Научная статья на тему 'Классификация секторов услуг и подсекторов образовательных услуг, сопоставление ее с классификациями, отвечающими законодательной и нормативно-правой базе системы образования РФ и МСКО'

Классификация секторов услуг и подсекторов образовательных услуг, сопоставление ее с классификациями, отвечающими законодательной и нормативно-правой базе системы образования РФ и МСКО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
374
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА / КЛАССИФИКАЦИЯ СЕКТОРОВ УСЛУГ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATIONAL SERVICE / CLASSIFICATION OF SECTORS OF SERVICES / ECONOMIC THEORY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбунова Е. М., Ларионова Н. М., Мешкова Т. А., Перфильева О. В., Шадрикова А. П.

В статье предлагается авторская классификация секторов услуг и подсекторов образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горбунова Е. М., Ларионова Н. М., Мешкова Т. А., Перфильева О. В., Шадрикова А. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSIFICATION OF SECTORS OF SERVICES AND SUBSECTORS OF EDUCATIONAL SERVICES, COMPARISON HER WITH CLASSIFICATIONS ADEQUATE LEGISLATIVE AND

In article the authors classification of sectors of services and ansectors of educational services is offered.

Текст научной работы на тему «Классификация секторов услуг и подсекторов образовательных услуг, сопоставление ее с классификациями, отвечающими законодательной и нормативно-правой базе системы образования РФ и МСКО»

тасования региональной политики в сфере образования, согласования функций и процессов производства и потребления образовательных услуг и их направленностью на обеспечение воспроизводственных процессов региона.

Библиографический список

1. Буслова, Е.В. Особенности регулирования образовательных отношений на уровне дошкольного образования / Е.В. Буслова, З.П. Дацинская // Ежегодник российского образовательного законодательства. - М.: ФЦОЗ, 2006. - С. 85.

2. Иноземцев, В. Очерки истории экономической общественной формации. - М.: Таурус Альфа, 1996. - С. 15.

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Высшее образование сегодня. -2002. - № 2. - С. П-ХТУ

4. Курс экономической теории / под ред. А. В. Сидоровича. - М.: Изд-во «ДИС», 1997. - С. 56.

5. Сорокова, М.Г. Современное дошкольное образование: США, Германия, Япония: актуальные проблемы и пути развития. - М.: Просвещение, 1998. -С. 128

6. Сорос, Дж. Кризис мирового капитализма. Открытое общество в опасности / пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 1999. - XXVI, 262 с.

7. Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста от 19.09.1997 г /http://www.edu.ru.

8. Чекмарев, В.В. Экономические проблемы сферы образования: моногр. / под ред. М. И. Скар-жинского. - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 1996. - Ч. II. - Т. 2. - С. 26.

Примечания

^Аналитические материалы: по материалам федерального портала Российское образование / http:/ /www. edu.ru.

2 Аналитические материалы... // http://www. edu.ru.

3 Дошкольные образовательные учреждения / Федеральная служба статистики / http://www.gks.ru/ free_doc/2005/b05_13/07-05.htm

4 1932,1940,1950 гг. - млн. человек.

5 Резолюция по итогам работы дискуссионного клуба Федерации психологов образования России «Предшкольная подготовка: возможности и проблемы», 7 июня 2005 года. // Психологическая наука и образование. - 2005. - № 2. - С 32-48.

6 Управление качеством вариативной системы дошкольного образования: актуальные проблемы и перспективы развития. Тезисы выступлений участников межрегиональной научно-практической конференции. - Ростов-на-Дону: МО ПО РО, 2004. - С. 144

Asadulina I. G.

THE SUBJECTS OF THE ATTITUDES OF MANUFACTURE AND CONSUMPTION OF EDUCATIONAL SERVICES IN SOCIO ECONOMIC SYSTEM OF REGION

In article the author’s classification of the subjects of manufacture and consumption of educational services is offered.

Key words: educational services, manufacture of educational services, subjects and objects of sphere of education.

