УДК 796:338.28; УДК 796.078
ПЕДАГОГИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ОТНОШЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 5-9 КЛАССОВ К ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЕ
Д.Н. Пухов - аспирант, младший научный сотрудник ФГУ «Санкт-Петербургский НИИ физической культуры»
Санкт-Петербург
PEDAGOGICAL AND PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF THE 5-9 GRADES' SCHOOLCHILDREN ATTITUDE TOWARDS PHYSICAL EDUCATION
ANALYSIS
D.N. Pukhov - postgraduate student, Junior Researcher St. Petersburg Research Institute of Physical Culture St. Petersburg
e-mail: puhov_dmitrii@,mail. ru
Ключевые слова: физическое воспитание школьников, мотивационные предпочтения, физическая активность, психическое здоровье, отношение к физической культуре, формирование здорового образа жжизни.
Аннотация. В статье, на основе проведенного исследования, анализируются компоненты отношения школьников к физической активности. На основе анализа показателей физического развития, физической подготовленности, особенностей образа жизни и мотивационных предпочтений производится выделение групп школьников и обосновывается подход формирования позитивного отношения к физической культуре школьников 5-9 классов.
Key words: physical education of schoolchildren, motivational preferences, physical activity, mental health, attitude toward physical education, promoting a healthy lifestyle.
Summary. The article, based on the research, analyzes the components of the attitudes to physical activity for schoolchildren. The schoolchildren's groups' selection, based on the analysis of indicators of physical development, physical fitness, lifestyle features and motivational preferences is made. The approach of forming 5-9 grades schoolchildren's positive attitude towards physical education is justified.
Введение. В настоящее время много говорится о проблемах современных подростков. Среди основных из них выделяются вредные привычки (курение, употребление алкоголя, наркотиков), девиантное поведение, повышение агрессии.
По данным института возрастной физиологии РАО, Центра здоровья детей и подростков АМН и других ведомств, около 90 % детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье. 30-35 % детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. За годы обучения в школе в несколько раз возрастает число нарушений психического и физического здоровья. При этом отмечается четкая зависимость числа и характера нарушений в состоянии здоровья школьников от объема и интенсивности учебных нагрузок [4].
При анализе современных представлений о здоровье человека, формировании потребности в занятиях физической культурой, развитии двигательных способностей и
жизненно-важных двигательных умений и навыков, отмечают, что люди начинают задумываться о здоровье и им заниматься в большинстве случаев с появлением признаков его снижения, утраты. В процессе воспитания и обучения не уделяется должного внимания вопросам формирования отношения к здоровью как ценности. Причины видятся, прежде всего, в том, что существующая система деления людей на здоровых и больных не стимулирует, не заинтересовывает человека в активном личном участии в формировании и укреплении своего здоровья. Призывы к поддержанию здорового образа жизни, не опираясь на фундаментальную теорию здоровья, для многих остаются внутренне непонятными, не принятыми [1].
Осознается существенное значение исследований в области здоровья (психического, социального, физического). В настоящее время решается проблема реформирования школьного образования вообще, и, урока физической культуры, в частности. Так как понимается важность в формировании активного отношения к своему здоровью именно школьного периода жизни. Делаются шаги по созданию эффективных программ обучения здоровому образу жизни детей школьного возраста. Однако следует понимать, что, исследование особенностей детского здоровья предполагает анализ позитивных категорий здоровья, так же как и факторов риска возникновения болезни [3].
Существует необходимость в решении проблем в области физической культуры связанных с противоречием между недостаточной разработанностью методов, средств и форм социально-педагогических воздействий и потребности в усвоении школьниками ценностей физической культуры. В профессиональной деятельности перед учителем физической культуры стоит цель, заключающаяся в том, чтобы содействовать формированию всесторонне развитой личности учащихся. Такая всесторонне развитая личность, по сути, должна органично сочетать психическое, социальное и физическое здоровье.
Основанием для проведения исследования послужило противоречие в сфере образования, которое заключается в недостаточном учете в учебно-воспитательном процессе особенностей поведения школьников, их психического, физического и социального здоровья, их самооценки и отношения к физической культуре. Понятно, что учителю физической культуры сложно в современных условиях школьного образования учесть перечисленные личностные особенности.
Комплексный анализ социального, физического и психологического компонентов здоровья школьников позволяет обосновать эффективные средства и методы формирования позитивного отношения к физической культуре, что, в свою очередь, значительно повысит эффективность всего учебно-воспитательного процесса в современной школе.
