Научная статья на тему 'Результаты опытно-экспериментальной работы по внедрению индивидуализации профессиональной подготовки будущего педагогического работника в образовательный процесс современного вуза'

Результаты опытно-экспериментальной работы по внедрению индивидуализации профессиональной подготовки будущего педагогического работника в образовательный процесс современного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДКОВКА / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМООЦЕНКА / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ / INDIVIDUALIZATION / PROFESSIONAL HORSESHOE / INNOVATIVE TECHNOLOGY / CREATIVE POTENTIAL / PROFESSIONAL ORIENTATION / PROFESSIONAL SELF-ESTEEM / RESEARCH SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юрловская Иллона Александровна

В представленной публикации проанализированы результаты опытноэкспериментальной работы, а спроектированные авторские структурно-функциональная модель индивидуализации профессиональной подготовки будущего педагогического работника и модель индивидуального образовательного маршрута будущего учителя легли в ее основу. Опытно-исследовательская работа проводилась в образовательных организациях РСО-Алания. в три этапа (констатирующий, формирующий, контрольно-оценочный). В качестве критериев готовности к профессиональной деятельности будущих педагогических работников выступали федеральный государственный стандарт нового поколения, отношение к будущей профессиональной деятельности, теоретическая и практическая готовность к инновационной деятельности, оценка самого себя как ее субъекта образования, творческое отношение к профессиональной деятельности. В качестве основных показателей готовности будущих педагогических работников к профессиональной деятельности представлены: профессионально-личностная самооценка, творческий потенциал, готовность к инновационной деятельности, исследовательские умения, профессиональная направленность личности Уточнены и дополнены модели и технологии введения вариативных учебных дисциплин в содержание образования, теоретически определены и реализованы индивидуальные формы и методов учебной и внеучебной деятельности, а также инновационные технологии, направленные на повышение качества образовательного процесса, формирования у студентов необходимых в профессиональнопедагогической работе умений и навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юрловская Иллона Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The results of the experimental work on implementation of individualization of training future pedagogues in the educational process of modern University

In the article analyzed the results of the experimental work and designed by the author's structural-functional model of individualization of vocational training of future teaching staff and the model of individual educational route of the future teachers formed the basis. Experimental research was carried out in educational institutions of North Ossetia-Alania. in three stages (summative, formative, monitoring and evaluation). The criteria of readiness for professional activity of future teaching staff was organized by the Federal state standards of new generation, attitude to future professional activity, theoretical and practical readiness to the innovation activity, estimation of myself as its subject education, creative attitude to professional activity. As the main indicators of readiness of future pedagogical workers professional activities: professional and personal self-esteem, creativity, willingness to innovate, research skills, professional orientation of the personality Clarified and augmented models and technologies the introduction of variable of academic disciplines in the content of education, it is theoretically defined and implemented individual forms and methods of educational and extracurricular activities, as well as innovative technologies aimed at improving the quality of the educational process, the formation of students required in a professionally-pedagogical work skills.

Текст научной работы на тему «Результаты опытно-экспериментальной работы по внедрению индивидуализации профессиональной подготовки будущего педагогического работника в образовательный процесс современного вуза»

Мир Науки

Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com/ 2016, Том 4, номер 2 (март - апрель) http://mir-nauki.com/vol4-2.html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/25PDMN216.pdf Статья опубликована 13.04.2016 Ссылка для цитирования этой статьи:

Юрловская И.А. Результаты опытно-экспериментальной работы по внедрению индивидуализации профессиональной подготовки будущего педагогического работника в образовательный процесс современного вуза // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 2 http://mir-nauki.com/PDF/25PDMN216.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 378

Юрловская Иллона Александровна

ГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт», РСО-Адания, Владикавказ

Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: illona1978@mail.ru

Результаты опытно-экспериментальной работы по внедрению индивидуализации профессиональной подготовки будущего педагогического работника в образовательный процесс современного вуза

Аннотация. В представленной публикации проанализированы результаты опытно-экспериментальной работы, а спроектированные авторские структурно-функциональная модель индивидуализации профессиональной подготовки будущего педагогического работника и модель индивидуального образовательного маршрута будущего учителя легли в ее основу. Опытно-исследовательская работа проводилась в образовательных организациях РСО-Алания. в три этапа (констатирующий, формирующий, контрольно-оценочный).