удк 338.46 Горбунова Е. М., Ларионова Н. М., Мешкова Т. А.,

Перфильева О. В., Шадрикова А. П., Шумилов В. М. КЛАССИФИКАЦИЯ СЕКТОРОВ УСЛУГ И ПОДСЕКТОРОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ, СОПОСТАВЛЕНИЕ ЕЕ С КЛАССИФИКАЦИЯМИ, ОТВЕЧАЮЩИМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ И НОРМАТИВНО-ПРАВОЙ БАЗЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РФ И МСКО

В статье предлагается авторская классификация секторов услуг и подсекторов образовательных услуг.

Ключевые слова: Образовательная услуга, классификация секторов услуг, экономическая теория образования.

Генеральное соглашение о торговле услу- как «услуги», включающие любую услугу в лю-гами (ГАТС), не конкретизируя определения по- бом секторе, за исключением услуг, поставляе-нятия «услуга», в ст. I п. 3 характеризует услуги мых при осуществлении функций правитель-

© Горбунова Е. М., Ларионова Н. М., Мешкова Т. А., Перфильева О. В., Шадрикова А. П., Шумилов В. М., 2009

ственной власти, а «услугу, поставляемую при осуществлении функций правительственной власти», характеризует как любую услугу, которая поставляется на некоммерческой основе и не на условиях конкуренции с одним или несколькими поставщиками услуг.

Однако Руководство по статистике международной торговли услугами, разработанное совместно ООН, Европейской комиссией, Международным валютным фондом (МВФ), Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Конференцией ООН по торговле и развитию и ВТО [2] для обеспечения согласованной концептуальной основы, в рамках которой страны могут структурировать и распространять собираемые ими статистические данные о международной торговле услугами, приводит два определения понятия услуги. Согласно руководству, «термин «услуги» охватывает разнородный круг нематериальных продуктов и видов деятельности, которые с трудом поддаются простому определению. Зачастую бывает также сложно отделить услуги от товаров, с которыми они могут быть в той или иной степени связаны». Такое употребление термина услуги, как правило, соответствует Системе национальных счетов (СНС) 1993 г., где дается следующее его определение: «Услуги не могут принимать форму материальных объектов, на которые могли бы распространяться права собственности. Реализация услуг и их производство неотделимы друг от друга. Услуги представляют собой результат разнородной деятельности, осуществляемой производителями по заказу потребителей и обычно ведущей к изменению состояния единиц, потребляющих эти услуги. Момент завершения производства услуг совпадает с моментом предоставления этих услуг потребителям» [2].

Далее в СНС 1993 г. это относительно простое определение уточняется следующим образом: «Целая группа отраслей, обычно классифицируемая как сфера услуг, занимается производством продукции, которой свойственны многие из характеристик товаров. В эту группу входят отрасли, имеющие отношение к предоставлению, хранению, передаче и распространению информации, оказанию консультационных услуг и организации досуга в самом широком смысле этих понятий, т.е. речь идет о создании информационных программ на общие или специальные темы, подготовке выпусков новостей, материалов кон-

сультационного характера, разработке программного обеспечения, создании кинофильмов, музыкальных программ и т.д. Продукция этих отраслей, в отношении которой могут устанавливаться права собственности, часто хранится на материальных носителях (бумага, магнитные ленты, диски и т.д.); она может продаваться и покупаться так же, как обычные товары. Независимо от того, как характеризуются эти продукты - как товары или как услуги, - они обладают очень важной общей характеристикой: они могут производиться одной единицей и поставляться другой единице, делая таким образом возможными разделение труда и создание рынков [2]».

Для классификации продуктов или выпускаемой отраслью продукции СНС 1993 г. рекомендует применять Классификацию основных продуктов ООН (КОП). Услуги обычно классифицируются согласно разделам 5-9 СРС, версия 1.0. Для классификации этой отрасли СНС 1993 г рекомендует применять Международную стандартную классификацию всех видов экономической деятельности (МСОК) (3-й пересмотренный вариант). На практике отрасли сферы услуг (или виды деятельности) соответствуют указанным в разделах G-Q МСОК. В Руководстве по платежному балансу (РПБ5) концепция услуг в принципе совпадает с используемой в СНС 1993 г концепцией, однако по практическим соображениям оценки международная торговля услугами между резидентами и нерезидентами включает торговлю некоторыми товарами, такими, как покупаемые приезжими и приобретаемые посольствами. Вместе с тем при определенных обстоятельствах международная торговля товарами может включать неподдающу-юся выделению стоимость услуг, таких, как страхование, контракты на техническое обслуживание, транспортные расходы, роялти и упаковка. Примерами деятельности, относимой к категории услуг, являются оптовая и розничная торговля, некоторые виды ремонтных работ, гостиничное обслуживание, общественное питание, транспортные услуги, почтовые услуги, услуги в области телекоммуникаций, финансовые услуги, страховые услуги, услуги в сфере недвижимости, аренда имущества, компьютерные услуги, услуги по проведению исследований, профессиональные услуги, маркетинг и другие деловые услуги, услуги государственных учреждений, услуги в области образования, здравоохранения, социального обеспечения, санитарии, коммунального обслуживания,

