УДК 94 (430)
Хришкевич Т. Г.
система образования объединенной германии в контексте региональной диспропорции государства1
В статье представлен анализ школьного образования ФРГ во взаимосвязи с уровнем социально-экономического развития регионов. Статья обращается к реформам образования, введению стандартов, обязательных для всех федеральных земель и их влиянию на доступность и качество образования. Статья анализирует сохраняющийся разрыв земель по таким показателям, как уровень зарплат учителей, обеспечение педагогическими кадрами, финансовые возможности школ. Особое внимание уделено исследовательской программе «Новая социальная рыночная экономика» (INSM), которая проводит ежегодный мониторинг состояния образования в ФРГ. Его задача состоит в изучении влияния образовательной системы на рост экономики земель. Автор также рассматривает аспекты «образовательной бедности» и ее взаимосвязь с уровнем компетентности выпускников, относительной бедностью населения и миграционной ситуацией в стране.
Ключевые слова: ФРГ, система образования, региональная диспропорция, мониторинг образования, образовательная бедность.
Объединение Германии в 1990 г. поставило перед правительством целый спектр задач, одной из которых являлось перенесение западных социальных норм на Восточную Германию. На протяжении следующих лет единства был проведен значительный комплекс реформ, одной из которых стало совершенствование системы образования. Структурные изменения в этой области шли параллельным курсом с реформами федеративной системы (2006 и 2009 гг.), меняя соотношение компетенций между федеральным центром и землями. Передача образования в сферу компетенции земель до некоторой степени поставила его в зависимость от материальных возмож-
1 Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ, исследовательский проект № 17-01-00190-0ГН «Региональная диспропорция современной Германии: сравнительный анализ социальных индикаторов».
ностей субъектов федерации. К настоящему времени земли (с участием муниципалитетов) финансируют почти 86 % всех государственных расходов на образование в целом. Учитывая сохраняющуюся социально-экономическую региональную диспропорцию между восточными и западными землями, их возможности в сфере образования оказались различными.
Федеральное агентство по гражданскому образованию ФРГ (Die Bundeszentrale für politische Bildung, BPB) при оценке уровня развития государства использует образование как социальный индикатор наряду с такими показателями, как бедность, продолжительность жизни, энергопотребление на душу населения и здравоохранение2. Сотрудник Фонда имени Ф. Эберта Л. Витте предлагает рассматривать грамотность населения в числе 10 основных социальных индикаторов, характеризующих социальное развитие государства3: ВВП на душу населения, здоровая средняя продолжительность жизни, уровень относительной бедности населения, количество осужденных взрослых и др. Социальные индикаторы могут являться также показателем региональной диспропорции государства, позволяя раскрыть ее социально-экономические аспекты.
Важность темы образования для объединенной Германии подтверждает интерес, появившийся в общественно-политическом дискурсе по результатам переписи населения, проведенной в 2011 г. (Zensus 2011). Перепись показала, что 3,2 млн. человек, проживающих в стране, не имели законченного школьного образования. Это составило 4,7 % от общей численности населения. 26,6 % не имели законченного профессионального образования. Только 35,9 % населения старше 15 лет закончили основную среднюю школу или восемь классов народной школы (Volksschulabschluss), а 28,9 % закончили реальное училище (Realschule)4. Таким образом, во-
2 Scizia^ Indikatoren. [Elektronische Ressource]: URL: http://www. bpb.de/internationales/weltweit/megastaedte/64756/soziale-indikato-ren (Behandlungsdatum: 27.04.2018).
3 Храмцов А. Ф. Роль социального государства в развитии общества // Социальная Европа в XXI веке / Под ред. М. В. Каргаловой. М., 2011. С. 209-210.
4 Bildung der Bevölkerung. Ausgewählte Tabellen des Zensus mit Stichtag 9. Mai 2011 /Erwerbstätigkeit, Bildung. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.destatis.de/DE/Methoden/Zensus_/Zensus. html (Behandlungsdatum: 10. 04.2018).
прос о том, какая федеральная земля имеет лучшую систему образования, до сегодняшнего дня продолжает оставаться на повестке дня.
Трансформация системы школьного образования в начале XXI в. шла по целому ряду направлений: реструктуризация трехуровневой системы средних общеобразовательных школ, сокращение продолжительности обучения, разработка общеобразовательных стандартов. Несмотря на рост финансирования (например, в 2014 г. он составил в совокупности 267 млрд евро, а в 2015 г. — 275 млрд евро5), в сфере образования сохраняется целый ряд проблем. Стандарты образования, признанные обязательными для всех федеральных земель и ориентированные на международные стандарты качества, должны были увеличить единообразие при проведении выпускных школьных экзаменов. Их цель — повыпшение сравнимости требований и трудовой мобильности семей6. Стандарты, разработанные Конференцией министров культуры для начальной и средней школы в 2004 и 2007 гг.7 ставили целью не только содержательные, но и управленческие новации. Несмотря на преобразования, в ФРГ по-прежнему существуют 16 моделей школьного образования.
