Научная статья на тему 'Мотивационно-ценностный компонент личности подростков 13-15 лет с сенсорными нарушениями как фактор, влияющий на физическую подготовленность'

Мотивационно-ценностный компонент личности подростков 13-15 лет с сенсорными нарушениями как фактор, влияющий на физическую подготовленность Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
185
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЬЧИКИ 13-15 ЛЕТ / СЕНСОРНЫЕ НАРУШЕНИЯ / МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ ЛИЧНОСТИ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / 13-15 YEAR-OLD BOYS / SENSORY DEFECTS / MOTIVATIONAL AND VALUE COMPONENT OF PERSONALITY / PHYSICAL PREPAREDNESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Цыганкова К. П., Алексанянц Г. Д., Лызарь О. Г.

В статье представлены данные, характеризующие основные аспекты сформированности мотивационно-ценностного компонента личности подростков 1315-лет мужского пола с сенсорными нарушениями слуха, зрения, речи и его влияния на состояние физической подготовленности рассматриваемого контингента школьников. В исследовании приняли участие 64 мальчика. Исследование проводилось в условиях учебного процесса, реализуемого в специализированных (коррекционных) образовательных организациях Краснодара и Краснодарского края. В ходе проведенного исследования была выявлена существенная зависимость между показателями сформированности мотивационно-ценностного компонента личности школьников и состоянием их физической подготовленности. Определили, что низкий уровень двигательной активности в целом, а соответственно, низкую физическую подготовленность и сформированность мотивационно-ценностного компонента личности показала группа слепых и слабовидящих мальчиков указанной возрастной группы. Также в этой группе школьников отмечалось наименьшее соответствие хорошему и отличному ведению здорового образа жизни и низкое развитие волевых качеств личности. В то же время средний уровень практически всех рассматриваемых показателей выявили у глухих и слабослышащих школьников. Наиболее высокий уровень физической подготовленности, мотивационно-ценностного компонента личности, а соответственно, образа жизни и характеристик волевых качеств личности продемонстрировали школьники, отнесенные к группе мальчиков с тяжелыми нарушениями речи. По итогам проведенных исследований и представленных данных можно судить о том, что мотивационно-ценностный компонент личности является важным фактором успешности процесса физической подготовки школьников с сенсорными нарушениями, позволяющим лицам с ограниченными возможностями и нарушениями слуха, зрения, речи эффективно преодолевать психологические барьеры и адаптироваться к процессу физического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Цыганкова К. П., Алексанянц Г. Д., Лызарь О. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATIONAL AND VALUE COMPONENT OF PERSONALITY OF 13-15 YEAR-OLD BOYS WITH SENSORY DEFECTS AS A FACTOR AFFECTING PHYSICAL PREPAREDNESS

The article presents the data characterizing the main aspects of the formation of a motivational and value component of the personality of 13-15 years-old boys with sensory defects of hearing, vision, speech and its impact on the state of physical preparedness of the considered contingent of school students. The study involved 64 boys. The study has been conducted in the context of the educational process implemented in the specialized (correctional) educational schools of the city of Krasnodar and Krasnodar region.In the course of the study a significant relationship between the indicators of formation of the motivational and value component of the personality of school students and the state of their physical preparednesshave been revealed.It was determined that the group of blind and visually impaired boys of the specified age group had showed a low level of motor activity in general, and, accordingly, low physical preparedness and formation of the motivational and value component of the personality. Also, in this group of studentsthe least compliance with good and excellent leading of a healthy lifestyle and low development of strong-willed qualities of the individual have been noted. At the same time, the average level of almost all the considered indicators has been revealed amongthe deaf and the hard of hearing students. The highest level of physical preparedness, motivational and value component of the personality, and accordingly the way of the lifestyle and the characteristics of volitional qualities of personality have been demonstrated by schoolchildren referred to the group of boys with severe speech disorders. Based on the results of the research and the presented data, it can be concluded that the motivational and value component of the personality is an important factor in the success of the process of physical training of school students with sensory disorders, allowing persons with disabilities and hearing, vision, speech disorders to effectively overcome psychological barriers and adapt to the process of physical education.

