УДК 37.012.4
А. В. Фатеева
МЕЖДУНАРОДНАЯ СТАТИСТИКА ОБРАЗОВАНИЯ: ЧТО И КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ?
Рассматриваются вопросы использования международной статистики образования в целях международного сопоставительного анализа. Данная тема чрезвычайно актуальна для России в современных условиях, когда страна проводит масштабную модернизацию системы образования и возможность «сверить курс» с общемировыми тенденциями становится очень важной.
Приведено описание основных международных исследовательских программ, указаны источники получения данных о системах образования стран мира, а также разобраны основные условия их корректного использования и анализа: 1) выбор правильных типичных значений индикаторов для сравнения с ними российских значений показателей; 2) классификация национальных образовательных программ в соответствии с международной стандартной классификацией образования (МСКО); 3) приведение финансовых и экономических показателей к сопоставимому виду с использованием паритета покупательной способности.
Ключевые слова: международная статистика образования, мировые образовательные индикаторы, группировка стран по экономическому положению, паритет покупательной способности, международная
стандартная классификация образования.
Сегодня в мире существует большое число международных сопоставительных программ, направленных на изучение систем образования разных стран. Достаточно упомянуть крупнейшие исследовательские проекты Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). На данный момент на постоянной основе в этих проектах участвуют более 50 стран мира. Помимо этого, сотни стран включены в регулярные обследования социально-экономического положения, проводимые ООН (Детский фонд, Программа развития), Всемирным банком, различными международными исследовательскими учреждениями. Почти все они включают направления, связанные с теми или иными сторонами состояния и развития национальных систем образования.
В рамках ЮНЕСКО был создан Институт статистики, специальные подразделения которого аккумулируют информацию об образовании в более чем 200 странах мира, имеющуюся в распоряжении ООН. На базе этих данных издается ежегодный сборник «Всемирный дайджест образования» («Global Education Digest») [1], а также ежегодный всемирный доклад по мониторингу образования «Образование для всех» («Education for All») [2]. Институт статистики ЮНЕСКО также курирует международную исследовательскую программу WEI (World Education Indicators) «Мировые образовательные индикаторы», в рамках которой собираются данные и рассчитывается расширенный набор образовательных индикаторов для 19 стран мира. Результаты публикуются в регулярных докладах «Education Counts» [3].
Еще более масштабный проект был инициирован ОЭСР На данный момент программа INES (Indicators of Education Systems - Индикаторы образовательных систем) включает в себя 30 стран-членов ОЭСР, а также 6 стран-партнеров, в числе которых и Российская Федерация. В рамках этой программы идет еже-
годный сбор огромных массивов информации о национальных системах образования: масштабы и доступность образования для населения, задействованные ресурсы, в том числе финансовые и педагогические, качество получаемого образования, эффекты от образования, организация образовательных систем и условия обучения. Широкий набор образовательных индикаторов, рассчитанных на основе этих данных, публикуется в ежегодном докладе «Education at a Glance» («Взгляд на образование») [4]. В нем также представлен анализ мировых тенденций и вопросы взаимосвязи системы образования с другими сферами общественной жизни (уровнем безработицы, уровнем доходов населения и т. д.).
Ежегодные доклады программы развития ООН «Развитие человеческого потенциала» («Human development report») [5], международный и российский, и Всемирного банка «Доклад о мировом развитии» («World development report») [6] содержат тематические разделы, характеризующие уровень образования населения, равенство доступа различных категорий граждан к получению образования, государственное финансирование системы образования и т. д.
За годы реализации всех этих проектов и программ накоплены огромные массивы данных, не только публикуемых в ежегодных и разовых тематических изданиях, но и выложенных в открытом доступе на сайтах международных организаций. Тем не менее все эти доступные ресурсы крайне редко используются российскими аналитиками, а если и применяются, то, как правило, некорректно и непрофессионально. И это при том, что информация подобного рода, безусловно, чрезвычайно востребована не только работниками и специалистами сферы образования, но и всем обществом в целом.
Описанные проблемы и противоречия легко объяснимы. Международные сопоставительные исследования - очень тонкий инструмент, применение которого требует осторожного и грамотного отношения к циф-
рам. Иначе сделанные выводы будут в лучшем случае спорными, а в худшем - ошибочными.
