Научная статья на тему 'Система образования российской Федерации в рамках Международной стандартной классификации образования (International Standard Classification of education - ISCED)'

Система образования российской Федерации в рамках Международной стандартной классификации образования (International Standard Classification of education - ISCED) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2757
243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ СТАНДАРТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ (МСКО) / НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / КВАЛИФИКАЦИЯ / СТУПЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / INTERNATIONAL STANDARD CLASSIFICATION OF EDUCATION (ISCED 1997) / NATIONAL SYSTEM OF EDUCATION / QUALIFICATIONS / LEVEL OF EDUCATION / HIGHER VOCATIONAL EDUCATION / ACADEMIC MOBILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беляева Татьяна Александровна

В статье описывается Международная стандартная классификация образования, ее уровни (ступени), рассматривается каждая ступень системы образования Российской Федерации и сопоставляется с эквивалентной ступенью Международной стандартной классификации образования. Также представлены схема системы образования Российской Федерации, схема Международной стандартной классификации образования (МСКО 1997), схема системы образования Российской Федерации в рамках МСКО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Беляева Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FRAMEWORK OF INTERNATIONAL STANDARD CLASSIFICATION OF EDUCATION (ISCED)

The article describes the International Standard Classification of Education, its levels (stages), regarded each stage of the education system of the Russian Federation and compared with the equivalent stage of the International Standard Classification of Education. Also is represented the scheme of the system of education of the Russian Federation, the scheme of the International Standard Classification of Education (ISCED 1997), the scheme of education system of the Russian Federation in the framework of ISCED.

Текст научной работы на тему «Система образования российской Федерации в рамках Международной стандартной классификации образования (International Standard Classification of education - ISCED)»

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РАМКАХ МЕЖДУНАРОДНОЙ СТАНДАРТНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ (INTERNATIONAL STANDARD CLASSIFICATION OF EDUCATION - ISCED)

УДК 37.014.25

Татьяна Александровна Беляева

начальник отдела по документационному

сопровождению

иностранных учащихся МЭСИ

Тел. (495)442-7133,

E-mail: TBelvaeva@mesi.ru

В статье описывается Международная стандартная классификация образования, ее уровни (ступени), рассматривается каждая ступень системы образования Российской Федерации и сопоставляется с эквивалентной ступенью Международной стандартной классификации образования. Также представлены схема системы образования Российской Федерации, схема Международной стандартной классификации образования (МСКО 1997), схема системы образования Российской Федерации в рамках МСКО.

Ключевые слова: Международная стандартная классификация образования (МСКО), национальная система образования, квалификация, ступень образования, высшее профессиональное образование, академическая мобильность.

Tatiana A. Belyaeva,

Head of Department on documentary support of foreign students, Moscow State University of the Economics, Statistics and Informatics Tel. (495)442-7133, E-mail: TBelvaeva@mesi.ru

EDUCATION SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FRAMEWORK OF INTERNATIONAL STANDARD

CLASSIFICATION OF EDUCATION (ISCED)

The article describes the International Standard Classification of Education, its levels (stages), regarded each stage of the education system of the Russian Federation and compared with the equivalent stage of the International Standard Classification of Education. Also is represented the scheme of the system of education of the Russian Federation, the scheme of the International Standard Classification of Education (ISCED 1997), the scheme of education system of the Russian Federation in the framework of ISCED.

Keywords: International Standard Classification of Education (ISCED 1997), national system of education, qualifications, level of education, higher vocational education, academic mobility.

1. Введение

Согласно седьмому изданию World Data on Education (WDE) (1), предоставленным Организацией объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), в настоящее время в мире насчитывается 199 национальных систем образования. Каждая система образования уникальна. Различаются уровнями образования (ступенями), возрастным цензом обучающихся, документами об образовании, системами учета успеваемости, профилями и т.д. Наряду с этим существует Международная стандартная классификация образования (МСКО 1997) (2).

Международная стандартная классификация образования (МСКО), была разработана Организацией объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) в начале 1970-х годов. Она является инструментом, позволяющим обработать, изучить и описать (изложить) национальные системы образования, как по каждой стране в отдельности, так и в международном масштабе. Она была принята Международной конференцией по образованию в Женеве, а затем утверждена ЮНЕСКО. В действующей классификации МСКО 1997 применяется такая переменная, как ступень. Под ступенью в МСКО понимается учебный опыт и знания, которые определяются содержанием образовательной программы. Чем сложнее программа, тем выше ступень.