Необходимость продолжения и углубления реформ в данной области подтвердили результаты переписи населения. Решение этих задач стало целью как государства, так и отдельных земель. Причем если унификация вытускных экзаменов постепенно выравнивает земли, то материальные аспекты менеджмента школьного образования сохраняют региональную дифференциацию в таких вопросах как: обеспеченность педагогическими кадрами; материально-техническая база (невозможность систематического ремонта школьных зданий,
5 Budget für Bildung, Forschung und Wissenschaft 2014/2015. [Elektronisehe Ressource]: URL: https://www.destatis.de/DE/Publikatio-nen/Themаtisch/BildungForschungKultur/BildungKulturFinanzen/Bil-dungsausgabenPDF_5217108.pdf?_blob=publicationFile (Behandlungsdatum: 09.04.2018).
6 Романова Е. В. Немецкие реформы в сфере образования и науки в XXI веке // Современная Германия. Экономика и политика /Под ред. В. Б. Белова. М., 2015. С. 161.
7 Bildungsstandards der Kultusministerkonferenz. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.kmk.org/themen/qualitaetssicherung-in-schulen/bildungsstandards.html#c2604 (Behandlungsdatum: 09.04.2018).
оснащение компьютерной техникой, качество школьного питания); сохраняющаяся разница в оплате учителей; продолжительность пребывания учеников в школах и др.
Анализ содержания региональной диспропорции по данным аспектам показывает сохраняющийся разрыв между землями, однако, не являющийся резко полярным. Так, уровень зарплат учителей гимназий на востоке и западе Германии отличается, но незначительно. В частности, по данным портала государственной службы ФРГ в 2017 г. Северном Рейн-Вестфалии она составляла 4 048 евро в месяц, в Баварии — 4 032, в Бремене — 3 979, Гессене — 3 919 евро. В восточных землях самые низкие зарплаты в Мекленбурге-Передней Померании — 3 613, Тюрингии — 3 881 евро. В тоже время, самые высокие зарплаты у учителей в Берлине — 5 000 евро8.
Более заметна связь экономического положения регионов с проблемами образования в вопросах обеспечения педагогическими кадрами. Здесь присутствует общая для рынка труда тенденция — изменение численности занятых на неполный рабочий день. На востоке, например, в Саксонии-Анхальт их количество составляет 75 % от доли штатных преподавателей, тогда как в Баден-Вюртемберге и Баварии менее 50 %. Большая часть занятых на неполный рабочий день это женщины: в восточногерманских землях 67-78 %, в западногерманских — 51-58 % (по данным за 2014 г.)9. Обеспеченность педагогическим кадрами взаимосвязана с формальными показателями: разницей в количестве населения, школ и учащихся.
Регистрируется разрыв между финансовыми возможностями школ, так как почти все объекты находятся в государственной собственности федерального правительства, земель и муниципалитетов. В целом, ежегодные потребности на поддержание школ в хорошем состоянии составляют десятки миллиардов евро.
8 Einstiegsgehälter von angestellten und verbeamteten Lehrern je Bundesland. [Elektronische Ressource]: URL: http://www.oeffentlichen-dienst.de/images/pdf/Jahresgehalt.pdf (Behandlungsdatum: 09.03.2018).
9 Bildung in Deutschland 2016. Ein indikatorengestützter Bericht mit einer Analyse zu Bildung und Migration.KG, Bielefeld, 2016. S. 85. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.bildungsbericht.de/ de/bildungsberichte-seit-2006/bildungsbericht-2016/pdf-bildungsbe-richt-2016/bildungsbericht-2016 (Behandlungsdatum: 09.03.2018).
C 2004 г. Институт немецкой экономики в Кельне (IW) в рамках исследовательской программы «Новая социальная рыночная экономика» (INSM) проводит ежегодный мониторинг состояния образования в ФРГ, задача которого выявить насколько образовательная система земли способствует росту и процветанию экономики земель10. Мониторинг использует 93 показателя, включая доступность школы в течение дня, количество бросивших школы, численность докторов наук, которые пришли преподавать в школу из университета, качество успеваемости и многое другое. Первостепенное значение отводится показателям, способствующим интеграции выпускников в рынки труда. Таким образом, индикаторы измеряют как аспекты образовательной справедливости, так и импульсы системы образования для укрепления экономической базы федеральных земель. В результате исследование предлагает выводы о том, какая земля достигла значительных улучшений в системе образования. Так, по данным мониторинга в 2017 г. наиболее эффективны образовательные системы в Саксонии, Тюрингии, Баварии и Баден-Вюртемберге, Гамбурге и Сааре.
