УДК 374
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ С ЭЛЕМЕНТАМИ АВТОДИДАКТИКИ В ПРОЦЕССЕ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ1
© Елена Александровна БЕЛОВА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра общей педагогики и психологии, e-mail: [email protected]
На основании выделенных противоречий, соответствующих потребности общества, обозначена проблема исследования, направленная на определение философских и педагогических основ саморазвития личности; выявление влияния информационной образовательной среды, в частности, информационных средств обучения на процесс саморазвития личности учащихся. Определены философские и психолого-педагогические подходы, с позиции которых изучается процесс саморазвития личности. Рассмотрены требования к процессу саморазвития личности в различных временных эпохах. Описаны стадии работы данного процесса. Выделены динамические компоненты системы саморазвития, расписана работа функциональных блоков саморазвития личности по этапам. Дано базисное определение саморазвития личности и электронно-образовательных ресурсов с элементами автодидактики. Выявлены общие и отличительные признаки электронных и печатных средств обучения, проблемы их внедрения в образовательный процесс и частичные пути решения указанных проблем. Особое внимание уделено критериям оценки эффективности использования электронных образовательных ресурсов с элементами автодидактики в процессе саморазвития личности на основании сформулированных критериальных свойств.
Ключевые слова: саморазвитие личности; механизмы саморазвития; электронные образовательные ресурсы; автодидактика; критериальный аппарат.
В России, как и во всех развитых странах мира, происходит активное ускорение жизни общества за счет стремительного развития научных знаний, а следовательно, возрастающего объема потоков информации. Сложившаяся ситуация раскрывает причину внедрение новых информационных технологий во все сферы человеческой жизни, в т. ч. и в систему образования. Прослеживается связь между тенденциями развития общества и ожидаемыми результатами Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг., в которой говорится о «внедрении и эффективном использовании новых информационных сервисов, систем и технологий обучения» [1]. Таким образом, применение информационных технологий в педагогическом процессе является одним из приоритетных направлений в организации образовательной деятельности. Образовательная политика государства нацелена не только на подготовку квалифицированных специалистов с высоким уровнем информационной культуры, но и на формирование готовности к личност-
1 Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ, проект № 15-36-01032а1.
ному и профессиональному саморазвитию, поэтому возникает противоречие между:
- потребностью общества в личности, готовой саморазвиваться в сложившихся условиях информационной глобализации, и недостаточным уровнем сформированности способности к саморазвитию у учащихся. Под учащимися подразумеваются лица, проходящие обучение как в школе в старших классах, так и в средних и высших учебных заведениях;
- необходимостью создания условий для формирования готовности учащихся к саморазвитию информационно-коммуникационными средствами и недостаточным уровнем научно-методических разработок в данной области.
Вышеперечисленные противоречия позволили обозначить проблему исследования, направленную на определение философских и педагогических основ саморазвития личности; выявление влияния информационной образовательной среды, в частности, информационных средств обучения на процесс саморазвития личности учащихся.
Теоретический анализ философской литературы позволил сделать вывод о том, что
каждая из исторических эпох предъявляла различные требования к процессу саморазвития в зависимости от ценностей и установок времени. Рассмотрение динамики изменения смыслового значения терминов «самопознание и самосознания», характеризующих процесс саморазвития личности в философском аспекте, позволил определить изначальные подходы к выявлению сущности саморазвития. Так, эпоха Античности связана с зарождением знаний о человеческой сущности, процесс саморазвития личности отождествляется с познанием собственного мира. Средневековый человек - человек, полностью зависящий от религиозных убеждений, поэтому данной эпохе присуще саморазвитие личности через познание божественного начала. Эпоха Ренессанса выдвигает на первый план исследование личности в рамках ее индивидуальности, таким образом, саморазвитие осуществляется путем познания собственного «Я». Познание «Я» базируется на познании внутренних возможностей, на основе которых формируется жизненный путь. В эпоху раннего Просвещения процесс саморазвития рассматривается в ключе познания себя посредством разума, позже философы стараются выявить зависимость саморазвития личности от внешней среды, также глубоко затронуты проблемы нравственности и духовности. В Новейшее время процесс нравственного и духовного развития как основной части саморазвития личности приобретает огромное значение. На передний план выдвигаются проблемы самоценности личности и нравственного оздоровления общества.
