Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ГЕОЛОГОВ СРЕДСТВАМИ СПОРТИВНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ГЕОЛОГОВ СРЕДСТВАМИ СПОРТИВНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ГЕОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлов А. Н., Лебединский В. Ю., Чергинец В. П., Братцев И. С.

Цель исследования - обосновать реализацию дисциплин по физической культуре и спорту на основе применения спортивного ориентирования в качестве средства формирования профессиональной компетентности у студентов, обучающихся по направлению подготовки «Геология». Методика и организация исследования. Педагогический эксперимент проводился на базе Иркутского государственного университета (ИГУ) с 2016 по 2021 гг. и состоял из трех этапов (аналитического, базового и итогового). Результаты исследования и выводы. Выявлены профессионально важные умения и навыки для дисциплин, формирующих ПК-6, овладение которыми возможно с помощью спортивного ориентирования. Теоретически разработана методика реализации дисциплин по физической культуре и спорту на основе его применения в качестве средства формирования профессиональной компетентности будущих геологов, обоснована и доказана эффективность ее применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павлов А. Н., Лебединский В. Ю., Чергинец В. П., Братцев И. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPORTS ORIENTEERING TO BUILD PROFESSIONAL COMPETENCY OF FUTURE GEOLOGISTS

Objective of the study was to substantiate the implementation of physical education and sports disciplines using sports orienteering as a means of building professional competency in students majoring in Geology. Methods and structure of the study. The educational experiment was conducted at Irkutsk State University from 2016 through 2021. The experimental program consisted of three stages: analytical, basic, and final. Results and conclusions. The study enabled to identify professionally important skills and qualities contributing to the formation of PC-6 that can be acquired through sports orienteering. We developed, theoretically substantiated and proved by experiment the effectiveness of the methodology of implementation of physical education and sports disciplines using sports orienteering as a means to build professional competency of future professional geologists. The implementation of physical education and sports disciplines using sports orienteering as a means of formation of professional competency in students majoring in Geology proved its effectiveness, which substantiates its application to the future professional geologists.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ГЕОЛОГОВ СРЕДСТВАМИ СПОРТИВНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ»

формирование профессиональном компетентности будущих геологов средствами спортивного ориентирования

УДК/UDC 796.011.3

Поступила в редакцию 10.07.2021 г.

Информация для связи с автором: anpavlov.work@gmail.com

Доцент А.Н. Павлов1

Доктор медицинских наук, профессор В.Ю. Лебединский1, 2 Кандидат педагогических наук, доцент В.П. Чергинец1 И.С. Братцев1

1Иркутский государственный университет, Иркутск 2Иркутский национальный исследовательский технический университет, Иркутск

SPORTS ORIENTEERING TO BUILD PROFESSIONAL COMPETENCY OF FUTURE GEOLOGISTS

Associate Professor A.N. Pavlov1 Dr. Med., Professor V.Y. Lebedinsky1, 2 PhD, Associate Professor V.P. Cherginets1 i.S. Bratsev1

Irkutsk State University, Irkutsk

2Irkutsk National Research Technical University, Irkutsk

Аннотация

Цель исследования - обосновать реализацию дисциплин по физической культуре и спорту на основе применения спортивного ориентирования в качестве средства формирования профессиональной компетентности у студентов, обучающихся по направлению подготовки «Геология». Методика и организация исследования. Педагогический эксперимент проводился на базе Иркутского государственного университета (ИГУ) с 2016 по 2021 гг. и состоял из трех этапов (аналитического, базового и итогового). Результаты исследования и выводы. Выявлены профессионально важные умения и навыки для дисциплин, формирующих ПК-6, овладение которыми возможно с помощью спортивного ориентирования. Теоретически разработана методика реализации дисциплин по физической культуре и спорту на основе его применения в качестве средства формирования профессиональной компетентности будущих геологов, обоснована и доказана эффективность ее применения.

Ключевые слова: спортивное ориентирование, профессионально-прикладная физическая подготовка, профессионально важные качества, профессиональная компетентность, физическая культура, геология.

