЭОР являются экспертиза и апробация. Проведение педагогического эксперимента содержит несколько этапов.
1. Осуществление комплексной экспертизы ЭОР с элементами автодидактики по определению их уровня качества (учитывая авторскую политику в проведении эксперимента, на следующем этапе исследования могут применяться только те ЭОР, уровень которых равен или выше среднего) [2].
2. Апробация ЭОР посредством их реального использования в учебном процессе.
3. Подведение итогов, выявление динамики саморазвития личности за счет использования ЭОР с элементами автодидактики на основании выделенных критериев и показателей.
Опираясь на материалы исследований С. А. Христочевского, выделим критерии оценки ЭОР, определяющих уровень их качества.
учебно-методический критерий рассматривает качество информационного и методического наполнения ЭОР. В результате проведения экспертизы специалистам необходимо оценить степень соответствия ЭОР дидактическим и методическим требованиям по следующим показателям:
- структурированность (систематичность) - наполнение ЭОР соответствует заявленным в оглавлении данным, имеет логичную и последовательную структуру;
- сюжетно-образовательная линия (для линейных ресурсов) - оценка последовательности упражнений, увеличение уровня сложности;
- полнота (целостность) - наполнение ЭОР полностью раскрывает его название и соответствует учебной программе и иным нормативным документам;
- новизна - наполнение ЭОР является актуальным и достоверным;
- научность - наполнение ЭОР основано на принципах науки, содержательная сторона ЭОР составлена с учетом последних научных достижений;
- доступность - наполнение ЭОР соответствует возрастным особенностям и учитывает начальный уровень обучаемого, его предшествующий опыт.
Инновационный критерий выявляет наличие или отсутствие признаков, присущих исключительно ЭОР: интерактивность, адаптивность, моделинг, контроль знаний, многоязычный интерфейс, текстовый поиск, визуализация достижений, вариативность.
дизайн-эргономический критерий оценивает уровень комфортабельной работы с выбранным ЭОР, который напрямую зависит от удобства использования (юзабилити) интерфейса, качества экранного дизайна. Базируясь на стандарте ISO 9241 «Эргономика человеко-машинного взаимодействия», работах Б. Шнейдермана, Я. Нильсона и др., выделим следующие количественные показатели юзабилити:
- эффективность - количество затраченного времени на достижение поставленной цели пользователем при работе с интерфейсом;
- удовлетворенность - субъективное отношение пользователя к качеству интерфейса;
- количество ошибок - совокупность ошибок, совершивших пользователем при работе с интерфейсом;
- обучаемость - количество времени, потраченное пользователем на обучение правилам пользования интерфейсом;
- запоминаемость - степень воспроизведения принципов работы с интерфейсом после временного перерыва работы с ним (выражена временем).
Качество экранного дизайна будем оценивать на основании следующих показателей:
- четкая организация текста и графики;
- соответствие цветовых, текстовых и звуковых решений информационному наполнению.
Оценка ЭОР с элементами автодидактики проводится экспертной комиссией из 5 чел., в состав которой входят преподаватели тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, имеющие опыт в разработке и применении ЭОР. Результаты экспертной оценки оформляются в виде выписки из протокола заседания экспертной комиссии, в которой содержится заключение о возможности использования ЭОР в проведении эксперимента. Важно отметить, что общая оценка ЭОР каждого из экспертов складывается из суммы баллов, полученных по каждому показателю, и является субъективной, поэтому заключение формируется из общих выводов комиссии. В результате экспертной оценки были отобраны следующие ресурсы, направленные на развитие внимания, памяти, интеллекта, скорости мышления, улучшение навыков восприятия английской и немецкой речи, увеличение скорости, качества чтения и печати, которые и будут применяться в дальнейшем педагогическом эксперименте: О^иаЬео, БиоП^о, Lumosity, Quantified-mind, Соло на клавиатуре, vse10, speedread.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абульханова-Славская, К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности / К. А. Абульханова-Славская // Психология формирования и развития личности. - Москва, 1981. - С. 19-44.
2. Белова, Е. А. Оценка эффективности использования электронных образовательных ресурсов с элементами автодидактики в процессе саморазвития личности / Е. А. Белова // Вестник Тамбовского университета. Сер. «Гуманитарные науки». - 2015. - № 5. - С. 153-160.
3. Бондаревский, В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности в самообразовании / В. Б. Бондаревский. - Москва, 1985. - 144 с.