Прежде всего нужно решить, с каким странами проводить сравнения России. Ведь очевидно, что и развивающийся Парагвай, и высокоразвитая Швейцария слишком отличаются от нас и по масштабам, и по условиям функционирования системы образования. Решить эту проблему непросто, а часто и невозможно. Огромные территории, климат северных районов, трудности с транспортной доступностью удаленных частей страны, существенная доля сельского населения - все это делает нашу страну очень самобытной и не похожей на другие. Даже если проводить сравнения с отдельными странами, схожими с Россией, к примеру, по территории, численности населения и доле жителей, проживающих в сельской местности, не будет учтено влияние экономического развития государства, а значит, и ресурсов, выделяемых на функционирование и развитие образовательной системы. Достичь одновременного совпадения всех значимых характеристик не представляется возможным.
Устранить индивидуальные особенности национальных систем образования позволяет не анализ показателей отдельных стран, а выявление общемировых тенденций, что позволяет сделать выводы о соответствии или несоответствии им положения в России. Поэтому чаще всего при сопоставлениях используются усредненные значения для стран, объединенных в группы по различным признакам.
В международной практике чаще всего страны группируются по следующим признакам:
- географическое положение (страны Западной и Восточной Европы, Центральной Азии, Латинской Америки и т. д.);
- организационная принадлежность (членство в международных организациях/ исследовательских программах либо партнерское участие в них, например, страны ОЭСР и т. д.).
Очевидно, подобные группировки не до конца отвечают вышеописанным задачам сравнительного анализа. Эксперты Межрегиональной ассоциации мониторинга и статистики образования, которая ежегодно готовит и публикует сопоставительный аналитический доклад «Российское образование в контексте международных индикаторов» [7-9], предложили методику группировки стран для целей международных сопоставлений. Исследуемые страны объединяются в несколько групп (3-4 группы) по уровню экономического развития, которое характеризуется величиной валового внутреннего продукта (ВВП) страны в расчете на душу населения. Границы групп лучше проводить таким образом, чтобы каждая из них состояла из примерно одинакового количества стран, а также разница в значениях на границе между двумя группами была наиболее существенной. В этом случае условно можно говорить о странах с высоким,
средним и низким уровнями экономического развития и общих для них характеристиках и тенденциях. По этой классификации Россия с 2004 г. входит во вторую группу вместе с такими странами, как Греция, Новая Зеландия, Израиль, Корея, Португалия, Чешская Республика, Португалия, Венгрия, Словакия, Польша, Чили, Малайзия, Мексика и Аргентина. Эта группировка позволяет, в частности, увидеть, насколько система образования России отличается от образовательных систем стран, уровень которых представляется желательным (группа экономически более развитых стран), а также стран, имеющих сходные экономические характеристики.
Говоря об экономических и финансовых показателях, используемых при международных сравнениях, важно подчеркнуть, что и их также необходимо привести к сопоставимому виду для корректного сравнения доходов и расходов, полученных и сделанных в разных странах. Ведь в рамках отдельно взятой страны значения таких индикаторов выражаются в национальных валютах, а 100 рублей, естественно, не равны ни 100 евро, ни 100 японским иенам. Как правило, в международной практике унифицированной валютой является международный доллар, который равняется доллару США.
Распространенной ошибкой является пересчет значений показателей из национальных валют в доллары США с использованием текущего обменного курса национальной валюты. Такие расчеты существенно искажают истинную картину, так как обменный курс во многом не отражает реальный «вес» валюты, зависит от многих факторов и, более того, часто искусственно занижается или завышается национальными банками в интересах экономической политики страны.
Поэтому в международных сопоставлениях используют свой «обменный курс» - паритет покупательной способности. Паритет покупательной способности сопоставляет валюты разных стран и доллар США по тому, какой объем товаров и услуг можно купить на единицу национальной валюты в данной стране и на американский доллар - в США. Это сравнение проводится по широкому кругу товаров и услуг и ежегодно рассчитывается Всемирным банком для большинства валют. Это соотношение позволяет корректно пересчитывать финансовые показатели в национальных валютах в доллары США и, соответственно, проводить обоснованные сравнения. Паритет покупательной способности российского рубля к доллару США в 2006 г. составил 14.24, т. е. в пересчете по ППП рубль фактически в 2 раза дороже, чем по официальному курсу Центробанка [10].
Еще одной важнейшей особенностью международного сопоставительного анализа является тот факт, что в его основе лежит международная стандартная классификация образования (МСКО). Дело в том, что большинство индикаторов рассчитываются не только для всей системы образования в целом, но и для каж-
дого уровня в отдельности. Часто именно такая детализация наиболее востребована для анализа. В этом случае возникает проблема сопоставимости данных и корректности проводимых сравнений. Национальные системы образования разных стран существенно различаются между собой. Поэтому при сравнениях важно установить соответствие между всеми ступенями национальных образовательных систем и уровнями МСКО. Ведь очень часто даже образовательные программы, имеющие одинаковое название, по своей сути являются абсолютно различными в разных странах. Если попытаться представить единую структуру образовательной системы, то везде мы увидим базовое школьное образование, предшкольную подготовку и одно- или многоуровневое профессиональное образование. Однако подобная классификация слишком обобщенная и грубая. Она не позволяет учесть многие важнейшие детали и характеристики, свойственные образованию в разных странах. Так, даже базовое школьное образование может длиться от 4-5 до 13-14 лет, делиться на несколько уровней, лишь часть из которых являются обязательными для всего населения страны. Также существенно различается по продолжительности и охвату дошкольное образование стран. Что же говорить про профессиональное обучение, многообразие программ которого даже сложно описать?