Abstract

Objective of the study was to substantiate the implementation of physical education and sports disciplines using sports orienteering as a means of building professional competency in students majoring in Geology. Methods and structure of the study. The educational experiment was conducted at Irkutsk State University from 2016 through 2021. The experimental program consisted of three stages: analytical, basic, and final. Results and conclusions. The study enabled to identify professionally important skills and qualities contributing to the formation of PC-6 that can be acquired through sports orienteering. We developed, theoretically substantiated and proved by experiment the effectiveness of the methodology of implementation of physical education and sports disciplines using sports orienteering as a means to build professional competency of future professional geologists. The implementation of physical education and sports disciplines using sports orienteering as a means of formation of professional competency in students majoring in Geology proved its effectiveness, which substantiates its application to the future professional geologists.

Keywords: sports orienteering, applied professional physical training, professionally important qualities, professional competency, physical education, geology.

и

га у

г.

ч—

. О OJ

■ -О

с

га

^

О (U .с Н

Введение. Наибольшее внимание исследователей, изучающих реализацию дисциплин по физической культуре и спорту со студентами, обучающимися по направлению подготовки «Геология», уделяется профессионально-прикладной физической подготовке (ППФП), в качестве одного из средств которой применяется спортивное ориентирование [2-4]. ППФП в первую очередь формирует у них общекультурную или универсальную компетентность, позволяющую выпускникам, освоившим программу высшего образования, самостоятельно использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности [5]. При этом

в имеющейся научной литературе отсутствуют сведения о методах, направленных на формирование профессиональной компетентности будущих геологов средствами спортивного ориентирования.

Цель исследования - обосновать реализацию дисциплин по физической культуре и спорту на основе применения спортивного ориентирования в качестве средства формирования профессиональной компетентности у студентов, обучающихся по направлению подготовки «Геология».

Методика и организация исследования. Эксперимент проводился на базе Иркутского государственного университета (ИГУ) с 2017 по 2021 гг. и состоял из трех этапов.

72

http://www.teoriya.ru

№10^ 2021 Октябрь | October

На первом (аналитическом) этапе (2016-2017 г) были исследованы требования ППФП к обучающимся по направлению подготовки «Геология», которые предполагают необходимость реализации дисциплин по физической культуре и спорту таким образом, чтобы они решали следующие задачи: развитие общей выносливости, скоростно-силовых способностей [2-4]; повышение уровня развития профессионально важных умений и навыков [3]; отсутствие резкого разделения ППФП и общефизической подготовки (ОФП), а также использование специализации по спортивному ориентированию, с целью повышения мотивации и интереса студентов к занятиям физической культурой и спортом [4].

Далее была исследована проблема межпредметной связи спортивного ориентирования с профессиональными компетенциями, закрепленными в федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки 05.03.01 «Геология», для которой были приглашены специалисты (эксперты) геологического факультета ИГУ. В результате экспертного опроса было установлено, что наибольшую связь спортивное ориентирование имеет с профессиональной («геологической») компетенцией ПК-6, предполагающей, что выпускник ВУЗа должен обладать готовностью в составе научно-производственного коллектива использовать и участвовать в составлении карт, схем, разрезов и другой установленной отчетности по утвержденным формам [5].

В соответствии с матрицей формирования компетенции ПК-6, в ее формировании задействовано 17 дисциплин [1]. Для определения степени межпредметной связи между спортивным ориентированием и каждой из дисциплин, формирующих данную компетенцию, а также выявления уровня их влияния на формирование ПК-6 был проведен экспертный опрос профессорского-преподавательского состава геологического факультета ИГУ (18 человек). В ходе его было выявлено, что наибольшую межпредметную связь спортивное ориентирование имеет со структурной геологией (4,7 балла из 5), геодезией с основами космоаэросъемки (4,5 балла из 5), геологическим картированием (4,5 балла из 5), практиками по геодезии и геологическому картированию (4,5 балла из 5). Данные дисциплины, по мнению экспертов, также имеют наибольший уровень влияния на формирование ПК-6 (4,8 балла из 5). Остальные дисциплины оказывают существенно меньшее влияние.

Наряду с вышеизложенным и с целью выявления профессионально важных умений и навыков, формирующих профессиональную компетентность будущих специлистов, был проведен анализ рабочих программ дисциплин, имеющих наивысший уровень межпредметной связи со спортивным ориентированием. Так, для структурной геологии необходим навык определения расстояния на местности и на карте; для геодезии с основами космоаэросъемки необходимо уметь определять азимут; для геологического картирования нужно умение понимать строение рельефа на геологической карте; для практик по геодезии и геологическому картированию важно уметь определять направление движения на местности и на карте.

