ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Кандидат педагогических наук, профессор М. Т. Турскельдина Университет Кайнар, Алматы, Республика Казахстан
Контактная информация для переписки: Республика Казахстан, г. Алматы, ул. Сатпаева, 7а
В статье изложены результаты экспериментальной работы автора с учителями начальной школы по выявлению критериев оценки профессиональной деятельности по формированию физической культуры младших школьников. Предложены методические рекомендации по повышению качества физкультурного образования учащихся.
Ключевые слова: формирование физической культуры, профессиональная деятельность, физкультурное образование, младший школьный возраст, модернизация.
Формирование физической культуры личности младшего школьника - целенаправленный, многогранный, противоречивый и в то же время целостный процесс, обусловленный совокупностью социальных и психолого-педагогических условий и факторов, которые составляют причину и движущую силу её развития и становления. Одним из теоретических понятий, которое мы используем в процессе формирования физической культуры личности младшего школьника являются факторы формирования. Их принято характеризовать как совокупность форм и средств учебно-воспитательного процесса, организацию и содержание обучения, уровень учебно-воспитательной подготовленности учащегося. Теория формирования личности является методологической основой стратегии и тактики воспитательного процесса, таким образом, воспитание выступает как процесс управления формированием личности младшего школьника. Факторы могут способствовать или препятствовать этому процессу, ускорять или, напротив, замедлять его ход. Поскольку процесс формирования личности есть результат множества взаимосвязей и взаимодействий, её внутренних сфер и внешних обстоятельств, то наблюдается проявление и многообразие факторов.
Различаются факторы внешние (объективные) и внутренние (субъективные), основные (ведущие) и неосновные (частные), временные и постоянные, контролируемые и неконтролируемые и т. д.
Ученик выступает как объект и субъект социальных отношений, деятельности и воспитания. Он характеризуется природной основой (наследствен ность), социаль-
ной сущностью (воспитанность) и приспособляемостью к окружающей среде (активность). Ребенок - активно действую щая, саморегулирующаяся и саморазвивающаяся система. Воспитание играет решающую роль, поскольку от него зависят использование всех внутренних факторов, координация и взаимосвязь внешних условий. Это наглядно можно представить в виде схемы (рис. 1) [1].
Развитие организма и психики, саморазвитие и самосовершенствование личности выступают как внутренние факторы формирования личности, а природная и социальная среда, деятельность личности в окружающем мире - как основные условия этого процесса. Когда развитие организма связано с изменением природной среды, происходит развёртка наследственного фонда личности. Взаимосвязь развития психики с изменением социальной среды создаёт основу для воспитания. Результаты воспитания и саморазвития личности, связанные с её деятельностью в окружающем мире, служат основанием для самовоспитания.
РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ САМОРАЗВИТИЕ (самовоспитание)
НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ ВОСПИТАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ
ПРИРОДНАЯ СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОЛЛЕКТИВА
Рис. 1. Взаимосвязь факторов и условий формирования личности
По силе своего воздействия перечисленные факторы вовсе не одинаковы: одни являются ведущими, другие оказывают менее существенное воздействие. Однако каждый из них в конкретных условиях может оказать решающее влияние на разностороннее развитие школьника. Поэтому недооценка, а тем более игнорирование их, может отрицательно сказаться на процессе формирования физической культуры личности. Более того, какой бы силой воздействия ни обладал тот или иной фактор, его
роль останется незначительной, если его влияние будет носить не взаимосвязанный, а изолированный характер. Вот почему столь важно использовать всю систему различных факторов, их целенаправленность и согласованность для достижения поставленной цели.
В начальной школе познавательными интересами и потребностями в успехе являются предпосылки психического развития самопознания и самосознания. Управление процессом структурирования личности -сложный процесс, поскольку требует диагностического подхода и связи целей воспитания с направленностью развития личности. Указанные положения позволяют уточнить влияние внешних - объективных факторов (социальная среда, микросреда, статус и материальное положение семьи и т. д.) и внутренних побудителей деятельности (наследственность, потребности, ценностные ориентиры, идеалы, пример родителей и старших и др.) на процесс формирования личности, помогают моделировать процессы воспитания и развития личности, определить свои методологические позиции. Исследование факторов, составляющих структуру социальной активности личности путём объединения однородных признаков, позволило П. И. Ключнику и М. Я. Виленскому [2] условно выделить шесть факторов, влияющих на формирование физической культуры личности учителя. Взятые нами за основу и адаптированные к специфике проводимого исследования с младшими школьниками они представлены следующим образом:
Социально-психологический фактор, являющийся одним из важнейших в формировании физической культуры младшего школьника. Составляющие его независимые переменные: 1) социально-психологический климат семьи, включающий сплоченность, индивидуальный статус ребенка, взаимоотношения в семье, в классе;
2) сложившиеся спортивные традиции семьи; социальное окружение, пример родителей, старших и друзей;
3) мнение родителей, старших и учителя.
