Научная статья на тему 'Применение молдавских народных подвижных игр в физкультурном образовании студентов вуза'

Применение молдавских народных подвижных игр в физкультурном образовании студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL CULTURE / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / МОЛДАВСКИЕ НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ / MOLDOVAN FOLK GAME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самолюк Ольга Ивановна

Получены данные о применении молдавских народных подвижных игр на занятиях по физической культуре со студентами Приднестровского государственного университета им. ТГ. Шевченко, обучающимися по направлениям подготовки «история», «государственное муниципальное управление», «политология», «физическая культура». Исследование базировалось на культурологическом подходе в физкультурном образовании, информационном, операционном и мотивационном компонентах, принципе культуросообразности образования и принципах физического воспитания и было направлено на повышение уровня физической подготовленности и знаний студентов, а также мотивации к занятиям физической культурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Самолюк Ольга Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of the Moldovan folk mobile games in the sports education of students of higher educational institutions

Data on the application of Moldovan folk mobile in physical training classes with students of the Transnistrian State University are obtained. TG. Shevchenko, who study in the areas of training «history», «state municipal administration», «political science», «physical culture». The study was based on the culturological approach to physical culture education, information, operational and motivational components, the principle of cultural education and the principles of physical education and was aimed at increasing the level of physical fitness, motivation for physical training and students' level of knowledge.

Текст научной работы на тему «Применение молдавских народных подвижных игр в физкультурном образовании студентов вуза»

Литература:

1. Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития. - Казань, 1994. - 247 с.

2. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров, примеч. С. С. Аверинцев и С. Г. Бочаров. М.: Искусство, 1979. - 423 с.

3. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 192 с.

4. Веденеева О.А., Савва Л.И., Сайгушев Н.Я. Педагогические технологии в современном образовательном процессе: Учебное пособие / М.: Издательство «Мир науки», 2016. - 284 с.

5. Зинченко В.П. О целях и ценностях образования // Педагогика.1997. № 5. - С. 3-16.

6. Леонтьев Д.А. Личностный смысл и трансформация психического образа // Вестник МГУ. 1988. № 2. - С. 3-12.

7. Орлов А.Б. Проблема перестройки психолого-педагогической подготовки учителя // Вопросы психологии. 1988. № 1. - С. 16 - 26.

8. Сайгушев Н.Я. Педагогика в рисунках: Учеб. пособие для студентов педагогических вузов. -Магнитогорск: МГПИ, 1997. - 98 с.

9. Сайгушев Н.Я. Сборник задач по пиктографической педагогике. - Магнитогорск: МГПИ, 1998. - 60 с.

10. Сайгушев Н.Я. Рефлексивное управление профессиональным становлением будущего учителя: монография / Н.Я. Сайгушев. М.: ИНФРА - М, 2017. - 279 с.

11. Франк С.Л. Смысл жизни // Вопросы философии. 1990. № 6.

Педагогика

УДК: 796.2 (478):378.172 соискатель Самолюк Ольга Ивановна

Приднестровский государственный университет имени Т. Г. Шевченко (г. Тирасполь)

ПРИМЕНЕНИЕ МОЛДАВСКИХ НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР В ФИЗКУЛЬТУРНОМ

ОБРАЗОВАНИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Аннотация. Получены данные о применении молдавских народных подвижных игр на занятиях по физической культуре со студентами Приднестровского государственного университета им. ТГ. Шевченко, обучающимися по направлениям подготовки «история», «государственное муниципальное управление», «политология», «физическая культура». Исследование базировалось на культурологическом подходе в физкультурном образовании, информационном, операционном и мотивационном компонентах, принципе культуросообразности образования и принципах физического воспитания и было направлено на повышение уровня физической подготовленности и знаний студентов, а также мотивации к занятиям физической культурой.

Ключевые слова: физическая культура, студенты, молдавские народные подвижные игры.

Annotation. Data on the application of Moldovan folk mobile in physical training classes with students of the Transnistrian State University are obtained. TG. Shevchenko, who study in the areas of training «history», «state municipal administration», «political science», «physical culture». The study was based on the culturological approach to physical culture education, information, operational and motivational components, the principle of cultural education and the principles of physical education and was aimed at increasing the level of physical fitness, motivation for physical training and students' level of knowledge.