Найти аналоги, к примеру, российского начального профессионального образования представляется достаточно затруднительно. Ведь для этого придется детально изучить каждый уровень и каждую образовательную программу всех стран, участвующих в анализе. Пытаться совмещать национальные уровни образования всех стран исходя только из их названия будет некорректно или невозможно. Поэтому каждая страна, участвующая в международных сравнительных программах, относит свои образовательные программы на тот или иной уровень образования согласно МСКО.
Данная классификация была разработана ЮНЕСКО в качестве инструмента сбора, компиляции и представления статистических данных по образованию как в рамках отдельных стран, так и в международном плане. В ней содержатся стандартные концепции и
определения, универсально действующие для каждой образовательной программы в рамках национальной системы образовании. МСКО стала первой структурой, созданной с целью сравнения показателей в области образования между странами.
В рамках МСКО-97 (усовершенствованная классификация, одобренная Генеральной конференцией ЮНЕСКО на 29-й сессии в ноябре 1997 г.) выделены семь разветвленных уровней образования, характеризующихся определенными значимыми признаками. Использовав эти признаки, каждая страна может «переклассифицировать» национальную систему образования, подготовив тем самым данные для международного анализа. Таким образом, говоря, к примеру, о третичном образовании, мы будет сопоставлять те образовательные программы стран и их характеристики, которые по своим параметрам соответствуют этому уровню образования.
Корректное применение МСКО требует от специалиста глубокого понимания содержательных принципов, которые лежали в основе ее разработки. На практике при использовании стандартной классификации совершаются грубейшие ошибки. Так, классификация образовательных программ заменяется классификацией учебных заведений, несмотря на то, что часто в учебных заведениях одного типа может проходить обучение по образовательным программам разных ступеней согласно МСКО в зависимости от возраста учащихся, базового образования, с которым учащиеся поступили в образовательное учреждение, содержания программ, по которым проводится обучение, их предназначения.
Другой распространенной ошибкой является распределение образовательных программ по ступеням МСКО на основе сходства названий национальных программ образования и уровней МСКО. Следует помнить, что образовательные программы и учебные заведения с одинаковым названием в разных странах существенно различаются. Достаточно привести следующий пример: название старшей школы в США «high school» (высшая школа).
Ниже представлена таблица соответствия российских образовательных программ уровня образования в рамках МСКО-97:
Название ступени по МСКО-97 Эквивалент в Российской системе образования
1 2
МСКО 0 -ДОНАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Начальная стадия организованного обучения, предназначенная прежде всего к подготовке маленьких детей к обучению в условиях школы Дошкольное образование
МСКО 1 - НА ЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Предназначено для того, чтобы дать учащимся базовые знания в области чтения, письма и математики Начальное образование
Пр одолжение таблицы
1 2
МСКО 2 - НИЖНЯЯ СТУПЕНЬ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Нижняя ступень среднего образования в целом продолжает базовые программы начального уровня, но обучение в большей степени осуществляется по отдельным предметам, часто предполагает более специализированный преподавательский состав, который проводит занятия по своей специализации Основное общее образование
МСКО З - ВЕРХНЯЯ СТУПЕНЬ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Обучение организовано в большей степени по предметам, чем на уровне МСКО 2, и преподаватели обычно имеют более высокий уровень квалификации по отдельным предметам, чем на уровне МСКО 2
МСКО ЗА - Программы предназначены для обеспечения последующего продолжения обучения по программам МСКО 5А Среднее (полное) общее образование в общеобразовательной школе
МСКО 3В - Программы разработаны для обеспечения продолжения обучения по программам МСКО 5В Среднее профессиональное образование на базе основной школы (первые 2 года обучения)
МСКО 3С - Программы не предназначены для непосредственного перехода к программам МСКО 5В или 5А. Эти программы обеспечивают прямой выход на рынок труда Начальное профессиональное образование на базе основной школы, дающее и не дающее диплом о полном среднем образовании
МСКО 4 - ПОСЛЕСРЕДНЕЕ НЕТРЕТИЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Эти программы находятся на границе между верхней ступенью среднего и третичным образованием. Обычно эти программы не намного более продвинуты, чем программы МСКО 3 и служат, чтобы расширить знания учащихся, которые уже освоили программы уровня МСКО 3. Учащиеся обычно старше, чем на уровне МСКО 3 Начальное профессиональное образование на базе полной средней школы