В психолого-педагогической литературе саморазвитие выделяют как самостоятельный феномен и как частный уровень развития личности. При использовании последнего подхода саморазвитие выступает в качестве одного из критериев успешности процессов развития. Следовательно, сущность термина раскрывается через «позитивную направленность изменений» (М.А. Щукина). Рассмотрев процесс саморазвития личности в качестве самостоятельного многоаспектного явления, нами были выделены следующие подходы, с позиции которых оно изучается:
1) человек как существо, наделенное психическими свойствами, процессами и состояниями, постоянно осуществляющее поиск самого себя (А.А. Деркач, Л.Н. Кулико-
ва, ГА. Цукерман, И.А. Шаршов, М.А. Щукина и др.);
2) человек как биологическое существо (В.И. Андреев, П.Ф. Каптерев и др.);
3) человек как существо, меняющее направление саморазвития в зависимости от накопленного жизненного опыта (К.А. Абуль-ханова-Славская, Б.З. Вульфов, В.Г. Маралов, С.Л. Рубинштейн и др.);
4) человек как социальное существо (Д.Н. Узнадзе, А.А. Ухтомский и др.);
5) человек как существо, подчиняющееся педагогической системе (М.Т. Громкова, И.Ф. Харламов и др.);
6) человек как существо, проживающее в информационном обществе (В.Г. Кречет-ников и др.).
Таким образом, психолого-педагогическая школа делит все виды влияний и воздействий, сказывающихся на формировании и саморазвитии личности, на две группы -внешние и внутренние, при этом каждый из факторов состоит из группы элементов. Так, воспитание и влияние окружающей среды относят к внешним факторам. Природные склонности и влечения, а также вся совокупность чувств и переживаний человека, которые возникают под влиянием внешних воздействий, - к внутренним факторам. Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что подходы к изучению процесса саморазвития личности биполярны с доминированием одного из элементов, где доминирование зависит от мнения одного или группы исследователей.
По нашему мнению, главенствующая роль в биполярной системе саморазвития отводится внутренним факторам с доминированием психолого-поведенческих (а именно, жизненного опыта и внутренней активности) [2; 3]. Во-первых, биологические факторы являются фундаментальной, но не главенствующей основой саморазвития личности, вследствие того что наследственность передает задатки, а их развитие зависит от внешних факторов воздействия и внутренней активности. Во-вторых, внешние факторы в большей мере влияют на область и время возникновения саморазвития и являются базисными, т. к. на их основании происходят изменения внутренних составляющих поведенческих факторов. Условно стадии саморазвития (рис. 1) можно представить сле-
дующим образом: посредством воздействия внутренних импульсов происходит активизация личности, которая плавно перетекает в выбор жизненной стратегии (причем данный выбор активно зависит от приобретенного жизненного опыта); после формирования стратегии под действием внешних факторов происходит оптимальное создание условий, в которых постепенно протекает процесс самореализации. Человек на основе своего жизненного опыта и внутренней активности способен находить верные и ошибочные решения. Анализируя их, он способен изменять свою личность, тем самым саморазвиваться. Данные стадии саморазвития являются не линейными, а цикличными, т. к. при малейшем изменении внешней среды возможно не только кардинальное изменение жизненной стратегии, но и изменение условий.
Полноценное протекание процесса саморазвития осуществляется под действием определенных механизмов. Опираясь на мнение В.Г. Маралова, под механизмом саморазвития будем понимать то, что обеспечивает функционирование системы. Следовательно, механизмы являются динамическими компонентами системы саморазвития личности.
Анализ литературы (Н.В. Калинина, Н.Б. Крылова, Н.В. Слесаренко, П.И. Третьяков, И.А. Шаршов и др.) показал наличие различных точек зрения относительно механизмов саморазвития личности. При этом каждый из авторов старается структурировать механизмы по этапам. Была выделена общая структура для всех подходов.