Например, индикатор «доля выпускников школ» дает информацию о выпускниках, не получивших диплома об образовании. По этому показателю на протяжении ряда лет лидируют земли Восточной Германии11. По данным за 20162017 гг. на первом месте находится Саксония-Анхальт (10,3 %), на втором Берлин (9,6 %), на третьем Мекленбург-Передняя Померания (8,3 %). Далее идут Саксония (8,2 %) и Бранденбург (7,5 %). Лучшие показатели демонстрируют Гессен (4,1 %), Бавария и Саар (по 4,6 %). Интересен индикатор «профессиональное образование», который свидетельствует о вкладе системы профессионального образования в улучшение возможностей выпускников на рынках труда, о повышении уровня их подготовки и степени квалификации. Наиболее успешной выглядит ситуация в большинстве западногерманских
10 Wo stehen die Bundesländer beim Bildungscheck? [Elektronische Ressource]: URL: http://www.insm-bildungsmonitor.de (Behandlungsdatum: 27.04.2018).
11 Bildungsgipfel-Bilanz 2014. Die Umsetzung der Ziele des Dresdner Bildungsgipfels vom 22. Oktober 2008. S.8. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.bundestag.de/blob/374892/5cc5464897317e054bd5221b3 bcf67a0/vorlage_expertise-bildungsgipfel-data.pdf (Behandlungsdatum; 10.04.2018).
земель: лидирует Бавария (73,7 %), затем Баден-Вюртемберг (56,9 %), Тюрингия (56,8 %), Бремен (54,1 %), Гамбург (53,0 %). В тоже время худший показатель демонстрирует западный Северный Рейн-Вестфалия (18,4%) и восточные земли — Берлин (31,1 %), Бранденбург (34,9 %), Саксония-Анхальт (39,7 %)12. Вывод мониторинга констатирует: «По всей стране прогресс в системе образования пока не достигнут, по ключевыгм показателям отмечаются даже обратные шаги». В качестве вероятной причины указывается рост числа учеников с «ограниченными возможностями чтения»13.
В связи с этим возникает закономерный вопрос о причине подобного явления. Возможный ответ дает один из самых часто встречающихся индикаторов, упоминаемый в мо-ниторингах14 и научных публикациях15. Это так называемая Bildungsarmut — «образовательная бедность», понимаемая довольно широко. Она трактуется как жизнь в нестабильной ситуации, а также как бедность родителей, которая ограничивает возможности школьника/вытускника. Нередко она понимается как крайне низкий уровень компетентности, вплоть до полной неграмотности. Авторы работ, посвященных образовательной бедности подчеркивают, что неравенство в образовании приводит к массовым социальным отклонениям, таким как исключение из нормальных интеграционных процессов16.
Мониторинг программы INSM по показателю Bildungsarmut использует трактовку «трудности с перехо-
12 Bestandsranking, sortiert nach Berufliche Bildung. [Elektronische Ressource]: URL: http://www.insm-bildungsmonitor.de/2017_best_i_ berufliche-bildung---arbeitsmarktorientierung.html (Behandlungsdatum: 27.04.2018).
13 Bildungsmonitor 2017.Eine Bildungsagenda für mehr Wachstum und Gerechtigkeit. [Elektronische Ressource]: URL: http://www.insm-bildungsmonitor.de/pdf/Forschungsbericht_BM_Langfassung.pdf (Behandlungsdatum: 27.04.2018).
14 Bestandsranking, sortiert nach Bildungsarmut. [Elektronische Ressource]: URL: http://www.insm-bildungsmonitor.de/2017_best_i_bil-dungsarmut.html (Behandlungsdatum: 27.04.2018).
15 Voigt M. Bildungsarmut: Determinanten, Herkunftseffekte und Mechanismen des Hauptschulübertritts. Springer Fachmedien. Wiesbaden, 2017.
16 Bildungsreform als Sozial reform Zum Zusammenhang von Bil-dungs- und Sozialpolitik / Hrsg. M. Opielka. Wiesbaden, 2005. S. 46.