4. Борисова, А. Н. Саморазвитие личности учащегося в иноязычной образовательной среде : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. Н. Борисова. - Якутск, 2005. - 20 с.
5. Железовская, Г. И. Творческое саморазвитие личности в контексте личностно ориентированной парадигмы образования / И. Г. Железовская [и др.] // ALMA MATER. - 2014. - № 3. - С. 40-44.
6. Калинина, Н. В. Саморазвитие студентов педагогического колледжа в условиях учебной деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н. В. Калинина. - Иркутск, 2003. - 20 с.
7. Каптерев, П. Ф. О саморазвитии и самовоспитании / П. Ф. Каптерев // Педагогика. - 1999. -№ 7. - С. 73-85.
8. Крылова, Н. Б. Педагогическая, психологическая и нравственная поддержка как пространство личностных изменений ребенка и взрослого / Н. Б. Крылова // Классный руководитель. - 2000. -№ 3. - С. 96-108.
9. Куликова, Л. Н. Личностное саморазвитие учащегося и учителя - основа гуманистической педагогики / Л. Н. Куликова // Педагогика развития. - 2001. - С. 3-10.
10. Макарова, Л. Н. Личность и стиль деятельности преподавателя глазами студентов / Л. Н. Макарова, И. А. Шаршов // Образование и общество. - 2004. - № 6. - С. 37-47.
11. Макарова, Л. Н. Повышение квалификации преподавателя высшей школы : саморазвитие и компетентность / Л. Н. Макарова, И. А. Шаршов // Вестник Московского городского педагогического университета. Сер. «Педагогика и психология». - 2012. - № 2. - С. 43-52.
в работе обоснована необходимость взаимосвязи компетентности и саморазвития преподавателя вуза. раскрыта сущность компетентностно-развивающей модели повышения квалификации научно-педагогических кадров, разработанной на основе интеграции двух методологических подходов: компетентностного и личностно-развивающего. Предложены уровни реализации модели повышения квалификации преподавателей вуза: внутрифирменный, региональный, федеральный.
12. Маралов, В. Г. Основы самопознания и саморазвития : учебное пособие / В. Г. Маралов. -Москва, 2002. - 256 с.
13. Фризен, М. А. Саморазвитие личности и инновации в сфере образования / М. А. Фризен // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2014. - № 3. - С. 184-192.
в статье раскрывается сущность саморазвития как варианта развития, факторы становления и активации процесса саморазвития, а также подходы к созданию оптимальных для него условий в контексте инновационной образовательной среды.
14. Шаршов, И. А. Пространство профессионально-творческого саморазвития субъектов образовательного процесса в ВУЗе / И. А. Шаршов // Педагогическое образование и наука. - 2004. - № 5. - С. 69.
15. Шаршов, И. А. Профессионально-творческое саморазвитие субъектов образовательного процесса в вузе : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Белгород, 2005. - 50 с.
Поступила 28.09.15.
Об авторе:
Белова Елена Александровна, аспирант кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина» (Россия, г. Тамбов, ул. Интернациональная, д. 33), ORCID: http: //orcid.org/0000-0001-9384-2466, [email protected]
Для цитирования: Белова, Е. А. Особенности использования электронно-образовательных ресурсов с элементами автодидактики в процессе саморазвития личности / Е. А. Белова // Интеграция образования. - 2015. - Т. 19, № 4. - С. 117-126. DOI: 10.15507/1991-9468.081.019.201504.117
REFERENCES
1. Abulkhanova-Slavskaya K. A. Razvitie lichnosti v protsesse zhiznedeyatelnosti [Development of individual in process of life]. Psikhologiya formirovaniya i razvitiya lichnosti = Psychology of formation and development of personality. Moscow, 1981, pp. 19-44.
2. Belova E. A. Otsenka effektivnosti ispolzovaniya elektronnykh obrazovatelnykh resursov s elementami avtodidaktiki v protsesse samorazvitiya lichnosti [Evaluating the effectiveness of the use of electronic educational resources with elements autodidactics in self-development]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Ser. Gumanitarnyye nauki = Tambov University Bulletin. Ser. Humanitarian sciences. 2015, no. 5, pp. 153-160.
3. Bondarevskiy V. B. Vospitaniye interesa k znaniyam i potrebnosti v samoobrazovanii [Education of interest to knowledge and need for self-education]. Moscow, 1985. 144 p.