1 этап: «Поиск себя» - данному этапу специфична самоидентификация личности, оценка ситуации, выбор целей, поиск решений, прогнозирование результатов. Происходит запуск механизма самопознания.
2 этап - практическая реализация процесса саморазвития личности через механизмы самоорганизации, самообразования.
3 этап - максимальное проявление своего потенциала, достижение поставленных целей через механизм самореализации.
Охарактеризовав механизмы саморазвития личности, было сформулировано базисное определение. Саморазвитие личности -это процесс личностного становления под действием симбиоза психолого-поведенческих и внешних факторов с целью самореализации.
Особый интерес в рамках нашего исследования представляет влияние глобальной информатизации и электронных средств обучения, в частности электронно-образовательных ресурсов (ЭОР), на активизацию личности с целью изменения жизненной стратегии для дальнейшего саморазвития. Под жизненной стратегией будем понимать самостоятельное выстраивание образовательной траектории. Согласно ГОСТ Р 53620-2009 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения» электронный образовательный ресурс - это «образовательный ресурс, представленный в электронной цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них» [4]. В педагогической литературе можно встретить понятия эквивалентных ЭОР: образовательное электронное издание и ресурс (С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун, А.А. Карабанов, А.В. Осин и др.), информационный ресурс образовательного назначения (Т.Л. Дмитриева, Ю.А. Прозорова и др.).
Анализ литературных источников [5-10] позволил определить общие и отличительные признаки электронных и печатных средств обучения.
К общим признакам относят:
- изложение материала по определенным областям знаний;
- актуальность материала;
- целостность учебного материала.
К основным отличительным признакам относят:
- высокую наглядность материала за счет объединения в себе нескольких симео-тических систем, таких как: вербальной информации (учебного текста) и визуальной информации (изображений, видео и т. д.). Такое представление информации дает больше возможностей для эффективного усвоения материала. Во-первых, психолого-педагогические исследования показали, что эффективность обучения напрямую зависит от степени активизации всех органов чувств. Мультимедиа-средства предполагают комбинированное информационное воздействия на различные органы чувств человека одновременно. Во-вторых, разнообразное представление информации дает возможность усваивать представленный материал само-
стоятельно, что, в свою очередь, способствует активизации познавательной деятельности и формированию инновационного мышления;
- адаптивность обучения, т. е. возможность выбора наиболее подходящего темпа изучения материала, которая реализуется с помощью системы навигации. Данная особенность, по мнению психологов, повышает рост уровня мотивация обучающихся;
- адаптивность пользовательского интерфейса под индивидуальные запросы обучающегося;
- моделинг - возможность моделирования различных процессов и явлений без дополнительных затрат на закупку оборудования и реактивов;
- интерактивность;
- наличие контроля знаний с автоматическим возвратом к темам, в которых были допущены ошибки (ЭОР выступает в качестве дополнительного наставника, предоставляя подсказки и пояснения);
- наличие автоматического текстового поиска, который позволяет существенно экономить время пользователя;
- возможность комментировать и обсуждать предоставленную информацию ЭОР в режиме реального времени (в т. ч. и анонимно);
- возможность подписаться на рассылку обновлений интересующего ЭОР;
- открытость системы для дополнения новым материалом без лишних затрат на переиздание (модифицируемость материала);
- многоязычный интерфейс;
- вариативность - разделение информационного наполнения ЭОР в виде блоков для основного и дополнительного (необязательного) изучения.
Данные отличительные признаки не являются комплексными, т. к. напрямую зависят от задумки методиста-сценариста ЭОР и формируют условия для реализации дидактического потенциала создаваемого ресурса. Таким образом, чем больше возможностей ресурса, тем лучше условия, а следовательно, выше его дидактический потенциал.
