Научная статья на тему 'Содержание профессиональной подготовки студентов профиля «Спортивно-оздоровительный туризм»'

Содержание профессиональной подготовки студентов профиля «Спортивно-оздоровительный туризм» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНТОВ / СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ / НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Возисова М.А., Мельников Д.А., Мельникова Л.В.

Рассматривается профессиональное образование студентов профиля «спортивно-оздоровительный туризм» на базе Чайковского государственного института физической культуры. Представлены научные направления профиля «спортивно-оздоровительный туризм»: в области спортивного ориентирования, многодневных туристских походов, спортивного туризма (дистанции). Анализируется физкультурно-спортивная деятельность в рамках профессионального становления студентов, представлены также результаты исследования готовности студентов к профессиональной деятельности. Проведен анализ динамики показателей физической подготовленности студентов, выявлена положительная мотивация к соревновательной и учебной деятельности. За исследуемый период студенты профиля «спортивно-оздоровительный туризм» улучшили коммуникативные и организаторские способности на 34%, 68 % студентов повысили свой спортивный разряд, приобрели опыт судейства в группах разного возраста и физической подготовленности. На сегодняшний день в институте создаются условия для профессионального становления и повышения качества образования студентов-бакалавров профиля «спортивно-оздоровительный туризм», реализуются требования ФГОС ВПО, главная цель которых подготовка компетентной личности, готовой к работе в условиях возрастающей конкуренции на рынке труда и способной находить решение в нестандартных профессиональных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Возисова М.А., Мельников Д.А., Мельникова Л.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержание профессиональной подготовки студентов профиля «Спортивно-оздоровительный туризм»»

СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПРОФИЛЯ

«СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ»

УДК/UDC 796.07-57

Поступила в редакцию 22.01.2015 г.

М.А. Возисова1

Кандидат педагогических наук, доцент Д.А. Мельников1 Кандидат педагогических наук, доцент Л.В. Мельникова1

1 Чайковский государственный институт физической культуры, г. Чайковский

CONTENT OF PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS SPECIALIZING IN "SPORTS AND RECREATION TOURISM"

M.A. Vozisova1

Associate professor, Ph.D. D.A. Mel'nikov1 Associate professor, Ph.D. L.V. Mel'nikova1

1 Tchaikovsky State Institute of Physical Culture, Tchaikovsky

Информация для связи с автором: ozisova.mariya@mail.ru

Аннотация

Рассматривается профессиональное образование студентов профиля «спортивно-оздоровительный туризм» на базе Чайковского государственного института физической культуры. Представлены научные направления профиля «спортивно-оздоровительный туризм»: в области спортивного ориентирования, многодневных туристских походов, спортивного туризма (дистанции). Анализируется физкультурно-спортивная деятельность в рамках профессионального становления студентов, представлены также результаты исследования готовности студентов к профессиональной деятельности. Проведен анализ динамики показателей физической подготовленности студентов, выявлена положительная мотивация к соревновательной и учебной деятельности.

За исследуемый период студенты профиля «спортивно-оздоровительный туризм» улучшили коммуникативные и организаторские способности на 34%, 68 % студентов повысили свой спортивный разряд, приобрели опыт судейства в группах разного возраста и физической подготовленности. На сегодняшний день в институте создаются условия для профессионального становления и повышения качества образования студентов-бакалавров профиля «спортивно-оздоровительный туризм», реализуются требования ФГОС ВПО, главная цель которых - подготовка компетентной личности, готовой к работе в условиях возрастающей конкуренции на рынке труда и способной находить решение в нестандартных профессиональных ситуациях.

Ключевые слова: спортивно-оздоровительный туризм, профессиональное образование студентов, спортивное ориентирование, научные направления профиля, физическая подготовленность, физкультурно-спортивная деятельность.

Annotation

The issue of vocational training of students specializing in "sports and recreation tourism" is being studied at the premises of Tchaikovsky State Institute of Physical Culture.

The presented research directions of the sphere of "sports and recreation tourism" are as follows: areas of sports orienteering, multi-day hikes, sports tourism (distance). Sports activity within the professional development of students was analyzed and the results of the studies of students' readiness for professional work were presented. The dynamics of physical fitness indicators of students was analyzed and the positive competition and learning motivation was detected. During the study period, students of the "sports and recreation tourism" specialization had improved their communication and organizational skills by 34%, 68% of them had increased their sports category, gained experience of refereeing in groups of different ages and physical fitness. To date, conditions for professional development and improvement of the quality of teaching students, bachelors of the specialization "sports and recreation tourism" are being created in the institute, the requirements of the federal state educational standard of higher professional education are being implemented, the main goal of which is to train a competent person ready to work under the conditions of increasing competition in the labor market and capable to find a solution in abnormal professional situations.