дом в трудовую жизнь из-за отсутствия компетентности»17. В данном случае явной региональной зависимости «восток-запад» не прослеживается. Наиболее позитивной выглядит ситуация в Саксонии, где 97,5 % выпускников не испытывают трудности в дальнейшем определении уровня образования и трудовой деятельности. На втором месте находится Бавария (90,4 %). Далее идут Бранденбург (79,2 %), Тюрингия (79,1 %), Сакония-Анхальт (74,6 %), Шлезвиг-Гольштейн (71,3 %), Ме-кленбург-Передняя Померания (71,3 %), Рейнланд-Пфальц (65,9 %), Баден-Вюртемберг (65,0 %), Саар (63,2 %). Замыкают список Нижняя Саксония (61,8 %), Гессен (60,8 %), Северный Рейн-Вестфалия (47,6 %), Гамбург (41,8 %), Бремен (24,9 %), Берлин (16,4 %). Таким образом, прямой зависимости между индикаторами «профессиональное образование» и «образовательная бедность» у земель нет.
Близкие, но не идентичные показатели демонстрирует Программа международной оценки студентов (Programme for International Student Assessment, PISA). Международный мониторинг обратился к качеству образования в ФРГ в 2000 г. В рейтинге Германия заняла 21 место из 32 стран. На протяжении ряда лет исследование анализировало школьников различных федеральных земель. За основу были взяты такие параметры как грамотность, понимание текстов, математическое и естественно научное базовое образование, коммуникационные навыки. По итогам авторы исследования высказали гипотезу о взаимосвязи между уровнем относительной бедности населения в землях и долей малообразованных учащихся18. Согласно данным Института германской экономики в Кельне, по уровню бедности в Германии «лидируют» восточные земли: Берлин, Саксония-Анхальт, Саксония, Мекленбург-Передняя Померания. В целом, показатель уровня бедности на западе ФРГ заметно ниже, чем на востоке, что объясняется большими возможностями для трудоустройства и более высоким уровнем доходов. Так, в Северном Рейн-Вестфалии за чертой уровня бедности находится 17,5 % населения (по данным 2015 г.), в Баварии — 11,6 %, в Баден-Вюртемберге — 11,8 %. В то время как
17 Dynamikranking, sortiert nach Bildungsarmut. [Elektronische Ressource]: URL: http://www.insm-bildungsmonitor.de/2017_dyn_i_bil-dungsarmut.html (Behandlungsdatum: 27.04.2018).
18 Voigt M. Op. cit. S. 36.
на Востоке: в Берлине — 22,4 %, Саксонии — 18,6 %, Меклен-бург-Передней Померании — 21,7 %19. Однако в какой степени уровень доходов семьи влияет на посещаемость школы и качество успеваемости исследование не показало. Подобные вопросы только ставятся, но пока недостаточно эмпирических данных для объективных выводов.
Наиболее очевидно влияние Bildungsarmut в миграционном контексте. Учитывая такие факторы как более высокий уровень безработицы у лиц с миграционным фоном и более низкий уровень доходов семей, детей мигрантов возможно рассматривать как группу риска. Так, например, на основе официальной статистики федеральной земли Баден-Вюртем-берг выпявляется существенное неравенство между учащимися с миграционным фоном и без него. Только 58,9 % детей мигрантов переходят из начальной школы в основную20.
В мониторинге INSM коэффициент отсева детей с миграционным фоном показывает, как изменилась доля выгпуск-ников школ без диплома по отношению к общему количеству вытускников школ между 2013 и 2017 гг. Положительная динамика отмечена в Мекленбурге-Передней Померании. Здесь на 78,3 % увеличилось количество школьников из семей с миграционным фоном, получивших аттестат об окончании школы. На втором месте находится Гессен (28,2 %), далее следуют Бремен (17,4 %), Гамбург (16,2 %), Бранденбург (12,5 %), Ба-ден-Вюртемберг (10,6 %), Нижняя Саксония (10 %), Северный Рейн-Вестфалия (1,8 %). Отрицательную динамику, т. е. увеличение числа окончивших без диплома демонстрируют Тюрингия (60,8 %), Берлин (47,9 %), Саксония-Анхальт (42,3 %), Саксония (24,3 %), Бавария (23,1 %), Саар (13,3 %), Шлезвиг-Гольштейн (10,2 %), Рейнланд-Пфальц (8,2 %)21. Следует подчеркнуть, что эти результаты не связаны с общим числом мигрантов в землях. Восточная Германия имеет меньше всего лиц с миграционным фоном (за исключением Берлина, их об-
19 Armer Osten, arme Großstädte. [Elektronische Ressource]: URL: https://de.statista.com/infografik/8305/armut-in-deutschland (Behandlungsdatum: 16.04.2018).
20 Voigt M. Op. cit. S. 38.
21 Dynamikranking, sortiert nach Schulabbrecherquote Ausländer. [Elektronisсhe Ressource]: URL: http://www.insm-bildungsmonitor. de/2017_dyn_i_schulabbrecherquote-auslaender.html (Behandlungsdatum: 27.04.2018).