Развитие и становление личности учащегося, как и формирование физической культуры, возможно только в школьном коллективе. Среди различных детских, школьных, спортивных и других объединений, в которых происходит развитие и становление личности учащегося, ведущее место отводится учебному классу, являющемуся первичным коллективом, той социальной ячейкой, с которой школьники связаны с первого по выпускной класс, в которой они проводят больше половины своего личного времени. Учебный класс - это своеобразный «полигон», где происходит учебно-познавательная, физкультурно-оздоровительная, художественно-эстетическая и научно-исследовательская, трудовая, другие виды общественно полезной деятельности, которые усиливают взаимное психологическое влияние друг на друга и создают прочную основу для групповой сплоченности. Основную роль в создании такого сплоченного коллектива играют квалификационный уровень и личностные качества учителя, выступающие как средство прямого и опосредованного воздействия на личность ученика,
выполняющие функции регулятора, катализатора, контролёра и организатора.
Таким образом, коллектив и коллективные формы обучения обладают значительными потенциальными возможностями в социальном формировании личности. К сожалению, имеющиеся возможности школьного коллектива, как свидетельствует практика, по различным причинам реализуются далеко не полностью, а содержание его деятельности не отличается богатством и разносторонностью, и, как правило, основное внимание сосредоточено на вопросах успеваемости по общеобразовательным предметам и посещаемости. Не на должном уровне проводятся организация совместного досуга, внеклассные занятия физической культурой и спортом и т. д.
В совокупности факторов, влияющих на формирование физической культуры школьника и повышающих социальную активность личности, определенная роль принадлежит физкультурно-спортивным традициям страны, региона и школы как устойчиво сложившимся и положительно зарекомендовавшим себя формам физкультурно-спортивной деятельности и общения. Физкультурно-спортивные традиции решают задачи по формированию основ физической культуры личности, активной социальной позиции у школьников.
Важную роль в формировании физической культуры младших школьников играет организационно-методический фактор. Он включает в себя все стороны и многообразие воздействий на личность учащегося. В нем отражена совокупность принципов построения внутренней жизни класса, а также система мер, методов и форм организации учебной и внеучебной деятельности с целью достижения поставленных целей. Структуру организационно-методического фактора составляют следующие переменные: организация и проведение урока, внеурочной и внешкольной физкультурно-оздоровительной работы, распределение общественных поручений и контроль их выполнения, система морального стимулирования, организация различных инновационных технологий воспитательного процесса и т. д.
Психолого-педагогический фактор охватывает содержание, качество и уровень проведения учебных занятий: наличие свободного времени для самостоятельных игр и занятий физическими упражнениями по своему выбору, рациональное расписание урока, физкультурно-оздоровительных мероприятий, спортивных секций; разностороннюю направленность, учет индивидуально-психологических и физических особенностей; решение оздоровительных, образовательно-воспитательных задач, учет желаний и интересов, эмоциональность и др., а также личностные качества учителя, его общекультурный уровень, эрудицию, научную и методическую подготовку, принципиальность, педагогическое мастерство и т. д. Личный пример учителя по своей значимости во много раз превосходит декларативные формы призывов и убеждений. Однако многие
учителя недостаточно общаются с учениками во внеурочное время, не стремятся оказать на них влияние своим личным примером, не знают их эмоционального и реального отношения к физическому воспитанию, особенности их потребностно-мотивационной сферы и ценностных ориентаций.
К структуре личностного фактора, являющегося основным в формировании активности личности младшего школьника, мы относим физические и духовные качества: состояние здоровья; уровень физического развития, физической подготовленности, личные интересы, потребности, мотивы, цели, ценностные ориентации; осознанность необходимости наличия знаний, умений и навыков; отношение индивида к физической культуре и спорту, умения организации подвижных и спортивных игр и простейших соревнований со сверстниками и др.
