СРАВНЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И В СТРАНАХ МИРА
УДК 378
Елена Михайловна Лелюх
Менеджер по стратегическому медиа планированию; Коммуникационная группа Target Media. Тел. +79262665658; Эл. почта: lelukh_em@mail.ru
Сравнение Индекса образования по странам (Топ-50 стран). Сравнительный анализ показателей образования в России и в странах мира: численность студентов высших учебных заведений на 100,000 жителей страны (на фоне численности населения); Брутто-коэффициент охвата третичным образованием населения.
Ключевые слова: индекс уровня образования, высшее образование, международные сравнения.
Elena M. Lelyukh
Strategic and Media Planning Specialist; Communication group Target Media. Tel.: +79262665658; E-mail: lelukh_em@mail.ru
COMPARISON OF INDICATORS OF HIGHER EDUCATION (TERTIARY EDUCATION) IN RUSSIA AND IN COUNTRIES IN THE WORLD
Comparison of Education Index by countries (Top-50). Comparative analysis of Russian education indicators versus countries around the world education indicators: Number of students in tertiary education per 100,000 inhabitants {compared to population); Gross enrolment ratio by tertiary education.
Keywords : education index, tertiary education, international comparisons.
Высокая роль образования в повышении уровня жизни, в развитии человека, в помощи занять свое место в обществе признается во всем мире. Образование служит не просто способом передачи знаний, оно аккумулирует в себе культурное наследие нации, способствует расширению возможностей человека, формирует его нравственные идеалы.
Известен такой важный индекс международных сопоставлений, как Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) (Human Development Index (HDI)), разработанный специалистами ООН. Он является составным и используется для ранжирования стран по уровню человеческого развития. Именно на основе сравнений данного показателя по странам можно сделать вывод о том, на каком уровне своего развития находится страна (очень развитая, развивающаяся и т.д.). Это, безусловно, один из самых важных показателей, применяемых для международных сопоставлений. В данной статье мы не будем останавливаться на нем подробно. Однако стоит отметить, что, помимо средней продолжительности жизни и уровня ВВП на душу населения, одним из его компонентов является Индекс уровня образования (Educarion Index). Это еще раз подтверждает, что уровень образования играет огромную роль в развитии любой страны, на то место, которое она занимает в мире, на ее репутацию среди других членов международного сообщества. Образование - важный инструмент борьбы с бедностью и одна из основ устойчивого прогресса.
Данная тема, будучи столь актуальной, не могла остаться без внимания других авторов. Однако практически все работы носят в большей степени описательный характер. Но есть и работы, основанные на анализе показателей международной статистики в области образования. Например, статья Карпенко О.М., Бершадской М.Д. и Вознесенской Ю.А., опубликованная в журнале «Социология образования» 2008 года (№6, с. 4-20). В данной работе проводятся сопоставления данных образовательной статистики разных стран. Так же стоит отметить аналитические доклады, подготавливаемые Агранович M.JI., Ковалевой Г.С., Поливановой К.Н. и Фатеевой А.В. «Российское образование в контексте международных индикаторов». В докладах по показателям, применяемым в международной статистике, проводится сравнение российской системы образования с национальными образовательными системами, однако только 55 стран мира.
Целью данной работы является общий сравнительный анализ некоторых показателей образования в странах мира и в России, с акцентом на третичное образование, что соответствует высшему образованию по российской классификации.
Предметом исследования в данной работе являются такие статистические показатели, как Индекс уровня образования, и статистические показатели, характеризующие высшее образование, а именно: численность студентов в высших небных заведениях на 100,000 жителей; Брутто-коэффициент охвата третичным образованием.
I Источники информации и международные классификации
Основными источниками информации выступают:
* Данные по образованию Института статистики ЮНЕСКО (UNESCO Institute for Statistics);
* Доклады о человеческом развитии (Human Development Report), опубликованные для Программы развития ООН (UNDP);
* МСКО 1997 (Международная стандартная классификация образования) / ISCED (International Standard Classification of Education)
В каждой стране (группе стран) существует своя классификация национальных учебных программ. В связи с этим существовала сложность оценки и сравнения показателей в международном контексте.
В1997 году Генеральной конференцией ЮНЕСКО была принята Международная стандартная классификация образования (МСКО), которая служит инструментом, способствующим не только сбору и изложению статистических данных по отдельным странам, но и в масштабе международных сопоставлений.
В табл. 1 представлена характеристика уровней МСКО и соответствующие ей уровни российской системы образования.
II Сравнение Индекса образования по странам
№6(2), 2011 2
Индекс уровня образования или Education Index — показатель уровня образования в странах мира, индекс Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), рассчитываемый как индекс грамотности взрослого населения и индекс совокупной доли учащихся, получающих образование.