Keywords: physical culture, students, Moldovan folk game.

Введение. Процессы, происходящие в современной культуре, отличаются динамичностью и глобализацией и, в свою очередь, ставят новые задачи перед образованием. Так, особое место при освоении дисциплины «физическая культура» в вузе отводится общекультурным компетенциям. В то же время, на занятиях по-прежнему должны решаться такие важные задачи, как развитие физических качеств, освоение навыков в различных видах спорта, профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.

Несмотря на большое число исследований и внедрение новых технологий в физкультурное образование, повсеместно отмечается ухудшение состояния здоровья, снижение уровня физической подготовленности и мотивации к занятиям физической культурой у студентов вузов [5, 9]. При этом еще мало используются возможности народных подвижных игр.

Традиционно считается, что народные подвижные игры эффективно применять в дошкольном и младшем школьном возрасте. Однако, проведенные ранее исследования показывают, что народные подвижные игры могут выступать в роли эффективного средства физкультурного образования благодаря комплексному воздействию на организм занимающихся любого возраста, эмоциональному окрасу занятий, знакомству с культурой народа и его традициями, доступности для учебных заведений с низким уровнем технической оснащенности [3, 4, 6, 7, 8, 10, 11].

По результатам наблюдений на занятиях по физической культуре в Приднестровском Государственном университете им. Т. Г. Шевченко (n=60), мало используются традиции молдавского народа, одними из которых являются молдавские народные подвижные игры. В то же время по результатам этнографических экспедиций в конце XX века были описаны более 400 молдавских народных подвижных игр. Разнообразие игрового материала позволяет использовать данные средства в физкультурном образовании студентов вуза.

Формулировка цели статьи. Данное исследование направлено на совершенствование процесса физкультурного образования студентов вуза на основе применения молдавских народных подвижных игр.

Изложение основного материала статьи. В целях исследования изучались нормативные документы, современные методики в физкультурном образовании, историческая литература, применялись классифицирование, наблюдение, педагогический эксперимент, опрос, тестирование для определения уровня развития физических качеств, антропометрия, Гарвардский степ-тест и методы математической статистики.

После изучения специальной литературы и программ вузов Приднестровья, опросов студентов и преподавателей, наблюдений за занятиями по физической культуре в вузе и классификации молдавских

народных подвижных игр была разработана методика применения молдавских народных подвижных игр на занятиях по физической культуре со студентами вуза.

Для участия в эксперименте были выбраны студенты 1-11 курсов, обучающиеся по направлениям подготовки «история», «политология», «государственное муниципальное управление» (224 студента), так как у данных студентов отмечалось наибольшее снижение мотивации к занятиям физической культурой и успеваемости по данному предмету. Также в эксперименте приняли участие студенты I курса факультета «физическая культура и спорт» (49 студентов), в связи с тем, что применение методики у данных студентов может способствовать развитию профессиональной мотивации, а сами студенты могут стать своеобразными «трансляторами» полученных знаний и умений в педагогике. Экспериментальная методика применялась на протяжении 2015-2016 учебного года.

При создании методики были учтены требования к выпускникам вуза, выраженные в перечне компетенций. Так, применение молдавских народных подвижных игр на занятиях по физической культуре со студентами не физкультурных специальностей было направлено на достижение оптимального уровня физической подготовленности, приобретение навыков в выборе вида спорта, формирование толерантности к другой культуре, демонстрации уважения к людям, готовности к поддержанию партнерских отношений, на владение целостной системой знаний об окружающем мире, умение ориентироваться в ценностях «жизни», «культуры», «бытия». Также студенты на занятиях по физической культуре получали возможность осуществлять культурное, нравственное и духовное саморазвитие, формировать умения работать самостоятельно и в коллективе, руководить людьми и подчиняться. Занятия физической культурой с применением молдавских народных подвижных игр у студентов факультета физической культуры и спорта были направлены на формирование таких компетенций, как: способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия, поддерживать оптимальный уровень физической подготовленности, способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность, инициативность, самостоятельность, развивать их творческие способности, способность организовывать образовательный процесс, применять различные методы и технологии обучения.