Соблюдая рекомендации и требования МСКО, возможно перевести национальную систему образования и описать ее в рамках Международной стандартной классификации образования. Это позволит сопоставлять между собой системы образования различных стран, уровни образования и полученные документы

Ft ] Ръиок. Tpv/ia

Рис.1 Схема ступеней в Международной стандартной классификации образования

об образовании, что способствует развитию академической мобильности обучающихся и взаимному признанию периодов обучения.

МСКО достаточно широко применяется на практике для описания систем образования в иностранных государствах. Так, в сети Eurydice (3), с помощью МСКО 1997 показаны системы образования иностранных государств, входящих в Евросоюз.

В статье рассматривается схема перехода образовательных ступеней в рамках российской системы образова-

ния с учетом требований Международной стандартной классификации образования.

2. Описание МСКО 1997

МСКО является многоцелевой классификационной системой образовательных программ, которая позволяет:

- облегчить анализ национальных систем;

- облегчить сбор статистических данных по контингенту обучающихся, по финансовым вложениям в образование и т.д.

В МСКО классификация программ

образования основывается на анализе содержания образования и разделяется на ступени. Но не всегда удается оценить и сопоставить программы образования из-за их разнообразия.

Эмпирически МСКО предполагает существование нескольких критериев, которые могут помочь подыскать ступень образования в классифицировании той или иной образовательной программы. В зависимости от ступени и вида соответствующего образования, устанавливаются главные критерии и вспомогательные критерии (типовая

Таблица 1. Ступени образования в Международной стандартной классификации образования

Код Название ступени Главные критерии Вспомогательные критерии

ступени

0 Дошкольное образование. Данная ступень не является обязательной для продолжения обучения на следующем уровне. Образовательные характеристики. На базе школы или центра. Минимальный возраст детей -3 года Максимальный возраст детей- 6 лет Квалификация персонала

1 Начальное образование. Первый этап базового Начало систематического Поступление в признаваемое на

образования обучения чтению, письму и математике национальном уровне начальное учебное заведение. Начало обязательного образования

2 Первый этап среднего образования (второй этап базового образования) Изложение предмета Полное освоение базовых Поступление после примерно 6 лет начального образования.

Содержание образования нацелено на завершение навыков и получение основы Завершение цикла образования

базового образования, которое начинается на для обучения в течение всей после 9 лет учебы с момента начала

первой ступени, формирование фундамента для жизни. начального образования.

обучения в течении всей жизни человека. Начало преподавания по Завершение обязательного

Окончание этой ступени является обязательным предметам более квалифицированными учителями, чем на 1 ступени. образования. Несколько учителей проводят классные занятия по своим областям специализации.

3 Второй этап среднего образования. Преподавание предметов преподавателями более высокой квалификации по отдельным предметам Типовая квалификация необходимая для поступления. Минимальные требования для поступления. Не определены

4 Послесреднее. Не высшее образование. Программы этой ступени находятся на границе между вторым этапом среднего и первым этапом высшего. Обычно эти программы предназначены для расширения знаний учащихся, освоивших программы МСКО. Учащиеся обычно старше, чем на уровне МСКО 3. К данной ступени могут быть отнесены подготовительные курсы, организованные с целью поступления в вузы. Требования, предъявляемые при поступлении. Не определены

5 Первый этап высшего образования Программы этой ступени предусматривают практическую (техническую) профессиональную направленность Содержание, Возраст, Продолжительность Не определены

6 Второй этап высшего Ориентированное на Подготовка выпускников к занятию

образования (ведет проведение научно- должностей в высшем учебном

к получению более исследовательской работы, заведении или для научно-

высокой квалификации, содержание, представление исследовательской работы

требуемой для диссертационной работы

проведения научно-

исследовательской

работы). «Продвинутые» исследовательские

программы. Программы ведут к присуждению

научной квалификации

Экономика, Статистика и Информатика №6, 2010

— |

квалификация, необходимая для поступления, минимальные требования для поступления, минимальный возраст, квалификация персонала). Необходимо использовать эти критерии таким образом, чтобы они не исключали, а дополняли друг друга. Путем анализа указанных критериев определяется ступень программы. На рисунке 1 изображена стандартная схема перехода от одной ступени к другой, используемая в МСКО, а в таблице 1 приведены главные и вспомогательные критерии для каждой ступени.