Keywords: sports and recreation tourism, vocational training of students, sports orienteering, specialized research areas, physical fitness, physical culture and sports activities.

Введение. Самой обширной сферой человеческой деятельности в современном обществе является образование. Тенденция современного развития туризма претерпевает большие изменения, происходит расширение туристской деятельности в области туристских соревнований и спортивных походов, изменяются правила и требования вида спорта, поэтому перед системой образования возникла проблема подготовки бакалавров по спортивно-оздоровительному туризму. На сегодняшний день недостаточно стандартных мест для работы будущих выпускников, однако создаются частные фирмы, предлагаются новые услуги, выпускник должен быть мобильным и гибким.

Как показывают теория и практика, готовность студентов в области спортивно-оздоровительного туризма заключается в том, что студент должен иметь не только психологическую, физическую, научно-теоретическую, но и практическую составляющие будущей профессиональной деятельности. Поэтому считаем, что на каждом этапе готовности к будущей трудовой деятельности по спортивно-оздоровительному туризму должны быть включены определенные проблемные профессиональные ситуации. При этом считаем, что студенты, приобретая профессиональную готовность, должны решать и выполнять конкретные профессиональные задачи по спортивно-оздоровительному туризму, содержание

Динамика показателей физической подготовленности студентов до и после эксперимента, М ± а

Упражнения Группы Показатели физической подготовленности

До После р (0,05) межгрупповая 1

Бег на 30 м с ходу, с КГ 4,89±0,5 4,92±0,4 > 0,46

ЭГ 4,96±0,4 4,73±0,4* > 1,31

Челночный бег 4х9 м, с КГ 8,24 ± 0,5 7,95 ± 0,5* > 0,5

ЭГ 8,35±0,6 7,32 ± 0,3* < 4,1

6-минутный бег, м КГ 1390,7 ± 71,2 1407,4 ± 76,7 > 0,7

ЭГ 1409,3 ± 79,8 1586,1±66,5* < 3,0

Прыжок в длину с места, см КГ 210,5 ± 15,7 216,3 ± 17,5* > 0,1

ЭГ 211,1 ± 11,5 226,3 ± 12,4* > 1,8

Сгибание и разгибание рук в висе на высокой перекладине, колич. раз КГ 9,9 ± 2,19 10,0 ± 2,1 > 0

ЭГ 9,9 ± 2 13,8 ± 2,1* < 4,9

Примечание. * - достоверность различий (по критерию Стьюдента).

их подготовки в этой области должно быть ориентировано на профессионально-проблемные ситуации.

Научные направления профиля - разработка и обоснование методик проведения мероприятий по спортивному ориентированию на муниципальном уровне для всех возрастных групп разной физической подготовленности; формирование профессиональных навыков студентов в условиях спортивных походов; разработка и реализация современных методик организации и проведении соревнований по спортивному туризму.

Цель исследования - научно обосновать условия профессионального становления и повышения качества образования студентов-бакалавров профиля «спортивно-оздоровительный туризм» в контексте требований ФГОС ВПО,

Методика и организация исследования. На протяжении последних лет нами возобновлено проведение мероприятий по спортивному ориентированию на муниципальном уровне, однако готовность к участию в таких мероприятиях, в том числе в соревнованиях, различна. Оценка уровня знаний в области спортивного ориентирования проводилась с помощью анкетирования и тестов по методике Т. В. Моргуновой (2003), определялись условные знаки спортивной карты, виды и формы спортивного ориентирования, работа с компасом, последовательность действий при потере ориентировки в лесу, которые оценивались по 5-балльной шкале.

Результаты исследования и их обсуждение. В начале года показатели знаний у студентов КГ оценивались в 3 балла, в ЭГ - в 3,1. В конце эксперимента показатели значительно выросли и составили в КГ 3,8 балла, в ЭГ - 4,9. Межгрупповые различия достоверны при р>0,05.

Положительная динамика знаний в ЭГ свидетельствует об отношении участников эксперимента к физкультурно-спортивной деятельности, мотивационно-ценностным ори-ентациям, социально-духовным ценностям.

Улучшение знаний обусловлено привлечением студентов к судейству соревнований по спортивному ориентированию и туризму, введением теоретических занятий, тестовых упражнений по вопросам топографии, знанию спортивной карты и компаса в дисциплины профиля. Всё это способствовало повышению интереса к дисциплине «Нетрадиционные виды спортивного ориентирования» и формированию профессиональных компетенций при изучении курса.