В состав индекса входят два основных показателя, которые показывают уровень образования ее населения:
1, Индекс грамотности взрослого населения (вес 2/3)
2, Индекс совокупной доли учащихся, получающих начальное, среднее и высшее образования (вес 1/3)
Далее происходит сведение данных по приведенным выше показателям в итоговом индексе, стандартизованные значения которых находятся в интервале от 0 до 1. Принято считать, что развитые страны должны обладать минимальным показателем 0,8, хотя в подавляющем большинстве они имеют показатель 0,9 или выше,
Сравним далее Индекс образования по странам (рис, 1),
Рассмотрим первые сто показателей, В Топ-5 стран по значению индекса образования входят: Австралия, Да-
Таблнца 1. Ступени МСКО и российские аналоги
Название ступени образования MCKO/ISCED Название ступени в Российской системе образования
МСКО 0 - допервичное образование Дошкольное образование
МСКО 1 - первичное образование Начальное образование
МСКО 2 -первый уровень среднего образования (вторичного) Основное общее образование
МСКО 3 - второй уровень среднего образования (вторичного) Полное общее образование
МСКО ЗА - подготовительные программы для осуществления обучения по программам уровня МСКО 5А Начальное профессиональное образование
МСКО ЗВ - подготовительные программы для осуществления обучения по программам уровня МСК0 5В
МСКО ЗС - программы, которые обеспечивают прямой выход на рынок труда, продолжение обучения по программам МСКО 4. другим программам МСКО 3
МСКО 4 - послесреднее образование Среднее профессиональное образование
МСКО 5 - первый уровень так называемого третичного образования (tertiary education). Делятся на два типа: 5В (более профессионально ориентированные) и 5А (программы готовят к последующему переходу к следующей ступени или к занятию профессией, требующей высоких профессиональных навыков и качеств) Высшее профессиональное образование (бакалавры, специалисты, магистры)
МСКО 6 - второй уровень третичного образования. Программы готовят к получению ученой степени Послевузовское образование (аспирантура, докторантура)
1.00
0.98
0.96
0,94
0.92
0.90
0.88
0.86
а г а < s
2 5 С Ез *
a e ® I *■*
iMiltfMs I i i! 111ч * -
liiil!
111
= s *
< &
1111111111 limits* t < -
.¡His
s : ■ I £i5 #
Рис. 1. Индекс уровня образования в мире. Топ-50 стран 2007 (Human Development Report 2009, Table 3)
Экономика, Статистика и Информатика 3 №6(2), 2011
10,000
2 9,000 s
8,000
и
^^^ Образование
■ Все населенно. 2007
^ Количество студентов третичного уровня образования. 2000 и Количество студентов третичного уровня образования. 2009
111 i i § I И а а
350.0
300.0
250.0
= 3.000
'X
| 2.000
у 1,000
100.0
50.0
0.0
Рис. 2. Количество студентов третичного уровня образования на 100,000человек населения страны. 2000,2009 гп Все
население стран, миллионов человек в2007 году
кия, Куба, Новая Зеландия и Финляндия (0.99 3). Стоит отмстить, что Австралия на протяжении нескольких лет занимает лидир ующие по зищш ■
Россия находится на 42 месте. Ее ближние соседи занимают следующие места: Казахстан на 23 месте (индекс образования 0.965); Украина на 29 (0.960), Монголия на 53 месте (0.913). Однако в рейтинге по рассматриваемому показателю Российская Федерация оказалась впереди таких, стран, как: Португалия (44 место), Сингапур (54 место) и Израиль (79 место).
Ш. Сравненне показаутлей высшего образования ко странам
Рассмотрим далее такой показатель как численность студентов в высших учебных заведениях на 100,000 жителей страны. Такие данные представлены более чем дня 150 стран (БД UNESCO). Ограничим нага анализ теми странами, в которых на 100,000 жителей страны приходится не менее 5000 студентов, получающих высшее образование (третичное). Таким образом, наша выборка сузилась до 25 стран (рис.2.)
Проводя сравнительный анализ показателей численности студентов, можно отметить, что для каждой из представленных стран значения данного показателя увеличились. Для России прирост показателя к2009 году по сравнению с 2000составил 50%. Куба, Венесу-
эла и Армения показали рост более 100%, а такие страны, как Корея и Финляндия увеличили свои показатели менее чем на 10%.
Так же стоит отмстить, что не все страны, попавшие в Топ-2 5, имеют численность населения более 1 миллиона человек (Гренада, Исландия и Барбадос). Специальный Административный район Китая Макао, вьшесснкый отдельным пунктом, так же насчитывает в своем составе чуть более 0,5 миллиона человек В пятерке стран, где на 100,000 человек населения приходится более 5000 общающихся на третичном уровне, Куба, Венесуала, Корея, Россия и Гренада.
Для оценки охвата высшим образованием используется показатель, представляющий собой отношение численности студентов к численности населения в соответствующем возрасте (брут-то-козф фициент охвата).
Рассмотри дальшебрутто-коэффициент охвата населения третичным образованием. Для представления данных так же был отобран Топ-25 стран по проценту охвата в 2009 году (рис.3).