3. Система образования Российской Федерации в рамках МСКО 1997

В зарубежных странах система образования Российской Федерации представляется в виде схемы (рис.2) (4). В таком виде она используется в разделе «Информация о национальной системе образования» в Европейском приложении к диплому (Diploma Supplement), которое оформляется высшими учебными заведениями согласно установленным и общепринятым нормам.

На основании схемы системы образования Российской Федерации, схемы ступеней и общих рекомендаций применения Международной стандартной классификации образования представляется возможным перевести систему образования Российской Федерации в рамки Международной стандартной классификации образования. Схема приведена на рисунке 3.

Ступень 0 - Дошкольное образование (Kindergarten)

Программы на этой ступени определяются как первоначальный этап организованного воспитания детей. Способствуют переходу от домашней обстановки к школьной атмосфере. По завершении этих программ дети продолжают обучение на уровне 1. Эти программы рассчитаны на детей от 3 до 6 лет. В России дошкольное образование реализовывается в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ).

Ступень 1 - Начальное образование или первый этап базового образования (Primary General Education)

Программы на ступени 1 обычно предусматривают определенное количество часов занятий для достижения установленного уровня знаний или предоставления учащимся основательного базового образования - научить их чтению, письму и математике вместе с элементарным пониманием таких других предметов, таких как история, гео-

■ ■ Final attaurion

1) - Diploma

Рис.2. Схема системы образования Российской Федерации

графия, естественные науки, общественные науки, искусство и музыка. Возраст детей для поступления в школу варьируется в России от 6 лет 6 месяцев до 8 лет. Длительность программы на сегодняшний день составляет 4 года.

Ступень 2 - Первый этап среднего образования (Basic General Education)

Содержание образования на этом этапе обычно ориентировано на завершение базового образования, которое начинается на ступени 1 МСКО. В большинстве стран педагогическая задача заключается в том, чтобы заложить фундамент для обучения в течение всей

жизни человека и развития его личности, на основе чего страны могут систематически и далее расширять возможности образования. На этой ступени завершается приобретение базовых навыков. Окончание этой ступени часто совпадает с завершением обязательного школьного образования там, где оно существует.

После ступени 2 обучающийся может продолжить обучение на программах ЗА, 3В, 3С, 5В или выйти на рынок труда.

Ступень 3 - Второй этап среднего образования ((Upper) secondary education)

Рис.3. Схема ступеней в Российской системе образования

Эта ступень образования обычно начинается в конце обязательного образования в эквиваленте полного учебного дня в тех странах, в которых действует система обязательного образования. На этой ступени учителя должны иметь более высокую квалификацию или специализацию, чем для ступени 2 МСКО. Обычный возраст поступления на эту ступень - 15 или 16 лет. Для классификации на этой ступени следует учитывать предназначение, т.е. вид последующего образования или занятия. В российской системе образования эту ступень можно разделить на 3 группы:

1. МСКО ЗА. Программы ступени ЗА предназначены для прямого выхода к ступени МСКО 5А. В российской сис-

теме образования ступень ЗА соответствует среднему (полному) общему образованию (Secondary (complete) general education).

2. МСКО ЗВ. Программы этой ступени предназначены для обеспечения прямого выхода к ступени МСКО 5В. Ступени МСКО ЗВ соответствует начальное профессиональное образование (Vocational Education).

3. МСКО 3 С. Программы ступени 3 С не предназначены для обеспечения прямого выхода на МСКО 5А или 5В. В российской системе образования ступень 3 С соответствует начальному профессиональному образованию, без последующего выхода к программам среднего профессионального образования (СПО) или программам высшего

профессионального образования (ВПО). Таким образом, после ступени 3 С выпускник идет на рынок труда.

Ступень 4 - Послесреднее, невысшее образование (Post-secondary non-tertiary education)

Ступень МСКО 4 охватывает программы, предназначенные для подготовки обучающихся к обучению на ступени 5, которые, хотя и завершили ступень 3 МСКО, не прошли курса обучения, позволяющего им поступить на ступень 5. Речь идет о подготовительных преддипломных курсах или кратких профессиональных программах. В данном случае можно считать, что Единый государственный экзамен и национальные вузовские вступительные экзамены можно отнести к образованию четвертой ступени (МСКО 4), так как:

- имеются такие признаки, как последнее, но не высшее образование, уже усвоены программы МСКО 3 и учащиеся старше, чем на уровне МСКО 3;

- в системах образования многих стран присутствует итоговая аттестация (единый государственный экзамен, национальный вузовский вступительный экзамен). Этот схожий признак в различных системах образования можно отнести к отдельному этапу.