аудиовизуальные услуги, услуги в сфере культуры и отдыха, услуги частным лицам и услуги по ведению домашнего хозяйства.

Для целей регулирования торговли услугами в рамках ВТО все услуги классифицированы в рамках 12 секторов ГАТС[1]:

- деловые услуги;

- услуги в области связи и аудиовизуальные услуги;

- строительные и связанные с ними инженерные услуги;

- дистрибьюторские услуги;

- услуги в области образования;

- услуги, связанные с защитой окружающей среды;

- финансовые услуги;

- услуги в области здравоохранения и социального обеспечения;

- туризм и услуги, связанные с путешествиями;

- услуги по организации досуга, культурных и спортивных мероприятий (кроме аудиовизуальных услуг);

- транспортные услуги;

- прочие услуги, не вошедшие в перечисленные выше.

Каждый сектор делится на подсекторы. Всего Классификатор услуг насчитывает 155 подсекторов. Необходимо при этом иметь в виду, что данный классификатор не является неотъемлемой частью Соглашения ВТО и носит лишь справочный характер, устанавливая, что «услуга включает любую услугу в любом секторе, за исключением услуг, поставляемых во исполнение государственных полномочий».

В табл. 1 представлено соответствие перечня классифицированных услуг по секторам и классификации основных продуктов для сектора образования[5].

В последние годы ведется интенсивная работа по пересмотру основных экономических классификаций. На своей 37-й сессии, состоявшейся 7-10 марта 2006 г., Статистическая комиссия ООН утвердила проекты четвертого пересмотренного варианта МСОК и второго варианта КОП, просила продолжить проработку пла-

Таблица 1

Соответствие GNS/W/120 - СРС (версия 1.0) и РКУПБ

GNS/W/120 СРС, версия 1.0 РКУПБ

5. Услуги в области образования

А. Услуги в области начального образования

92110 Услуги в области дошкольного образования 895 Услуги в области образования

92190 Прочие услуги в области начального образования 895 Услуги в области образования

В. Услуги в области среднего образования

92210 Услуги в области общего среднего образования 895 Услуги в области образования

92220 Услуги в области среднего образования второй ступени 895 Услуги в области образования

92230 Услуги в области профессионально-технического среднего образования 895 Услуги в области образования

С. Услуги в области высшего образования 895

92310 Услуги в области высшего профессиональнотехнического образования Услуги в области образования

92390 Услуги в области университетского и прочего высшего образования 895 Услуги в области образования

D. Образование для взрослого населения

92900* Прочие услуги в области образования и профессиональной подготовки 895 Услуги в области образования

Е. Прочие услуги в области образования

92900* Прочие услуги в области образования и профессиональной подготовки 895 Услуги в области образования

Примечание. Знак * указывает на то, что данная услуга является компонентом более агрегированной статьи СРС, отнесенной в настоящем классификационном перечне к другим категориям.

нов их внедрения и связанных с ним потребностей в ресурсах, а также просила Статистический отдел ООН подготовить план работы для представления Комиссии на ее 38-й сессии.

На 38-й сессии было принято решение о создании целевой группы по статистике образования, которая работает под эгидой Института статистики ЮНЕСКО. Мандат группы включает разработку концепции статистики образования, анализ и обработку накопленного странами опыта. В июне 2007 г. был выпущен первый проект нового оперативного справочника Международной стандартной классификации образования (МСКО) для проведения внутренних консультаций. Проект будет пересмотрен на основании полученных рекомендаций и затем распространен для международных консультаций в конце 2007 г.