Для студентов не физкультурных специальностей были предложены молдавские народные подвижные игры с высоким, средним и низким уровнем интенсивности, с различным видом соперничества и направленные на развитие всех физических качеств. Учитывая программу вуза по физической культуре, игры содержали в себе элементы техники спортивных игр и легкой атлетики. Это такие игры, как: «Ляпша», «Хромой черт», «В войска», «Знамя», «В дятла», «Охотник, воробей и пчела», «Крабы и креветки», «Последняя пара убегает», «Катящийся мяч», «Коснись мяча!», «Индийский танец», «Ойна в круге», «Четверо ворот», «Между двух огней», «Одиннадцать», «Волк, овцы и пастух», «Лови палку!», «В палки», «Тише едешь - дальше будешь».

Последовательность применения молдавских народных подвижных игр была выстроена на основе принципа доступности, прогрессирования тренирующих воздействий и систематичности. Игры применялись на каждом занятии. В I семестре сначала включались игры низкой интенсивности (ЧСС - до 140 уд/мин) на контрольных занятиях, затем - игры средней интенсивности (ЧСС - 140-180 уд/мин), после использовались игры высокой интенсивности (ЧСС - выше 180 уд/мин). Последовательность введения игр средней и высокой интенсивности зависела от характера выполнения нагрузки в процессе игры. Сначала применялись игры со стандартно-интервальным, затем переменно-интервальным и после - переменно-непрерывным методом выполнения игровых действий. Также в конце II семестра проводились соревнования по трем молдавским народным подвижным играм: с индивидуальным и коллективным соперничеством, а также индивидуальным соперничеством против коллектива.

Молдавские народные подвижные игры высокой и средней интенсивности, направленные на развитие ловкости и быстроты, применялись в первой половине основной части занятия. Игры высокой и средней интенсивности, направленные на развитие силы, выносливости и гибкости применялись во второй половине основной части занятия. Игры с низким уровнем интенсивности физической нагрузки направлены на развитие ловкости и внимания и использовались в конце основной части занятия.

Продолжительность молдавских народных подвижных игр в методике на I и IV занятиях в понедельник, пятницу и субботу, когда наблюдается низкий уровень работоспособности - 15 минут, на II и III занятиях в эти дни на игры отводилось от 20 до 25 минут. Во вторник, среду и четверг на II и III занятиях, когда работоспособность наиболее высокая, длительность игры доходила до 30 минут на занятии, на I и IV занятиях - от 20 до 25 минут. Каждая игра средней и высокой интенсивности применялась два раза подряд, и во второй раз время игры увеличивалось на пять минут. Продолжительность игр низкой интенсивности - 20 минут.

Методика применения молдавских народных подвижных игр для студентов факультета физической культуры и спорта была представлена одним игровым занятием в неделю. Учитывая тему занятий, были предложены игры с элементами легкой атлетики. Ввиду высокого уровня физической подготовленности и наличия в учебном плане дисциплин, требующих проявления двигательной активности, последовательность применения игр зависела только от характера выполнения игровых действий (сначала - повторный, затем -интервальный). Дозировка игровых занятий увеличивалась постепенно от 15 до 30 минут.

Игровые занятия проводились отдельно для юношей и для девушек. Всего в течение учебного года было проведено 66 игровых занятий со студентами не физкультурных специальностей, 22 игровых занятия со студентами факультета физической культуры и спорта. В экспериментальных и контрольных группах занятия проходили по утвержденной программе вуза, однако в экспериментальных группах применялась методика с использованием молдавских народных подвижных игр. В контрольных группах молдавские народные подвижные игры также могли применяться, но не носили системный характер.

Для всех участников эксперимента были разработаны и апробированы теоретические фрагменты занятий, вкрапленные в теоретический и практический курс по следующим темам: «История возникновения физической культуры на территории Молдавии», «Особенности традиционных средств физкультурного образования молдавского народа», «Сохранение традиционной физической культуры молдавского народа в условиях современного общества».

До начала педагогического эксперимента и после его завершения студенты подвергались испытаниям для выявления уровня развития физических качеств и работоспособности (Гарвардский степ тест), а также антропологическим измерениям для определения гармоничности телосложения (Индекс Кетле).