Практическая значимость заключается в создании предпосылок дальнейшего развития эффективных программ, направленных на формирование здорового образа жизни, как для каждого школьника, так и для конкретной группы.
Учитель или школьный психолог должен получить конкретный инструментарий для определения группы, к которой относится тот или иной школьник, а также рекомендации, как с этой группой работать для повышения уровня позитивного отношения к физической культуре. Благодаря индивидуальному личностно ориентированному подходу к каждому ученику, их групповой дифференциации станет возможна интеграция в учебный процесс новых, более эффективных программ обучения, и, следовательно, совершенствование всего учебного процесса по предмету физическая культура.
Цель данной работы - формирование позитивного отношения к физической культуре современных школьников с разнообразными личностными особенностями, отличающихся уровнем физической активности, физической подготовленности и физического развития на основе обоснования эффективности внедрения программ, основанных на выявлении и анализе данных особенностей.
Задачи исследования:
1. Выявить значимые критерии формирования отношения учащихся к физкультурно-спортивной деятельности.
2. Выделить группы школьников с характерными особенностями отношения к физической культуре, изучить структуру личности и психофизическое состояние школьников выделенных групп.
3. Экспериментально обосновать методику формирования позитивного отношения к физической культуре учащихся 5-9 классов.
Методы и организация исследования. Для решения задач исследования в работе применялись методы: теоретический анализ и обобщение литературных источников; социологический опрос (определение мотивационных предпочтений); социометрия (оценка межличностных отношений); тестирование уровня физической подготовленности (быстрота, выносливость, сила, координация, гибкость); оценка физического развития (вес, рост, окружность грудной клетки); психологические методики (свойства НС, ценностные ориентации, тревожность); последовательный преобразующий педагогический эксперимент; методы математической статистики (корреляционный анализ, кластерный анализ, дисперсионный анализ, факторный анализ).
Выборку исследования составили учащиеся Санкт-Петербургских общеобразовательных школ 5-9 классов, всего - 500 человек. Выборку исследования составляют школьники подростково-юношеского возраста различного пола. Участие в исследовании осуществлялось на добровольной основе. Для решения поставленных задач и достижения целей исследования в работе использованы разнообразные методики, обеспечивающие получение необходимых данных, а так же качественный и количественный анализ данных.
Результаты исследования. Средний школьный возраст (11-14 лет) совпадает с периодом завершения биологического созревания организма. В это время окончательно оформляется моторная индивидуальность, присущая взрослому человеку. Для подростков характерно ухудшение двигательных координации при интенсивном развитии скоростных и скоростно-силовых качеств. В сфере психики идет сложный процесс становления характера, формирования интересов, склонностей и вкусов.
Основная направленность физического воспитания подростков (11-14 лет) -формирование интереса к систематической спортивной или оздоровительной тренировке.
Школьный этап жизни - период максимальных темпов роста всего организма, ответственный этап не только биологического созревания, но и социального взросления личности ребенка. В этом периоде происходит рост его самосознания, осуществляется переход от конкретного способа мышления к абстрактному. Быстро развивается вторая сигнальная система. Возрастает ее роль в образовании новых условных рефлексов и навыков. Усиливается степень концентрации процессов возбуждения и торможения. При этом тормозящая функция коры больших полушарий головного мозга становится все более эффективной, возрастает ее контроль над эмоциональными реакциями. Подросток приобретает способность к сознательному торможению того или иного полупроизвольного действия. При этом его внушаемость уменьшается, а неуравновешенность и эмоциональность возрастают. Все это проявляется в резких сменах настроения, конфликтах с воспитателями, родителями и другими взрослыми. Именно поэтому подростки часто бывают или «очень хорошими детьми», или «очень плохими детьми», а для разных людей - и теми, и другими одновременно [2].
Чрезвычайно значимым при исследовании отношения школьников к занятиям физической активностью представляется анализ его мотивационно-поведенческого компонента.
Методика изучения образа жизни, использованная в исследовании позволила судить об особенностях школьников в проведении свободного времени. Ответы на вопросы анкеты ранжированы на пять категорий, таким образом, можно судить о том, какой вид досуга более предпочтителен для школьников в отношении физической активности, кроме того, можно судить о степени его регулярности (табл. 1).