В качестве критериев готовности к профессиональной деятельности будущих педагогических работников выступали федеральный государственный стандарт нового поколения, отношение к будущей профессиональной деятельности, теоретическая и практическая готовность к инновационной деятельности, оценка самого себя как ее субъекта образования, творческое отношение к профессиональной деятельности.

В качестве основных показателей готовности будущих педагогических работников к профессиональной деятельности представлены: профессионально-личностная самооценка, творческий потенциал, готовность к инновационной деятельности, исследовательские умения, профессиональная направленность личности Уточнены и дополнены модели и технологии введения вариативных учебных дисциплин в содержание образования, теоретически определены и реализованы индивидуальные формы и методов учебной и внеучебной деятельности, а также инновационные технологии, направленные на повышение качества образовательного процесса, формирования у студентов необходимых в профессионально-педагогической работе умений и навыков.

Ключевые слова: индивидуализация; профессиональная подковка; инновационные технологии; творческий потенциал; профессиональная направленность; профессиональная самооценка; исследовательские умения

В данной публикации проанализированы результаты опытно-экспериментальной работы, а спроектированные структурно-функциональная модель индивидуализации профессиональной подготовки будущего педагогического работника и модель индивидуального образовательного маршрута будущего учителя легли в ее основу (см. Рисунки 1-2) [10]. Опытно-исследовательская работа проводилась в образовательных организациях РСО-Алания в течение 2007-2015 гг. в три этапа (констатирующий, формирующий, контрольно-оценочный).

До активного осуществления формирующей части экспериментального исследования в процесс индивидуализации профессиональной подготовки бакалавров педагогического вуза выяснялась степень готовности студента к профессиональной деятельности на первых и четвертых курсах педагогических вузов. Для достижения этой цели осуществлялся мониторинг стартовых возможностей студентов Северо-Осетинского государственного педагогического института (факультеты: коррекционно-педагогический, психологии, физического воспитания и спорта, лингвистики, управления, свободного развития), СевероОсетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова (факультеты: педагогики и методики начального образования, психологии). Общая численность обучающихся вуза, задействованных на различных этапах опытно-экспериментальной работы, составила 755 респондентов.

Диагностика на констатирующем и контрольном этапах осуществлялась по анкетам и методикам, согласно выбранным и обоснованным критериям и показателям структурно-функциональной модель индивидуализации профессиональной подготовки будущего педагогического работника.

Для подтверждения актуальности исследования и выявления проблем начинающих педагогов в профессиональном становлении, мы проанкетировали 217 молодых педагогических работников и 20 руководителей образовательных организаций РСО-А.

Результаты анкеты молодых специалистов дали нам основания полагать, что для полноценного осуществления стандартов нового поколения в современной школе назрела потребность обеспечить профессиональную готовность педагогических работников к реализации ФГОС, через создание стуктурно - функциональной модели индивидуализации профессиональной подготовки в условиях вуза [10].

Для выявления стартовых возможностей будущих педагогических работников, определения вектора дальнейшей работы мы, на констатирующем этапе эксперимента (20072011 гг.), продиагностировали студентов первых и четвертых курсов педагогических вузов РСО-Алании.

Показатели результатов проведения диагностики профессионально-личностной самооценки будущих учителей, по методике С.А. Будасси, дают основания предполагать, что у большинства испытуемых средний показатель адекватной самооценки, то есть коэффициент ранговой корреляции колеблется от + 0,52 до -0,1. Студенты СОГУ - 45,2%, студенты СОГПИ - 55%. Респонденты адекватно оценивают собственные силы и способности, и, учитывая это, могут добиваться определенных высот в профессиональной деятельности [7].