По нашему мнению, наличие отличительных признаков при создании ЭОР, а именно, адаптивности обучения, цикличной проверки материала, т. е. возврата к темам при наличии ошибок во время контроля знаний, вариативности порождает его новый
вид - ЭОР с элементами автодидактики. Автодидактика (от греч. "autos" - «сам» и "didakticos" - «поучительный») - деятельность субъекта, ориентированная на систематичное и самостоятельное получение знаний, умений и навыков, приобретение опыта посредством собственных усилий. Такой симбиоз учебного материала направлен на реализацию как внутренних (собственных побудительных сил), так и внешних (сформированных извне, к примеру, педагогами) мотивов учебной деятельности. Использование такого гибкого подхода к наполнению ЭОР обеспечивает формирование специфической среды, которой присуще самообразование и самореализация личности с учетом познавательных интересов учащихся, т. е. способствует формированию и развитию определенных механизмов саморазвития. Базируясь на мнении А.Г. Вяткина, И.Я. Лернер, Н.В. Про-мотовой, саморазвитие в образовательном процессе подразумевает высшую степень познавательной самостоятельности, а именно, умение личности самостоятельно ставить пред собой познавательные цели и задачи, самостоятельно организовать свою познавательную деятельность для достижения поставленных задач, самостоятельно приобретать необходимые знания.
В результате вышесказанного можно сделать вывод, что ЭОР с элементами автодидактики - это образовательные ресурсы, представленные в цифровой форме, включающие в себя дуальное информационное наполнение: для основного и дополнительного изучения и направлены на активизацию механизмов саморазвития.
Несмотря на то, что обязательность информатизации зафиксирована в новом образовательном стандарте (ФГОС), введение которого началось в 2011/2012 учебном году, существуют следующие проблемы внедрение ЭОР:
1) профессиональная проблема связана с недостаточным квалификационным уровнем педагогов в области использования информационных технологий; наличием определенных компетенций [11; 12];
2) учебно-методическая проблема предполагает отсутствие качественных и апробированных методик использования ЭОР, отсутствие перечня ЭОР, утвержденных Министерством образования и науки РФ.
Об этих двух проблемах неоднократно упоминается в работах Л.П. Мартиросян, А.В. Осина, Ю.А. Прозорова, И.В. Роберт, И.А. Шаршова и др.;
3) техническая проблема включает недостаточное материально-техническое оснащение образовательного учреждения (ОУ) (низкая производительность компьютеров, отсутствие достаточной скорости передачи данных и определенного программного обеспечения);
4) организационно-материальная проблема выражена в отсутствии мотивации использования ЭОР из-за низкой доплаты в связи с возникшей нагрузкой; постоянное техническое и программное переоснащение в связи с развитием информационных технологий;
5) валеологическая проблема включает подбор оптимального использования электронных средств обучения, характерно не влияющего на здоровье ученика. Под оптимальным использованием будем понимать количество времени, отведенное на занятие с помощью электронных средств обучения (в т. ч. самостоятельную работу).
Активное участие образовательного учреждения в грантах и программах, предполагающих знакомство с практикой использования ЭОР своих зарубежных коллег, проведение научных исследований в области информатизации образования способствуют частичному разрешению вышеперечисленных трудностей.
Для оценки эффективности исследуемого процесса в рамках используемого средства обучения необходимо смоделировать критериальный аппарат. Опираясь на педагогический словарь Г.М. Коджаспировой, под критерием будем понимать «признак, на основании которого производится оценка чего-либо». Работы Н.Б. Авалуевой, И.Ф. Исаева, Н.Т. Селезневой, С.Г. Спасибенко, И.А. Шар-шова позволили выделить основные критериальные свойства.
Количественная достаточность - критериальный набор обязан обеспечивать достаточную оценку объекта экспертизы. Применительно к нашему диссертационному исследованию, объектом экспертизы является процесс саморазвития личности.
Определенность - каждый критерий, входящий в набор, должен быть четким, однозначно понимаемым.
Качественная достаточность - каждый критерий, входящий в набор, должен быть раскрыт через совокупность показателей (не менее трех). Главная задача показателей -выявление степени выраженности того или иного критерия.
Результативность - критериальный набор должен привести к конечному результату, на основании которого можно отследить динамику изменения исследуемого объекта.
Валидность - результаты исследования на основании критериального набора должны нести достоверную адекватно обоснованную информацию.
