Научная статья на тему 'Об опыте творческого саморазвития старшеклассника в креативном образовании'

Об опыте творческого саморазвития старшеклассника в креативном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКОЕ САМОРАЗВИТИЕ / ТВОРЧЕСКОЕ САМОРАЗВИТИЕ СТАРШЕКЛАССНИКА / КРЕАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бугакова Е. В.

В статье определяется понятие «творческое саморазвитие старшеклассника», представляются некоторые результаты исследования творческого саморазвития старшеклассника в креативном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXAMPLE OF A HIGH SCHOOL STUDENT’S CREATIVE SELF-DEVELOPMENT IN CREATIVE EDUCATIONAL SYSTEM

This article defines the concept of «creative self-development» of a high school student, and presents some results of studies of a high school student’s creative self-development in creative educational system.

Текст научной работы на тему «Об опыте творческого саморазвития старшеклассника в креативном образовании»

Бугакова Е.В.

Оренбургский государственный педагогический университет E-mail: kozhevnikova056@rambler.ru

ОБ ОПЫТЕ ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ СТАРШЕКЛАССНИКА В КРЕАТИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ

В статье определяется понятие «творческое саморазвитие старшеклассника», представляются некоторые результаты исследования творческого саморазвития старшеклассника в креативном образовании.

Ключевые слова: творческое саморазвитие, творческое саморазвитие старшеклассника, креативное образование.

Понятие «творческое саморазвитие» не является простой суммой слагающих его терминов, а представляет собой качественно новую категорию. В. И. Андреев определяет творческое саморазвитие личности как особый вид творческой деятельности субъект-субъектной ориентации, направленный на интенсификацию и повышение эффективности процессов «самости» [1, С. 236]. Системообразующими в понятии являются самопознание, творческая самореализация, самосовершенствование личности старшеклассника.

Теоретический анализ в рамках исследуемой нами проблемы позволяет рассматривать творческое саморазвитие как многоаспектное явление, отражающее:

1) процесс, в ходе которого личность познает, творчески преобразует, развивает и совершенствует себя;

2) особый вид деятельности, имеющий ярко выраженный творческий характер;

3) интегративное образование, включающее в себя развитие личности как целостности;

4) определенную линию поведения старшеклассника в процессе его деятельности и общения, направленную на становление жизненной позиции и ценностных ориентаций [1,2].

В контексте данного исследования творческое саморазвитие старшеклассника мы понимаем как процесс внутреннего, творческого само-изменения характеристик личности, в результате которого средствами творческой деятельности старшеклассник овладевает оригинальными способами представления результатов деятельности, генерирования идей, навыками самооценки и преобразовывает себя.

В процессе исследования нами выделены критерии творческого саморазвития старшеклассника: мотивационно-ценностный (определяется интересом к творческому саморазвитию,

потребностью в творческом саморазвитии, любознательностью), когнитивно-содержательный (включает знания о творческом саморазвитии; умение наблюдать, задавать вопросы по существу, анализировать; умение самостоятельно ставить проблему, планировать условия и последовательность работы, оригинально представить результат деятельности; умение мыслить оригинально, решать проблему с различных точек зрения и различными способами, генерировать идеи), рефлексивно-результативный (характеризуется выполнением программы творческого саморазвития, владением навыков самооценки, осознанием результативности процесса творческого саморазвития).

Результаты анкетирования учителей, старшеклассников, анализа документации ПНПО на констатирующем этапе исследования дают нам возможность еще раз убедиться в актуальности изучаемой проблемы.

Выявлено, что творческое саморазвитие старшеклассника обеспечивает креативное образование, направленное на творческое и социальное взаимодействие учителя и учащегося при решении проблем образовательного процесса, в ходе которого интересы и ценность личности являются доминирующей компонентой организации и смысла учебной деятельности.