На основании полученных материалов была разработана методика реализации дисциплин по физической культуре и спорту, принципиальные отличия которой от традиционно используемой программы физического воспитания студентов заключаются в следующем:

- разработанная методика направлена на формирование общекультурной и профессиональной компетентности будущих геологов;

- методика составлена с использованием средств спортивного ориентирования при реализации двух курсов: дисциплина «Физическая культура и спорт» в объеме 18 часов и элективная дисциплина по физической культуре и спорту («Спортивное ориентирование») в объеме 72 ч; общий объем часов занятий спортивным ориентированием составлял 90 ч;

- разработанная программа позволяет в рамках секционной работы проводить занятия и со студентами 3-4-го курсов, что повышает их мотивацию, интерес к физической культуре и спорту.

Для оценки эффективности использования разработанной методики обучения студентов в качестве основных оценочных средств были выбраны: тест «Бег на 100 м» (для определения скоростных способностей); тест «Кроссовый бег: 3000 м - юноши, 2000 м - девушки» (для выявления общей выносливости); тест «Масштаб карты» (для оценки умения измерять и переводить расстояние на местности на карту); тест «Определение азимута и направления движения»; тест «Форма рельефа и определение ее на карте».

На втором (базовом) этапе (2017-2019 гг.) был проведен педагогический эксперимент с участием двух групп студентов в составе 53 человек. Каждая из них представлена студентами геологического факультета ИГУ, обучавшимися по направлению подготовки «Геология». Все они относились к основной и подготовительной группам здоровья. Контрольная группа (27 человек) занималась по программе «Физическая культура и спорт» и элективной дисциплине «Общая физическая подготовка», которые используются в университете на кафедре физической культуры. Экспериментальная группа (26 человек) проходила обучение по программе «Физическая культура и спорт» с использованием лекционного материала по спортивному ориентированию и элективной дисциплине по физической культуре и спорту («Спортивное ориентирование»).

На третьем (итоговом) этапе (сентябрь 2019 - февраль 2021 гг.) было проведено сопоставление результатов исследования физической подготовленности и уровня развития профессионально важных качеств в экспериментальной и контрольной группах с целью определения эффективности использования в учебном процессе разработанной методики (см. таблицу).

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ характеристик физической подготовленности студентов в контрольной и экспериментальной группах выявил, что в начале эксперимента значимых различий между ними нет (р>0,05), а в конце его наблюдаются значимые различия (р<0,05) в тестах «Бег на 100 м» у юношей и девушек, «Кроссовый бег:

Результаты тестирования в контрольной и экспериментальной группах в конце эксперимента

Тест КГ Me (25;75) ЭГ Me (25;75) р

Девушки «Бег на 100 м» (с) 20,0 (17,80;20,50) 17,1 (15,82;17,55) <0,05

Юноши «Бег на 100 м» (с) 15,65 (14,67;15,97) 14,0 (13,1;14,9) <0,05

Девушки «Кросс 2000 м» (с) 771,0 (760,0;795,0) 721,0 (720,0;752,5) <0,05

Юноши «Кросс 3000 м» (с) 873,0 (870,0;890,0) 820,0 (805,0;864,0) <0,05

«Определение азимута и направления движения», количество 5,0 (3,0;6,0) 9,0 (7,25;10,0) <0,01

«Масштаб карты», количество 4,0(3,0;5,0) 7,0 (6,0;8,0) <0,01

«Формы рельефа и определение их на карте», количество 7,0(6,0;9,0) 8,25(8,0;9,0) <0,01

№10 • 2021 Октябрь | осюЬег http://www.teorjya.ru

3000 м - юноши, 2000 м - девушки», где лучшие результаты демонстрировали студенты экспериментальной группы.

Анализ результатов в тестах «Определение азимута и направления движения», «Масштаб карты» и «Формы рельефа» выявил, что в начале эксперимента значимых различий между группами нет (р>0,05), а в его конце между ними наблюдаются значимые различия, которые по уровню значимости были выше в экспериментальной группе (р<0,01) (см. таблицу).

Таким образом, уровень сформированности таких профессионально важных умений и навыков, как определение расстояния на местности и на карте в зависимости от ее масштаба; определение азимута; умение понимать строение рельефа на геологической карте и определение направления движения на местности у студентов, обучающихся по направлению подготовки «Геология», в ЭГ были более значимы, чем в контроле.