Текст научной работы на тему «Мотивационно-ценностный компонент личности подростков 13-15 лет с сенсорными нарушениями как фактор, влияющий на физическую подготовленность»

УДК 796.035

МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ 13-15 ЛЕТ С СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ

К.П. Цыганкова, аспирант,

Г.Д. Алексанянц, доктор медицинских наук, профессор кафедры анатомии и спортивной медицины, О.Г. Лызарь, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физкультурно-оздоровительных технологий,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, д. 161, e-mail: [email protected].

В статье представлены данные, характеризующие основные аспекты сформированности мотивационно-ценностного компонента личности подростков 13-15-лет мужского пола с сенсорными нарушениями слуха, зрения, речи и его влияния на состояние физической подготовленности рассматриваемого контингента школьников. В исследовании приняли участие 64 мальчика. Исследование проводилось в условиях учебного процесса, реализуемого в специализированных (коррекционных) образовательных организациях Краснодара и Краснодарского края.

В ходе проведенного исследования была выявлена существенная зависимость между показателями сформированно-сти мотивационно-ценностного компонента личности школьников и состоянием их физической подготовленности. Определили, что низкий уровень двигательной активности в целом, а соответственно, низкую физическую подготовленность и сформированность мотивационно-цен-ностного компонента личности показала группа слепых и слабовидящих мальчиков указанной возрастной группы. Также в этой группе школьников отмечалось наименьшее соответствие хорошему и отличному ведению здорового образа жизни и низкое развитие волевых качеств личности. В то же время средний уровень практически всех рассматриваемых показателей выявили у глухих и слабослышащих школьников. Наиболее высокий

уровень физической подготовленности, мотивационно-цен-ностного компонента личности, а соответственно, образа жизни и характеристик волевых качеств личности продемонстрировали школьники, отнесенные к группе мальчиков с тяжелыми нарушениями речи.

По итогам проведенных исследований и представленных данных можно судить о том, что мотивационно-ценностный компонент личности является важным фактором успешности процесса физической подготовки школьников с сенсорными нарушениями, позволяющим лицам с ограниченными возможностями и нарушениями слуха, зрения, речи эффективно преодолевать психологические барьеры и адаптироваться к процессу физического воспитания.

Ключевые слова: мальчики 13-15 лет, сенсорные нарушения, мотивационно-ценностный компонент личности, физическая подготовленность.

Для цитирования: Цыганкова К.П., Алексанянц Г.Д., Лызарь О.Г. Мотивационно-ценностный компонент личности подростков 13-15 лет с сенсорными нарушениями как фактор, влияющий на физическую подготовленность // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2018. - № 4. - С. 70-75.

For citation: Tsygankova K., Aleksanyants G., Lyzar O. Motivational and value component of personality of 13-15 year-old boys with sensory defects as a factor

affecting physical preparedness. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport -Science and Practice.], 2018, no 4, pp. 70-75 (in Russian).

Актуальность. Необходимым условием педагогического аспекта процесса физического воспитания является обращение инвалида и лиц с отклонениями в состоянии здоровья к их ценностным основам. Ценности сохранения собственного здоровья, получения образования являются мировоззренческой, методологической, содержательной и фундаментальной основой, обеспечивающей достижение результата, требующегося в физическом воспитании [4, с. 59-61; 6, с. 32-38; 9, с. 94-95].

Мальчики с сенсорными нарушениями, относительно практически здоровых сверстников, имеют трудности в формировании мотивационной сферы, что становится определенным психологическим барьером для занятий физической культурой [8, с. 75; 7, с. 159-161]. Учитывая социокультурный характер учебной деятельности школьников в специальных (коррекционных) учреждениях I-V видов, ценность здоровья в образовании справедливо рассматривать как элемент структуры самосознания. В данной структуре можно выделить такие компоненты, как потребности, установки, мотивы, убеждения, ценностные ориентации. Совокупность этих компонентов обозначает значимость, личностный смысл и жизненную позицию школьника [1, с. 131; 5, с. 171-173].