Основной задачей креативного образования является формирование высокодуховной творческой личности выпускника школы, готового не только глубоко, осознанно и системно воспринимать учебную информацию, самостоятельно вести поиск нового знания, генерировать новые идеи, но и иметь потребность в творчестве, в непрерывном творческом саморазвитии, потребность в творческом образе жизни, который позволяет старшекласснику максимально эффективно, творчески самореализовываться [3, С. 188-189].

В отличие от творческого процесса, который основывается на вдохновении, способностях личности учащегося, в креативном образовании основанием выступает организация творческой деятельности, обеспечивающей создание креативного продукта, отличающегося субъективной или объективной новизной, характеризующегося оригинальностью, уместностью [4, С. 52].

По итогам констатирующего этапа эксперимента в соответствии с разработанными нами критериями и показателями были выделены четыре уровня творческого саморазвития старшеклассника (креативный, продуктивный, репродуктивный, непродуктивный). Мы выяснили, что у старшеклассников экспериментальной и контрольной групп преобладали непродуктивный и репродуктивный уровни творческого саморазвития. Продуктивным уровнем творческого саморазвития обладали 12,68% старшеклассников контрольной группы и 12,08% - экспериментальной; креативным уровнем творческого саморазвития - 6,23% учащихся контрольной группы и 7,56% - экспериментальной. Полученные при констатации данные свидетельствовали, что особых различий в экспериментальной и контрольной группах по выделенным показателям до проведения формирующего эксперимента не было.

Формирующий эксперимент состоял из трех этапов: ориентировочного, процессуальнодеятельностного, результативно-оценочного.

Целью ориентировочного этапа являлось создание условий для включенности старшеклассников во внеучебную проектную научнопознавательную деятельность(подготовитель-ный этап: зарождение идеи, замысла; анализ проблемной ситуации через призму возникшей идеи, замысла; планирование проектной деятельности; прогнозирование результатов проекта; рефлексия) через ознакомление старшеклассников с этапами проектной научно-познавательной деятельности, видами проектов, критериями оценивания, программой организации.

Важным показателем творческого саморазвития старшеклассника являются исследовательские умения, развитию которых на данном этапе опытно-экспериментальной работы способствовали многоуровневые задачи исследовательского характера первого уровня сложности, содержащие четко сформулированную проблему, которая предполагала работу старшек-

лассников по инструкции. При этом происходило освоение ими методов исследования, и второго уровня сложности, предполагающие сформулированное задание, но путь решения старшеклассники определяли самостоятельно.

На процессуально-деятельностном этапе формирующего эксперимента происходило непосредственное включение старшеклассника в проектную научно-познавательную деятельность (деятельностный этап: консультация учителя по организации проектной научно-познавательной деятельности; работа учащихся с источниками информации, экспериментальная часть; рефлексия). Учитель занимал позицию помощника, наставника, устанавливал оперативную обратную связь с каждым старшеклассником, способствовал созданию положительного эмоционального настроя их на выполнение творческой деятельности, обеспечивал субъектную позицию последнего. Мы наблюдали творческую самореализацию, самоутверждение старшеклассников в ходе выполнения ими экспериментальной части проектной научно-познавательной деятельности («Воздух, которым мы дышим», «Вода вокруг нас»).

Данный этап формирующего эксперимента предполагал решение старшеклассниками многоуровневых задач исследовательского характера третьего уровня сложности, требующие от учащихся не только теоретических знаний, но и самостоятельного видения проблемы и самостоятельного ее решения.

Для успешного творческого саморазвития старшеклассников мы использовали метод создания ситуации успеха, который позволил устранить препятствия творческого саморазвития, преодолеть состояние неуверенности, создать благоприятный климат, творческую атмосферу, наряду с креативными методами («кейс-метод», «мозговой штурм», «катена»), оказавшие положительное влияние на способности старшеклассников решать проблему с различных точек зрения, формулировать понятия и правила, генерировать идеи, проявлять творческую инициативу.