Таким образом:

1) МСКО 4А, по мнению автора, в российской системе образования соответствует единому государственному экзамену. МСКО 4А готовит к поступлению на МСКО 5.

2) Ступень МСКО 4В не дает доступ к ступени МСКО 5, а предназначена для прямого выхода на рынок труда. В системе российского образованию эта ступень может соответствовать различным курсам, практикумам, краткосрочным курсам повышения квалификации.

Ступень 5 - Первый этап высшего образования (First stage of tertiary education)

Эта ступень включает программы высшего образования с содержанием более высокого уровня, чем те, которые на ступенях МСКО 3 и 4. Для поступления на эти программы обычно требуется успешное завершение ступени 3А или 3В МСКО, а также прохождение ступени 4А МСКО. Для классификации по этой ступени следует учитывать следующие критерии:

- минимальным требованием для поступления на эту ступень является успешное завершение ступеней 3А или 3В МСКО или ступени 4А МСКО;

- программы ступени МСКО 5 не

Экономика, Статистика и Информатика

№6, 2010

ведут непосредственно к присуждению научной квалификации (ступень МСКО 6);

- эти программы должны иметь совокупную теоретическую длительность по крайней мере два года, начиная со ступени 5.

По ступени 5В квалификация обычно ниже (меньший срок обучения), чем по ступени 5А и эти программы концентрируются на профессиональных навыках, связанных с выходом на рынок труда, хотя соответствующие программы и могут охватывать некоторые теоретические основы.

Таким образом, в системе образования Российской федерации ступень МСКО 5А соответствует программам высшего профессионального образования (University level higher education), а ступень МСКО 5В программам среднего профессионального образования (Non-University level higher education).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следует обратить внимание, что на ступень МСКО 5В возможен переход после ступени 2 МСКО. В российской системе образования на практике это означает, что выпускник 9 класса, имеющий основное общее образование может поступить образовательное учреждение, реализующее программы среднего профессионального образования, т.е. в колледж или техникум.

Ступень 6 - Второй этап высшего образования (Second stage of tertiary education)

Эта ступень выделена для программ высшего образования, которые ведут к присвоению квалификации в области научных исследований. Ступень МСКО 6 в российской системе образования эквивалентна аспирантуре и докторантуре.

4. Заключение

Проделанная работа позволяет сопоставить систему образования Российской Федерации с системами образования стран, входящих в Евросоюз, где каждая национальная система образования описана в рамках Международной системы классификации образования, а также с любой другой национальной системой образования. Это поможет вхождению России в единое европейское пространство высшего образования.

Литература

1. World Data on Education. [Электронный ресурс] http://www.ibe.unesco.org/ fileadmin/user_upload/Publications/ WDE/2010/pdf-versions/Botswana.pdf (дата обращения 20.01.2011)

2. Международная стандартная классификация образования (МСКО, 1997) /Организация объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (Юнеско) http:// www.unesco.org/education/docs/ isced_1997.htm (дата обращения 19.01.2011)

3. http://www.eurydice.org (дата об-

ращения 19.01.2011)

4. Система образования Российской Федерации. Российское образование для иностранных граждан. [Электронный ресурс] http://www.russia.edu.ru/ images/material-images//mejd_bjpg (дата обращения 19.01.2011)

5. Смелов П.А., Егорова Е.А. Состояние и проблемы российского образования // Научный и общественно политический журнал «Наука и образование» - 2006 - № 4 (44)

References

1. World Data on Education. http:// www.ibe.unesco.org/fileadmin/ user_upload/Publications/WDE/2010/ pdf-versions/Botswana.pdf (address date 20.01.2011)

2. International Standard Classification of Education (ISCED, 1997) /United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization (UNESCO) http:// www.unesco.org/education/docs/ isced_1997.htm (address date 19.01.2011)

3. http://www.eurydice.org (address date 19.01.2011)

4. The system of education in the Russian Federation. Education in Russia for Foreigners. http://www.russia.edu.ru/im-ages/material-images//mejd_b.jpg (address date 19.01.2011)

5. Smelov P.A., Egorova E.A. State and problems of Russian education // Nauch-nyy i obschestvenno politicheskiy jurnal «Nauka i obrazovanie» - 2006 - № 4 (44)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.