Рассматривая возраст 13-15 лет, необходимо учитывать сенситивные (физиологические) изменения, которые не могут не повлиять на мотивационно-цен-ностную сферу личности школьников. Необходимо дифференцированно подбирать средства физического воспитания, исходя из потребностей, мотивации, интересов и возможностей занимающихся [2, с. 94-95]. Большой объем учебного материала и физические нагрузки на уроках физической культуры не соответствуют уровню адаптационных возможностей организма детей с сенсорными нарушениями, вследствие чего развивается быстрая утомляемость и апатия к занятиям физической культурой [3, с. 32; 10, с. 99-101].

На основании этого, исследование мотивационно-ценностного компонента личности как фактора, влияющего на физическую подготовленность мальчиков 13-15 лет с сенсорными нарушениями, является весьма актуальным.

Цель исследования - определить влияние мотива-ционно-ценностного компонента личности на физическую подготовленность мальчиков 13-15 лет с сенсорными нарушениями.

Методика и организация исследования. Обследовано 64 мальчика в возрасте 13-15 лет, учащихся специальных (коррекционных) школ I-V видов Краснодарского края. По состоянию здоровья дети коррекционных школ были отнесены к категории глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие и дети с тяжелыми нарушениями речи. В настоящем обследовании дети

с сенсорными нарушениями принимали участие на добровольной основе, которая подтверждается письменным информированным согласием. Участники исследования были допущены врачом и условно разделены на 3 группы: I - слепые, слабовидящие, II - глухие, слабослышащие, III - дети с тяжелыми нарушениями речи. Исследование проводилось в два этапа: 1. Определение общей работоспособности и общего функционального состояния; 2. Определение мотивацион-но-ценностного компонента личности. Оценка общей работоспособности и общего функционального состояния мальчиков 13-15 лет с сенсорными нарушениями проводилась с помощью теса Купера (1968 г.). Тестирование включает 12-минутный тест, при котором испытуемому необходимо было преодолеть максимально возможное расстояние за указанный отрезок времени. При этом бег можно чередовать с ходьбой. Темп бега и ходьбы индивидуальный. Результаты определяются с учетом возраста и пола испытуемых. Для мальчиков 13-15 лет уровень общей работоспособности и общего функционального состояния оценивается как очень плохой при результате 1,6 км, плохой - 1,6-2,0 км, удовлетворительный - 2,1-2,4 км, хороший - 2,4-2,8 км, отличный - более 2,8 км. Мотивационно-ценностный компонент личности выявлялся с помощью анкетирования школьников. Разработанная анкета была специально адаптирована для школьников с различными сенсорными нарушениями. В анкете было выделено 3 блока: 1 - ценностное отношение школьников к физической культуре и здоровью. Сформированность ценностного отношения школьников распределялась на 4 уровня - творческий, средний, низкий и очень низкий; 2 - оценка образа жизни школьников. В данном блоке результаты распределялись от количества набранных баллов: 400-480 баллов - отлично, 280-240 баллов -хорошо; 160-280 баллов - средне, менее 160 баллов - плохо; 3 - определение волевых качеств личности школьника. В этом блоке также оценка результатов зависела от набранных баллов: менее 14 баллов - слабая воля, 15-25 баллов - характер и воля достаточно твердые, 26-38 баллов - характер и воля очень твердые, действия ответственные, более 38 баллов - воля и характер человека близки к идеальным. Всего в анкете насчитывалось 60 вопросов и утверждений. Мальчики, отнесенные к категории слепые, проходили анкетирование с помощью педагога, зачитывающего вопросы и отмечающего ответы. Использовались методы математической статистики, достоверность различия оценивалась по критерию Стьюдента (t).