Таким образом, под критериальным набором будем понимать совокупность признаков, определяющих изменение уровня саморазвития личности при использовании автодидактических ЭОР; под эффективностью процесса саморазвития личности за счет электронных информационно-образовательных ресурсов - наличие положительного влияния выбранного средства на саморазвитие личности за счет изменения внутреннего содержания механизмов саморазвития. Из вышесказанного следует полагать, что для выявления критериального набора необходимо рассмотреть динамические компоненты (механизмы) саморазвития личности; на основании полученных результатов определиться со структурными компонентами саморазвития личности и выявить критерии оценки эффективности работы каждого структурного компонента.
В процессе теоретического исследования было выделено четыре критерия оценки эффективности процесса саморазвития личности при использовании электронных образовательных ресурсов с элементами автодидактики.
1. Способность к увеличению моти-вационного фона саморазвития личности за счет использования ЭОР имеет следующие показатели:
а) потребность студентов в личностном саморазвитии;
б) активное стремление студентов к личностному саморазвитию;
в) готовность студентов к личностному саморазвитию.
Под мотивационным фоном будем понимать изменение стадии мотивации от про-
явления интереса до устойчивой положительной мотивации.
2. Способность к накоплению необходимых знаний для осуществления саморазвития на основе использования ЭОР раскрывается через следующие показатели:
а) наличие знаний и опыта, необходимых для формирования и реализации стратегии саморазвития;
б) наличие знаний о понятии «образовательная траектория» и логике ее построения;
в) наличие знаний об особенностях использования ЭОР в процессе саморазвития.
3. Способность к развитию креатив-но-деятельностных умений содержит следующие показатели:
а) умение создавать условия для реализации выбранной программы;
б) умение самостоятельно реализовать личностную программу саморазвития;
в) умение проявлять творческую активность во время реализации личностной программы саморазвития.
4. Способность к развитию рефлексивных умений включает следующие показатели:
а) умение применять критерии оценки полученных результатов;
б) умение анализировать динамику личностных изменений через соотношение с начальным уровнем саморазвития;
в) умение осуществлять проблемный анализ полученных результатов, выявлять значимые проблемы.
Для того чтобы установить, насколько разработанные нами критерии оценки использования электронных образовательных ресурсов в качестве средств саморазвития личности эффективны, необходимо провести дополнительный критериальный отбор электронных средств обучения для проведения дальнейшего эксперимента, выделить уровни саморазвития личности, а также определиться с конкретными методиками оценки критериев и показателей.
1. О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 гг.: постановление Правительства РФ от 7.02.2011 г. № 61 г. // Собрание законодательства РФ. 2011. № 10. Ст. 1377.
2. Шаршов И.А. Профессионально-творческое саморазвитие: методология, теория, практика. Москва; Тамбов, 2005.
3. Шаршов И.А. Профессионально-творческое саморазвитие субъектов образовательного процесса в вузе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Белгород, 2005.
4. ГОСТ Р 53620-2009 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения. М., 2011.
5. Рубанова Т.Д. Концепция, структура и особенности курса «Печатные и электронные средства информации» // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. Челябинск, 2013. № 1. С. 18-22.
6. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Методика обучения английскому языку с использованием новых информационно-коммуникационных интернет-технологий. Москва; Ростов-на-Дону, 2010.
7. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные системы образования. М., 2000.
8. Беляев М.И., Вымятнин В.М., Григорьев С.Г. Теоретические основы создания образовательных электронных изданий. Томск, 2002.
9. Сварчевская Т.В. Электронные средства обучения как методическая категория инновационного образования // Вестник Тульского государственного университета. Серия: Современные образовательные технологии в преподавании естественнонаучных дисциплин. Тула, 2013. Т. 1. № 1. С. 133-137.
10. Акользина Е.А. Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения: достоинства, недостатки // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. Тамбов, 2013. № 2. С. 95-97.
11. Макарова Л.Н., Шаршов И.А. Повышение квалификации преподавателя высшей школы: саморазвитие и компетентность // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2012. № 2. С. 43-52.
12. Макарова Л.Н., Шаршов И.А. Компетентно-стно-развивающая модель повышения квалификации педагогических кадров // Образование и общество. Орел, 2011. № 4. С. 14-17.