Таблица 1
Распределение ответов на вопросы анкеты %, (@-регулярность действий %)
@ % Виды проведения свободного времени Значимость: 5 - очень важно; 4 -важно; 3 - как важно, так и не важно; 2 - не важно; 1 - совсем не важно.
1 2 3 4 5
9,3 Занимаюсь в группе физической подготовки 37,6 12,3 16,3 7,3 26,3
22,9 Хожу в фитнес-центр 56,6 13,3 10 7,6 12,3
22,7 Занимаюсь в спортивной секции 30 5,6 14,3 9 41
14,2 Участвую в спортивных соревнованиях 32 15 18,3 20,3 14,3
6,6 Посещаю спортивные соревнования 20,6 29,3 17,3 26 6,6
4 Занимаюсь в оздоровительной группе 44,6 36 13,3 6 0
0,3 Хожу в восстановительный центр 48,3 28,3 19,6 3,6 0
29,9 Играю со сверстниками на улице 9,3 11 25,6 26 28
Статистика ответов на соответствующие вопросы данной анкеты показали: 1) не всегда степень регулярности - совпадает с уровнем значимости (примером может служить вопрос о фитнес-центре: несмотря на достаточно низкий уровень значимости - достаточное количество испытуемых проводит там время регулярно); 2) наименее значимый уровень из представленных видов досуга имеют: группы физической подготовки, фитнес-центр, участие в соревнованиях, посещение соревнований, занятия в оздоровительной группе, восстановительный центр; 3) наиболее значимы и регулярны: занятия в спортивной секции, игры со сверстниками на улице.
Определение физкультурно-спортивных потребностей, мотивов и интересов школьников осуществлялось с помощью разработанной в Санкт-Петербургском НИИ физической культуры анкеты мотивационных предпочтений школьников к физкультурно-спортивной деятельности.
Анкета состоит из 58 вопросов (5 вариантов ответа), распределенных на 15 блоков, которые объединяют социально-психологические факторы: нервное напряжение, факторы риска, профилактика болезни, крепкое здоровье, вес тела, фигура, сила и выносливость, координация и гибкость, активность, удовольствие, развитие, социальное признание, социализация, культура, соперничество.
Таблица 2
Распределение ответов на вопросы анкеты мотивационных предпочтений %. Степень соответствия утверждения: 1 - вообще не соответствует моему мнению; 2 - не соответствует моему мнению; 3 - может быть это так, а может, и нет; 4 -_соответствует моему мнению; 5 - полностью соответствует моему мнению_
Мотивы занятий физическими упражнениями. Я занимаюсь физическими упражнениями (или хотел заниматься) для того, чтобы ... 1 2 3 4 5
Похудеть 47 9,6 16 14 13,3
Избежать проблем со здоровьем 11,6 6,6 15 16,3 50,3
Улучшить самочувствие 1,3 9 11 22,6 56
Выглядеть моложе, красивее 18,3 5,6 27,6 3,3 45
Показать свои способности другим 33,3 15,6 2,3 10 38,3
Получить возможность спокойно подумать 21 11,3 15,3 12,3 40
Иметь крепкий здоровый организм 4,3 2,6 4,6 15 73,3
Развивать свою силу 2 4,6 22,3 5,6 65,3
Наслаждаться возможностью проявить себя 19 16 4 26 35
Проводить время с друзьями 25,6 6 14 22,3 32
Следовать рекомендациям врача 40,6 29,3 6 11,3 12,6
Пытаться победить в соревнованиях 23,3 13,3 3,3 23 37
Стать более проворным, ловким 3 6,3 24 10 56,6
Узнать больше о своих возможностях 15 10 12,6 50,6 45
Получить цель для индивидуальной работы 11,6 16,6 22,6 14 35
Полученные в ходе опроса данные свидетельствуют, что учащимся присущи разносторонние интересы и предпочтения (табл. 2). У большинства респондентов ведущими мотивами в отношении занятий физической культурой являются: избегание проблем со здоровьем, улучшение самочувствия, выглядеть моложе и красивее, получение возможности спокойно подумать, иметь крепкий здоровый организм, развивать свою силу, наслаждаться возможностью проявить себя, проводить время с друзьями, пытаться победить в соревнованиях, стать более ловким, узнать больше о своих возможностях, получение цели для индивидуальной работы. Наименьший процент имеют мотивы: похудеть, следовать рекомендациям врача.