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты тестирования выявили текущий уровень общей работоспособности и общего функционального состояния мальчиков 13-15 лет (рисунок 1). Полученные данные свидетельствуют о том, что большинство школьников имеют «плохой» и «удовлетворительный» уровень общего функционального состояния и работоспособности, в среднем преодолевая за 12 минут расстояние от 1600 до 2400 м. «Очень плохой» уровень

функционального состояния и общей работоспособности показали 9% участников I группы, что в среднем на 6% выше, чем во II и III группах, соответственно преодолев расстояние менее 1600 м. Наименьший процент школьников (25%), показавших «плохой» уровень общего функционального состояния и работоспособности, продемонстрировала III группа испытуемых. В среднем более 50% испытуемых в каждой группе показали удовлетворительный результат, в среднем преодолев за 12 минут расстояние более 2100 м. «Хорошему» уровню общего функционального состояния и общей работоспособности соответствуют 11% мальчиков III группы, данный результат выше, чем в I и II группах на 4%. В III группе 5% испытуемых показали «отличный» уровень общей работоспособности и общего функционального состояния, и только 2% мальчиков II группы показали «отличный» результат, преодолев за 12 минут расстояние 2800 м. Важно отметить, что мальчиков из числа I группы, продемонстрировавших «отличный» уровень общей работоспособности и общего функционального состояния, в процессе тестирования не выявлено.

Исходя из полученных данных видно, что дети с нарушениями зрения проявляют наименьшие показатели общего функционального состояния и общей работоспособности. Они быстро утомляются, затрудняются в пространственной ориентации и не способны к длительным интенсивным нагрузкам. Также у мальчиков с нарушениями зрения в процессе проведения тестирования периодически возникала одышка и головокружение, вследствие чего они вынуждены были с бега перейти на ходьбу.

Мальчики, отнесенные к категории глухие и слабослышащие, более успешно справились с тестированием, но, несмотря на это, также как и в предыдущей группе, некоторые из них испытывали головокружение и одышку. Данное обстоятельство свидетельствует о недостаточном развитии дыхательной и кардиореспи-раторной системы в целом у испытуемых с нарушениями слуха и зрения. Для более детального рассмотрения этого вопроса необходимо обследование респираторной системы и анализ медицинских карт школьников. Испытуемые с нарушениями речи показали наиболее высокий уровень общей работоспособности и общего функционального состояния среди участников всех трех групп.

После тестирования общей работоспособности и общего функционального состояния было проведено анкетирование, первый блок которого был посвящен ценностному отношению школьников к физической культуре и здоровью (рисунок 2). Среди испытуемых творческий уровень в третьей группе показали 6% мальчиков, во второй 2% и в первой он не выявлен. Мальчики с творческим уровнем развития ценностного отношения проявляют развитую потребность в самопознании, мотивированы к занятиям физкультур-но-спортивной деятельностью, вследствие внутреннего достижения успеха, самооценка адекватно высокая, занятия физической культурой систематические. Здоровье представляет главную ценность для данных испытуемых.

Средний уровень был выявлен у 45% испытуемых III группы, что в среднем более чем в два раза выше относительно результатов других двух групп (р<0,05). Средний уровень развития ценностного компонента подразумевает, что мальчики проявляют устойчивый интерес к самопознанию, мотивированы к физкуль-турно-спортивной деятельности из-за внешнего и внутреннего достижения успеха, самооценка адекватная, занятия физической культурой регулярны при благоприятных внешних условиях. Мальчики, отнесенные к данной категории, полностью осознают ценность собственного здоровья.

Большинство мальчиков 13-15 лет с сенсорными нарушениями (около 45%, р<0,05) характеризуются низким уровнем развития ценностного отношения к физической культуре и здоровью. Это свидетельствует о том, что значимость самопознания носит лишь внешний характер, систематичность занятий физической культурой эпизодичная, мотивация к занятиям исключительно ради внешнего достижения успеха, самооценка неустойчивая, а здоровье имеет второстепенное значение.

Очень низкий уровень ценностного отношения выявили у 39% мальчиков I группы, 32% II группы и 12% испытуемых III группы. Участников, отнесенных к указанному уровню, характеризует отсутствие значимости самопознания и ценности здоровья, мотивацией к физ-культурно-спортивной деятельности служит внешнее избегание неудач, самооценка неадекватная, систематические занятия физической культурой отсутствуют.

Рисунок 1.