1. O Federal'noy tselevoy programme razvitiya obrazovaniya na 2011-2015 gg.: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 7.02.2011 g. № 61 g. // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2011. № 10. St. 1377.
2. Sharshov I.A. Professional'no-tvorcheskoe samorazvitie: metodologiya, teoriya, praktika. Moskva; Tambov, 2005.
3. Sharshov I.A. Professional'no-tvorcheskoe samorazvitie sub"ektov obrazovatel'nogo protsessa v vuze: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. Belgorod, 2005.
4. GOST R 53620-2009 Informatsionno-kom-munikatsionnye tekhnologii v obrazovanii. Elektronnye obrazovatel'nye resursy. Obshchie polozheniya. M., 2011.
5. Rubanova T.D. Kontseptsiya, struktura i osobennosti kursa "Pechatnye i elektronnye sredstva informatsii" // Vestnik Chelyabinskoy gosudarstvennoy akademii kul'tury i iskusstv. Chelyabinsk, 2013. № 1. S. 18-22.
6. Sysoev P.V., Evstigneev M.N. Metodika obucheniya angliyskomu yazyku s ispol'zovaniem novykh informatsionno-kommunikatsionnykh internet-tekhnologiy. Moskva; Rostov-na-Donu, 2010.
7. Polat E.S. Novye pedagogicheskie i informatsionnye sistemy obrazovaniya. M., 2000.
8. Belyaev M.I., Vymyatnin V.M., Grigor'ev S.G. Teoreticheskie osnovy sozdaniya obrazovatel'nykh elektronnykh izdaniy. Tomsk, 2002.
9. Svarchevskaya T.V. Elektronnye sredstva obucheniya kak metodicheskaya kategoriya innovatsionnogo obrazovaniya // Vestnik Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii v prepodavanii estestvennonauchnykh distsiplin. Tula, 2013. T. 1. № 1. S. 133-137.
10. Akol'zina E.A. Ispol'zovanie elektronnykh obrazovatel'nykh resursov v protsesse obucheniya: dostoinstva, nedostatki // Psikhologo-pedagogicheskiy zhurnal Gaudeamus. Tambov, 2013. № 2. S. 95-97.
11. Makarova L.N., Sharshov I.A. Povyshenie kvalifikatsii prepodavatelya vysshey shkoly: samorazvitie i kompetentnost' // Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psikhologiya. 2012. № 2. S. 43-52.
12. Makarova L.N., Sharshov I.A. Kompetentnostno-razvivayushchaya model' povysheniya kvalifikatsii pedagogicheskikh kadrov // Obrazovanie i obshchestvo. Orel, 2011. № 4. S. 14-17.
Поступила в редакцию 3.03.2015 г.
UDC 374
ESTIMATE OF EFFICIENCY OF USE OF ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES WITH ELEMENTS OF AUTODIDACTICS IN THE PROCESS OF SELF-DEVELOPMENT OF PERSONALITY
Elena Aleksandrovna BELOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, General Pedagogics and Psychology Department, e-mail: [email protected]
On the basis of the allocated contradictions corresponding requirement of society the research problem directed on definition of philosophical and pedagogical bases of self-development of the personality is designated; identification of influence of the information educational environment, in particular, information tutorials on process of self-development of the identity of pupils. philosophical and psychological and pedagogical approaches from position of which the process of self-development of the personality is studied, are defined. Requirements to process of self-development of the personality in various temporary eras are considered. Stages of work of this process are described. Dynamic components of system of self-development are allocated, operation of functional blocks of self-development of the personality on stages is described. Basic definition of self-development of the personality and electronic and educational resources with autodidactics elements are given. The general and distinctive signs of electronic and printing tutorials, problems of their introduction in educational process and partial solutions of the specified problems are revealed. The special attention is paid to criteria of an assessment of efficiency of use of electronic educational resources with autodidactics elements in the course of self-development of the personality on the basis of the formulated criteria properties.
Key words: self-development of the personality; self-development mechanisms; electronic educational resources; auto-didactics; criteria device.