4. Borisova A. N. Samorazvitiye lichnosti uchashchegosya v inoyazychnoy obrazovatelnoy srede [Personal development of the individual student in a foreign educational environment: auto-abstract of Cand. Ped. Sci. Diss.]. Yakutsk, 2005. 20 p.
5. Zhelezovskaya G. I. [et al.] Tvorcheskoye samorazvitiye lichnosti v kontekste lichnostno-orientirovan-noy paradigmy obrazovaniya [Creative self-development of the individual in the context of person-oriented paradigm of education]. ALMA MATER Publ., 2014, no. 3, pp. 40-44.
6. Kalinina N. V. Samorazvitiye studentov pedagogicheskogo kolledzha v usloviyakh uchebnoy dey-atelnosti [Personal development of students of pedagogical college in the conditions of educational activity: auto-abstract of Cand. Ped. Sci. Diss.]. Irkutsk, 2003. 20 p.
7. Kapterev P. F. O samorazvitii i samovospitanii [About self-development and self-education]. Peda-gogika = Pedagogy. 1999, no. 7, pp. 73-85.
8. Krylova N. B. Pedagogicheskaya, psikhologicheskaya i nravstvennaya podderzhka kak prostranstvo lichnostnykh izmeneniy rebenka i vzroslogo [Pedagogical, psychological and moral support as the space of personal change child and adult]. Klassnyy rukovoditel = The class teacher. 2000, no. 3, pp. 96-108.
9. Kulikova L. N. Lichnostnoye samorazvitiye uchashchegosya i uchitelya - osnova gumanisticheskoy pedagogiki [Personal self-development of the student and the teacher - the basis of humanistic pedagogy]. Pedagogika razvitiya = Education Development. 2001, pp. 3-10.
10. Makarova L. N., Sharshov I. A. Lichnost i stil deyatelnosti prepodavatelya glazami studentov [Personality and style of a teacher through eyes of students]. Obrazovaniye i obshchestvo = Education and Society. 2004, no. 6, pp. 37-47.
11. Makarova L. N., Sharshov I. A. Povysheniye kvalifikatsii prepodavatelya vysshey shkoly: samorazvitiye i kompetentnost [Training of teachers of high school: self-development and competency]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Ser. Pedagogika i psikhologiya = Moscow City Pedagogical University Bulletin. Ser. Pedagogy and psychology. 2012, no. 2, pp. 43-52.
The paper proves the necessity of interrelationship between competence and self-development of the university teacher. It reveals the essence of competence-developing model of scien-tifc and educational staff qualifcation improvement based on the integration of competence and personality-developing methodological approaches. In-house, regional and federal levels of implementation of faculty qualifcation improvement model are proposed.
12. Maralov V. G. Osnovy samopoznaniya i samorazvitiya: uchebnoye posobiye [Fundamentals of self-knowledge and self-development: textbook]. Moscow, 2002, 256 p.
13. Friesen M. A. Samorazvitiye lichnosti i innovatsii v sfere obrazovaniya [Self-development and innovation in the field of education]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta = Chelyabinsk State Pedagogical University Bulletin. 2014, no. 3, pp. 184-192.
This article is aimed to reveal the main point of self-development as the variant of development, formation and activation factors of self-development process as well as approaches for creation its optimal conditions in context of innovative educational environment.
14. Sharshov I. A. Prostranstvo professionalno-tvorcheskogo samorazvitiya subektov obrazovatelnogo protsessa v VUZe [The space professional-creative self-development of educational process in high school]. Pedagogicheskoye obrazovaniye i nauka = Pedagogical education and science. 2004, no. 5, pp. 69.
15. Sharshov I. A. Professionalno-tvorcheskoye samorazvitiye subektov obrazovatelnogo protsessa v vuze [Professional-creative self-development of educational process in high school: auto-abstract of Doct. Ped. Sci. Diss.]. Belgorod, 2005, 50 p.
Submitted 28.09.15.
About the author:
Belova Elena Aleksandrovna, postgraduate student, Chair of Pedagogy, Tambov State University (33, Internatsionalnaya Str.,Tambov, Russia), ORCID: http://orcid.org/0000-0001-9384-2466, senpola@ rambler.ru
For citation: Belova E. A. Specifics of use of electronic educational resources with elements of autodidactics for personal development. Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education. 2015, vol. 19, no. 4, pp. 117-126. DOI: 10.15507/1991-9468.081.019.201504.117