щая численность насчитывает не более 5 % от общей численности населения в каждой земле)22.
Нельзя отрицать тот факт, что отсутствие образования влияет не только на перспективы на рынке труда и, как следствие, на уровень доходов, но и на интеграцию в общество и будущий социальный статус. В первую очередь, этот тезис касается людей с высшим профессиональным образованием. По данным исследования INSM доход людей, получивших профессиональное образование на 143 тыс. евро выше, чем доход лиц без профессиональной квалификации. Для выпускников училищ разница составляет 267 тыс. евро, для выпускников университетов — 387 тыс. евро23. Однако школьное образование является стартом при выборе жизненного пути, без него поступление в университет невозможно. Уровень образования общества имеет решающее значение: чем он выше, тем выше стабильность занятости и доходов. Раннее детское образование также важно для индивидуального развития детей и имеет решающее значение, как для них, так и для региона. Таким образом, чем лучше образование в регионе, тем более выпускники способствуют процветанию общества. Одновременно с этим тесно связана проблема интеграции детей-мигрантов.
Реформы образования в ФРГ являются одной из граней общего федерального плана выравнивания жизненных стандартов в новых землях до уровня Западной Германии и, в частности, программы "Aufbau Ost". Понимание взаимосвязи уровня образования с экономическим потенциалом регионов привело к тому, что в главном инструменте региональной политики ФРГ — Пакте солидарности II24 ведущее место отводится финансированию инноваций, образования и научных ис-следований25. В 2008 г. в Дрездене состоялся Образовательный
22 Migrantenanteil in Deutschland nach Bundesländern. [Elektronische Ressource]: URL: http://www.statistik-portal.de/BevoelkGebiet/Indikato-ren/BV-BS_migranten.asp (Behandlungsdatum: 27.04.2018).
23 Bildungsmonitor 2017.Eine Bildungsagenda für mehr Wachstum und Gerechtigkeit. S. 58. [Elektronische Ressource]: URL: http://www. insm-bildungsmonitor.de/pdf/Forschungsbericht_BM_Langfassung.pdf (Behandlungsdatum: 27.04.2018).
24 Solidarpakt II — программа финансирования Восточной Германии. Действует с 2005 г. по 2019 г. Является продолжением Solidarpakt I. Состоит из двух частей, так называемых Корзины I и Корзины II. Общая сумма выделяемых средств составляет 156 млрд евро.
25 Jahresbericht der Bundesregierung zum Stand der Deutschen Ein-
саммит (Dresdner Bildungsgipfel), который принял решение об увеличении общей суммы дополнительных расходов до 10 % от ВВП. В первую очередь средства должны были пойти на школьное образование и решение как материальных, так и управленческих задач. Например, на обеспечение устойчивой кадровой политики, медицинской помощи в школах и др. Что в совокупности должно было решить первоочередную задачу Германии - демографическую, особенно заметную в Восточной Германии. Спустя шесть лет, в 2014 г. в бундестаге прошли слушания по итогам выполнения решений Саммита, которые констатировали: «Социальный дисбаланс остается ахиллесовой пятой нашей образовательной системы. Число молодых людей без школьной и профессиональной квалификации остается удручающе высоким... Демографические изменения приводят к сокращению числа трудящихся. Работа, требующая низкой квалификации исчезает... Экономические структурные изменения и технологическое развитие приводят к увеличению требований к навыкам всех сотрудников. Почти все образовательные исследования говорят, что нужно делать: вкладывать средства в качество обучения в раннем детстве... Нам нужно больше хороших школ с мульти-профессиональными командами»26. Данные образовательного аудита показали, что в 2013 г. было не только заметно число выпускников школ без диплома, но и выявилась очевидная региональная диспропорция: на востоке их количество было несколько больше27. Свое решение проблемы предложил директор исследования INSM Хуберт Пелленгар. Учитывая демографическую ситуацию, растущую образовательную бедность, темпы интеграции и особенности цифровой экономики, необходимо увеличивать конкуренцию между системами образования в федеральных землях28.
heit 2017. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.beauftragter-neue-tender^e/B^L/Redaktion/DE / Downloads / Publikationen/ Be-richte/jahresbericht_de_2017.html (Behandlungsdatum: 10.04.2018).
26 Bildungsgipfel-Bilanz 2014. Die Umsetzung der Ziele des Dresdner Bildungsgipfels vom 22. Oktober 2008. S. 3. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.bundestag.de/blob/374892/5cc5464897317e054bd5 221b3bcf67a0/vorlage_expertise-bildungsgipfel-data.pdf (Behandlungsdatum: 10.04.2018).