Проведенный корреляционный анализ позволил выявить достоверные связи факторов в мотивационной сфере школьников. Наибольшее количество достоверных связей выявлено у факторов: нервное напряжение, удовольствие, социализация, соперничество, культура. Это может говорить, по всей видимости, о достаточно высокой степени влияния данных факторов на значимость, тех или иных, физкультурно-спортивных потребностей, мотивов и интересов школьников к физкультурно-спортивной деятельности.
Исследование показало, что в мотивационной сфере школьников все взаимосвязано: при воспитании одних мотивов неизменно затрагиваются и воспитываются другие. Поэтому при целенаправленном воспитании позитивного отношения к физической культуре и своему здоровью школьников, по всей видимости, педагогически оправдано как воздействие на отдельные мотивы, так и комплексное воздействие на мотивационную сферу в целом.
Также характер взаимосвязей данных факторов может свидетельствовать о достаточно сложной структуре мотивационной сферы школьников, требующей более детального анализа в связи с другими личностными показателями.
Результаты анкетирования в разных школах показали, что мотивационная сфера учащихся носит дифференцированный характер не только в разных школах, но и в разных классах одной школы. Она определяется, по всей видимости, особенностями учебно-воспитательной работы в школе и в каждом конкретном классе: методикой проведения уроков, личностными особенностями и стилем работы учителя и классного руководителя, особенностями воспитательной работы в классе, особенностями взаимоотношений между учащимися и педагогом, особенностями физкультурно-спортивной базы школы.
Проведенный кластерный анализ позволил интегрировать социально-психологические факторы мотивационных предпочтений школьников к физкультурно-спортивной деятельности в 3 блока, отражающих специфику мотивационной сферы школьников, и позволяющего произвести распределение учащихся с целью дальнейшего анализа данной сферы в связи с другими показателями (рис. 1).
Социальный блок
Блок здоровья
Блок развития
Рис. 1. Дифференциация мотивационной структуры по социально-психологическим
факторам
Каждый блок характеризует особенности и направленность мотивационных компонентов соответствующей группы школьников. На рисунке 1 показан принцип распределения учащихся в единой и взаимосвязанной мотивационной структуре по социально-психологическим факторам с целью комплексного, детального исследования мотивационной сферы в связи с другими показателями школьников, изучавшихся с помощью соответствующих методик (психологические, физическое развитие и физическая подготовленность).
Социальный блок объединяет такие социально-психологические факторы как: социальное признание, социализация, удовольствие, нервное напряжение, соперничество, культура, развитие. Школьники, имеющие выраженность социального блока мотивационной структуры отношения к физической культуре в физкультурно-спортивной деятельности, по сути, ориентированы на самореализацию. Вошедшие в этот блок имеют субъективное стремление проявить свои способности и сравнить их со сверстниками, получить признание своих достижений. Физкультурно-спортивная деятельность может рассматриваться ими, в данном случае, как возможность провести время с друзьями, проявлять физкультурную активность вместе со сверстниками и наслаждаться результатами этой активности, найти новых знакомых и друзей. В качестве критерия удовлетворенности от деятельности может выступать возможность проявить себя, возможность сбросить накопившуюся напряженность и стресс, успешность в соревновательном компоненте, получение нового опыта и знаний.
Блок здоровья включает в себя такие социально-психологические факторы, как: профилактика болезни, вес тела, факторы риска. Школьники, имеющие выраженность блока здоровья мотивационной структуры отношения к физической культуре в физкультурно-спортивной деятельности, по сути, ориентированы на сохранение и укрепление здоровья, имеют в структуре мотивации потребности в физическом совершенствовании. Также они могут проявлять тенденцию быть излишне застенчивыми, особенно по отношению к своей внешности и физическому развитию.
По всей видимости, имея недостаточную физическую подготовленность, низкий уровень физического развития, низкую самооценку или, возможно, отклонения в здоровье обладают направленностью на поиск и использование эффективных средств компенсации данных показателей. Таким образом, наличие в структуре личности мотивов избегания неудач (возникновение болезни, получение травмы) может обуславливать на объективном уровне снижение физической активности, а на субъективном уровне смещение акцентов в сторону положительно-пассивного и положительно-малоактивного отношения к физической культуре.
Блок развития включает в себя такие социально-психологические факторы, как: крепкое здоровье, фигура, активность, сила и выносливость, координация и гибкость. Ориентирами в процессе деятельности, в данном случае, могут выступать стереотипизированные ценностные характеристики, такие как, наличие крепкого здоровья (долголетие); обладание хорошей фигурой; активной жизненной позицией; а также силой, ловкостью, гибкостью.