25РВШ16

Мир Науки

Рисунок 1. Авторская модель «Индивидуально-образовательный маршрут будущих учителей как механизм индивидуализации образовательного процесса современного

педагогического вуза»

Рисунок 2. Структурно-функциональная модель индивидуализации профессиональной подготовки будущего педагогического работника в современном педагогическом вузе

Необходимо отметить, что становление профессионально-личностной самооценки будущих педагогических работников требует создания в образовательном процессе вуза условий, включающих в себя:

• организацию индивидуально-дифференцированного подхода и оказание поддержки при интеграции студентов в профессиональную педагогическую среду;

• консультирование студентов и содействие в разрешении проблемных ситуаций при обучении в вузе;

• использование проектной деятельности и интерактивных технологий в учебно-воспитательном процессе вуза.

Уровень сформированности творческого потенциала студентов СОГПИ СОГУ им. К.Л. Хетагурова при помощи опросника А.А. Дергача на констатирующем этапе, говорит о том, что большинство обследованных студентов (около 85%) характеризуются средним и выше среднего уровнями творческого потенциала. Они осуществляют творческую деятельность осознанно и целенаправленно, но не регулярно. Это обладатели тех качеств, которые позволяют творить, но существуют и проблемы, которые тормозят процесс творчества

[1; 3; 9].

Для определение уровня готовности студентов - будущих педагогов профессионального обучения к инновационной деятельности респондентам была предложена анкета, состоящая из 14 вопросов. Ответы респондентов СОГПИ и СОГУ им. К.Л. Хетагурова анализировалась на всем протяжении обучения с 1 по 4 курсы [6; 8]. Готовность к инновационной педагогической деятельности является основой профессионально-педагогической позиции учителя, основой его саморазвития и самосовершенствования, формирования активной общественной позиции. Проблема формирования готовности будущего педагога к инновационной деятельности многоаспектна, но ее решение, прежде всего, связано с необходимостью разрешения основного противоречия: между социальным заказом на подготовку конкурентоспособного специалиста и возможностью его реализовать.

Проведенные исследования и опыт практической работы позволили конкретизировать данное противоречие, рассмотрев его как противоречие между:

• сложившейся системой подготовки педагога в системе педагогического образования и возросшими требованиями к уровню его подготовленности;

• необходимостью совершенствования подготовки педагога к инновационной деятельности и недостаточной разработанностью методических основ организации данного процесса.

Уровень подготовленности будущего учителя к профессиональной деятельности зависит от того, как сформированы у него исследовательские умения. Как мы видим по результатам входящих диагностик исследовательских умений на констатирующем этапе эксперимента, существенных различий в данных между студентами четвертых и первых курсов СОГУ им. К.Л. Хетагурова и СОГПИ не наблюдалось [11]. Это говорит о том, что обучающиеся находились на стартовом этапе обучения в вузе, практически с одинаковым уровнем сформированности исследовательских умений, которые были заложены у них в школьные годы, когда ученики выполняли несложные лабораторные работы, решали творческие задачи, выполняли экспериментальные домашние задания исследовательского характера, участвовали в предметных олимпиадах. Проективные умения у студентов первокурсников не сформированы. Это говорит о том, что они не умеют осуществлять перспективное планирование стратегических, тактических и оперативных задач и способов

решения; предвидеть возможные варианты решения системы педагогических задач в течение всего образовательного времени, на которое ведется планирование; намечать результаты, которые необходимо достичь к окончанию выполнения той или иной работы; предусматривать возможные трудности; проектировать собственную педагогическую деятельность.

А по окончании обучения в вузе система умственных и практических умений учебного труда, способность независимых наблюдений, экспериментов, приобретаемых в процессе решения исследовательских задач, равна среднему показателю сформированности. А ведь многолетняя практика высших учебных заведений РФ показывает, что формирование исследовательской деятельности студентов - это один из результативных путей подъема качества подготовки молодых специалистов как одной из форм самостоятельной работы обучающихся. Эта деятельность содействует более полному закреплению теоретических знаний, получаемых студентами в образовательном процессе.