Очевидно, что после завершения всех консультаций и работы по адаптации МСКО,

так же как и в случае с МСОК и КОП, Статистическая комиссия может предложить рассмотреть рекомендуемые сроки внедрения. Такие сроки могут включать следующие основные этапы:

- составление национальных адаптированных классификаций к 2010 г.;

- использование пересмотренных МСКО в статистических программах начиная с 2012 г.

Таким образом, уже на настоящем этапе существенное значение имеет реализация мероприятий по подготовке к переходу на пересмотренные МСКО на национальном уровне и участие в международных консультациях и мероприятиях по созданию статистического потенциала.

В табл. 2 представлено соотношение ступеней образования в действующей МСКО и в российской системе образования.

Таблица 2

Ступень по МСКО 97 Эквивалент в российской системе образования

1 2

МСКО 0 (ISCED 0 - Pre-primary education) Доначальное образование. Предназначено для того, чтобы приучить детей младшего возраста к школьной обстановке. По завершении этих программ дети продолжают образование на первой ступени Дошкольное образование В российской системе образования эта ступень не является собственно образовательной, т.е. ее успешное завершение не выступает параметром , достаточным для получения какого-либо уровня образования. В то же время она вполне соответствует основным характеристикам данной ступени: организована на базе образовательного учреждения и предназначена для подготовки маленьких детей к школе. Данная степень не является образовательной для продолжения обучения на следующем уровне

МСКО 1 (ISCED 1 - Primary education) Образование первой ступени. Предназначено для того, чтобы научить чтению, письму и математике с элементарным пониманием других предметов: истории, географии, естественных и общественных наук, искусства и музыки. В некоторых случаях включается религиозное обучение Начальное общее образование В российской системе образования эта ступень (14-й классы) является первым этапом собственно образования и совпадает с началом этапа обязательного образования в общеобразовательных учреждениях. Данная ступень также охватывает учащихся подготовительных классов, которые в МСКО учитываются в составе доначального уровня МСКО 0. Успешного завершения этой ступени достаточно для достижения уровня начального общего образования. Из показателей данной ступени исключены специальные (коррекционные) образовательные учреждения и классы для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением и вечерние (сменные) общеобразовательные учреждения

Продолжение табл.

1 2

МСКО 2 (ISCED 2 - Lower secondary education) Образование второй ступени, первый этап среднего образования. Содержание образования нацелено на завершение базового образования, которое начинается на первой ступени, формирование фундамента для обучения в течение всей жизни человека; программы характеризуются большей предметной ориентацией при специализации преподавателей. Окончание этой ступени часто совпадает с завершением обязательного школьного образования Основное общее образование В российской системе образования эта ступень (5-9-йклассы общеобразовательных учреждений) -второй этап обязательного образования, успешное завершение которого совпадает с завершением обязательного образования в общеобразовательных учреждениях и является достаточным для достижения основного общего образования. Из показателей данной ступени исключены специальные (коррекционные) образовательные учреждения и классы для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением и вечерние (сменные) общеобразовательные учреждения

МСКО 3 (ISCED 3 - Upper secondary education) Образование третьей ступени, второй этап среднего образования. Обычно начинается на поздних этапах обязательного образования в тех странах, где действует система обязательного образования; характеризуется большей специализацией, чем на нижнем уровне. Программы образования этой ступени обычно требуют завершения обучения примерно в течение 9 лет в эквиваленте полного учебного дня (начиная с первой ступени) либо сочетания образования и профессионального обучения Среднее(полное) общее образование (10-11-й (12-й) классы общеобразовательных учреждений), начальное профессиональное образование Начальное профессиональное образование включено в данную ступень вне зависимости от наличия или отсутствия у учащихся аттестата о среднем (полном) общем образовании