Уровень знаний студентов оценивался преподавателями института по показателям: условные знаки и символы спортивных карт, методики проведения соревнований по различным видам ориентирования в помещении, на спортивных площадках, во дворах. В конце года у студентов обеих групп

общая оценка улучшилась: 3,8 балла в КГ и 4,7 - в ЭГ. Большинство испытуемых ЭГ показали результаты, близкие к идеальным. Межгрупповые показатели составили 0,9 балла (р<0,05).

Среднегрупповые количественные показатели умений на «Обозначенном маршруте» в ЭГ на начало эксперимента составили в КГ 3,5 балла, в ЭГ - 3,4. К концу года результаты повысились до 3,9 балла в КГ и до 4,8 - в ЭГ, что свидетельствует о достоверности расхождения межгрупповых показателей.

Улучшение достоверности показателей у студентов сказалось в том, что участники эксперимента занимались по разработанной программе «Нетрадиционные виды спортивного ориентирования», где большая часть времени уделялась практическим занятиям на местности [2].

Ежегодно со студентами организуются и проводятся многодневные пешие и водные туристские походы, большое внимание уделяется соревновательной деятельности по спортивному туризму. Создание условий для приобретения профессиональных навыков и отработки практических умений студентов происходит при проведении практических занятий в учреждениях дополнительного образования детей, школах и колледжах. Данные мероприятия способствуют повышению качества образования и тем самым обосновывают компетентностный подход, умение использовать полученные знания и на их основе решать проблемы различной сложности.

Проведение мероприятий влияет на физическую подготовленность студентов (см. таблицу).

Зафиксированы статистически достоверные межгрупповые различия в КГ и ЭГ (р<0,05) в следующих упражнениях: «Челночный бег 4х9 м» - на 9,2 %; «6-минутный бег» - на 9,5 %; «Сгибание и разгибание рук в висе» - на 7,2 %. Улучшение показателей выносливости в ЭГ оказалось выше, чем в КГ. Как правило, улучшение показателей происходит с возрастом и ростом мастерства.

По показателю силы («Сгибание и разгибание рук в висе») выявлена общая тенденция улучшения результатов в конце года (р<0,05), при этом результаты в ЭГ стабильно выше: 13,8 раза против 9,9 раза в начале. Это преимущество обусловлено спецификой содержания образовательной программы и соревновательных форм, но вместе с тем и возрастными показателями физической подготовленности и естественными процессами роста и развития испытуемых [1], уровнем их двигательной активности. По нашему мнению, наибольший прирост показателей в ЭГ произошел благодаря качественной работе преподавателей, положительной мотивации участников эксперимента к массовым соревнованиям по спортивному ориентированию.

22

http://www.teoriya.ru

№ 4 • 2015 Апрель | Дрп!

За исследуемый период (с 2010 по 2014 г) студенты, 2. обучающиеся по профилю «спортивно-оздоровительный туризм», улучшили коммуникативные и организаторские способности на 34 %, 68 % студентов повысили свой спортивный 3. разряд, и абсолютно все повысили уровень знаний. Студенты приобрели опыт судейства соревнований участников разного возраста и физической подготовленности.

Вывод. Создавая условия для профессионального 1. становления студентов-бакалавров профиля «Спортивно-оздоровительный туризм», можно гарантировать успешную реализацию требований ФГОС ВПО, главная цель ко- 2. торых - подготовка компетентного специалиста, готового к работе в условиях возрастающей конкуренции на рынке труда.

Литература 3

1. Багдерин П.Г. Основы рационального использования средств физической культуры: учеб. пособие / П.Г. Багдерин, В.Д. Мед-ведков, Н.И. Медведкова, А.И. Треков. - Пермь, 1997. С. 34-37.

Мельникова Л.В. Организационно-педагогические условия развития спортивного ориентирования как вида спорта для всех на муниципальном уровне: дис. ... канд. пед. наук / Л.В. Мельникова.

- Смоленск, 2013. - 163 с.

Панкова Т.А. Воспитательные системы: основы конструирования: учеб.-метод. пособие /Т.А. Панкова, С.В. Сальцева; ОГПУ.

- Оренбург, 2004. - 203 с.

References

Bagderin, P.G. Osnovy ^ ratsional'nogo ispoizovaniya sredstv fizicheskoy kul'tury: ucheb. posobie (Basis for the rational use of physical culture: study guide) / P.G. Bagderin, V.D. Medvedkov, N.I. Medvedkova, A.I. Trekov. - Perm, 1997. P. 34-37.