На результативно-оценочном этапе деятельность учителя была направлена на анализ достигнутых старшеклассниками результатов деятельности, стимулирование самооценки и самоанализа учеником своей деятельности. Деятельность старшеклассников заключалась в

рефлексии результатов внеучебной проектной научно-познавательной деятельности, защите творческих проектов, планировании дальнейшей проектной деятельности, анализе результатов творческого саморазвития.

Положительная оценка результатов проектной научно-познавательной деятельности, креативных методов повысила самооценку старшеклассников, мотивировала на дальнейшую проектную научно-познавательную деятельность, усилила творческую инициативу.

На промежуточных этапах опытно-поисковой работы мы провели повторную диагностику уровней творческого саморазвития старшеклассника и сопоставили полученные данные с результатами констатирующего этапа опытной работы.

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы позволяет отметить, что в экс-

периментальной группе произошло перераспределение старшеклассников по уровням творческого саморазвития. Несмотря на незначительное возрастание креативного уровня в экспериментальной группе (7,56% - 15,12%), можно оценить данный результат как несомненно позитивный, свидетельствующий о возможности творческого саморазвития. Прирост по продуктивному уровню творческого саморазвития старшеклассников составил 16,08%. Процент старшеклассников экспериментальной группы на репродуктивном и непродуктивном уровнях уменьшился на 7,23% и на 16,41% соответственно.

Таким образом, результаты исследования свидетельствует об эффективном опыте творческого саморазвития старшеклассника в креативном образовании, что подтверждается положительной динамикой уровней творческого саморазвития.

04.03.2011

Список литературы:

1. Андреев, В. И. Конкурентология: Учеб.курс для творч.саморазвития конкурентоспособности / В. И. Андреев. - Казань: Центр инновац.технологий, 2004. - 468 с.

2. Маралов, В.Г. Основы самопознания и саморазвития: Учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 256с.

3. Рындак, В. Г. Учитель Сухомлинский: уроки на завтра / В. Г. Рындак; Мин-во образования и науки Рос. Федерации, Федер.агентство по образованию, Оренбург. Гос. Пед. Ун-т. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2008. - 5І2 с.

4. Рындак, В. Г. Школа: с веком наравне: монография / В. Г. Рындак ; Мин-во образования и науки РФ, Оренбург. гос. пед. ун-т. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2010. - 220 с.

Сведения об авторе:

Бугакова Екатерина Владимировна, аспирант кафедры общей педагогики Оренбургского государственного педагогического университета, е-шаИ: kozhevnikova056@rambler.ru

UDC 373.01 B 90 Bugakova E.V.

Orenburg State Pedagogical University E-mail: kozhevnikova056@rambler.ru

EXAMPLE OF A HIGH SCHOOL STUDENT’S CREATIVE SELF-DEVELOPMENT IN CREATIVE EDUCATIONAL SYSTEM

This article defines the concept of «creative self-development» of a high school student, and presents some results of studies of a high school student’s creative self-development in creative educational system.

Key words: creative self-development, creative self-development of senior students, creative education.

Bibliography:

1. Andreev, V.I. Competitiveness tudies: Training Course for creative self-development competitiveness / V.I. Andreev. -Kazan: Center for Innovative Technology, 2004. - 468 sec.

2. Maralov, V.G. Fundamentals of self-knowledge and self-development: A manual for students in secondary teacher training institutions. - 2-nd edition - M.: Publishing House Academia, 2004. - 256s.

3. Ryndak, V.G. Sukhomlinsky the Teacher: lessons for tomorrow / V.G. Ryndak; Ministry of Education and Science of Russian Federation, Federal Agency for Education, Orenburg State Pedagogical University. - Orenburg: Publishing OSPU, 2008. -512 p.

4. Ryndak, V.G. School: keeping up-to-date: Monograph / V.G. Ryndak; Ministry of Education and Science of Russian Federation, Federal Agency for Education, Orenburg State Pedagogical University. - Orenburg: Publishing OSPU, 2010. - 220 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.