Ответов респондентов позволили нам прийти к выводу о том, что в современном вузе возникла потребность в создания структурно-функциональной модели индивидуализации профессиональной подготовки обучающегося педагогического вуза, целью которой являются развитие личности и высокий профессионализм будущего специалиста.

Разрабатывая модель, мы исходили из потребностей социального заказа [10].

Реализация модели осуществляется на основе модульной и нелинейной организации образовательного процесса в вузе. Для получения навыков работы, с диверсифицированным контингентом обучающихся и успешного построения своей профессиональной траектории развития, в учебный план подготовки педагогического профиля, были внедрены модули: «Инклюзивное образование», «Русский язык и культура речи», Практикум по решению профессиональных задач», «Формирование профессионально-педагогической компетентности» «Инновационные процессы в мировом образовательном пространстве». Индивидуальные образовательные траектории в обучении бедующих педагогических работников осуществлялись через варьирование содержанием изучаемого материала, темпом учения, групповыми модификациями в соответствии с инициациями студентов на разных этапах образовательного процесса.

Проведенное опытно-экспериментальное исследование позволяет сделать вывод о том, что самооценка будущих педагогических работников, становится адекватно завышенной. Выпускники контрольной группы осознают себя компетентными в будущей педагогической деятельности, что оказывает содействие их личностному и профессиональному развитию. Это обеспечивается в процессе целенаправленного формирования у респондентов готовности к профессиональной деятельности, которая осуществляется поэтапно, как взаимосвязанная деятельность педагога и обучающегося педагогического вуза при организации соответствующих внешних и внутренних условий индивидуализации.

Кроме того, внедрение в образовательном процессе вуза структурно-функциональной модели индивидуализации профессиональной подготовки способствует повышению качества подготовки будущих учителей в плане становления их компетентности, обеспечения целостного формирования профессионально значимых качеств личности, создания условий для развития творческого потенциала и самореализации в профессии и жизни.

Студентов со средним и низким уровнем творческого потенциала не было выявлено.

Проанализировав, показатели оценки исследовательских умений педагога экспериментальной группы, мы можем констатировать, что они выше, чем в контрольной.

Обобщив все вышесказанное, мы пришли к выводу о том, что модель индивидуализации профессиональной подготовки качественно влияет на профессиональные исследовательские умения и навыки. Респонденты экспериментальной группы способны активно и независимо мыслить, умеют творчески решать различные педагогические задачи, подбирают новые варианты решений педагогических ситуаций, могут организовать процесс обучения на должном уровне, отвечающем требованиям современного социума. Об этом говорит число проектов, публикаций студентов коррекционно-педагогического факультета СОГНИ, организация конференций, круглых столов, дискуссий по обмену опытом и оценке деятельности в конкретных направлениях; подготовка программ и проектов для участия в институтских, региональных, всероссийских конкурсах.

Таким образом, рассмотренная система включения студентов в исследовательскую деятельность в условиях индивидуализации профессионального образования позволяет подготовить будущих учителей к успешной профессиональной деятельности.

Об эффективности индивидуализации для профессиональной подготовки, как в целом, так и для каждого студента персонально, свидетельствовал их переход на более высокие уровни достижений, отражающие сформированность ценностной и технологической составляющих основы готовности к педагогической деятельности (см. диаграмма 1-4).

55% 55%

47,8% 47,8%

■0,2% 40,2%

0%

адек. низ. адек. сред. адек. выс.