27 Ibid. S. 8.
28 Fortschritt der Länder stagniert — umfassende Bildungsagenda notwendig! [Elektronische Ressource]: URL: http://www.insm-bildungs-
Состояние образования как социальный индикатор не демонстрирует глубокой региональной диспропорции. Реформы и последовательное выполнение намеченных целей в реализации общенациональных стандартов приводят к тому, что социальная среда все менее влияет на учащихся. Нельзя отрицать положительного воздействия реформ на доступность и качество образования. Введение общенациональных стандартов образования в ФРГ успешно решают три задачи: обеспечить индивидуальное образование и культурную интеграцию, предоставить квалификацию, необходимую для рабочего и профессионального мира, распределить имеющиеся вакансии в соответствии со способностью и возможностями выпускников. Региональная диспропорция постепенно исчезает, сохраняясь преимущественно в диапазоне предметов, типов школ или заключительных экзаменах в гимназиях. В тоже время нельзя отрицать необходимости решения на региональном уровне таких проблем, как сокращение числа молодых людей без свидетельства об окончании школы, сокращение числа молодых людей, не прошедших профессиональную подготовку, расширение участия земель в дальнейшем обучении школьников, увеличение численности учащихся, рост расходов на образование.
Источники
Armer Osten, arme Großstädte. [Elektronische Ressource]: URL: https://de.statista.com/infografik/8305/armut-in-deutsch-land (Behandlungsdatum: 16.04.2018). Bestandsranking, sortiert nach Berufliche Bildung / Arbeitsmarktorientierung [Elektronische Ressource]: URL: http:// www.insm-bildungsmonitor.de/2017_best_i_berufliche-bil-dung---arbeitsmarktorientierung.html (Behandlungsdatum: 27.04.2018).
Bestandsranking, sortiert nach Bildungsarmut. [Elektronische Ressource]: URL: http://www.insm-bildungsmonitor.de/2017_ best_i_bildungsarmut.html (Behandlungsdatum: 27.04.2018). Bildungsgipfel-Bilanz 2014. Die Umsetzung der Ziele des Dresdner Bildungsgipfels vom 22. Oktober 2008. S. 3. [Elektronische Ressоurce]: URL: https://www.bundestag.de/blob/374892
monitor.de/pdf/bildungsmonitor-2017-bundesweit.pdf (Behandlungsdatum: 27.04.2018).
/5cc5464897317e054bd5221b3bcf67a0/vorlage_expertise-bil-dungsgipfel-data.pdf (Behandlungsdatum: 10.04.2018).
Bildungsmonitor 2017. Eine Bildungsagenda für mehr Wachstum und Gerechtigkeit. [Elektronische Ressource]: URL: http:// www.insm-bildungsmonitor.de/pdf/Forschungsbericht_BM_ Langfassung.pdf (Behandlungsdatum: 27.04.2018).
Bildung der Bevölkerung. Ausgewählte Tabellen des Zensus mit Stichtag 9. Mai 2011 /Erwerbstätigkeit, Bildung. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.destatis.de/DE/Metho-den/Zensus_/Zensus.html (Behandlungsdatum: 10.04.2018).
Bildung in Deutschland 2016. Ein indikatorengestützter Bericht mit einer Analyse zu Bildung und Migration. KG, Bielefeld, 2016. S. 85. [Elektronische Ressource]: URL: https://www. bildungsbericht.de/de/bildungsberichte-seit-2006/bildungs-bericht-2016/pdf-bildungsbericht-2016/bildungsbericht-2016 (Behandlungsdatum: 09.04.2018).
Bildungsstandards der Kultusministerkonferenz. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.kmk.org/themen/qualitaets-sicherung-in-schulen/bildungsstandards.html#c2604 (Behandlungsdatum: 09.04.2018).
Budget für Bildung, Forschung und Wissenschaft 2014/2015. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.destatis.de/ DE/Publikationen/Thematisch/BildungForschungKultur/ BildungKulturFinanzen/BildungsausgabenPDF_5217108. pdf?_blob=publicationFile (Behandlungsdatum: 09.04.2018).
Dynamikranking, sortiert nach Bildungsarmut. [Elektronische Ressource]: URL: http://www.insm-bildungsmonitor.de/2017_ dyn_i_bildungsarmut.html (Behandlungsdatum: 28.04.2018).
Dynamikranking, sortiert nach Schulabbrecherquote Ausländer. [Elektronische Ressource]: URL: http://www.insm-bildungs-monitor.de/2017_dyn_i_schulabbrecherquote-auslaender. html (Behandlungsdatum: 27.04.2018).
Einstiegsgehälter von angestellten und verbeamteten Lehrern je Bundesland. [Elektronische Ressource]: URL: http://www. oeffentlichen-dienst.de/images/pdf/Jahresgehalt.pdf (Behandlungsdatum: 09.04.2018).