В физкультурно-спортивной деятельности, скорее всего, будет проявляться стремление быть здоровым, сильным, красивым, ловким, подвижным. Таким образом, данный блок может детерминировать положительное отношение к физической культуре. Однако существует большая вероятность смещения акцента отношения в декларативное русло.
Школьники могут посредством социальных стереотипов воспринимать вышеперечисленные ценности, как значимые, но как значимые социально, а не индивидуально. То есть, в данном случае для объективного и эффективного усвоения ценностных характеристик физической культуры необходима личная включенность в данную деятельность. В противном случае, со временем, возможно закрепление, при вербально-положительном отношении реально-пассивного отношения.
Заключение.
Полученные в исследовании данные позволяют создать научно обоснованный дифференцированный подход к формированию осознанного позитивного отношения к физкультурно-спортивной деятельности учащихся общеобразовательных школ и укрепления здоровья средствами физического воспитания. Это становится возможным на основе выделения типологических групп школьников. Проведенный педагогический эксперимент показал, что распределение учащихся на группы оптимизирует процесс формирования активного отношения к своему здоровью. Один из результатов - создание информативной диагностической методики с рекомендациями, которая во многом делает эффективнее решение задач физического воспитания в общеобразовательной школе. Основой методики является выявление типологических характеристик отношения к физической культуре, ориентированных на: 1) укрепление здоровья; 2) общую физическую подготовку; 3) спортивную тренировку.
Таким образом, учителю физической культуры необходимо соотносить свои действия с базовыми целевыми установками данной деятельности, а также учитывать особенности образовательного учреждения и школьников.
Например, школьники группы, ориентированные методикой на укрепление здоровья часто имеют тенденцию быть излишне застенчивыми, особенно по отношению к своей внешности и физическому развитию, имеют заниженную самооценку. К сожалению, в этот период многие из них теряют интерес к физической активности по причине низкого уровня успешности в процессе занятий физической культурой. Очень важно научить школьников тому, что физическая активность позволяет укрепить свое здоровье, а также развивает в социальном аспекте (получение удовольствия во время занятий вместе со своими сверстниками). Некоторые основные принципы физического воспитания таких учащихся составляют следующие рекомендации: учитель должен всегда помнить о достоинстве каждого учащегося и не создавать такие ситуации, когда школьник излишне обеспокоен или ощущает тревогу во время физической активности; очень важно на уроках учитывать интересы учащихся и помогать школьникам в понимании задач и необходимости конкретного урока, так как учащиеся хотят знать, почему они должны выполнять то или иное двигательное действие; на уроке следует общаться со школьниками по имени, а не по фамилии, так как такие учащиеся имеют заниженную самооценку, а указанный подход позволит им почувствовать себя более значимо, когда они будут слышать свое собственное имя; нет необходимости объявлять при всех результаты тестирования физической подготовленности и не сравнивать их друг с другом, в данном случае следует давать индивидуальные рекомендации.
Литература
1. Барышева, Н.В. Основы физической культуры старшеклассника / Н.В. Барышева, В.М. Минияров, М.Г. Неклюдова. - Самара, 1995. - С. 242-250.
2. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб., 2000. - С. 191-203.
3. Комков, А.Г. Социально-педагогические основы формирования физической активности школьников / А.Г. Комков. - СПб. : СПб НИИФК, 2002. - С. 228.
4. Сонькин, В.Д. Валеологический мониторинг детей и подростков / В.Д. Сонькин, В.В. Зайцева // Теория и практика физической культуры. - 1998. - № 7. - С. 10-12.
Literature
1. Barysheva, N.V. Fundamentals of senior high schoolchildren's physical education / N.V. Barysheva, V.M. Miniyarov, M.G. Neklyudova. - Samara, 1995. - P. 242-250.
2. Ilyin, E.P. Motivation and reasons / E.P. Ilyin. - SPb., 2000. - P. 191-203.
3. Komkov, A.G. Socio-educational basis for the formation of schoolchildren's physical activity / A.G. Komkov. - SPb. : SPb. NIIFK, 2002. - P. 228.
4. Son'kin, V.D. Valeological monitoring of children and adolescents / V.D. Son'kin, V.V. Zaitseva // Theory and Practice of Physical Culture. - 1998. - No. 7. - P. 10-12.
Статья поступила в редакцию 19.05.2011 г.