I продуктивный уровень I эвристический уровень I творческий уровень

СОГНИ до эксп. СОГНИ после эксп

Диаграмма 1. Сравнение показателей профессионально-личностной самооценки студентов четвертых курсов СОГПИуровней сформированности готовности к профессиональной деятельности на контрольном этапе эксперимента

70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

66% 66%

СОГНИ до эксп. СОГНИ после эксп

низкий средний

I выше средненго высокий

репродуктивный уровень продуктивный уровень эвристический уровень творческий уровень

Диаграмма 2. Сравнение показателей творческого потенциала студентов четвертых курсов СОГПИ по методике и уровней сформированности готовности к профессиональной деятельности на контрольном этапе эксперимента

25РВ№16

Мир Науки

■ минимальный уровень

■ средний уровень выраженности

■ проявляется в конкретных педагогических ситуациях

■ умение ярко выражено

■ репродуктивный уровень

Диаграмма 3. Сравнение показателей уровней среднего показателя исследовательских умений бакалавров четвертых курсов СОГПИ и уровней сформированности готовности к профессиональной деятельности на контрольном этапе эксперимента

на контрольном этапе (в %)

80 70 60 50 40 30 20 10 0

73

73

высокий уровень средний уровень | низкий уровень творческий I эвристический продуктивный

констатирующии этап

контрольный этап

Диаграмма 4. Сравнение уровня профессиональной направленности (УПН) студентов (%) и уровней сформированности готовности к профессиональной деятельности на

контрольном этапе эксперимента

Вышеизложенное позволяет прийти к выводу о, что поставленная проблема и задачи в целом решены. Проведенный анализ данных, полученных в процессе опытно-экспериментальной работы, подтвердил верность выявленных условий и их результативность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Даринская Л.А. Творческий потенциал учащихся: методология, теория, практика: монография / Л.А. Даринская. - СНб., 2005. - 293 с.

2. Тахохов Б.А., Отиева Р.Г. Индивидуализация обучения в современной высшей школе // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2012. №2. С. 156-162.

3. Тахохов Б.А Творческий потенциал в системе профессиональной компетентности преподавателя вуза // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2015. №4. С. 116-121.

4. Тахохов Б.А., Юрловская И.А Индивидуализация образовательного процесса в современном вузе // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2015. №4. С. 126-130.

5. Юрловская И.А., Кокоева Н.В. Инновационные педагогические технологии как средство повышения качества обучения в современном вузе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: педагогика, психология.

2013. №3. С. 113-115.

6. Юрловская И.А Самооценка обучающихся вуза как условие успешности будущей профессиональной деятельности // Интернет-журнал «Науковедение»,

2014. №4 (23) [Электронный ресурс]-М.: Науковедение, 2014.

7. Юрловская И.А. Недагогические инновации и проблема формирования готовности будущего педагога к непрерывному образованию // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. Ростов-на-Дону, 2014. - №4 (36) - С. 66-73.

8. Юрловская И.А Условия формирования творческого потенциала студентов педагогического вуза // Современные технологии в образовании: Материалы ХУВсероссийской научной конференции.-Владикавказ: Изд-во СОГНИ, 2015. -С. 320-324.

9. Юрловская И.А. Структурно - функциональная модель индивидуализации профессиональной подготовки будущих педагогических работников, как условие введения новых ФГОСов // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №2-2. С. 371.

10. Юрловская И.А Индивидуализация образовательного процесса в современном педагогическом вузе. - Владикавказ: Издательство СОГНИ, 2015.-368 с.

11. Бурлакова Т.В. Особенности индивидуализации подготовки студентов педагогического вуза / Т.В. Бурлакова // Инновации в образовании. - 2011. -№11. - С. 44-54.

12. Юрловская, И.А. Недагогические пути и приемы индивидуализации обучения учащихся младших классов [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / И.А. Юрловская. - Владикавказ, 2006. - 21 с.

Yurlovsky Illona Alexandrovna

North-Ossetian state pedagogical Institute, RDF-Adania, Vladikavkaz

E-mail: illona1978@mail.ru

The results of the experimental work on implementation of individualization of training future pedagogues in the educational process of modern University

Abstract. In the article analyzed the results of the experimental work and designed by the author's structural-functional model of individualization of vocational training of future teaching staff and the model of individual educational route of the future teachers formed the basis. Experimental research was carried out in educational institutions of North Ossetia-Alania. in three stages (summative, formative, monitoring and evaluation).