Характеристика

общей

работоспособности и общего функционального состояния мальчиков 13-15 лет с сенсорными нарушениями (по Куперу)

Рисунок 2. Ценностное отношение школьников к физической культуре и здоровью (блок 1)

Рисунок 3. Оценка образа жизни школьников (блок 2)

Следующий этап анализа мотивационно-ценност-ного компонента личности это оценка образа жизни школьников (блок 2) (рисунок 3). В ходе проведенной оценки определили, что образ жизни 45% (р<0,05) школьников соответствует среднему уровню. Это свидетельствует о том, что дети зачастую предпочитают пассивный отдых вместо активного, периодически нарушен режим сна и отдыха, а также режим и рацион питания.

Плохой уровень образа жизни выявлен у 38% мальчиков первой группы, 26% во второй и 11% в первой. Испытуемые с подобным образом жизни согласно анкетированию абсолютно пренебрегают активным досугом, систематически нарушают режим дня, их рацион и режим питания неправильный.

Почти у 50% (р<0,05) мальчиков третьей группы хорошо организован образ жизни. Они придерживаются единого режима дня, за исключением редких случаев его нарушения, правильно питаются, режим практически стабилен, активный отдых более приемлем, чем пассивный.

Малая часть (около 4%) мальчиков из трех перечисленных групп способны организовать свой образ жизни на «отличном» уровне. Эти испытуемые ведут активный образ жизни, правильно питаются, режим сна и отдыха у них не нарушен.

Третий блок анкеты заключался в определении волевых качеств личности школьников (рисунок 4). Исходя из полученных данных видно, что мальчиков с уровнем характера и воли близким к идеальному 12%

в третьей группе и 9% во второй, ни один испытуемый первой группы не показал подобный результат. Мальчики с таким уровнем волевых качеств тверды в своих убеждениях и, несмотря на препятствия и трудности, возникающие в процессе физического воспитания, последовательно достигают намеченной цели.

Около 45% (р<0,05) мальчиков с сенсорными нарушениями показали очень твердый уровень характера и воли. Поведение данной категории учащихся в большинстве случаев считается ответственным.

В среднем 35% (р<0,05) испытуемых были отнесены к категории лиц с достаточно твердой волей. Их характер соответственно также считается достаточно твердым, поведение и поступки взвешенные и реалистичные. 13% мальчиков первой группы отнесены к категории лиц со слабой волей и характером, также как и 4% испытуемых второй группы и 3% из третьей. Мальчики со слабой волей и характером не способны отстаивать свою позицию, добиваться цели при наличии препятствий, подвержены мнению окружающих.

При анализе полученных результатов нельзя не отметить прямую зависимость между физической подготовленностью и мотивационно-ценностным компонентом личности. Анализируя результаты мальчиков I группы, видно, что уровень общей работоспособности и общего функционального состояния у 86% испытуемых находится на плохом и удовлетворительном уровне, при этом результаты анкетирования в первом блоке находятся на низком и очень низком уровне ценностного отношения к физической культу-

Рисунок 4. Определение волевых качеств личности школьников (блок 3)

ре и здоровью (91%). Во втором блоке 90% испытуемых продемонстрировали плохой и средний уровень организации своего образа жизни. И результаты третьего блока свидетельствуют о том, что мальчики с нарушениями речи (87%) имеют достаточно твердый характер и волю. Также, анализируя результаты физического состояния мальчиков с нарушениями речи и их мотивационно-ценностного компонента, видно, что наивысший результат во всех контрольных тестах обнаружен не был, а самый низкий встречался чаще, чем в остальных группах. Полученные данные во II и III группах также свидетельствуют о прямой зависимости физического состояния и мотивационно-ценностного компонента личности. Мальчики с нарушениями речи по уровню общей работоспособности и общего функционального состояния были выше остальных групп, и в процессе анкетирования они также показали наивысшие результаты (р<0,05).

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что мотивационно-ценностный компонент личности является весьма значимым в процессе формирования физической подготовленности школьников с сенсорными нарушениями. Мальчики, имеющие силу воли и характер, близкие к идеальному, способны поддерживать определенный режим в течение дня, они систематически занимаются физической культурой, чаще используют активный отдых, стремятся к самопознанию, мотивированы к физкультурно-спор-тивной деятельности и при этом демонстрируют высокий уровень общей работоспособности и физической подготовленности.