Студентам не физкультурных специальностей был предложен опрос по методике Т.Д. Дубовицкой [1] с целью выявления преобладающего типа мотивации к занятиям физической культурой в вузе. Данный тест эффективен для определения качества применяемой методики. Со студентами факультета физической культуры и спорта был проведен опрос по методике Т.Д. Дубовицкой [2] для определения уровня значимости предмета «физическая культура» для профессиональной подготовки будущих специалистов. По результатам данного теста можно судить о том, насколько учебная дисциплина связана с компетенциями специалиста и, соответственно, благодаря этому мотивирует студентов к занятиям.

Для оценки уровня знаний об истории физической культуры молдавского народа были проведены опросы всех участников эксперимента. Содержание теста в начале эксперимента отличается от итогового опроса. Тест состоял из 5 вопросов. Правильный ответ на каждый вопрос оценивался в 1 балл.

После применения методики достоверными стали различия между экспериментальной и контрольной группами юношей не физкультурных специальностей в прыжке в длину с места, беге на 60м, челночном беге 3х10м, подтягиваниях на перекладине, беге на 3000 м, Гарвардском степ тесте (табл. 1).

Таблица 1

Показатели результатов в контрольных испытаниях в конце эксперимента у юношей не физкультурных специальностей

Название теста М±т 1 Р

ЭГ (п=57) КГ(п=52)

Прыжок в длину с места (см) 233,12±2,06 227,2±1,58 2,26 <0,05

Бег 60 м (с) 8,0±0,06 8,45±0,05 5,52 <0,01

Челночный бег 7,15±0,045 7,4±0,06 3,41 <0,01

3х10 м (с)

Подтягивание на 12,29±0,74 9,51±0,79 2,55 <0,05

перекладине (раз)

Бег 3000м (мин) 14.06,5±0.10,0 14.56,1±0.16,0 2,5 <0,05

Наклон вперед 9,35±0,68 7,65±0,71 1,71 >0,05

стоя (см)

Гарвардский степ тест (балл) 66,4±0,67 64,2±0,86 2,13 <0,05

Индекс Кетле 21,5±0,21 21,1±0,34 0,96 >0,05

(балл)

Различия достоверны (0,05) при I > 1,984, (0,01) при I >2,6.

У девушек, занимающихся по экспериментальной методике, также отмечена положительная динамика в упражнениях-тестах и замечены достоверные различия с контрольной группой после завершения эксперимента (табл. 2).

Таблица 2

Показатели результатов в контрольных испытаниях в конце эксперимента у девушек не физкультурных специальностей

Название теста М±т 1 Р

ЭГ(п=59) КГ(п=56)

Прыжок в длину с места (см) 170,7±1,47 166,6±1,45 2,17 <0,05

Бег 60 м (с) 10,28±0,05 10,56±0,08 2,8 <0,01

Челночный бег 3х10 м. (с) 8,25±0,05 8,45±0,05 2,66 <0,01

Поднимание туловища за 30 сек (раз) 20,4±0,51 19,2±0,36 1,88 >0,05

Бег 2000м (мин) 12.37.8±0.07,0 13.08,0±0.05,9 3,2 <0,01

Наклон вперед стоя (см) 13,42±0,58 12,55±0,05 1,15 >0,05

Гарвардский степ тест (балл) 67,9±0,67 62,6±0,73 5,28 <0,01

Индекс Кетле (балл) 20,42±0,34 20,88±0,33 1 >0,05

Различия достоверны (0,05) при I > 1,984, (0,01) при I >2,6.

По данным опроса у студентов не физкультурных специальностей до применения методики преобладает «внешний» тип мотивации к занятиям физической культурой. Значительные изменения в направленности мотивации произошли после завершения эксперимента. У студентов на первый план вышли «внутренние» мотивы (табл. 3).

Таблица 3

Показатели направленности мотивации студентов не физкультурных специальностей к занятиям физической культурой в вузе после завершения эксперимента

Показатели мотивации (%) Юноши ф-Фишера Достоверность различий

ЭГ (п=57) КГ (п=52)

«внешняя» 1,8 86,5 11,055 Р< 0,01

«внутренняя» 98,2 13,5

Девушки

ЭГ (п=59) КГ (п=56)

«внешняя» 5,1 82,1 9,712 Р< 0,01

«внутренняя» 94,9 17,9

Различия достоверны (0,05) при ф>1,64, (0,01) при ф>2,31.