Fortschritt der Länder stagniert - umfassende Bildungsagenda notwendig! [Elektronische Ressource]: URL: http://www. insm-bildungsmonitor.de/pdf/bildungsmonitor-2017-bun-desweit.pdf (Behandlungsdatum: 27.04.2018).
Jahresbericht der Bundesregierung zum Stand der Deutschen Einheit 2017. [Elektronische Ressource]: URL: https://www. beauftragter-neue-laender.de/BNL/Redaktion/DE/Down-loads/Publikationen/Berichte/jahresbericht_de_2017.html (Behandlungsdatum: 10.04.2018). Migrantenanteil in Deutschland nach Bundesländern. [Elektronische Ressоurce]: URL: http://www.statistik-portal.de/Bevo-elkGebiet/Indikаtоrеn/BV-BS_migranten.asp (Behandlungsdatum: 27.04.2018). Wo stehen die Bundesländer beim Bildungscheck? [Elektronische Ressource]: URL: http://www.insm-bildungsmonitor.de (Behandlungsdatum: 27.04.2018).
Литература
Романова Е. В. Немецкие реформы в сфере образования и науки в XXI веке // Современная Германия. Экономика и политика / Под общ. ред. В. Б. Белова. М., 2015. С. 159-189. Храмцов А. Ф. Роль социального государства в развитии общества // Социальная Европа в XXI веке / Под ред. М. В. Кар-галовой. М., 2011. С. 186-224. Bildungsreform als Sozial reform Zum Zusammenhang von Bil-
dungs- und Sozialpolitik. Wiesbaden, 2005. Soziale Indikatoren. [Elektronische Ressource]: URL: http:// www.bpb.de/internationales/weltweit/megastaedte/64756/ soziale-indikatoren (Behandlungsdatum: 27.07.2017). Voigt M. Bildungsarmut: Determinanten, Herkunftseffekte und Mechanismen des Hauptschulübertritts. Springer Fachmedien. Wiesbaden, 2017.
Хришкевич Татьяна Георгиевна, доцент кафедры всеобщей истории и регионоведения, кандидат исторических наук, доцент (Псковский государственный университет, Псков, Россия); эл. почта: [email protected].
The System of Education in United Germany in the Context of the Regional Disproportion of the State
The article presents the analysis of the German school education in relation to the level of social and economic development of the regions. The article addresses education reforms, the introduction of standards mandatory for all federal lands and their impact on the accessibility and quality of education. Despite the reforms, there is still a gap in terms of such indicators as the level of teachers' salaries, the provision of pedagogical
personnel, and the financial capabilities of schools. Particular attention is paid to the research program "New social market economy" (INSM), implemented by the Institute of German Economics in Cologne. The annual monitoring of the study analyzes the state of education in the FRG. Its task is to study the influence of the educational system on the growth of the land economy. The article also examines aspects of educational poverty and its relationship with the level of graduates' competence, relative poverty of the population and the migration situation in the country. The state of education as a social indicator does not demonstrate a significant regional imbalance. Reforms and consistent implementation of the goals set in the implementation of national standards lead to the fact that the social environment is increasingly affecting students. It is impossible to deny the positive impact of reforms on the accessibility and quality of education. The national standards of education in Germany successfully solve three tasks: to provide individual education and cultural integration, to provide the qualifications necessary for the working and professional world, and to distribute the available vacancies in accordance with the ability and capabilities of graduates. The regional disproportion gradually disappears, remaining mainly in the range of subjects, types of schools or final examinations in gymnasiums.
Key words: Germany, the education system, regional disproportion, monitoring of education, educational poverty.
Tatiana Khrishkevich, Associate Professor of the Department of World History and Area Studies, Candidate of Historical Sciences, Docent (Pskov State University, Pskov, Russia); e-mail: [email protected].
References
Primary Sources
Armer Osten, arme Großstädte. [Elektronische Ressource]: URL: https:// de.statista.com/infografik/8305/armut in deutschland (Behandlungsdatum: 16.04.2018).
Bestandsranking, sortiert nach Berufliche Bildung / Arbeitsmarktorientierung [Elektronische Ressource]: URL: http://www.insm-bildungsmo-nitor.de/2017_best_i_berufliche-bildung—arbeitsmarktorientierung. html (Behandlungsdatum: 27.04.2018).
Bestandsranking, sortiert nach Bildungsarmut. [Elektronische Ressource]: URL: http://www.insm -bildungsmonitor.de/2017_best_i_bildungs-armut.html (Behandlungsdatum: 27.04.2018).