Таким образом, физическая подготовленность находится в прямой зависимости от мотивационно-ценностного компонента личности, он является его внутренней составляющей, которая позволяет лицам с ограниченными возможностями преодолевать психологические барьеры и достигать высокого уровня физического состояния.

Литература:

1. Готов к труду и обороне: история и современность: монография / Г.Д. Алексанянц, О.Г. Лызарь, К.П. Валл и др); под ред. Ю.Д. Овчинникова. - Самара: НИЦ «Поволжская Научная корпорация», 2017. - 131 с.

2. Дуркин П.К. Воспитание у школьников интереса к физической культуре / П.К. Дуркин, М.П. Лебедева // Физическая культура в школе. - 2016. - №3. - С. 94-95.

3. Здоровьесберегающее образование: Современные факторы развития: моногр. / под ред. Н.И. Дворки-ной, О.Г. Лызаря. - Самара: ООО «Офорт», 2016. -205 с.

4. Кудинова В.А. Комплекс ГТО: индивидуализация, доступность, критерии эффективности / В.А. Кудинова, В.Ю. Карпов, А.А. Кудинов, А.В. Корнев // Теория и практика физической культуры. - 2018. - №5. -С. 59-61.

5. Лызарь О.Г. Мотивация и стимулирование населения к выполнению норм комплекса ГТО / О.Г. Лызарь, К.П. Валл, А.И. Лыч // Материалы научной и научно-практической конференции професорско-преподава-тельского состава КГУФКСТ (21-25 мая 2018 г). - Краснодар: КГУФКСТ, 2018 - С. 171-173.

6. Маслова О.Ю. Физическая культура: педагогические основы ценностного отношения к здоровью: учебное пособие / О.Ю.Маслова; под ред. М.Я. Виленско-го. - М.: КНОРУС, 2012. - 184 с.

7. Осик В.И. Мотивационная готовность к занятиям физическими упражнениями учителей физической культуры // В.И. Осик, О.Г. Лызарь, Е.И. Ончукова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». - Майкоп: Изд-во АГУ. - Вып. 3 (203). - 2017. - С. 159-164.

8. Парфенова Л.А. Перспективы участия во Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе ГТО людей с ограниченными возможностями здоровья / Л.А.Парфенова, И.Н.Тимошина // Теория и практика физической культуры. - 2016. - №5. - С. 75.

9. Синявский Н.И. Выполнение школьниками нормативов комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) / И.Н. Синявский, А.В. Фурсов // Теория и практика физической культуры. - 2017. - №8. - С. 94-95.

10. Филимонова С.И. ВФСК ГТО в пространстве физической культуры и спорта / С.И. Филимонова, И.А. Сабирова, Т.С. Гришина, С.Н. Федоряченко // Теория и практика физической культуры. - 2017. - №4. -С. 99-101.

MOTIVATIONAL AND VALUE COMPONENT OF PERSONALITY OF 13-15 YEAR-OLD BOYS WITH SENSORY DEFECTS AS A FACTOR AFFECTING PHYSICAL PREPAREDNESS

K. Tsygankova, Postgraduate student,

G. Aleksanyants, Doctor of Medicine, Рrofessor of the Anatomy and Sports Medicine Department, O. Lyzar, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Physical Education and Health Technologies Department,

Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar.

Contact information for correspondence: Russia, 350015, Krasnodar, Budennogo str.,161,

e-mail: [email protected].

The article presents the data characterizing the main aspects of the formation of a motivational and value component of the personality of 13-15 years-old boys with sensory defects of hearing, vision, speech and its impact on the state of physical preparedness of the considered contingent of school students. The study involved 64 boys. The study has been conducted in the context of the educational process implemented in the specialized (correctional) educational schools of the city of Krasnodar and Krasnodar region.In the course of the study a significant relationship between the indicators of formation of the motivational and value component of the personality of school students and the state of their physical prepared-nesshave been revealed.It was determined that the group of blind and visually impaired boys of the specified age group had showed a low level of motor activity in general, and, accordingly, low physical preparedness and formation of the motivational and value component of the personality. Also, in this group of studentsthe least compliance with good and excellent leading of a healthy lifestyle and low development of strong-willed qualities of the individual have been noted. At the same time, the average level of almost all the considered indicators has been revealed amongthe deaf and the hard of hearing students. The highest level of physical preparedness, motivational and value component of the personality, and accordingly the way of the lifestyle and the characteristics of volitional qualities of personality have been demonstrated by schoolchildren referred to the group of boys with severe speech disorders.