Сформировать осознанную потребность в физкультурно-спортивной деятельности - основная задача физического воспитания как учебного процесса. Осознание потребности занятий физической культурой и спортом, наличие необходимых знаний, умений и навыков формируют цель, которую ставит перед собой человек в процессе физического воспитания. В свою очередь цель предполагает выбор способов и средств, используя которые индивид управляет собой, своим физическим самовоспитанием.
В формировании физической культуры учащегося заметную роль следует отвести материально-техническому фактору. В его содержание включаются материально-спортивная база, наличие необходимого спортивного оборудования и инвентаря, санитарно-гигиенические условия спортивных сооружений, эстетическое оформление мест занятий и т. д.
Определенную роль в формировании физической культуры младших школьников играют социально-демографические и национальные факторы, составляющими переменными которого являются возраст, пол, статус и материальное положение семьи, количество детей в семье, национальные и семейные традиции и др. Следует отметить, что в эксперименте участвовали школьники начальных школ с казахским и русским языком обучения из всех регионов республики.
Анализ массива факторов развития физической культуры, полученного в результате опроса респондентов, позволил определить приоритетные, провести их группировку и проранжировать выделенные группы.
Автором систематизированы и проранжированы группы факторов, определяющие развитие физической культуры младшего школьника (табл.).
Таблица
Группы факторов, определяющие развитие физической культуры младших школьников (данные автора)
№ п/п ГРУППЫ ФАКТОРОВ Ранговое место
1 Биологические и психофизиологические 3
2 Личностные качества: физические и духовные 2
3 Психолого-педагогические 1
4 Организационно-методические 6
5 Социально-психологические 4
6 Социально-демографические 7
7 Материально-технические 5
8 Другие 8
Представленные в таблице факторы отражают специфику их проявлений, а также значимость и «удельный вес» каждой группы на начальной ступени системы образования. Как следует из анализа содержания факторов, специфики и своеобразия в начальной ступени общего образования, все выделенные группы факторов имеют чётко выраженные признаки, характерные для процесса формирования физической культуры учащегося. Это позволило установить ряд принципиально важных положений и, в частности, доказать, что структурной единицей процесса формирования физической культуры младших школьников является фактор. Совокупность внутренних и внешних факторов обладает свойством рефлексии, трансформации и избирательности адресного воздействия, определяет траекторию включённости личности учащегося в процесс формирования физической культуры.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Кочетов, А. И. Теория формирования личности. - Минск, 1998. - Ч. 2. - 228 с.
2. Ключник, П. И. Физическое воспитание в процессе формирования социально активной личности будущего учителя: дис. ... канд. пед. наук. - М., 1988. - 231 с.
Профессиональное образование
FACTORS PLAYING THE MAIN ROLE IN THE DEVELOPMENT OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN'S PHYSICAL CULTURE
Turskeldina M., Candidate of Pedagogics, Professor The Kainar University, Almati.
Contact information for correspondence: Republic of Kazakhstan, Almati, Satpaeva str., 7a
The results of the author's experimental work with teachers of a primary school aimed at the finding the criteria of the evaluation of the professional activity connected with the formation of junior schoolchildren' physical education are presented in the paper. Methodical
recommendations concerning the increasing quality of pupils' physical education.
Key words: formation of physical culture, professional activity, physical education, junior school age, modernization.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЪЕЗДНОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА
Кандидат педагогических наук О. В. Шпырня, кандидат педагогических наук, доцент С. Ф. Евтушенко,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризама, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Будённого, 161
В статье рассматривается проблема обеспечения качества подготовки кадров для туристской индустрии с точки зрения развития въездного международного туризма. Анализируются современные подходы к формированию содержания профессионального туристского образования. Авторы обосновывают необходимость внедрения компетентностного подхода в системе туристского образования. Изучаются проблемы и перспективы развития региональных систем подготовки кадров для индустрии туризма, рассмотрена проблема создания системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере туризма.
Ключевые слова: международный туризм, компетентность^ подход, профессиональное туристское образование, трудовые ресурсы, подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров.
Современный этап развития туристского бизнеса предъявляет повышенные требования к уровню информационно-технологической компетентности менеджмента туристских организаций. Постоянно увеличивающиеся объемы информации требуют своевременной обработки и принятия на основе этого качественного управленческого решения. Обеспечить быстроту, качество и надежность проведения данной процедуры можно только при условии внедрения информа-