МСКО 5 - ПЕРВАЯ СТАДИЯ ТРЕТИЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ По содержанию программы этого уровня являются более продвинутыми по сравнению с МСКО 3 и 4
Программы МСКО 5В являются в целом более практико/техническо/профессионально ориентированными, чем программы МСКО 5А Среднее профессиональное образование
Программы МСКО 5А носят в значительной степени теоретический характер и готовят учащихся к последующему переходу на следующую ступень образования или занятие профессией, требующие высоких профессиональных навыков Высшее профессиональное образование (подготовка бакалавров, специалистов и магистров)
МСКО 6 - ВТОРАЯ СТАДИЯ ТРЕТИЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ведущая к получению ученой степени) Этот уровень выделен для программ третичного образования, которые ведут к получению ученой степени. Они посвящены углубленному изучению отдельных дисциплин и самостоятельным исследованиям Послевузовское образование — аспирантура, докторантура
В данной статье были рассмотрены лишь самые основные принципы и методологические приемы, которые позволяют корректно проводить международные сравнения данных по образованию. Помимо
них существует и единая для всех стран система образовательных индикаторов, и унифицированная методология их расчета, и другие тонкости подобной аналитической работы, которыми ни в коем случае
нельзя пренебрегать. Только в этом случае междуна- мент аналитика и управленца, способный повысить
родная статистика из набора привлекательных, но бес- эффективность и обоснованность управленческих
полезных цифр превратится в действенный инстру- решений, применяемый на практике.
Список литературы
1. Global Education Digest 2008. Montreal: UNESCO Institute for Statistics, 2008.
2. Education for All Global Monitoring report 2008 / Education for All by 2015, will we make it? Paris: UNESCO, 2008.
3. Education Counts/ Benchmarking Progress in 19 WEI Countries. World Education Indicators - 2007. Montreal: UNESCO Institute for Statistics, 2007.
4. Education at a Glance 2008. OECD Indicators. Paris: OECD Publishing, 2008.
5. Human development report 2008. The United Nations Development Programme (UNDP). N.Y.: OXFORD University Press, 2008.
6. World development report 2008. The International Bank for Reconstruction and Development / The World Bank. N.Y.: OXFORD University Press, 2008.
7. Системы образования регионов России: Сравнительный анализ на основе международных индикаторов / М. Л. Агранович, Л. Н. Жарова, О. Н. Кожевникова. М.: Аспект Пресс, 2004. 66 с., ил.
8. Российское образование в контексте международных показателей. 2004: Сопоставительный доклад / М. Л. Агранович, А. В. Полетаев, А. В. Фатеева. М.: Аспект Пресс, 2005. 76 с., ил.
9. Российское образование в контексте международных показателей. 2008: Сопоставительный доклад / М. Л. Агранович, А. В. Полетаев, А. В. Фатеева. М.: Логос, 2008. 108 с., ил.
10. www.cbr.ru - Центральный банк Российской Федерации. Официальный сайт.
Фатеева А. В., старший научный сотрудник.
Центр мониторинга и статистики образования Федерального института развития образования.
Ул. Черняховского, 9, г. Москва, Московская область, Россия, 125319.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 20.05.2009
A. V Fateeva
INTERNATIONAL EDUCATION STATISTICS: WHAT DATA AND HOW TO USE IT?
Actual issues of the education statistics using for international comparative analysis are considered in this article.
This is especially significant for Russia today, as the country have launched a wide-scale modernization of the education system. Thus the possibility «to check the course» against the world trends is especially topical.
The main international comparative programmes descriptions and data sources for different national educational systems are given in this publication. It also presents the main necessary conditions that will lead to improvement of the international education data application and the quality of international comparisons. The main of them are: determination of correct average values for comparison with Russian indicators; national education programmes classification in line with International Standard Classification of Education; finance and economic indicators conversion to comparable ones with Purchasing Power Parities application.
Key words: international education statistics, world education indicators, countries grouping by development level of economics, Purchasing Power Parities (PPPs), International Standard Classification of Education (ISCED).
Center for Monitoring and Statistics of Education, Federal Institute for Education Development.
Ul. Chernyakhovskogo, 9, Moscow, Moscow oblast, Russia, 124319.
E-mail: [email protected]