Based on the results of the research and the presented data, it can be concluded that the motivational and value component of the personality is an important factor in the success of the process of physical training of school students with sensory disorders, allowing persons with disabilities and hearing, vision, speech disorders to effectively overcome psychological barriers and adapt to the process of physical education.

Keywords: 13-15 year-old boys, sensory defects, motivational and value component of personality, physical preparedness.

References:

1. Aleksanyancz G.D., Ly'zar O.G., Vall K.P. Gotov k trudu i oborone: istoriya i sovremennost': monografiya. [Ready for work and defense: history and modernity: monograph]. Samara: NICz «Povolzhskaya Nauchnaya korpo-raciya», 2017, 131 p. (in Russian).

2. Durkin P.K., Lebedeva M.P. Education of students ' interest in physical culture. Fizicheskaya kul'tura v shkole. [Physical education at school], 2016, no 3. pp. 94-95 (in Russian).

3. Zdorov' esberegayushhee obrazovanie: Sovremenny'e faktory' razvitiya: monografiya. [Health-saving education: Modern factors of development: monograph]. pod red. N.I. Dvorkinoj, O.G. Ly'zarya. Samara: OOO «Ofort»,

2016, 205 р. (in Russian).

4. Kudinova V.A., Karpov V.Yu., Kudinov A.A., Kornev A.V. The complex of physical education: individualization, accessibility, efficiency criteria. Teoriya ipraktika fiziches-koj kul'tury' [Theory and practice of physical culture], 2018, no 5, рр. 59-61 (in Russian).

5. Ly'zar' O.G., Vall K.P., Ly'ch A.I. Motivation and encouraging people to abide by the rules of the GTO. Ma-terialy' nauchnoj i nauchno-prakticheskoj konferencii profesorsko-prepodavatel'skogo sostava KGUFKST (21-25 maya2018g). [Materials of scientific and scientific-practical conference of the faculty of KGUFKST (may 21-25, 2018)], 2018, рр. 171-173 (in Russian).

6. Maslova O.Yu. Fizicheskaya kul'tura: pedagogicheskie osnovy' cennostnogo otnosheniya kzdorov'yu: uchebnoe posobie. [Physical education: pedagogical foundations of values related to health: a manual]. Moscow: Cambridge University press, 2012, 184 р. (in Russian).

7. Osik V.I., Ly'zar' O.G., Onchukova E.I. Motivational readiness for physical exercises of teachers of physical culture. Vestnik Ady'gejskogo gosudarstvennogo univer-siteta. Seriya «Pedagogika ipsixologiya». [Bulletin of the Adyghe state University. Series "Pedagogy and psychology"], Maikop: publishing house of ASU. Vol. 3 (203),

2017, pp. 159-164. (in Russian).

8. Parfenova L.A., Timoshina I.N. The prospects of participation of people with disabilities in the all-Russian sports complex of the GTO. Teoriya ipraktika fizicheskoj kul'tury'. [The prospects of participation in the all-Russian sports complex], 2016, no 5, 75 р. (in Russian).

9. Sinyavskij N.I., Fursov A.V. Implementation of students 'standards of the complex" Ready for work and defense" (GTO). Teoriya ipraktika fizicheskoj kul'tury' [Theory and practice of physical culture], 2017, no 8, рр. 94-95 (in Russian).

10. Filimonova S.I., Sabirova I.A., Grishina T.S., Fedoryachen-ko S.N. VFSK GTO in the space of physical culture and sport. Teoriya ipraktika fizicheskoj kul'tury'. [Theory and practice of physical culture], 2017, no 4, рр. 99-101 (in Russian).

Поступила / Received 15.10.2018

Принята в печать / Accepted 07.12.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.