До начала педагогического эксперимента по результатам опроса студентов факультета физической культуры и спорта показатели значимости предмета «физическая культура» для их профессиональной подготовки невысокие. Другими словами респонденты считают данную дисциплину второстепенной для своей профессиональной подготовки. После применения методики большинство студентов экспериментальных групп, в отличие от контрольных, отметили важность изучаемого предмета для качественной подготовки специалистов в области физической культуры (табл. 4).

Таблица 4

Показатели значимости предмета «физическая культура» для профессиональной подготовки студентов физкультурных специальностей после завершения эксперимента

Группа испытуемых Сумма рангов и-критерий Р

Экспериментальная группа (п=22) 804 43 <0,01

Контрольная группа (п=27) 421

Различия достоверны (0,05) при и < 214, (0,01) при и < 180.

У всех участников эксперимента в начале исследования наблюдается низкий уровень знаний об истории физической культуры Молдавии. По результатам итоговых опросов во всех экспериментальных группах уровень знаний поднялся. Большинство студентов ответили правильно на пять вопросов из пяти заданных (табл. 5).

Таблица 5

Показатели уровня знаний у студентов после завершения эксперимента

Группа испытуемых Сумма рангов и-критерий Р

Не физкультурные специальности

Юноши ЭГ(п=57) 4473 144 <0,01

КГ(п=52) 1522

Девушки ЭГ(п=59) 4990,5 83,5 <0,01

КГ(п=56) 1679,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Физкультурные специальности

Юноши ЭГ(п=22) 844 3 <0,01

КГ(п=27) 381

Различия достоверны (0,01) при и < 1098 (юноши), и < 1235 (девушки) и и < 180 (физкультурные специальности).

Выводы:

1. Разработана методика, предполагающая использование на занятиях по физической культуре в вузе молдавских народных подвижных игр и учитывающая направление подготовки, особенности физического развития молодежи, изменения работоспособности студентов в недельном цикле и в течение учебного дня.

2. Благодаря повышению эмоциональности занятий физической культурой, тщательному подбору игр, их методически правильной последовательности и дозировке, а также использованию лекционного материала, методика позволила повысить уровень развития скоростно-силовых качеств, ловкости, быстроты, силы, выносливости, работоспособности, уровень знаний и мотивацию к занятиям физической культурой у студентов не физкультурных специальностей.

3. У студентов физкультурных специальностей экспериментальная методика была эффективной для повышения уровня знаний в области истории физической культуры молдавского народа, а также способствовала увеличению значимости предмета «физическая культура» для профессиональной подготовки специалистов.

4. Разработанная методика осуществления физкультурного образования в вузе на основе молдавских народных подвижных игр содержит простые и доступные средства и может быть адаптирована для применения в образовательных учреждениях разного уровня.

Литература:

1. Дубовицкая Т.Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации / Т.Д. Дубовицкая // Психологическая наука и образование. - 2002. - №2. - С. 42-45.

2. Дубовицкая Т.Д. Опросник значимости учебных предметов для профессиональной подготовки будущего специалиста / Т.Д. Дубовицкая // Психологический журнал. - 2003. - Т. 24.- № 5.- С. 103-109.

3. Мельников Ю.А. Методика использования подвижных игр народов России в физическом воспитании студенческой молодёжи: Автореф. дисс. ...канд. пед. наук. - Волгоград, 2011. - 23 с.

4. Мифтахов. Р. А. Физическое воспитание подростков на основе этнопедагогических традиций в условиях модернизации образования: дисс. .канд. пед. наук. - Казань, 2015. - 189 с.

5. Русакова Д.А. Ухудшение качества профессионально-прикладной физической подготовки студентов, употребляющих табакокурение / Д.А. Русакова // Актуальные проблемы физической культуры, спорта, туризма и рекреации: Мат-лы IV Всероссийской с международным участием научно-практической конференции студентов и аспирантов, г. Томск, 21 апреля 2016 г. (под ред. канд. биол. Наук А.В. Кабачковой. - Томск, 8ТТ, 2016. - С. 252-256.

6. Салимов Х. К. Педагогические условия воспитания патриотизма учащихся средствами национальных таджикских подвижных игр и народных традиций: дисс ... канд. пед. наук.- Душанбе, 2015. - 174 с.