The criteria of readiness for professional activity of future teaching staff was organized by the Federal state standards of new generation, attitude to future professional activity, theoretical and practical readiness to the innovation activity, estimation of myself as its subject education, creative attitude to professional activity.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

As the main indicators of readiness of future pedagogical workers professional activities: professional and personal self-esteem, creativity, willingness to innovate, research skills, professional orientation of the personality Clarified and augmented models and technologies the introduction of variable of academic disciplines in the content of education, it is theoretically defined and implemented individual forms and methods of educational and extracurricular activities, as well as innovative technologies aimed at improving the quality of the educational process, the formation of students required in a professionally-pedagogical work skills.

Keywords: individualization; professional horseshoe; innovative technology; creative potential; professional orientation; professional self-esteem; research skills

25PDN216

Мир Науки

2016, Том 4, номер 2 (499) 755 50 99

научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.eom

REFERENCES

1. Darinskaya L.A. Tvorcheskiy potentsial uchashchikhsya: metodologiya, teoriya, praktika: monografiya / L.A. Darinskaya. - SPb., 2005. - 293 s.

2. Takhokhov B.A., Otieva R.G. Individualizatsiya obucheniya v sovremennoy vysshey shkole // Vestnik Severo-Osetinskogo gosudarstvennogo universiteta imeni Kosta Levanovicha Khetagurova. 2012. №2. S. 156-162.

3. Takhokhov B.A Tvorcheskiy potentsial v sisteme professional'noy kompetentnosti prepodavatelya vuza // Vestnik Severo-Osetinskogo gosudarstvennogo universiteta imeni Kosta Levanovicha Khetagurova. 2015. №4. S. 116-121.

4. Takhokhov B.A., Yurlovskaya I.A Individualizatsiya obrazovatel'nogo protsessa v sovremennom vuze // Vestnik Severo-Osetinskogo gosudarstvennogo universiteta imeni Kosta Levanovicha Khetagurova. 2015. №4. S. 126-130.

5. Yurlovskaya I.A., Kokoeva N.V. Innovatsionnye pedagogicheskie tekhnologii kak sredstvo povysheniya kachestva obucheniya v sovremennom vuze // Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: pedagogika, psikhologiya. 2013. №3. S. 113-115.

6. Yurlovskaya I.A Samootsenka obuchayushchikhsya vuza kak uslovie uspeshnosti budushchey professional'noy deyatel'nosti // Internet-zhurnal «Naukovedenie», 2014. №4 (23) [Elektronnyy resurs]-M.: Naukovedenie, 2014.

7. Yurlovskaya I.A. Pedagogicheskie innovatsii i problema formirovaniya gotovnosti budushchego pedagoga k nepreryvnomu obrazovaniyu // Obrazovanie. Nauka. Innovatsii: Yuzhnoe izmerenie. Rostov-na-Donu, 2014. - №4 (36) - S. 66-73.

8. Yurlovskaya I.A Usloviya formirovaniya tvorcheskogo potentsiala studentov pedagogicheskogo vuza // Sovremennye tekhnologii v obrazovanii: Materialy KhVVserossiyskoy nauchnoy konferentsii.-Vladikavkaz: Izd-vo SOGPI, 2015. - S. 320-324.

9. Yurlovskaya I.A. Strukturno - funktsional'naya model' individualizatsii professional'noy podgotovki budushchikh pedagogicheskikh rabotnikov, kak uslovie vvedeniya novykh FGOSov // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2015. -№2-2. S. 371.

10. Yurlovskaya I.A Individualizatsiya obrazovatel'nogo protsessa v sovremennom pedagogicheskom vuze. - Vladikavkaz: Izdatel'stvo SOGPI, 2015.-368 s.

11. Burlakova T.V. Osobennosti individualizatsii podgotovki studentov pedagogicheskogo vuza / T.V. Burlakova // Innovatsii v obrazovanii. - 2011. - №11. - S. 44-54.

12. Yurlovskaya, I.A. Pedagogicheskie puti i priemy individualizatsii obucheniya uchashchikhsya mladshikh klassov [Tekst]: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01 / I.A. Yurlovskaya. - Vladikavkaz, 2006. - 21 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.