Если сравнивать предыдущие стра-ны-лидеры и данные, представленные на рисунке 3, то можно отмстить, что из рейтинга выбыли такие страны, как Гренада, Монголия, Кыргыстаи, Китай (Макао), Чили, Эстония, Румыния и
Армения. Остальные 17 стран рейтинга не покинули
Для Рсссии данный показатель с 2004 года остается практически неизменным и колеблется ог72.1% до 75.9%. Практически на одном уровне по значениям показателей с Россией находятся Дания и Австралия. Из ближайших географических соседей по Значениям показателя рядом находится Беларусь. Украина же опережает Россию на 5 позиций. США и Финляндия характеризуются ростом показателей, которые к 2009 году достигли порядка 90%. По мимо всего прочего, на значение данного показателя несомненно оказывает влияние такой фактор, как доступность высшего образования. При оценке доступности высшего образования (третичного) так же необходимо учитывать не один параметр (социальное равенство в образовании, тендерный паритет, достигнутый уровень образования молодежи и т.д.). Подобное исследование было проведено ранее Карпенко О.М. и Бершадсюй М Д (1). Ссылаясь на результаты, полученные авторами, можно отметить, что ориентировочное место России в глобальном рейтинге доступности высшего образования соответствует 12 месту между Германией и Бельгией. Тогда как Финляндия и США входят в первую четверку.
В современных условиях развили
№8(2), 2011
* у */////*s/s*/////sssss/
J? л"
if
с/
у
Рис, 3. Брутто коэффициент Охвата третичным очарованием (%)
России, $анять достойное моего в мире, развиваться изнутри, повышать иител-легауальиый потенциал становится особенно актуально. И внимание широко -то круга заинтересованных лиц и органов управления сосредоточено на модернизации, улучшении системы сбра-Зования. Один из приоритетных нащю -нальиых проектов нацелен именно на 'лго и проходит под лозунгом «Качественное образование». «Сегодня связь между современным, качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, эф фосгив-ной экономики и безопасного государства очевидна. Для страны, юторая ориентируется на инновационный путь развития, жизненно важно дать системе образования стимул к движению вперед - Это и есть первоочередная задача приоритетного национального проекта «Образование». Образование стремятся сделать более доступным и «выровнять» условия его получения (высокоскоростной доступ к глобальным информационным ресурсам и тд). Но результаты нельзя оценить сразу. Поэтому должно пройти какое-то время, прежде чем станет понятно, куда мы движемся, влияют ли реформы и некие преобразования, производимые
в сфере образования, на рейтинг- нашей страны среди членов международного сообщества.
На данный момент, среди остальных стран лафа, Россия входит в Топ-50 стран по значению Индекса образования, вТоп-25 стран по числу студентов на 100,000 населения страны, и в Топ-2 5 стран по объему Брутто -коз ффициен-та охвата третичным образованием. Это не самые плохие показатели. По оценкам на 2011 год, среди рейтинга Человеческого развития БЬссия занимает 6 6 место и отнесена к странам с высоким уровнем развития.
Литература
1. Экономика образования 2008, №2. Журнал. «Рейтинг стран по доступности высшего образования». Карпенко О.М., БершадскаяМ.Д. с. 15-16
2. Социология образования 2008, №6. Журнал «Показатели уровня образования населения в странах мира: анализ данных международной статистики». Карпенко О.М., Бершадская М.Д., Вознесенская Ю.А. с. 1
3. Доклады о человеческом развитии, опубликованные для Программы развития ООН 2009,2011
4. МСКО 1997 (Международная
стандартная классификация образования)
5. http://www.rost.ru/ -сайт Национальных приоритетных проектов
6. http://stats.uuls.imesco.org - Данные по образованию Института статистики ЮНЕСКО
7. Q»t слов ПА, Егорова Е. А. Статистический анализ состояния и проблем российского образования // Научно -практический журнал «Экономика, статистика и информатика Вестник УМО». №4,2006
8. Отелов ПА., ЕгороваЕ.А. Состояние и проблемы российского образования //Научный и общественно политический журнал «Наука и образование» № 4(44),- Як., Академия наук РС(Я),2006
References
1. Education Economics 2008, #2. Journal "P^ting of countries on higher education availability'". Karpenko O.M., BershadM.D.p 15-16
2. Education Sociology 2008, #6. Journal "Level education indicators in the World: analysis of international statistics data". Karpenko O.M., Bershad MD., Vosnesenskaya U. A. p. 1
3. Human Development Report 2009,
Экономика, Статистика и Информатика 5 №6(2), 2011
2011 (UNDP)
4. ISCED (International Standard Classification of Education) 1997
5. http://www. rost. ra/ - site of the National priority projects
6. http://stats.uis.unesco.org -
UNESCO Institute for Statistics
7. Smelov P.A., Egorova E.A. Statistical analysis of the status and problems of education in Russia // Nauchno-prakticheskiy jurnal «Ekonomika, statistika i informatika
VestnikUMO». №4, 2006
8. Smelov P.A., Egorova E.A. State and problems of education in Russia // Nauchnyy i obschestvenno politicheskiy jurnal «Nauka i obrazovanie» № 4(44),-Yak., Akademiya nauk RS(Ya), 2006
№6(2), 2011 Ц
I