7. Самолюк О.И. Развитие физических качеств студентов вуза с помощью молдавских народных подвижных игр / О.И. Самолюк // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №5.-иЯЬ: http://www.science-education.ru/128-21620 (дата обращения: 13.01.2018).

8. Собянин Ф.И. Развитие быстроты у школьников с помощью народных подвижных игр и спортивной игры «яждент» / Ф.И. Собянин [и др.] // Психолого-педагогические проблемы воспитания быстроты: Матер. междунар. науч.-практич. конфер. - Тирасполь: Изд-во Приднестр. ун-та, 2013. - С. 181-185.

9. Тулякова И.Н. Повышение мотивации студентов к занятиям физической культурой / И.Н. Тулякова // Актуальные проблемы физической культуры, спорта, туризма и рекреации: Мат-лы IV Всероссийской с международным участием научно-практической конференции студентов и аспирантов, г. Томск, 21 апреля 2016 г. (под ред. канд. биол. Наук А.В. Кабачковой. - Томск, 8ТТ, 2016. - С. 165-167.

10. Фазенда Н.П. Методика применения народных подвижных игр на уроках физической культуры в 6 классах в школах Мозамбика: Автореф. дис ... канд. пед. наук. - Тамбов, 2012. - 23 с.

11. Шегенбаев Н.Б. Развитие системы физического воспитания школьников на основе казахских национальных игр: дисс. ... канд. пед. наук. - Курган-Тюбе, 2015. - 159 с.

Педагогика

УДК 373.24

кандидат психологических наук, доцент Самсоненко Людмила Сергеевна

Оренбургский государственный педагогический университет (г. Оренбург); кандидат педагогических наук, доцент Шавшаева Людмила Юрьевна

Оренбургский государственный педагогический университет (г. Оренбург)

ФОРМИРОВАНИЕ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ

ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье актуализируется проблема сформированности эмпатии у современных дошкольников. Представлены результаты исследования уровня развития трех компонентов эмпатии (когнитивного, эмоционального, поведенческого). Обосновывается использование театрализованной деятельности как средства формирования эмпатии у старших дошкольников. Описан комплекс реализованных педагогических условий по формированию эмпатии, включающий разработку парциальной программы иконспектов занятий по использованию театрализованной деятельности в работе, создание развивающей предметно-пространственной среды; организацию взаимодействия с родителями при реализации театрализованной деятельности.

Ключевые слова: эмпатия, старший дошкольный возраст, театрализованная деятельность, педагогические условия, парциальная программа, развивающая предметно-пространственная среда.

Annotation. In the article the problem of formation of empathy at modern preschool children is staticized. Results of a research of the level of development of three components of empathy are presented (cognitive, emotional, behavioural). Use of the dramatized activity as means of formation of empathy at the senior preschool children is proved. The complex of the realized pedagogical conditions on formation of empathy including development of the partial program and abstracts of classes in use of the dramatized activity in work, creation of the developing subject and spatial environment is described; the organization of interaction with parents at realization of the dramatized activity.

Keywords: empathy, the advanced preschool age, the dramatized activity, pedagogical conditions, the partial program, the developing subject and spatial environment.

Введение. На современном этапе развития общества в условиях отсутствия социальной и экономической стабильности, возрастания социальной напряженности происходит утрата традиционных духовных ценностей, актуализирующая проблему нравственного воспитания современных детей в духе милосердия. Ведущую роль в связи с этим приобретает формирование эмпатии подрастающего поколения, как способности понять и почувствовать состояния окружающих людей, оказать содействие. Ценным этапом для становления способности к эмпатии выступает старший дошкольный возрастной период. Эмоциональное взаимодействие, успешность которого во многом определяется высоким уровнем эмпатии, несформированное в этом возрасте, компенсировать в дальнейшем достаточно сложно.

В ФГОС дошкольного образования к целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного образования, обусловливающим необходимость формирования эмпатии старших дошкольников, относятся: обладание ребенком установками положительного восприятия мира, положительное отношение к различным видам деятельности, к окружающим людям и самому себе; умение договориться, умение сообразовывать свои собственные интересы и интересы окружающих других, сопереживание неуспехам, способность адекватно воспринимать успехи друзей, родственников и окружающих, соответственно проявлять свои эмоции [8].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.