МСКО 4 (ISCED 4 - Post-secondary nontertiary education) Образование четвертой ступени, послесреднее невысшее образование. Программы этой ступени находятся на границе между вторым этапом среднего образования и первым этапом высшего образования, зачастую чуть превосходя программы второго этапа среднего образования, и служат цели расширения полученных ранее знаний; они более специализированы и детализированы и предполагают более сложные практические знания К этой ступени может быть отнесена профессиональная подготовка, которая не сопровождается повышением образовательного уровня (курсы профессионального обучения: компьютерные, бухгалтерские, секретарские и т.п.). К данной ступени также могут быть отнесены подготовительные курсы, организованные с целью поступления в высшие учебные заведения. Статистка не располагает такими данными в полном объеме. Сюда же может быть включено и обучение в учреждениях начального профессионального образования лиц, имеющих среднее (полное) общее образование; в этом случае целесообразно причислять такие программы ко второму этапу среднего образования

МСКО 5В (ISCED 5B - Tertiary-type B education) Образование пятой ступени, первый этап высшего образования, программы 5В. Программы этой ступени не ведут непосредственно к присуждению продвинутой научной квалификации и предусматривают практическую (техническую) профессиональную направленность Среднее профессиональное образование Обеспечивает получение среднего профессионального образования в учреждениях среднего профессионального образования и отделения среднего профессионального образования высших учебных заведений

МСКО 5А (ISCED 5A - Tertiary-type A education) Образование пятой ступени, первый этап высшего образования, программы 5А. Программы этой ступени не ведут непосредственно к присуждению продвинутой научной квалификации и предполагают теоретическую (научноисследовательскую) подготовку, обеспечивающую высокий уровень профессиональной специализации Высшее профессиональное образование Обеспечивает получение высшего профессионального образования в высших учебных заведениях

Окончание табл.

1 2

МСКО 6 (ISCED 6 Advanced research programmes) Образование шестой ступени, второй этап высшего образования. Программы, ведущие к присуждению продвинутой научной квалификации Послевузовское профессиональное образование Подготовка в аспирантуре и докторантуре

Источник: Образование в Российской Федерации: стат. ежегодник МГУ ВШЭ, 2006.

Библиографический список

1. Services Sektoral Classification List. World Trade Organization. MTN.GNS./ W/120. 10 July 1991.

2. Руководство по статистике международной торговли услугами. ООН. Департамент но экономи-

ческим и социальным вопросам. Статистический отдел. Статистические документы. Серия М № 86, ST/ ESA/STAT/SER.M/86, Женева, Люксембург, Нью-Йорк, Париж, Вашингтон, О.К., 2004. Изд-е ООН. В продаже mw№R.02.XVH-ll Нью-Йорк.

Gorbunova E. M., Larionova N. M., Meshkova T. A., Perfileva O. V., Shadrikova A. P., Shumilov V. M. CLASSIFICATION OF SECTORS OF SERVICES AND SUBSECTORS OF EDUCATIONAL SERVICES, COMPARISON HER WITH CLASSIFICATIONS ADEQUATE LEGISLATIVE AND НОРМАТИВНО-RIGHT BASE OF SYSTEM OF EDUCATION OF RUSSIAN FEDERATION AND МСКО

In article the author’s classification of sectors of services and ansectors of educational services is offered.

Key words: educational service, classification of sectors of services, economic theory of education.

УДК 330

Двойных Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

В статье обосновываются закономерности развития экономического потенциала образовательных систем.

Ключевые слова: экономический потенциал, образовательные системы, закономерности развития.

Понятие «экономический потенциал» достаточно ново для экономической теории. Имеются различные его трактовки. Ниже мы предложим свой вариант понимания содержания этого понятия. А вначале попытаемся определить необходимость употребления понятия «экономический потенциал» применительно к образовательным системам. И начнём с того, что в образовательных системах формируется квалификация будущих специалистов. Уровень квалификации специалистов является одним из наиболее важных факторов, определяющих степень раз-

вития хозяйства страны в целом. Долевые значения выпусков и численности специалистов с высшим и средним профессиональным образованием в России (образовательный потенциал -по Л. Ю. Барановой) сопоставим с соответствующими долевыми значениями в США и превосходят эти значения в других странах.

Но что касается качества образования, полученного специалистами в нашей стране, то здесь вопросов больше, чем ответов. Ситуация недофинансирования государственных учреждений профессионального образования - не един-

64

© Двойных Т. В., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.