Помимо этого, были получены данные успеваемости студентов контрольной и экспериментальной групп по дисциплинам, формирующим профессиональную компетенцию (ПК-6), с целью изучения влияния на уровень сформированности профессиональной компетенции, освоения дисциплин по физической культуре и спорту с использованием средств спортивного ориентирования.

На основании результатов использования метода полного факторного эксперимента [6] можно сделать вывод о том, что при освоении студентами, обучающимися по направлению подготовки «Геология», дисциплин по физической культуре и спорту с использованием средств спортивного ориентирования (ЭГ), успеваемость по дисциплинам, формующим профессиональную компетенцию ПК-6, значимо возрастает (р<0,05), что свидетельствует о повышении у них уровня сформированности данной профессиональной компетенции.

Вывод. Реализация дисциплин по физической культуре и спорту на основе применения спортивного ориентирования в качестве средства формирования профессиональной компетентности у студентов, обучающихся по направлению подготовки «Геология», доказала свою эффективность, что делает обоснованным ее применение для подготовки будущих геологов.

Литература

1. Марков К.К. Организация и методология научных исследований

по физической культуре и спорту в вузе: монография / К.К. Мар-

ков, О.О. Николаева // ИрНИТУ-СФУ. Иркутск, Красноярск, 2018.

- 253 с.

2. Михайловский С.П. Спортивное ориентирование в системе профессиональной подготовки студентов-геологов / С.П. Михайловский, М.М. Громов, А.И. Коваленко // Теория и практика физ. культуры. - 2020. - № 4. - C. 38-39.

3. Могучева А.В. Методика профессионально-прикладной физической подготовки студентов-геологов: дис.... канд. пед. наук: 13.00.04 / А.В. Могучева. - Хабаровск, 2011. - 183 с.

4. Руденко Г.В. Индивидуализация профессионально-прикладной физической подготовки к деятельности, связанной с риском для жизни и здоровья (на примере горно-геологических специальностей): автореф. дис. ... докт. пед. наук: 13.00.04 / Г.В. Руденко.

- Санкт-Петербург, 2013. - 48 с.

5. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 05.03.01 «Геология» [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 954 // Справочная система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www. consultant.ru.

6. Учебный план подготовки бакалавров по направлению 05.03.01 «Геология» Иркутского государственного университета [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://old.isu.ru/ru/about/ programs/show_program.html?id=1739.

References

1. Markov K.K., Nikolaeva O.O. Organizatsiya i metodologiya nauchnykh issledovaniy po fizicheskoy kulture i sportu v vuze [Organization and methodology of academic scientific research in physical education and sports]. IrNITU-SFU. Irkutsk, Krasnoyarsk, 2018. 253 p.

2. Mikhaylovskiy S.P., Gromov M.M., Kovalenko A.I. Sportivnoe orientirovanie v sisteme professionalnoy podgotovki studentov-geologov [Sport orienteering in vocational training of geology students]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2020. No. 4. pp. 38-39.

3. Mogucheva A.V. Metodika professionalno-prikladnoy fizicheskoy podgotovki studentov-geologov [Methods of applied professional physical training of student-geologists]. PhD diss.: 13.00.04. Khabarovsk, 2011. 183p.

4. Rudenko G.V. Rudenko G.V. Individualizatsiya professionalno -prikladnoy fizicheskoy podgotovki k deyatelnosti, svyazannoy s riskom dlya zhizni i zdorovya (na primere gorno-geologicheskikh spetsialnostey) [Individualization of applied professional physical training for life and health-threatening activities (case study of mining and geological specialties). Doct. diss. abstract (Hab.): 13.00.04. St. Petersburg, 2013. 48 p.

5. Ob utverzhdenii federalnogo gosudarstvennogo obrazovatelnogo standarta vyisshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 05.03.01 «Geologiya» [On the approval of the federal state educational standard of higher education in 05.03.01 "Geology"] [Electronic resource] Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated 07.08.2014 g. # 954 Reference system «ConsultantPlus». Available at: http://www.consultant.ru.

6. Uchebny plan podgotovki bakalavrov po napravleniyu 05.03.01 «Geologiya» Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta [Curriculum for training bachelors in 05.03.01 "Geology" of Irkutsk State University] [Electronic resource] Available at: http://old.isu.ru/ru/ about/programs/show_program.html?id=1739.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.