Bildungsgipfel-Bilanz 2014. Die Umsetzung der Ziele des Dresdner Bildungsgipfels vom 22. Oktober 2008. S. 3. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.bundestag.de/blob/374892/5cc5464897317e054b d5221b3bcf67a0/vorlage_expertise-bildungsgipfel-data.pdf (Behandlungsdatum: 10.04.2018).
Bildungsmonitor 2017. Eine Bildungsagenda für mehr Wachstum und Gerechtigkeit. [Elektronische Ressource]: URL: http://www.insm bil-
dungsmonitor.de/pdf/Forschungsbericht_BM_Langfassung.pdf (Behandlungsdatum: 27.04.2018).
Bildung der Bevölkerung. Ausgewählte Tabellen des Zensus mit Stichtag 9. Mai 2011 /Erwerbstätigkeit, Bildung. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.destatis.de/DE/Methoden/Zensus_/Zensus. html (Behandlungsdatum: 10.04.2018).
Bildung in Deutschland 2016. Ein indikatorengestützter Bericht mit einer Analyse zu Bildung und Migration. KG, Bielefeld, 2016. S. 85. [Elek-tronisshe Ressource]: URL: https://www.bildungsbericht.de/de/ bildungsberichte-seit-2006/bildungsbericht-2016/pdf-bildungsbe-richt-2016/bildungsbericht-2016 (Behandlungsdatum: 09.04.2018).
Bildungsstandards der Kultusministerkonferenz. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.kmk.org/themen/qualitaetssicherung-in-schu-len/bildungsstandards.html#c2604 (Behandlungsdatum; 09.04.2018).
Budget für Bildung, Forschung und Wissenschaft 2014/2015. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.destatis.de/DE/Publikationen/ Thematisch/BildungForschungKultur/BildungKulturFinanzen/Bil-dungsausgabenPDF_5217108.pdf?_blob=publicationFile (Behandlungsdatum: 09.04.2018).
Dynamikranking, sortiert nach Bildungsarmut. [Elektronische Ressource]: URL: http://www.insm-bildungsmonitor.de/2017_dyn_i_bil-dungsarmut.html (Behandlungsdatum: 28.04.2018).
Dynamikranking, sortiert nach Schulabbrecherquote Ausländer. [Elektronische Ressource]: URL: http://www.insm-bildungsmonitor. de/2017_dyn_i_schulabbrecherquote-auslaender.html (Behandlungsdatum: 27.04.2018).
Einstiegsgehälter von angestellten und verbeamteten Lehrern je Bundesland. [Elektronische Ressource]: URL: http://www.oeffentli-chen dienst.de/images/pdf/Jahresgehalt.pdf (Behandlungsdatum: 09.04.2018).
Fortschritt der Länder stagniert — umfassende Bildungsagenda notwendig! [Elektronische Ressource]: URL: http://www.insm-bildungsmo-nitor.de/pdf/bildungsmonitor 2017 bundesweit.pdf (Behandlungsdatum: 27.04.2018).
Jahresbericht der Bundesregierung zum Stand der Deutschen Einheit 2017. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.beauftragter neue la-ender.de/BNL/Redaktion/DE/Downloads/Publikationen/Berich-te/jahresbericht_de_2017.html (Behandlungsdatum: 10.04.2018).
Migrantenanteil in Deutschland nach Bundesländern. [Elektronische Ressource]: URL: http://www.statistik-portal.de/BevoelkGebiet/Indi-katoren/BV BS_migranten.asp (Behandlungsdatum: 27.04.2018).
Wo stehen die Bundesländer beim Bildungscheck? [Elektronische Ressource]: URL: http://www.insm-bildungsmonitor.de (Behandlungsdatum: 27.04.2018).
Secondary Sources
Romanova E. V. Nemeckie reformy v sfere obrazovanija i nauki v XXI veke // Sovremennaja Germanija. Ekonomika i politika / Pod obshh. red. V. B. Belova. M., 2015. S. 159-189.
Hramcov A. F. Rol' social'nogo gosudarstva v razvitii obshhestva // Social'naja Evropa v XXI veke / Pod red. M. V. Kargalovoj. M., 2011. S. 186-224.
Bildungsreform als Sozial reform Zum zusammenhang von Bildungs-und Sozialpolitik. Wiesbaden, 2005.
Soziale Indikatoren. [Elektronische Ressource]: URL: http://www.bpb. de/internationales/weltweit/megastaedte/64756/soziale-indikato-ren (Behandlungsdatum: 27.07.2017).
Voigt M. Bildungsarmut: Determinanten, Herkunftseffekte und Mechanismen des Hauptschulübertritts. Springer Fachmedien. Wiesbaden, 2017.