Mel'nikova, L.V. Organizatsionno-pedagogicheskie usloviya razvitiya sportivnogo orientirovaniya kak vida sporta dlya vsekh na munitsipal'nom urovne: dis. ... kand. ped. nauk:13.00.04 (Organizational-pedagogical conditions of development of orienteering as a sport for all at the municipal level: Ph.D. thesis: 13.00.04) / L.V. Mel'nikova. - Smolensk, 2013. - 163 P.

Pankova, T.A. Vospitatel'nye sistemy: osnovy konstruirovaniya: ucheb.-metod. posobie (Educational systems: design principles: teaching aid) /T.A. Pankova, S.V. Sal'tseva; OGPU (OSPU). - Orenburg, 2004.

- 203 P.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

влияние стандартной физическом нагрузки на некоторые показатели местного

иммунитета и глюкокортикоидов, определяемые в слюне юных спортсменов

УДК/UDC 796.01:612+796.322 Поступила в редакцию 05.02.2015 г.

Аспирантка С.Н. Диденко1

Доктор медицинских наук, профессор Г.Д. Алексанянц1

1 Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар

Ключевые слова: юные спортсмены, кортизол, секреторный ^, слюна, стандартная физическая нагрузка.

Введение. В настоящее время занятия физической культурой и спортом принято считать физиологическим стрессом, в результате которого происходит увеличение уровня глюкортикоидов, в частности кортизола [1]. По данным Н. В. Плитман (2011), в1дА отражает местный иммунитет слизистых. В исследованиях С. Н. Трищенковой (2012) и других показано, что наиболее доступным и комфортным способом определения концентрации кортизола и секреторного иммуноглобулина А (в1дА) в спортивной медицине и физиологии в последние годы является изучение их в слюне. Проведенный анализ литературных источников показал недостаточное количество научных исследований, посвященных изучению местного иммунитета слизистых и гормонального статуса у детей, занимающихся гандболом, а имеющиеся работы -фрагментарны и не систематизированы.

Цель исследования - определение уровня в!д А и кортизола в слюне в состоянии покоя и после стандартной физической нагрузки у юных гандболистов.

Организация и методика исследования. Под наблюдением находились 44 юных гандболиста мужского пола в возрасте 12-13 лет. Первую группу наблюдаемых составили юные спортсмены (п = 23) (этап спортивной специализации), объем тренировочной нагрузки которых составил 18 ч в неделю, вторую группу - 21 юный спортсмен (этап начальной подготовки) с тренировочной нагрузкой до 9 ч в неделю. Наблюдение осуществлялось на базе ГДЮСШ г Краснодара. Юные спортсмены принимали участие в исследовании на добровольной основе, было получено письменное согласие.

Сбор и анализ слюны для количественного определения в!дА и кортизола осуществляли в состоянии относительного мышечного покоя и после стандартной физической нагрузки. Концентрацию в!дА устанавливали с помощью иммуно-

ферментного набора для прямого количественного определения IgA в слюне DIA. METRA S. r.L (Италия). Кортизол определяли на иммуноферментном наборе для Diagnostics Biochem Canada Inc. В обоих случаях использовался анализатор SANRAIS (TECAN, Швейцария). Используемые методы основаны на конкурентном иммуноферментном анализе. Концентрацию в образцах рассчитывали на основании калибровочной кривой, построенной для серии стандартов.

Проводилась стандартная физическая нагрузка - проба PWC170 (аэробная эффективность) в модификации Л. И. Абросимовой (1978) с однократной физической нагрузкой.

Результаты исследования и их обсуждение. Как показали полученные данные, уровень концентраций кортизола и sIgA в состоянии относительного мышечного покоя не обнаруживал достоверных отличий в рассматриваемых показателях между спортивными группами, находящимися на различных этапах спортивной подготовки.

Анализ данных, полученных после проведения стандартной физической нагрузки, показал следующее: уровень кортизола по сравнению с исходным значением поднялся у юных спортсменов первой и второй групп на 29 и 20 % (р<0,05) соответственно. Что касается концентрации slgA, полученной после стандартной физической нагрузки, то у юных спортсменов обеих групп и не занимающихся спортом сверстников она уменьшилась относительно состояния покоя до 30 % (р<0,05).

Вывод. Проведенные исследования углубляют понимание закономерностей функционирования эндокринной системы у детей второго детства.

Литература

1. Афанасьева И.А. Сдвиги в популяционном составе и функциональной активности лимфоцитов, продукции цитокинов и иммуноглобулинов у спортсменов при синдроме перетренированности / И.А. Афанасьева // Вестник спортивной науки. - 2011. - № 3. С. 18-23.

Информация для связи с автором: sndidenko@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.